© RUS-SKY, 1999 г.


В.П. фон Эгерт

ТАЙНАЯ ВОЙНА С РОССИЕЙ

 

5/18 декабря 1911 г. посол Соединенных Штатов Северной Америки в С.-Петербурге вручил русскому Министру Иностранных Дел ноту с объявлением о прекращении его правительством действия договора о торговле и мореплавании, заключенного с Россией в 1832 году.

Этот шаг со стороны американского правительства явился последствием агитации, поднятой со стороны американских евреев осенью 1911 г. и направленной на приведение России к необходимости признать у себя за евреями равноправие.

Евреи составляет в Соединенных Штатах крупную силу, несмотря на сравнительно позднее их там появление. Еще в 30-х годах прошлого столетия, когда заключался с Россией уничтоженный теперь договор, евреев в Соединенных Штатах было очень немного, а также и после того долго размеры еврейской иммиграции в них оставались незначительными. Но с конца 70-х годов начинается заметный прилив туда евреев, именно из России, где с 1874 года была введена всеобщая воинская повинность, что дало толчок к бегству отсюда молодых евреев многими тысячами ежегодно. Почти все они устремились в Соединенные Штаты, а затем, по раз проторенной дорожке, потянулись туда и вообще русские евреи все возрастающими массами. Теперь евреев в Соединенных Штатах более 2 миллионов и из них далеко большую часть составляют евреи русские. Совершенно так же, как в Европе, евреи в Америке не принимают участие в тех видах труда, которые составляют основу народного благосостояния: они не идут ни в сельские, ни в фабричные рабочие, ни в рудокопы или дровосеки, ни в каменщики, плотники, железнодорожные служащие, матросы и т.п. Все свои силы евреи направили в Америке на то, чтобы захватить занятия более выгодные, положения более высокие, и предоставленное им здесь равноправие обеспечило им здесь в этом отношении полный успех. При постепенном вытеснении американцев, они захватили в значительной части торговлю и вольные профессии, в особенности адвокатуру, а также сделались почти сплоить хозяевами газетной прессы, усматривая в ней совершенно верно наиболее могущественное средство для приобретения господствующего влияния в стране. Кроме того, они достигли непосредственного участия в управлении страною. В качестве губернаторов, судей, и членов законодательных палат, как штатных, так и союзных. Во внутренней политике страны они представляют крупную величину, и партии, гоняясь за голосами при выборах, считаются с ними самым серьезным образом. Участвуя в выборах лично, со страшным азартом и имея притом в своем распоряжении газеты, евреи держат в своих руках судьбы кандидатов, и никому не устоять против похода, который вздумали бы провести евреи, и проходит только тот, кому они оказывают свое благоволение.

Так дело обстоит и для выборов нового президента, которые должны иметь место в нынешнем году, в ноябре. Подготовление к ним началось еще с осени прошедшего 1911 года. И евреи решили тут использовать свое сильное положение для того, чтобы сделать большое дело для всего своего племени, а именно: принудить американское правительство к выступлению против России с требованием, которое, в случае его исполнения, должно было бы принести с собою равноправие для евреев в России и, стало быть, такое же в скором времени господство еврейства в этой стране, какого оно достигло в Америке.

По команде еврейских лидеров начата была в Соединенных Штатах, приблизительно с октября 1911 г., ожесточенная агитация с обвинением России в нарушении договора 1832 г. и с настоянием, чтобы американское правительство объявило на этом основании России отказ в продолжении действия договора. Полились газетные статьи в этом смысле и стали устраиваться многолюдные митинги, где в том же смысле произносились громоносные речи еврейских ораторов. Как статьи, так и речи уснащались самою грубою бранью по адресу России и всевозможными небылицами об ужасном угнетении в. ней евреев. Русский народ обзывался варварским, злым, низким; русская церковь описывалась как фанатическая, натравливающая народ на "погромы" евреев, и русское правительство клеймилось как жестокое, лицемерное и наихудшее из всех существующих на свете. Самые неприличные и недостойные выходки направлялись против особы Русского Императора, и, когда в одном из больших театров в Нью-Йорке приезжий русский балалаечный оркестр Андреева, очень понравившийся американцам, стал исполнять, по требованию некоторых лиц из публики, русский национальный гимн, то присутствующие в театре многочисленные евреи затушили последний неистовым криком, шиканием и свистом. Наряду со стремлением воздействовать всякими способами на американскую публику во враждебном для России духе, шло усиленное наседание евреев на правительство и на партийных руководителей в Америке; отряжались депутации к президенту, к министрам, к сенаторам и к разным политическим деятелям и давалось всем понять, что если кто будет противиться требованию евреев об уничтожении договора с Россией, то он и его партия должны будут видеть в еврействе, врага себе при выборах. Затем, как только, в декабре 1911 г., открылись заседания конгресса, евреи-депутаты внесли в палату представителей предложение об уничтожении договора с Россией. Это предложение было принято «страха ради иудейска» и затем последовала упомянутая выше нота, врученная нашему правительству 5/18 декабря 1911 года.

Как главный мотив для отмены договора 1832 г. с Россией, выставлялись евреями в газетах и в речах на митингах, как равно в конгрессе, нарушение будто бы этого договора Россией тем, что она не признает за американскими евреями таких же прав по собственному приезду в ее владения и повсеместному в них проживанию без ограничения сроков, какие она представляет прочим американским гражданам. (В официальной ноте нашему правительству этого, впрочем, нет. Она составлена учтиво и ссылается лишь, в общих выражениях, на устарелость договора 1832 г.) Нисколько не смущала евреев и их прислужников явная неосновательность этого обвинения, которое опровергалось прямым текстом договора. Относящаяся сюда ст. I договора определяет: «Торговля и мореплавание между владениями высоких договаривающихся сторон будут свободны и основаны на взаимности. Жителям того и другого государства взаимно будет предоставлено входить во все гавани, места и реки, каждому из сих государств принадлежащие, где иностранная торговля дозволена. Им не воспрещено будет останавливаться там и проживать везде в упомянутых владениях, где им по делам их будет надобность; и вследствие этого они ограждены будут той же самой безопасностью и покровительством, каким и пользуются жители той земли, где они будут иметь пребывание, с тем однако, что они подчинены будут существующим там законам и учреждениям, в особенности же состоящим в силе торговыми постановлениями».

Таким образом, ввиду ясной оговорки в договоре «они подчинены будут существующим там законам и учреждениям», евреи, состоящие в американском гражданстве, подчинены, по приезду в Россию и проживанию в ней, русским законам и их общим постановлениям об иностранных евреях. Относительно этих евреев русский устав о паспортах, в ст. 230 определяет, что они допускаются к приезду в Россию лишь с разрешения Министерства Внутренних Дел и для посещения только известных и мануфактурных городов. Для банкиров и для стоящих во главе значительных городов, впрочем, тут делается исключение и им дозволяется приезжать в Россию и проживать в ней повсюду без предварительного разрешения Министерства Внутренних Дел, на общем основании с прочими всеми иностранцами. Такие же договоры, какой был заключен в 1832 г. с Соединенными Штатами, Россия имеет с Великобританией (12 янв. 1859 г.), Германией (10 февр. 1894 г.), Францией (1 апр. 1874 г.), Нидерландами (13 сент. 1846 г.), Испанией (2 июля 1857 г.), Италией (28 сент. 1863 г.) и т.д. Во всех содержатся такие же постановления о правах, взаимно предоставляемых одним государством гражданам другого, и во всех повторяется та же самая оговорка, что граждане одной страны - пользуются в другой этими правами лишь в соответствии с законами данной страны. Государство, заключая трактат с другими, ни в коем отношении не поступает своими внутренним законами.

Все, установленное в каком-либо трактате относительно прав, взаимно представляемых гражданам одного государства в другом, имеет действие лишь в той мере, в какой это согласуется с внутренними законами каждого государства. Это есть основное положение международного права. Соединенные Штаты ведь, в силу этого принципиального юридического положения и в силу оговорки в трактате 1832 г., считали себя вправе внутренними своими законами закрыть доступ в свои владения целым классам, которые, между прочим, охватывают и многочисленные группы подданных России, — лиц монгольского происхождения, лиц, признающих многоженство и, таким образом, магометан, лиц, слабых здоровьем или одержимых какими-либо болезненными дефектами, рабочих, если они выезжают в Америку по заключенным там с кем-либо ранее контрактам и т.п. (зак. 20 февр. 1906 г.) И, действительно, Соединенные Штаты этим трактата 1832 г. не нарушали. Совершенно таким же образом Россия считала себя вправе, в силу того же юридического начала и той же оговорки в трактате, ограничить внутренними законами приезд в свои владения иностранных евреев и точно таким нее образом с применением этих законов, между прочим, и к американским евреям, трактата 1832 г. не нарушала. И поступила так Россия в силу своих законов, которые старше трактата 1832 г. во все время его существования, так что, если бы это явилось нарушением трактата, то оно началось, стало быть, с самого момента его заключения. Но если бы это было так, то американское правительство давно уже отказалось бы от трактата и не терпело бы его в течение целых восьмидесяти лет. Нужна необыкновенная наглость, чтобы имея, с одной стороны, перед глазами законы американские в применении их, напр., к русским поданным монгольского происхождения или магометанской веры, а с другой стороны, законы русские в применении к американским евреям, находить в первом случае все в порядке и согласным с договором 1832 г., а во втором случае поднимать вопль о нарушении этого договора.

Наряду с объявлением русскому правительству об уничтожении договора 1832 г., на американское правительство еврейским требованием возлагалось добиться от России заключения нового договора, который представлял бы американским евреям одинаковые права с прочими американскими гражданами по приезду в русские владения и проживанию в них. Вот в этом и суть дела — этим окольным путем но, как казалось лидерам еврейства, верным путем и должно было быть достигнуто равноправие для евреев в России. Американских евреев, обращающихся в русские консульства для визы паспортов на приезд л Россию, бывает в год не более 10-15 и из-за этого не была бы поведена евреями такая упорная и хлопотливая агитация в Америке, стоившая притом, без сомнения, немало денег. Не об американских евреях, а о русских и их равноправии тут забота, потому что совершенно здесь понятно: раз Россия согласилась бы предоставить американским евреям беспрепятственный приезд в ее владения и пребывание в них повсеместно, то она не имела бы никаких оснований к отказу в том и прочим иностранцам, за которых тотчас в этом смысле стали бы ходатайствовать их правительства, а что, при таком свободном проживании затем повсюду в России иностранными евреями со всеми правами иностранцев вообще (равными почти совершенно, в гражданской области, права коренного населения), невозможно уже было бы удержать какие-либо правоограничения по отношению к самим русским евреям, очевидно само собою.

Удовлетворение домогательства о предоставлении американским евреям, наряду с прочими иностранцами, права на беспрепятственный приезд в Россию, и проживание в ней повсюду явилось бы внесением изменения в ст. 230 устава о паспортах и, понятно, изменение существующего закона иначе как законодательным порядком произведено быть не может. В данном случае дело должно было бы таким образом пройти весь установленный путь рассмотрения в Совете Министров, в Государственной Думе и в Государственном Совете, прежде представления его на Высочайшее благовоззрение и разрешение Государя Императора. Будучи таким образом, по прямому своему существу, предметом внутреннего законодательства и внутреннего ведения, дело это как таковое и обсуждалось, предварительным образом, в правительственных и общественных кругах России. При этом было признано с полным единодушием, что Россия ни в коем случае не может позволить чуждому правительству вмешиваться в ее внутренние дела и требовать от нее издания законов, сообразных с видами и идеями этого правительства относительно положения евреев среди других народов, а не с ее собственным историческим опытом в этом отношении, не ее собственным пониманием текущей наглядной действительности, не с ее собственным государственным умом. В совершенном согласии с таким взглядом в России и вся независимая пресса в Западной Европе, как равно пресса в Японии, высказались, что Соединенные Штаты сделали шаг, который подлежит самому строгому порицанию и в международных отношениях, так как тут имеет место посягательство на принцип суверенного права каждой державы издавать и поддерживать у себя законы, какие они признают нужными по своему усмотрению.

Таково по существу своему было и объяснение, последовавшее со стороны Министерства Иностранных Дел в речи его, сказанной в Думе 13 апреля с.г. Данный вопрос, таким образом в России исчерпан и разрешен.

ВОЙНА

Когда стало выясняться, что отмена американским правительством, под давлением американских евреев, трактата с Россией 1832 г. вышла ударом в пространство, что Россия тут ничего не испугалась и не намерена сдаваться перед нахальным на нее натиском, еврейство обратилось к другим средствам действия. Верховное управление еврейства пребывает теперь в Америке,— оттуда это и опять, взошло.

I

«Конечно, не худо отменить договоры, но лучше того освободиться навсегда от царского деспотизма! Собирайте фонд, чтобы слать в Россию оружие и руководителей, которые научили бы нашу молодежь истреблять угнетателей, как собак! Пусть лавина эта катится по всем Соединенным Штатам! Подлую Россию, которая стояла на коленях перед японцами, мы заставим встать на колени перед избранным от Бога народом. Собирайте деньги, — деньги это могут сделать!»

Не думайте, что это было сказано в Америке каким-нибудь революционным бродягой из евреев перед подобными ему, в какой-либо из обычно посещаемых таким народом кухмистерских. Нет, это сказал крупный банкир Леб, директор местного департамента продовольствия, в зажигательной речи на многолюдном митинге в Филадельфии 18 февраля с.г. Участники этого, митинга были не сброд, а именитые евреи разных положений и, отчасти, тоже американцы. Один из них, сенатор Пенроз, сильно заискивающий в еврейских голосах при предстоящих президентских выборах, даже выступил в числе ораторов на этом митинге, тоже с враждебными выходками против России.

Бешеный восторг присутствующих был ответом на этот призыв к действиям против России при помощи убийц и бомбистов, широко, снабжаемых деньгами и всем нужным из Америки. Газеты, составляя в этой стране принадлежность евреев, ревностно оповестили тотчас повсюду о митинге и сделанных на нем предложениях. Пошли сборы денег и «лавина покатилась в Соединенных Штатах», как на это горячо направлял Леб в своей речи.

Вот выдержки из газет (материалы из газет «Филадельфия пресс» и «Филадельфия Рекорд» от 19 февраля 1912 г. на английском языке).

II

Мало способствовать деньгами и всеми мерами возбуждений и поддержанию в России внутренних беспорядков, надо ей создать, где только "возможно, и внешние затруднения. В особенности следует направить соответствующее старание на русские дела в Азии, с Китаем и Японией. С большим усердием ведется и в этом смысле кампания евреями -в Америке. На митинге, происходившем в Нью-Йорке 25 февраля с.г., еврей Э. Зелигман, принадлежавший к составу профессоров Нью-йоркского университета, доказывал, что от образа действий, который усвоят себе Соединенные Штаты при нынешних осложнениях в Восточной Азии из-за переворота, происшедшего в Китае, будет зависеть и исход дела по требованию Америки о предоставлении ее евреям беспрепятственного приезда в Россию и проживания в ней. Политикою своею в Китае Соединенные Штаты могут поставить Россию в положение, что она поспешит новым договором удовлетворить означенное требование. (Далее текст из газеты «Нью-Йорк Тайме» от 26 февраля 1912 г.)

Этот профессор и его брат, известный банкир Зелигман, состоят в числе самых рьяных агитаторов против России и действовал в первую голову при принуждении евреями американского правительства к отмене трактата с нею.

III

Затем последовало общее, точным и полным образом сформулированное, объявление войны России от еврейства.

«Евреи всего мира объявили войну России. Подобно римско-католической церкви, еврейство есть религиозно-племенное братство, которое, не обладая политическими органами, в состоянии однако выполнять важные политические функции. И это государство теперь предало отлучению русское царство. Для обширного северного славянского племени нет больше ни денег от евреев, ни симпатий с их стороны, ни в парламентской, ни в журналистической области, но вместо того неуклонное враждование. И Россия понемногу начинает понимать, что означает такая воина».

Вот английский подлинный текст из обширного возвещания в американских газетах (далее текст из газеты «Нью-Йорк Сан» от 31 марта 1912 г.).

IV

Итак, мы имеем перед собою, после того, как еврейством достигнуто уничтожение Соединенными Штатами договора с Россией:

  1. Организацию евреями в Америке похода против России путем возбуждения в ней к убийствам, взрывам и поджогам через мобилизацию отброса страны под еврейским руководительством, как это было в 1905-1906 гг.
    Только на этот раз денежных средств для того будет, по-видимому, больше. (Чрезвычайно серьезное значение, для самого близкого времени, получает в этом отношении Ленское дело. Злое само по себе и преступное, оно, сверх того, теперь становится могущественным толчком для беспорядков по всей России и евреи его с этой стороны приветствуют с восторгом. Ленские расстрелы, всякому ясно, будут эксплуатироваться для поднятия новой террористической волны в стране, где за идиотские и возмутительные поступки тамошних распорядителей расплачиваться будут опять жизнью министры, губернаторы и всякие правительственные лица в других местах, вовсе тут непричастные и неповинные. Единственное средство до известной степени ослабить это движение, а может быть, и совершенно его предупредить — быстрое расследование на месте и строжайший суд над виновными).
  2. Давление евреев на американское правительство в смысле понуждения его к враждебной к нам политике в Восточной Азии.
  3. Объявление нам евреями вообще войны без перерыва по всей линии.

Дело поставлено ребром. Или Россия подчиняется требованию евреев, т.е. признав за иностранными евреями право беспрепятственного приезда в нее и проживания в ней повсюду наравне с прочими иностранцами, а за русскими евреями равноправие,— тогда войны еврейства против России не будете, евреи тогда дадут остальному населению России возможность жить мирно, на таких же основаниях, как это устроилось в странах с еврейским равноправием и наиболее полным образом в Америке, т.е. чтобы коренное население работало на евреев, чтобы капиталы страны сосредоточивались в их ведении и чтобы политику государства, внутреннюю и внешнюю, вели они. Или Россия, если пренебрежет требованием и угрозою евреев, терпи от войны, которую они поведут против нее беспощадно на всех пунктах. Таково положение в его фактической действительности. Никто не должен прикрывать этой действительности иллюзиями перед собою и софизмами перед другими. А также никто не должен от нее презрительно отмахиваться. Еврейство — большая сила, с которой считаться надо серьезно.

Тем, которые перед поставленною нашему государству от евреев альтернативою склоняются к избранию первого пути действия, т.е. подчинения еврейскому требованию, автору этой статьи сказать нечего. Для тех же, которые находят, что следует предпочесть второй, приводятся здесь известные данные и соображения, заслуживающие внимания.

Объявленную ей еврейством войну Россия должна встретить, понятно, как можно лучше вооруженной со стороны своих законов, своей административной политики и своей дипломатии.

Между тем, во всех трех направлениях Россия не только не вооружена, но и прямо оказывает своему противнику существенную помощь для ведения войны.

  1. Трудно себе представить что-нибудь более несообразное, чем наше законодательство о евреях. Взять хотя бы ту самую ст. 230 уст. о пасп. относительно евреев, из-за которой велась в Америке кампания, направленная к отмене трактата и с Россией. В этой статье постановлено как общее правило, что для посещения известных мануфактурных и торговых мест, притом не иначе, как с разрешения Министерства Внутренних Дел. Однако тут же делается исключение для иностранных евреев, которые состоят банкирами и главами значительных торговых домов: этим можно приезжать в Россию без такого разрешения Министерства Внутренних Дел и во всякие места. Но ведь именно «Банкиры и главы значительных торговых домов»,— Леб, Шифф, Зелигман, Гросс и др.— составляют душу и направляющую силу враждебного движения еврейства против России. А законы о евреях русских подданных? Это запутанная сеть многочисленных дробных правил, представляющих какое-то бесплодное топтание на месте, ни два ни полтора, стеснительных для простой еврейской массы и льготных для богачей и интеллигентов, тогда как эти особенно вредны и опасны. Им свободно открывается дорога к захватам — в области экономической первым и в общественной жизни вторым. Поддерживается, таким образом, еврейство в той его части, которая дает наиболее сознательных и боеспособных врагов России и которая даст их теперь сугубо при общей войне, объявленной русскому государству еврейством.
  2. Еще более, нежели законы, политика высшей администрации в России поощряет эту часть еврейства и выводит ее наверх. Удерживается директива, данная резко в этом смысле бывшим министром финансов С.Ю. Витте (впоследствии графом), Государственный банк при нем сделался просто питомником для еврейских банков, в субсидировании еврейских предприятий при нем не бывало отказа, подведомственные министерству финансов учебные заведения широко открывались евреям и, т.д. Свою заботу о преуспевании еврейства этот министр деятельно проявлял и вне пределов России; например, в середине 1890-х годов, объявляя и доказывая, что нет золота для поправления русской валюты, и устраивая в России девальвацию, он одновременно отсылал миллионы за миллионами золотом Соединенным Штатам для поддержания их валюты, от чего зависело спасение близких там к банкротству многих европейских банков и спекулянтов. Дань благодарности ему за это еще недавно принес в речи, сказанной в комиссии по иностранным делам палаты представителей в Вашингтоне, А. Уайт: «Я знал одного великого русского, Сергея Витте. Это он, в бытность свою министром финансов, наделял нас в Америке во время президентства Кливленда, для поддержания нашей валюты, многими и многими миллионами золота, на самых сходных условиях ссуды». По лозунгу, данному всесильным тогда министром финансов, благоволение к евреям стало общим тоном, и в какие-нибудь пятнадцать лет произошло изумительное проникновение еврейством всей России. Все оставляемые нашими несовершенными законами многочисленные лазейки были использованы евреями, не зевавшими при таком поощрении, для распространения за черту оседлости. Теперь и вне этой черты всякий город, всякое местечко пестрят евреями и в их руках монополизируется вся торговля страны. Поразительным образом изменилась, напр., физиономия Петербурга за это короткое время. Одновременно цвет еврейства получал усиленное покровительство для занятий руководящих положений в банковском и акционерном деле и украшался, где только представлялся случай и где это зависело от министерства финансов, также государственно-служебными отличиями. Окрепая с этой стороны, еврейство уже затем само шло дальше, внедряясь в прессе и, все глубже, в адвокатуре, а также включая в поле своих действий высшую школу. Благодаря всему этому, объявившее теперь России войну мировое еврейство имеет внутри самой нашей страны сильнейший контингент богатых, интеллигентных и влиятельных бойцов.
  3. Как обстоит для России дело, при этой войне, со стороны ее дипломатии, так это характеризуется тем обстоятельством, что в качестве коммерческих агентов за границей министерство финансов держит предпочтительно евреев. Это тоже так повелось со времен С.Ю. Витте. Но должность коммерческого агента русского правительства очень важная и заключает в себя сплошь да рядом финансово-политические функции. А привыкли .эти агенты действовать обособленно, вые сферы государственной, посольской дипломатии, составляя нечто вроде дипломатической опричнины в специальном ведении министерства финансов. Это совершенно невозможное положение дела бросается особенно резко в глаза в Соединенных Штатах. Там министерство финансов удерживает коммерческим агентом еврея Виленкина, который женат на дочери лондонского банкира Зелигмана, брата тех двух Зелигманов в Нью-Йорке, профессора и банкира, которые играют такую деятельную роль в агитации против России. Что же поэтому Виленкин для России в Америке? Или одно, или другое: или в нем живет совестливое сознание, что он всем обязан России, что благоволением одного из ее министров, С.Ю. Витте, который, как ни есть, но все же по своему положению был министр русский; он выведен из маленьких людей в большие, имеет от русского правительства ордена, чин действительного статского советника, видную представительную должность и жалование больше члена Государственного Совета, причем все это дало ему возможность и хорошо жениться в богатой еврейской среде,— и он вследствие всего этого держит сторону России при нападениях на нее его американской родни и американских соплеменников; или же, что более вероятно, он солидарен здесь с еврейством, сочувствует агитации американских евреев против нашего государства и способствует ей. В первом случае он, очевидно, ненавидим американскими евреями, ни кредита, ни связей среди них не имеет и, стало быть, совершенно бесполезен для России; коммерческий агент из русских, не находясь тут ни в каком фальшивом положении, несомненно должен был бы иметь гораздо больший вес и большой успех при коммерческих или финансовых операциях, в которых могла бы быть надобность для России в Америке. А во втором случае он государственный изменник, от самого русского правительства поставленный в такое положение, что способен приносить России много серьезного вреда.

Совершенно очевидно, что так дальше идти не может, что законодательство и практика управления должны вступить на новый путь в устройстве отношений к еврейству.

По преобладающему у нас взгляду, разрешение еврейского вопроса в будущем рисуется как картина сотрудничества евреев на справедливых, равных основаниях с остальным населением в общегражданской жизни, и принципом для всех мер в настоящем, которые к этому привели бы, полагается приобщение евреев к прочему населению, соответственно чему предоставление им равноправия выступает само собою как одно из необходимых к тому условий.. Расходятся только в том, что одни настаивают на немедленном признании за евреями равноправия, а другие не считают возможным проводить это иначе, как постепенно.

Взгляд этот в корне неверен. Перспектива равного дружного сотрудничества евреев с остальным населением в общегражданской жизни, при разном пользовании правами и выгодами, но и при равном участии в обязанностях и трудах, есть отвлеченная мечта людей гуманных, но или не знающих истории и современной действительности, или усиливающихся, во имя привлекательной идеи, закрывать на них глаза. Никогда евреи в странах, где им предоставлялось равноправие, не становились в равное положение с остальным населением, а использовались они неизменно для насилия над этим населением (вспомнить хотя бы историю Парфянского и Вестготского государств, от того и погибших). И бьющим в глаза образом это происходит во всех странах, в которых евреи делятся с остальными на честных, товарищеских основаниях их тяготами, где они работают здесь в наиболее важных, главнейших областях народного труда, на которых строится все благосостояние, вся жизнь страны?

Где, например, в Америке, наделившей евреев полнейшим равноправием, сельские фабричные рабочие, каменщики, плотники, матросы, железнодорожные кондуктора или т.п. из евреев? Их нет — от всего этого евреи отворачиваются и все их помышления направлены только на то, чтобы стать среди работающего кругом люда заправителями и хозяевами, чтобы захватить капиталы, не их трудом созданные, и чтобы руководить массою, захватом газетной прессы, захватом адвокатуры, суда и управления. «Мы Богом избранный народ, призванный владеть миром»,— это крепко сидит в еврействе и знать оно не хочет никакого равенства с другими: равноправия оно требует и равноправием пользуется не для этого, а для того, чтобы усесться крепко над окружающим народом. Смешны старания у нас о «приобщении» еврейства к остальному населению: еврейство само этого вовсе не хочет и берет из этих стараний только то» что ему полезно и нужно для усиления себя именно как еврейства, а поскольку тут происходит приобщение к обязанностям и повинностям остального населения, как, например, к повинности воинской, убегают от этого и уклоняются всеми мерами. (В 1911 г. недобор призывных евреев составил 11 тыс. 338 человек. Русские все вместе дали недобору 1 тыс. 196 чел). Где оно приобщилось к прочему населению, например, в той же Америке, еврейским Эльдорадо? Оно достигло там невиданной силы, но именно как еврейство, как «религиозно-племенное братство», сознающее себя особо стоящим от прочих людей на земном шаре и решительно провозглашающее себя таким (см. отд. III выше).

Для всякого времени, таким образом, политика ассимиляции евреев, приобщения их к окружающему народу и предоставления им для того равных с ним прав есть игра впустую по отношению к еврейству и во вред отношению к тому народу. А для такого положения, когда еврейство объявило себя решительным врагом известного народа и деятельно повело на него наступление? Как, например, в настоящем случае, где первый акт наступления обнаружил, притом и немалую, силу врага — шутка сказать, достигнут разрыв договора и многолетних добрых отношений, связывающих один великий народ с другим.

Само собою все, что можно было бы привести вообще против евреев или за них, совершенно уже исчезает в своем значении перед этим единым всерешающим фактом, что еврейство объявило войну России, причем знаем, что войну эту оно в состоянии вести весьма действенными средствами.

Бранью тут разражаться против еврейства? Было бы бесполезно. Да и несправедливо. Всякий народ, как и всякий отдельный человек, хочет устроиться в мире как можно лучше. Этого хочет и еврейство, но только то, что оно считает для себя наилучшим, означает худое и тягостное для других народов, и то, что оно желает для этого взять себе в России, Россия не обязана ему отдавать, и не может,— свою торговлю, свои капиталы, свою печать и не зависящую отсюда возможность иметь свое собственное общественное мнение, не фальсифицированное в духе служения еврейской пользе, свое руководительство государственными и общественными делами и т.д. Если же за то, что Россия противится отдать это еврейству, последнее объявляет ей войну, так оно поступает не хуже и не лучше, чем государства, христианские и нехристианские, когда они предпринимают походы против других государств из-за чего либо, чтобы желательно взять в них. И с объявлением ей от еврейства войны, Россия должна просто видеть в нем воюющую сторону, на общем основании обращаясь к соответствующим действиям.

А именно?

Убрать надо всю мешанину нынешних законов о евреях и. порешить с административною политикою «постепенного приобщения» евреев в России к коренному населению. На место всего этого должны стать меры, указываемые трезвой государственной мыслью о необходимости защищаться.

Прежде всего противник должен быть обессиливаемым на том крыле его армии, которым оно стоит в наших владениях. Война будет вестись много лет беспрерывно. Меры защиты тоже требуют для своего выполнения ряд лет. Но обратиться к ним следует теперь же.

И закон и управление должны поставить себе целью:

  1. Численное уменьшение еврейства в России насколько только возможно. Для этого — всемерное поощрение эмиграции евреев, не останавливаясь тут, если нужно, и перед крупными денежными затратами.
  2. Приведение рассеявшегося по всей России еврейства обратно в черту оседлости, без всяких исключений для кого бы то ни было по имущественному положению, занятиям или образованию. Постепенное сужение самой черты оседлости.
  3. Вместо приобщения, наоборот,— разобщение. Ни в учебные заведения, ни в правительственные, общественные или частные учреждения, ни в адвокатуру, ни в прессу не должны быть допускаемы евреи. За то им должно быть предоставляемо, пока тянется их выселение и часть их еще живет в России, иметь школы, газеты, а также органы внутреннего управления и суда для себя, по возможности, с малым во все это вмешательством русского правительства. Приведение, конечно, всех мер против еврейства единственно на основаниях строгой законности, без допущения произвола и с предотвращением, тем более, насилий толпы. Подобная разработка этих основных требований, отмеченных в грубом очертании, должна быть одной из ближайших задач законодательства. Едва ли возможно будет достигнуть полного удаления евреев из России, но надо, стараться подойти к этому как можно ближе.

Что касается еврейства в его заграничной части, то его положение в войне с Россией должно будет оказаться наиболее сильным, когда мы стали бы обращаться к иностранному займу. Но новый представительный строй в России не выполнил бы одного из самых главных своих назначений, если бы благодаря ему не завелось у нас такое государственное хозяйство и не увеличилось материальное преуспевание народа в такой мере, что при надобности в правительственных займах таковые могли бы быть произведены всегда внутри государства, без печального и унизительного обращения к заграничным банкирам.

Далее необходимо твердо помнить, что при всяких международных осложнениях, которые затрагивали бы Россию, еврейство всеми силами будет поддерживать ее противников и что заветная мечта еврейства — вовлечение России в войну, при которой опять оказалась бы побежденною, униженною и, авось, принужденною наконец дать у себя еврейству то место хозяина и распорядителя, которого оно добивается. Тут одно только можно сказать — Россия должна быть сильна в военном отношении и на суше, и на море. Она должна наконец выйти из того состояния бездействия и безволия после поражений 1905 года, при котором она остается ничтожною военною величиною и должна трепетать перед перспективою новой войны откуда бы то ни было. Тогда и помощь еврейства ее врагам не страшна.

Затем следует на всякий случай иметь в виду, что против воюющего с ней всемирного еврейства Россия будет иметь за границей естественного союзника. Это антисемитизм, все более теперь растущий в государствах с еврейским равноправием. Та же Америка, в независимой части своего населения, начинает заметным образом проявлять себя в этом направлении и, при свойственной американцам страсти к преувеличенным размерам во всем, может еще, пожалуй, когда-нибудь удивить в этом отношении весь мир. В газетах там этого, понятно, не видно, потому что они почти все принадлежат евреям или находятся под их влиянием. Но это выражается в стремлении высших классов отгородить себя как можно строже от еврейства, а также во всяких враждебных выходках простого народа против евреев. И, между прочим, все более часто стали получать теперь в России письма от американцев, где высказывается, в восторженных выражениях иногда, чрезвычайное довольство тому, с какою твердостью и с каким достоинством Россия отразила натиск, произведенный на нее, в виде отмены договора 1832 г. американским правительством по еврейскому принуждению.

Возразят: как — выселение евреев из России? Это легко сказать на словах, но попробуйте это осуществить на практике.

Действительно, слабодушной или дилетантской политике это не по плечу. Но настоящая государственная политика справиться с этой задачей сможет.

Такая политика обратится прежде всего, между прочим, к использованию существующего уже среди еврейской массы в России сильного стремления к выселению. Она всячески будет поддерживать это стремление и устранит в особенности те бесчисленные придирки и затруднения, которые самым нелепым образом встречают у нас выселяющиеся евреи в своих хлопотах и паспортах на выезд.

Ежегодная цифра эмигрирующих из России евреев значительно колеблется. Наиболее высокая была в 1906 году, когда в одни Соединенные Штаты выселились 125.234, а всего за границу едва ли менее 150000. Вследствие эмиграции и теперь уже число евреев, несмотря на ежегодный прирост рождениями, уменьшается в России, хотя и незначительно. Десять лет тому назад, в 1902 году, их численность 5.751.446, теперь же, вероятно, их состоит не более 5.500.000. В доведении ежегодной цифры еврейской эмиграции до 500.000 не представляется ничего невозможного при облегчениях и помощи эмигрантам, а тогда через 10-12 лет картина уже окажется совсем другая.

Затем, разве нет других способов для разрешения еврейского вопроса в России?

Самая постановка таким образом перед собою дела показывает его непонимание. Нет «еврейского вопроса в России». Есть еврейство всего мира и война его с Россией. Евреи в России — только часть единого еврейского государства. У этого государства территория замещается совокупностью положений, занимаемых отдельными евреями, где они находятся,— положений банкиров, крупных коммерсантов и мелких торговцев, адвокатов, журналистов, депутатов в законодательных собраниях, а также, как, например, особенно в Америке и во Франции, судей, губернаторов и лиц в составе высшего правительства. Все это дает еврейству не менее твердую базу и не менее благоприятные условия для развития, нежели это мог бы дать какой-нибудь кусок земли в виде своей территории. Денежные средства еврейского государства огромны и все его граждане, будучи одной крови и одной веры, связаны между собой, кроме того, искренним, крепким еврейским патриотизмом: всякий еврей стоит за общее еврейское дело. А в течение последнего времени это государство стало получать и хорошую формальную организацию. Так какие же разговоры могут быть о разрешении «еврейского вопроса в России», словно какого-то отдельного от жизни всего еврейства? Последнее идет своею дорогою и раз эта дорога — война с Россией, так Россия должна воевать, и простая логика указывает на выселение евреев из страны как на совершенно необходимое средство обороны.


© RUS-SKY, 1999 г.   Последняя модификация 01.10.07