ХРИСТИАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
«Вдунул Бог дыхание жизни, и стал человек по образу Божию»
«Наш труд и старание, а созидает и возвращает Бог благодатью Пресвятого Духа, по вере в Господа»
«Сколько пишут и толкуют о воспитании! Между тем, в слове Божием всё оно определено несколькими словами. Возьмись только осуществить предписанное, и воспитание само собою пойдёт успешно к цели».
(Епископ Феофан)
Оглавление
ВВЕДЕНИЕУСЛОВИЯ УСПЕХА В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ
Семейный христианин должен духовно бороться не только за себя, но и за свою семью — супругу и детей. Цель воспитания детей: «чтобы дети выросли в непоколебимой вере живыми членами Церкви, чтобы в душе их «изобразился Христос» (Галл. 4, 19), чтобы более всего в мире они возлюбили Бога, а «ближнего своего, как самого себя» (Мт. 22, 37-40), и целью своей жизни ставили «стяжание Духа Святого Божия» (из слов преп. Серафима Саровского)». Все остальное приложится…
Глава 1
Спасение душ родителей более всего зависит от детей
Воспитание детей — задача первостепенной важности в деле нашего спасения.
Тяготится детьми или роптать на них — тяжкий грех пред Господом. Это может окончится потерей детей..
Оставлять детей ради служения Господу можно лишь в исключительных случаях и по особому промыслу Божию. Прежде всего их надо вырастить в благочестии и найти надежное попечение.
«Не много спросится на будущем суде с матери, если только она с любовью и самоотвержением несла крест чадородия и воспитания детей».
На страшном суде мы будем спрошены: «Где дети ваши?» Все ли мы делаем от нас зависящее для воспитания детей? «Горе — если у родителей дети «сгорят» в безбожии или пороке и в смертных грехах без покаяния…»
Глава 2
Дети и родители — одно целое
«Древо познается по плоду своему» (Лк. 6, 44).
«Есть непостижимая для нас связь души родителей с душою детей» (Еп. Феофан).
Эта связь с момента зачатия ребенка начинает действовать во всех сферах жизни. Питание матери в период кормления грудью, воздержание в супружеской жизни, духовная жизнь всей семьи — все это связано с формированием души ребенка. О детях (также и о невестах) можно судить по их родителям и родители могут узнаваемы быть в детях. «По отношению к родителям детей следует рассматривать как их плоды, выращивать которые поручено им Самим Богом».
«Может случится, что духовная слабость одного из супругов ослабит в какой-то мере всех или некоторых детей», но «в мире Духа закон наследственности восполняется дарами благодати». Нам всячески надо стараться стяжать эту благодать, чтобы иметь успех в воспитании детей, а, возможно, и нескольких поколений.
«Дух веры и благочестия родителей должны почитать могущественным средством к сохранению, воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» (Еп. Феофан).
УСЛОВИЯ УСПЕХА В ДЕЛЕ ВОСПИТАНИЯ
Глава 3
Упорный труд над ребенком — необходимое условие для успеха
«Упорный длительный труд нужны для возделывания пашни и материальной и духовной, и непрерывно и неослабно надо вырывать из ее среды быстро разрастающиеся тернии».
Оставим «личную жизнь» и «личные интересы», развлечения, театры, праздные знакомства, потерю времени на хождение «в гости», светскую, не питающую духа, литературу и т.п.
Время дорого, поторопимся воспитывать ребенка с самого раннего возраста, т.к. «в детстве — сила доверия, простота мягкость, способность к умилению, к состраданию, сила воображения, отсутствие жестокости и окамененности. Это именно та почва, в которой посеянное дает урожай. Потом, когда уже окаменеет, очерствеет душа, воспринятое в детстве может снова ожить, спасти человека. Оттого так важно держать детей ближе к Церкви — это напитает их на всю жизнь» (о. Александр Ельчанинов).
Глава 4
Самоотверженная любовь — основа воспитания
«Любовь не ищет своего» (1 Кор. 13, 5).
Без Господа мы ничего делать не можем, а «Бог есть любовь» (Иоанн 4, 8), поэтому только любовью сможем мы обеспечить доступ к сердцу нашего ребенка. Это кажется естественным, но проверим себя открыв 13 главу 1 Послания к Коринфянам св. Апостола Павла:
«Любовь не раздражается» — А мы?
«Любовь не ищет своего» — А наши запросы на свою «личную жизнь», и «личные интересы», развлечения и т.д.?
Все должно быть с любовью: увещевание, взыскательность, поощрение, наказание…
Пожертвуем собою ради детей и они вернут нам все в свое время сторицею.
Муж — питатель семьи и поэтому не может все свое время проводить в семье. Мать же должна принадлежать только семье и детям. Сторонний заработок матери может быть оправдан только для вдовы, Бог «сира и вдову приимет» (Пс. 145, 9).
«Может быть, нужно встретить бедность и нужду, но они не сравнимы с бедствием разлучения детей от матери». Вместе с тем царь и пророк Давид свидетельствует: «Я был молод и состарился и не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба.» (Пс. 36, 25).
В благочестивой семье не будет деления на поколения, не понимающее одно другое — на «отцов и детей».
«Семья христианина — отец, мать и дети — это образ Святой Троицы на земле», а Святая Троица нераздельна, одно целое. «Истинно любящий живет не собою и не для себя, а тем и для тех, кого любит; его чувства и мысли посвящены только жизни любимых, его душа неотделима от них, и не разность места, ни течение времени не отделяет ее от любимых. Любовь сильнее и смерти, и ни что не может преодолеть или победить любовь».
(Семь факторов духовного возрастания)
«Пустите детей приходить ко Мне» (Мт. 19, 14).
По обычаю Церкви первый раз мы приносим их ко Христу на восьмой день по рождении. В этот день в таинстве Крещения Господь омывает их от первородного греха, снимая с них проклятие, тяготеющее над падшим человеческим родом. В таинстве Миропомазания следующим непосредственно за Крещением, Господь усыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать, которая ставит его, по словам апостола Петра (1 Пет. 2, 9) в число «рода избранного, царственного священства, народа святого».
Духовная жизнь ребенка требует питания. «Господь дарует это питание в таинстве Причащения». «Причащать младенцев следует во время каждой литургии, на которой могут присутствовать родители, и по возможности не реже, как каждый «праздник и воскресение». «Частое причащение ребенка — залог его духовного и телесного здоровья». Даже закон плохой наследственности не имеет силы для часто причащающихся. Был случай, когда долго не говорящий ребенок заговорил во время причащения Святых Таин.
«В тот день, когда причащается дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, без сильных движений… И иногда оно исполняется радостью и игранием духа, в котором готово всякого обнимать, как своего» (Еп. Феофан).
«Пор обычаю Церкви, начиная с четырех лет, младенец уже не должен с утра вкушать пищи или пития до Причащения».
«В возрасте семи лет младенец становится отроком и считается уже ответственным за свои поступки».
С этого времени духовная одежда его начинает покрываться греховными пятнами. Необходимо воспитать в нем духовную чистоплотность — потребность смывать каждый грех в таинстве покаяния — Исповеди, обычно предшествующей причащению. Как только ребенок научится писать, следует приучать его записывать свои грехи, чтобы исповедь была цельной и содержательной.
С 7 лет дети могут причащаться (и исповедоваться) реже чем один раз в месяц, а также по большим праздникам (норма для Дивеевских сестер преподобного Серафима).
Дети, приступающие к таинствам, должны понимать их сущность и передаваемую через них Благодать, и, по мере возрастания шире раскрывать в них понятия о значении таинств.
Таинства укрепляют нашу веру, согревают холод души и нечувствие сердец. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царство Небесное».
«Должно всегда молится» (Лк. 18, 1).
«Молитва — это дыхание духовной жизни». В возрасте около 2 лет «надо прививать ребенку понятие о Боге, как Источнике жизни, всех благ и добра начать учить его молиться». «Пусть ребенок усвоит на всю жизнь, что первым движением его при пробуждении есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова — хвала Творцу («Слава Тебе Господи, слава Тебе»); первая беседа — молитва; … первое вкушение в течение дня — это Причастие или принятие святой воды и освященного хлеба (просфоры, антидора, артоса). При возрастании ребенка первым чтением в течение дня должно быть Евангелие, и первым посещением в праздник — Божий храм
Три формы молитвы для ребенка:
Первые беседы его с Богом должны состоять из «Богородице», и затем из «Отче наш».
Одновременно следует приучить ребенка молиться за близких. Крестному знамению же надо учить еще прежде того, как ребенок сам в состоянии будет делать его (пока собственными руками на его челе). По мере роста ребенка его молитвенное правило должно расти.
Известный минимум — это правило Серафима Саровского для мирян (3 раза: утром, днем, вечером); 3 раза «Отче наш», 3 раза «Богородице», 1 раз «Верую». В увеличении правила нужна постепенность. Качество нашей молитвы низко, его надо восполнять количеством и через количество восходить к качеству (указание святых отцов). Значение молитв должно быть объяснено детям.
Если есть возможность, то правило для семьи надо сделать общим (хозяин дома читает, а все тих за ним повторяют). Можно и хорошо давать читать молитву детям по очереди и следить за внятностью и неторопливостью.
С 7 лет необходимо приучать детей к поклонам — поясным и земным. Усилиями тела дополняется слабость внимания и нечувствие сердца. На молитве нужно стоять прямо и смотреть на иконы, платье молящихся также должно быть в порядке.
Хорошо правило заканчивать общим пением («Заступнице Усердная», «Под Твою милость», тропари семейных Святых, «Все упование мое» и др.).
Чтобы оживить усердие детей к молитве им следует рассказать случаи, когда усердная детская молитва исполнялась Богом, сопровождалась иногда чудесами. Например, преп. Сергию Радонежскому в детстве не давалась грамота, по его слезной молитве он услышал голос: «Встань, ты получил, чего просил». С этого времени он стал понимать книжную мудрость.
Следует разъяснять детям о чем следует молиться и о чем нельзя.
Кроме того, детям следует заучить ряд молитв в течение дня (перед едой и после, перед всяким делом и после него, перед дорогой, благодарения за благодеяния Божии, тропарь своего Святого).
Старец Амвросий Оптинский советует подросшим детям заучить Пс. 90 и Пс. 26.
Надо приучать детей к терпению на Богослужениях, т.к. «тесны врата и узок путь ведущие в жизнь» (Мф. 7, 14). Если Богослужения идут ночью, то и в том случае хорошо там быть ребенку. После службы следует спрашивать ребенка о том, что видел и слышал, контролировать.
Как сделать молитву ребенка (и нашу) непрерывной? Начал дело, говори: «Благослови Господи», кончил дело — говори: «Слава Тебе, Господи» и языком и чувством. Или просто часто говори: «Господи, помилуй», «Владычица, Богородица, помилуй мя», «Ангел Божий, хранителю мой святый, защити меня» или другим словом взывать.
Перед уходом из дома и перед отходом ко сну пусть дети подходят к родителям с просьбой перекрестить их. Это имеет великую охранительную силу.
Примечание: если у отрока есть склонность молиться, то под опытном руководством он может читать Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня грешного». Она помогает ему насаждению в нем Духа Святаго верным и добрым путем.
Темные духи изгоняются постом и молитвою.
Здоровый младенец не постится лишь тогда, когда он питается молоком матери, т.е. примерно до 3-х лет.
Исключение поста может быть только для больных детей. Следует оберегать детей от сластолюбия, неумеренности в еде и приема пищи в неустановленное время. Не всякий раз надо давать есть, когда дитя плачет, а вовремя. Никогда нельзя заставлять его есть насильно, а принятие пищи должно назначаться не ранее появления у детей голода. Нельзя потакать прихотям ребенка в еде, пища же должна быть простой.
Для слабых детей и больных могут быть допущены послабления, отступления от поста. Пощение не должно ожесточать ребенка. Господь сказал: «милости хочу, а не жертвы» (Мат. 9, 13), т.е. воздержание должно быть добровольным, без уныния и ослабление телом.
Глава 8
Пример благочестия родителей
Душа ребенка непроизвольно формируется в созданной для него духовной атмосфере: «Стяжите дух мирен и около вас спасутся тысячи» (Серафим Саровский).
Искусство воспитания состоит в постепенности и непрерывности. Тогда душа ребенка, как цветок расцветет «красотой христианских добродетелей под осияние Божьего Духа». «Плод же духа, — говорит ап. Павел, — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галл. 5, 22-23).
«Отзывчивым и чутким к чужому страданию сформируется сердце ребенка, если он будет постоянным свидетелем, а с летами и участником, дел милосердия, широкой благотворительности, щедрой милостыни, деятельного служения и сострадания ко всем несчастным со стороны его родителей». Нужны живые примеры.
Где свет, под действием которого вырастут цветы добродетелей? Носителями света Христова являются прежде всего праведники: Пусть двери дома нашего будут широко открыты для всех Богомольцев, чтобы дети могли с детства познакомится со всеми видами духовной красоты, и узнать все разнообразие подвигов и крестов, носимых Христа ради. Необходимы и духовые отцы для детей для постоянного общения и решения важнейших вопросов в жизни детей. Так и в выборе крестных родителей, следует руководствоваться прежде всего возможностью их благодатного духовного влияния на крестных детей.
Счастливы дети, участвующие в праздниках Церкви, которые остаются в памяти их на всю жизнь. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами, и семья со своими праздничными обычаями — вот три элемента, озаряющие в памяти ребенка каждый праздник.
Духовное чтение — духовная пища для души, более важная, чем телесная.
Пусть душа ребенка, питается вместе с молитвою духовными рассказами и чтением. Вначале это будут повествования о Евангельских событиях, изложенное языком, понятным для детей. Это чтение удобно совмещать с объяснением предстоящих праздников. Вначале нужно говорить о главном, о сути, а затем уже постепенно о подробностях. Следует делать ударение на фактах, собственных именах, выражениях, составляющих сущность рассказов, спрашивать о них детей. Хорошо дополнять прочитанное иллюстрациями.
После изучения Священного Писания детей следует ознакомить с жизнеописанием наиболее великих святых, сообразуясь с возрастом и индивидуальными склонностями.
Блаженный Иероним советует каждый день прочитывать вместе с родителями несколько страниц из Евангелия и писаний Апостольских.
“Одновременно с чтением чисто духовной литературы дети должны читать и детскую и юношескую литературу – рассказы и повести, описывающие жизнь святых или благочестивых людей” (напр. “Святая юность” Поселянина, повести из жизни первых христиан Евгении Тур, “Камо грядеши”, “Хижина дяди Тома” и т.п.). Это должно читаться понемногу, но систематически, совместно (желательно) с родителями, например, вечером, сопровождая объяснениями, беседами о Боге, вере, подвигах ради Христа. Кроме Нового и Ветхого (вкратце) Заветов детям надо познакомиться с церковной историей, жизнеописанием великих святых и прежде всего тех, имена которых они носят.
Разбирая историю Нового и Ветхого Заветов, следует разбирать их применительно к жизни христиан. Обратим внимание детей на необходимость подготовки себя к нашей ежедневной жертве Богу – молитве, угодной Богу (пример с Авелем и Каином). Укажем детям на ключ к успеху во всех жизненных делах – непрерывно обращаться к Богу за помощью.
Со взрослыми детьми можно уже разбирать символ веры, заповеди Моисея и блаженства. Значения и содержания Таинств, Церковных Богослужений и монашества. Очень важно наставлять детей самим родителям: “Наставления других действуют на ум, а наставления матери – на сердце”.
Чтоб дети не тяготились вечерним чтением им можно заниматься, например, рисованием, вырезанием, вышиванием и т.п., лишь бы эти занятия не были суетливы и не мешали слушать.
Непонятные для детей места можно опускать.
Если нет живых духовных руководителей, то их заменяют книги, на которые не надо жалеть ни труда, ни средств. Св. Писание. Жития святых следует читать периодически, не оставляя, перечитывать.
«Стан твой должен быть свят» (Втор. 23, 14)
Осквернение материи от действия тёмной силы, наговоры вещей, пищи, воды существовало и существует и поныне. Противопоставим всему этому силу святости:
Первые впечатления о предметов священных: икона и свет лампады – для глаз; священные песни – для слуха и проч. Пусть это окружает ребёнка с ранних лет. Пусть он научится владеть крестным знамением – оружием христианина. “Всякое дело начинайте крестным знамением” (Старец Варнава).
Первые христиане осеняли крестным знамением не только себя, но и одежду, постель, пищу, стаканы, утварь домашнюю и жилища, “они делали его, если выходили из дома или снова возвращались домой, если начинали одеваться, садились за стол, ложились в постель, умывались или брали баню”.
“Животворящим крестом пусть осеняются наши двери, наши очи, наши уста, наша грудь и се наши члены” (Св. Ефрем Сирин).
Если ли крест на груди у наших детей? “Есть ли он у их кроваток вместе с изображением Божией Матери и Святого, имя которого они носят?”
Насколько полезно окружение ребёнка священными предметами, настолько и опасно окружение нечистое и скверное – “богоборческих и безнравственных книг, соблазнительных рисунков, картин и скульптурных изображений”. “Известен рассказ про святого которого обошла Божия Матерь (в видении) только потому, что на его полке лежала еретическая книга”.
«Одного старца спросили, как воспитать в себе чувство всегдашнего присутствия Господа. Старец посоветовал поместить в комнате хорошее изображение Господа во весь рост в натуральную величину».
Примечание. Одна женщина хотела освятить наговоренную воду. Бутыль разлетелась. Святость и осквернение несовместимы.
Глава 12
Соблюдение детей от соблазнов мира.
Ограждение от людей мира.
«Выйдете из среды их» (Ис. 52, 11)
«Обращающийся с мудрыми, будет мудр, а кто дружится с глупыми — развратится» (Прит. 13, 20).
«Кто приходит к вам и не приносит сего учения (т.е. исповедания Христа), того не принимать в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» (2 Иосии 1, 10-11).
Двери нашего дома должны быть закрыты и для тех, кто называя себя христианином, не гнушается смертными грехами. Надо проводить резкую границу между вынужденными деловыми отношениями с людьми и добровольным тесным общением. Поэтому нужна осторожность в выборе товарищей для детей по играм и при приеме в семью домработников.
Оправданием общения с беззаконниками и атеистами не может служить и родственная связь. Единственным оправданием в этом случае может служить лишь исполнение заповедей любви и милосердия, но и такое общение должно быть по необходимости, не более.
«Итак, осмотрительность в выборе тесных знакомств и связей необходима как ради нас самих, так в еще большей степени ради наших детей».
Глава 13
Ограждение от книг мира
«Горе миру от соблазнов» (Мт. 18, 7)
Сказки. Не станем обманывать детей: бесы опасны и шутки о них не уместны, т.к. теряется бдительность к врагам. Не только читать шутливые рассказы о темных силах, но и произносить при чтении богопротивного имени неодобрительно, это может перейти в привычку. Вместе с тем, нельзя рисовать детям бесов в их истинном свете, чтобы не делать их пугливыми.
Для маленьких детей вообще не должно существовать темной стороны жизни. Когда дети подрастут и не будут пугливы, тогда и следует раскрыть им истинный характер темных сил и способы борьбы с ними из опыта святых.
Особенно надо оберегать детей (и себя) от чтения книг кощунственного характера, богоборческих, безнравственных. Не станем искушать Господа. «Известен рассказ про Антония Великого, который убежал от пришедшего к нему еретика» — т.е. даже святой великий не рисковал испытывать крепость своей веры.
Всякая книга, написанная безбожником носит отпечаток безбожного миросозерцания ее автора и в какой-то мере побуждает читателей смотреть на мир его глазами. Так сочинения детского классика Марка Твена нося лишь личину благочестия, в них безбожие и обман. А все это возводится автором в какую-то доблесть. Родители должны сами подбирать литературу для детей, хотя бы (за неимение другой) близкую по духу к христианству (напр. Дикенс) ибо Господь сказал: «Кто не против вас, тот за вас» (Лк. 9, 50). Вместе с тем нужно раскрывать детям истинное лицо порочных авторов книг и их героев. Занятия в школе будем контролировать дома, но если сложно укрепить веру наших детей, то «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Марк 16, 18).
Глава 14
Сохранение от пристрастий мира
«Не сотвори себе кумира» (Втор. 5, 9)
Собрание материальных ценностей под каким-либо предлогом — это недоверие к Богу, это нарушение заповедей Господних. Копление — это ограбление тех бедных и нуждающихся, которые могли бы изжить свою нужду при помощи скопленных ценностей. Это прямое нарушения повеления Спасителя «продавайте имения ваши» (Лк. 12, 33).
Но не только богатство, пристрастие к роскоши и комфорту страшно для души, «для многих таким кумиром, заменяющим Бога, стали достижения науки и прогресс техники», которыми часто обольщается молодежь. Даже если достижения науки служат не сатане, а Богу, то все равно не в светской науке лежит кратчайший путь к цели жизни христианской, а в стяжании Духа Святого (см. рассказ «О цели жизни христианской» — беседа Серафима Саровского и Мотовилова).
Воскресные и праздничные дни пусть будут посвящены Богу с обязательным посещением Богослужения, также время утренней и вечерней молитв будут ненарушимы. Чрезмерные умственные занятия вредны для здоровья детей, в противодействие этому надо гулять на воздухе и заниматься подвижными играми там, в раннем возрасте, а физическим трудом — в более старшем.
Особенно осторожно надо загружать учением детей, склонных к духовной жизни (уединению, молитве).
Счастье, если талант ребенка употребляет с пользой для духовной жизни, но горе, если он служит угождению низменного вкуса и прихотям толпы. «Только дела совершаемые ради Христа, приносят пользу душе христианина» (преп. Серафим Саровский).
Тренировка физических способностей детей также мало полезна. Это не относится к детским подвижным играм на воздухе, катанию на коньках, лодке, плаванию и т.п., которые укрепляют тело детей.
«К чему привязано сердце человека, и к чему влечет его пожелание, то и бывает для него богом» (Св. Макарий Великий).
«Чем бы не занимались дети — наукой, техникой, искусством — родители должны внимательно следить за тем, какое место занимает в сердце детей эти занятия». Если что-то стало для детей кумиром, то это признак духовной болезни, с которой надо бороться, прося помощи у Бога (нездоровая атмосфера, недостатки духовного воспитания). Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ни что не должно обладать мною» (1 Кор. 6, 12).
Глава 15
Ограничение развлечений
«Чтобы жить тихо» (1 Фес. 4, 11)
«Общение Бога и человеческой души совершается лишь в условиях тишины, мира, глубокого спокойствия и сосредоточенности».
«Горе вам смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6, 25).
Если есть выбор где жить в деревне или в городе, то надо выбирать деревню, однако везде следует избегать шумных, суетливых занятий.
«Рассеянный сделал душу свою большою дорогою, по которой через воображение, как тени, проходят соблазнительные предметы и манят за собою душу» (Еп. Феофан «Пути ко спасению»).
Но не запрещениями надо бороться с желаниями развлечений у детей, следует только следить за нечастым посещением пьес, кино, за несовпадением с каникулами праздников, постами и, конечно, выбирать по содержанию наиболее подходящие фильмы, спектакли и т.п.
Со своей же стороны не надо навязывать их посещение вообще.
Станем внимательно следить за радио и телевизором (если нет возможности договориться с детьми о их изъятии). Не должны они мешать при занятии уроками и чтением — раздвоение внимания вредно для нервной системы.
«Входите тесными вратами» (Мт. 7, 13)
Среди христиан, идущих тесным, спасительным путем, можно выделить две категории:
I. Добровольный путь усиленной молитвы, воздержания, нищеты, самоотверженного служения ближним. Такие христиане могут и не испытывать внешних гонений («все желающие жить благочестиво во Христе, будут гонимы» (2 Тим. 8, 12)), т.к. гонят уже сами себя.
II. Терпение внешних скорбей.
«Многими скорбями надлежит вам войти в Царство Божие» (Деян. 14, 22).
«Живущим в покое невозможно пребывать в любви Господней, и поэтому Он отказывает им в покое…» (Исаак Сирин Сл. 67 и 69).
«Там где нет произвольного подвига — «самогонения» — там неизбежен путь скорбей».
Поэтому при встрече испытания будем говорить: «Не забыл — посетил меня Господь. Слава Господу за все».
Начнем учить детей как можно ранее, вести учение на примерах и вести его непрерывно и с последовательно возрастающей нагрузкой.
«В основном это будет укрепление воли и самообладания, обучение искусству преодолевать свои пожелания, превозмогать лень и принуждать себя к послушанию».
1). В младенческом возрасте это будет прежде всего обучение терпению.
Феофан Затворник говорит: «Должно поставить правилом приучать тело (ребенка) безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемены температуры, сырости, жара холода, уязвлений, болей и проч. Душа в таком случае является владелицей цели».
2). Обучение детей пересиливания себя, никогда не распускаться и держать себя как бы в известном напряжении и внимании: быстрое вставание с постели утром, не позволение себе нежится и валяться; мужественное преодоление усталости, голода и боли; прямо сидеть за столом, не разваливаясь, вставать при разговоре со старшими, если те стоят, уступать в транспорте место старикам и т.д. Главное — развитие у детей прочных навыков и привычек. Важно приучение к самостоятельности: с раннего возраста «приготовление себе постели вечером и убирание утром, чистка обуви и платья, уборка своего столика уголка и т.д.». Для девочек — шитье, вышивание, штопанье, вязание, уборка комнат, мытье посуды, помощь старшим в приготовлении пищи и т.п. Для мальчиков — выполнение различных домашних поручений — починка утвари, покупка припасов и т.п. За городом — сбор ягод и грибов, хворост для печки, траву для дом. животных.
Во всем нужно требовать тщательности и аккуратности: «и все, что делаете, от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3, 28).
Горе ребенку если он живет в богатстве, в окружении слуг, в баловстве, в изнеженности. «Ничем нельзя так развить в человеке чувств гнева, как нежным воспитанием» .(Сенека)
«Будем же знать строгую меру и время при подарках детям или выдаче им сластей», в исполнении или отвержении их просьб.
Путь «самогонения» (I) кажется трудным с внешней стороны, но зато он более преисполнен благодатных утешений и внутренней радости. Путь же (II) неизбежного терпения и скорбей, посылаемых для спасения от Господа, это чаще всего путь тех, кто «двоятся в мыслях» (Иаков 1, 8), тех, кто «взявшись за плуг, озираются назад» (Лк. 9, 62) — на грешный мир с его соблазнами, удовольствиями, развлечениями и нарядами. Он скорбен более первого.
Пожелаем же для наших детей выбрать путь самопроизвольного подвига.
Учите детей опираться не на вас, а искать опоры всецело у Господа. «И в час, когда вас не будет с ней (с ним), она (он) не останется одинокой (ким) и беспомощной (ным) и без поддержки».
«Сердце девушки у которой нет возле нее матери, и которая не умеет прибегать к Господу, это сердце падает, разбивается и часто загрязняется» (из беседы духовника с матерью дочери).
«Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5, 16)
Та радость совершенна, которая «незыблема, не зависит от внешнего мира и высших переживаний и будет сопровождать христианина в Вечное Царство Христа». Эта радость о Духе Святом, Которого стяжала (т.е. приобрела, скопила) душа христианина.
Образ Серафима Саровского — образ необычайной радости, всех он встречал: «Радость моя». Другой пример — старец Амвросий Оптинский: несмотря на частое истощение сил он шутил, говоря в рифму фразы, ободрял окружающих.
Истинная радость «раскрывается в исполнении заповедей Господних, в тихие минуты молитвы и духовного чтения, в деятельном служении ближним, а для более крепких духом — в добровольном подвиге, понесенным ради Христа».
Время детства, время игр. Игра — подготовка его к жизни, развитие телесных, душевных и даже духовных способностей. Родители должны тщательно следить за детскими играми, направлять их, самим по возможности принимать в них участие. Нельзя запрещать невинных детских игр, хотя бы они беспокоили взрослых.. Пусть ребенок бегает и резвится (в меру), «с ним играет Ангел Господень», — говорил Серафим Саровский о игре одного ребенка. И пусть родители и взрослые снисходят в играх к детям, пусть говорят с ними детским языком, умаляются до их возраста. Хорошо, когда среда обычаев церкви откладывает отпечаток на характере игр детей. В истории Церкви был случай, когда мальчик играл в священника, совершающего обряд крещения над другими детьми, язычниками. Св. Александр, наблюдавший за игрой, созвал духовный совет, на котором решили, что в виду правильности возгласов, вопросов и ответов в игре, считать крещение действительным.
Мальчик, игравший роль священника, стал в последствии епископом. Отсюда видно, что на детей сходил Дух Святой.
Поможем, при возможности, детям в их играх быть близкими к духовному миру. Пример: Рождество, пение Рождественских песнопений, декламирование стихов о Рождестве, детские спектакли (пьеса в духе учения Христа). Канун Троицы: украшение дома зеленью. Пасха: крашение яиц, вынос свечей, подача кадила и т.п.
Чистую, умиротворяющую радость дает всегда общение с природой. Детей надо учить чувствовать среди природы Создавшего ее «и постигать Его благость, Промысел, Всемогущество и непостижимую Мудрость». Если нет возможности воспитывать детей среди природы, то хотя бы увозить туда детей на возможно долгие сроки.
Чистую и возвышенную радость дает и хорошая музыка, особенно же, духовная музыка и пение. От плохой же, безнравственной и легкомысленной музыки следует беречься.
Из игр для девочек не может быть лучше игры в куклы, шитья для них и вышивания. Для мальчиков — игра в стройку. Прятки, жмурки, догонялки — тоже хорошие игры.
Если есть в доме есть птицы (дети ухаживают за ними), то их следует выпускать на волю на Благовещение.
Шахматы вредны (изнурением ума, времени, тщеславием), так же не полезен и футбол, коллекционирование марок, карты (карты часто разоряют семьи). Из настольных игр выбираются те, которые развивают память и сообразительность без азарта.
Постараемся использовать время прогулок целесообразно: хорошо посещать больных и бедных, помогая им. Так можно приучать детей к самому важному в жизни — искусству жить жизнью других — радоваться радостью ближних, утирать слезы скорбящих, утешать страждущих, кормить голодных.
Полезно для детей во время прогулок заходить в церкви или часовни, прикладываться к иконам.
Дети любят путешествовать, надо выбирать для путешествий те места, которые освящены благодатью (монастыри).
Не надо поощрять сбора коллекций насекомых.
Недопустимы гадания, спиритические сеансы.
Сама благодать Господня, пребывающая с детьми, живущими с Богом, сама часто умудряет их и предохраняет от нечистого.
Послушание — царица детских добродетелей. За ним следуют уже и другие душевные достоинства.
Насадим в детях прочное послушание:
Без крайней необходимости никогда нельзя отменять своих распоряжений и приказаний.
Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически.
Для поддержания у детей своего авторитета «никак не спорьте о своих взглядах при детях» (старец Амвросий Оптинский).
Выполнение приказания следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.
Нельзя оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повторном ослушании.
Нельзя изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
Нельзя постоянно командовать детьми, иначе будет притупляться их послушание.
Нельзя требовать от детей что-либо, слишком трудного для выполнения или несправедливого в каком-либо отношении.
Нельзя позволять детям формального к себе отношения. Любовь, ласки и нежность должны сочетаться с требованием полного к себе уважения и почтения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы или уши, ударять хотя бы в шутку и т.п.
Необходимо самим давать пример послушания — жены мужу и обоих духовному отцу.
В семье должно свято чтится родительское благословение: на распорядок дня, уход из дома, выбор товарищей по играм, знакомство, с возрастом — выбор профессии, при вступлении в брак и т.п. Во всех вопросах главенство принадлежит отцу, но любовь устраняет разногласия.
Зависимость детей от родителей остается до смерти родителей или ухода детей в монастырь.
Однако нельзя слушать родителей, когда их повеления идут против заповедей Господних (для старших детей). «Должно повиноваться больше Богу, чем человекам» (Деян. 5, 29).
Проклятие родителями детей есть крайняя и страшная мера, которая грозит большими несчастьями проклинаемым и порой при необдуманности проклятия и тем, кто проклинает.
Одна вдова была избита своим сыном, другие же дети не заступились за нее. По убеждению дьявола она прокляла всех и в течение года детей разбил паралич. Вдова не вынесла горя и удавилась.
Нарушение воли родительской как бы само несет проклятье детям.
Господь близок к заботе родителей о своих детях и часто немедленно исполняет их слова и пожелания, если они направлены на исправление детей. Однажды отец сказал непослушному, грубому сыну: «Смотри, Ваня, Бог долго терпит, да больно бьет». В тот же вечер сын, заряжая ружье, нечаянно поранил себя. С того времени он оставил порочную жизнь.
«Кого я люблю, тех обличаю и наказываю» (Отк. 3, 19)
«Наказание детей есть не только право родителей — это их обязанность по отношении к провинившимся детям».
Вспомним, что именно за пренебрежение наказанием порочных детей своих был сам наказан Богом священник Илий (1 Цар. 2, 33).
«Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают детоубийцами и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души» (св. Иоанн Златоуст).
Легче баловать детей. Поэтому положение наказаний есть признак глубокой, деятельной любви, любви жертвующей своим душевным миром, ради очищения запятнанной грехом духовной одежды ребенка. Если душа ребенка и воспитателя соединены любовью и ребенок сознает вину и от сердца раскаивается, то злой росток (греха) вырван с корнем. Если жеребенок не осознает в полной мере своей вины, оправдывается или смягчает ее, то только страх нового наказания может приостановить рост злой наклонности. В этом случае наказание должно быть серьезным, чтобы надолго запомнилось. Поэтому взыскание должно зависеть от духовного состояния, восприимчивости, степени осознания своей вины и глубина раскаяния в проступке: «К одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте» (Иуда 22, 23).
«Наказывай сына своего доколе есть надежда и не возмущайся криком его».
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 19, 18 и 13, 24). То же можно прочесть и в другой книге Библии — в Премудрости Иисуса Сирахова: «Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его.
Нагибай выю его в юности и сокрушай рёбра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (30, 11-12).«Наказывай дитя, пока оно лежит поперек лавки: поздно будет, когда оно ляжет вдоль лавки» (народн. мудрость).
Однако формы наказаний Нового Завета иные по сравнению со Старым. Воспитание детей в Новом Завете должно совершаться в духе любви, кротости, милосердия. «Поэтому ударять или бить ребенка не надо (без крайних на то случаев — см. И. Златоуст)». Если же детям нужно серьезное наказание, то его нетрудно найти для всякого ребенка. При этом наказание может быть более чувствительным и действенным, чем удары. Например: лишение на определенное время игр, книг, развлечений, удовольствий, сладостей, посещение знакомых, а для более младшего возраста — постановка в угол, принудительное сажание на стул на известное время и т. п.
Строгое внушение или и длительный разговор с ребенком с подробным разбором его проступка может быть для детей наиболее неприятным наказанием, если такие внушения проводить умело (с милосердием и кротостью).
По духовному закону, если мы не пострадаем и не постыдимся за свои грехи на земле, то они останутся незаглаженными из книги жизни и нам придется потерпеть за них на том свете. На этом основано таинство исповеди.
Раздражение родителей во время наказания ребенка приносит вреда больше, чем пользы и может озлобить ребенка. Надо подождать пока не восстановится полное спокойствие и мирное состояние духа. «Вы отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали, но воспитывайте их в учении и наставлении Господним». (Еф. 6,4; Кол. 3, 21). Когда Мать и Иосиф разыскивали отрока Иисуса, то так укорили Его: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк. 2, 48). «Здесь изложение вины Отрока. Здесь укор. Но какой нежный укор — какая любовь слышится в каждом слове Матери».
Один монах не хотел ходить на Всенощное бдение, по лености, указывая на больного ногами игумена, тот мол тоже не ходит. Тогда игумен, отслужив бдение, пришел и поклонился в ноги тому монаху, сказав: «Прости, брат, если ты не думаешь о своей душе, то я сам пошел вместо тебя на бдение». При этом из его сапог полилась кровь от открывшихся ран. Монах одумался. Это средство называется подвигом любви. Он применим в крайнем, серьезном случае, когда наказание детей недостижимо другими методами.
И пусть просят они тогда мудрость у Бога, чтобы тот подвиг любви найти, который вернул бы им сердце их детей.
Иногда в ответ на гнев и раздражение ребенка надо промолчать и без упрека, без наказания кротко наставить. Бывает, что ребенок сильно раскаивается в сделанном, тогда его лучше уберечь от отчаяния ласковым словом.
«И если ребенку привить мысль о необходимости претерпевать за поступок, то он сам будет чувствовать удовлетворение, претерпев наказание».
Частое наказание — большая опасность.
Похвалу же надо применять умеренно, как поощрение к трудолюбию, старанию, аккуратности, послушанию.
Детям надо внушить так же, что все таланты и способности даны нам от Бога, и ими нечего гордиться. От способных больше и потребуется.
В Дивеевском монастыре одна девочка увлекалась своей привлекательной наружностью и стала наряжаться. Одна сестра при встрече с нею сказала: «Что с тобой, как ты подурнела!» Гордость и страсть к нарядам прошли. Чтоб согревать в детях ревность к добродетелям, кроме похвалы нужны и поощрения (в умеренном количестве); разумные развлечения, посещение знакомых, подарки, сладости и т.п.
ПРАВИЛА И ОБСТАНОВКА ВОСПИТАНИЯ
«Слово здравое, не укоризненное» (Тит. 2, 8)
«От избытка сердца говорят уста» (Мт. 13, 33), — указывает Господь, потому «слово человека есть показатель состояния его сердца» (духовное).
Подобно тому, как садовник обрезает у дерева бесплодные ветви и прививает к ним плодоносные, мы должны обрезать и искоренять недолжные слова и порывы, и прививать добродетели научением доброму слову:
Учить детей серьезности отношения к словам: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мт. 12, 3-7). Значит на страшном суде будут взешиваться вместе с делами и наши слова. Потому ап. Иаков говорит: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова» и «кто не обуздывает своего языка, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 19, 26).
Учить детей скудости в словах, Господь предупреждает нас: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Поэтому ап. Петр считает молчаливость за одну из добродетелей христианина, а премудрый Соломон говорит: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою» (Пр. 13, 3). Один старец говорил также: «Много раз в жалел я о том, что сказал, и ни разу тогда, когда промолчал».
Достижение у детей абсолютной правдивости в словах. Нужен и личный пример. «Ложь отвратительна для чистой души, как отвратительна физическая грязь и вонь». Есть ложь тонкая: манера приукрашивания в разговоре, преувеличения, неточность изложения фактов, преднамеренное одностороннее изложение дела и т.п. Нужно уличать.
Обещание и данное слово должно выполняться точно: уклонение от них или просрочка (напр. времени возвращения домой, начало времени домашних учебных занятий и т.п.) должны рассматриваться как обман. Сначала — замечание, потом — наказание до тех пор, пока не приучится к аккуратности.
Нелегко победить порок осуждения, но за победу Господь обещал великую милость — прощение всех грехов: «Не судите, да не судимы будете» (Мт. 7, 1).
Следует рассказать истории, как Господь наказывает за осуждение. Вот один: «Один старец мысленно осудил согрешившего брата. Ночью слетает к нему ангел, неся душу осужденного. — Брат, которого ты осудил, мертв, — говорит ангел. — Господь спрашивает тебя, куда низвергнуть его душу за тот грех, за который ты его осудил вчера? — Тогда понял старец свое жесткосердие».
Нельзя позволять детям делать друг другу замечания, если они не умеют это делать с любовью и кротостью. «Смотри на себя и будет у тебя» (Феодосий, игумен Оптиной пустыни).
Особенно строго надо следить за тем, чтобы дети не осуждали самих родителей. Для предохранения от этого родители должны следить за осуждением, укоров, споров между собой при детях.
Дразниться, обзываться — тяжкий грех против любви, наказывать здесь нужно строго.
Споры не приветствовать, следить за вежливостью (не перебивать) в разговоре детей.
Хвастовство или неумеренные рассказы детей о себе (или о детях) способствует развитию гордости и тщеславия.
Лучшие слова: «прости», «пожалуйста» и «спасибо» надо прививать с раннего детства.
Ссоры должны заканчиваться полным примирением.
Будем следить, чтобы имя Господа, Божией Матери, святых были произносимы с благоговением, а не напрасно, как например бывает у взрослых: “ради бога”, “О, Господи!”, “Матерь Божия”. “Не попроси имени Господа Бога твоего напрасно” (Втор 5,11)
“Спасибо” — это “Спаси тебя Бог”.
Имена врагов человека — сатаны и бесов, кроме необходимости в том в серьёзном разговоре, детьми не должны произносится. Они должны быть ненавистны христианину.
Счастливы все те семьи, где родители могли бы дерзновенно сказать детям вместе с Апостолом Павлом: “Подражайте нам, как мы Христу”. (1 Кор. 4,16).
«Всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40)
«С пробуждением в ребёнке сознания, его надо учить стыдливости». Стыд — это сознание своей греховности. Начнём с одежды. Не будем заменять её летом одними трусиками, особенно следует беречь девочек. Скверно одевать девочек в мужское платье и наоборот. Красивая одежда опасна тщеславием и гордостью. Будем учить детей бережливости, аккуратности по отношению к одежде, еде: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало» (Иоан: 6,12). К хлебу отношение должно быть благоговейное.
Во время обеда пусть дети представят рядом Спасителя, дающего пищу, во время ужина – Тайную Вечери. Вставать из-за стола можно позволять детям лишь после молитвы. Хорошо слушать за трапезой жития святых.
Важно приучить детей к уступчивости в играх, напоминая им: “Кто хочет между вами быть большим, да будет всем слугою” (Мт. 20,26). Здесь имеют преимущество многодетные семьи. Старшие должны приучаться помогать матери при обслуживании младших. «Самое трудное – воспитать правильно одного ребёнка». Не надо бояться материальной нужды: «Я был молод и состарился и не видел праведника оставленным и потомков его, просящими хлеба» (Пс. 36,25).
О манере держаться. «Внешняя сдержанность и собранность помогает и внутренней собранности». Всякое грубое и фамильярное прикосновение к другому человеку является дерзостью. За столом надо сидеть прямо, не класть ногу на ногу. Плохо класть руки в карманы, ходить не застёгнутыми, мальчикам быть в комнатах в шапках, бросать сор, свистеть, хлопать дверьми, плевать и т.п.
Вежливость, почтение к старшим можно сопровождать помощью снять пальто, подать стул, поднять упавшую вещь и т.п.
В разговоре со старшими дети должны стоять, повернувшись лицом к говорящему и отвечать обстоятельно, а не «ага», «мхам». Время для детей должно быть распределено без праздности. Уходя из дома, пусть дети просят родителей перекрестить их с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего креста Твоего».
«В промежуток времени между принятием пищи нельзя позволять детям что-либо кушать». Сладости даются после другой пищи. «Выдача их и вообще улучшенный стол должны быть приурочены к Церковным и семейным праздникам. В эти дни дети должны по возможности освобождаться от занятий и труда, и их время посвящаться посещению храма и отдыху» (В воскресение, например). Желательно, чтоб одежда детей в праздники отличалась от обычной, в праздники же можно давать и подарки. В приготовлении подарков пусть участвуют и дети. Подрастающим детям можно выдавать немного денег на бытовые расходы, закупки к подаркам, подачу нищими и т.п.
Пример воспитанности.
Хозяин подбирал мальчика для работы. У многих были рекомендательные письма, а хозяин выбрал одного, у которого имелись следующие рекомендации:
Он, войдя, тихо затворил за собой дверь.
Одежда его была чиста, аккуратна.
Волосы причёсаны, руки чисты, ногти подстрижены.
Он стоял до тех пор, пока ему не предложили сесть.
Когда хозяин уронил бумагу, мальчик тотчас поднял её.
Когда в кабинет вошла женщина, мальчик уступил ей место.
Войдя, он снял фуражку и держал её в руке.
Сидел на стуле прямо.
Ясно, точно и достаточно громко отвечал на вопросы.
Свой адрес он написал хорошим почерком, аккуратно и без ошибок.
Этот рассказ хорошо прочитать детям.
Глава 22
Забота о чистоте души
«Больше всего хранимого храма сердце твоё » (Пр. 4,29
)«Есть блуд, совершаемый телесно, а есть блуд души, вступающий в общение с сатаною» (преп. Макарий Великий).
Пример. Умерла молодая монахиня, при жизни всеми любимая за девственную чистоту, благообразное поведение. Игуменьи захотелось узнать, какой славы сподобилась её душа после смерти. После получения, бдения и молитв она с ужасом увидела душу девушки в пламени ада. Осуждённая отвечала, что попала сюда за то, что «при непорочности моего тела я не сумела сохранить в чистоте мою душу и мои мысли сердечные. Я питала привязанность к одному юноше и услаждалась в моих мыслях нечистыми мечтаниями. Считая это за грех, я совестилась, однако рассказать об этом на исповеди духовнику. И по смерти моей ангелы Божии возгнушались мною и оставили меня в демонских руках».
Поэтому книги с нечистыми образцами и рассказами, нескромные иллюстрации и картины должны быть тщательно устранены от детей. Не меньшая опасность таится в лице товарищей и подруг с нечистыми вкусами и разговорами (грязные анекдоты и истории, и т.п.). Не надо торопиться рассказывать детям о законах размножения пока они сами не спросят о них. «Разъяснение этих вопросов должно быть осторожным, постепенным и даваться мальчикам — отцом, а девочкам — матерью. Вместе с тем, нельзя допускать, чтобы эти разъяснения дети получали со стороны или от сверстников: они могут быть получены тогда в грязных, безнравственных формах».
Мальчиков (лет 11-13) следует предупреждать об осторожности по отношению к некоторым частям своего тела, т.к. неосторожность может привести к страшному греху, за который во времена Ветхого Завета Господь умертвил Онана. Это место из Библии (Быт. 38, 8-10) можно прочитать взрослым мальчикам, чтоб это осталось в них на всю жизнь.
«Когда дети будут переходить из отроческого в юношеский возраст, родителям надо познакомить их с церковными установлениями о тех днях и условиях, при которых нельзя принимать Причастие, пить святую воду, вкушать освященный хлеб и пищу и целовать крест и коны» (Лев. 15,16-17,19).
«Сберегая целомудрие детей им нельзя разрешать лежать утром в постели после пробуждения и не надо делать для них слишком мягких и тёплых постелей».
Не полезно слишком сытно есть на ночь, следует более есть днём. Для юношей пища не должна быть слишком богата белками (рыба, молочное), особенно умеренно должно быть употребление мяса. Наиболее полезна растительная пища при непременном содержании в ней свежих овощей и фруктов. В этом отношении следует помнить библейскую историю о пророке Данииле и трёх отроках еврейских. когда они захотели питаться только зеленью и пить только воду: «Лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами». Эта пища также хорошо повлияла и на их дух: «И даровал Бог четырём сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Давиду ещё даровал уразуметь всякие видения и сны» (Дан. 1,8-17).
«Чтобы дольше не просыпалось в юношестве чувство полового влечения, родителям надо заботиться о том, чтобы в жизни не было, по возможности. тесного соприкосновения подрастающих мальчиков с девочками». «Им не надо отводить общую спальню, а в одной квартире не следует жить девушкам и юношам (за исключением, естественно, родных по крови)». «Также, по возможности, и обучение девочек и мальчиков должно быть организованно раздельно». Так во всём.
Счастливы родители, вырастившие детей, постоянно молящихся за них. Так преподобный Серафим не только сам молился о своих родителях — Исидоре и Агафье, но и других просил молиться за своих родителей.
«Велик перед Богом подвиг детства» (Преп. Серафим), поэтому родителям следует радоваться, если их дети пойдут путём девства ради Христа. «Выдающий свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7, 37-38).
Глава 23
Образование и трудовые навыки
«А что сверх всего этого, сын мой, того берегись.
Составлять много книг – конца не будет, а
много читать – утомительно для тела».
«Приобретение истинной мудрости не зависит от количества прочитанных книг».
«Пусть считается главным – изучение веры, пусть лучше время назначается на дела благочестия и, в случае столкновения, преимуществуют последние [дела благочестия] над научностью» (Ф. Затворник «Пути ко спасению»). Поэтому помимо обучения в школе не надо дополнительно утомлять детей светскими науками, хотя для некоторых детей могут быть сделаны исключения, если у них с детства есть определенные склонности, например, к музыке поэзии, изучению природы и т.д. В этом случае надо развить данные Богом таланты и искать соответствующих учителей, чтоб подготовить детей для будущей специальности.
«Другое дело с развитием в ребёнке специальных трудовых навыков. Этой стороной воспитания в интеллигентных семьях обычно пренебрегают». А это необходимо, чтоб сделать детей полезным членами общества, обслужить себя и в трудные минуты прокормиться. Для девочек это — «умение шить простые платья и бельё, вязать и производить перешивку, ремонт одежды и стирка белья, приготовление пищи, умение разбираться в сортах и качестве продуктов питания».
Для мальчиков «важно овладеть начатками ремесла столяра, слесаря, плотника, электромонтера, переплётчика и т.п.».
«При наличии склонностей девочек можно научить художественному шитью и вышиванию». Всем детям важно «уметь перевязывать раны, оказывать первую помощь в несчастных случаях и т.п.»
Если есть земля, то хорошо приучать детей к практике огородного дела и садоводства.
Чем глубже знания во всех этих областях, тем лучше родителям: их дети всюду будут полезны и никогда не будут нуждаться в хлебе насущном.
Глава 24
Выбор для детей профессии
«Одни в почётном, а другие в низком употреблении» (2 Тим. 2, 20)
Профессию выбирают по молитве к Господу, способностям, советам духовного наставника, близких, опытных в жизни людей.
Наиболее высокий и достойный путь для христианина — путь пастырский.
Не надо гнушаться простого физического труда. Сам Строитель и Творец мира был плотником, а Апостолы – простыми работниками.
Книжная же мудрость и эрудиция (не богословские) — опасны, как и богатство, т.к. овладевают всецело человеком и его сердцем.
Утончённость ума приводит к самомнению, а самомнение — к удалению от Бога.
Сомнительны профессии, требующие длительной подготовки к ним. Приходится считаться и со здоровьем при выборе будущей профессии.
Ряд профессий опасен, например профессия артиста, т.к. он надевает на себя «личину». В первые века христианства актёров отлучали от Церкви, и даже Иоанн Златоуст запрещал вкушение с ними пищи.
Сомнительна профессия военного, если она связана с пролитием крови. Будем избегать высокого положения в мире, т.к. это опасно для его души, а иногда и для тела. Там требуется или больная мудрость, которой может не хватить или месть и лицемерие.
Молитва родителей — залог успеха воспитания
«Просите и дано будет вам» (Лк. 11.9)
Преп. Серафим рекомендовал родителям вставать на молитву о детях в полночный час. Просить надо лишь радушно (о воспитании ребёнка в духе любви Христовой членом Церкви) и всегда помнить, что на всё есть воля Божия. Даже при смертельной опасности Господь предвидит лучше о детях. Одной матери Бог открыл будущее её сына, если он выздоровеет: сын совершит убийство и сам умрёт. Так что же лучше? Вместе с тем чудесным образом молитва родителей спасала смертельно больных детей.
Болезни нужны и нам и нашим детям. Для спасения нужно очищение духовное, а оно без страданий не бывает, часто оно происходит через страдания телесные.
Много слушаем, когда дети наказаны болезнями за грехи их родителей. Так очищается часто родительское беззаконие и возбуждается у них принесение покаяния.
Поэтому будем спрашивать себя при страдании ребёнка: «не покарал ли Господь за мой грех его»?
Часто единственным средством к выздоровлению ребёнка служит покаяние его родителей.
Будем же молиться о детях, если качество, чистота наших молитв недостаточны, то дополним их количеством, самоотвержением, любовью, трудясь «в поте лица» и идя «узким путём», ибо «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126,1).