ОГЛАВЛЕНИЕ
М.ХИТРОВ
Александр Невский
ПРИМЕЧАНИЯ
Гр. Хвостов.
О Переяславле Залесском. 1823;
А. И. Свирелин.
Истор. стат. описание Переясл.-Троицкого монастыря. М., I860.
Погодин.
Древняя русская история до монгольского ига. Т. I. 593. Его же: Князь Андрей Юрьевич Боголюбский. М., 1850.
Корсаков.
Меря и Ростовское княжество.
Лаврент. 140. 141, 143, 156. Ипат. Ill—113. Сн. «История Русской церкви»
пр. Макария.
Т. III, 269.
Софийск. врем. 1. 218—219: «Не взношашеся, ни величашеся о себе, но на Бога о всем возлагаше всю свою надежду, и Бог покоряше под нозе его везде вся враги его». Лавр. 184—185. Переясл. -Суздал. 110.
Лавр. 177, 183, 187. Сн. «История Русской церкви»
пр. Макария.
Т. III, 270—271.
Соф. 1, 266: «Яко же святое писание глаголеть: да кто положить душу свой за другы своя; сии же великый князь положи душу свою за вся люди земли Русьскыя, и причте его Господь ко избранному своему стаду, зане же бяше милостив ко всякому, требующим невзбранно даяше». Степен кн. I, 321. 324. Архивск. 271.
О предках св. Александра по матери. Соф. 1, 228: «Князи же милостивии, племя княже Ростиславле, и до хрестиян добры». В Новгородской летописи о Мстиславе Храбром: «Сь же благоверный князь Мьстислав взрастом середний бе и лицем леп, и всею добродетелью украшен и благонравен, и любовь имеаше ко всем, и милостини прилежаше, монастыри набдя... Бе бо крепок на рати; всегда бо тесняшеся умрети за Русскую землю, и тако молвяше дружине: братье! ничто же имейте в уме своем; еще ныне умрем за христианы, то очистимся грехов, умрем же всяко,.. Бе бо налюбезник на дружину, и не збираше злата, ни сребра, но дааше дружине, ово же правяше души своей... Не бе бо тоа земле в Руси, котораа же его не хотяше, не любляше... Плакашеся по нем вся Рускаа земле». По кончине его говорили: «Уже бо солнце наше зайде нам!» См.
Карамзина
«История государства Российского», т. III, 57. Прим. 54. Мечислава Мстиславича современники называли Удатным, Храбрым, даже Великим, позднейшие историки — Удалым.
Костомаров.
Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Вып. 1. 97.
Ярослав Всеволодович был женат два раза. В первый брак он вступил в 1206 году с Юрьевною Кончаковича (Лавр. 180), во второй — в 1214 году с дочерью Мстислава Удалого, названного при рождении Ростиславою, а при крещении Феодосиею. Лет. Переясл.-Суздал. Предисл. III. Новг. 1. 35. Воскр. 124. Тверск, 385: «Того же лета (1244), месяца мая, на память святыя мученице Ирины, преставися великая княгиня Феодосиа Ярославля, в Новегороде, дщи великаго князя Мьстислава Мьстнславича. мати великому князю Александру Невскому». Разгневавшись на зятя своего, Мстислав Удалой отнял было у него свою дочь, но ссора близких родственников, без сомнения, окончилась примирением, и дочь Мстислава возвратилась к мужу, от которого у нее родились девять сыновей.
Соф. 1. 250. Лавр. 204.
Соф. 1, 259.
Татищев.
IV, 12. Из других родственников св. Александра следует упомянуть о бабке его по отцу великой княгине Марии, первой супруге великого князя Всеволода. Она была дочь чешского князя Дмитрия Юрьевича Шварнова. Степен. кн. 1, 290. «Преизлиха добрая», она отличалась глубоким благочестием, «издетска, в страхе Божии, любя правду... утешая печальных и нуждающихся и больных и подавая им требование». За восемь лет до кончины она подверглась тяжкой болезни, но переносила свое несчастье с изумительным терпением и покорностью воле Божией, часто приводя себе на память слова Иова; аще благая прияхом от Господа, злых ли не стерпим? Более всего заботило ее воспитание детей, которых она часто призывала к себе и старалась внушить им страх Божий и правила христианской жизни. 2 марта 1206 года муж, дети, бояре, духовенство и граждане проводили больную княгиню в построенный ею монастырь Пречистой Богородицы, где она и постриглась, но недолго пришлось ей прожить в обители: 19 марта ее уже не стало. Ее любимец старший сын Константин уехал тогда в Новгород и горько плакал о смерти матери. Лавр. 178—179. Переясл.-Суздал. 107—108. Степен, кн. 290—292.
Карамзин.
История государства Российского, т. III, прим. 142.
Относительно года рождения св. Александра существует разногласие. Некоторые жизнеописатели полагают, что он родился в 1220 году, основываясь на указании в Лавр. летописи года рождения его старшего брата Феодора. Лавр. 188. Но Татищев определительно указывает год и день рождения Александра, именно 1219 год, 30 мая.
Татищев.
III, 423.
Беляев
держится известия
Татищева.
30 мая — день замечательный в русской истории: в этот день родился и Петр Великий.
Воскр. 134. Новг. 1, 43. Тверск. 350.
Татищев.
III, 423.
Об обряде пострижения см. у
Погодина:
«Древняя русская история до монгольского ига». Т. II, 843. также ст.
Лавровского.
«Родивше, родители его паки второе породища и св. крещением и святым книгам научиша его». «Ничесо же бе ему тщательно от сущих мира, точию к поучению книжным, и к церковному пению, гласы божественными присно огласоваше ушеса своя, святых книг поучении сладце послушаше». Архивск. 251.
Из послания митрополита Никифора к великому князю Владимиру Мономаху, См.
Погодина:
«Древняя русская история до монгольского ига». Т. II, 1185.
Слова из Златой цепи неизвестного проповедника. См. там же, стр. 1175.
Из поcл.
митр. Никиф.
Там же.
«Измлада Христа возлюби и пречистую Богородицу и вся святыя!», Прол. Ноября 23. Архивск. 251.
«Бяше нрав его измлада тих и кроток зело». Архивск. 251. «От мирских суемудрии отврати себе, душетленных же и богоненавистных игр и бесовских сонм до конца возгнушався». Там же.
«Многопищи яже и сладких аромат и любоплотия до конца отвратися». Там же.
«Излишно бе у него бдение всенощное и утаеных молитв к Богу присвоение». Архивск. 251.
Срезневский.
Древнерусския книги. Спб., 1864, 35.
Архивск. 250, на обороте. В Степенной книге следующими чертами изображается характер св. Александра: «Во все время юности своея смиренномудрие вседушно держаше, воздержася и бдя. чистоту душевную и телесную соблюдаше, кротость же стяжа и тщеславия отвращашеся, и много полагаше тщание чрево удерживати, ведый, яко чревное насыщение целомудрие раззоряет, и бдению спону сотворяет, и прочим добродетелям сопротивляется. В устех же его безпрестани бяху божественная словеса, услажающа его паче меда и сота; прочитая же их со усердием и желаше сих реченная и делом исполнити. Сродницы же его видяще в таковых добродетелех преспевающа и зело пользовахуся и тщахуся всячески угодити Богу, якоже и той всеми нравы угожаше Богу, и распаляшеся божественным небесным желанием, и вся яже в человецех добрая и честная яко ни во что же вменяше, и ни едино благоплодие душевное на объявление человеком творяше, и всячески ухищряше сокрывающий множайшая и правление премногаго ради смиренномудрия, Аще бо и честию земнаго царствия почтен бысть от Бога и супруга име и чада прижи; но смиренную мудрость стяжа паче всех человек». Степен. кн. 1, 355. «Кроток и тих был его нрав из детства,— говорит один из его жизнеописателей,— возмужавший только, но не осуровевший с годами, и Господь был с ним по слову божественного писания: «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещушаго словес моих» (Ис. LXVI, 2). Жития святых Российской церкви. Ноябрь, 226.
Архивск. 250, на обороте.
О посажении на стол см.:
Соловьев.
История России. Т. III, 6.
Младшие братья св. Александра: Андрей, женился в 1250 году на дочери Даниила Галицкого, умер в 1264 году; Константин, умер в 1255 году; Ярослав, женился в 1264-м на дочери новгородца Юрия Михайловича, умер в 1272 году; Афанасий упоминается в 1239 году; Даниил упоминается в 1239 году; Михаил, умер в 1248 году; Василий, родился в 1241 году, женился в 1266 году, умер в 1276-м.
«Видом благородия, телесного благолепия весьма украшен паче всех, не точию сродник своих, но и всех иноплемянных стран земных царей, яко солнце всех светил». Архивск. 257. на обороте. «Взраст его паче инех человек, глас его яко труба в народе, лице же его бе яко Иосифа Прекрасного, еже бе поставил его Египтьскый царь втораго царя в Египте, сила же его бе вторая часть от сил Самсоня, и дал ему бе Бог премудрость Соломоню, храбрость же яко царя Римскаго Евспасьяна, еже пленил всю землю иудейску...» Соф. 1, 250. Любопытное известие о росте св. Александра находим в записи родов русских и литовских князей, в сборнике начала XVI века: «Ярослав роди Александра Храбраго Невьскаго, великаго взрастом, Деисус целова». Библиотека Тр.-Серг. л., № 770, л. 428. О значении слова «Деисус» см. Душеп. чт. 1884. Январь. 77.
Прот. Соловьев,
Описание Новгородского Софийского собора.
«Молитва благословити царя и князя», по списку XIV века. Синодальная библиотека. Потребник, №675, 166.
Степей, кн. 1, 269;
Говорский.
Жизнь преподобной княжны Полоцкой Евфросинии в «Вест. Юго-Западной и Западной России». 1863. № XI и XII.
Изображение креста пр. Евфросинии в «Памятниках старины Витебской губернии» Сементовского. В надписи назван и мастер — Лазар Богша.
Другие иконы, писанные, по преданию, св. Лукою: икона Божьей Матери Смоленская, присланная около 1077 года. Икона Божьей Матери Владимирская, принесенная из Царьграда в Киев около 1031 года.
Новг. 1, 52. Соф. 1, 247. «6747 (1239) оженися князь Александр Ярославич, внук Всеволож, в Новегороде, поят в Полотьске у Брячислава дщерь и венчася в Торопче». Ср.:
Карамзин.
История государства Российского, т. IV, прим. 110.
Арцыбашев.
II, прим. 257.
Карамзин,
основываясь на том, что во владимирском Успенском монастыре, в церкви Рождества Христова находятся три гроба: «Первый (как означено в надписях) Великия Княгини Александры, супруги благовернаго Князя Александра Невскаго; вторый дщери его. Княжны Евдокеи; а третий (на левой стороне) благоверныя Княгини Вассы. вторые супруги Александра Невскаго», утверждает, что «по кончине первые супруги, именем Александры, дочери полоцкого князя Брячислава, Невский сочетался вторым браком с неизвестною для нас княжною Вассою». История государства Российского, т. IV, 92. Здесь, очевидно, кроется недоразумение. В летописях нигде не говорится о втором браке Александра. Такое умолчание было бы малопонятно, если бы действительно он имел место. Очевидно, что под именами Вассы и Александры надлежит разуметь одно и то же лицо, именно дочь полоцкого князя Брячислава, с которою Александр венчался в Торопце в 1239 году, тем более что и надпись на гробнице называет Вассу дочерью князя полоцкого. В надписи на раке для святых мощей Александра Невского, устроенной в Москве в 1695 году, сказано: «Законному браку сочетася с Благоверною Княжною Вассою Полоцкою, от нея же и чада себе рождаше и во страсе Божий питаше». Имя Вассы принято было великой княгиней Александрою, по всей вероятности, при пострижении, или, может быть, второе имя происходит от обычая русских людей того времени носить два имени. См.:
Погодин.
Древняя русская история до монгольского ига, Т. II, 840.
Беляев.
Великий князь Александр Ярославич Невский. 4—5.
Карамзин.
История государства Российского, т. III, 96.
Красов.
О местоположении древнего Новгорода. Новгород, 1851. «Прогулка по Новгороду и его окрестностям» — в «Новгородских губернских ведомостях». 1862. «Живописная Россия». Очерк V.
«Материалы для истории русских одежд»—в «Русских древностях». Спб., 1871.
Об образе жизни наших князей подробно см. у
Погодина:
«Древняя русская история до монгольского ига». Т. II. 839—893.
Великий князь Ростислав молился, «слезами омывая лице свое и стенание от сердца своего испущая, всим видящим его в толици смиреньи стояща, и тако не можаху удержаться от слез». Там же. Стр. 865.
Новг. I, 44, 65.
Лавр. 173.
«Паче всего любляше правосудие, о нем же и боляр своих часто наказуя притчами от Божественных писаний, яко да прежде всего воспросят от Бога премудрости, и от пиянства удержатся, и сами пред Богом да смирятся, да не забудут праведно судити и не познают лица сильнаго и не приемлют мзды неправедныя, и никого же обидят, но да избавят обидима от руки обидящих и паче повеленнаго им ничто же взьемлют, но довольни будут оброки своими. И тако многажды глаголаше, овогдя своея державы страхом воспрещаше им, овогда же и вечное воздаяние предлагаше им, иже на страшнем суде Христове комуждо по делом его. Боляре же и вси людие, видящие от Бога дарованную ему премудрость ничто же могуще отвещавати, но вседушно обещавахуся творити, яко же повелеваше им». Степен. кн. 1, 356—357. Ср.: Жития святых Российской церкви, 235. См. также рукописные жития, например архивск. 258—259.
Попов.
Влияние церковного учения и древнерусской письменности на миросозерцание русского народа, и в частности на народную словесность в древний допетровский период. Казань, 1883. См. также
ст. Аристова
"Взгляд на церковно-историческое содержание русских летописей» в «Духе христианина» за 1861 год. Октябрь и ноябрь;
Соловьев.
Древняя Русь. «Русский вестник». 1856, кн. 1.
Служба 23 ноября.
Соловьев.
Об отношениях Новгорода к великим князьям. «Чтения Общ. Ист. и Древн, Росс.». Год 2, кн. 1;
Беляев.
История Новгорода Великого. М.. 1864;
К. А. Неволин.
О пятинах и погостах. «Записки географического общества». VIII.
Вроцкий Н. А.
Об обычае новгородцев удалять князей: «Таков бе обычай б... детем!» Против этого восклицания в Воскр. л. другою рукою: «Похвала Новгородцем!» См. Соф. 1, 200.
Погодин.
Древняя русская история до монгольского ига, т. I, 525.
Там же.
Новг. 1, 43.
Новг, 1, 48.
Новг. 1, 47.
Пролог под 23 ноября. Степен. кн. 1, 356. «Бяше бо великий сей самодержец отец сирым, вдовам питатель, обидимым помощник, в скорбех сущим пресветлый утешитель». Архивск. 251.
Соф. 1, 236. Новг. 1, 47.
Новг. 1, 47.
Арцыбашев.
I, 338.
Новг. 1, 46—47.
Там же.
Арцыбашев.
1, 337. Прим. 2145.
Новг. 1, 47.
Новг. I, 49. Соф. 1, 237: «Добиша Немци челом кн. Ярославу, и смирившеся отъидоша».
Соф. 1. 237.
Лавр. 196.
Соф. 1, 237. Hoвг. 1. 49.
Там же.
В 1614 году во время нашествия шведов, ругавшихся над всем святым, гроб св. князя был вынут и открыт наглыми солдатами шведскими. По известию 1634 года, «немцы в церкви великомученика Георгия в монастыре, ищущи поклажи, обрели человека цела и ненарушена в княжеском одеянии и, выняв из гробницы, яко жива поставили у церковной стены. Митрополит Исидор, услышав о том, выпросил у Делагардия позволение перенесть гроб в Новгородский собор; в это время не только оказались нетленными мощи девственного князя, но оне источили исцеления». Святые мощи с того времени покоятся открыто при входе в придел св. Предтечи.
Погодин.
Древняя русская история до монгольского ига. т. II, 1104.
Беляев.
Великий князь Александр Ярославич Невский. 1—3.
Соловьев.
История России, т. II, 250.
Письмо обер-прокурору Св. Синода Эдуарду Навилю.
В Ипатьевской и Новгородской летописях временем битвы указан 1224 год, в Лавр, и Акад.— 1223-й. См. замеч. ст. Куника в «Записках Академии наук по I и III отд.». Т. II, вып. 5. Спб., 1854.
Иловайский.
История России. Ч. II, 373.
Васильев.
История и древности восточной части Средней Азии. 216.
Иностранные писатели-путешественники превосходно знакомят нас с бытом и нравами монголов.
Минорит Иоанн де Плано Карпинн
в 1245 году ездил в Великую Монголию с поручением от папы Иннокентия IV. Спутниками его были доминиканцы
Асцелин
и
Симон де Сен-Кентя.
Лучшее из изданий записок
Плано Карпини:
«Relation des Mongols on Tartares par Ie Frere Jean Du Plan de Carpin de I'ordre des Freres Mineurs, legat du Saint Siege Apostolique, Nonce en Tartarie pendant les annees 1245, 1246, 1247, et Archeveque d'Antirari. Paris. 1838». У нас — «Собрание путешествий к Татарам»
Д. Языкова.
Спб., 1825. Людовик IX посылал к хану Мешу голландского монаха
Рюисброка,
или
Рубруквиса.
Его записки в латинском подлиннике у
Гаклюита:
«Coll. of. early Voyages». У
Бержерона:
«Voyag. faits princip. en Asie». II. 1735, В сокращенном изложении
Языкова
в трудах Российской Академии, ч. III. 1840. См. также
Шемякина
в «Чтениях Общ. Ист. и Древней Росс.», 1864, кн. 3. Знаменитый путешественник венецианец
Марко Поло
(1250—1323), долго живший в Монголии, также даст нам сведения о монголах. В русском переводе
Шемякина
в «Чтениях Общ. Ист. и Древн. Росс.», 1861, кн. 3—4; 1862, кн. 1—4. Другие источники о монголах:
о. Иоакинфа Бичурина:
«История первых четырех ханов из дома Чингизова». Спб.. 1829. Его же: «Записки о Монголии». Спб.. 1828.
Проф. Васильева:
«История и древности восточной части Средней Азии» в «Записках археологического общества», т. IV. Спб., 1859. В недавнее время производились исследования на месте резиденции великих ханов — в Каракоруме- Доклад
И. М. Ядринцева,
в общ. собр. географического общества о результатах Орхонск. экспедиции, 16 апреля 1892 года. Местонахождение Каракорума установлено на основании найденных надписей.
Иловайский.
История России. 377.
Там же, 380.
Карамзин.
История государства Российского, т. III. 287—288.
Д. Доброхотов.
Памятники древности во Владим. Клязьм, М,, 1849,
Свящ. А. Виноградов.
История Владимирского кафедрального Успенского собора. Владимир, 1877;
Г. ф. Норбеков.
Владимирский Успенский кафедральный собор, 1865.
Лествицын В.
Место побоища на Сити — в «Ярославских губернских ведомостях». 1868, № 41. О битве «на Сити, на реце» см. Нижегородск. Сбор. под ред.
А. С. Гациского.
т. X. 1890, гл. III. 81—187. Местом кровавой сечи указывается Боженка и ее окрестности. «Обвиняя всех современных Батыю русских князей в «безрассудной беспечности, совершенной бездарности и малодушии», одно недавно изданное военное сочинение (1888), не беря во внимание исторических условий русской жизни XIII века, пренебрежительно смотрит на поражение на берегах Сити «только что набранной от сохи рати русской» и удивляется, что «среди князей не нашлось ни одной сколько-нибудь выдающейся личности, которая могла бы взять на себя руководство обороной Руси», забывая, что удивляться в истории нечему, что при данных исторических условиях войско Батыя оказывалось непобедимым.., и что, наоборот, можно было бы остолбенеть от удивления, если бы во времена начального, колыбельного, разрозненно-удельного периода русской жизни нашлась бы личность, которая «могла бы взять иа себя руководство обороной Руси». Стр. 185—186. «При внимательном и спокойном изучении всего строя жизни, и деятельности, и личности, и характера великого князя Георгия Всеволодовича, прежде всего располагающего нас к себе гуманностью своих отношений к окружающему нас миру и той любовью, которою платил ему за эту гуманность и терпимость этот окружающий его мир, нельзя не прийти к заключению, что если, может быть. великий князь и не обладал в известной мере качествами современных нам стратегов... то он, несомненно, обладал качествами и достоинствами высшего порядка — умением безропотно нести свой крест, который выпадал на его долю... Трагическим же концом своим и всей своей семьи он омыл бы и те пятна на своей памяти, которые могли бы существовать, если бы они существовали». 187. «Есть нечто чарующее, как-то особенно действующее на нервы в этом поклонении человеку, усопшему несколько веков тому назад и так спокойно, внушительно лежащему открыто перед всенародными очами». 185. См. также
Сабанеева
«Опис. курган. Мологск. уезда» в «Трудах Ярославского губернского статистического комитета», 1868, вып. V, 92.
В пушк. лет.: «О, глухое царство! Подлинные слова князя: «Вижю, яко младая память моя железом погыбнеть и тонкое мое тело увядаеть».
«А из Новгорода не бысть им помочи; но уже кой же бе в недоумении и страсе». Соф. 1, 246.
О движении облавами см. статью
Березина
«Нашествие Батыя на Россию». Журн. М. Н. Проев, ч. LXXXVI.
Соф. 1, 246.
Ипат. 177. Соф. 1, 248.
Карамзин.
История государства Российского, т. IV, 14.
Погодин.
Древняя русская история до монгольского ига. Т. II, 1411- Об ужасе европейцев перед монголами: император Фридрих II Штауфен писал английскому королю: «Если татары прорвутся в Германию, то другие царства увидят ужас грозы... Будем осмотрительны: пока враг губит соседа, подумаем о средствах самообороны». В 1238 году при берегах Англии не производили сельдяной ловли из страха перед монголами. Mathieu. Paris. Hist, major. 471. В церквах молились: «Господи, избави нас от ярости татар».
Карамзин.
История государства Российского, т. IV, 16.
Лавр. 200. Тверск. 373. Воскр. 143.
Карамзин.
История государства Российского, т. IV. I.
Впрочем, Плано Карпини передает свое известие, как слух: «Dicebatur ab omnibus». Во всяком случае, Ярослав Всеволодович скончался насильственной смертью.
Автор сочинения: «Le calholicisme Remain en Russie» характеризует отношение папства к России в это время следующим образом: «Les grands efforts de la cour de Rome pour repandre Ie latinisme dans ce pays se rapportent a la premiere rnoilie du treizieme siecle. Les circonstances politiques de temps et les progres du catholicisme en d'autres contrees semblaient presager un succes certain a sa propagande. En 1204, Constantinople etait prise par les croises, el un patriarche latin remplacait le palriarche grec; en 1201, l'ordre des Porte Glaives elail fonde en Livonie, non loin des possessions russes, et, au commencement du meme siecle, les Tatares commencaient a ravager la Russie. Le catholicisme troimphait, et la Russie etait sur Ie penchant de sa ruine. Les papes profitereni de ces circonstances, si avantageuses pour eux». 6. Приведем в подлиннике вышеуказанное место папского послания: «Cum Graecorum imperium et ecclesia репе tola ad devotionem Apostolicae sedis redierit et obediat jussioni, nonne absonum videtur, ut pars toti suo non conguat et singularitas a suo discrepet universe?» Hist. Russiae Monument. I, № 3. Перевод см.: «История русской церкви»,
пр. Макария,
III, 281,
Данилевский.
Россия и Европа. Спб,- 1889, 337.
Беляев.
Великий князь Александр Ярославич Невский. 5—6.
«Александр Ярославич с Новгородци сруби город в Шелони». Соф. 1, 247. Новг. 1, 52.
«Приде весть, яко свеи идут к Ладозе». Архивск. 260. Новг. I, 53. Соф. 1, 251.
Соф. 1, 251. Лавр. 205. «Богомерзкий краль части римския, иже от полунощныя страны — ведяше окаянный тогда отъинуду пленение в Руси — хотя оставшую Русь поглотити». Архивск. 260.
Там же. Сказание, 5.
«Возскорбе во уме своем, яко человек, понеже по случаю некоего Божия промысла воинство Александрово в Новегороде в то время мало обретеся; яко всем воям Новгородским по многим градом и селом живущим незапно нападение». Рук. жит.
Соф. 1, 252. Лавр. 205.
Степен. кн. 1, 359. Лавр. 205. Соф. 1, 251. Архивск. 261 и на обороте. В сказании: «Паде на колено пред олтарем». 5.
Там же. В сказании: «Идя ис церкви, утирая слезы». 5.
Степен. кн. 1, 358. Новг. 1, 53. Новг. IV, 35.
Гиэрн
относит битву к 1245 году, но, по нашим летописям, она происходила в 1240 году.
Hiarn.
Lifland. Chronic. in monument. Livoniae, p. 123.
«Всприят святое крещение, и живяше посреде рода своего погана суща... живяше же богоугодно, в среду и пяток пребывая в алчьбе». Соф. 1, 252. В сказании: «Поручена бысть ему стража утреничная морская». 6.
Лавр. 205—206. Пск. II, 3. Соф. 1, 252—253. Сказание, 6: «Быста руки своя держаща на рамех».
Там же.
Соф. 1. 252—253. Новг. 1, 53. Сказание, 8. «Восходящу солнцу сступишась».
Лавр. 206. Новг. IV, 35. Степен. кн. 1, 360. «Бысть бой силен зело ужасен и страшен». Архивск. 263.
Интересно рассуждение жизнеописателя: «Бысть же в то время чудо дивно, яко в древняя дени при Езекии цари, егда прииде Санахирим царь Асурийскый на Ерусалим, хотя пленити святый град, и внезапу прииде Ангел Господен и изби от полка Асурийска Р' (100 000) и П' (80 000) и Е' (5000), и вставше утро и обргтоша вся трупия мертвых; такоже и при победе великого князя Александра Ярославича, егда победи короля об он пол реки Ижеры, иде же и не проходно полку великого князя Александра Ярославича, и тамо обретошася много множество избиеных от Ангел Божиих, обретохом много трупия избиеных мертвых лежаще». Соф. 1, 254. Лавр. 206.
Лавр. 206,
Беляев.
Великий князь Александр Ярославич Невский. 9—10.
Новг, 1, 53. Архивск. 264 и оборот.
Беляев.
Великий князь Александр Ярославич Невский. 10.
Нам неизвестны ни причина, побудившая магистра ливонских рыцарей побывать в Новгороде, ни сущность переговоров, веденных им с Александром. Вероятно, дело шло об улажении каких-нибудь споров новгородцев с ливонцами. Наши летописи передают далее, что магистр донес славу о доблестях Александра до «Короля части римския» и побудил его к войне с Александром. Лавр. 205. Пск. II, 3. Новг. 1, 53. Соф. 1. 250. Степен. кн. 1, 358. Пролог 23 ноября. Архивск. 259—260. «Услышати приятно», замечают жизнеописатели, говоря об отзыве магистра.
Арндт:
Der Liefland. Chronik. II, 42, 45.
Бонель.
Russisch-LiwIandisch. Chronographie, I, 5. 58, 2. 73. 76. Мы знаем другой подобный же случай из русской истории: в 1610 году шведский полководец Делагарди, рыдая над гробом безвременно погибшего князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, говорил русским: «Московские люди, не только на Руси вашей, но и в землях моего государя не видать мне такого человека!»
Соф. 1, 249. Лавр. 204. Пек. П. 2.
Лавр. 204—207. Новг. 1, 51—54. Степен. кн. 1, 357—363. Пск. II, 2—4.
Фрибе.
«Handbuch der Geschichte L. Е. и К. 163: «In Russland stand jetzt ein Held auf, dessen Name noch jetzt bei dieser Nation ehrwurdig ist. Dies war Alexander Newsky». «Оттоле же обыче зватися св. Александр Невский». Архивск. 265.
«Изби множество безчисленое Римлян». Соф. 1, 253. Архивск. 264, на обороте.
Для первоначальной истории утверждения Ливонского ордена в Прибалтийском краю главным источником служит хроника
Генриха Латыша,
обнимающая период времени 1184—1226 годы, отличающаяся, впрочем, явным пристрастием к епископу Альберту и немцам. Также: «Monumenta Liv. Ant» 5. Bde. «Scriptores rerum Livonicarum». 2. Bde.
Бунге:
«Archiv fur die Geschichte Liv-Esth und Kurlands». «Liv-Esth und Kurlandisches Urkundenbuch». 4. Bde.
Бонель:
«Russisch-LiwIandisch. Chronographie».
Энгельман:
«Хронологические исследования в области русской и ливонской истории в ХП1 и XIV вв.». Спб., 1858.
Трусман:
«Введение христианства в Лифляндии». 1884. См. также: «История Ливонии с древнейших времен».
«Tu tantum, remisso exercitu, cum tuis ad Episeopatum tuum cum pace revertaris. eos, qui fidem susceperunt, ad eam servandam compellas, alios ad suscipiendam verbis, non verberibus, allicias». Chronicon Livonicum vetus. p. 64.
Руссов:
«Scriptores rerum Livonic». 28. Свидетельство о поведении ливонских рыцарей находим даже в папских посланиях. Hist. Russiae. Monument. I, XLVIII, XLIX, LX, XCIX. Как ни возмутительны описанные зверства немцев, тем не менее немецкие историки описывают их с внутренним самоуслаждением. «События первоначальной Лифляндской истории,-— говорит один из них,— изображают глубокозаложенное основание, на котором было сооружено здание немецкой государственности. В болотистую почву туземцев, которые, будучи не способны к самостоятельному развитию, не могли жить и не умели умирать, были вогнаны мощные балки немецкой народности, разрушительные почвенные воды были спущены, поверхность почвы укрепилась, ближе примкнула к стволам, и последние стали прямее и плодоноснее... Охранение бассейна Остзейского моря для немецких интересов было национальной задачей, привлечение далекого Востока в область европейской культуры было всемирно-исторической задачей этого побережья и его обитателей».
Бинеман.
Цитата у
Трусмана:
«Введение христианства в Лифлнндии», 1884. Любопытно сравнить с этим взгляд наших историков на те же немецкие зверства: «Утверждение в Ливонии «божьих дворян» и «честных бискупов» извратило естественный ход событий в Ливонии, задержало на целые столетия то, что должно было совершиться и что ясно намечалось уж до их прихода, а вместе с тем внесло в Ливонню смуту, раздор, войны, кровопролития». История Ливонии с древнейших времен. I. Итак, вот для чего понадобилось, по сознанию
Гильдебранда,
«великое, часто жестокое разрушение!».
Г.
Трусман.
Введение христианства в Лифляндии. 433.
Hist. Russiae Monument. Т. 1. № IV u squ. См. также: «Le catholisme Romain en Russie», T. I. 7—8.
Hist. Russiae Monument.
Gregorii.
P. IX ad Episcopum Semigalliensem — ne pax vel treguae cum Paganis et Ruthenis sine apostolici legati consensu fiant.
Там же.
Honorii.
P. III ad judices in Livonia — ut Rutheni, veniuntes inhabitare Livoniam. Latinorum observantiis conslringanlur.
Бунге,
Band. I, Heft IV, 442.
«Latinorum semper infensus inimicus». Chronicon Uvonicum vetus. 134.