Павел Троицкий
Камешки для фундамента будущей державы
Совершенно очевидно, что государство может существовать только на основе какой-то общей идеи. Должна быть сила, соединяющая его воедино и предотвращающая его распад. Если эта идея отмирает, оказывается ложной, то крах такого государства становится неизбежен. Также может измениться и сам народ, который больше не может следовать этой идее и тогда государство существовать не сможет. Бессмысленно пытаться удержать такое государство, а, вернее, власть в таком государстве с помощью силы. Это приведёт только к лишним жертвам, к трагическим последствиям для данного народа.
Фактически, нечто подобное мы наблюдаем сегодня. Рухнула мощная держава, крах её поразителен, и никогда ничего подобного в истории не было. Рухнула она не только из-за конкретной кучки людей, преследовавшей конкретные интересы, но и потому, что ослабела, оказалась неверной идея социализма и коммунизма, веру в которые потеряли к тому времени почти все в России. Плюс, разумеется, длительное воздействие на умы импортной пропаганды, которая постепенно передавалась из уста в уста, отчего увеличивалась её мнимая ценность. Пропаганда в виде анекдотов и образа жизни, то есть бьющая непосредственно по сознанию простого народа. Социализм предполагал благополучие народа, заложил в народе весь смысл существования в этом благополучии, а такого благополучия. как на Западе, дать не мог. К тому же, ложь о революции и послереволюционных годах, которая не могла не всплыть, оказалась довольно сильным фактором, когда началась реальная борьба за власть. Таким образом, государство, которое, казалось, стояло непоколебимо, рухнуло в одночасье, когда выдернут был камень из-под его основания. Прежнее государство делало только робкие попытки опереться на русский народ, на его историю, на нравственные ценности, которые само же в народе и расшатало, оно не могло сделать опоры на религию, ибо это потребовало бы перерождения самой идеи. Но, осмелюсь сказать, что религиозное начало всё более усиливалось в предперестроечное время. Интеллигенция стала потихоньку в лице своих лучших представителей, как бы в искупление своего прежнего отступления, поворачиваться к православной вере, довольно уверенно минуя ловушки в виде разных восточных учений. Конечно, при оценке размеров этого процесса могут быть весьма сильные преувеличения. Так, в недавнем интервью одного из московских благочинных прот. Георгия Студёнова «Комсомольской правде» прозвучали обескураживающие факты. «Если же говорить о том, насколько изменились религиозные воззрения наших правителей, могу привести в пример Леонида Ильича Брежнева (мне пришлось принимать участие в церемонии его похорон). Я не могу сказать, что он был неверующим человеком. Леонид Ильич хоть и занимал высокий партийный пост, никогда против веры не говорил плохого. При отпевании Брежнева в Патриаршем соборе люди молились за упокой его души. Или возьмите Алексея Николаевича Косыгина, который часто ходил в храм на Воробьёвых горах. У него там всегда было своё местечко». (Комсомольская правда от 11.10.99). Да, Брежнева действительно отпевали при закрытых дверях. Насчёт Косыгина ничего сказать не могу, но знаю, что он был в хороших отношениях с патриархом Алексием, с которым познакомился во время блокады. Говорят, что супруга Косыгина наедине даже подходила к патриарху под благословение. Разумеется, идеализировать ситуацию нам ни к чему. Но, несомненно, подобные процессы шли. Главный вывод, который мы можем для себя сделать: если бы «вовремя» не подоспела перестройка, вернее, не была бы устроена перестройка на американский манер, то, возможно, «перестройка» прошла бы на православном фундаменте. Кем же устраивалась перестройка говорить не нужно, ибо за конкретными людьми за океаном стоят конкретные, «но невидимые силы» очень быстрого реагирования, которым многие из этих людей «конкретно» поклоняются. Возьму на себя смелость утверждать, что скорость перестройки была вызвана необходимостью скорее захватить Россию, которая непонятно каким образом, разумеется, для них непонятно, выскользнула из рук после успешного переворота в 17 году.
Но все подобные силы, как за океаном, так и их хозяева, отличаются полным неумением создавать что-нибудь положительное (что мы хорошо знаем из послереволюционной истории). Так и теперь было создано, возможно, первое в истории государство, опирающееся на абсолютное «ничто». Это государство ни на что не опирается: ни на веру, ни на народ, ни на национальность, а только на слабые силы временщиков и общенародную апатию. Американизированный культ поклонения маммоне с треском провалился. Жрецы этого культа оказались в сто крат усерднее своего народа в поклонении этой «святыне» и очень скоро запродали заграницу и самого идола. Образовалось единственное за всю историю государство без основы, без идеологии. Но не будем забывать, что всемирная партия духовных и абсолютно бездуховных сил бесконечно изобретательна и хитра в деле подделок, обмана и лжи. Будучи не в состоянии ничего создать, сами они быстренько срисуют, скопируют, заглядывая через плечо, наполнят копию своим содержанием и поставят свою подпись. В этом-то и есть для нас главная опасность. В самом начале «перестройки» мне довелось слышать одного архитектора, видимо, представителя общества «Память». Он говорил, что есть проекты воссоздания Казанского собора на Красной площади и Храма Христа Спасителя. Но о восстановлении последнего, вообще, и мечтать нельзя, так что надо проталкивать первый проект. Вряд ли, кто из слушавших серьёзно относился к его речам и вряд ли кто поверил, что возможно воссоздание даже и Казанского собора. Разве мыслимо было такое? И кто мог бы поверить, что пройдёт 10-15 лет и оба храма будут воссозданы? Но, увы, безобразия, творящиеся вокруг Храма Христа Спасителя всем хорошо известны. К чему я это говорю? А к тому, что временщики, не имея никакой идеологии, пытаются и будут пытаться паразитировать на чужом теле, на том, что ни имеет с ними ничего общего: на Православии, на идеях русского народа и даже монархии. Подхватив наши идеи, нашу веру они будут стараться наполнить эти формы своим лживым содержанием, подобным халтуре Церетели. Самый яркий пример - это монархия, хотя попытки в этом направлении временно приостановлены, но тень Кирилловичей стоит за нашими спинами. Может быть, завтра закрутится новая реклама, начнётся новая пропагандистская шумиха. Прекрасная мысль: восстановить не самодержавие, а лжемонархию на западный манер, не Православие, а униатскую или экуменическую веру. А что делаем мы? Мы впадаем в истерику, кричим о нашей гибели, поражении, о всесилии масонства и иудейства. Зададимся вопросом, а почему сейчас такое обилие литературы по этим предметам. Ведь «им» стоит только пальчиком пошевелить, и исчезнут все эти книги с прилавков. Не для того ли, чтобы сами уверились в их всесилии? По-настоящему, они отступают по всем фронтам. Оставляя нам всё новые и новые пункты. Причём мы не прилагаем никаких усилий для этого наступления, а только сами вредим ему. А сделать они ничего не могут, потому что наступает сам Бог, умилостивленный молитвами за Россию наших царственных мучеников и всех новомучеников. Но мы сами враги себе: кричим о нашем поражении. Сами пускаем агентов в освобождённые места, чтобы они захватывали, разрушали нашу Россию и нашу Церковь. Какой религии мы принадлежим, если верим во всесилие масонства, а не Бога? Чем отличаемся мы от русского ополчения Минина и Пожарского? Ничем. Только верой. Они знали, что идущий по путям Господним дойдёт, а творящий волю Господню обязательно исполнит её. В том наша беда, что мы полуязычники без веры, не имеющие любви друг ко другу. Ибо видны бесконечные разделения среди православных, взаимные упрёки и подозрения. Для Бога не так важно число идущих за ним, главное то, насколько эти идущие достойны Его пути. Вспомним слова апостола: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его.... Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы». ( Колоссянам гл.3). Вне личного очищения, вне возрастания веры не может быть никакого общественного движения благословлённого Богом. Война сейчас идёт тотальная и должна она вестись на внутреннем и внешнем фронтах. Если мы будем оставаться нераскаянными грешниками, то сильно ли мы будем отличаться от нынешних правителей России? Только на основе личного очищения возможно собирание в единый здоровый организм. Вернее, пока в ячейки, клеточки, которые могут взаимодействовать друг с другом, но которые станут единым организмом, только когда будет дарован Богом России Царь. Каковы бы ни были наши усилия, а они несомненно, нужны, это может произойти только тогда, когда на то будет воля Божия. Наша главная цель - подготовить себя и лучшую, достойную часть нашего народа к восприятию Царской власти. Мы должны стать камешками, на которых будет строиться здание нашей державы. Это должно быть нашей стратегией.
Безусловно подобный процесс уже идёт. Но должны быть чётко оговорены его принципы. От качества фундамента зависит устойчиво ли будет здание. Самое главное: в основу общественного патриотического движения должно быть положено Православие. Сейчас же, конечно, возникнут возражения: в самой церкви неизвестно, что творится, церковь наоборот пытается от нас отмежеваться. Да, действительно так. Митрополит Иоанн говорил: «Поэтому именно Православная Соборная и Апостольская Церковь на протяжении двух тысячелетий своего существования является главной мишенью сатанинских происков. Именно сюда от века направлял враг рода человеческого свои самые страшные удары, стремясь лишить человека возможности покаяния и спасения, возможности примирения с Богом и богоугодного устройства земного бытия. Именно в ограде церковной встречают человека искушения и соблазны, преодолевая которые, он закаляется духовно, мужает в скорбях и бедах, «израбатывая» таким образом, по слову святых отцов, своё спасение. Поверьте, этот тяжкий, многолетний духовный труд далеко не всем под силу. Слабые и малодушные часто отступают, отговариваясь благовидными предлогами наподобие того, что де Церковь должна сперва решить свои «внутренние» проблемы, навести порядок в «собственном доме, а уж потом...»(«Обличать зло» Беседа редактора газеты «Завтра» с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном. «Одоление смуты» стр. 235). К тому же священники, даже архиереи - это ещё не Церковь. Каждый из нас является членом Церкви, только функции у нас разные. Соборность Церкви может осуществляться и через голоса мирян. Вспомним преп. Иоанна Дамаскина, который будучи мирянином выступал против еретиков в рясах, вспомним патриархов Фотия и Тарасия, которые много потрудились в чине «мирян», вспомним князя Константина Острожского - борца с унией на Западной Украине. « Известих бо ся Божиею благодатию и упевнихся в том, иж яко кроме единого Божества в Троицы славимаго и поклоняемаго, от есть Отца, и Сына , и Святаго Духа, в егоже имя и крестихомся, инаго несть Бога: тако и окромя единыя истинныя веры в Иерусалиме насажденныя и оттуду яко з жерела приснотекущаго слова божественного напоеныя, несть иныя веры, по писанному: «от Сиона изыйде закон, и слово Господне из Ерусалима». Но понеже нынешняго времени злохитрыми козньми вселукаваго диавола, врага и супостата народу хрестианскаго, самые главнейшие истинныа веры нашеа начальницы, славою света сего прелстившися и тмою сластолюбиа помрачившися, мнимые пастыры наши, митрополит з епископы, в волкы претворишася, и единыа истинныя веры святыя Восточныя церквы отвергшеся, святейших патрыархов, пастырей наших и учителей вселенских отступили и ко западным приложишася, только еще кожею лицемериа своего, яко овчыною, закрывающе в собе внутреного волка, не объявляются с тым, потаемне согласившисся з собою окаяннии, яко христопродавца Июда з жидовами, умыслили всех благочестивых в здешней области хрестьян безъвести отторгнувши, з собою в погыбель вринути, яко самые пагубныя и скрытыя их писания объявляють». («Окружное послание Киевского воеводы князя Константина Острожского. «Уния в документах» Минск, 1997) Вот так иногда звучал голос мирян. К тому же нельзя отождествлять церковь как организацию и Церковь как организм. Вот как раскрывает эту проблему богослов из недавнего прошлого Новосёлов М.А. (простите за столь обширную цитату): «Следует различать Церковь-Организм и церковь-организацию. Только к Церкви-Организму применимы такие наименования Церкви, какие мы встречаем в Слове Божием, например: славная, святая, беспорочная» (Еф.1,4), «не имеющая пятна или порока» (5,27), «Жена Агнца»(Откр.19,7;21,9), «тело Христово»(Еф.1,23; Кол. 1,24 и др.), «столп и утверждение истины»(1 Тим.3,15) и многие другие. К церкви-организации эти понятия неприложимы (или приложимы с большими ограничениями) и законно приводят людей в недоумение и отвергаются ими.
Церковь-Организм одна и та же во все века, ибо она вечна по существу, а церковь-организация зависит от исторических условий своего существования (подчёркнуто мною).
Церковь-Организм - чистая «невеста» Христова, «украшенная для мужа своего» (Откр.21,2), а церковь-организация имеет все недостатки человеческого общества и носит всегда отпечаток немощей человеческих.
В Церковь-Организм не входит ничто нечистое, а в церкви-организации пшеница и плевела растут рядом - должны расти, по слову Господню, до скончания века сего.
Церковь-организация
нередко преследует святых
Божиих, а Церковь-Организм
воспринимает их в свою сердцевину.
Насколько не совпадают церковь-организация
и Церковь-Организм, видно из множества
примеров: св. Афанасия Великого, св.
Иоанна Златоуста, св. Максима Исповедника,
св. Григория Паламы и др. Церковь-организация
извергает их из своей среды, лишает
епископских кафедр и т.д., а в церковном
организме они являются и вечно пребывают
славнейшими членами» (Новосёлов М.А. «Письма
к друзьям». стр. 252-253). Комментарии, как
говорится, излишни. Надо научиться
понимать это различие и
не забывать его, проходя наше
жизненное поприще. Не устремляться в
расколы, а настойчиво, с терпением
отстаивать истину, понимая, что не смотря
на «странности» и безобразия организации,
мы единой, святой, соборной и
апостольской Церкви. Это послужит благу
Церкви и нашему спасению. «Бог один и один
Христос, одна Церковь Его и вера одна и
один народ, совокупленный в единство тела
союзом согласия. Единство не должно
дробиться; также не должно дробиться и
одно тело, чрез разрыв связи, - не должно
разрываться на куски терзанием
отторженных внутренностей: все, что
только отделилось от жизненного начала,
не может, с потерею спасительной сущности,
жить и дышать особою жизнию»(Св.Киприан
Карфагенский. Творения. стр.249.Москва.1999).
Всем, разумеется, очевидно, что зачастую сейчас в Церкви идут «не те процессы». Вспомним «странные» события в Екатеринбурге (заметим, особом, дорогом для каждого русского человека месте). Многие другие архиереи ведут себя «странно», о чём мы, к сожалению, всё чаще узнаём. Естественно, многие из них не захотят сплочения православного народа, создания братств вокруг церкви. Но, вспомним, что Церковь - это не подобие существовавшего советского государства с командно-административной системой. Идёт сверху пронизывающая все слои власти команда, «все берут под козырёк». Каждый православный христианин будет держать ответ перед Богом, а не перед администрацией. И с него спросится за то, что он делал и за то, что он не делал, спросит Господь за грехи, спросит и за милосердие, вернее, отсутствие оного.. Спросит и за безразличие к вере, за пассивность в проповеди истинной веры, за нежелание этой вере учиться и возрастать в ней. Фактически и мы поставлены перед вопросом: хотим ли принадлежать только к организации, но и Церкви-Огранизму? Этот вопрос подразумевает и ответ. Посмотрите! Кругом орудуют сектанты, а мы ничего не предпринимаем, считаем, что это дело какого-нибудь центра, находящегося где-то в Москве в Патриархии, а не центра нашего сердца. Спросится и за многое другое. Но не спросится, какой у нас был архиерей. Так что нам каждому нужен в первую очередь диалог с Богом, чтобы голос Его был хорошо слышен, надо использовать усилитель - собственную совесть. Ведь сумели же противостоять нашествию католицизма с помощью братств в 16-17 веках. И братства брали на себя роль не только благоукрасителей храмов и благотворителей, но и защитников веры православной. «Не осталась, впрочем, борьба православия с протестантством и особенно иезуитами в Западнорусском крае и без добрых последствий для православных. Она пробудила их от духовного усыпления и застоя, возбудила в них энергию и вызвала их на такую деятельность, какой прежде они не знали. И прежде уже существовали между ними, хотя немногие, братства, так называемые, медовые, с религиозною целию, но вся эта цель ограничивалась попечением лишь о материальных нуждах некоторых церквей и богаделен. Теперь начали возникать в Западной России такие братства, которые желали служить не своим только церквам, а всей Церкви православной для удовлетворения не столько вещественных, сколько духовных её потребностей, способствовать распространению просвещения в русском народе, приготовлять ему учителей веры и благочестия, защитников православия от иноверцев» (митр. Макарий (Булгаков) История Русской Церкви, книга 5, стр. 257-258). Вот, так высоко расценивал известный митрополит действие церковных братств. Такое же значение ей предают нынешние архиереи? Да, тогда были созданы знаменитые братские школы, но главным результатом было сплочение в деле защиты веры. Деятельность братств не закончилась с воссоединением России и Украины, а, более того, распространилась на всю Россию. Так, в 1893 году на территории России действовало 159 братств. Изменилась ситуация, сместился и центр тяжести действия братств. Теперь уже в первую очередь заботились о благоукрашении храмов, поддержании благочестия, борьбе с пьянством. Но большое внимание уделялось и миссионерской, противосектантской и противораскольнической деятельности. Вот, юг России охвачен штундой, в переводе на современный язык, завезённым из Германии баптизмом - братства направляют свою деятельность туда. «За последние 28 лет на Руси учредилось много православных братств, охраняющих, как и прежде, бдительно и стойко православие и русскую народность от враждебных посягательств и насаждающих щедрою и усердною рукою «истинны» просвещение в народе» ( Папков А.А. Церковные братства. «Краткий статистический очерк». О положении церковных братств к нач. 1893 г. СПб 1893 г.) Был Царь, но, всё равно, требовалась помощь православного народа. В деятельности некоторых братств принимали участие члены царствующего дома. Принимали участие, а не командовали там, митрополиты, епископы, даже оберпрокурор Победоносцев, причём заседание братства Пресвятой Богородицы проходило у него на квартире. Кстати, заметим, что в самый момент своего рождения в Литве, Белоруссии, Малороссии, Галичине братства носили всесословный характер. К членам Львовского братства принадлежали и некоторые из господарей Молдавских и Валахских. В конце прошлого столетия некоторые братства располагали весьма значительными средствами. Только за один год упоминавшееся уже братство Пресвятой Богородицы истратило 58 тыс. рублей, а приход за год составил 104 тыс. В то время это были весьма значительные суммы.
Нынешнюю ситуацию не стоит здесь обрисовывать. Она всем хорошо известна, она в стократ хуже. Где же братства? Что же они теперь никому не нужны? Но, ведь были же братства, которые активно боролись и против экуменизма, и против разложения, действовал Союз православных братств. Конечно, много было недостатков. Много было паники, истерики, мало созидательной работы, но прошло бы 2, 4 года, 5 лет и всё бы нормализовалось Но... «Вдруг» Архиерейский собор 1994 года принимает решение: П.17. Внести в раздел VIII Устава об управлении РПЦ следующее дополнение (п. 8а). «Братства и сестричества создаются прихожанами православного исповедания (!!!) только с согласия настоятеля прихода и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, благотворительности и милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества состоят при приходах под ответственным попечительством настоятелей. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утверждённый епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации». (ЖМП 1995 г. № 12). Разве это соответствует тем началам, которые были заложены в братское движение на Западной Украине, и которые оставались теми же на протяжении истории Российской православной церкви вплоть до крушения империи? Нет, не соответствует. Конечно, архиерей должен благословлять братство, но связав его с настоятелем храма, так легко «справиться» с этим братством. К тому же, если учесть реалии нашей церковной жизни и вспомнить, что некоторые архиереи только иногда «заезжают» в свои епархии, проживая где-нибудь в Москве, то непонятно, кто будет этими братствами распоряжаться. Скорее всего настоятель станет в таком приходе и архиереем, и патриархом и как, некоторые язвят, и «папой римским». То есть, всё зацикливается на настоятеле. Если настоятель разделяет взгляды своего братства, и братство это начинает разрастаться и затрагивать насущные проблемы церковной жизни, которые могут носить и вероучительный характер или по-христиански относиться к будущему России, то такой настоятель по современному опыту, скорее всего, поедет на другой приход, и скорее всего в глухую деревню. Если настоятелю братство не нужно, что может случиться, когда оно не оказывает храму финансовой поддержки, то он просто ликвидирует его. И останутся только те братства, которые «зарабатывают» деньги или занимаются чистой благотворительностью. Фактически, за этим положением стоит: настоятель должен командовать братством, что совершенно противоречит духу братства. Вспомним, братства образовывались как свободное волеизъявление православного народа, имели всесословный характер и не имели командиров. Конечно, православному братству нужно окормление: но, в первую очередь, духовное, то есть братство должно иметь духовника, свободно им выбранного, а не настоятеля. Странное решение, которое вводит максимальный простор для случайностей. Всё зависит от того, какой будет настоятель. Причём, в отличие от других решений за этим введётся строгий контроль: решение Синода от 22 февраля 95 года о том, что не представившие свои исправленные уставы братства «будут расцениваться как не имеющие канонической связи с Русской православной церковью» (ЖМП 1-4, 1995 г.) и определение Архиерейского собора 1997 года: В соответствии с определениями Архиерейского собора 1994 года и последующим решением Синода считать имеющими церковное благословение лишь те братства и сестричества, которые переоформили свои уставы в соответствии с вышеуказанными церковными определениями» (ЖМП 4, 1997, стр. 14). Почему, к примеру, обновленцы довольно спокойно продолжают свою деятельность [ * ], а братства вызвали такой испуг? Что за этим кроется? Боязнь своего православного народа и страх перед властями, которые, несомненно, приложили к этому руку. Согласен, в деятельности братств, наверное, было много ошибок. Но, какие же это архиереи, которые не могут направить свою паству? Или им, «блюстителям», не нужно охранять православную веру? А ведь заметим: из целей православных братств начисто выкинута цель - хранить веру православную, а присутствует только религиозно-нравственное просвещение. А как же борьба с сектанством, католическим прозелитизмом и проч.? Хорошим бы делом было создать в Новосибирске братство по борьбе с католическим прозелитизмом. За последние годы этот город буквально подвергся нашествию иноверцев. Но, естественно, такое братство имеет смысл только на епархиальном уровне, а лучше на общецерковном, так как это проблема всей православной церкви. Западные области Украины опять нуждаются в православных братствах, которые объединили бы украинцев и русских, которые бы действовали и на территории России, и на территории Украины. Нужно общероссийское братство, ставящее целью борьбу с пьянством, наркоманией. Но, для этого надо, как минимум, добиться того, чтобы братства могли иметь епархиальный и общецерковный статус. Но, повторяю, важно, чтобы эти братства основывались не на приказе, а на свободном волеизъявлении народа. Кроме того, объединение православных создало бы и экономическую базу, как для церкви, так и для будущей России. Это положило бы предел «табачным» и прочим «историям» внутри церкви, так как всё это бы совершалось на глазах народа. Но, для этого архиереям надо перестать бояться своего православного народа и не идти за разрушителями России. А где архиереи ведут себя «странно» и не одобряют подобной деятельности, - там можно создавать некоммерческие автономные организации из православных христиан. Надо добиваться нового решения архиерейского собора, которое обязало бы архиереев способствовать созданию, а не разрушению братств. И учредить три уровня действия братств: общецерковный (с благословения Патриарха или Священного Синода), епархиальный (с благословения правящего архиерея) и приходской (тоже с благословения архиерея и согласия настоятеля). Создание и укрепление существующих братств приведёт к сплочению православных людей, объединит их вокруг истинных пастырей - архиереев и священников. Среди православных людей выделятся наиболее активные и достойные. Кроме того, возникнет предпосылка для участия в православных братствах православных людей, занимающихся средним и малым бизнесом. Они смогут увидеть и проконтролировать расходование жертвуемых ими средств, что является «камнем преткновения» в современной благотворительности.
Сейчас, во время царящего повсеместно беспредела, Церковь не может стоять в стороне от народа, от России. Необходима проповедь и словом, и делом. Поэтому вопрос об участии в выборах должен решаться с точки зрения проповеди делом. Трудно ожидать больших практических успехов от своих избранников, в стране, где любая «проблема с человеком» решается нажатием курка, но полностью отбросить участие в выборах тоже нельзя. Нельзя игнорировать выборы так же и потому, что подобные «выборы», да и выборы вообще, никак не соотносятся с идеальной формой православного государства - монархией. Вопрос об участии православных в выборной компании должен решаться на местном уровне. Участие в выборах допустимо, если: 1) выборы не будут являться заведомым фарсом, где православному кандидату будет отведено заранее второе место, 2) данный регион может поддержать православного кандидата и он может найти опору у местного населения, 3) есть самое главное: православный кандидат, достойный этого звания. К нему, как мне кажется, следует приложить следующие требования: 1) Он должен быть церковным человеком, проверенным, лучше в каком-нибудь братстве. Не должен действовать принцип: он пробивной, деловой человек и сочувствует церкви, даже иногда ходит туда и ставит свечки, 2) он должен обладать даром рассуждения, то есть в каждый момент мог бы определить полезно то или иное действие или решение Церкви и России или нет. Довольно с нас крика и лозунгов. Мы не успеваем сделать шаг, а уже кричим привлекая тем самым вражьи силы, 3) он должен быть достаточно подготовлен в правовом отношении.4) он должен быть готов пожертвовать собой ради наших целей. Если нет такого кандидата, то лучше воздержаться от выдвижения каких-либо кандидатов, ибо цель наша - не в том, чтобы захватить большинство в органах власти, а чтобы показать людям, что среди православных есть достойные люди и их много. Мы не будем забывать, что мы чаем восшествия на престол Самодержца, который подобно Давиду будет дарован России и который спасёт Православную веру и Россию. Поэтому, где выборы превращаются в комедию, не стоит и ходить на избирательный участок, а православным «активистам» не стоит себя марать в блоках с сомнительными партиями и движениями, ибо наша цель не победа на демократических выборах, а подготовка к восприятию идеи монархии, которая несомненно возродится в последние дни.
Эта деятельность, по моему мнению, требует большой подготовительной работы в виде отыскивания и собирания маленьких камушков: православных братств. Положительных примеров мало, но можно вспомнить общество «Радонеж», которое номинально не является братством, но фактически настоящее братство. Наверное, оно не идеал, но живёт: выпускает газету, имеет радиостанцию, отстаивает православную веру и т.д.
Как-то в начале «перестройки» я читал какую-то брошюрку общества «Память». Не помню, что там было написано, но запомнилась мне одна трезвая мысль: нужна личная инициатива. Наши враги всё могут вычислить, но не могут полностью учесть и нейтрализовать инициативу, исходящую от личности. Ведь даже демонские силы не могут читать мысли человека, если для них закрыт вход в его душу. Поэтому не надо смотреть на других, на их грехи и недостатки, а каждому подумать, что он реально может сделать для Православия, для России, и каждый получит от Бога ответ и пойдёт в нужном направлении. В завершение хочу напомнить слова Священного Писания, говорящие о первых братствах: «Все верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви»( Деяния 2, 44-47). И ещё: «Не было между ними никого нуждающегося ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду» (Деяния., 5, 34-35). Осталось только двинуться к этому идеалу.
Да поможет нам Бог!
P.S. Вероятно, многие высказанные мною мысли небесспорны. Но, я надеюсь, они заставят задуматься православных людей, стремящихся приложить свои силы к воссозданию России.
* Пока мы дремлем, определённые силы в нашей Церкви не теряют времени даром, используя форму именно братств для достижения своих целей.ОЧЕРЕДНОЙ «СОБОР» ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ СВЯЩЕННИКА ГЕОРГИЯ КОЧЕТКОВА: В МП. ГОТОВИТСЯ «ЛЕВЫЙ» РАСКОЛ
(Вдъ-Информ, Москва)Последователи ультрамодернистского священника МП Георгия Кочеткова, запрещенного полтора года назад в служении Патриархом Алексием II, собрались со всей России 19–22 августа в Москве на десятую ежегодную встречу Сретенско-Преображенского братства, созданного о. Кочетковым, — названную ими «Преображенским собором». По данным самих кочетковцев, на «собор» собралось около тысячи человек из 18 епархий МП. Помимо пленарных заседаний, участники «собора» работали по секциям: «Собор Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. и современная церковная жизнь», «Принцип старшинства в церкви», «Дети и молодежь», «Малые братства: проблемы и перспективы». Перед открытием «собора» о. Кочетков посетил с группой своих последователей 17 епархий, где позиции кочетковцев наиболее сильны. Эти паломничества, как отмечается в пресс-релизе Сретенско-Преображенского братства, подтвердили, что МП «нуждается в опыте братства и принимает его, прежде всего — в области православной миссии, катехизации, общинной жизни». Своим главным врагом кочетковцы по-прежнему считают «фундаменталистские силы, пытающиеся свести на нет соборную жизнь церкви». Обращаясь к Алексию II, участники «собора» заявили: «Сложность нашего нынешнего положения возникла из-за бурного и агрессивного наступления по сути своей антицерковных и раскольнических фундаменталистских сил […] И вот сейчас мы ставим перед собой и Церковью вопрос — неужели церкви не нужен актуализированный нами опыт православной миссии, катехизации и общинной жизни, опирающийся на всю полноту христианской Традиции, освобожденный от крайностей фундаментализма и модернизма? Или всем все безразлично?» В Обращении «собора» «к российской общественности» наиболее явно звучит скрытая угроза создания новой, независимой от МП, православной юрисдикции, стоящей на крайне прогрессистских позициях. В этом документе говорится о некоем «смутном ощущении» кочетковцами того, что они стоят на рубеже «принципиально нового» этапа своей церковной жизни, который даст им наконец возможность свободно раскрыть весь потенциал своей новой духовности, окончательно разорвав с закостенелыми в своем бюрократизме формами современной церковной жизни.
Последняя модификация: 01.10.07