Приближалась пора, которая оставила Руси великое поучение; вспоминая о ней, русский человек с благодарностью осеняет себя крестным знамением, дивясь величию Промысла Божия, создавшего его родину.
Знамения и пророчества с ясностью поразительною предрекли уже страшные кары, которые одна за другою обрушились на преступную землю.
Царь Феодор Иоаннович умер бездетным. Несколько раз престол переходил из рук в руки и, наконец, Москва осталась без царя. Наступило междуцарствие, смутное время на Руси.
Один самозванец за другим увлекал народ, забывалась святость присяги; страшная междоусобица раздирала землю и, к довершению всех бед, поляки вошли в русские пределы, разоряя области, а оплот русского духа, Троицко-Сергиев монастырь, подвергся продолжительной осаде.
Но и сами поляки не могли превзойти в злодействах русских. Падение нравов, забвение Бога, клятвопреступление, измена, предательство, лютость свирепствовали со страшною силой.
Окаменели сердца, омрачились умы. Храмы разорялись. Скоты и псы жили в алтарях. Граждане, уступая селения диким зверям, скрывались в пещеры, болота, но злодеи, покинув звероловство, с чуткими собаками охотились на людей. Голодные грызли друг друга, питались человечьим мясом, матери душили детей. Ночи освещались заревом пожаров, потому что грабители жгли все, чего не могли унести: домы и скирды хлеба.
Русь превращалась в необитаемую пустыню.
А между тем в Москве на престол царей православных избрали королевича польского Владислава и отворили полякам Кремль.
Лишь доблестный патриарх Гермоген, несокрушимая опора православия, один возвышал голос против избрания иноверца и врага Руси.
Темна, непроглядна казалась судьба земли Русской; кровавым всходом взошли все беззакония, сотворенные с кромешных дней Грозного.
Опасность для Руси, растерзанной смутой, была невыразимая.
Умирала не внешняя только сила государства — потухал главный светоч его; гибло православие, вдохнувшее дух жизни в народ, поникала к земле верховная русская сила.
Истина звучала в скорби патриарха Иова, который, от насилия самозванцева, в первые еще дни смуты вынужденно слагая перед иконою Владимирскою знаки архипастырского сана, воскликнул: "Ныне ересь торжествует! Владичице, спаси православие молитвами к Сыну Твоему!"
С запада шла темная, неизбытная туча: в лице Владислава надвигалась на правоверную землю римская ересь.
Свет погасал.
И вот, в тот час, когда все казалось погибшим, когда не осталось уже никакой надежды, воздвигся Сергий.
Один инок троицкий горько оплакивал на молитве судьбу православия, и ему был голос: "Кто ты, который так думаешь, что не быть на Руси православию, и хочешь испытать судьбы Божии? А того не знаешь, что за вас молит Бога ваш преподобный Сергий чудодействующий, и будет православие на Руси по прежнему".
Чудесным образом оборонил Сергий свой Дом от осады ляхов в начале смутных дней, чтоб, в час крайней государственной опасности, в час конечного изнеможения от смуты, сделать его опорою всей Русской Земли.
У раки Сергиевой судил Промысел очиститься, возродиться и укрепиться Руси на новую жизнь, подвигом и молением Радонежского чудотворца.
Монастырь привлекал врагов церковными своими сокровищами, а также и положением, потому что мимо него пролегал путь от Москвы на сильные северные и восточные города.
Мятежные полчища ляхов и русских изменников, всего до 30.000, с мужественными воеводами Лисовским и Сапегою, подошли к Троицкому, монастырю 25 сентября 1608 года, в день памяти преп. Сергия.
В монастыре всех защитников было до 2500. Стены и башни были кое-как укреплены, но не прочны. Ляхи послали грозное предложение о сдаче. Им ответили:
"Надежда наша и упование — Пресвятая Живоначальная Троица. Стена и покров наш — Пренепорочная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария; помощники наши и молитвенники о нас к Богу — преподобные отцы наши Сергий и Никон. — Да будет известно вашему темному царству, что напрасно вы прельщаете стадо Христово: и десятилетнее отроча в Троицком монастыре смеется вашему безумному совету".
Так началась эта беспримерная осада монастыря, обороняемого силою преподобного Сергия.
23 октября, после утрени, явился он иноку Иринарху, уведомляя о приступе и наказывая не страшиться; в ободрение своих преподобный прошел по стенам, кропя их святою водою. Ночью последовало нападение. Враги, думавшие застигнуть монастырь врасплох, встретили нечаянный отпор и понесли поражение.
Вскоре узнали, что под монастырь ведется подкоп. Среди общего уныния настоятель видел преподобного Сергия, молящегося пред храмовою иконою святой Троицы, и слышал от него слова утешения.
8 ноября, в день Архистратига Михаила, за вечернею, ядро ударило в южные железные двери Троицкого собора, пробило их и оставило след на иконе святителя Николая. Народ пришел в ужас: пение замедлялось от плача. Но тут же архимандриту предстал архангел Михаил с сияющим лицом, со скипетром в руках и грозною вестью: "Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение". Вечером снова было явление преподобного Сергия, а ночью видели его ходящим по монастырю и зовущим братию в церковь, где молился другой загробный молитвенник, святитель Серапион.
Заутра началась упорная битва, длившаяся с рассвета до вечера. Воины монастырские захватили вражьи туры, восемь больших пушек, много мелкого оружия, пуль и пороху, сожгли и истребили укрепления и прогнали Сапегу в его таборы. Колокольным звоном до полуночи торжествовали победу. Радостная весть быстро разнеслась повсюду и ободрила россиян.
Однажды, когда осажденные почти потеряли надежду избавления и скорбели, что нельзя послать в Москву к царю Василию с вестью и за помощью, преподобный, явившись снова, сказал: "Для чего скорбеть? Я послал от себя в Москву, в Дом Пресвятыя Богородицы и ко всем московским чудотворцам — совершить молебствие — трех учеников моих, Михея, Варфоломея и Наума, в третьем часу ночи. И враги ваши их видели. Выдьте из ограды и скажите врагам: видели вы старцев? Для чего не поймали их! Вот, будет от них на вас великая победа, и в Москве всему городу весть от них будет".
Из показаний стража, из переговоров с осаждающими, особенно же из допроса пленников, открылось, что осаждающие в ту ночь видели и преследовали трех старцев, едущих на худых конях, но не могли догнать их.
То же видение подтвердилось и еще.
В этот день в Москве, находившейся в осаде, многие видели идущего в город седовласого старца, а за ним двенадцать возов, наполненных печеным хлебом. "Кто вы, — спрашивали их жители, — и как прошли сквозь такое множество войска?" Старцы ответили: "Мы все из Дома Пресвятой и Живоначальной Троицы"
И когда спросили: "Как стоит Дом Пресвятыя Троицы?" — отвечали: "Не предаст Господь имени Своего в поношение языкам; только сами, братия, не колеблитесь прилогами земными".
Слух о прибытии из обители Сергиевой не только привлек множество народа к Богоявленскому монастырю, как ее подворью, но и от царя Василия прислано было спросить троицкого келария Авраамия, находившегося в Москве, для чего он не представил царю прибывших. Но на подворье никто не видал их. Оставалось заключить, что то было видение. Оно, действительно, сказалось чудесным обилием хлеба на подворье, сверх ожидания.
Москва бедствовала без хлеба. Ни увещания патриарха Гермогена, ни повеления царя Василия не могли заставить купцов, которые скупили и держали громадные запасы зерна, понизить цены. Тогда келарь троицкий Авраамий Палицын задумал искусственным образом сбить их. Он из запасов подворья выпустил в продажу по дешевой цене большое его количество.
Авраамий решился на такой шаг не без боязни, что все запасы выйдут, но, молитвами преподобного, запасы не истощались.
А в монастыре с 37 ноября началась новая беда — цинга, уносившая в день по 10, потом по 50 и, наконец, до 100 человек. Страшный смрад стоял в воздухе. Некому было хоронить умерших.
В марте, когда враги стали спокойнее, воины предались невоздержанию и не с прежнею бодростью ходили на брань.
Тут явился Сергий и сказал: "Что вы трепещете! Если и никто из вас не останется в живых, Господь не предаст святаго места сего. Не будет услышано во вразех, яко пленихом обитель Пресвятыя Троицы. Господь место сие имени ради Своего без оружия избавит".
Так, в заботах о людях своих, Сергий премудро ободрял и охранял подвизающихся за веру и отечество, исправлял маловерных, врачевал болящих, устрашал врагов своими явлениями, учащал чудеса свои, чтоб, при умножении опасности, не изнемогла надежда спасения, — и всех иноков поучал таким поучением, которое и ныне должно еще звучать в ушах наших.
Действия Сергиевы видны были и полякам.
Казак Иван Рязанцев, пришедший из неприятельского лагеря в осаждаемый монастырь, под присягой рассказал старцам, что поляки видели ночью двух иноков в схиме, в образе преп. Сергия и Никона, обходивших монастырскую ограду с внешней стороны. Один из них держал в руках кадило и крест, а другой, следующий за ним, окроплял святою водою стены обители при пении "Спаси Господи люди Твоя!". Пули и ядра неприятельские, направляемые в это время к стенам обители, возвращались обратно к осаждающим и поражали их, не причиняя ни малейшего вреда осаждаемым.
8 мая построен был обыденный придел, и с 9 мая, Николина дня, цинга стала ослабевать.
28 июня замечено было у врагов движение. Иноки кипятили смолу, серу, таскали известь и камни на ограду, и все стали на стене — и мужчины, и женщины.
С полночи неприятель повел жестокий приступ всей своей силы. Открыли пальбу из пушек, пустили в ход стенобитные орудия, по лестницам лезли на стены, но везде были отбиты. Пока одни боролись, другие в храмах молились. С часа ночи до часа дня продолжался приступ и окончился позорным отступлением врагов, потерявших свои орудия и множество людей. В этот последний приступ "в обители чудотворца более 200 не бяше".
18 октября поляки были побиты пришедшим извне русским полутысячным отрядом, и лагерь их сожжен. Наконец, 12 января 1610 года, Сапега обратился в бегство, после бесплодной 15-месячной осады.
Осада Троицко-Сергиевой лавры и чудесная оборона ее вышними силами принадлежит к основным, святейшим воспоминаниям святорусской летописи.
Так сбылось пророчество Иоанна юродивого: "Ляхов святая Троица силою Своею прогонит". Так оборонил Сергий свой Дом, и оправдалось над ним обетование Царицы Небесной: "Неотступна буду от места сего и буду покрывать его" — и не было посрамлено святилище Земли Русской. Здесь особенно ясно предстало живое дело, неумирающая любовь и великие чудотворения Сергиевы.
А на Москве совершился подвиг патриарха Гермогена.
Окруженный врагами, дерзостью поляков, изменою своих, он в это время явился необоримым столпом православия и образом русской крепкой ревности.
Видя в лице Владислава врага веры, он отказался признавать его избрание и разрешил народ от присяги. Чувствуя, что не до конца отрекся от родной земли Русский народ, он рассылал грамоты, призывавшие к ополчению, и пламенными мольбами успел поднять многие города.
Жестоко и бесчинно обращались с патриархом злодеи и, наконец, заточили в Чудове. Там, одинокий, среди скорбных ужасов настоящего, среди памятников прошлой русской славы, в священной ограде Кремля, архипастырь сиял добродетелью, как лучезарное светило, готовое угаснуть, но воскресившее уже животворными лучами своими народ на новое бытие.
Грозными прещениями (церк. - угрозы, притеснения) обступали злодеи Гермогена, чтоб отменил он восстание городов. А он все твердил: "Благословляю достойных вождей христианских утолить печаль отечества и церкви".
Повели разойтись воеводам, — кричали они. — Ты дал им оружие в руки, ты можешь и смирить их. — А его слово было одно: "Пусть удалятся ляхи".
Они грозили ему злою смертью, а он, указывая на небо, восклицал: "боюся Единаго, там живущаго".
Пленник, из тесной тюрьмы своей он сообщался с паствою: слышал звуки битв за свободу, слал борцам благословение. Пребыв верным до конца, ненавистью вражьею Гермоген заморен голодом. Он отошел 17 февраля 1612 года.
Он положил душу свою в людех своих и непорочною разрешительною жертвою отошел к вечным селениям печаловаться за Русскую Землю.
В Московском Успенском соборе, у подножия плащаницы, стоит смиренная, но великая в благодарных сердцах русских гробница.
В ней, под сению святыни, почивает нетленное тело Гермогена, последнего священномученика, патриарха московского и всея России, в смутное время отстоявшего на Москве православие.
Освободившись от осады, монастырь Троицкий послужил Земле Русской. Имя его настоятеля, архимандрита Дионисия, неотступно заботившегося о всех несчастных, навсегда осталось в русской летописи.
Обитель предлагала всем нуждающимся одежду, кров , пищу и врачевание.
Братия и слуги монастырские служили слабым, в монастырских слободах были устроены странноприимные дома и больницы. По окружным лесам и дорогам рассылали людей собирать изнемогающих от ран и мучений и погребать умерших. По всем сторонам из монастыря разносили больным и раненым платье и деньги. Дионисий убедил иноков отказаться от ржаной муки и довольствоваться овсяными лепешками и хлебом, чтоб все шло на нуждающихся. Эта деятельность обители Сергиевой продолжалась полтора года — все время, пока Москва была в осаде.
Когда все запасы уже истощились и оставался один небольшой сусечец, из которого ежедневно брали муку, находившийся при этом деле архимандрит Пимен заметил, что сусечец, истощаясь, наполняется вновь. Он сказал о том ключарю Ивану Наседкину, и оба в продолжении нескольких дней замечали то же.
Это чудо было записано при царе Алексии Михайловиче не только со слов келаря Ивана, но некоторые выражения в описании им непосредственно исправлены.
Благодетельствуя народу, монастырь Троицкий продолжал также дело Гермогена.
Одна за другою расходились грамоты Дионисия, призывавшие народ к святому подвигу:
"Вспомните истинную православную христианскую веру, возложите упование на силу креста Господня и покажите подвиг свой, чтоб быть всем православным христианам в соединении и стать сообща против предателей христианских. Сами видите конечную от них погибель всем христианам, видите, какое разоренье учинили они в Московском государстве: где святые Божий церкви и Божий образы? Где иноки, сединами цветущие, инокини, добродетелями украшенные? Не все ли до конца разорено и обругано злым поруганием? Не пощажены ни старцы, ни младенцы грудные. Помяните и смилуйтесь над видимою общею смертною погибелью, чтоб вас самих та же лютая смерть не постигла. Для Бога отложите ваши распри, чтоб всем вам сообща потрудиться для избавления православной христианской веры, пока к врагам помощь не пришла. Смилуйтесь, сделайте это дело поскорее, ратными людьми и казною помогите, чтобы собранное теперь здесь под Москвою войско от скудости не разошлось".
Со смиренным сердцем, с сокрушенной мольбой каялся народ и был уже готов подняться во всей силе своей, как один человек, как подымается на защиту души своей Русская Земля.
Из края в край неслось новое слово; рассказывали о видениях, бывших в разных городах. Приговорили, в знак покаяния, учредить трехдневный всенародный пост, не исключая и грудных младенцев.
Наконец, Сергий устроил спасение. Он явился благочестивому горожанину нижегородскому Козьме Минину Сухорукому, во время его уединенной молитвы, и повелевал собирать казну для военных людей и идти для освобождения Москвы от врагов.
Дважды повторилось видение, оставляя Минина в нерешительности. В третий раз, уже грозно, вещал Сергий: "Есть изволение праведного суда Божия помиловать православных христиан и привести в тишину. Старейшие в городе не столько войдут в порученное дело, как младшие. Начало приведет к концу".
После этого явления Минин почувствовал ослабление; он счел это наказанием за преслушание. Избранный вскоре в земские старосты, он видел в том подтверждение тому, что время начать дело Сергиево.
Минин с нижегородской площади кликнул клич на всю Русь о спасении отчизны: "Продадим дома наши, заложим жен и детей и выкупим отечество".
Поднялся последним усилием народ русский и, под предводительством князя Пожарского, пошел отбивать Москву.
Проходя с князем Пожарским и с воинством к Москве, мимо Сергиевой обители, и совершая в ней молебствие, Минин сам объявил Дионисию о бывших ему явлениях преподобного Сергия.
18 августа 1612 года архимандрит Дионисий благословил христолюбивое воинство на брань за веру и отечество. К успокоению сомневающихся, ветер, прежде противный, сделался попутным войску. С ополчением пошел и Авраамий Палицын.
Когда в русском лагере возникли несогласия, и казаки хотели отделиться, Авраамий предложил им священные монастырские ризы, низанные жемчугом; смущенные казаки отказались от этого дара и обещали остаться.
22 октября русское ополчение повело сильный приступ и вступило в Москву, и князь Пожарский дал обет устроить храм во имя Казанской иконы, которая находилась при рати.
В ночь на 25 октября преподобный Сергий явился архиепископу Арсению, томившемуся в Кремле от голода и болезни, исцелил его и сказал: "Встань и иди во сретение православному воинству: молитвами Пресвятыя Богородицы Господь очистил царствующий град от врагов".
На утро православная рать с крестным ходом торжественно вступила в Кремль, в кремлевские соборы.
Надо было избрать царя.
На царство избрали Михаила Феодоровича Романова, двоюродного внука кроткой царицы Анастасии Романовны.
На юного царя, чистого пред Богом и людьми, возложил народ с молитвою свои надежды и, еще до венчания его на царство, уже доказал бессмертным подвигом Сусанина свою любовь к новому роду государей своих.
Выборные от земли Русской отправились в Костромской Ипатьевский монастырь, и, после долгих слез, умолили Михаила на царский престол Московский и всея Руси — чудотворною Феодоровскою иконою Божией Матери. С избранием Михаила стала утихать страшная смута. Светлою, радостною зарей взошел над Русью Дом Романовых.
На Красной площади в Москве поставлена князем Пожарским церковь во имя Казанской Божией Матери — впоследствии Казанский собор. В нем хранится глубоко чтимая в Москве чудотворная икона. В память и в день освобождения Москвы от ляхов ежегодно бывает сюда из Кремля крестный ход — 22 октября.
На той же площади, лицом к кремлевской стене, воздвигнут памятник с надписью: "Гражданину Минину и князю Пожарскому — благодарная Россия".
Церковь установила праздновать Феодоровской иконе 1 марта, так как в этот день принял Михаил избрание на царство. Икона находится в Костромском Успенском соборе, богато украшенная царскими дарами.
А небесному богатырю, который из тьмы бед вынес на плечах своих истерзанную родину, печальнику, заступнику и воистину игумену земли Русской, Сергию, составлен акафист: "Возбранный от Царя сил Господа Иисуса данный России воеводо и чудотворче предивный" — с припевом: "Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!"
В воспоминание дивной защиты Дома святого Сергия и непрестанных чудес, совершавшихся там силою преподобного, по стенам лавры 12 января, день, в который бежал Сапега, ежегодно бывает крестный ход.
Михаил Феодорович, с помощью отца своего, патриарха Филарета Никитича, умиротворил Русь. При царе Алексии Михаиловиче, по челобитью казаков, принята под высокую руку московского царя Малороссия, томившаяся под польским игом. При нем же принесен в Москву список с Иверской иконы Божией Матери, прославившийся чудесами и особо чтимый московскими жителями.
Первый русский император, Петр Алексеевич Великий, переселился в новую столицу. Он заложил ее на земле, отвоеванной у шведов, но составлявшей исконный русский удел, край Колыванский, где еще Ярослав Мудрый основал город Юрьев. На берега Невы, славной подвигами благоверного князя Александра Невского, Петр перенес его святые мощи, в основание новой русской Александро-Невскои лавры и в утверждение новой столицы. На самой Неве Петр заложил крепость во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, а город назвал городом святого Петра. Тогда же начали возникать в городе храмы. Теперь северная русская столица красуется великолепными соборами: Казанским, названным так по хранящейся в нем чудотворной иконе, и Исаакиевским.
Петр дал Руси доступ к западному морю своими завоеваниями и укрепил их за Россией, одолев шведского короля Карла в великой Полтавской битве. Далее, последовательно, отошли к России Крым, Белоруссия, Польша, Финляндия, Кавказ и часть Азии.
Продолжение
|