ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
Соборянин
Лжеучители
Мы публикуем полный текст редчайшей брошюры, бросающей особый свет на положение в русской эмиграции в 20-30-е годы. Упоминание о ней (как о “книге”!) имеется у М. Родзянко - “Правда о Зарубежной Церкви “ - процитированного в статье “К публикации брошюры, графа Ю.П. Граббе” (“Вече”, 1990, № 38). В то время мы не располагали оригинальным текстом “Соборянина”, а теперь считаем уместным предложить его читателям, в качестве любопытного документа из среды крайне правых.
Литература этого рода становится практически недоступной, между тем, она может порой натолкнуть на неожиданные размышления. В данном случае - относительно знаменитой “высылки” 1922 года, - этого трудно объяснимого на первый взгляд “подарка русской эмиграции” со стороны коммунистических властей. (История повторяется: не менее неожиданным и щедрым подарком была еще одна нашумевшая высылка на Запад - спустя свыше полувека...).
Сразу же оговоримся: брошюра “Соборянина” (псевдоним остается нераскрытым) написана с крайне тенденциозных позиций - в ней заметно ощущается ”идейная” атмосфера Берлина 1934 года в русской среде (ср. у И. Солоневича - ”Вече “, 1995, № 55).
Поражают грубые нападки автора на И.А. Ильина, со временем ставшего ведущим мыслителем Русской Правой (в этом направлении эволюционировали буквально единицы из числа “высланных”).
Это правда, что, например, в рижской газете “Слово” (март 1926) была напечатана статья И. Ильина “Черносотенство - проклятие и гибель России” (на экземпляре газетной статьи, хранящейся в архиве философа, пометка рукой Автора: “Мое заглавие было просто “Черносотенство”). (См. “Русская мысль “, 28.4.1994)
Как правда и то, что в одной из публичных лекций, прочитанных в Берлине в 1928 году, И.А. Ильин весьма резко высказался против теории “заговоров” (хотя впоследствии вычеканил ставшее теперь почти обиходным в правой среде выражение “мировая закулиса”), против “политической “бактериологии” (см. “Вече”, 1985, № 17, стр. 45). Невидимые “бактерии”, разрушающие здоровый общественный организм и приводящие к революционным катаклизмам - эта метафора была весьма популярна в кругах европейских конспирологов 20-30-х годов (ср., например, Leon De Poncins, La guerre occulte, Ed. de Beauchesne, Paris, 1936).
Можно было бы сказать, что И.А. Ильин был представителем нормальной Правой, не ослепленным ненавистью и предрассудками, мудро призывавшим “учиться грозной любви и гибкой борьбе “ (“Вече”, 1984, № 16, стр. 34). Увы, этой необходимой гибкости в борьбе не хватало крайне правым ни тогда, в 30-е годы, не хватает и сейчас, когда общая обстановка еще более трагична и почти безнадежна.
16-страничная брошюра “в ладонь” Соборянина была отпечатана со следующим указанием на немецком языке: Herausgegeben von Dr. Wilhelm Liebenow, Berlin W 35, Schoneberg Ufer 44.
Редакция журнала «Вече»
Вот он, голубчик; старый, пожелтевший «Руль» за 1922-ой год! Читаешь 13 лет спустя, и как все становится просто и понятно. Какой богатый материал для вдумчивого и безпристрастного историка относительно раскола церковного, его зарождения и первых шагов по разрушению единства Русской Зарубежной Церкви.
«И пыль годов от хартий отряхнув,
Лукавые сказанья перепишем,
Да ведают потомки православных...»
Весьма памятен 1922-ой год, когда советская власть с особою яростью ополчилась на Церковь. Изъятие церковных ценностей, расстрелы сотен и тысяч пастырей и верующих, среди которых кровью венчались Митрополит Вениамин, Архимандрит о. Сергий Шеин, Иоанн Телегин и др. Их же имена Ты, Господи, веси...
Но гонения, воздвигнутые на Церковь, не только её не сломили, но объединили, усилили, явили всему миру в лучах мученического долготерпения и славы. “Живая церковь” совершенно не оправдала ожиданий большевиков и тоже вела к обратным результатам - моральной победе Церкви и духовному её укреплению. А заграницей возвышалась своим грозным единством Русская Зарубежная Церковь, оплот Русской духовной мощи и цельности. Большевики не без опаски смотрели на неё, оценивая все то огромное значение, которое она играет.
Внести в неё разлад - являлось насущной необходимостью советской власти, изменив тактику борьбы, доселе практиковавшуюся ими.
И вот, в запломбированных вагонах, большевики с этой целью отправляют заграницу, под видом высылки, целый отряд научно-философски-литературных сил, связанных с ними общностью тайных интересов и целей всемирного франк-масонства.
Далее мы предоставляем слово «Рулю», иллюстрируя только по временам сделанные выписки:
«Инициатор высылок, Зиновьев, в заседании петербургского совета заявил следующее: «Найдутся люди на западе, которые заступятся за обиженных интеллигентов. Возможно, что Максим Горький снова начнет нас поучать... России нужна интеллигенция, но мы знаем, что делаем». («Руль» № 543, 10 сентября 1922 г.).
Да, они знали, что делали! «Мы прибегли сейчас к гуманной мере, к высылке, но мы сумеем прибегнуть и к не столь гуманной мере, мы сумеем обнажит меч», - заявляет тот же Зиновьев («Руль», № 561, 3 октября 1922 г.)
Действительно: уж очень гуманная мера, подозрительно гуманная: кругом расстрелы, пытки, а тут - пожалуйте только заграницу. И как!
«За несколько недель до высылки, Зиновьев, выступая на одном из рабочих собрании, обмолвился заявлением о том, что советская власть со своей стороны готова оказать высылаемым материальное содействие. Основываясь на этом заявлении, удалось добиться ассигнования Госполитуправлением средств на оплату пароходных билетов». («Руль», 603, 31.11.1922 г.). Какая предупредительность: Госнолитунравление, т.е. ГПУ, даже оплачивает проездные билеты.
Узнаем также, что высылаемые делились на две группы:
«Московский корреспондент «Сегодня» сообщает, что высылаемые заграницу профессора разделены на 2 группы. Первые могут уехать «свободно» с женами и детьми. Вторых высылают в сопровождении конвоя, и семьи их остаются в России». («Руль», № 543, 10 сентября 1922 г.)
Первая группа - это большевистско-масонски благонадежные, а вторая - сомнительные, и семьи их должны были остаться в качестве заложников. Или же: во вторую группу высланных, большевики вклепали своих тайных агентов, поручив им определенные задания. (Некоторые с особыми поручениями, остальные - для отвода глаз).
Уже в первой группе, среди других имен, встречаем мы Айхенвальда, проф. Бердяева, Осоргина [ 1 ], Стратонова, Франка, Ясинского. В подмогу им во второй группе следуют: Лосский, Карсавин, Каган, Бруцкус, Изгоев, Волковысский, Пумпянский, Юштин. Все «знаменитые», да «известные» - по выражению «Руля» (№ 603, 31 ноября 1922 г.). Кто из них примы, а кто - вторы, уже наглядно показали прошедшие 13 лет, и останавливаться на этом не стоит.
Вряд-ли случайно, едва начали носиться слухи о высылке и, в ожидании прибытия философских изгоев, в Берлине учреждается особое «философское общество».
«На днях в Берлине состоялось учредительное собрание но организации Русского научно-философского общества. Задачей общества является объединение деятелей Русской философии для поддержания взаимной связи с деятелями философии, живущими в России, и для оказания содействия их научной работе»...
Начиная с конца сентября предполагается ряд научно-философских заседаний. («Руль» № 543, 10 сентября 1922 г.).
Какое удивительное совпадение: «деятели философии, живущие в России» сами пожаловали заграницу и именно... «к ряду научно философских заседаний». Не менее почтена и прозорливость И.В. Гессена, С.И. Гессена, Койгена, Зеньковского, Новгородцева, все так точно, или приблизительно рассчитавших.
Вторая группа «высланной» интеллигенции прибыла в Берлин 18-го ноября 1922 г. («Руль», № 603, 31 ноября 1922 г.), а за два дня перед её приездом, в № 599 от 16 ноября 1922 г., «Руль» торжественно оповещал:
«В Берлине при «Американском союзе молодых людей» (I.М.С.А. - Прим. ред. «Вече») на днях открывается Русская рел. фил. академия. Задачи её формулированы так: после эпохи внешних катастроф и кровавой борьбы должна наступит», эпоха духовного углубления и осмысливания пережитого опыта» и т.д.
До чего довело Россию углубление революции марта 1917 года - мы все отлично понимаем, ибо испытали сие на собственной шкуре. А теперь потребовалось «углубление духа». Не возвышение, не стремление в высь, а именно «углубление».
В № 600 «Руля», от 17 ноября 1922 г., читаем: «...Академия открывается в воскресенье 25 ноября 1922 г., в 71/2 час. веч. в Ложенгаузе Иоахимсталерштр. 13, открытым заседанием».
А в № 608 «Руля» (28 ноября 1922 г.) красуется заметка: «Открытие религиозно-философской академии».
«В воскресенье состоялось открытие религиозно-философской академии, организованной группой высланных из России ученых и литераторов, при содействии IМСА.
Собрание прошло при переполненном зале. Густой стеной публика стояла в проходах и многие не могли попасть совершенно.
Присутствовали почти все члены обеих высланных групп: Московской и Петербургской, представители научно-литературного и художественного «Русского Берлина», а также немецкие журналисты и профессора-Собрание открылось вступительным словом председательствующего Н.А. Бердяева: «О духовном возрождении России и задачах религиозно-философской Академии», далее С.А. Франк говорил о «Философии и религии». Вместо заболевшего И.А. Ильина выступил проф. Л.П. Карсавин. Все доклады имели большой успех.
В зале находилось много большевистских наблюдателей».
Совсем по роману Достоевского «Игрок»: «В нашем курорте появился седой, замечательно благообразный старец. Наверно шулер какой!» - высказывает меткую, догадку автор дневника.
Так, ныне «все знакомые лица» принялись за «духовное углубление и осмысливание пережитого опыта». Пришли посмотреть, вернее - послушать, их работу и «много большевистских наблюдателей», чтобы потом донести о первом триумфе плана в Москву.
Где, после «научно-философского заседания» чествовали торжествовавших лжеучителей - в «Руле» данных никаких не приводится. Но относительно «собрания в честь высланных» первой группы в № 574, 18 октября 1922 г. находим следующее извещение:
«Русской академической группой в Берлине и союзом Русских литераторов и журналистов в Германии устраивается совместное собрание для приветствования прибывших в Берлин высланных из советской России представителей Русской интеллигенции. Собрание состоится во вторник, 24-го октября, в 41/2 часа дня в Ложенгаузе (Клейстштр. 10)».
Опять Ложенгауз! Все ложенгаузы и ложенгаузы! И что это за ложепгауз такой?
В «Руле» № 569, от 12 октября 1922 г., находим при раскопках, следующий перл:
«Союз Русских евреев извещает, что поминание усопших состоится в Шмини.-цзерес, 1 октября в 10 час. утра в Ложенгаузе, (Клейстштр. 10). Просят лиц, желающих, чтобы были помянуты их родные, сообщать имена усопших родных в канцелярию Союза (Клейстштр. 11, от 11-1 час. д.), пли в обществ, собрание (Клейстштр. 10, от 7 час. веч.)».
3 октября в этом Ложенгаузе только что высланный из советской России проф. Питирим Сорокин читает первую лекцию: «Современное положение России и ее ближайшие перспективы» («Руль», № 561, 3 октября 1922 г.), 14-го октября там же поминают усопших родных, а 24 октября устраивают «совместное собрание для приветствования прибывших в Берлин, высланных из советской России, представителей Русской интеллигенции».
Да что это за общественное собрание, в которое прежде всего спешат представители «высланной» интеллигенции? И кому принадлежит Ложенгауз, Клейстштр., 10, столь уютно всех объединяющий?
Домик, домик, кто в тебе живет?
Ответ дает не сам загадочный домик-Ложенгауз, а простая Берлинская телефонная книжка за любой год, под рубрикой «Ложи».
Бне-Брисс - Клейстштр., 10. В 3 Нолендорф 1367, 5068; В Барбаросса 8651-8652 Хаусварт - В 3 Нодлендорф 350.
Что такое Бне-Брисс [ 2 ]? Это мощная, исключительно еврейская масонская ложа, помещавшаяся Клейстштр. 10, и, кстати, субсидировавшая Союз Русских Евреев в Германии. Общественное Собрание этого союза помещалось тоже там. Если кто уразуметь отношение Тейтеля и Гессена, как к ложе Бне-Брисс, так и к Союзу Русские Евреев в Германии, то картина, почему именно в Бне-Бриссе и Союзе Русских Евреев собирались «приветствовать высланных представителей Русской интеллигенции» - станет более или менее очевидной.
Особенно, если вспомнить, что многие из «высланных» предпочли сохранить советские паспорта, а профессор Стратонов ездил даже спокойно в легальном порядке в Москву и цел-невредим возвращался оттуда. Некоторые же из «высланных», напр. профессор Угримов [ 3 ], вскоре как «специалисты», стали работать в берлинских советских учреждениях. Это высланные-то! Темна вода во облацех!
Еще красочней история была с т.н. «Чиче» - итальянской фирмой, основанной специально для торговли с большевиками. Сношения шли через берлинский отдел этой фирмы, председателем которого был профессор Каминка, один из издателей ныне в лоне Авраама почившего, иудейского «Руля», помощником же его состоял профессор Ясинский, одновременно бывший председателем «Русского Академического Союза», «Русского Научного Института» и Берлинского Отдела Союза Русских Инженеров; кроме того там, на итальянской стороне, крутился еще один из «высланных» ученых - инженер Юштин. Всю эту теплую компанию субсидировал бывший торгпред в Стокгольме Фейнштейн, открывший в то время, с помощью большевиков, банк в Берлине, на Маркграфенштрассе. Торговое предприятие «на советских паях» процветало, но всю гармонию испортил в начале 1926 года «Социалистический Вестник», разоблачивший истинную подкладку фирмы «Чиче». Скандал получился невероятный. В результате Союз Русских Инженеров исключил из Федерации весь Берлинский Союз «in corpore». Председатель «Русского Научного Института» Ясинский поспешил изъять в библиотеке Института из комплекта «Социалистического Вестника» нежелательный номер, на месте которого и поныне зияет страшный пробел. Там же изъят один из номеров «Царского Вестника» за 1932 год, впервые приподнявший в русской печати завесу над «высланными» русскими учеными в Берлине...
Профессор Ясинский вел переписку с женой Каменева-Розенфельда. В Русском Институте, под его председательством, время от времени происходили «закрытые» заседания «высланных», протоколы которых к делам Института не приобщались. Справедливость требует отметит, что к концу своей жизни профессор Ясинский, видимо, внял голосу пробудившейся совести, за что и был единодушно «поедом съеден» остальными лжеучителями...
Деньги «высланными» получались ежемесячно от бывшего консула Полякова в Кенигсберге а потом от «Пуз’а» (Помощь ученым заграницей), который оставался в России. Через «Бнай-Брить» - по некоторым данным - во время войны происходили «братские» сношения масонства немецкого с французским - через Швейцарию, где для этой цели сидел брат Муффельман.
Насколько умилителен alliance между «высланными» лжеучителями и не только «Бнай-Брит» - но вообще мировым еврейством, свидетельство усопшего иудейского «Руля» может еще дополнить иудейская же, ныне здравствующая. Рижская газета «Сегодня», № 62, от 4. марта 1931 г. В ней помещено интервью с одним из «высланных» - профессором Ильиным, по облику своему - ни дать, ни взять - знаменитым Ипполитом Удушьевым из «Горе от ума» Грибоедова, в восторженном монологе Репетилова:
«...Но если гения прикажете назвать, -
Удушьев Ипполит Маркелыч!..
...В журналах можешь ты однако отыскать
Его отрывок: взгляд и нечто.
О чем бишь нечто? - обо всем,
Вес знает; мы его на черный день пасем.
...В Камчатку сослан был, вернулся алеутом...
Когда-ж о честности высокой говорит,
Каким-то демоном внушаем,Глаза в крови, лицо горит,
Сам плачет, мы же все рыдаем...»
Разница между И.М. Удушьевьм и И.А. Ильиным только одна: первый - по Грибоедову - был «сослан» на Камчатку, а последний - по официальной версии - «выслан» из советской России. Остальное же все совпадает, вплоть до отрывка «взгляд в нечто» из интервью в иудейской газете «Сегодня», который мы здесь и воспроизводим: «Профессор И.А.Ильин о черносотенцах; 1) антисемитизме, 2) о социалистах и сильной власти» и т.д.
«Про меня можно смело сказать - плачет в жилет антиарийскому сотруднику «Сегодня» И.А. Ильин - что моя репутация - гораздо правее меня самого... Нельзя же в самом деле ставить вопрос так: если не ругаешь последними словами политика Николая II-го, то значит ты уже черносотенец. Меня не так давно убеждал один видный русский меньшевик в Берлине, что русские цари поступали неправильно. Я очень внимательно его выслушал, а затем к его удивлению спросил его; неужели же он хочет убедит меня в таких элементарных вещах... Он хотел убедить в этом именно меня, как будто я этого не понимаю...»
«Недавно, - продолжил И.А., - ко мне обратилась одна известная еврейская общественная деятельница и благотворительница в Берлине с вопросом, антисемит ли я? Что мог я ответит этой даме, для которого еврейского вопроса вообще не существует, я, у которого было и есть много друзей-евреев. Если вы спросите меня о моем отношении к евреям, я отвечу, что отношусь к ним так же, как людям всякой другой национальности...»
«Смешно конечно, требовать, чтобы евреи, вынесшие ужасы прежних погромов, любили погромщиков», - добавив для красоты несколько изворотливо-звонких фраз о «разгромленной России», как на ладони, сказался но пункту первому И.А. Ильин.
Затем, учитывая, казавшееся ему, профессору Ильину, в то время прочное положение марксистской власти в Германии, он на всякий случай делает издалека по её адресу ручкой “Winke, Winke” и вежливо шаркает ножкой:
«Мы заговорили, - пишет сотрудник «Сегодня», далее - о современном внутреннем политическом положении в Германии и в беседе было отмечено, что социалисты - германский министр вн. дел Северинг и предc. прусского Ландтага Браун оказали решительное сопротивление всем организациям национал-социалистов, и по этому поводу И.А. сказал:
«Социалисты бывают разные: социал-демократы в Германии одни, в Англии - другие, во Франции - третьи. Социал-демократы в Германии могут быть сильной властью и они на деле это доказали» (т.е. в борьбе против национал-социалистической партии - добавим мы от себя).
Ну, какой дурак после этого поверит в искренность убеждений и симпатий профессора И.А. Ильина, когда теперь, «как будто демоном внушаем», он говорит и пишет, пишет и говорит, свои отрывки «взгляд и нечто» об арийском начале и национал-социалистическом движении?... Вчера только он распинался за Северинга и Брауна, сегодня украсил свои «вехи» хакенкрейцем, но это еще не значит, чем он - как и другие «высланные» из советской России ученые - будет завтра. И сдается нам, что для профессоров Ильиных
«...тяжкая потребность лежать
То пред тем, то пред этим на брюхе
На масонском основала духе...»
Но чтоб придать окончательный колорит пикантной истории с обнаруженными лжеучителями, обратимся к «Свободе и евреи», А.С. Шмакова, у которого на стр. 143, среди других орденов и лож, непосредственно подчиненных «Святейшему престолу Патриарха всемирного масонства», находим и орден «Мистической Розы», из недр коего произошли родоначальники нынешнего церковного раскола.
Следует ли добавить, что Бне-Брисс тоже подчинен престолу патриарха всемирного масонства?
«Главенствующая секта масонов, учрежденная в С.Америке евреем Исааком Лангом и реформированная Альбертом Пайком, хотя и стала именоваться «Новым Преобразованным Падладизмом» (Palladismus Novum Reformatum), но, в действительности поклоняется не Палладе, а Люциферу». (А.С. Шмаков. «Свобода и евреи», стр. 139).
«От «богини разума» во французской революции к «Чарльстоунской Палладе», от «Чарльстоунской Паллады» к «Софии» раскольничьих розенкрейцеров, которую не ведает совершенно Православная Церковь - дистанция не столь огромного размера.
« - Стой - я слышу: нечисто, нечисто!
Из былинного тона ты выпал давно!
Ну, воротимся к тону, для нас все равно»...
Не по пути, негоже быть там Русским людям, где инициатором гуманной меры - высылки является Гершка Радомысльскии-Зиновьев, где ГПУ оплачивает проездные билеты, где приветствуют в еврейской масонской ложе «Бнай-Брит»! Тьфу!
С нами Крестная сила!
Примечания.
[ 1 ] Осоргин - ныне сотрудник “Последних Подлостей” Милюкова - женат на дочери “Тайного Вождя Иудейского” Ашера Гинцберга (Ахад Ха-ама), по плану которого проведена марксистско-коммунистическая революция в России в марте и октябре 1917 года, решенная - совместно с Мировой войной после процесса о ритуальном убийстве Андрюши Ющинского в Киеве. Верит ли кто, что Осоргина выслала иудо-советская власть?..
[ 2 ] Бнай-Брит? (при. Ред.)
[ 3 ] Позже уволен торгпредством со службы.
Последняя модификация: 01.10.07