Позором для русского дворянства как правящего сословия было участие
в спаивании народа. Еще Екатерина II закрепила за дворянами монопольное
право на производство винного спирта, которым они пользовались
вплоть до 1917 года. Но в конце XIX века их стали теснить
купцы, которые сумели организовать более совершенное и выгодное
производство водки. Чтобы поддержать благополучие дворянских винокуров,
в конце XIX века по инициативе Витте устанавливается порядок,
по которому казенные склады должны были принимать помещичий
спирт-ректификат на выгодных для дворян условиях. А потом уже
на государственных заводах из этого не всегда качественного сырья
изготавливалась водка.
Глава 12
Государственный аппарат. - Бюрократия. - Малочисленность
полиции и армии. - Ителлигенция и чиновничество. - Направления
государственной политики. - С.Ю. Витте, реформы, и интриги. -
С.В. Зубатое, поддержка тред-юнионизма и сионизма.
Государственный аппарат России конца XIX - начала XX века был
очень далек от совершенства. Сформированный в подражание западным
образцам, он был во многом чужд Русскому народу, особенно крестьянству,
которое смотрело на чиновников с недоверием и враждой.
Уродливое детище западной цивилизации далеко не всегда отвечало
национальным интересам великой страны.
Чуждость госаппарата народу придавали ее сложность и чрезмерная
иерархичность, чиновничья спесь и взяточничество. Высокая бюрократизация
государственного аппарата определялась не его излишней численностью,
а именно иерархической многозвенностью инстанций, могущих
задушить любое живое дело или инициативу. Что же касается численного
состава, то русский госаппарат по сравнению с западноевропейскими
странами отличался малочисленностью. Число чиновников
на тысячу жителей было в два-три раза ниже, чем в западноевропейских
странах. Еще малочисленней были органы охраны порядка и армия.
С мая 1903 года в Европейской России устанавливается единая норма -
один полицейский служитель на 2,5 тыс. человек населения. Это
поразительно мало для страны, входившей в полосу национальных и
социальных неурядиц.
Россия имела значительно меньший аппарат подавления, чем хваленые
демократические страны: Англия и Франция. Число полицейских
на тысячу человек населения было в этих странах в 5-9 раз больше, чем в России.[1]
На борьбу с преступностью расходовались ограниченные средства.
Так, если на розыскную деятельность в столичных западноевропейских
городах расходовались миллионы франков, то в Петербурге на это же
выделялось 15 тыс. руб., или 60 тыс. франков.[2]
Во многих сельских местностях вообще не было полицейских, а их
функции выполняли выборные от общины сотские. Порядок держался
не на полицейском принуждении, а на устоявшихся традициях.
Был ли государственный аппарат России сильно милитаризован, как
это утверждали советские историки? Данные позволяют сказать категорически
"нет". Да, Россия имела самую большую армию в мире, составлявшую
в мирное время почти 1,5 млн. человек. Но к этому ее обязывали
протяженность границ и недружелюбная политика западных государств.
По степени милитаризованности Россия занимала одно из
последних мест среди других крупных государств мира. Так, если в
России количество солдат (в строю и в запасе) на тысячу жителей составляло
16 человек, то во Франции - 35 человек, в Германии - 23 человека,
в Австро-Венгрии - 25 человек.[3]
По величине военных расходов Россия также находилась в последнем
ряду ведущих держав, по уровню расходов на одного военнослужащего
она уступала в 5 раз США, в 3 раза - Великобритании, 1,5-2 раза - Германии и Франции.
Не ставя перед собой цели ведения агрессивно-наступательных операций,
Россия имела довольно скромный военно-морской флот, уступавший
всем ведущим западным державам.
Основная часть чиновничества, особенно высшего и среднего, подбиралась
из дворянства. Из него же формировалось чиновничество и
на местном уровне. По сути дела, придатком государственного аппарата
были сословные организации дворянства, имевшие выборное представительство
в виде губернских и уездных предводителей дворянства.
Из числа местных дворян назначались земские начальники и прочие
чины местной администрации.
Нельзя сказать, что служба в государственном аппарате пользовалась
большим престижем в обществе. Особенно с предубеждением к
ней относилась интеллигенция. А уж служба в полиции и жандармерии
у образованных людей считалась позором. Командиры отдельного
корпуса жандармов стеснялись появляться в жандармском мундире и
одевались "по-другому", "дабы не дразнить общественность". Курлов,
который не имел другого мундира, кроме жандармского, испросил специальное
Высочайшее соизволение на ношение общегенеральской формы,
в какой он и ездил по государственным делам.
Не были в чести у образованного общества ни государственный
герб, ни государственный гимн России. Характерным является рассказ
Милюкова о случае в английском парламенте, где он после исполнения
английского гимна, когда музыка заиграла русский гимн, пропел
"Боже Царя храни". В леволиберальных кругах это было расценено
как холуйство перед властью и его долго поносили за "квасной патриотизм".[4]
Причем англичане пропели свой гимн с гордостью, а Милюков -
с чувством конфуза. Как должно было быть извращено национальное
чувство, если человек, русский по крови, стыдился своего национального гимна!
Касаясь главных направлений государственной политики России,
рождавшихся в недрах ее государственного аппарата, прежде всего следует
отметить, что они сложились еще в царствование Александра III.
Одно из них исходит из необходимости усиления дворянства и помещичьей
власти как главного оплота государства посредством многообразной
государственной помощи и льгот, чаще всего за счет других сословий.
Сторонники этого подхода (в частности, князь В.П. Мещерский,
граф Д.А. Толстой) были очень влиятельны и сумели многого добиться.
Другое направление, выразителями которого являлись
М.Н. Катков и К.П. Победоносцев, было более сбалансировано и предполагало
государственную поддержку всем сословиям Русского государства,
а не только дворянству. Более того, его выразители считали необходимым
защитить простой народ от западнических верхов. "Главным
объектом их защиты, охраны" были крестьянская община, народные
традиции и обычаи. Все было очень хорошо, если бы не особый характер
этой охраны. Она предполагала своей целью "подморозить" Россию,
а не творчески продолжать ее начала, а это останавливало развитие многих
традиционных ценностей страны, обрекая их на превращение в этнографический
материал. Более того, представители охранительной идеологии
смотрели с глубоким подозрением на любые проявления живой
народной жизни, часто пытаясь втиснуть их в узкие рамки официальной
церковности и примитивно понимаемого Самодержавия.
Почти все самые талантливые и выдающиеся государственные деятели
эпохи Николая II были убиты революционерами. Пули политических
бандитов ставили высшую точку в оценке их полезности для России.
Министры внутренних дел Сипягин и Плеве, московский генерал-губернатор
великий князь Сергей Александрович, председатель Совета
Министров Столыпин, многие тысячи других известных и малоизвестных
деятелей государственного аппарата пали от рук убийц, освободив
место менее достойным и менее способным к служению России. Причем
гибли исключительно те, кто занимал твердую патриотическую позицию.
Так, В.К. Плеве, злодейски убитый террористом, справедливо
утверждал, что "Россия имеет свою отдельную историю и специальный
строй". Он был убежден, что есть "полное основание надеяться, что Россия
будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий".
Деятельность русского государственного аппарата в эпоху Николая II
проходила под знаком террора, и немало слабых душ (особенно
из высшей бюрократии) поддалось чувству страха и фактически капитулировало перед бандитами.
Характерную западническую позицию в государственном аппарате
России занимал С.Ю. Витте. Еще в 1897 году он заявлял, что "в России
теперь происходит то же, что случилось в свое время на Западе:
она переходит к капиталистическому строю... и Россия должна перейти
на него. Это мировой непреложный закон". Этот видный деятель
государственного аппарата не принадлежал к коренным слоям Русского
народа. Его отец, предки которого были из Голландии, лютеранин, принявший
Православие, причислен к русскому дворянству только через
семь лет после рождения сына.[5] Сам Витте всегда старательно обходил
этот факт, акцентируя внимание на родственниках со стороны матери,
принадлежавших к древнему русскому роду Фадеевых. По-видимому,
именно от отца Сергей Юльевич получил тот неистребимый дух карьеризма,
который был свойственен ему всю жизнь. Конечно, это был не
примитивный карьеризм посредственного человека, а вдохновенное
движение личности, наделенной большим талантом и способностями,
но лишенной русского национального сознания. Витте нес в себе дух
людей, которых Россия в своей истории знала много, - людей пришлых,
приезжавших в страну "на ловлю счастья и чинов" и беспринципно
делавших свою карьеру, сообразуясь только с собственными интересами.
Когда в интересах карьеры Витте было выгодно поддерживать
отношения с патриотическими кругами и даже славянофилами, он
не колеблясь делал это и даже сам принимал участие в работе этих
кругов. Однако без угрызения совести отошел от них, когда почувствовал,
что в обществе набирает силу западническое либеральное движение.
Опираясь на поддержку патриотических кругов, Витте проделал
стремительную карьеру в государственном аппарате, заняв в 1892 году
пост министра путей сообщения, а уже через полгода еще более важный
пост - министра финансов. В своей деятельности на министерских
постах он проявил себя как талантливый человек на службе России,
но не русский человек, посвятивший себя Отечеству. Документальных
подтверждений его принадлежности к масонству нет, хотя слухи
об этом были очень упорны. Одно бесспорно - его постоянная связь
с русскими и заграничными кругами, враждебными царской власти.
По-видимому, с самого начала царствования Витте занял по отношению
к Николаю II и его супруге не очень лояльную позицию, хотя
внешне и не выказывал. Это отношение проявилось во время серьезной
болезни Царя в 1900 году, когда даже возник вопрос о Наследнике
Престола. Витте предложил брата Царя - великого князя Михаила,
с которым был в хороших отношениях. И позднее, уже после своей отставки
с поста министра финансов в 1903 году, Витте (получив номинальную
должность) питал надежду снова прийти к власти путем устранения
Николая и воцарения великого князя Михаила. Зная характер
Михаила и его полную неподготовленность к государственным делам,
можно понять, что лукавый царедворец хотел стать сильным правителем
при слабом Царе. Эта интрига Витте, которую он обсуждал с директором
Департамента полиции А.А. Лопухиным,[6] конечно, не могла
улучшить его отношений с Царем и Царицей, которые вплоть до смерти
бывшего первого министра относились к нему как к опасному интригану.
Обычно Витте приписывают заслугу стабилизации рубля и обеспечения
стране твердой валюты путем введения золотого обращения, а
также установления государственной монополии на продажу спирта,
вина и водочных изделий. Приоритет его в этих делах и заслуги в их
осуществлении далеко не бесспорны. Во-первых, введение золотого денежного
обращения не было инициативой самого Витте. Денежная реформа
втайне подготавливалась его предшественником И.А. Вышнеградским.
Во-вторых, введение золотого обращения проводилось за
счет карманов русских людей. На одну треть была осуществлена скрытая
девальвация рубля. Новый кредитный рубль приравнивался примерно
к 67 копейкам золотом. Конечно, эта операция позволила уменьшить
на треть внутренний государственный долг, но вместе с тем и потребовала
новых иностранных займов золотом для поддержания курса рубля.[7]
Но главное состояло в другом. В результате введения золотого денежного
обращения русская экономика была тесно интегрирована в
мировом экономическом порядке, политику которого определяли западные
страны. Этот мировой порядок подразумевал первоначальный
обмен между странами, продающими сырье, и странами, продающими
промышленную продукцию. Цены на сырьевые ресурсы искусственно
сдерживались, а на промышленную продукцию специально подстегивались.
В результате страны - поставщики сырья были обречены на постоянную
выплату своего рода дани странам, более промышленно развитым.
По мере введения золотой валюты цены на сырьевые товары
падали. В результате происходил отток отечественных ресурсов за границу,
и прежде всего "бегство" самого золота, ранее полученного в виде
займов, но уже с многократной сторицей. "Россия, - справедливо
писал известный экономист М.И. Туган-Барановский, - поплатилась
многими сотнями миллионов золотых рублей из золотого запаса, вполне
непроизводительно растраченных нашим Министерством финансов
при проведении реформы 1897 года".[8]
Через год после введения золотой валюты государственный долг
России по внешним займам превышал количество золота, находившегося
в обращении, а также в активах Государственного банка в России
и за границей.[9]
Что же касается государственной монополии на продажу спирта, то
идея этого мероприятия принадлежала не Витте, а Каткову, Витте стал
только ее исполнителем. За 1893-1903 годы под руководством Витте
построены тысячи казенных винных складов, лавок, заводов, специальных административных зданий.
Витте был талантливым министром финансов. Можно согласиться с
оценкой князя Мещерского, что для усиления государственной власти
ни один русский министр финансов не сделал так много, как
С.Ю. Витте своею "системой хозяйства, основанной на идее сосредоточения
всех ресурсов страны в одних руках".[10] При нем финансовая система
России превратилась в четко слаженный механизм.
Витте был убежденным противником общины.[11] В 1899 году он способствует
принятию закона об отмене круговой поруки в общине. Следующим
этапом борьбы против общины становится создание по инициативе
Витте Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной
промышленности (1902 год). Витте пытается создать механизм "добровольного"
перехода крестьян от общинной к частной собственности. По
всей России учреждаются 82 губернских и 536 уездных дворянских комитетов,
выполнявших социальный заказ по разрушению общины. После проведения
определенной работы комитеты высказываются за "добровольный
переход крестьян от общинного владения землей к подворному".
В декабре 1904 года Витте выпускает в свет "Записку по крестьянскому
делу", в которой открыто нападает на общину. В результате
возмущенный Государь неожиданно для Витте 30 марта 1905 года закрывает Особое совещание.
В политических интригах С.Ю. Витте часто не хватало чувства меры,
и он скатывался на авантюризм. Так было и в случае с интригой
против министра внутренних дел Плеве, место которого Витте хотел
занять. Как позже писал бывший начальник Департамента полиции того
времени Лопухин, министр финансов вместе с князем Мещерским
устроили настоящий заговор против Плеве, в который был вовлечен
небезызвестный полковник Зубатов.
Заговорщики придумали такой план. Зубатов составил письмо, как
бы написанное одним верноподданным к другому и как бы попавшее к
Зубатову путем перлюстрации. В нем в горячих выражениях осуждалась
политика Плеве, говорилось, что Плеве обманывает Царя и подрывает
в народе веру в него. В письме проводилась мысль, что только
Витте способен повести политику, которая оградила бы его от бед и
придала блеск его царствованию. "Письмо верноподданного" должен
был передать Николаю II князь Мещерский, он же должен был убедить
Царя последовать предложению "верноподданного".
План заговорщиков провалился, потому что Зубатов допустил
ошибку, посвятив в него секретного агента Гуровича, который тотчас
же выдал его Плеве. В день очередного доклада Плеве доложил Царю,
"какими интригами занимается его министр финансов. Это было в четверг,
а в пятницу министр финансов покинул свой пост".[12]
Некоторые историки высказывали предположение о причастности к
убийству Плеве директора Департамента полиции Лопухина и даже
С.Ю. Витте. По сообщению вдовы Лопухина, ее муж имел информацию
о готовящемся убийстве Плеве и чуть ли не в сговоре с Витте намеренно
не принимал по ней мер.[13]
Летом 1904 года после убийства Плеве С.Ю. Витте стремится занять
место министра внутренних дел, старательно интригуя, используя
все свои связи. Однако у Государя сложилось определенное мнение о
бывшем министре финансов как о масоне,[14] интригане и неискреннем
человеке. Возвращения его на активное государственное поприще Царь
не хотел. Министром внутренних дел тогда становится князь Святополк-Мирский.
Одной из трагических фигур русского государственного аппарата
является личность жандармского полковника С.В. Зубатова. Свою сознательную
жизнь Зубатов начинал с участия в революционных кружках.
С середины 80-х годов Зубатов - сотрудник московского Охранного
отделения, где проделал путь от платного агента до начальника. С
1902 года он занимает важный пост начальника особого отдела Департамента
полиции. Под его контроль попадают сверхсекретные дела государства.
Еще в последние годы XIX века Зубатов пытается осуществить идею
развития рабочего и сионистского движений под контролем полиции.
В отношении рабочего движения Зубатов был чистый западник.
Вместо развития народных форм объединения тружеников, имеющих
прекрасные образцы в общине и артели, Зубатов предлагает русским
рабочим организоваться в тред-юнионы по западному образцу. И в
этом Зубатов не был оригинален. Ему казалось, что тред-юнионы для
русских тружеников - самая подходящая форма, могущая отвлечь их
от социалистического движения. Однако жандармский полковник плохо
знал национальную психологию русского работника, в течение столетий
привыкшего объединяться в союзы (артели, общины), совмещающие в себе
профессиональные и общественные организации. Предлагая
русскому работнику объединяться в тред-юнионы под контролем
полиции, Зубатов лишал рабочих привычного элемента общественной
жизни. А с этим национальное сознание русских рабочих не могло смириться.
Если настоящие русские патриоты стояли за укрепление народных
начал жизни, то Зубатов и его соратники, не отрицая этих основ, тем
не менее в большей степени стремились уравновесить противоположные
силы - органичные народные и разрушительные западнические.
Созданные им рабочие и еврейские союзы в конечном счете приводят
к усилению значения подрывных социалистических движений и укреплению
позиций сионистских кругов ("воспитанные" им представители
еврейских организаций стали видными сионистами).
Если русские монархисты видели в Царе силу, стоявшую над классами
и сословиями, то Зубатов допускал нормальным существование
элементов, противостоящих Царю. "Мое кредо, - писал Зубатов, - на
примирении, на уравновешивании борющихся сил".
Развитие русского рабочего движения в западных формах не получалось.
Поэтому он решил эти формы создать искусственным путем.
По сути дела, Зубатов инициировал процесс развития рабочих в
социал-демократическом духе. Вместо искоренения антирусской крамолы
жандармский полковник стал ее усиленно выращивать. Полагая, что
сумеет контролировать созданную им рабочую организацию, Зубатов
сильно просчитался.
Идеи Зубатова были очень сомнительны, и у него вряд ли что-либо
вышло, если бы он не сумел добиться поддержки большой группы высших
чиновников, разделявших его взгляды. Одним из них, в частности,
был обер-полицмейстер Москвы Д.Ф. Трепов, которого Зубатов
считал своим политическим учеником и даже другом. А позднее Зубатова
стал поддерживать и сам С.Ю. Витте.
В 1901-1903 годах Зубатов организовал рабочие союзы в обеих столицах -
"Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом
производстве в Москве" и "Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга".
Лидером нового рабочего движения стал агент Зубатова недостойный
священник Гапон. Костяк этого движения составляли люди, далекие
от интересов России, ставшие позднее видными теоретиками и
практиками сионизма, - М. Вильбушевич, Г. Шаевич, М. Гурович,
И. Шапиро (Сапир).
Вот что об этом пишет в своих воспоминаниях Г. Гапон: <Однажды
Зубатов устроил свидание со мною в доме одного из своих друзей, где я
познакомился со многими лицами, игравшими видную роль в политическом
движении последних двух лет. Мария Вильбушевич и доктор Шаевич,
очевидно находившиеся под покровительством Зубатова, были основателями
так называемой "Еврейской независимой рабочей партии"...
Должен сказать о них, что, несмотря на связь с полицейскими агентами,
они действительно симпатизировали революции и по собственным
причинам присоединились к Зубатову. Был там также и Михаил
Гурович, высокий брюнет, который, как я потом узнал, был в близких
отношениях со многими либералами и революционерами; благодаря
ему многие попали в Сибирь и в тюрьму. "Это наш большой друг и помощник", -
сказал Зубатов, представляя мне Гуровича... Был там и
доктор Шапиро - лидер сионистского движения. Зубатов, несомненно,
помогал им материально...>
Сам Зубатов относился к своему детищу (рабочим организациям)
достаточно серьезно и искренне, а когда был отправлен в отставку, то,
прощаясь с Гапоном, даже заплакал, прося его не бросать дело организации
рабочих. И Гапон довел до логического конца идею Зубатова.
Еще более опасной ошибкой Зубатова и его единомышленников стала
поддержка еврейского националистического движения расового превосходства -
сионизма. Понимание им сути этого движения поверхностно и
односторонне. Зубатов считал, что сионизм ставит своей целью
эмиграцию евреев в Палестину и создание там своего государства. На
самом деле это было одной, но не самой главной идеей сионизма. Главная
же цель сионизма состояла в организации всех евреев в единую
надгосударственную структуру, ставящую своей задачей достижение
влияния на всю мировую политику на началах расового превосходства
по сравнению с другими народами.
Русский государственный строй сионисты считали своим непримиримым
врагом, конечно, не говоря об этом прямо в своих документах.
Этого полицейские чины, и прежде всего Зубатов, не понимали или понять
не хотели. Им казалось - жить будет легче, если они отвлекут
энергию евреев от революционного движения в России, сосредоточив
ее на чисто еврейских национальных вопросах. "Надо сионизм поддерживать
и вообще сыграть на националистических стремлениях", - писал
Зубатов, объясняя свою поддержку еврейских националистов. Значительная
часть его агентов были убежденными сионистами. Зубатову
казалось, что он использует их в своих интересах. На самом деле сионисты
использовали Зубатова и его соратников для создания и развития
широкой, хорошо разветвленной сети сионистских организаций.
По сути дела, на деньги полиции и при ее всемерной поддержке возникает
мощная антирусская структура, связанная многими нитями с
собратьями за рубежом. Пройдет немного времени и эта организация
станет одним из главных инструментов разрушения русской государственной
власти, передаточным средством мощных антирусских импульсов из-за рубежа.