В Вельяминово на картошку... и к святынеВ середине восьмидесятых, когда я работал старшими преподавателем в МГПИ им. Ленина, пришлось мне вместе со студентами ехать в сентябре на картошку - в Домодедовский район Московской области, в подмосковное село Вельяминово. Совхоз Вельяминовский был не прост - образцово показательный, и здание правления , напоминающее вычислительный центр (бетон, стекло, металл), и белые коттеджи для совхозников в середине деревни, и каскады прудов с арочными мостами через них (не хватало только белых лебедей для полноты пейзажа), и маленькая каменная церковочка в середине села, превращенная в дворец бракосочетания - все это для того, чтобы демонстрировать многочисленным иностранным "друзьям и соратникам" всех цветов кожи то, как хорошо живется советским колхозникам в социалистическом раю. И это при том, что совсем рядом во Владимирской области коровам привязывали палки к ногам, чтобы они не падали от бескормицы, а жители соседней Ивановской области регулярно приезжали в Москву за сливочным маслом. Но этого конечно иностранным товарищам не показывали... Не показывали им и другое - то как вельяминовские счастливцы убирают урожай - дело в том, что почва вельяминовских полей глинистая, а это значит, что осенью, при дождях никакая техника картофель убирать не может. Тогда на вельяминовских картофельных полях появлялись толпы московских студентов, которые по месяцу, а то и по полтора гнули спины на полях передового совхоза. Вот в такой обстановке пришлось мне вариться почти полтора месяца. И номенклатурное начальство и "номенклатурные" совхозники, привыкшие к теплой житухе, и советизированные студенты МГПИ, и поруганный Храм, все это наводило на меня тогда уже верующего и православного человека тоску и ощущение безнадежности. Отраду приносили лишь краткие минуты, в течении которых под каким-нибудь предлогом я удалялся с картофельного поля в соседний лесок, с тем чтобы помолиться, прочитав какой-нибудь канон, переписанный от руки в записную книжку... И уж никак не ожидал я тогда, что через 15 лет появлюсь я в Вельяминово и увижу в вельяминовском Храме то, чего никак, ну никак не мог я предположить увидеть в те годы - новоявленный нерукотворный образ Казанской Божий Матери...
С падением богоборческого режима, Храм Преображения Господня в с.Велиаминово (поруганный и оскверненный - и чего то только в нем не было, и машинотракторная станция, и конюшня в годы войны, и дворец бракосочетаний и наконец сельский ресторан "Иван да Марья", в котором приезжие номенклатурные гости "культурно отдыхали", чему свидетельство - обнаруженные впоследствии прихожанами Храма - залежи бутылок из-под чешского пива, которое в 80-х было, как известно, большим дефицитом) был отдан Православной Церкви. И началась, как это часто бывало и бывает в таких ситуациях трудная, кропотливая работа немногочисленного прихода, работа проходившая в той среде, которая долгие годы привыкла дышать совсем, совсем иным воздухом... Но Господь не оставил Своей милостью это место. Весной 2000 года в Храме Преображения Господня произошло удивительное чудо, чудо которое было доступно для видения каждого, и которое продолжает быть таким и по сей день. - На стекле кивота новописанной иконы Казанской Божией Матери настоятель Храма о. Леонид Григорьев (выпускник мехмата МГУ) и его помощник псаломщик Храма Николай Константинович Плагидов совершенно неожиданно обнаружили отпечаток иконы. О. Леонид сначала подумал о том, что это так просто осела пыль, но при попытке стереть - изображение не исчезало...
О. Леонид, хотя и не сомневался в нерукотворности образа (фальсификация была исключена, хотя бы потому, что было хорошо известно, у кого были ключи от Храма), обратился к благочинному с просьбой освидетельствовать необычное явление. Тот приехал в Храм, но не один, а с комиссией Института криминалистики при ФСБ, во главе с директором упомянутого института, действительным членом РАН... Комиссия после проведенных анализов пришла к выводу о нерукотворности образа. К аналогичному заключению пришла и комиссия по изучению чудес при Московской Патриархии и специалисты из Института им. Сурикова. Свидетельствовано чудо появления нерукотворного отпечатка было и митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, возглавляющим приходы Подмосковья.
После обнаружения нерукотворного отпечатка на стекле, это стекло было снято с иконы и установлено рядом в нею, так что каждый, приходящий в Храм мог спокойно и подробно рассмотреть необычайное явление, что возможно и по сей день. По началу нерукотворное изображение представляло собою беловатый отпечаток с иконы, как бы выполненный одним тоном, но со временем, как заметили прихожане Храма и что было подтверждено специалистами из Института им. Сурикова, отпечатавшееся изображение стало приобретать различные тона, так что весь отпечаток к настоящему времени напоминает негативный черно-белый фотоснимок с иконы.
Как замечает о. Леонид, нерукотворная икона нередко оказывает на приходящих в Храм неверующих людей удивительное воздействие, и может быть, в частности в силу того, что в Храме с. Вельяминово появился этот чудесный нерукотворный образ - состав вельяминовского прихода необычен для многих деревенских сел. Здесь на воскресной Литургии - полный Храм и люди всех возрастов, и стар и млад. Обратился к Богу и директор бывшего образцового советского совхоза, и стал усердно почитать Храм Божий, хотя в самом начале жизни прихода оказывал православным отчаянное сопротивление...
В 35-ом номере журнала "Русский дом" была опубликована заметка о чудесном отпечатке Вельяминовской Казанской Божией матери. Интересно , что в этом же номере журнала была напечатана статья об известной Московской мироточивой иконе "Семистрельная" - бумажной "софринской" иконочке, по временам обильно источающей миро и кровь, которую ее хозяйка возит по различным местам России с миссионерскими целями. Летом 2002 года в Преображенский Храме произошла встреча двух икон, встретившихся перед этим на страницах одного номера "Русского дома" - "Семистрельная" была привезена в Вельяминово. По словам ее хозяйки, во время пребывания этой иконы в Вельяминове наблюдалось особенное, необыкновенно обильное, непрерывное истечение мира и крови . По наблюдением о. Ленида, эта кровь подобно настоящей крови - сначала алого цвета, затем становилась бурой. При мироточении от иконы, происходившем во время ее пребывании в Преображенском Храме, исходило настолько интенсивное благоухание, наполнявшее весь Храм, что оно заглушало даже запах фимиама из кадила при совершении каждения во время службы. А ксерокопия с фотографии нерукотворного образа Казанской Божией Матери при этом тоже замироточила...
Прихожанами Преображенского Храма чтится и другой образ Пресвятой Богородицы, находящийся в этом Храме - Млекопитательницы. История его такова: пожертвованная для Вельяминовского Храма еще в 19 веке, написанная на Афоне упомянутая икона, после многих лет снова вернулась во вновь открытый Преображенский Храм и ознаменовала свое появление несколькими удивительными исцелениями, происшедшими так сказать на глазах у многих жителей окрестных селений. Несколько супружеских пар, проживающих поблизости, было бездетными многие годы, и согласно приговору врачей - были обречены на бездетность, однако по молитве у иконы Млекопитателтьница всем им Господь даровал исцеление от бесплодия. Следует заметить, что все они - местные жители, о которых вельяминовскому "сарафанному телеграфу" известна "вся подноготная". Знают в селе и об исцелениях нескольких онкологических больных - также местных жителей. Известны два случая исцелений детей местных врачей, в обоих случаях родители зафиксировали письменно факт использования всех возможных медицинских средств и его безрезультатность для лечения. Со временем число драгоценных привесок, оставленных на иконе Млекопитательница в память об исцелениях, так возросло, что местная милиция потребовала от настоятеля Храма убрать хотя бы часть золота с иконы во избежание соблазна...
Есть в Храме и чтимая икона Св. Феодосия Черниговского, возвращенная в Храм одной из жительниц села, после того, как она услыхала во сне строгое повеление вернуть икону, которая хранилась у нее на квартире еще со времени закрытия Храма.
Посещение Вельяминова оставило у меня чувство стыда за свое былое маловерие и чувство радости и удивления, радости о том, что при всех наших грехах, страстях и заблуждениях, Господь не оставляет наш народ. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф.5,14). Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим.5,20). Дивна дела Твоя Господи.
(Проезд до с. Вельяминова - с Павелецкого вокзала в Москве - около часа езды, далее пешком или на автобусе - около 4 км. ).
Н. Колчуринский