Царь ДАВИД (Неделя по Рождестве Христовом)
Преподобный ДАВИД (6 сентября)
Благоверный князь ДАНИИЛ (4 марта)
Царь ДАВИД
(Неделя по Рождестве Христовом)
Святой пророк и псалмопевец Давид — второй царь Израильский, царствовавший с 1065 по 1015 годы до Рождества Христова. Он был восьмой сын зажиточного вифлеемского жителя Иессея, правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился. по мнению большинства историков, в 1085 году до Р. X. в г. Вифлееме. Он был весьма красивой наружности, имел белокурые волосы и, подобно своему племяннику Азаилу, отличался быстротой бега и крепостью мускулов (Пс. 16, 33-35). Пророк Самуил помазал его на царство, но это сохранялось до поры в тайне.
В истории трудно найти другую личность, обывательское представление о которой так отличалось бы от научного. Удалой предводитель отважной дружины, имя которого связано с бесчисленными военными подвигами, гроза всех народов и племен, теснивших еще неорганизованный Израиль, настоящий основатель еврейского царства и символ его славы, национальный герой, “светильник Израиля” (2 Цар. 21, 17), Давид неизменно притягивал к себе мечты и чаяния последующих поколений, стоял в центре народных идеалов, красотой и силой своего облика ободрял соплеменников в моменты самых тяжелых испытаний.
После египетского плена воин Давид становится царем-священником, которого, впрочем, больше занимали Ковчег Завета, служение ему и псалмопения, чем ратные подвиги и государственные дела.
Незадолго до этого колено Вениаминово, самое воинственное из всех [
95 ], выдвинуло своим вождем Саула. Беспрерывные удары филистимлян истощили это племя и не дали ему возможности основать династию, хотя Саул и его сын были “быстрее орлов и сильнее львов” (2 Цар. 1, 23).На ведущую роль заявило притязание колено Иудино [
96 ] и выдвинуло со своей стороны Давида.Соперничество двух племен представляет как соперничество двух лиц. Давид, пастух, сын Иессея из Вифлеема, обращает на себя внимание Саула, как победитель Голиафа (1 Цар. 17).
Давид живет при дворе Саула, развлекает его игрой на арфе, женится на его дочери и совершает ряд блестящих походов против филистимлян. Давид “действовал благоразумнее всех слуг Сауловых, и весьма прославилось имя его” (1 Цар. 18, 30). Он становится народным героем.
Саул увидел в Давиде сильного соперника. Ему пришлось бежать в пределы колена Иудина, где “собрались к нему все притесненные и все должники, и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около 400 человек” (позднее — 600; 1 Цар. 22, 2). Так как положение становилось угрожающим, то Давид искал убежища на территории злейших врагов своего народа, филистимлян, и на правах вассала получил город Секелаг (1 Цар. 27, 5-7).
Давид перенес свою резиденцию и Ковчег Завета на север владений родного колена — в Иерусалим. При Ковчеге он сам исполняет священнодействия и провозглашает себя царем (2 Цар. 5) над всем народом Израильским.
Колено Вениаминово попыталось вернуть первенство и выдвинуло Авессалома. Движение имело столь грозный характер, что Давиду пришлось искать спасение в бегстве. С трудом подавленное, восстание вспыхнуло снова, и для его подавления потребовалось крайнее напряжение сил (2 Цар. 20).
Народ безгранично любил Давида. “Царь, — рассуждал он, — избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук филистимлян” (2 Цар. 19, 19). Он устроил и упрочил внутреннее управление страной, восстановил суд.
Самой характерной особенностью Давида была его религиозность, которая сконцентрирована в “ожидании часа Божия”. Он не позволил себе покуситься на жизнь Саула, даже когда ему представлялся великолепный случай избавиться от своего гонителя (1 Цар. 24, 26). Он всегда надеялся, что Господь силен претворить в благословение все несчастья, которые ему приходилось испытывать (1 Цар. 16, 10).
Последние годы царствования Давида омрачены тем, что он навлек гнев Божий своими грехами и слабостями. Конец своей жизни Давид посвятил подготовительным работам по построению храма и собрал большие средства — деньгами, железом, необходимыми материалами — и пригласил искусных мастеров. Чтобы оградить на будущее время свой престол от незаконных притязаний, Давид передал кормило правления и венец своему сыну Соломону, вручил ему план и чертежи храма, равно как и сокровища, собранные им для сооружения храма.
Затем он созвал со всех концов своего царства представителей народа и обязал всех, в том числе и своего сына, соблюдать повеления Господни, и мирно скончался. Его гробница, ставшая усыпальницей всех последующих царей, упоминается и в новозаветные времена (Деян. 2, 29).
“Сладкий певец Израилев” (2 Цар. 23, 1) Давид является автором многочисленных псалмов, самого плана храма (1 Цар. 22, 28), а также изобретателем музыкальных инструментов (Ал. 6, 5). Написанные Давидом псалмы ставят его в ряд величайших священных писателей и пророков. Исследователи справедливо замечают, что псалмы по возвышенности и трогательности выражений, величию и чистоте религиозного чувства, одушевляющего их, беспримерны. Они воплощают в себе всемирный язык для выражения различных религиозных движений верующей души.
Кроме того, Псалтирь, в которой собраны псалмы Давида, можно назвать книгой пророчеств, в которой ясно изображены многие черты и обстоятельства из жизни Спасителя, такие, например, как предвечное Его бытие. Его воплощение, вочеловечение, Его страдания и искупительная смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо, седение одесную Бога Отца, распространение Его учения по всей вселенной, вечное царствование и др.
Память о Давиде никогда не умирала в потомстве, и само Божественное Откровение многократно указывает на него, как на избранного помазанника Божия, от семени которого имел родиться и родился по плоти Спаситель мира Иисус Христос.
Память царепророка израильского Давида празднуется Церковью 26 декабря.
Погребен Давид был в Иерусалиме. В его лице дух еврейского народа нашел свое всестороннее и высшее выражение.
Преподобный ДАВИД
(6 сентября)
Святой и преподобный Давид был прежде разбойником и, живя в пустыне Ермопольской [
97 ], причинял много зла людям, многих убивал и был так злобен и жесток, как никто другой.Под своим началом он имел более тридцати человек, разбойничавших вместе с ним. Однажды, сидя с ними на горе, задумался он о своей жизни и вспомнил, сколько зла и бедствий он причинил людям. Его объял страх. Он оставил всех своих напарников и пошел в монастырь.
Когда Давид постучался в ворота, вышел привратник и спросил его, чего он хочет.
Давид ответил:
— Хочу быть черноризцем.
Привратник пошел и сообщил об этом игумену. Игумен вышел к нему, но, видя, что он человек старый, сказал:
— Не можешь ты быть здесь, потому что братия много трудятся и живут в великом воздержании. Ты же иного нрава и заповедей монастырских не можешь исполнять.
Давид продолжал умолять игумена принять его в монастырь.
— Все, что прикажете мне, сделаю — говорил он, — только примите меня.
Игумен отказывался, Давид умолял:
— Знай, отче, что я — Давид, начальник разбойников. Пришел же к вам для того, чтобы оплакивать грехи мои. Если же ты не захочешь принять меня, то клятвенно обещаю вам, что пойду обратно, приведу с собой своих разбойников и всех вас перебью и разорю монастырь ваш.
Услышав такую угрозу, игумен принял Давида в монастырь и постриг его в иноческий чин.
И начал Давид подвизаться в воздержании и обучаться смирению. В скором времени он превзошел добродетелями прочих черноризцев в монастыре и стал служить всем на пользу своей жизнью и словом.
Однажды, когда Давид сидел в келии, ему явился архангел Гавриил и сказал:
— Давид, Господь простил грехи твои, и ты будешь отныне творить чудеса. Давид ответил ему:
— Не могу поверить, что так скоро простил мне Господь грехи мои, ибо они весьма тяжки и многочисленнее песка морского.
Архангел сказал на это:
— Я — Гавриил архангел, который не пощадил Захарию, когда тот не поверил словам моим, но связал язык его в наказание, чтобы он уверовал сказанному мной. Тебя ли пощажу? Итак, отныне ты будешь немым.
Давид поклонился и сказал ангелу.
— Когда я был разбойником, творил беззаконные дела и много проливал крови, тогда ты мне не связывал языка, не возносившего славы Богу. А теперь, когда я восхотел служить Господу и приносить Ему хвалу, ты связываешь язык мой, чтобы не произносить мне слов!
Ангел ответил:
— Говори, но только тогда, когда славишь Бога и молишься Ему во время правила, а остальное все время да будешь безмолвен.
Так сказав, ангел отошел от него. Давид восхвалил Бога о прошении своих согрешений. После этого он, по милости Божией, сотворил многие чудеса: слепым возвращал зрение, восставлял хромых, исцелял бесноватых. В церкви он воспевал благость Божию в молитвах, но никаких других слов за ее стенами произнести не мог. Таким образом он прожил много лет всем в назидание и мирно преставился ко Господу в преклонных летах.
Благоверный князь ДАНИИЛ
(4 марта)
Святой благоверный князь Даниил был четвертым, младшим сыном великого князя Александра Невского и супруги его княгини Вассы [
98 ]. Родился он в 1261 году и через два года осиротел. Братья его дали ему в удел небольшой и ничтожный город Москву, но, когда племянник его князь Иван Дмитриевич Переяславский завещал ему свой удел, Москва возвысилась и сыновья князя Даниила смогли уже стать великими князьями.Даниил первый встал против “степного зверя” (по выражению летописца), то есть, татар, и взял в плен их союзника, князя Константина Рязянского, но поступил с ним, как с гостем и отпустил с миром.
По обычаям того времени и он бывал вынужден принимать участие в междоусобных войнах, но каждый раз успевал мирными переговорами погасить кровопролитие.
В Москве князь Даниил основал первый монастырь в честь своего небесного покровителя, преподобного Даниила Столпника. Перед смертью князь постригся в нем и завещал похоронить себя на братском кладбище.
Со временем могила его была забыта. При великом князе Иоанне III он явился молодому боярскому сыну из великокняжеской стражи и велел сказать великому князю: “Если он меня забывает, то мой Бог меня помнит”.
С тех пор великий князь стал поминать своих предков. В княжение Василия III князь Иоанн Шуйский наступил на надгробную плиту святого Даниила, чтобы сесть на коня, несмотря на предупреждение не делать этого.
Внезапно конь его пал и чуть не задавил его. Тогда он принес покаяние, отслужил о святом князе панихиду и получил исцеление. После исцеления купеческого сына из города Коломны (при Иоанне Грозном), память святого князя Даниила стала почитаться местно. После того, как святые мощи святого князя Даниила были обретены нетленными, он, в 1652 году, был причислен к лику святых. Почивал он в одной из церквей своего монастыря.
Родители преподобного Даниила, Константин и Фекла, уроженцы города Мценска, Орловской области, служили у боярина Протасьева, и когда его перевели по службе в Переславль Залесский, Владимирской губернии, переехали вместе с ним.
У них было четверо детей: Герасим, Флор, Ксения и Димитрий, младший. Димитрий родился около 1460 года уже в Переяславле. Рос он кротким, вдумчивым ребенком и очень любил посещать церковь.
Однажды Протасьев читал в присутствии его житие преподобного Симеона Столпника (VI в.). Мальчик задумался. Он достал волосяную веревку и тайно обвязался ею в подражание подвигу преподобного. Веревка врезалась в тело и мальчик захирел.
Родители ничего не понимали в его недуге. Случайно, ночью, сестра его Ксения обнаружила на нем эту веревку, С трудом, со слезами и нежными упреками родители сняли ее с его тела.
— Дайте мне пострадать за грехи мои, — просил маленький подвижник родителей.
— Но какие же у тебя, столь юного, грехи? — возражали ему. Веревку сняли и мальчик начал поправляться.
После этого он начал усиленно учиться читать, очень полюбил чтение духовных книг. Дальнейшее образование он получил в монастыре, где игуменом был их родственник, всеми почитаемый старец Иона. Его знал даже великий князь Иоанн Московский. Здесь загорелась в душе Димитрия любовь к иноческой жизни. В 17 лет он с братом своим Герасимом тайно ушел в Пафнутиев Боровский монастырь, куда его привлекал образ преподобного основателя. Но в живых они его не застали.
Димитрия отдали под руководство строгому старцу Левкию, который приучил его к иноческому послушанию. Сам он окончил жизнь в отшельничестве. Обоих братьев скоро постригли в иночество.
Димитрий получил имя Даниила. Но, когда через 10 лет умер настоятель монастыря и монастырская братия захотели видеть Даниила на его месте, братья вернулись в Переславль.
Здесь они нашли большие перемены: отец их умер, мать постриглась с именем Феодосии, сестра вышла замуж. Все три брата поступили в городской Горицкий монастырь. Здесь Герасим скончался, а Флор окончил свои дни в Троицком монастыре, который впоследствии основал сам преподобный Даниил.
В этом монастыре преподобный Даниил прожил около 30 лет. Сначала был просфорником, потом его рукоположили во священный сан и назначили духовником братии. У него был благодатный дар окормлять души, и многие миряне обращались к нему за руководством. Преподобный любил принимать странников и бездомных.
Если же кто из них умирал, он приносил его на своих плечах на общую братскую могилу для бедных, называвшуюся “Скудельницей” или “Божиим Домом”. Там он отпевал усопших и поминал всегда при служении литургии. Место это хорошо было видно из монастыря: оно было расположено на горе и сильно заросло ягодичными кустами и можжевельником.
Впоследствии на месте погребения несчастных Даниил устроил храм в честь Всех Святых. Многие стали строить здесь келии, основалась Троицкая обитель. Сам преподобный Даниил вначале настоятелем не был, жил в Горицах, и лишь заботился о своей обители и руководил ею духовно. Считаясь с возрастом и немощью братии, преподобный не давал им строгого устава и не налагал внешних подвигов, но настаивал на послушании, внутренней жизни и непрестанной молитве.
Много неприятностей пришлось ему пережить в связи с духовным руководством монастырем. Одно время он даже хотел оставить это дело, но мать его, монахиня Феодосия, ободрила его и уговорила продолжать это богоугодное послушание. Преподобный Даниил имел особый дар руководить людьми во спасение.
Наконец, после сорока лет иноческой жизни, преподобный Даниил стал по воле князя Василия Иоанновича настоятелем Свято-Троицкого монастыря в сане архимандрита. Он был крестным отцом обоих сыновей великого князя: Иоанна (будущего Грозного) и Георгия. По тогдашнему обычаю он носил на руках малолетнего Иоанна на великом входе во время пения Херувимской песни.
Преподобный Даниил был великим прозорливцем и чудотворцем. Однажды во время голода он велел раздать все монастырские запасы, но они, тем не менее, не уменьшились. В другой раз брат, приготовлявший квас, положил в него слишком много муки, и квас вышел горький. Тогда преподобный Даниил велел прибавить в него столько воды, что все монастырские сосуды были наполнены. Получился не только необыкновенно вкусный квас, но и имевший чудодейственную силу, так что больные, которым давали его пить, исцелялись.
Протопопу Андрею преподобный Даниил предсказал, что он будет царским духовником. Это сбылось, а впоследствии он с именем Афанасия стал митрополитом. Братия видели преподобного ходящим по воде. Перед самой кончиной он спросил близких:
— Где эти дивные старцы?
— О каких старцах говоришь ты, отец? — спросили его.
— Перед основанием этой святой обители, пустынники посетили меня в Горицах, и теперь они пришли ко мне. Разве вы не видите их?
— Мы никого не видим, кроме твоих учеников, здесь стоящих, — отвечали братия.
Старец замолк, причастился Святых Тайн и тихо скончался. Это случилось в 1540 году. После кончины преподобный Даниил явился тяжело больной боярыне Евдокии Салтыковой и сказал ей:
—Я — Даниил, игумен Переяславский, пришел принести тебе здравие!
Она исцелилась на его могиле. Глухой Автоном, гладильщик, молился на его могиле. Вдруг сильный удар грома испугал его. День был ясный и на небе не было ни одного облачка. Когда он пришел в себя от испуга, он был исцелен.
В другой раз расслабленный инок Иона услышал звон колоколов. Думая, что звонят к утрени, он пошел в церковь. Она была освещена. Но когда он дошел до нее, свет погас. Пономарь также уверял его, что он не начинал звона, но Иона был исцелен.
В 1734 году инок Паисий исцелился от глазной болезни, омыв глаза из колодца, выкопанного самим преподобным.
В 1652 году, после явления преподобного Даниила послушнику Иоанну Даурову, были открыты и найдены нетленными его святые мощи. Они почивали в монастырской церкви. Тогда же он был причислен к лику святых. В монастыре хранилась его чудотворная икона, написанная одним исцеленным иконописцем Димитрием, а также находился выкопанный преподобным колодец. Вода в нем была чудотворная. Богомольцы пили ее, омывались ею и болящие получали исцеления от своих недугов.
Святитель ДИМИТРИЙ
(23 мая, 21 сентября, 28 октября)
Святитель Димитрий (Даниил Туптало), знаменитый митрополит Ростовский и знаменитый церковный писатель, родился в декабре 1651 года в местечке Макаровец [
99 ] находившемся в сорока верстах от Киева. Отец его, Савва Григорьевич Туптало, был простым казаком и служил сначала Польше, потом Москве и дослужился до звания сотника и остаток дней своих посвятил служению Церкви, приняв на себя обязанности ктитора Кирилловской обители [ 100 ].В силу частых отлучек отца по делам военной службы, Даниил воспитывался благочестивой матерью. Начальное образование, в основном, чтению, получил дома.
В 11 лет Даниил поступил в Киево-Могилянскую коллегию [
101 ]. Состояние коллегии было незавидное: у нее было мало средств, мало порядка. Преподавание было схоластическое.Тем не менее, благодаря отличным природным данным и пламенному усердию в занятиях, Даниил вскоре превзошел всех своих сверстников и обратил на себя особое внимание искусством стихотворчества и витийства знаменитого в то время проповедника и полемического богослова Голятовского [
102 ]. Под его руководством Даниил в совершенстве изучил приемы и обороты речи, которые невольно поражали потом слушателей его поучений, и приобрел ту энергию и силу убеждения, которые проявлялись впоследствии в борьбе с раскольниками.В 1665 году, когда Киевом овладели поляки во главе с Дорошенко, коллегия была разрушена. Даниил оставил училище и, испросив благословение родителей, на восемнадцатом году жизни поселился в Кирилловском монастыре. 9 июля 1668 года он принял монашество от игумена Мелетия Дзика, одного из наиболее образованных людей того времени, знавшего Даниила еще по училищу, где он раньше был ректором. В монашестве Даниил получил имя Димитрий.
Через год, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, нареченный Киевским митрополитом Иосиф Тукальский [
103 ] посвятил Димитрия во иеродиакона. В этом сане он оставался в Кирилловской обители довольно долго, до 1675 года, когда известный архиепископ Лазарь Баранович [ 104 ] рукоположил его во иеродиакона.Познакомившись с Димитрием поближе и узнав его высокие духовные качества, архиепископ пригласил его быть проповедником [
105 ] при Черниговской соборной церкви. Затем была Литва, где он проповедовал по приглашению известных церковных деятелей, опять Чернигов, где его поставили игуменом Максаковского Преображенского монастыря, затем настоятельство в Николаевском Батуринском монастыре.В 1684 году архимандритом Киево-Печерской Лавры был назначен Варлаам Ясинский. От своих предшественников Петра Могилы и Иннокентия Гизеля он вместе со званием архимандрита унаследовал мысль о великом труде составления житий святых. Этот труд был тем более необходим, что вследствие татарских набегов, литовских и польских разорении, Церковь лишилась многих драгоценных духовных книг и жизнеописаний святых.
Свое внимание архимандрит Варлаам остановил на святом Димитрии, который уже прославился своей ревностью к душеспасительным трудам. Он обратился к Димитрию с просьбой переселиться в Лавру и принять на себя труд исправления и составления житий святых. После долгих колебаний Димитрий согласился, переехал в Киев и поселился в Лавре. В этом же году он приступил к составлению Четьих-Миней (житий святых) и настойчиво, сурпулезно вел эту работу около 20 лет.
Первые три книги — сентябрь, октябрь и ноябрь — он представил на рецензию архимандриту Варлааму. И в 1689 году под его личным наблюдением была напечатана первая книга Четьих-Миней.
Летом этого же года Димитрий в составе делегации гетмана Мазепы по делам церковным был в Москве и был представлен царю Иоанну Алексеевичу и царевне Софии. Затем он побывал в Троице-Сергиевой Лавре, где жил тогда царь Петр Алексеевич, скрывавшийся от покушений царевны Софии. Будущий император милостиво принял Димитрия. В Лавре же Димитрий имел случай видеться с патриархом Иоакимом. Во время своего пребывания в московских пределах святой Димитрий познакомил московское духовенство с первыми книгами Четьих-Миней. Патриарх благословил его продолжать эту работу, что он и исполнял по возвращении домой.
Во время работы над очередным томом житий, осенью 1690 года, новый московский патриарх Адриан прислал ему похвальную грамоту. Грамоту эту привез Варлаам, возведенный и посвященный в Москве в сан митрополита Киевского. Это еще более воодушевило Димитрия в его трудах. И 9 мая 1693 года он представил в Киево-Печерскую типографию очередные книги житий за декабрь, январь и февраль.
Весь этот титанический труд осложнялся его игуменскими обязанностями в разных монастырях, и следующие три книги за март, апрель и май он смог закончить только в начале 1700 года.
В 1701 году судьба святого Димитрия резко меняется. По распоряжению Петра Великого, обязавшего Киевского митрополита Варлаама подыскать подходящих кандидатур на окраинные российские кафедры, святой Димитрий был назначен митрополитом Тобольским для окормления народов Сибири и Китая. Но в Москве он сильно заболел, и без того слабое здоровье его расстроилось.
Сам государь Петр посетил больного и, видя состояние его здоровья, позволил ему остаться в Москве в ожидании епархии поближе. Сибирский климат явно ему не подходил. Вакансия на такую кафедру вскоре открылась: скончался Ростовский митрополит Иоасаф, и 4 января 1702 года Димитрий был назначен его преемником.
В Ростове он ревностно занялся просвещением духовенства и мирян и борьбой с невежеством и пьянством. Он учредил школу для детей всех сословий, причем, ввел в преподавание греческий и латинский языки. Он заботился о развитии проповедничества, собирал книги по истории Русской Церкви и о старообрядческом расколе.
В личной жизни святитель Димитрий отличался удивительным бескорыстием. В его сердце не было места ни скупости, ни любостяжанию, ни сребролюбию. Все подаяния и доходы он всю свою жизнь употреблял или на церковные нужды, или на благотворение неимущим. О сиротах, вдовах, нищих и бедных святитель заботился, как отец о своих детях. Все, что получал, он раздавал им, призывая к себе в крестовую палату слепых, глухих, хромых и убогих, предлагая им трапезу, давая одежду и оказывая другие милости.
Скончался святитель Димитрий 28 октября 1709 года в Ростове, пятидесяти восьми лет от роду, через день после своего тезоименитства. Тело святителя было облечено в архиерейские одежды, им самим приготовленные [
106 ], и перенесено в домовую церковь. Во гробе, под голову и все тело были постелены, по завещанию святителя, черновые бумаги его духовных творений.На погребение прибыла царица Параскева Феодоровна с дочерьми, царевнами Екатериной, Параскевой и Анной (будущей царицей). 25 ноября тело святителя было погребено в Яковлевском монастыре.
В 1752 году последовало открытие его мощей, а в 1757 году он был причислен к лику святых.
Сочинения его разделяются на поучительные, полемические, исторические и драматические. К нравоучительным относятся многочисленные проповеди. Проповеди, сказанные на Украине, насыщены риторикой. Позднейшие проповеди отличаются приспособлением к понятиям народа и большей простотой. Многие проповеди последних лет жизни святителя Димитрия направлены против старообрядчества. В проповедях по поводу реформ Петра Великого святитель Димитрий различает в Петре человека и царя: он обличает некоторые слабости Петра, как человека, например, вспыльчивость, и хвалит его достоинства, как правителя, например, за заботу о просвещении народа.
Полемические сочинения направлены против раскола. Главное из них, написанное в 1709 году, — “Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны”.
К историческим трудам святителя Димитрия принадлежит летопись от начала мира до Рождества Христова, состоящая из нравственных размышлений, “Диариум” (каталог киевских митрополитов), Четьи-Минеи, сделавшиеся любимой книгой благочестивых людей (в XVIII веке этот труд имел около 10 изданий).
Святителю Димитрию принадлежит еще несколько духовных драм или мистерий, из которых лучшей считается драма “Рождественская”. Она построена по образцу юго-западных мистерий. Собрание сочинений святителя Димитрия вышло в Москве в 1786 году. Последнее издание, в пяти томах, — в Киеве.
Тропарь, глас 8
Православия ревнителю, и раскола искоренителю, Российский целебниче, и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевнице духовная, Димитрие блажение, моли Христа Бога, спастися всему наследию и державе нашей.
Благоверный царевич
ДИМИТРИЙ
(15 мая)
Святой благоверный царевич Димитрий — сын царя Иоанна Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены Марии Федоровны Нагой. Он был, таким образом, братом и наследником последнего царя из рода Рюриковичей — Феодора Иоанновича [
107 ]. Родился 19 октября 1581 года.Детей у царя Феодора не было. Молитвенник, погруженный в духовную жизнь, царь Феодор Иоаннович поручил правление государством своему шурину, боярину Борису Годунову.
Малолетний наследник престола, царевич Димитрий, невольно мешал честолюбивому правителю, и он постарался от него избавиться. Он удалил его с матерью, царицей Марией, и братьями, боярами Нагими в его удельный город Углич, и старался доказать, что у него нет прав на престол.
Имя царевича он запретил возносить за литургией и, наконец, после безуспешных попыток его отравить, стал искать более надежный способ от него избавиться. Убийц он нашел в лице Михаила Битяговского с сыном Данилой и племянником Никитой Качаловым. Подкупили также мамку царевича, Василису Волохову и ее сына Осипа.
Утром 15 мая 1591 года мамка повела царевича гулять. Кормилица, движимая каким-то смутным предчувствием, не хотела его отпускать, но мамка решительно взяла за руку и вывела царевича на крыльцо. Там его уже ждали убийцы. Осип Волохов взял его за руку и спросил:
— Государь, у тебя новое ожерелье?
И ударил его ножом, но неудачно. Тогда Качалов и Битяговский бросились на него, зарезали и сбросили тело его с крыльца. В эту минуту на крыльце показалась ничего не подозревавшая царица Мария. Через минуту ударили в колокол. Возмущенный народ буквально разорвал убийц на части.
Следствие, производить которое были назначены окольничий Андрей Клешнин и боярин князь Василий Иванович Шуйский, представило смерть Димитрия в необычном свете: будто он, играя “в тычку”, был захвачен припадком падучей и во время его сам случайно наткнулся на нож.
Такой результат “следствия” привел к суровому наказанию Нагих и угличан, как виновных в “мятеже и самоуправстве”: первых разослали в заточение по дальним городам, из вторых многих казнили, а большую часть сослали в Сибирь, в г. Пелым.
Многочисленные противоречия и явная тенденциозность следственного дела заставляют с большим недоверием относиться к его показаниям. Среди историков и по настоящее время существуют разные взгляды на смерть Димитрия.
Прошло несколько лет, со смертью царя Феодора Иоанновича династия Московских князей Даниловичей прекратилась, а по русской земле разнеслась злополучная молва, будто царевич Димитрий жив, что он будто бы спасся от убийц, подосланных Годуновым, и находится в польских пределах.
К этой молве, колебавшей русский трон, присоединилось народное бедствие — ужасный голод, доводивший кое-кого до людоедства. Как на беду, относительно благополучное до этого времени правление Годунова было нарушено многими несчастьями.
Вот в такое время в русских землях Польши, при дворе князя Адама Вишневецкого и появился неизвестный, объявивший себя чудесно спасшимся царевичем Димитрием. В 1604 году самозванец выявился открыто. С 4.000 войска он перешел русскую границу. Северские русские города в Черниговской области легко предались самозванцу. [
108 ] Открылась тяжелейшая страница русской истории под названием Смутного времени.Чтобы утихомирить народные страсти и показать самозванство первого Лжедмитрия, вступивший на престол Василий Шуйский приказал перенести тело Димитрия из Углича в Москву. При вскрытии гроба его тело было найдено нетленным, что и дало основание для его последующего церковного прославления.
31 июня 1606 года мощи святого благоверного царевича Димитрия, невинной жертвы придворных интриг, были перенесены в Москву и положены в церкви Иоанна Предтечи, самой древней в городе. При них была помещена икона святого мученика Уара, написанная по обету царицы Марии, в рост новорожденного царевича.
По обычаю того времени, царевичу было дано два имени: Уара [
109 ], по имени святого, празднуемого в день рождения, и Димитрия, по дню его крещения.В 1812 году церковь святого Иоанна была разорена, и на месте ее была воздвигнута часовня, а мощи мученика Царевича Димитрия были перенесены при Императоре Николае I в Архангельский Кремлевский собор, где почивали нетленными в открытой раке до недавнего времени. При них сохранялись его вещи: окровавленная рубашка, платок, нож, которым он был убит, кошелек с 14 копейками, очевидно, предназначенными для нищих.
Икона святого мученика Уара была помещена в приделе его имени в Архангельском соборе. Перед мощами святого царевича Димитрия особенно молились об исцелении детей. Но в Москве знали много случаев исцеления, по его молитвам, и взрослых.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[
95 ] Вениамин — “хищный волк” (Быт. 49, 27).[
96 ] Иуда — “молодой лев, с добычи поднялся” (Быт. 49, 9).[
97 ] Ермопольская пустыня находилась о Египте к получила свое название от древнеегипетского города Ермополя.[
98 ] Она почивала во Владимире в княгинином Успенском монастыре с дочерью своей, княжной Евдокией, и первой супругой Александра Невского, княгиней Александрой. Память их почитается местно.[
99 ] Макаров — ныне местечко Киевской губернии и уезда — в то время принадлежал к владениям гетмана Литовского.[
100 ] Кирилловский монастырь в Киеве основан князем Черниговским Всеволодом Ольтовичем в XII веке. Разорен Батыем. Возобновлен в ХVII веке и в 1786 году упразднен.[
101 ] Киево-Могилянская Коллегия, или Киевское Братское училище, впоследствии — Киевская Духовная Академия, открыта в 1615 году, в одно время с Богоявленским Братским монастырем и при этом монастыре. Преобразована митрополитом Петром Могилою (1633-1647) и с того времени надолго стала средоточием духовной и светской науки в России. Из Киевской школы вышло много просвещенных пастырей и ревностных защитников православия.[
102 ] Иоанникий Голятовский (умер в 1688 году), сначала учитель, потом ректор Киевской школы, много сделавший для ее процветания, был одним из знаменитейших богословов-полемистов и проповедников своего времени. Многочисленные сочинения Иоанникия, направленные против латинян и униатов, свидетельствуют о его ревности к защите православной истины.[
103 ] Иосиф (Нелюбович-Тукальский), с 1661 года архиепископ Могилевский, затем митрополит Киевский. Был в плену у поляков и скончался в Чигорине в 1675 году.[
104 ] Лазарь Баранович (умер в 1693 году), архиепископ Черниговский с 1657 года. Бывший воспитанник и ректор Киевской академии (1650-1656), Лазарь славился искусством проповеди слова Божия и содействовал Московскому правительству в подчинении Малороссии. Святой Димитрий называл его “великим столпом церковным”.[
105 ] До конца XVI века в России проповеди редко произносились устно. Большей частью читались переводные поучения святых отцов или жития святых. Со времени же возникновения училищ в юго-западной России стали появляться образцы собственного проповедничества и вместе с тем образовалась особенная должность проповедников, которую отправляли чри соборах, монастырях и братствах духовные лица, получившие высокое образование правления и составления житий святых. После долгих колебаний Димитрий согласился, переехал в Киев и поселился в Лавре. В этом же году он приступил к составлению Четьих-Миней (житий святых) и настойчиво, скрупулезно вел эту работу около 20 лет.[
106 ] Святителя Димитрия часто посещали царица Параскева Феодоровна и дочери царя Алексея Михайловича и дарили ему рясы. Из этих подношений святитель и приготовил себе архиерейское облачение и завещал похоронить себя в этих одеждах.[
107 ] Феодор Иоаннович — простой и слабоумный, как определяет его С.М. Соловьев, но очень ласковый, тихий, милостивый и чрезвычайно набожный государь.Царь Феодор Иоаннович вообще представляет собой необычное и поучительное явление в истории старого рода Калиты. Этот род, всегда с избытком заботившийся (и успешно) о земном, блеснул, погасая, полным отрешением от всего земного в лице царя Феодора Иоанновича.
По свидетельству современников, он всю жизнь “избывал мирской суеты и докуки, помышляя только о небесном”. Сохранилось описание царя польским послом Сапегой: “Царь мал ростом, довольно худощав, с тихим, даже подобострастным голосом, с простодушным лицом, ум имеет скудный или, как я слышал от других и заметил сам, не имеет никакого, ибо, сидя на престоле во время посольского приема, он не переставал улыбаться, любуясь то на свой скипетр, то на державу”.
Другой современник, шведский дипломат Ерлезунда Петрей, в своем описании Московского государства (1608-1611) также замечает, что царь Феодор от природы был почти лишен рассудка, находил удовольствие только в духовных предметах, часто бегал по церквам трезвонил в колокола и слушать обедню.
Отец горько упрекал его за это, говоря, что он больше похож на пономарского, чем на царского сына. Рос царь в Александровской слободе, среди безобразий и ужасов опричнины. Рано по утрам отец, игумен шутовского слободского монастыря, посылал его на колокольню звонить к заутрене. “Родившись слабосильным от начавшей прихварывать Анастасии Романовны, он рос безматерним сиротой в отвратительной обстановке и вырос малорослым и бледнолицым недоростком, расположенным к водянке, с нервной, старчески медленной походкой от преждевременной слабости в ногах” (так описывает 32-летнего царя видевший его в 1588-89 гг. английский посол Флетчер).
Он вечно улыбался, но грустной безжизненной улыбкой, рассчитанной на жалость и пощаду от капризного гнева властного отца. Это рассчитанное на жалость выражение лица со временем, особенно после страшной смерти старшего брата, в силу привычки превратилось в невольную автоматическую гримасу, с которой Феодор и вступил на престол.
В этих отзывах, несомненно, есть некоторое преувеличение, чувствуется доля карикатуры.
Но даже если отбросить все это наносное, то и в этом случае царь Феодор в глазах русских современников был блаженным (привычный и любимый облик) на престоле, одним из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное.
“Благородив бысть от чрева матери своея и ни о чем попечения имея, токмо о душевном спасении” (отзыв близкого ко двору современника князя И. М. Катырева-Ростовского).
“В царе Феодоре мнишество было с царствием соплетено без раздвоения и одно служило украшением другому” (отзыв другого современника).
“В келье или пещере царь Феодор был бы больше на месте, чем на престоле” (Карамзин).
“От рождения окруженный блеском и богатством мира сего, Феодор не увлекался ими, но всегда устремлял свой ум к Богу и сердечную веру сопровождал добрыми делами; любил церковные пения и дневные правила, тело удручал всенощными бдениями, воздержанием и постом, а душу питал поучениями божественных писаний, украшая ее благими нравами” (другой отзыв современника).
Большую часть дня царь проводил в молитве. Вставал обыкновенно в четыре часа утра, ожидал духовника в спальне, уставленной иконами, перед которыми день и ночь горели лампады. Духовник приходил с крестом, за ним несли икону святого, чья память совершалась в тот день. Царь клал земные поклоны, читал вслух молитвы, затем шел с царицей к заутреня. Возвратясь, он принимал близких ему лиц, охотнее всего — лиц духовных, с которыми любил подолгу беседовать. Потом шел к литургии, а после обеда и отдыха — к вечерне. Не ложился спать, не приняв благословения от духовника. Часто посещал московские и окрестные монастыри. Царица Ирина, сестра Годунова, славившаяся благочестием, умом и красотою, имела большое влияние на царя, и он во всех делах советовался с нею.
Под гнетом отца он почти потерял свою волю, сохраняя навсегда заученное выражение покорности. Будучи на престоле, он искал человека, который стал бы хозяином его воли.
Умирая, царь Иоанн Грозный торжественно признал своего “смирением обложеннаго” преемника неспособным к управлению государством и назначил ему в помощь правительственную комиссию, нечто вроде регентства из нескольких наиболее приближенных вельмож.
В первое время среди регентов выделился родной дядя царя по матери Никита Романович Юрьев. Но вскоре его болезнь и смерть расчистила дорогу к власти другому опекуну, шурину царя, — Борису Годунову. Он постепенно оттеснил (при поддержке сестры-царицы) от дел других регентов и сам стал править государством.
Бориса Годунова мало назвать регентом. Он захватил такую власть, “якоже и самому царю во всем послушну ему быть”, и “не меньшею частию пред царем от людей почтен бысть”. Он правил умно и осторожно, и четырнадцатилетнее царствование Феодора было для государства временем отдыха от погромов и страхов опричнины. “Умилосердился Господь на людей своих и даровал им благополучное время, позволил царю державствовать тихо и безмятежно, и все православное христианство начало утешаться и жить тихо и безмятежно”.
Обостренной нравственной чуткостью Феодор (“вещий простачок”) бессознательным, таинственно-озаренный восприятием, умел понимать вещи, каких не могли понять и большие умники. Ему грустно и тяжело было от партийных раздоров (Борис Годунов и князь Шуйский), ему хотелось видеть Русь единой и монолитной.
Не будучи выдающимся государственным деятелем, Феодор чувствовал в себе способность разбираться в подданных со стороны духовной.
Вот каким предстает он в разговоре с Борисом Годуновым в редакции А. Пушкина:
“Ни, им!
Ты этого, Борис, не разумеешь!
Ты ведай там, как знаешь государством,
Ты в том горазд, а здесь я больше смыслю,
Здесь надо ведать сердце человека”.
И в другом месте:
“Какой я царь? Меня во всех делах
И с толку сбить, и обмануть не трудно.
В одном лишь только я не обманусь:
Когда меж тем, что бело иль черно
Избрать я должен — я не обманусь”.
[
108 ] Кем он был на самом деле трудно сказать, но в Москве он был объявлен беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым, Для большего успеха своего предприятия самозванец принял латинскую веру, которую обещал ввести и во всей России.[
109 ] Святой мученик Уар был замучен за Христа в 307 году. Мощи его взяла святая Клеопатра и погребла их в своем имении, а когда гонения кончились, воздвигла над ними церковь и непрестанно молилась перед ними, поручая ему своего единственного сына Иоанна. Желая как можно лучше устроить его жизнь, мать предназначила его для воинской службы. Но когда это время настало, Иоанн скоропостижно скончался. Мать была безутешна. Она думала, что молитвы ее не были услышаны. Но ночью ей явились во сне в несказанном свете святые Уар и Иоанн, и святой мученик Уар сказал ей, что сыну ее лучше было умереть чистым и быть в воинстве Небесного Царя, чем царя земного, где он был бы окружен соблазном. Впоследствии Клеопатра и Иоанн были также причислены к лику святых.