RUS-SKY (Русское Небо)  


Архиепископ Серафим (Соболев)

РУССКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ БОГОМ УСТАНОВЛЕНА

Всяка душа властем предержащим да
повинуется, ибо существующия
власти от Бога установлены”.

Так учит христиан св. апостол Павел, раскрывая вместе с тем истинную причину государственного благоустройства. Люди, живущие общественною и государственною жизнью, должны знать и помнить, что только то общество, то государство может благоустроиться и достигать величия и силы, в котором власть сильна, где законы строго исполняются. Ослабление законов, умаление власти в стране есть несомненный признак государственного разложения и ослабления. Сам Бог еще в Ветхом Завете сказал: “Мною царие царствуют и сильнии пишут правду”. “От Господа дана держава, и сила от Всевышняго”, — учит древний мудрец Соломон. Значит, кто земным властям противится, кто не хочет законов исполнять, тот несомненно противится Самому Богу, тот явно грешит и наносит вред и своему государству. Представителем и средоточием государственной власти в государстве является государь, Богом поставленный. Государю, как Своему избраннику и помазаннику, Господь вверяет власть над страною и все не покоряющиеся ему противятся Самому Богу. Господь Бог, будучи всемогущим Владыкою и Вседержителем Вселенной, по образцу Своего небесного единоначалия поставил на земле единого царя и наделил его силою и властью свободно, самодержавно править вверенным ему народом и вести его по пути благоустроения и совершенства. Сила и величие государя — в верности Богу, в молитвенном общении с Ним, в стремлении к усвоению и водворению в государстве воли Божией. Сила и величие государства — в верности и сыновней преданности своему государю. Служа верно царю земному, мы служим Царю Небесному. Народ, чтущий своего царя, благоугождает этим Самому Богу, так как царь есть установление Божественное. Все верноподданные должны составлять одну семью детей, любящих и преданных своему царю, и должны почитать царя своим отцом и благодетелем. Поэтому единение царя с народом, жизненное общение с верноподданными, изучение нужд, потребностей и интересов народа, соединенное со стремлением к удовлетворению их по воле и при помощи Божией, единение в истинной вере и молитвенном общении с Богом есть животворный источник государственной силы. Царская власть, как отражение небесного единовластия, не может, не должна быть ничем ограничена. Так называемые народо-представительные учреждения, как Государственная Дума, Государственный Совет, должны содействовать лишь ближайшему, наиболее правильному единению царя с народом. Члены этих учреждений, как выборные представители разных классов и слоев населения, как “лучшие люди”, съехавшиеся со всех концов государства, должны нести к трону царскому все думы и мысли, все нужды и скорби всех подданных царя, в них и чрез них царь объединяется со своими подданными. Если царь и поручает этим учреждениям решать дела государственные, то это не значит, что они решают вместо царя, что их решение обязательно — наоборот, это значит, что царь хочет знать, как его подданные хотели бы решить данное дело. Царь, прежде решения, хочет посоветоваться со своими подданными. Постановления Думы и Совета — только проекты решений, и от личного усмотрения царя будет зависеть, принять их решение или решить иначе. Если решение выработано Думою и Советом в духе любви и правды, если оно согласно с законами Церкви и направлено ко благу государства, то, без сомнения, и государь как любвеобильный отец своих подданных согласится с ним и одобрит его; тогда только решение Думы и Совета станет законом. Если же народопредставительные учреждения, увлекаясь партийною борьбою, начнут решать дела пристрастно, в интересах одной партии и в явный вред другой и в ущерб государству, то, без сомнения, государь отвергнет таковое решение и поступит по собственному разумению, которое и будет государственным законом для всех подданных. Другой цели эти учреждения не должны иметь. Право издавать законы в государстве принадлежит исключительно царю как помазаннику Божию. Все исполнительные учреждения и лица в государстве — низшие и высшие, как подчиненные единому царю, также должны помнить, что и они, исполняя волю царя, исполняют волю Божию и потому пред Богом они дадут ответ за то и в том, насколько они честно, усердно и добросовестно исполняли волю царя.

Глубокое убеждение в богоучрежденности власти на земле дает силу и значение законам и всем распоряжениям этих властей. Только лица, сознающие важность своего дела, только одушевленные сознанием пользы и значения своего дела могут иметь авторитет и силу в глазах своих подчиненных. Если же носители власти потеряют это убеждение, то и все их установления падут, все их распоряжения потеряют свою силу, сделаются мертвою, бездушною буквою, не имеющею ни для кого обязательного значения. История представляет нам бесчисленные примеры и доказательства этой истины.

Как отображение вечной небесной власти Самого Вседержителя, царская власть на земле должна быть наследственная, а не единоличная и отнюдь не выборная. Еще в Ветхом Завете Сам Господь говорит своему избраннику и помазаннику Давиду: “От плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем” (Пс. 131, 11—12.) Вот в чем, по словам Самого Господа, основание долговечности династии царской. Итак, как сама царская власть есть учреждение Божие, так и наследственность царской власти тоже есть учреждение Божественное. А все, что от Бога, то несомненно истинно, то несомненно полезно, то несомненно выше, дороже и бесконечно чище всех измышлений человеческих. Благодарение Богу, наше отечество, верное заповедям и установлениям Божественным, в течение тысячи лет своего исторического существования свято хранило эти истины: все русские люди благоговейно чтили своего самодержавного царя как избранника и помазанника Божия, молитвенно благословляли и всю царскую семью как Богом установленную династию, как корень преемственной наследственной царской власти. Под руководством своих самодержавно-наследственных царей Православная Русь росла, развивалась и укреплялась в силе и духе. Только когда русские люди стали Бога забывать, совесть свою заглушать и в горделивом самозабвении устремились к своеволию и богоотступничеству, явились на Руси новые лжеучители и народные соблазнители, кои стали восставать и народ возбуждать против царя и государственных властей. Удалившись от Бога, эти лжеучители, конечно, перестали считаться и со словом Божиим, и с голосом Церкви, а на место их поставили свой разум, свои теории и измышления, выдавая их за истину. А чтобы придать больше значения своим измышлениям, они стали соблазнять народ разными заманчивыми обещаниями и льстивыми надеждами. Людям бедным и жизненною судьбою угнетенным стали они доказывать, что их бедность и несчастья зависят от государственного порядка, что уничтожение царской власти принесет им личное благополучие и благоденствие. Народ, по своей слабости и невежеству, доверился этим лжеучителям, и начались беспорядки, от которых прежде всего пострадал сам доверчивый народ, особенно бедные рабочие. Ясно стало, что лжеучители, проповедуя свое безбожное учение об ограничении или даже уничтожении царской власти, о введении конституции, имели в виду личные свои интересы. Желая государственную власть похитить у царя и передать выборным людям, они хорошо знали, что при выборах могут опутать народ и заставить его путем соблазна и обмана выбирать не того, кого он в душе хотел бы, а того, кого подскажут они, и потому питали твердую надежду этим путем захватить государственную власть на Руси в свои руки. А что получил бы русский народ от них, если бы затея их удалась, это ясно каждому из нас. Ставши во главе государства, они добивались бы только того, что благоприятно для них и для их партии. Сами будучи безбожными и бессовестными, они прежде всего стремились бы убить в народе религию и размножить пороки, а среди пороков начнется беспорядок, при котором люди ловкие и хитрые всегда могут извлекать свою пользу. Эти лжеучители явно хотят ослабить и подчинить себе русский народ, сделать его послушным своим орудием, обратить его в раба. Опомнись, православно-русский человек, вдумайся в свое поведение и вернись к Богу и Им данному царю! Помни, что худой гражданин царства земного не годен и для Царства Небесного. “Бога бойся и царя чти и ни единому из них протився” — этим только путем ты можешь устроить и свое благополучие.


RUS-SKY (Русское Небо) Последние изменения: 01.10.07