Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Святой Благоверный
Великий Князь Московский

Д а н и и л,

основатель Московского Даниилова монастыря
 

МНОГО испытаний пришлось пережить Русской земле во время её более чем тысячелетнего существования. Но всегда видимо охранялась она произволением Божиим. Так, в те времена, когда разгромленная и порабощённая татарами Русь раздираема ещё была и княжескими междоусобицами, бедное и незначительное Московское княжество — худшее из наследий Александра Ярославича Невского — досталось в удел его малолетнему сыну Даниилу Александровичу (в 1271 г.)

       Святой благоверный Великий Князь Даниил Александрович — сын Святого Великого Князя Александра Ярославича Невского и супруги его, дочери Брячислава, князя Полоцкого. Родители его имели местопребывание во Владимире, как столице великого княжества; в сем городе и родился Святой Даниил в 1261 году; месяц и день его рождения, равно и имя матери его не означены в летописях.

       Избранник Божий Даниил по промышлению Божиему первые годы жизни своей вынужден был провести в очистительном искушении и притеснениях. Едва родился на свет сей святой, как родитель его для спасения отечества должен был отправиться в далёкую орду, к татарскому хану, умилостивлять его; там пробыв не малое время, на возвратном пути Св. благоверный Великий Князь Александр Невский захворал и, не доехав до Владимира, скончался в Городце (Нижегородской губернии) 23 ноября 1262 г., не преподав личного благословения младенцу — сыну Даниилу, и сей остался сиротой, не имея от роду даже и двух лет.

       По смерти святого родителя своего — сирота Даниил долго не получал своей доли наследства; старшие братья его, завладевшие и великокняжескою властью, и всеми областями отца своего, долго не уделяли Даниилу ничего, и только через десять лет по смерти отца, в 1272 г., дали ему удельный город Москву с его областью, в то время самою малою и самою бедною, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами.

       Но отрок-князь и сим уделом оставался доволен, на домогаясь большего, будучи наследником лучших качеств святого родителя своего: кротости, миролюбия, нестяжательности, смирения и сострадательности к бедным. Сие святое наследство взращивали и умножали в душе его те, кто воспитывали его в первые годы жизни его и потом поддерживали в юных летах до зрелого его возраста; искреннее его благочестие соделало его не только великим князем земным, но и наследником небесного царствия и присночтимым на земле за чудеса его, являемые при святых мощах его.

       Из малого содеялось великое: из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам кроткий и смиренный пред лицом Господа, без кровопролития и междоусобных браней, стал первым Великим Князем Московским. При помощи чего же Св. Даниил положил первое основание великому делу сплочения воедино русской земли и самодержавию? Пособниками святого были кротость и любовь. При помощи этих пособников уже через десять лет Св. Даниил укрепил державу свою и, предводительствуя силами слабого в то время Московского княжества, смело выступил против одного из старших братьев своих, забывшего, что в единстве — сила народа и царства.

       Будучи готов к войне, Святой Даниил не доводил дела до кровопролития, в чём при помощи Божией и успевал. Так в 1285 г. он отклонил кровопролитие со своими старшими братьями миролюбием и кротостью. Равно и прочие владетельные князья, соседние с Московскою областью, пребывали в дружбе и мире с князем её Даниилом и не решались учинять ей какую-либо обиду. Однажды только он решился вступить в битву против татар, приведённых Рязанским князем Константином в 1301 году, но и тут благоразумно предупредил вторжение врагов, напавши на них внезапно и рассеяв толпы татар, а князя Рязанского взял в плен; будучи же сострадательным, он и сего враждебного пленника имел у себя, как гостя, и тем примирил его с собою.

       Великим миротворцем был Св. Даниил, но по нужде, как мы видим, доблестно защищал своё княжество.

       Божиим попущением один из старших братьев его, Андрей, тайно привёл орды татар, которые разграбили множество городов русских, в числе которых и Москву. Тогда святой князь отдал всё имущество своё на вспомоществование разорённым людям своей области и на возобновление города Москвы. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду — и благодушно простил ему его злой поступок. Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя. А племянник его, сын старшего брата Димитрия Александровича, бывшего Великим Князем — Иван Димитриевич — так любил своего дядю Даниила, что не только не оспоривал у него титула великокняжеского, но и свою отчину — Переяславскую область — одно из сильнейших тогда княжеств — завещал в собственность дяде своему любимому Даниилу Александровичу и чрез то увеличил силы и средства Великого княжества Московского с 1301 года.

       И вот, именно в Москве-то и забылась память о святом основателе Московского великокняжества, несмотря на то, что и самые святые мощи благоверного Великого Князя Московского Даниила открыто почивают в древнейшей московской обители, в Данииловом монастыре, основанном, к тому же, самим первым и святым строителем московского царства!

       Проводя жизнь благочестивую и святую, всё усердие своё употреблял святой на укрепление людей своих в православной вере и всячески внушал великую мысль о единстве и целости русского народа под единой державой. Он украшал грады свои и сёла святыми храмами, основал святую иноческую обитель для желающих украсить себя подвигами святыми; сам давал ей содержание и часто посещал её. Обитель эта была поставлена в 5 верстах 200 саж. от Кремля, где жил князь, в уединённом, но удобном месте на правом берегу Москвы реки, по течению её; святой посвятил её покровительству своего ангела — преподобного Даниила Столпника, во имя коего создал и первый храм в сей обители.

       Недолго украшал и утешал собою землю Русскую угодник Божий; он, как и святой родитель его, святой Александр Невский, едва перешёл на вторую половину срока жизни человеческой, как преставился ко Господу. Сие преставление его было 4 марта 1303 года, на 42 году от роду; познав приближение кончины, принял он святое пострижение в монашество и завещал похоронить тело его в любимом им Даниилове монастыре — и не в храме, и не под храмом, но на общем братском кладбище, показав крайнее своё смирение пред Богом.

       Сей святой угодник Божий, заслуживший всеобщую любовь и благодарность своих современников, восприял благословение Божие по преставлении своём. По кончине его Господь вполне показал людям всю чистоту и святость жизни сокровенного и смиренного раба своего, избранного для основания и благоустроения Великого Царства Российского.

       Благоверный, но смиренный и бескорыстный Даниил, получивши титул и власть Великого Князя — не переселился в многолюдные и богатые столицы Великокняжества, как-то — Владимир, Переяславль, Суздаль и пр., но удовольствовался — скромною и бедною Москвою; зато к сей Москве с того времени начали сами по себе присоединяться соседние области и княжества, разделявшиеся между собою, и слились в одно целое, могучее и пространное Государство Российское. Москва же с того времени осталась столичным городом Великого Князя. Преемники Святого Даниила, начиная с благочестивого сына его Иоанна Данииловича — Калиты — имели пребывание в Москве, и когда его преемники при возрастании своего государства приняли титул царей — то священное венчание на царство происходило в Москве же, и ныне священное коронование совершается нее иначе, как в Москве, посему Москва и считается сердцем России, первопрестольным городом, и на ней почивают любовь и заступление первого её Великого Князя Даниила, избравшего её своею столицею не иначе, как по указанию Божию.

       Гораздо большая степень благоволения Господня оказалась, кроме града, и на потомстве Святого Даниила. После кончины его преемниками великокняжеской власти и титула был не брат или племянник его, но сын Иоанн Даниилович, и после него сие достоинство переходило от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до кончины царя Феодора Иоанновича в 1598 году — в течение трёхсот лет. Царствующий ныне благословенный Дом Романовых не совсем чужд роду Святого Даниила, имея роднёю супругу царя Ивана Васильевича Грозного, Анастасию Романовну; так в благословенном роду Святого и блаженного Даниила сохраняется царственное достоинство более шестисот лет.

       Но высшее благословение Господне над святым угодником Христовым открывалось и продолжает открываться тем, что Господь прославил его и нетлением святых мощей его, и чудесными исцелениями, бываемыми от мощей сих.

       Основанный сим угодником Божиим Великим Князем Даниилом близ Москвы Даниилов монастырь первоначально не долго существовал на своём месте. Благочестивый сын Даниила Великий Князь Иоанн Данилович перенёс его ближе к своему двору, перевёл братию и настоятеля в Кремль, где ныне церковь Спаса на бору; упразднённый же Даниилов монастырь поручил надзору сего же спасского архимандрита, и храм его обращён в приходскую церковь. Вследствие сего как обитель Данииловская пришла в запустение, так и святая могила Благоверного князя Даниила стала приходить в забвение у народа и в небрежение у потомков его. Так продолжалось более двухсот лет, и могила его совсем бы сделалась неизвестною, если бы Господу Богу не было благоугодно открыть её. По воле Божией первое откровение о ней было такое.

       Великий князь Московский и всея Руси Иоанн Васильевич III проезжал однажды,— повествует летописец,— мимо упразднённого и забытого монастыря. Один юноша из великокняжеской свиты отстал от всех; неожиданно перед этим юношей является незнакомый ему человек. Юноша испугался, но явившийся сказал ему: «Не бойся меня, ибо я христианин и господин сему месту, имя же мне Даниил, Великий Князь Московский. По изволению Божию погребён я в сем Данииловом месте. Ты же, юноша, иди и скажи великому князю Иоанну: «Вот, ты себя всячески утешаешь. Для чего же предал меня забвению?» Но если забыт я им, то никогда не забывал меня мой Бог». После этих слов Св. Даниил сделался невидим, а юноша в великом страхе и смущении предстал пред Великим Князем и передал ему данное поручение. «Великий же князь,— продолжает летописец,— от того времени устави соборныя понахиды и божественные службы и милостыню, и трапезное учреждение о отшедших душах...» Несомненно, что Иоанн III придал совершенно особое толкование чудесному явлению Св. Даниила: он, видимо, желал молитвами и делами благотворения дать покой душе своего предка, но отнюдь не смотрел на это чудо, как на проявление особой благодати Божией над св. угодником.

       Вот почему, с соизволения Божия, Св. Даниил новыми чудесами проявил своё тайное сопричисление к лику святых.

       Царь Иоанн Грозный также проезжал однажды в местности упразднённого Даниилова монастыря. Сопровождавший Царя князь Иван Михайлович Шуйский, чтобы взойти удобнее на своего коня, наступил ногою на плиту могилы Св. Даниила. Неожиданно явившийся здесь «христианин» обратился к Шуйскому со словами:

       — Господин княже, не дерзай с сего камня садиться на коня своего: знай, что здесь лежит Великий Князь Даниил.

       — Мало ли лежит здесь князей! — пренебрежительно заметил Шуйский и вспрыгнул на коня. Но конь тотчас же пал и издох, придавив собою князя. Только после молебна о здравии и панихиды по Св. Данииле Шуйский получил исцеление и всю остальную жизнь свою чтил Даниила, как святого.

       При том же царе Иоанне Грозном совершилось первое чудесное исцеление от мощей Св. Даниила.

       «Некий» купец вместе с сыном своим плыл по Москве-реке из Коломны в Москву. Когда купеческая барка поравнялась с местом бывшего монастыря Даниилова, сын почувствовал нестерпимые боли в животе и приближение смерти. Тогда болящий перенесён был к могиле («гробу») Св. Даниила и положен около неё. Совершён был молебен о здравии, и болящий встал здоровым.

       Царь Иван Васильевич IV, вследствие ли сведений о чудесных событиях при гробе святого предка своего Даниила, или по иному какому побуждению, только обратил полное своё внимание на место погребения его. Видя, что место, некогда занимаемое монастырём, остаётся в запустении и забвении, повелел устроить вновь церковь каменную во имя Вселенских соборов и кельи каменные и учредить здесь иноческую обитель, в которую ежегодно приходил сам, а митрополит с освящённым собором совершал службы и пел панихиды. С того времени монастырь сей, после двухсотлетнего своего упразднения, существует доныне непрерывно по молитвам и ходатайству святого своего основателя, угодника Божия Князя Даниила.

       Наконец, Божиим изволением всему миру явно открылись святые мощи благоверного Даниила, по некоему бывшему откровению свыше. Сие совершилось 30 августа 1652 года и тогда же, по повелению царя Алексея Михайловича, перенесены они от места погребения — в церковь Вселенских соборов, где и доныне почивают открыто, сохранившись целостными в течение трёхсот пятидесяти лет пребывания в земле. С того времени ещё более Господь прославил и прославляет святого угодника своего Князя Даниила многочисленными явными, а более сокровенными исцелениями от болезней.

       Церковь Российская православная с радостию признала сего святого в числе святых своих заступников и постановила совершать память его ежегодно дважды: 4 марта, в день преставления его, и 30 августа в день обретения святых мощей его — что и творится торжественно в созданном им Московском Даниловском монастыре по особенному чину службы, сему святому писанной — сперва, до 1761 г., настоятелем того монастыря архимандритом Константином, а потом — митрополитом Платоном (1801 г.) — напечатанной и доселе употребляющейся в монастыре. А когда в 1765 году Даниилов монастырь перечислен был к Крутицкой, в Москве, епархии, то Преосвященный Крутицкий и Можайский Амвросий издал распоряжение, чтобы по всей той епархии на богослужебных отпустах было упоминаемо в церквах имя Святого благоверного Великого Князя Даниила. Святые мощи угодника Божия Даниила со времени перенесения их в церковь открыто почивают в особой раке. (В особом золотом ковчежце на груди Св. Даниила почивает и частица св. мощей отца его, Св. благоверного Великого Князя Александра Невского.) Ныне существующая рака устроена в 1817 году из серебра, весом более двух пудов и в клеймах правой стороны имеет тропарь и кондак святым. Прежняя же рака святых мощей была похищена в 1812 году неприятелем, святые же мощи не были повреждены.

       В 1805 году при соборной монастырской церкви, близ святых мощей святого князя, устроен придельный храм во имя угодника Божия, молитвами коего да помилует и сохранит нас всех Христос Иисус, так прославивший раба Своего, Благоверного Князя Даниила — первого Великого Князя Московского, первого основателя самодержавия, коим живёт и крепнет великое Русское Царство.

 

       Примечание: Все сведения, помещённые здесь, о Св. В. Князе Данииле заимствованы из обстоятельно составленного «Жития преподобнаго отца нашего Даниила великаго князя московскаго», печатанного в Москве 1884 г. церковным шрифтом.

 


Перевод в современную орфографию из брошюры СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ МОСКОВСКИЙ ДАНИИЛ, основатель Московского Даниилова монастыря, сост. Архимандрит Дионисий, Москва, «ДАНИЛОВСКИЙ БЛАГОВЕСТНИК», 1993 г., репринт издания Московского Даниилова монастыря, Москва, 1897 г.

На заглавную страницу