Благоверный князь ГАВРИИЛ (11 февраля)
Преподобный ГЕННАДИЙ (23 января)
Благоверный князь ГЕОРГИЙ (4 февраля)
Преподобный ГЕОРГИЙ (8 января)
Благоверный князь ГАВРИИЛ
(11 февраля)
Святой благоверный князь Гавриил, в миру Всеволод, Псковский чудотворец, был сыном великого князя Мстислава и внуком Владимира Мономаха. Родился и был воспитан в Новгороде. “Поучаяся в заповедях Господних всегда”, он имел “душу милостивну, чист помысл, сердце бодреливо, веру неблазненну, любовь нелицемерну”.
Начав управлять Новгородской областью в 1117 году, он в 1123 году победоносно ходил на Ямь, в 1132 году делал поход на Чудь и взял Юрьев. Одаренный мужеством и большой физической силой, он не для военной славы, не ради корысти и власти поднимал свой меч, а для водворения мира и порядка и ради защиты своих подданных. С мужеством воина он соединял беззаветную любовь к внутреннему устроению отчизны и ради ее спокойствия, с отречением от своей славы, влагал свой меч в ножны.
Во время своего княжения в Новгороде он ревностно заботился о христианском просвещении и христианском образе жизни своих подданных, с благоговением относился к церковным службам, построил много храмов, защищал слабых от притеснения сильных, был другом “нищим и сирым питатель”, “бедным утешение и заступник” и, вообще, истинным отцом своих подчиненных.
Когда в Новгороде в 1127 году открылся сильный голод, попечительный князь делил с народом все свое имущество и отечески утешал страждущих. Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и зараженным еще остатками язычества новгородцам, и они посадили его под стражу со всем его семейством, а через 2 месяца “пустиша из города”.
Святой князь удалился в Псков. Псковичи избрали его своим князем. В Пскове князь Гавриил построил каменный собор Святой Троицы и в 1138 году скончался, будучи 46 лет отроду.
Святая Церковь возвеличила его, как исповедника, “претерпевшего изгнание от своих”, а Господь прославил его совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями.
Хотя он княжил в Пскове только один год, но оставил по себе глубокую благоговейную память. Во всех тяжелых случаях жизни псковичи прибегали к помощи своего князя. Во время осады Пскова Стефаном Баторием, для ободрения защитников города, приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона благоверного князя Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска.
Во всех крестных ходах, установленных по поводу различных исторических событий, всегда во главе остальных икон и поныне носят икону благоверного князя Гавриила.
Родители святого мученика младенца Гавриила были православные крестьяне деревни Зверки около Белостока. Когда ему было шесть лет, его лаской заманили к себе злодеи и зверски замучили, выпустив из него всю кровь.
Тело его было выброшено в поле собакам. Но собаки охраняли его, и по их лаю оно было найдено. Убийцей оказался еврей Шутко с сообщниками. Они были осуждены и наказаны по закону, а дело было занесено в судебные книги.
Святой мученик Гавриил был причислен к лику святых в 1820 году. Святые мощи его почивали в Свято-Троицком Слуцком монастыре. В том же монастыре почивала и святая праведная княжна София Слуцкая, местночтимая святая.
Преподобный ГЕННАДИЙ
(23 января)
Преподобный Геннадий, названный в святом крещения Григорием, был единственным сыном боярина по имени Иоанна и жены его Елены, живших в Литовской земле. [
67 ] Григорий с детства любил посещать церковь Божию и все службы, постоянно пребывая среди церковного клира. Родители были недовольны таким поведением сына и часто говорили ему:— Зачем ты так делаешь? Разве ты — сторож церковный? Ты стыдишь нас перед людьми. Довольно с тебя ходить в церковь вместе с нами, а остальное время быть дома и в общении со сверстниками. Особенно же не должно лишать себя покоя ночью.
Но Григорий отвечал:
— Любезные родители, не докучайте мне такими речами. Я не хочу заниматься детскими играми. Бог творит, что хочет, а человек, что может. Дух же Святой наставляет всякого человека на путь истинный.
С тех пор Григорий стал думать о том, как бы ему уйти в русскую страну и там поселиться в какой-либо святой обители и подвизаться подвигом добрым.
И вот, улучив благоприятное время, он ушел от родителей, снял с себя светлое платье и отдал бедным, а от них взял рубище и оделся в него.
Проходя литовскую землю, села и города в виде странника и пришельца, он много претерпел бед и напастей от злых людей. Однако, хранимый Богом, он дошел до русской земли, пришел в Москву и обходил ее монастыри, поклоняясь святым чудотворцам и рассуждая, где бы ему постричься и предаться молитве.
В Москве он нашел себе друга по имени Феодор, молодого, но богобоязненного человека и также искавшего пострижения. Из Москвы они вместе отправились в Великий Новгород и там ходили по святым местам, церквам и обителям.
Из Новгорода они отправились на реку Свирь, в пустыню, к подвижнику преподобному Александру [
68 ] и стали усердно просить его:— Мы желаем, святой отец. Господу Богу молиться. Облеки нас Христа ради в монашеское одеяние.
Преподобный Александр обратился сначала к другу Григория Феодору и сказал:
— Ты, чадо Феодор, будешь водить зверя белоголового. Григорию же сказал:
— А ты, чадо Григорий, сам будешь пастырь словесным овцам и наставник множеству иноков. Иди, чадо, в Комельский лес к преподобному Корнилию, и тот научит тебя, как Богу молиться и как тебе пасти словесное стадо иноков, а в нашей пустыне молодым отрокам невозможно жить. Однако, отдохните здесь, чада мои, сколько дней пожелаете.
Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взяв от него благословение, пошли в пределы города Вологды в Комельский лес.
Они пришли в пустыню к преподобному Корнилию Комельскому [
69 ] и постучались у ворот с молитвой Иисусовой.Преподобный Корнилий, отворив двери, сказал им:
— Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему:
— Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради — причти нас к своему богоизбранному стаду.
Преподобный Корнилий сказал Григорию:
— Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей.
На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: “Всяк, иже оставит отца или матерь, или жену, или чада, или села, имени Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит. Мнози будут первии последнии и последний первии”. [
70 ]Затем старец говорил по святоотеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек ему имя вместо Григория — Геннадий. Затем сказал:
— Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных.
Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве.
Преподобный Геннадий, по благословению Корнилия, усердно подвизался в молитвах и трудах, особенно же в хозяйственных монастырских службах, в поварне и пекарне. Многие из братии негодовали на Геннадия за такие его подвиги и роптали.
Слыша этот ропот, преподобный Корнилий укреплял святого, говоря.
— Чадо Геннадий, не скорби о сем на братию, ибо они так говорят по внушению бесовскому.
По этой причине диавол возбудил возмущение среди братии и на самого Корнилия. Видя это, преподобный дал место гневу и, взяв с собой ученика своего Геннадия, оставил свой новосозданный монастырь и ушел в костромские пределы, в Дикий лес, на Сурское озеро, за шестьдесят верст от своего первого монастыря. Немного далее версты от этого места жили царские крестьяне, оброчные бортники. Эти крестьяне очень обрадовались приходу Корнилия и Геннадия, построили им келию, приносили хлеб, мед и прочее необходимое для их жизни.
Преподобный Корнилий и Геннадий подвизались в молитве и посте, прилагая труды к трудам: рубили лес, пахали землю, выкопали четыре пруда.
Однажды православный великий князь Василий Иоаннович предпринял путешествие на Бело озеро помолиться, по обещанию своему, о даровании ему чада. Когда великий князь достиг пустыни преподобного Корнилия и увидел, что тот удалился оттуда в иное место, он очень огорчился на братию и говорил ей:
— Ради вашего ропота и непослушания не живет отец Корнилий в своей пустыне.
И тотчас же послал своих слуг просить преподобного возвратиться на место первых своих подвигов. Преподобный Корнилий пришел к великому князю Василию, [
71 ] припал к ногам его и просил прощения за уход свой из пустыни. Благоверный князь поднял его и сказал:— Любимиче мой, отец Корнилий, моли за нас милостивого Бога, дабы Господь Бог даровал нам плод благочадия в наследие роду нашему и в устроение честным обителям, в державу российскому царству и в утверждение веры христианской.
Затем великий князь продолжил:
— Пребывай, отче, здесь, в первом своем начинании и трудах, отходной же пустыней, по нашему повелению, благослови ученика, которого хочешь.
Когда великий князь удалился, преподобный Корнилий благословил управлять новой пустыней своего ученика Геннадия и велел ему воздвигнуть там церковь в честь Преображения Господня.
Преподобный Геннадий, по благословению отца Корнилия и по повелению великого князя, все устроил в пустыне: и церковь Божию воздвиг, и украсил ее иконами и книгами, и всяким благолепием церковным.
Когда в пустыне стали умножаться братия, он построил и вторую церковь, теплую, во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, и украсил ее, как и первую.
Сам же преподобный, трудясь постоянно, подавал братии образец смирения и терпения. Он устроил для братии удобные жилища. Днем рубил дрова, а по ночам разносил их на своих плечах по братским кельям, трудился в поварне и пекарне, мыл для братии власяницы, делал свечи, варил кутью, пек просфоры, особенно же преуспевал в церковных службах, в посте и молитве. Сверх этого, он на себе носил вериги, железные кресты и тяжелые цепи. Такое бремя преподобный носил для усмирения плоти.
“Кто в состоянии изобразить все подробности жизни его и всех подвигов и терпения, или кто может перечислить болезни и труды его и попечение о братии?”. Так восклицает составитель его жития, ученик его Алексий, который далее, в похвалу преподобному Геннадию, а более во славу Божию, повествует о чудесах его, совершенных благодатью Божией при его жизни и по смерти.
Вот некоторые из этих чудес. Однажды случилось преподобному Геннадию придти в Москву со своими учениками Серапионом и Уаром. Он был с честью принят боярыней Иулианией Федоровной, женой Романа Юрьевича. Иулиания просила Геннадия благословить сыновей ее Даниила, Никиту и дочь Анастасию. Благословляя Анастасию, святой сказал:
— Ты лоза прекрасная и ветвь плодовитая, будешь нам государыней-царицей благоверной.
Слыша эти слова, боярыня Иулиания вместе со своими детьми и всеми бывшими при этом людьми удивилась, что за непонятные речи произносит Геннадий.
Боярыня Иулиания в продолжение многих лет щедро довольствовала Геннадия.
Все сказанное пророчески старцем сбылось: Анастасия Романовна сделалась царицей, первой супругой Иоанна Васильевича Грозного. [
72 ] Она питала глубокую веру и почтение к дому всемилостивого Спаса и к преподобному Геннадию, посылала ему честные иконы и ризы и другие нужные для церковной службы вещи.Однажды боярин Борис Палецкий, постигнутый болезнью, пришел в обитель Преображения Господня помолиться. Преподобный Геннадий весьма обрадовался прибытию князя, созвал братию и встретил посетителя в святых воротах с подобающей молитвой и дал ему в руки свой посох. С того часа князь стал здоров, и все радовались выздоровлению князя.
Дав богатую милостыню преподобному и братии, князь возвратился в свой дом со всеми людьми. Посошок, благословение старца, князь поручил нести бывшему с ним священнику Василию. Этот священник почему-то рассердился на князя и, желая досадить ему, бросил благословение святого, посошок тот в реку Кострому.
Князь очень опечалился, лишившись благословения старца. Когда же названный священник прибыл к себе в дом, то нашел там жену свою умершей, а спустя некоторое время и сам впал в тяжелый недуг. Тогда он начал каяться в грехе своем, что надругался над князем и благословением преподобного старца и дал обещание постричься в доме Спасовом у старца Геннадия.
Спустя немного времени священник тот пришел в обитель Спасову, припал к преподобному и, поведав о случившемся, просил прощения в своей дерзости и умолял святого, чтобы он сопричислил его к своему богоизбранному стаду. Преподобный же, благословив его, сказал:
— Брат, Христос сказал: “Грядущего ко Мне не изжену вон”. [
73 ]Потом повелел постричь его в монашеский чин и нарек имя ему Варлаам. Варлаам подвизался довольно продолжительное время в обители Преображения Господня, а потом, по благословению святого старца Геннадия, был игуменом в Богоявленском монастыре в городе Костроме.
Вышеупомянутый князь Борис Палецкий пожертвовал в дом Спасов, в обитель Геннадиеву, ценный колокол.
И еще одно поучительное событие. Случилось как-то Вологодскому и Велико-Пермскому владыке Киприану впасть в сильную болезнь. Имея усердие к обители Преображения Господня, а также питая духовную любовь к преподобному Геннадию, послал он одного из слуг своих за старцем Геннадием, прося его посетить по случаю болезни.
Преподобный пришел со своими учениками, иеромонахами Мисаилом и Алексием, в город Вологду и попросил благословения у епископа Киприана. Владыка обрадовался приходу святого старца и, не встававший до того времени с постели, встал навстречу святому, благословив его с учениками крестным знамением, и, взяв преподобного за руку, ввел его в свою внутреннюю келию.
Долгое время беседовал святитель с преподобным старцем. Люди же, видя облегчение епископа от болезни вследствие посещения преподобного, весьма дивились и прославляли Бога, творящего через угодников Своих преславные чудеса.
После беседы оба праведника вкусили благословенного хлеба. На другой день епископ перед всеми людьми просил преподобного:
— Наставник пустынный, преподобный отец Геннадий, моли за нас милостивого Бога, чтобы Он облегчил мне телесную болезнь и исцелил недуг ноги моей.
Преподобный сказал святителю:
— Человеколюбец Бог помогает от скорби и целит недуги Душевные и болезни телесные, и облегчает немощь страждущим людям, и не наше это дело великое. Господин мой, святитель, все возможно от Бога, а от человеков — ничто. Вот ты, господин мой, теперь уже здоров от общей скорби телесной, нога же твоя пусть напоминает тебе о последнем часе и не исцелится до последнего твоего издыхания. Мир тебе, господин мой, святой отче!
Владыка после этого прожил еще пять лет и отошел ко Господу.
Составитель жития преподобного Геннадия, ученик и преемник его по игуменству Алексий, рассказывает о себе самом следующее. Будучи оскорблен братией обители Всемилостивого Спаса, Алексий удалился отсюда в город Кострому и поселился в обители Богоявления Господня. Но вскоре сильно заболел и не мог стоять в церкви. По этой причине он переселился из Костромы в Адрианову пустынь близ Пошехонья. Но болезнь не прекращалась. По откровению Божию, он возвратился к геннадиеву обитель и, припав с мольбой ко гробу Геннадия, просил прощения в своем малодушии и получил исцеление.
Из многочисленных посмертных чудес преподобного Геннадия упомянем еще следующие.
Некто боярский сын Иван Лихарев пожертвовал геннадиеву Спасову монастырю одно свое село, но потом передумал и передал это село в Троице-Сергееву Лавру. Вскоре после этого сын его Алексий неожиданно умирает, а жена впадает в тяжелую болезнь. Соседи и знакомые стали говорить” что муж ее поступил нехорошо, оставив Спасову обитель и отдав село в другой монастырь, и советовали ей написать письмо мужу, который находился в Переяславле Залесском.
Жена написала и тотчас же почувствовала облегчение. Между тем, в Переяславле Иоанн тоже впал в болезнь: на него напал какой-то страх и исказилось его лицо. Окружавшие также упрекали его в том, что он оставил обитель Спасову. Тогда Иоанн внял посланию жены и советам ближних, возвратил село в обитель преподобного Геннадия и обещался от нее не отходить. Вскоре он получил исцеление от своей болезни.
Молившиеся при гробе Геннадия с верой и усердием получали исцеление от различных болезней: от боли зубной, от болезни глаз, от расслабления, особенно же — от исступления ума и беснования.
Было и такое чудо. Один иеродиакон обители украл церковные книги и скатерти и, пройдя только несколько верст до реки Андомы, почувствовал расслабление и не мог двинуть ни руками, ни ногами.
Дали знать игумену, и он послал за диаконом, которого и привезли в обитель с книгами. Диакон повинился в своем согрешении, припал ко гробу преподобного Геннадия, прося прощения и исцеления. И, по молитвам преподобного Геннадия, Бог помиловал его и возвратил ему здоровье.
Посадский человек города Костромы Лука Густышов не имел веры к чудесам преподобного Геннадия и решил не бывать в обители Спасовой и у гроба преподобного.
Будучи выбран в целовальники в таможню (т.е. в присяжные сборщики таможенных пошлин), он отправился со своими товарищами для сбора государевых денег. Но вдруг он был поражен тяжкой болезнью: опухли щеки, разболелась нестерпимо голова, и он пришел в исступление. Родственники привезли его домой, где он и лежал при смерти.
Придя в сознание, он вспомнил свой грех, обещался идти в обитель Спасову и ко гробу преподобного Геннадия. Отслужив там молебен, он молитвами преподобного Геннадия получил исцеление.
Одна дворянка галицкого уезда корежской волости, из рода Лаптевых, имела четверых сыновей, из которых один, по имени Кирилл, пожелал постричься в геннадиевом монастыре и свою долю из отцовского имения хотел отдать вкладом в монастырь. Мать, узнав об этом, стала ругать сына и не позволяла ему отдать его долю в монастырь.
Вдруг ее постигла тяжкая нестерпимая головная болезнь. Мучимая этой болезнью, она вспомнила свой грех, дала обещание идти в обитель Спасову, помолиться у гроба преподобного Геннадия и внести долю сына. Тотчас она почувствовала облегчение от болезни и вскоре исполнила свое обещание. Сын ее постригся с именем Корнилия.
Преподобный Геннадий перед своей кончиной оставил поучение, в котором изложил свои мысли и заветы об иноческой жизни как своим ученикам, так и всем православным. Вот это простое и назидательное поучение.
* * *
“Великой лавры Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы обители Ипатской брату о Христе и присному пастырю словесных овец игумену Вассиану, а также Спасовой обители нашей паствы строителю Иосифу и всему братству нашему.
Говорю вам, духовные мои братья и спостники: для меня день уже при вечере и секира при корени, ибо отхожу уже к судилищу Христову. Ради святой Господней заповеди, не забывайте меня, когда будете молиться, но, видя мой гроб, вспоминайте мою любовь и молитесь Христу, чтобы Он вселил дух мой с праведными.
Вы же, дети мои, бойтесь Бога, повинуйтесь вашим наставникам во всем, по апостолу. Царя православного почитайте, святителей ублажайте, им повинуются все игумены духовной совестью.
А вы, мои дети, живущие в обители Спасовой, повинуйтесь игумену, которому поручена будет паства наша, и покоряйтесь ему во всем с послушанием. Особенно же умоляю вас и завещаю, чтобы вы не уходили из сего места без благословения настоятеля.
Прекословия брат с братом не заводите, стремитесь к свету, а тьму оставляйте. Пусть жизнь ваша будет по преданию святых отцов и согласна с тем, как нам писал преподобный Корнилий [
74 ] и как в обители нашей установлено иноческое житие.Тебя же, благочестивый игумен Вассиан, умоляю, не оставь обители сей своей верой. Вы же, братия и дети мои, не разоряйте общего нашего предания и не уклоняйтесь от церковного собора, ибо первая мерзость для монахов — это не ходить в церковь; а пришедши в церковь, стойте без глумления, не пересуживайте.
Равным образом, и в келейной молитве не ослабевайте, чтобы не изнемогла ваша плоть вместе с душою и чтобы труд ваш не погиб, ибо возбуждением лености сатана лукавый хочет монаха живым свести в ад.
Умоляю вас, братия мои и спостники, будьте неленивы во всяких монастырских службах, не скорбите и не унывайте в трудах ваших, ибо труды ваши — для того, чтобы иметь возможность есть и пить.
На пастыря во всяком случае не ропщите, ибо ропщущий чернец приготовляет себе гибель. Равным образом, со вниманием слушайте учительное слово и творите благие и добрые дела, ленивых возбуждайте к службе и к молитве, святыни Божией не отлучайтесь: если монах шесть недель Святых Тайн не причастится, то есть не монах.
Еще же умоляю вас, братья мои, не крадите монастырских орудий, ни хлеба, ни овощей, и не выносите за монастырь ради своих прихотей. Одежду имейте все равную, по кельям всякой пищи не имейте, из трапезы хлеба не выносите, исключая крайней нужды и болезни. Пусть питание ваше происходит в трапезе и будет для всех равное. Пусть еда и питье будут в надлежащее время, на трапезе же не объедайтесь и не упивайтесь, ибо это мерзко пред Богом и отягчение и болезнь — для плоти.
Непристойно также вам враждовать между собой, ибо заводящие вражду и сквернословцы Царствия Небесного не наследуют. Таковы же и те лукавые лицемеры, которые братию свою посылают туда и сюда, а сами и пальцем не касаются Дела. О, горе! Пучина горького ада наполняется нерадивыми монахами, праведники же, немного потерпевши и сохранивши Божий заповеди, будут радоваться во веки.
Христос вселяет в дом Свой единомысленных. Так то и вы, дети мои, постарайтесь пройти сквозь тесные врата и при. скорбным путем, чтобы приобрести живот вечный. Слугам же и прочим рабочим повелеваю — не гневаться и не враждовать друг с другом. Следует во всем повиноваться настоятелю и слушаться, а братию не оскорблять ни словом, ни делом, не причинять неподобающих дерзостей, а домашние вещи следует беречь, чтобы ничто из них не гибло.
К чужому имуществу не прикасайтесь и отнюдь ничего не похищайте, ибо собирание собственного имения великий вред причиняет монаху, а душу предает огню негасимому и мукам вечным.
И вы, дети мои, от такого зла и безумия берегитесь и прочим людям напоминайте эти наши слова. Монастырские дела следует исполнять без ропота, неленостно и без мятежа, чтобы не быть лицемерами и человекоугодниками, делая только на глазах, но старайтесь быть богоугодными, за глаза работая верой и правдой. Крестьян не обижайте насилием и среди гостей не превозноситесь, занимайте последние места, а главное ни с кем не враждуйте и ложных слов о братии игумену не говорите.
Будьте, братья мои, поспешливы на добро и поучайтесь слову Божию во святом Евангелии и в Апостольских писаниях. Храните в дому Спасовом книги, нами приобретенные:
следует вам, дети мои, вникать в них и прилагать ум свой к пониманию их. Здесь находятся труды святых отцов. Если кто соблюдает заповеди Божий и веру Христову, таковой возрадуется во веки”.
Преподобный Геннадий скончался 23 января 1565 года. Тихая и мирная кончина его последовала после непродолжительной болезни.
Ученик преподобного Геннадия и преемник его, игумен Алексий, в похвальном слове святому перечисляет его добродетели и отмечает, что за них почитали его и в царской семье. Он был восприемником дочери царя Иоанна Васильевича Грозного от первой супруги его Анастасии Романовны, которой ранее предсказал брак с царем и чадородие.
Со слов старца Антония, постриженники Иосифо-Волоколамского монастыря, Алексий рассказывает о преподобном Геннадии еще такой случай.
Однажды, когда Геннадий находился в Москве за богослужением в церкви, в которой стояли царские слуги и боярские жены, вошла бедная и убогая женщина с плачущими детьми.
Смотря на нее, некоторые знатные боярыни, воздыхая ко Господу и Пресвятой Богородице, про себя думали: Господь даровал детей таким нищим, которым нечем кормить их, а нам, имеющим возможность от царского жалованья воспитывать детей. Господь не дал чадородия, конечно за наши грехи. Преподобный Геннадий уразумел их мысли и сказал им:
— Не скорбите, госпожи: если будете жить благочестиво в своем положении, то, по повелению Божию, с этого времени будете рождать детей.
По пророчеству преподобного сбылось это не с одной, но со многими благородными женщинами. И в других городах преподобный Геннадий предсказывал многим благочестивым женщинам чадородие.
Обретение мощей преподобного Геннадия совершено было в 1644 году в дни благочестивого царя Михаила Феодоровича, при патриархе Иосифе, когда ветхий деревянный храм Преображения Господня разобрали и начали строить каменную церковь. Во время земляных работ обрели гроб с нетленным телом и ризами преподобного.
Благоверный князь ГЕОРГИЙ
(4 февраля)
Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович [
75 ] был третьим сыном великого князя Всеволода III Георгиевича, по прозванию Большое Гнездо и княгини Марии Шварновны.Он родился 26 ноября 1187 года в городе Суздале и по желанию отца получил имя деда. Когда ему исполнилось 19 лет, его мать, сильно заболев, постриглась в монастыре Пресвятой Богородицы во Владимире на Клязьме, и Георгий провожал свою мать до обители. Через несколько дней она скончалась. Для Георгия это была невосполнимая утрата, он пользовался особой ее любовью.
В 1211 году князь Георгий вступает в брак с дочерью Киевского князя Всеволода Святославича Чермного, родной сестрой святого благоверного князя Михаила Черниговского [
76 ] От этого брака князь Георгий имел трех сыновей: Всеволода, Мстислава и Владимира.На границе XII-XIII веков, когда жил благоверный князь Георгий. Русская земля сильно страдала от междоусобий удельных князей, между которых она была разделена. Отец Георгия, великий князь Всеволод III пытался достигнуть объединения, за свои заслуги получил имя Великого Всеволода, однако не был в состоянии прекратить удельную вражду и при своей жизни не раз привлекал детей своих к участию в междоусобной борьбе.
Молодой Георгий в первый раз выступает в истории действующим вместе с отцом и братьями в осаде Пронска в 1207 году. В следующем году Георгий-Всеволодович отражал нападение прежнего пронского князя Михаила и двоюродного его брата Изяслава на московские волости великого князя, действовал потом против мятежных новгородцев.
В 1212 году великий князь Всеволод стал изнемогать и захотел при жизни определить своих сыновей, которых у него в то время оставалось шестеро: Константин, Георгий, Ярослав, Святослав, Владимир и Иоанн. Он послал за старшим, Константином, княжившим в Ростове, желая дать ему после себя стольный город Владимир, а в Ростове посадить Георгия. Но Константин не согласился на такое распоряжение и ответил отцу:
“Если хочешь сделать меня старшим, то дай мне начальный город Ростов и к нему Владимир, или, если тебе так угодно, дай мне Владимир и к нему Ростов”.
Всеволод, посоветовавшись с боярами и епископом Иоанном, решил наказать непослушного Константина — отдать старшинство Георгию. 14 апреля 1212 года на 64 году жизни Всеволод скончался. Константин оскорбился на Георгия и “воздвиже брови своя со гневом”.
Так сделался великим князем Владимирским Георгий Всеволодович, получивший в наследие неустроенную землю, борьбу городов и князей и нерасположение обиженного старшего брата.
Уже в следующем году Константин, недовольный потерей старшинства, возбудил всю землю Суздальскую и поднял восстание на брата Георгия. Остальные братья тоже приняли участие в междоусобии. Собранные ими войска сошлись под Ростовом у реки Ишни.
На этот раз братья помирились и разошлись по своим городам без битвы, так как великий князь, сильный миролюбием и предусмотрительностью, сумел избежать кровопролития.
В другой раз усобицу начал Владимир Всеволодович, бежавший из своего города Юрьева Польского сперва в Волок [
77 ], а оттуда в Москву, чтобы отнять эти города у Георгия. На стороне последнего стал брат Ярослав. Полки Владимира были изгнаны дмитровцами, до большой битвы не дошло, великий князь не пожелал мстить нападавшему, и братья опять помирились.Князь Ярослав рассорился с новгородцами, которые взяли себе князем храброго Мстислава Мстиславича Удалого. Воз. никла новая усобица, в которой Георгий Всеволодович дол. жен был поддержать Ярослава, а с новгородцами соединились псковичи, смоленчане и все сторонники князя Константина Ростовского.
В апреле 1216 года произошла Липицкая битва [
78 ], в которой великий князь и его союзники были разбиты полностью, и Георгию пришлось уступить первенство брату Константину. Уходя из Владимира в Радилов городок на Волге [ 79 ], Георгий Всеволодович молился у отцовского гроба и со слезами говорил: “Суди Бог брату моему Ярославу, что довел меня до этого”.В 1217 году Георгий Всеволодович получил от брата Константина предложение взять княжение в Суздале, а когда 2 февраля 1218 года великий князь Константин скончался, то следующий за ним по старшинству Георгий Всеволодович возвратился на великокняжеский стол, который занимал до своей страдальческой кончины.
Отмеченные выше черты смутного состояния Руси выступали во всей силе в течение дальнейшего правления Георгия Всеволодовича и привели государство к страшной трагедии, известной под именем монгольского (татарского) ига.
Новгородская вольница причиняла великому князю великие заботы и отвлекала его силы на бесплодную внутреннюю борьбу. По просьбе новгородцев он неоднократно посылал им в правители то сына своего Всеволода, то шурина своего — святого князя Михаила Черниговского, сам был вынужден идти походом на земли новгородские и занять своими полками Торжок [
80 ]. Порядка в Новгороде достигнуть, тем не менее, не удалось.Между тем, государство терпело немало несчастий от набегов восточных соседей — камских болгар и мордвы [
81 ]. В большом походе против болгар в 1220 году, по предложению великого князя, приняли участие брат его Ярослав, княживший в Переславле, племянник Васильке Константинович из Ростова, Муромский князь Святослав Давидович и другие. Поход был удачный, но утомительный. Чтобы закрепить достигнутые успехи, великий князь основал (в 1221 году) в устье Оки крепость — город Нижний Новгород. Заложен был город на мордовской земле, а потому после 1221 года должны были возникнуть и возникли особенно враждебные действия со стороны мордвы.В 1229 году мордва приходила с князем своим Пургасом к самому Нижнему Новгороду и успела сжечь устроенные здесь Богородицкий монастырь и загородную церковь. Продолжалась борьба и с болгарами. Но главные заботы великого князя Георгия вызывались внутренней враждой князей. Великому князю Владимирскому приходилось вести войну с Черниговом и всячески умиротворять беспокойного брата Ярослава. Главным поводом к раздору был тот же Новгород, где враждовали стороны Михаила Черниговского и суздальская.
Ярослав, под тем предлогом, будто Георгий Всеволодович продолжает поддерживать Михаила в Новгороде, возбудил против великого князя его племянников Константиновичей — Василька, Всеволода и Владимира. В 1229 году Георгий Всеволодович собирал к себе во Владимир недовольных родственников и пытался успокоить их.
По этой причине возмутился Михаил Черниговский, и вместе с князем Владимиром Киевским он двинулся на волынских князей Даниила и Василька Романовичей, бывших в близком родстве с великим князем, выдавшим за Василька свою дочь.
Поход в черниговские волости, не сопровождавшийся кстати, ни битвами, ни победами, не увеличил ни русской военной силы, ни единодушия князей русских, против которых уже стоял вблизи страшный враг — Монголия.
Еще под 1229 годом наши летописи упоминают, что саксины и половцы прибежали с низовьев Волги к болгарам, гонимые татарами, прибежали и сторожа болгарские, разбитые татарами на реке Яике. В 1236 году 300000 татар под начальством Батыя вошли в землю болгарскую, сожгли город Великие Болгары [
82 ], истребили всех жителей и опустошили землю. А в следующем году лесной стороной с востока татары явились и в пределах рязанских. Князья рязанские, не допуская татар к городам, отправились к ним навстречу в Воронеж и объявили: “Когда никого из нас не останется, тогда все будет ваше”.Этот предательский шаг не спас ни их, ни государство. Разрозненные уделы один за другим были покорены врагом, не встретившим объединенного отпора всей Русской земли.
Крайне тяжело, вероятно, было на душе у великого князя, посвятившего всю жизнь свою объединению и внутреннему миру, и теперь, перед страшной опасностью, видевшего Русскую землю разделенной и обессиленной. Рязань сожжена Пришла очередь и стольному Владимиру. Опустошив Рязанскую землю, татары двинулись к Коломне.
Здесь дожидался их сын великого князя Всеволод с беглым рязанским князем Романом и воеводой Иеремией Глебовичем. После жестокой битвы великокняжеское войско потерпело поражение. В числе убитых были князь Роман и воевода Иеремия, а Всеволод Георгиевич успел спастись с малой дружиной бегством во Владимир.
Татары шли дальше. Взяли Москву, где убили воеводу Филиппа Няньку, захватили князя Владимира Георгиевича и направились с ним к Владимиру. Великий князь оставил здесь своих сыновей Всеволода и Мстислава с воеводой Петром Ослядуковичем, а сам с тремя племянниками — Константиновичами — поехал на Волгу и стал на реке Сити [
83 ], потом, оставив здесь воеводу Жирослава Михайловича, отправился по окрестным волостям собирать ратных людей, поджидал и братьев — Ярослава и Святослава.Между тем, татары быстро двигались вперед. Скоро к великому князю на Сить принесена была страшная весть: его сын князь Владимир убит. Другой — князь Всеволод, поняв, что силой города не отстоять, вышел к Батыю с дарами и был также умерщвлен. Мстислав с частью жителей пытался укрыться в старом городе и был убит татарами.
Епископ Митрофан, великая княгиня с дочерью, снохами и внучатами, другие княгини со множеством бояр и простых людей заперлись в Успенском соборе, на хорах. Татары выбили двери, церковь ограбили, а бывших там сожгли вместе с церковью. Перед смертью многие приняли иноческий постриг от епископа Митрофана. Выслушав скорбную повесть, великий князь заплакал.
“Господи, Боже мой! — взывал он. — Испытание, Тобою ниспосланное, тяжело мне! Ты лишил меня, как некогда Нова, лишил всего, что у меня было. Жена и дети мои погибли. Взяты Тобою и люди, вверенные Тобою же моей державе. Что же делать мне? Согрешили мы пред Тобою, Господи, и Ты смирил нас. Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои о нас. Но эта кровь множества людей, неповинных в наших грехах? Господи, Господи! Не лишай и меня грешного и недостойного Твоего участия в их славе, сподоби и меня пострадать со Христом, как они пострадали, ради имени Твоего святого, Отца и Сына и Святого Духа. Но да будет воля Твоя святая, яко благословен еси во веки. Аминь”.
Молитва укрепила его, и князь стал спокойно готовиться к битве и к смерти. Воевода Дорожа с трехтысячным отрядом был послан разузнать о неприятеле, но он скоро возвратился и донес, что татары уже обошли русское войско кругом. Тогда князь сел на коня и вместе с братом Святославом и тремя племянниками выступил против врагов.
Произошла страшная битва, русские полки побежали, и великий князь был убит. Татары отсекли ему голову. Молитва его была услышана, он пал как добрый воин, как мученик за веру и Русь православную.
Как буря пронеслось вражеское войско, оставив за собой поле, покрытое трупами. Некоторое время спустя возвращался с Белоозера к своей пастве Ростовский епископ Кирилл [
84 ] Путь его лежал недалеко от реки Сити. Архипастырь заехал туда, чтобы вознести свои молитвы к Богу об упокоении душ за веру и отечество павших воинов. Среди множества мертвых тел святитель узнал по великокняжескому одеянию тело великого князя Георгия, но туловище его лежало без головы.С благоговением взял он тело князя, принес его в Ростов и здесь, при великом плаче народа, отпев обычные погребальные пения, похоронил его в соборном Богородичном храме. Через некоторое время была найдена и голова князя-страдальца, принесена в Ростов и приложена к телу.
Новый великий князь, брат почившего, Ярослав Всеволодович [
85 ], устроившись во Владимире, очистив от трупов и возобновив церкви, в 1239 году послал в Ростов за телом благоверного Георгия. Честные останки великого страдальца возле Владимира встретил митрополит Кирилл [ 86 ] со всем духовенством, великий князь Ярослав с братом Святославом и детьми, боярами и всеми жителями Владимира от мала до велика.При виде гроба раздался общий плач и рыдания, заглушавшие церковное пение. Гроб положен был в соборе Успения Пресвятой Богородицы, где лежал и Всеволод, отец князя Георгия. Все, бывшие при перенесении тела, увидели преславное чудо: глава святого Георгия, отсеченная татарским мечом, приросла в гробе к телу, так что не видно было на теле и следа отсечения, но все составы были целы и неразлучны.
Каменный гроб, в котором были положены мощи святого Георгия, установлен в возглавии гробниц с телами его сыновей — Всеволода, Мстислава и Владимира. В этом гробе тело пребывало до 1645 года, когда было обретено нетленным и переложено в позолоченную серебряную гробницу, устроенную патриархом Иосифом, питавшим особенное уважение к этому святому.
Тропарь, глас 8
На высоте великого княжения седя, явился благочестием и верою сияя отечеству своему яко солнце. По Святей Троице ревностию разжегся и за веру крепко пострадав, кровь свою пролиял еси. Тем и отсеченная твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе, прилепшая по смерти к телеси твоему, с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя, от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим. Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпце Георгие, непрестанно моли державу твою и сродник твоих безвредну сохранити молитвами твоими.
Преподобный ГЕОРГИЙ
(8 января)
Преподобный Георгий Хозевит [
87 ] родился на острове Кипре [ 88 ] в семье, отличавшейся благочестием. Старший брат его Ираклид, еще при жизни родителей, ушел в святой город Иерусалим. Поклонившись здесь местам, освященным стопами и кровью Господа Иисуса, он удалился затем в Иорданскую долину [ 89 ] и поселился в Лавре, называемой Коломановой [ 90 ], приняв иночество. Святой же Георгий один оставался у родителей, воспитываясь в благочестии и страхе Божием.Когда умерли родители Георгия, осиротелый отрок, со всем имением, оставшимся от родителей его, принят был на попечение одним из своих родственников. Последний так полюбил его, что хотел выдать за него замуж свою единородную дочь. Но святой, тяготясь мирской суетой и не желая сожительства с женой, скрылся у другого родственника, который был игуменом монастыря.
О местонахождении Георгия стало известно покинутому им родственнику, желавшему иметь кроткого юношу своим духовным сыном. Он пришел к игумену, у которого скрывался Георгий, и стал требовать, чтобы тот возвратил ему отрока.
Узнав об этом, Георгий тайно покинул монастырь и, сев на отплывавший корабль, отправился с Кипра в Иерусалим. Поклонившись святым местам, он спустился в Иорданскую долину и пришел к брату своему в Лавру Коломана. Тот же, видя его еще молодым и безбородым, по заповедям святых отцов, не захотел держать его в Лавре, пока он не обрастет бородой, но привел его в обитель Пресвятой Богородицы, называемую Хузива [
91 ] и передал тамошнему игумену. Здесь святой Георгий облечен был в иноческий образ и вступил на путь подвижничества.Трудясь во славу Божию и для спасения своей души, он особенно упражнялся в смирении и послушании. Бог прославил Своего угодника и наградил его даром чудотворения. И вся братия немало удивлялась, видя такое совершенство и такое дерзновение к Богу в юном отроке и к тому же новоначальном. Святой же, опасаясь обольщений пустой мирской славы, тайно вышел из обители и снова прибыл к своему брату в Лавру.
Поселившись здесь с братом в так называемой Старой церкви, они пребывали в молитве, богомыслии и трудах пустыннических. Братья не приготовляли себе горячей пищи, за исключением тех случаев, когда к ним приходил кто-либо.
Однажды авва Ираклид сказал своему брату:
— Возьми топор и пойдем рубить дрова.
И когда тот взялся за топор, старший брат приказал ему срубить бесплодную пальму, которая росла около их келии. Поклонившись брату, Георгий стал просить:
— Нет, отче, не будем рубить ее, может быть она даст нам ваий.
Но тот настаивал:
— Сруби ее. Вот уже несколько лет она не приносит плодов — зачем же она занимает место?
Тогда Георгий снова со смирением поклонившись произнес:
— Я ручаюсь, что скоро она принесет плод. После таких слов Ираклид уступил, и с тех пор пальма стала приносить многочисленные и прекрасные плоды.
В то время в Иерихоне жил один землевладелец, любимый святыми братьями-подвижниками. У него скончался малолетний единородный сын. Положив мертвого в корзинку и прикрыв его плодами, отец принес его в Лавру. Войдя в келию к Ираклиду и Георгию, он поставил перед старшим братом корзинку, прося его благословить плоды его земледелия, а сам немедленно вышел. Вынув плоды из корзинки и найдя в ней мертвого младенца, Ираклид сказал младшему брату:
— Призови этого человека, ибо он хочет искусить нас, грешных.
Но Георгий возразил ему:
— Не печалься и не гневайся, отче, но с верой призовем благоутробного и милостивого Бога, и если Он услышит нас, грешных, и воскресит младенца, то отец возьмет его от нас живым, в награду за свою веру. А если Бог не восхощет сотворить этого, то скажем отцу, что мы, будучи грешниками, не достигли такого дерзновения к Богу, чтобы помочь ему.
Старец послушался брата, и оба они стали на молитву со слезами и с сокрушением сердечным. И всемилостивый Господь услышал их молитвы и воскресил младенца. Тогда, призвав его отца, братья отдали ему младенца живым, повелев ему, чтобы он никому не рассказывал об этом чуде.
Так святые Ираклид и Георгий мирно и богоугодно жили вместе, со всяким смирением и скромностью, и никто не слышал спора и разноречия между ними, не видел и тени презрения их друг к другу, или к кому-нибудь иному.
По прошествии некоторого времени Ираклид скончался, достигнув семидесятилетнего возраста. Преподобный Георгий, оставшись в келии один, рыдал и скорбел о кончине своего брата, в то же время доблестно подражая его жизни и трудам. И кто может поведать о его пустыннических подвигах, неустанной молитве и богомыслии? Кто может рассказать о его воздержании и посте?
За свою подвижническую жизнь старец был удостоен диаконского сана и по должности диакона часто прислуживал священным отцам за богослужением.
Между тем, в Лавре скончался игумен, и произошло сильное разделение и несогласие по поводу избрания нового настоятеля. Тогда святой Георгий, не терпя смут, со скорбью удалился из Коломана и снова поселился в Хузевитской обители в отдельной келии, которую дал ему игумен монастыря.
Подвизаясь на прежнем месте своей отшельнической жизни, преподобный Георгий не приобретал ни вина, ни елея, ни хлеба, ни одежды, но, обходя кучи мусора, собирал тряпки и, сшивая их, делал себе одежду. Из этих же тряпок была устроена и постель его.
Обитавших в обители иноков он просил сберегать ему за неделю остатки от стола отцов и пришельцев, будут ли то овощи, или плоды, или даже кости. Потом он толок все это в каменной ступе, делал шарики и сушил на солнце. Эти шарики он и употреблял в пищу, вместе с водой — через два три дня. Кроме того, старец просил, чтобы братия не пекли без него хлебов, ибо он веровал, что занимающимся этим делом в тех святых местах будет великая награда на небе, так как в Палестине было в обычае использовать излишек хлеба на странников, приходивших поклониться тамошним великим святыням.
В хлебнице, предпочтительно перед другими работами, преподобный Георгий топил печь. Занятие это особенно тягостно в тех местах в летнее время, когда от сильного зноя тают Даже свечи на церковных подсвечниках. Но преподобный Георгий, несмотря ни на какой зной, неустанно работал в хлебнице по дважды и по трижды в день, топя печь и приготовляя хлебы. Другие из братии не могли переносить такой работы и постоянно чередовались.
Поэтому неустанным трудам Георгия все удивлялись и называли его железным.
Когда же случилось нашествие персов на святую землю [
92 ] он на время оставил Хузевитскую Лавру и скрылся в Коломане. По прошествии же опасности старец снова возвратился в Хузиву. Здесь он снова предался подвижническим трудам и в то же время поучал всех, приходящих послушать его богомудрых речей. Никого он не оставлял без поучительных бесед, но всех наставлял в слове Божием и в благочестии.Благочестиво пожив и угодив Богу, преподобный Георгий был отозван в небесные обители, достигнув глубокой старости. О блаженной кончине старца ученик его, преподобный Антоний, рассказывает следующее.
“После многих трудов заболел святой отец наш Георгий недугом, от коего и скончался. В вечер же, в который он скончался, по устроению Божию, случилось множество пришельцев, и я был весьма занят послушанием. И некоторые из братии, сидевшие у старца, часто приходили, говоря мне:
— Спрашивает тебя старец, говоря: где Антоний? Призовите мне его, ибо я уже умираю.
Я уже колебался надвое, желая и исполнить послушание, и придти к старцу. И старец, узнав это духом, объявил мне через посланных:
— Не скорби и не смущайся, чадо, но исполни послушание твое, а я подожду до тех пор, пока ты придешь.
И пока пришельцы встали из-за трапезы и пришли другие, время протянулось почти до полуночи, и старец был еще жив. Исполнив свое послушание и отпустив пришельцев, я пришел к нему. Когда он меня увидел, то обнял и облобызал и благословив обернулся к востоку и сказал:
— Изыди, душе моя, ныне о Господе, изыди. И сказав это трижды, он предал дух Господу. Так он преставился, мирно и тихо, явно предав дух в руце Божий, как пишется — “Праведных души в руце Божией и не прикоснется их мука” [
93 ] и паки: “Честна пред Господем смерть преподобных его”. [ 94 ]Я же узнав, что он предал дух Господу, припал к груди его и плакал и рыдал о лишении преподобного отца. И приготовив тело его со псалмами и песнями духовными, мы положили его в гробнице преподобных отцов. И ныне он находится с ликами святых, сомолитствуя за нас и за весь мир”.
Кондак, глас 4
Явился еси светило пресветлое, Георгие, озаряя божественными зорями верно зовущих ти: моли о нас Владыку Христа, явльшагося во струях и просвещшаго земнородныя.
Просветитель ГРИГОРИЙ
(30 сентября)
Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился во второй половине III века. Его отец, персидский вельможа, по наущению царя Артомира, произвел покушение на жизнь армянского царя Курсара, и, спасаясь бегством, утонул.
Семье его пришлось спасаться от мести умирающего Курсара. Григорий был тайно увезен в Кесарию христианской кормилицей и здесь воспитан ею в строго-религиозном духе.
Достигнув совершеннолетия, Григорий решил искупить вину своего отца и отправился на службу к сыну царя Курсара — Тиридату. Тиридат в это время ревностно отдался служению языческим богам. Григорий, воспитанный религиозной христианкой, не мог, конечно, участвовать в языческих жертвоприношениях, и когда Тиридат при этом еще узнал, что он — сын убийцы его отца, то в сильнейшем гневе приказал бросить Григория в глубокий и нечистый ров, в котором святой Григорий, среди пресмыкающихся гадов, в сырости и смраде томился целых 14 лет, получая пищу тайно от одной вдовы.
“Горькие муки” и “затворение долговременное” не поколебали мужества Григория, и он продолжал твердо хранить веру Христову. Освобожденный из рва для помощи впавшему в безумие Тиридату, он исцелил его, обратил в христианство и крестил. Вместе с Григорием царь так же ревностно принялся разрушать языческие капища и жертвенники и воздвигать христианские храмы.
В 317 или 318 году Григорий был в Кесарии епископом Леонтием посвящен в сан епископа. Возвратился он в Армению как раз в то время, когда царь с общего согласия всех начальников и предводителей решил обратить весь армянский народ в христианство. Григорий был признан, как главный духовный руководитель и учитель веры.
Семейство царя, его приближенные и множество народа в назначенный день торжественно крестились в реке Евфрате. Языческие храмы были разрушены, жрецы после упорного сопротивления побеждены, и в Тироне была заложена первая церковь во имя святого Иоанна Крестителя.
Святой Григорий все время проводил в путешествии. Крестил желавших принять христианство, строил церкви, основывал монастыри и при них школы, чтобы приготовить для будущего пастырей и проповедников, в чем теперь чувствовался огромный недостаток, так как у армян еще не было письменности, и совершать богослужение и читать Священное Писание возможно было только на греческом языке. Нужны были люди, которые, одновременно зная иностранные языки, могли бы живое слово излагать по-армянски.
Первое время святой Григорий один, но вскоре у него появились последователи и ученики, и Армения в короткое время сделалась христианской. Свою кафедру Григорий основал в Эчмиадзине и было основано еще несколько епископских кафедр в важных армянских провинциях.
“Многострадальный пастырь”, “Армении хвала”, священномученик Григорий “возделал неплодную ниву”, засеял “словесная семена” благочестия в сердца всех армян, разогнал “тьму безбожия идольского”, за что и получил название “Просветителя Армении”. Он просветил христианством не только армян, но и многие соседние племена.
Около 334 или 335 года святой Григорий сдал все церковные дела и кафедру своему сыну, епископу Аристакесу, и удалился на гору Себух в пещеру Мане, где в полной безвестности и умер. Мощи его были впоследствии перенесены в Царьград, а в Армении (в Эчмиадзине) осталась только правая его рука.
Преподобный ГРИГОРИЙ
(8 января)
Преподобный Григорий Печерский вступил в Печерский монастырь при его основателе, преподобном Феодосии, и подвизался в юности под его началом. Он стяжал великий молитвенный дар и силу над бесами, так что они всячески восставали против него.
Трижды подбивали они воров обокрасть его, но всякий раз преподобный посрамлял их. Первый раз воры пытались унести его богослужебные книги, но, по молитвам преподобного, они заснули и проспали пять суток, пока он сам не разбудил их.
Так как воры истощали, он велел накормить их и отпустил, а правителю города подарил несколько книг и уговорил его не наказывать воров. Остальные книги свои он продал, а деньги раздал нищим во исполнение слов Христа: “Продавайте имения ваши и давайте милостыню” (Лк. 12, 33).
Второй раз воры обокрали его огород и нагрузили мешки, но по молитве преподобного, не могли сдвинуться с места и простояли под тяжестью мешков двое суток, пока он не освободил их от недуга. Принеся покаяние в своем грехе, они остались трудиться в монастыре.
Прожив в добром подвиге, они здесь же мирно скончались.
Третий же раз недобрые люди выманили у преподобного немало денег, как бы для того, чтобы спасти товарища, приговоренного к повешению. Преподобный же, хотя и знал об их злом умысле, не стал им противиться и дал им, сколько они просили. В ту же ночь они проникли в плодовый сад, насаженый около пещеры преподобного.
Но Господь Сам покарал их: один из обманщиков, сидя на дереве, нечаянно повесился, товарищи же его в страхе бежали. А преподобный не мог оказать погибавшему помощь потому, что воры заперли его в пещере. Преподобному оставалось только оплакать горькую кончину несчастного.
На другой день воры принесли покаяние, и преподобный, строго выговорив им за то, что они погубили своего товарища, повелел им до смерти трудиться в обители. Они повиновались ему со смирением.
Видя, что преподобный посрамил их во всех их намерениях, бесы ополчились на него иным образом. В 1093 году князь Владимир Мономах с братом своим Ростиславом выступил против половцев, и стан князя Ростислава оказался против Печерской обители. Слуги князя, видя однажды, как преподобный Григорий спускается к Днепру за водой, стали над ним смеяться.
Преподобный кротко сказал, что им впору не смеяться, а следовало бы приготовиться к смерти, потому что они, по воле Божией, вместе с их князем должны сложить свои головы.
Слова его передали князю. Он же, юный, неразумный и не сдержанный, так озлобился, что приказал утопить преподобного в Днепре с камнем на шее.
На другой же день тело его нашли в пещере с тем самым камнем на шее. Одежда его была пропитана водой, но лик его сиял радостью, и он во всем был подобен живому. Его погребли в пещере.
Князь же Ростислав потерпел поражение, а во время бегства потонул со своим войском в реке Стрымне.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[
67 ] Житие преподобного Геннадия и служба ему написаны иноком Алексием, учеником преподобного и игуменом основанного Геннадием монастыря. Житие сохранилось во многих рукописях. В некоторых из них находится просьба списателя отнести его труд на просмотр к царю Феодору и митрополиту Дионисию, следовательно, житие написано между 1584 н 1587 годами. Служба, акафист и житие вместе с предсмертным поучением не раз издавались в Петербургской и Московской Синодальных типографиях славянским шрифтом (например, М., 1888). Житие, описание чудес поучение и повесть об обретении мощей изданы сполна по рукописям в “Ярославских Епархиальных Ведомостях” за 1873 год и отдельной брошюрой в Ярославле — в том же году.[
68 ] Преподобный Александр Свирский скончался в 1533 году. Память его празднуется 30 августа.[
69 ] Преподобный Корнилий Комельский скончался в 1537 году. Память его празднуется 19 мая.[
70 ] Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 29-30.[
71 ] Великий князь Василий IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 год.[
72 ] Первого царя русского. Управлял государством с 1533 по 1584 года (в 1547 году принял титул царский).[
73 ] Евангелие от Иоанна, гл. 6, ст. 37.[
74 ] Преподобный Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Этот устав напечатай в “Истории Российской Иерархии” и отдельно — в 1812 году.[
75 ] Сведения о благоверном великом князе Георгии содержатся в древних летописях. Сверх того, в Степенной Книге и Четьих-Минеях Милютина, находится “Плач и страдания” князя.[
76 ] Память его празднуется 20 сентября.[
77 ] Юрьев Польский — уездный город Владимирской губернии. Волок (или Волоколамск) — город Московской губернии.[
78 ] Битва называется от речки Липицы в Юрьевском уезде Владимирской губернии, близ которой она разыгралась.[
79 ] Радилов Городок теперь называется село Городец, Балахнинского уезда Нижегородской губернии.[
80 ] Уездный город Тверской губернии.[
81 ] Мордва — многочисленное финское племя, обитавшее в нынешних терниях: Нижегородской, Пензенской и части Тамбовской, Саратовской и Казанской.[
82 ] Великие Болгары — столица Волжской Болгарии, ныне село Успенское Спасского уезда Казанской губернии — на левом берегу Волги в 121 версте от Казани.[
83 ] Река Сить, правый приток Мололи, протекает в губерниях Ярославской и Тверской.[
84 ] Епископ Кирилл управлял Ростовской епархией с 1230 по 1262 года[
85 ] Ярослав Всеволодович был великим князем с 1238 по 1249 годы[
86 ] Управлял Русской митрополией с 1242 по 1281 годы.[
87 ] Хозевигами назывались иноки Хозевитской или Хузивской обители.[
88 ] Остров Кипр находится в северо-восточном углу Средиземного моря, недалеко от Сирийского побережья.[
89 ] Иорданская долина находится по течению реки Иордана, представляя собой места мало населенные. Она с древних времен была излюбленным местом отшельников. Так, сюда удалился св. пророк Иоанн Предтеча и выступил здесь с проповедью о покаянии. Во времена христианские в этой долине находилось немало всевозможных монастырей.[
90 ] Лавра Коломанова находилась близ Мертвого моря и Иордана.[
91 ] Хузивский монастырь находился в пустыне Хузив или Хозева, межу Иерусалимом и Иерихоном, рядом с большой дорогой, через которую обыкновенно проходили паломники из святого града к Иордану, и недалеко от спуска в низменную долину Иорданскую. Монастырь этот был расположен в дикой местности. Церкви и келии монахов, вися над оврагом на высоте 50 сажен, были как бы прилеплены к каменистым утесам. Монастырь Хузива возник в V веке. Имя первого его основателя неизвестно. В последствии монастырь именовался Лаврой и в VI, VII и VIII веках, кота он особенно славился строгостью жизни своих подвижников, достиг особенного процветания. В XII веке монастырь этот еще существовал, о дальнейшей судьбе его ничего неизвестно. В самое недавнее время эта обитель была восстановлена.[
92 ] Нашествие персов было в 614 году, под предводительством Хозроя, царя персидского (царствовал с 580 по 628 годы).[
93 ] 1 Книга Премудрости Соломона, гл. 3, ст. 1.[
94 ] Псалом 115, ст. 6.