М. Хитров

Александр Ярославич Невский


Дмитриевский собор во Владимире. «Это наиболее уцелевший и самый изящный из всех суздальских храмов дотатарской эпохи, сохранившихся до наших времен. Он построен был в конце XII века, следовательно, когда характерный стиль этих храмов достиг значительной степени развития. И действительно, Дмитриевский собор, служит прекрасным образцом суздальского стиля. Высота его весьма гармонирует с его основанием. Восточная сторона здания состоит из трех алтарных полукружий, а три остальные стороны наружными полуколоннами как бы разделены на три части, с дугообразными верхами (комарами). Под каждою дугою по одному узкому продолговатому окну; а в каждой средней части входная дверь также с дугообразною аркою. Кровля храма обита по самым сводам и дугам, и все здание венчается возвышенным тамбуром с полусферическим куполом... Дугообразные арки входных дверей испещрены рельефными узорами; далее над ними идет роскошный узорчатый пояс, пересекающий наружные стороны на два яруса. Пояс этот состоит из колонок или столбиков, соединенных вверху дугообразными перемычками; а между колонками помешены изображения человеческих фигур, животных и растений. Подобные же изображения людей, зверей, фантастических животных, трав и пр., представляющие иногда целые группы или сцены и ярко раскрашенные, наполняют собою весь верхний ярус фасадов и, наконец, под куполом в барабане все промежутки между просветами. Обилие обронных украшений показывает, что они пришлись по вкусу в особенности Северо-Восточной Руси. Они обратились исключительно на внешние стороны храма, потому что здесь предоставлялась им некоторая свобода; тогда как во внутренности его не допускалось никаких существенных отступлений от византийских образцов: тут стенная иконопись составляла главное и едва ли не единственное его украшение. Кроме того, были иконы, писанные на досках; в числе их особым почитанием пользовалась доска, принесенная из Солуня с самой гробницы мученика Димитрия, и, вероятно, с его изображением. Летопись говорит, что доска эта источала миро, и что вместе с нею была принесена сорочка святого, также положенная в Дмитриевском соборе. Хоры или полати для женщин здесь и в других суздальских храмах не огибают трех внутренних стен, как в византийских и южнорусских древних соборах, а ограничены только западной стороной» (Иловайский)