М. Хитров

Александр Ярославич Невский


Древний Успенский собор во Владимире.

«Внутри кремля почти над самым обрывом Клязьмы красовался соборный храм Успения Богородицы, знаменитое сооружение Андрея Боголюбского, заключающий главную местную святыню, т. е. Боголюбовскую икону, принесенную Андреем из Вышгорода и богато окованную золотом. Владимирский Успенский собор представлял прекрасный образец того изящного храмового стиля, который выработался в Суздальской земле в XII и в первой половине XIII века. В основании своем он сохранял общий план киевских и византийско-русских церквей, т. е. основной квадрат, несколько удлиненный троечастным алтарем на восточной стороне. Внутри он был покрыт фресковою иконописью; кроме того, блистал разноцветными плитами и позолотою, пущенною по карнизам, аркам и наддвериям, а также позолоченною сенью над алтарным престолом. Белый камень, из которого строились суздальские храмы (привозившийся, как полагают, водою из Камской Болгарии), по своей мягкости представлял удобный материал для резьбы, и храмы эти снаружи обыкновенно украшались изящным поясом из резных колонок и другими рельефными изображениями. Обилие этих, так называемых «обронных», украшений составляет главную особенность суздальского храмового стиля от церквей южнорусских и новгородских. Другая особенность суздальских храмов состояла в том, что они были об одном верхе, т. е. одноглавые. Владимирский Златоверхий собор также первоначально построен одноглавым. Но после пожара 1185 года, когда Всеволод III обновил этот храм, общий вид его несколько изменился. Три новые стены воздвигнуты были с южной, западной и северной сторон, и таким образом стены Андреевские очутились внутри храма; в них были пробиты арки и просветы для большого соединения с придельными частями. Вместе с тем над последними возведены четыре купола или главы, которые с прежней или срединной составили пять глав, чем Успенский собор стал отличаться от прочих одноглавых храмов суздальского края. Притворы этого собора заключают в себе гробницы многих князей и епископов владимирских. Палаты епископские помещались подле самого собора» (Иловайский)