РУССКАЯ ЛИНИЯ Православное информационное агентство web-сервер www.rusk.ru |
Митрополит Иоанн (Снычев)
РУССКИЙ УЗЕЛ
РОССИЯ - во мгле. В хаосе лжи и смуты она бредет, истощая последние силы, сама не зная куда, - лишенная веры и здравой исторической памяти, преданная вождями, оболганная клеветниками, окруженная хищной толпой претендентов на ее грандиозное многовековое наследие.
Россия - над бездной. Разоренная междоусобием, тщеславием и стяжательством, задыхающаяся в тисках экономического кризиса, межнациональных конфликтов и политических склок, одурманенная пропагандой разврата, насилия и вседозволенности, она чудом удерживается на краю пропасти, в мрачных недрах которой ее ждут ужасы гражданской войны и окончательного государственного распада.
Россия ждет нашей помощи. Ждет, что ей укажут путь, на котором она обретет покой и мир, достойную жизнь и великую цель. С каждым шагом по мрачному бездорожью тают жизненные силы Руси. Каждое движение в направлении истинном, благотворном - обновляет ее волю и державную мощь.
Найдется ли проводник?..
1. Что происходит?
ЭТОТ ВОПРОС задавали себе на протяжении последних семи лет миллионы людей, в немом удивлении наблюдая, как вдруг, без всяких видимых причин обрушилась величайшая империя мира - Советский Союз, - пережившая за семь десятилетий своего существования голод и холод, разруху и жуткий террор массовых репрессий, жесточайшую в истории человечества войну и беспрецедентное экономическое давление Запада.
Устоявшая под напором прямого насилия, атеистическая, денационализированная государственность сверхдержавы оказалась бессильной и беззащитной перед лицом идеологической катастрофы - внезапного мировоззренческого обвала, обнажившего убожество и лживость официальных доктрин, в одночасье лишившего грандиозный государственный механизм всякого смысла существования.
Произошедшее не может не вызвать множества недоумений. Катастрофичность русской истории, особенно ее последнего столетия - очевидна. Что это - случайность или закономерность? Какие причины лежат в основании этих процессов, какие силы определяют их течение? Что необходимо предпринять, дабы предотвратить дальнейшие катаклизмы? Какие ценности должны быть положены в основание русской жизни? Как остановить деградацию российской державности, откуда ждать новых бед, чем заменить обанкротившуюся государственную идеологию? Вот лишь малая толика возникающих вопросов.
В рамках сиюминутной политической практики ответить на них невозможно. Историософские обобщения, потребные для решения таких проблем, не умещаются ни в границах прикладных социальных наук, ни в области рациональной истории, ни под кровом позитивистской материалистической философии. По сути, для того, чтобы найти выход из нынешних тупиков, нам предстоит осмыслить глубинное содержание исторического процесса вообще и русской истории в частности. Необходимо определить, так сказать, метафизические основы истории - только тогда мы сможем здраво и непредвзято оценить происходящее вокруг, обретем ясный и точный взгляд на события, освободимся от дурмана навязанных обществу бессодержательных стереотипов.
Вот только как этого добиться?
2. Порыв к истокам
"Я СВЕТ МИРУ, - возгласил о Себе в Евангелии Всемогущий Господь, вочеловечившийся ради нашего спасения от тьмы и лжи грехов и страстей, - кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни... Если пребудете в слове Моем, то вы... познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8: 12, 31-32). В этом изречении Священного Писания содержится глубочайший смысл, прямо и непосредственно объясняющий нестроения нашего сегодняшнего бытия. Мы - рабы лжи. Разноликая и всепроникающая, она окружает нас со всех сторон. Ложные понятия, фальшивые теории, извращенные религиозно-нравственные ценности опутали, подобно цепким сорнякам, все стороны современной действительности, все области человеческой деятельности, всякий благой порыв человеческой души.
В этом главная причина всех наших бед и неурядиц.
Порыв к Истине - вот единственный шанс преодолеть окружающий хаос, рассеять сгустившуюся тьму. Невзирая на сопротивление тех, кто чувствует себя во мраке удобно и безопасно, кто сознательно и целенаправленно создает его, ибо находит в этом для себя прямую выгоду. О таковых сказал Господь: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего... Нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин. 8: 44)...
Последуем за Господом, и - истина духовная, религиозная освободит нас от химер атеизма и богоборчества, выведет на простор ясно понимаемого, вечного и непреходящего смысла бытия человеческого, даст жизни цель, упорядочит и освятит ее ежедневное течение. Истина историческая, государственно-политическая - откроет путь гармонизации государственной и общественной жизни, обеспечит ее историческую преемственность, освободит благонамеренных политиков от миражей и безжизненных, надуманных схем, обличит тайных архитекторов русских бед, злонамеренных сеятелей раздоров и смут. Истина народного быта с его нравственными идеалами и твердыми нормами традиционной морали - избавит людей от ядовитого, пагубного влияния развратников, растлителей и сластолюбцев, восстановит в правах целомудрие и чистоту нравов, понятия чести, совести, гражданского долга.
Все это станет возможным, "если пребудете в слове Моем", предупреждает Евангелие. Следует помнить - чтобы преодолеть неустройство и бесчиние вокруг, необходимо сперва победить их в себе самом. Для этого Церковь имеет все необходимое. Целостное и непротиворечивое мировоззрение, в рамках которого находят свое объяснение вечные вопросы бытия и жгучие проблемы современности, хранится Православием в чистоте и непорочности на протяжении многих веков. Оно и ныне доступно тем из нас, кто не ленится в трудах духовного подвижничества, кто причастен к соборной жизни благодатных церковных таинств, дающих человеку бесценный опыт живой веры и всемогущего промысла Божиего.
К сожалению, семьдесят лет богоборчества сделали свое дело. Общество пребывает сейчас в состоянии вопиющего невежества и духовной лени. Это значительно затрудняет воцерковление народного сознания. Но даже теперь, несмотря ни на что, всякий произволяющий может обильно черпать живую воду Истины из бездонной сокровищницы русского духовного опыта.
"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф. 5: 6), - обещал Христос всем Своим последователям. Эти слова сбываются сегодня столь же непреложно, как и много веков назад. Памятуя об этом, приступим же к делу русского возрождения и попытаемся, в меру своих сил, рассеять мрак заблуждений и лжи, сгустившийся сегодня над нашим Отечеством.
3. Смысл истории
ГЛУБИННОЕ СОДЕРЖАНИЕ русской истории осмысленно воспринимается лишь в контексте общемирового исторического пространства. Поэтому чрезвычайно важно определиться в понимании его основополагающих характеристик. Полный провал "исторического материализма" только подтвердил ту древнюю истину, что человеческое бытие есть, в первую очередь, область действия сил духовных, таинственных и сокровенных. Вульгарный детерминизм - учение об объективной, а значит, бесцельной и безличной взаимосвязи событий и явлений - показал свою полную неспособность сколь-либо удовлетворительно объяснить происходящее вокруг.
Деятельность человека иррациональна и непредсказуема - это давно замечено и признано не только церковными мыслителями, но даже такими разными, несходными между собой представителями светской культуры, как Федор Достоевский и Николай Бердяев, Константин Леонтьев и Иван Ильин, Василий Розанов и Лев Шестов, Владимир Соловьев и Лев Гумилев. В чем же причина этой таинственной неопределимости, исключающей всякую возможность примитивно-рационалистического толкования истории?
Человеческая свобода, понимаемая как свобода нравственного выбора, - вот первопричина всех исторических хитросплетений! Драгоценнейшее свойство нашего духа, венчающее человеческое богоподобие, искра Божия, которая, несмотря ни на что, мерцает и сегодня во мраке духовного невежества и религиозной дикости, давая надежду на возрождение, - свобода выбора между добром и злом определяла, определяет и до скончания века будет определять течение нашей жизни.
Сия священная свобода не есть "осознанная необходимость" материалистической догмы, но бесценная способность к осознанному самоопределению между правдой и ложью, добродетелью и пороком, Богом и диаволом. Именно она безмерно возвышает человека над всей земной тварью, сообщая ему способности к безграничному духовному возрастанию. Именно она налагает на него величайшую ответственность, вся мера которой вскроется для каждого из нас уже на Страшном Суде Христовом...
Человек сам по себе - микрокосм, малый мир, отражающий в своей таинственной глубине все многообразие Вселенной. Таким он создан Творцом, таково его изначальное предназначение, потому неудивительно, что сокровенная жизнь человеческого сердца порой течет по тем же законам, что и бытие государств, народов и континентов.
Две силы действуют в сердце человеческом. Сила первая - Закон Божий, незримо начертанный всемогущим перстом Его на скрижалях нашей души. Совесть - вот неусыпный страж и глашатай этого Закона. Сила вторая - мятежные порывы разрушительных страстей: гордыни и властолюбия, тщеславия и алчности, похоти и злобы, зависти и лицемерия. Каждая из двух сил свидетельствует о себе приличным ей образом, пытаясь склонить на свою сторону нашу свободную волю. Здесь - место брани духовной. Здесь решается индивидуальная человеческая судьба и определяется ход мировой истории.
Доколе среди людей остается сообщество желающих спасти свою бессмертную душу, борющихся с сатанинским злом, избирающих тесный, тернистый путь доброделания - Господь ради этого "малого стада" долготерпит грехам и мерзостям мира, не попуская свершиться на земле торжеству диавольских притязаний. Средоточием этой борьбы вот уже два тысячелетия является Церковь Христова.
Всегда находились люди, народы и целые государства, вдохновлявшиеся в своей деятельности евангельскими идеалами Божественной Истины. Всегда им противостояли силы, злобно и яростно гнавшие христианство, ибо оно беспощадно обличало их внутреннее убожество и нравственное уродство, разоблачая ложь и гибельную прелесть сатанинской гордыни, таящейся под личиной привлекательных религиозных, экономических и политических лозунгов. Разные эпохи придавали этому противостоянию свойственную им форму. Факторы географические и этнические, социальные и военные складывали его неповторимый узор, скрывавший порой за своей прихотливостью действительные корни событий. И все же - чем быстрее раскручивался маховик материального прогресса, сопровождаясь столь же стремительным духовным вырождением "общества потребления", тем яснее становилось, что судьбы мира зависят сегодня от того, как намерен человек решать важнейшие религиозные вопросы, определяющие цель и смысл его бытия.
Ярчайшим тому подтверждением служит история России.
4. Тайна русской судьбы
СОБОРНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ народа неповторима, как неповторимы личные особенности каждого из нас. История человечества есть история племен, его составляющих, как бы ни пытались сегодня ее унифицировать, подверстывая задним числом под мертворожденные интернациональные "общечеловеческие" схемы и модели. Поэтому так же, как не способен к полноценной жизни человек, лишенный памяти, не может нормально существовать и народ, не имеющий ясного, осмысленного понимания своей исторической судьбы, своего высшего, промыслительного предназначения, своих религиозных святынь и традиционных гражданских, государственных, державных идеалов.
Стремление к идеалу представляет собой вековую особенность русского характера. Крещение Руси и кропотливое, многолетнее церковное воспитание, последовавшее за ним, придали этому стремлению осмысленность, ясность и великую, надмирную цель: воплотить в своей жизни чистоту и праведность Божественных истин настолько, насколько это вообще доступно падшей и оскверненной грехом человеческой природе. Неисповедимы пути Господни - недомыслимому промыслу Его угодно было соделать Русь ковчегом Своих святынь, их хранителем, стражем и усердным защитником.
Даже богоборческая революция не упразднила этого избрания. Она и стала-то возможной лишь потому, что изуверы прельстили доверчивый народ лукавой квазирелигиозной целью: построить рай на земле, достигнуть в общественном устройстве полной и совершенной справедливости и изобилия. Но как ни старались богоборцы, они так и не сумели вытравить из народной души христианских ценностей. Не зря "канонизированный" в конце концов большевиками "моральный кодекс строителя коммунизма" представляет из себя ничто иное, как уродливый, бездуховный слепок с евангельских заповедей...
Отдельно взятый человек оплачивает свою приверженность Истине тяжким внутренним трудом, борьбой с соблазнами и искушениями, подвигом целомудрия и воздержания, напряженным и непрестанным сопротивлением злу в своих поступках, словах, мыслях и сердечных движениях. "Дай кровь и прими дух", - говорили древние подвижники, свидетельствуя об ожесточенности брани, которую обрушивают темные силы на того, кто стремится стяжать духовный плод. Эта непримиримая борьба изобилует жестокими поражениями, падениями и уязвлениями, преодоление и врачевание которых приносят подвизающемуся бесценный опыт живой веры.
Подобно тому, чревата нестроениями, смутами и потрясениями судьба народа, избравшего путь соборного подвижничества. История его являет собой арену столкновений высших духовных начал и мятежных порывов жестокой страсти. Взлеты к вершинам чистоты и святости неизбежно чередуются с падениями и греховными срывами. В горниле этой битвы шлифуются и гранятся лучшие, драгоценные качества народной души, мужает вера, крепнет верность, терпение и упование на Бога.
Значит, нет ничего странного в том, что исторический путь России оказался таким драматическим, запутанным и сложным. Две тысячи лет назад Христос сказал своим ученикам, что человечество не сумеет удержать в чистоте и неприкосновенности учение, которое Он принес в мир. Тяжесть и обременительность борьбы со злом заставит людей мало-помалу отступиться от веры, вступить в пагубное согласие с лукавым, суетным, богоборческим духом мира. Измена Спасителю приведет в конце концов к тому, что большая часть человечества окажется объединенной государственными и религиозными началами, прямо враждебными христианству. Те же, кто не пожелает отречься, кто - пусть слабо и несовершенно, но искренне - постарается следовать Закону Божьему, столкнутся с гонениями, злобой и изощренной травлей. "Будете ненавидимы всеми народами за имя Мое" (Мф. 24: 9), - предрек Господь.
Вот вам и разгадка русской истории. Сознавая себя благодатной хранительницей истин веры, религиозно-нравственных ценностей Православия, Россия неизбежно стала средоточием, узловым пунктом вселенской борьбы добра и зла, притязающего на бессмертную душу человека. Эта духовная битва отражалась в материальном мире ее исторического бытия войнами и междоусобицами, смутами и социальными катаклизмами. Сегодня Русь вновь, в который уже раз, подвергается бурному натиску сатанинской злобы, усиленному долгими десятилетиями государственного богоборчества, лишившими значительную часть русских людей способности здраво оценивать происходящее.
Зато враги России прекрасно понимают, что они делают. Огромные деньги, силы и средства брошены на то, чтобы не допустить духовного возрождения нашего Отечества, связанного с неизбежным крушением демократической мифологии в ее нынешних антигосударственных, антиправославных формах. Они даже не дают себе труда это скрывать.
"Мессианизм и неспособность демократически проводить реформы - вот те два качества, которые должны быть любой ценой устранены из русского народа", - пишет газета "Figaro Litteraire" в номере от 25 мая 1992 года. "Надо сделать из русского прошлого tabula rasa (дословно - чистую доску, то есть пустое место - прим. авт.). Так было в 1917 году, так же дело обстоит и сегодня. Надеемся, что сегодня это действительно осуществится", - цинично признается автор статьи. Кстати, весь этот номер газеты посвящен "опасностям" русского национально-религиозного возрождения. Он так и называется: "Россия - опасность мистицизма".
Этот страх могущественных международных сил перед возможностью воскресения Святой Руси - воскресения в буквальном смысле из пепла, вопреки всему, наперекор тщательно продуманным планам и скрупулезно разработанным программам, может многое прояснить в нашей новейшей истории.
5. Загадки перестройки
ТОЛЬКО ОЧЕНЬ наивный человек может предполагать, что политическая история страны творится "сама собой", под влиянием случайностей и сиюминутных нужд, без целенаправленного и сознательного, точно рассчитанного воздействия. Эту нелепицу усиленно пытаются вдолбить в умы средства массовой информации, превратившиеся в настоящую фабрику по производству идеологических мифов и политических миражей, призванных скрыть реальное положение вещей.
Однако, правда нет-нет да и прорвется наружу. Более того, в старые добрые времена, когда механизмы "демократической" цензуры еще не были столь совершенны, даже весьма высокопоставленные лица позволяли себе иногда откровенно высказаться.
"Миром управляют совсем не те, кого считают правителями люди, не знающие, что творится за кулисами, - предупреждал Бенджамин Дизраэли, граф Биконсфилд, лидер Консервативной партии Англии, премьер-министр Великобритании в 1868-м и 1874 - 80-х годах. - Существует политическая сила, редко упоминаемая. Я имею в виду тайные общества. Невозможно скрыть, а потому и бесполезно отрицать, что значительная часть Европы покрыта сетью этих тайных обществ, подобно тому, как поверхность земного шара покрыта сейчас сетью железных дорог... Им вовсе не нужны законные правительства", - печально констатировал Дизраэли.
Впрочем, времена меняются. То, что раньше тщательно скрывалось, сегодня можно больше не прятать. И организации могут быть уже не тайные, но вполне легальные, более того - в высшей степени престижные и респектабельные. Вот, например, Бильдербергский клуб, объединяющий, как поговаривают, самых могущественных людей в мире. На одном из его заседаний, состоявшемся в июне 1991 года в Германии, Дэвид Рокфеллер, крупнейший американский банкир и один из самых богатых людей на нашей планете, сказал следующие откровенные слова:
"Мы очень признательны руководителям средств массовой информации за то, что они... соблюдали предельную осторожность относительно освещения нашей деятельности. В противном случае мы просто не могли бы... осуществлять наши проекты, если бы на нас было сосредоточено пристальное внимание общественного мнения. Но мир сегодня уже более совершенен и более предрасположен к созданию единого мирового правительства... Сверхнациональная власть интеллектуальной элиты и мировых банкиров более предпочтительна, нежели право народов на самоопределение, которому мы следовали в течение веков".
Нужны ли комментарии? Пожалуй, неожиданная откровенность почтенного финансиста может кое-что объяснить и в нашей жизни. Попробуем разобраться. Итак:
Давно и упорно за кулисами мировой политики ведется активная деятельность по созданию международного, наднационального центра управления - сверхправительства, которое должно сосредоточить в своих руках колоссальную идеологическую, политическую и экономическую власть над "мировым сообществом".
В рамках этого многовекового процесса планомерно и целенаправленно реализуются программы по разрушению суверенных независимых государств, разложению национального самосознания народов, размыванию их религиозной и культурной самобытности. (Все это рассматривается в качестве препятствий на пути интеграционных процессов, ведущих дело к созданию всемирной диктатуры - глобальной геополитической тирании "интеллектуальной элиты и мировых банкиров").
Религиозно-философской, метафизической основой этого предприятия является (для посвященных!) откровенное и осознанное богоборчество. Смешение понятий добра и зла, целенаправленное искажение нравственных основ человеческого бытия, мятеж твари против Творца, упоение духом дьявольской гордыни, попытки разрушить Божественное домостроительство нашего спасения, запечатленное Крестной Жертвой Иисуса Христа, Сына Божия - вот его основные черты.
Россия, исторически сформировавшаяся как главный носитель христианских ценностей, является основным препятствием на пути осуществления подобных планов. Ни одна религиозная конфессия, за исключением Православия, не обладает необходимой духовной мощью для успешного сопротивления. Ни одна страна, кроме Руси, не имеет достаточного культурного, научного, экономического и военного потенциала для успешного противодействия гегемонистским вожделениям архитекторов "нового мирового порядка".
Первым успешным результатом длительной и всесторонней кампании по устранению России с мировой арены в качестве самостоятельной духовной, этнической общности и активного субъекта геополитики стали спровоцированные в начале ХХ века на ее территории социальные смуты, завершившиеся, после ряда неудачных попыток, катастрофой 1917 года. Исторически сложившуюся традиционную русскую православную государственность удалось разрушить.
В то же время революция в России не смогла решить всех стоявших перед ней задач.
Во-первых, страну не удалось использовать в качестве плацдарма для разжигания всемирной смуты. Вброшенные с этой целью в массовое сознание лозунги "мировой" и "перманентной" революции не оправдали себя, а после политического поражения троцкизма в СССР были и вовсе сняты с повестки дня. Лозунг "пролетарского интернационализма", предназначенный для разрушения русского национального самосознания, оказался недостаточно эффективен, будучи интерпретирован обществом в русле традиционных христианских ценностей "всечеловечности".
Во-вторых, не удалось уничтожить Россию в качестве самостоятельного геополитического субъекта. Человеконенавистническая теория "классовой борьбы", служившая сердцевиной и пропагандистским прикрытием механизма широкомасштабного, официально санкционированного геноцида русского народа, с течением времени утеряла свою первоначальную эффективность, превратившись в очередную, далекую от практики догму.
Более того, несмотря на репресcии, голод, разруху и богоборческий террор властей, ценой величайшего напряжения всех народных сил, ценой блестящей победы в Великой Отечественной войне - страна обрела в мировой политике значение и вес, сведшие на нет все "достижения" Октября в этой области. Возникла реальная возможность постепенного перерождения СССР в духе российских национальных интересов с перспективой эволюционного возвращения страны на путь ее естественного исторического развития.
- Лишившись рычагов прямого политического, экономического и военного контроля над процессами, происходившими в Советском Союзе, "интеллектуальная мировая элита" сохранила в своих руках мощные средства идеологического воздействия. С одной стороны, марксистско-ленинское мировоззрение, запущенное однажды в России как орудие разрушения традиционного духовного, культурного, религиозно-нравственного фундамента русской жизни, продолжало оставаться официальной идеологической доктриной СССР.
С другой стороны, ее очевидная гнилость и бессодержательность заставляла общество - частью сознательно, частью неосознанно - стремиться к обретению нового, осмысленного взгляда на мир. Сочетание таких двух факторов давало уникальную возможность уничтожения советской империи путем идеологического "взрыва". Этот сценарий, запущенный сразу после второй мировой войны, предполагал последовательную внутреннюю дискредитацию господствующего мировоззрения, затем его резкий, шоковый "сброс" и быструю замену на новое - либерально-демократическое - внешне привлекательное, но для России не менее разрушительное по сути.
Ставка опять делалась на разрыв исторической преемственности. В современной, сверкающей упаковке обществу навязывалось "второе издание" революции 1917 года. Этот процесс получил название "перестройки".
6. Сценарии смуты
САМА ПО СЕБЕ перестройка стала возможной лишь благодаря отсутствию в стране здоровой, национально осмысленной идеологии и связного, целостного, непротиворечивого государственного мировоззрения. Из-за этого весь гигантский аппарат управления Союзом оказался беззащитным перед кучкой руководителей-ренегатов и пятой колонной агентов влияния "интеллектуальной элиты и мировых банкиров". Более того - отсутствие ясно понимаемой собственной позиции не позволило (и до сих пор многим не позволяет) даже увидеть реального противника, не говоря уж о том, чтобы распознать его истинные намерения.
На этом стоит, пожалуй, остановиться особо. Маскировка и дезинформация - фундаментальные свойства той власти, которая стремится сегодня утвердиться в России под вывесками "демократии" и "рыночной экономики". Стремительное развитие средств массовой информации, дающее возможность целенаправленно манипулировать общественным сознанием, позволяет использовать их как идеологический наркотик, лишающий людей понятия о политических реальностях окружающего мира. Общество, находящееся под наркозом средств массовой информации, утрачивает инстинкт самосохранения, теряет государственный, религиозный, культурный иммунитет, становится слепым и беспомощным перед лицом грозящих ему опасностей.
Появляется возможность скрыть от посторонних глаз не только центры реальной (а не показной) власти, но и надежно замаскировать их настоящую идеологию. В результате сегодня не только "простой" человек, но даже подавляющее большинство представителей официальных властей находятся в полнейшем неведении относительно того, кто же, в действительности, контролирует развитие ситуации в стране и каковы истинные цели этого "кого-то". Такая маскировка позволяет сделать "власть интеллектуальной элиты и мировых банкиров" практически неуязвимой. Мало того, что она сама остается вне поля зрения своих потенциальных противников, загадкой становится уже то, зачем, почему и как она предпринимает те или иные действия.
Конечно, даже краткий анализ современного положения с этой точки зрения выходит далеко за рамки данной статьи. И все же, говоря о событиях последних лет, можно с высокой степенью достоверности утверждать, что по отношению к России параллельно реализуются оба сценария ее устранения с геополитической арены. Оба они не новы и уже применялись при разрушении Российской империи в начале века.
Сценарий первый. Эпиграфом к нему могут послужить два высказывания видных мировых политиков. Одно принадлежит Генри Киссинджеру, бывшему государственному секретарю США, заявившему в прошлом году: "Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее народов в единое, крепкое, централизованное государство". Автором другого является Збигнев Бжезинский, бывший помощник президента США по национальной безопасности. Он так определил цель русской политики мирового сообщества: "Россия будет раздробленной и под опекой".
Этот сценарий можно назвать жестким, силовым или революционным. Он предполагает поэтапный развал Советского Союза, затем - России (возможно, по югославскому варианту), провоцирование экономического и политического хаоса, межнациональных конфликтов, социальных столкновений и гражданских войн. Давно разрабатываемая теория "вялотекущих социальных катастроф" в сочетании с изощренной политической практикой должна при этом обеспечить сценаристам стратегический контроль над ситуацией, исключающий перерастание локальных конфликтов в ядерные столкновения. Но в оптимальном варианте Россия должна выгореть дотла, так и не взорвавшись. То, что от нее останется, будет легко встроено в объединенную всемирную политическую конструкцию.
Именно по такому сценарию развивались события в России после Октябрьской революции. То, что он тогда не сработал до конца, не меняет дела. Вспомните экономические, политические и духовные последствия революционного хаоса - возможно, это хоть немного поколеблет наше безмерное благодушие, дав понять, что нас ждет в случае успешной реализации жесткого варианта антирусской политики.
Сценарий второй. В сравнении с предыдущим его можно назвать мягким или эволюционным. Он предполагает захват политической власти в стране сторонниками "интегрирования в мировое сообщество" и последующее активное реформирование государственной, экономической, военной и демографической структуры общества с целью внутреннего перерождения России, ее полного и окончательного отрыва от своей духовной и культурной исторической традиции. В конечном итоге это должно привести к превращению страны в плацдарм "нового мирового порядка", когда весь ее сохранившийся потенциал будет направлен на ускорение международных интеграционных процессов под негласным руководством мирового правительства.
Историческим аналогом такого сценария является осуществление Февральской революции. Его развитие было прервано радикальным Октябрем.
Надо, конечно, отдавать себе отчет, что эти гипотетические сценарии - всего лишь грубая схема. Действительность всегда много сложней и разнообразней. На практике обе вышеописанные стратегии могут осуществляться одновременно, причудливо переплетаясь и дополняя друг друга. Возможно, что "мягкий" вариант служит всего лишь прелюдией для "жесткого" продолжения, как это случилось в России в начале века. В любом случае, их рассмотрение дает обильную пищу для размышлений и хотя бы приблизительно показывает степень реальной опасности, нависшей ныне над нашей Родиной.
7. Как быть?
ЭТОТ КЛАССИЧЕСКИЙ вопрос русской жизни настоятельно требует своего практического решения. Несомненно одно: пора, наконец, очнуться от спячки. Сейчас для нас жизненно важно увидеть правду без прикрас, взглянуть в глаза тяжелой действительности - такой, как она есть, а не мифологизированной многочисленными ложными стереотипами. Чрезвычайно важно мобилизовать на защиту России все здоровые, благонамеренные силы общества. Только в случае, если мы сумеем избежать очередных катаклизмов, можно будет говорить о перспективе возрождения страны.
"Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, - говорит Священное Писание, - уготови душу твою во искушение, управи сердце твое, и потерпи" (Сир. 2: 1-2). Последуем мудрому совету богодухновенных строк, приготовимся к искушениям, соблазнам и яростным порывам темных сил, управим сердца наши в вере, мужестве, верности и терпении - и будем, не покладая рук, работать над осуществлением дела святого и богоугодного - воссозданием Святой Руси в силе и славе ее величия и благочестия! Аминь.
Конец, и Богу Слава!