Преподобный ИЛАРИОН (21 октября)
Святой Игнатий, епископ Ростовский, был воспитан родителями в традициях христианских ценностей и добродетелей. Убедившись в суете этого мира, он отрекся от него и принял пострижение в монашество.
Так как он проводил жизнь весьма добродетельную, то был поставлен вначале архимандритом, а затем, 19 сентября 1262 года, — епископом на Ростовскую кафедру.
Приняв под свое попечение Ростовскую епархию, он с великим вниманием окормлял свое духовное стадо. 26 лет неустанно трудился он на своем посту, благоустраивая церковную жизнь вверенных ему людей, и преставился 28 мая 1288 года, в пятницу, после вечерни. Честные мощи его почивали в Ростовском Успенском соборе.
Узнав о кончине святителя, весь город Ростов собрался к его гробу: рыдали о любимом пастыре и учителе, помощнике и заступнике в бедах и скорбях, ходатае о вдовицах и сиротах, заботливом отце для нищих и убогих, учителе священнослужителей и монашествующих, советнике и примирителе русских князей.
Народа было так много, что гроб с его телом не могли внести внутрь церкви, а поставили вне ее. Во время отпевания среди народа молились две благочестивые монахини, одна из них — Феодосия, была супругой протодиакона Павла, но вскоре после вступления в брак они решили вести девственный образ жизни. Так они и жили. Многие могли засвидетельствовать чистоту их подвига. После смерти Павла супруга приняла пострижение. Узнав о кончине святителя Игнатия, она поспешила на отпевание.
Вместе с ней на молитву пришла другая инокиня, Ксения, проводившая такую же добродетельную и богоугодную жизнь. Эти две инокини и некоторые другие благочестивые люди сподобились видеть во время молитвы такое чудо.
Когда честные мощи святителя Игнатия переносились к церкви, то праведник встал из гроба в своем архиерейском облачении, поднялся высоко в воздух и благословил народ и весь город. Затем вошел в пещеру, выкопанную около жертвенника, в место своего погребения, где ему был приготовлен гроб-усыпальница.
Приблизительно в то же время случилось и другое чудо. Некий архимандрит Стефан имел со дня рождения своего один палец пригнутым к ладони. Когда он прикоснулся к честному телу святителя, тотчас скрюченный палец его выпрямился, стал здоровым, как и прочие.
Когда тело святителя положили во гроб и хотели вложить в его руку свитки с именами всех, кого святитель рукоположил в священнический или диаконский сан, то он, как живой, протянул свою руку и сам принял списки.
Существует известие, что святой Игнатий в 1269 году основал обитель при устье реки Шексны, на берегу Белого озера, во имя Святой Троицы. Иноки этой обители много потрудились над обращением в христианство племен чуди и карелов. В 1274 году святой Игнатий присутствовал на Поместном Владимирском Соборе.
Два раза святителю приходилось предпринимать тяжелое путешествие в Орду с ходатайством за свою епархию. Святой Игнатий известен, как примиритель князей Димитрия и Константина Борисовичей.
В память о примирении ими основана в Ростове Борисо-Глебская церковь.
Тропарь, глас 4
Благоверия просвещься учении святительства прием паству, и апостолом наследник быв, тем приял еси от Бога дар чудес, святителю отче Игнатие. Моли Христа Бога, да спасет души наша.
Преподобный ИЛАРИОН
(21 октября)
Преподобный Иларион, ученик преподобного Евфросина Псковского, основал в Гдовском уезде Покровский монастырь, был там настоятелем и много боролся с пограничными жителями — немцами, шведами и эстонцами, защищая православную веру.
Скончался он 26 марта 1474 года. Святые мощи его покоились под спудом в церкви упраздненного его монастыря, в недавнем прошлом бывшей приходской.
Святой пророк Илия — Боговидец и славный ревнитель по Боге, обличитель беззаконных царей, дивный чудотворец, которому повиновались стихии, слушалось небо, великий угодник Божий, до сих пор пребывающий во плоти и должный придти на землю перед вторым пришествием.
По достоверным сказаниям, родиной пророка Илии была страна Галаадская, по сторону Иордана [
113 ], пограничной Аравяи. Город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван Фесвитянином [ 114 ].Происходил Илия из рода Ааронова, от отца по имени Саваха. Рождение Илии было ознаменовано видением его отцу. В то самое время, когда мать Илии рожала его, Савах увидел белообразных мужей, которые разговаривали с младенцем, пеленали его огнем и кормили его, влагая в уста его пламень огненный. Устрашенный таким видением, Савах пошел в Иерусалим и рассказал о видении священникам. Тогда один из них, муж прозорливый, сказал Саваху:
— Не бойся видения относительно твоего сына, но знай, что младенец этот будет сосудом благодати Божией. Слово его будет, как огонь, сильно и действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его будет благоугодна Богу, и будет судить он Израиль оружием и огнем.
Воспитание и обучение свое Илия, как происходивший из священнического рода, получил от священников. С самых юных лет предав себя Богу, возлюбил он девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий, непорочный перед Богом, чистый душой и телом. Любя же размышлять о Боге, он часто удалялся для безмолвия в пустынные места, где подолгу беседовал наедине с Богом в теплой к Нему молитве.
Илия сподобился милостивой беседы с Богом и, вследствие своей равноангельской жизни, приобрел к Нему великое дерзновение: все, что просил Илия у Бога, он получал.
Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила водворить сладострастный культ Ваала [
115 ] и Астарты.Истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учрежден штат жрецов Ваала.
Ахав же построил для него в Самарии капище и поставил там жертвенник ему, сам покланялся Ваалу, как богу, и всех израильтян принуждал кланяться этому идолу. Он до крайности развил в своем царстве идолопоклонство, чем более всех царей, царствовавших до него над Израилем, прогневал Бога.
Грозным мстителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, долженствовавших вразумить нечестивого царя.
История его жизни и деятельности излагается в 3 и 4 книгах Царств [
116 ]. Когда нечестие царя достигло крайней степени, пророк — босой, в грубом плаще из верблюжьего волоса, с кожаным поясом на чреслах и посохом в руках — явился в Самарию [ 117 ], направился к царскому дворцу и возвестил Ахаву, что за его нечестие страну постигнет трехлетний голод.— Жив Господь Бог всемогущий, — сказал Илия, — Бог Израилев, перед которым я стою [
118 ]. Если в эти годы будет на землю роса или дождь, то не иначе, как по моему слову [ 119 ].Сказав это, Илия ушел от Ахаава, и, по слову пророка, небо заключилось и настала засуха. Ни одна капля дождя или росы не упала на землю.
Вследствие засухи был полный неурожай хлебов и наступил голод.
Когда согрешает царь, на всех подданных гнев Божий приходит [
120 ]. Но Ахав не раскаялся.Засуха продолжалась следующий и третий год. Воздух был всегда зноен, стояла сильная жара, все деревья, цветы и трава завяли, плоды погибли, сады, нивы, поля сделались совершенно пусты. Вода в источниках иссякла, малые реки и потоки совсем высохли, а в больших реках количество воды резко уменьшилось. Вся земля сделалась безводной и сухой, и умирали от голода люди, скот и птицы. Такое наказание постигло не только израильское царство, но и окрестные его страны [
121 ].Чтобы сохранить своего пророка Господь посылает его в некоторое уединенное место, далекое от жилищ человеческих:
— Иди на восток и скройся у потока Хорафа , что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там.
Господь сделал это и для того, чтобы избавить Илию от расправы со стороны Иезавели, и чтобы Илия не погиб от голода, и чтобы посредством заботливого поведения воронов [
122 ] возбудить в Илии сострадание к людям, страдающим и погибающим от голода и жажды. Илия крепился и требовал у Бога продолжения наказания неверных, пока они не покаются.Тогда Господь послал его в Сарепту Сидонскую [
123 ], находившуюся не под властью царя Израильского, к бедной вдове чтобы он задумался в сердце своем, какое бедствие нанес он не только людям богатым, но и бедным вдовам, которые не только во время голода, но и в годы урожаев часто не имеют дневного пропитания.Придя к воротам этого города, пророк Илия увидел вдову, несшую два полена дров. Илия, мучимый голодом, попросил у нее кусок хлеба. Вдова сказала, что у нее в кадке осталась только одна горсть муки и немного масла в кувшине. Она поведала о своей крайней бедности и о своем намерении из оставшейся горсти муки сделать последний раз обед для себя и своего сына: Далее они должны были умереть от голода. Илия и после этого не изменил своего настроения, но, имея дар чудотворения, сотворил так, что мука и масло в доме вдовицы оставались неистощимы, и он питался у нее в доме до тех пор, пока не прекратился голод.
Во время пребывания Илии в доме вдовицы он совершил чудо воскрешения ее сына. Об этом чуде существует сказание, согласно которому имя сыну было Иона, и что это именно он, придя в возраст, сподобился пророческого дара, был послан в Ниневию проповедовать покаяние. Будучи же поглощен в море китом и выброшен им после трехдневного пребывания во чреве, он прообразовал собой тридневное воскресение Христово.
По прошествии трех бездождливых и голодных лет Господь умилосердился над страдающим народом и повелел Илии пойти к Ахааву и сообщить ему, что Он посылает дождь на высохшую землю. Ахаав уже склонялся к покаянию, сам искал Илию и готов был послушаться его во всех его требованиях.
Придя из Сарепты в Самарию, стольный город Израильского царства, пророк Илия приказал Ахааву немедленно собрать на горе Кармил [
124 ] все десять колен Израилевых, четыреста пятьдесят языческих пророков Вааловых и столько же других лжепророков, служившим другим языческим богам [ 125 ]. Эти лжепророки были под особым покровительством Иезавели и питались от ее стола.Царь тотчас разослал гонцов по всей земле Израильской, собрал бесчисленное множество народа и всех нечестивых пророков и жрецов на горе Кармил. Сам тоже пришел туда.
Пророк Илия обратился к царю и всем собравшимся со следующими словами:
— Долго ли вы будете хромать на оба колена ваши? Если Господь Бог, выведший вас рукой крепкой из Египта, есть Бог, то почему не следуете Ему? Если же Ваал есть бог ваш, то идите за ним.
...Чтобы вам ныне познать истинного Бога, делайте то, что я буду приказывать вам. Вы видите, что я только один во всем Израиле остался пророком Господним. Всех же других пророков вы убили..
Видите также, сколь много здесь пророков Вааловых. Итак, дайте нам двух тельцов для жертвоприношения, одного мне, а другого — жрецам Вааловым, но огня не надо нам. На чью жертву с неба спадет огонь и попалит ее. Бог того и есть истинный Бог, и все должны поклониться Ему, а не признающие Его, пусть будут преданы смерти.
Народ одобрил это предложение пророка. Бросив жребий, пророки Вааловы взяли тельца, построили жертвенник, положили на него достаточное количество дров, закололи тельца, разделили его на части, положили их на жертвенник поверх дров, и начали молиться Ваалу, чтобы он послал огонь на их жертву. Их молитвы и пляски вокруг жертвы продолжалась с утра до полудня.
В полдень пророк Божий посмеялся над ними:
— Кричите громче, чтобы бог ваш услышал вас. Должно быть, он сейчас не свободен: или занят чем-нибудь, или с кем-либо беседует, или пирует, или уснул [
126 ]. Кричите как можно громче, чтобы разбудить его.Лжепророки громким голосом звали Ваала и, по обычаю своему, кололи себя ножами, а другие били себя бичами до крови. Перед наступлением вечера святой Илия сказал им:
— Замолчите и престаньте. Уже время быть моей жертве. Он взял двенадцать камней по числу колен Израилевых, построил из них жертвенник Господу, затем, положив на них дрова, разделил тельца на части и положил их на дрова. Вокруг жертвенника он выкопал ров и приказал людям, чтобы они, взяв ведра, лили воду на жертву и на дрова. Вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водой. Затем Илия обратился к Богу с молитвой:
— Господи Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услыши ныне меня, раба Твоего, и пошли с неба огонь на жертву, чтобы все эти люди ныне познали, что Ты един Бог Израилев, а я — раб Твой, и Тебе принес жертву эту! Услышь меня, Господи, ответь мне огнем, чтобы сердца людей этих обратились к Тебе!
И упал с неба огонь [
127 ] от Господа и уничтожил все жертвенное вместе с дровами, камнями и даже водой, которая была во рву. При виде этого весь народ пал лицом на землю [ 128 ] и воскликнул:— Воистину Господь есть Бог един, и нет другого Бога, кроме Него!
Илия после этого приказал народу задержать пророков Вааловых, чтобы ни один из них не убежал. Затем он отвел всех их к потоку Киссону, впадающему в Великое море [
129 ]. Здесь он своими руками заколол их [ 130 ], а нечестивые трупы бросил в воду, чтобы земля не осквернилась ими и чтобы воздух не заражался смрадом от них.После этого Илия вновь взошел на гору Кармил и усиленно молился о ниспослании дождя на землю. После его молитвы отверзлось небо, как бы ключом, и выпал обильный дождь, который омочил всех и напоил жаждущую землю. Ахаав, осознав свое заблуждение, на пути в Самарию оплакивал свои грехи.
Святой же Илия, шедший пеше впереди народа, радовался о славе Истинного Единого Бога.
Чудом посрамления и наказания лжепророков, низведением дождя, святой пророк еще более разъярил Иезавель, которая поклялась уничтожить Илию на следующий день в тот же час, в который он уничтожил почитаемых ею жрецов.
Перед угрозой смерти пророк удалился в Вирсавию [
131 ] в царство Иудейское, а затем — в пустыню. Здесь он, терзаемый печалью, преследуемый злобой человеческой, просил у Господа смерти себе, но Бог уготовал ему другую судьбу. Сорок дней и сорок ночей шел он по пустыне к горе Хорив [ 132 ], где поселился в пещере.И здесь же он удостоился быть собеседником Самого Господа в виде легкого дуновения ветра. Который утешал Илию в его скорби. Одновременно Господь предсказал скорую погибель Ахаава и Иезавели и всего их дома и повелел Илии предназначить на Израильское царство достойного мужа по имени Ииуя, который и должен был истребить весь род Ахаавов, а Елиссея — помазать во пророка [
133 ].По пути в Израильское царство Илия встретил Елиссея, сына Сафатова, пашущего землю двенадцатью парами волов. Возложив на него свой плащ, святой Илия объявил ему волю Господню, нарек его пророком и приказал ему идти за собой. С этого времени Елиссей всюду следовал за ним, будучи для него слугой и учеником.
А между тем, царь Ахаав, под влиянием своей нечестивой жены Иезавели, совершил новое беззаконие. У одного израильтянина по имени Навуфея, был виноградник близ владения царя Ахаава в Самарии. Ахаав предложил Навуфею:
— Уступи мне твой виноградник, чтобы он служил для меня садом, ибо он находится близ моего дворца. Тебе же я дам другой, много лучше этого. А если тебе это не угодно будет, то деньгами заплачу тебе за твой виноградник.
Навуфей ответил:
— Сохрани меня Господь, чтобы я отдал тебе наследие моих предков [
134 ].Ахаав был до того раздосадован отказом, что, возвратившись домой, не мог ни есть, ни пить. Иезавель же, узнав причину его печали, посмеялась над ним:
— Неужели такова твоя, царь Израилев, власть, что даже на одном человеке ты не силен проявить свою волю? Но перестань печалиться, ешь хлеб и подожди немного времени. Я сама отдам тебе в руки виноградник Навуфея.
От имени царя, с его печатью, она написала письмо старейшим израильским гражданам с приказом возвести на Навуфея ложное обвинение, будто он злословил Бога и царя, и, представив лжесвидетелей, побить его камнями. Приказ был выполнен в точности.
Ахаав, узнав об убийстве Навуфея, вначале немного опечалился, но корысть изгнала печаль из его души. Он пошел в виноградник, чтобы принять его в свое владение [
135 ]. На пути встретил его святой пророк Илия и сказал ему:— Так как ты несправедливо убил невинного Навуфея и незаконно завладел его виноградником, то посему говорит Господь: “На том самом месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы полижут и твою кровь. Так же и жену твою Иезавель съедят псы, и весь дом твой будет истреблен”.
Ахаав, услыхав эти слова, заплакал, снял с себя царские одежды, оделся во вретище и наложил на себя пост [
136 ].Это покаяние было принято Господом, и Он отложил исполнение наказания всему его дому на время после смерти Ахаава.
Ахаав после этого прожил еще три года и был убит в сражении [
137 ]. С места битвы он был отвезен на колеснице в Самарию, и его кровь, текущую с колесницы, лизали псы, как и предсказал пророк Божий. Также и все, что было им предсказано об Иезавели и всем Ахаавовом доме, исполнилось потом в свое время, уже после взятия святого Илии на небо [ 138 ].По смерти Ахаава вместо него воцарился его сын Охозия который оказался наследником не только престола, но и отцовского нечестия. Под влиянием своей матери Иезавели, он поклонялся и приносил жертвы Ваалу. Однажды, после того, как он по неосторожности упал из окна своего дома и сильно заболел, он послал послов к идолу Ваалову с вопросом, выздоровеет ли он. По пути послы встретили пророка Илию, который сказал им:
— Разве нет Бога в Израиле, что вы идете спрашивать у Ваала? Возвратитесь и скажите пославшему вас царю — так говорит Господь: “С постели, на которую ты слег, не встанешь, но умрешь на ней”.
Послы возвратились к царю и передали ему слова пророка. Тот спросил, как выглядел сказавший эти слова. Ему описали внешность святого, и он понял, что это пророк Илия. Он послал старейшего пятидесятоначальника и с ним пятьдесят человек, чтобы они взяли Илию и привели к нему. Воины пошли и нашли его на горе Кармиле, куда любил уединяться для молитвы пророк.
— Человек Божий, — сказал ему военачальник, — сойди сюда. Царь приказывает тебе идти к нему.
— Если я человек Божий, — ответил Илия, — то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и пятьдесят мужей твоих.
И тотчас упал с неба огонь и сжег их. Царь послал другого военачальника с таким же числом воинов, и вновь событие повторилось.
Третий же, посланный царем, зная судьбу предыдущих двух отрядов, обратился к Илии с такими словами:
— Человек Божий! Вот я и эти рабы твои, пришедшие со мной, стоим перед тобой. Помилуй нас. Мы не по своей воле пришли, а посланы к тебе. Не погуби нас огнем, как погубил ты посланных прежде нас.
Пророк пощадил пришедших за их смирение. Прежние приходили с гордостью и властью, хотели взять его, как пленника и вести его с бесчестием. Он пошел с военачальником и его людьми. Царю же сказал:
— Так говорит Господь: так как ты посылал спрашивать Ваала о жизни твоей, как будто в Израиле нет Бога, Которого ты мог бы спросить, то за это ты не встанешь с одра, на котором лежишь, но умрешь.
Так и случилось. После смерти Охозии, вступил на царство брат его Иорам, потому что Охозия не имел сыновей. На этом Иораме и прекратился род Ахаавов во дни святого пророка Елиссея, как о том пишется в его житии [
139 ].Когда же приблизилось время, которое Господь определил, чтобы взять к Себе Илию живым, во плоти, Илия и Елиссей шли из города Галгала в город Вефиль.
Зная, по откровению Божию, о приблизившемся взятии своем на небо, Илия хотел оставить Елиссея в Галгале, смиренно скрыв от него предстоящее свое прославление. Но Елиссей отказался исполнить повеление Илии, и они пошли в Вефиль. Сыны пророческие [
140 ], жившие в Вефиле, спросили, наедине, Елиссея, знает ли он, что Господь возьмет от него его учителя. Елиссей ответил:— Знаю и я, но молчите.
Затем они пошли в Иерихон. Здесь сыны пророческие также задали Елиссею вопрос, знает ли он, что в этот день Господь возьмет его господина на небо. Он ответил, что знает, но запретил им говорить об этом. Илия, сказав, что Господь направляет его к Иордану, опять запретил Елиссею сопровождать его, но ученик вновь отказался исполнить его волю. И они пошли вместе. Их сопровождали, в отдалении, пятьдесят человек из числа сынов пророческих.
Подойдя к Иордану, Илия взял свой плащ, свернул его и ударил им по воде. Вода расступилась на обе стороны, и они прошли оба через Иордан посуху. На другом берегу Илия сказал Елиссею:
— Проси у меня, что бы я мог для тебя сделать, прежде, нежели я буду взят от тебя. Елиссей отвечал:
— Прошу, чтобы духа, который в тебе, было во мне вдвое больше, чем в тебе [
141 ]. Илия сказал:— Трудного ты решился просить, но. впрочем, если увидишь, как я буду от тебя взят, то будет по-твоему. Если же не увидишь — то не получишь.
Во время этого разговора внезапно явилась колесница и кони огненные и разлучили их друг от друга, причем, Илия в вихре был взят на небо. Елиссей, в скорби, разодрал одежды свои. Но вскоре к его ногам упала с неба милоть (верхняя одежда, плащ) Илии.
Он поднял ее и, подойдя к Иордану, разделил его подобно тому, как это сделал его учитель.
У иудеев сложилось убеждение, что Илия до сих пор живет в селениях райских и должен вновь явиться на землю перед пришествием Мессии. Христиане же веруют, что смертные люди вновь увидят Илию перед вторым пришествием Господа на землю.
Согласно своему убеждению старейшины и народ иудейский спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия?
Во время преображения Иисуса Христа Илия являлся, вместе с Моисеем, одним из свидетелей Его Божества.
Согласно вере христиан, избежавший смерти от меча Иезавели пророк Илия перед вторым пришествием пострадает от меча антихристова [
142 ], и удостоится небесной чести уже не только как пророк, но и как мученик.Предания об Илие сохраняются и у мусульман, и ему воздается высокая хвала в Коране. Православная Церковь чтит память его 20 июля. Среди русского народа святой пророк Илия пользуется особенным уважением и почитанием.
Тропарь, глас 4
Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать недуги отгоняти и прокаженным очищати. Темже и почитающим его точит исцеления.
Преподобный Илия Муромец почивал нетленно в Ближней Антониевой пещере. Путешественники XVI, XVII и XVIII веков видели его нетленные мощи. Левая его рука была пробита копьем, а правая изображала трехперстное крестное знамение.
Путешественники утверждали, что он был былинный богатырь, жил он не при святом равноапостольном князе Владимире, а гораздо позже, и считают, что он скончался около 1188 года.
Одна из народных былин говорит о нем, как о святом:
“Прилетала невидима сила ангельска и взимала то его с добра коня и заносила в пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и по ныне его мощи нетленныя”.
Святой мученик Иоанн [
143 ] Литовский был родом из литовского города Вильны [ 144 ] и, по тогдашнему обычаю, был огнепоклонником [ 145 ]. Однажды в Литву прибыл некий пресвитер по имени Нестор.Иоанн, вместе со своим братом, принял от него крещение. Имя Иоанн он получил уже в крещении. Младший брат был наречен Антонием.
После крещения братья полностью изменили свою жизнь проводили ее в соответствии с истинными христианскими нормами
Находясь на службе у литовского князя Ольгерда [
146 ], Иоанн с братом старались скрыть от него свою принадлежность к христианству, но не могли достигнуть этого, потому что они слишком заметно отличались от язычников своими христианскими обычаями и поступками.Так, они не желали, подобно другим, ни стричь волос на голове и бороде так, как стригли язычники, ни есть по постным дням скоромной пищи, не исполняли они и других нечестивых обычаев, противных христианству. И когда однажды князь спросил их, почему они не следуют древним литовским обычаям, святые безбоязненно исповедали себя христианами.
Князь стал принуждать их отказаться от христианской веры и вкусить предложенных за трапезой мясных блюд. Но они, твердо сохраняя христианские традиции, не хотели вкусить мясного в постный день. Тогда князь приказал посадить их в мрачную темницу.
После пребывания святых в темнице в течение года, Иоанн, истомленный темничным заключением, убоявшись мучений, послал к князю просьбу освободить его из заключения, обещая исполнять все княжеские приказания. Обрадованный князь повелел выпустить обоих братьев и поставил их в числе первых лиц при своем дворе.
Иоанн внешне был подобен нечестивым, исполняя все их обычаи и поступая по воле князя. В сердце же своем он сохранял христианскую веру, которую не дерзал исповедовать открыто, боясь мучений.
Антоний же нисколько не изменил христианским обычаям, но открыто поступал так, как подобает поступать истин. ному христианину. Брата своего Иоанна он укорял за его малодушие и страх и всячески увещевал его покаяться и, не страшась мучений, снова открыто исповедать Христа. Язычники же, видя, что старший брат Иоанн во всем повинуется князю, не обращали внимания на младшего брата Антония.
Однажды, когда по обыкновению оба брата были у князя, Иоанн вкусил от поданных ему мясных блюд, хотя и был постный день. Блаженный Антоний отказался вкусить этой пищи, открыто исповедуя себя христианином. По повелению князя Антоний снова был заключен в темницу. Иоанн потерял уважение и со стороны христиан, как вероотступник, и со стороны язычников — как человек непостоянный, который не сохранял ни старой, языческой веры, ни новой, христианской, в которую перешел, оставив язычество.
Осознав свой великий грех, Иоанн начал со слезами каяться в своем падении и, придя к упоминавшемуся выше пресвитеру Нестору, стал молить его, чтобы он был ходатаем за него перед братом, чтобы тот простил его грех и принял его в общение с собой. Выслушав через пресвитера просьбу брата, Антоний ответил:
— У меня может быть общение с братом только в том случае, если он открыто исповедует Христа и христианскую веру. Когда он сделает это, тогда и будет у нас все общее.
Иоанн с любовью принял слова брата и раскаялся. С этого времени он стал искать удобного случая, чтобы открыто исповедать свою христианскую веру.
Однажды, когда князь мылся в бане, Иоанн прислуживал ему. Увидав, что настало удобное время, Иоанн смело и безбоязненно исповедал себя перед князем христианином. Князь не показал сразу своего гнева и ничего не предпринял, потому что кроме них в бане никого не было.
Тогда Иоанн, спустя некоторое время, в присутствии многочисленных вельмож князя, громогласно объявил себя христианином.
Тотчас, по повелению князя, он был схвачен и без пощады бит всеми присутствовавшими. Избиение это продолжалось весьма долгое время. Затем святого заточили в темницу.
Оба брата снова были вместе и прославляли Бога. Здесь все в темнице, они сподобились приобщиться Святых Животворящих Тайн из рук пресвитера Нестора.
Через несколько лет, в 1347 году, святой Антоний был осужден на позорную смерть, какой предавали тяжких преступников — к повешению на дереве. Когда накануне казни ему объявили об этом, он всю ночь перед смертью провел без сна, прославляя Бога в молитве и укрепляя брата к безбоязненному перенесению страданий за Христа. Он умолял брата не отступить вновь от веры и пророчески предсказал ему тоже скорую смерть:
— После моей кончины, — сказал он, — и ты, брат, спустя немного времени через таковую же смерть отойдешь ко Христу.
Около полудня следующего дня мученика Антония вывели из темницы и, по повелению князя, повесили на дереве [
147 ].Святой же мученик Иоанн был оставлен в темнице. У князя сохранялась надежда вновь отвратить его от христианской веры. Но когда все увидели, что он твердо хранит святую веру и безбоязненно исповедует Христа и в темнице, его также осудили на такую же смерть, какой умер его брат. Его вначале удавили, а затем повесили тело на том же дереве, на котором был умерщвлен Антоний [
148 ].Святые тела мучеников верующие с честью погребли в одном месте.
Несколько лет спустя, когда в том городе умножилось число христиан и христианская вера со дня на день росла и крепла, верующие пришли к князю и просили его отдать в их Распоряжение участок земли, где приняли мученическую кончину святые Антоний, Иоанн и, впоследствии, Евстафий.
Князь согласился на просьбу христиан. Верующие срубили дерево, на котором они закончили свою земную жизнь, и на его месте построили церковь во имя Пресвятой Троицу, причем, престол поставили на том самом месте, где раньше росло дерево. В эту церковь и были перенесены мощи святых мучеников. В 1826 году их мощи были помещены в Виленском Свято-Духовом монастыре.
Праведный ИОАНН
Кронштадтский
(20 декабря)
19 октября 1829 года в семье бедного, но глубоко верующего причетника села Суры, Пинежского уезда Архангельской губернии, родился довольно слабенький мальчик, названный в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского, — Иоанном.
Окреп он после крещения. Рос тихим, любвеобильным, любившим богослужение и природу. Шести лет он стал посещать сельскую школу и, проходя мимо старенькой церкви, всегда останавливался, чтобы помолиться. Уже тогда крестьяне обращались к нему с просьбой его молитв в своих бедах. В этом возрасте ему явился его ангел Хранитель и сказал, что ему поручено Господом охранять в течение всей его жизни.
Девяти лет он поступил в Архангельское приходское училище, но учение давалось ему, к его большому огорчению, с трудом. Но однажды, после ночной горячей молитвы, точно завеса спала с его очей, по его собственному выражению, и с тех пор он начал учиться успешно. Школу он окончил хорошо, перешел в Семинарию и, в числе лучших учеников, поступил в Петербургскую Духовную Академию.
В это время умер его отец. и мать его осталась без средств к существованию. Тогда он стал по ночам заниматься перепиской и заработанные им девять рублей в месяц посылать ей.
Одно время у него была мысль принять монашество и отправиться миссионером в Китай.
Но скоро он понял, что Петербург не менее нуждается в духовном просвещении, чем далекие языческие страны.
В 1855 году, когда он окончил курс Духовной Академии, открылось священническое место в Кронштадтском Андреевском соборе. Он женился на дочери ушедшего на покой священника этого собора Елисавете Константиновне Несвицкой и занял его место.
Став священником, отец Иоанн начал особенно внимательно читать Священное Писание и вести дневник о своей внутренней жизни и духовной борьбе. Литургию он служил ежедневно и ежедневно читал каноны дневным святым, продолжая так делать до конца своей жизни. Проповеди он произносил каждое воскресенье и праздники. Внутренне он молился каждую свободную минуту.
В это время в Кронштадте было много бедноты, потому что туда высылались пьяницы и бродяги из Петербурга. Отец Иоанн жалел их и их семьи, посещал их, помогал им, чем мог, постоянно раздавая им свое жалованье, ходил для них за доктором, в лавку и аптеку, так что жалованье в конце концов стали выдавать не ему, а его жене.
Эти несчастные люди, огрубелые и ожесточенные, сначала относившиеся к нему недоверчиво, в итоге бесконечно полюбили его.
Одновременно он был законоучителем местного реального училища. Жалованье по этому месту работы он считал своим и полностью раздавал его беднякам. Законоучителем он был особенным. Дети любили его за его доброту и ласковость и радостно ждали его уроков. Впрочем, это не были обыкновенные уроки, а увлекательные беседы. Он умел пробуждать в Детях живую веру, и уроки его запоминались на всю жизнь. Неуспевающих у него не было. На педагогических советах он всегда заступался за детей.
В таких трудах прошли пятнадцать лет. К этому времени стало ясно, что благословение Божие обильно почивает на нем и его трудах помощи бедным. Ради усиления этой работы он решился основать в Кронштадте Дом Трудолюбия.
Многие откликнулись на его призыв помочь ему в этом великом деле.
В 1882 году Дом Трудолюбия был открыт. В нем была собственная церковь, школа, детский сад и приют, воскресная школа для взрослых, разные мастерские, бесплатная амбулатория, призрение бедных женщин, ночлежный приют, классы ручного труда, народные чтения, дешевая столовая, где по праздникам выдавалось до 800 бесплатных обедов.
В этом же году был основан Странноприимный Дом, куда стали стекаться со всех сторон богомольцы с просьбой молитв и помощи. На берегу залива была устроена по инициативе и поддержке батюшки спасательная станция.
К этому времени через его руки проходили уже сотни тысяч рублей, а он сам как жил, так и умер бедняком, ничего для себя не оставив. Своей святой жизнью он достиг дара исцелений и прозорливости. Сам он говорил об этом так: “Я не решался бы на такое святое дело, если бы не был призван к нему свыше”.
Помогал отец Иоанн с одинаковой любовью и знатным, и убогим, и бедным. Он неотступно находился при умирающем Императоре Александре III, держа все время на его голове свою руку по просьбе самого умирающего: “Когда вы держите руки свои на моей голове, я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете — очень страдаю: не отнимайте их”.
По его молитве чудеса совершались во множестве. К нему стали прибегать не только из Кронштадта и Петербурга (письменно, и, особенно, по телеграфу), но из всей России и даже из-за границы, из Англии и Америки. И не только православные, но и инославные, и даже не христиане. Письма и телеграммы ежедневно сотнями приходили к нему в Кронштадт. К больному он ехал немедленно по первому вызову даже ночью. Молился, служил молебен, и безнадежно больной, к изумлению врачей, выздоравливал.
В 1884 году молодая княгиня З.М. Юсупова заболела заражением крови в тяжелой форме. Спасения не было. Пригласили отца Иоанна.
Когда он вошел, лечивший больную знаменитый профессор С.П. Боткин, слывший свободомыслящим, встретил его взволнованно словами: “Помогите нам!”.
Батюшка положил ей на голову руку, от чего она успокоилась, а затем стал на колени вместе с ее мужем и стал горячо молиться. Потом он пришел вторично со Святыми Дарами и причастил больную. После этого она заснула и проснулась через шесть часов совершенно здоровой. Профессор Боткин долго молча смотрел на нее. Слезы текли из его глаз. “Уже это не мы сделали”, — сказал он.
Подобных случаев было такое множество, что перечислить их невозможно. Слепые прозревали, как только отец Иоанн промывал им глаза святой водой. Паралитики вставали и ходили. Бесноватые и буйно-помешанные успокаивались и исцелялись от одного крестного знамения или благословения, совершаемого им. Умирающие и безнадежно больные получали облегчение именно в тот момент, когда отец Иоанн, получив телеграмму, молился о них. Обо всем этом свидетельствуют записанные материалы. Не записанных несравненно больше.
День свой батюшка начинал чтением канона дневному святому за утреней. Потом он ежедневно служил литургию. За проскомидией приносили ему большую корзину с просфорами. Сослужившее ему духовенство подавало ему просфоры и он быстро вынимал частицы и, поминая, опускал просфоры в пустую корзину, громко молясь: “Помяни, Господи, всех заповедавших мне молиться о них”. Лицо его светилось молитвой. И этого было достаточно для исцеления просителей.
После ежедневной литургии он шел в Дом Трудолюбия, а оттуда ехал в Петербург посещать больных. Вернувшись вечером, он разбирал с помощью секретаря письма и телеграммы до поздней ночи. Справиться одному с этой обильной корреспонденцией ему было невозможно.
Прозорливость его была необычайна. Однажды молодой офицер вошел в алтарь церкви кадетского корпуса, где служил отец Иоанн.
Он в это время переносил Святые Дары с престола на жертвенник. Поставив Чашу, он подошел к офицеру и поцеловал ему руку. Офицер страшно смутился. Начали говорить что он будет священником, хотя стать священником ему и в голову не приходило. В будущем он стал не только священником, но известным старцем Оптиной Пустыни, отцом Варсонофием.
В благодарность за творимые им исцеления ему постоянно давали деньги в запечатанных конвертах. Эти конверты он часто тут же раздавал нуждающимся, причем, всегда конверт оказывался с нужной для нуждающегося суммой. Был такой случай. Один грузинский священник приехал в Петербург с сыном, поступившим в Технологический Институт. Из запертого чемодана у них выкрали 500 рублей, необходимых для проживания студента в столице и для возвращения отца домой. Они остались без средств, а в Петербурге они никого не знали.
Грузинский священник бросился с просьбой о помощи в Синод, в Консисторию. В Синоде один чиновник сказал ему:
“Помочь вам может только отец Иоанн Кронштадтский”.
— Кто он? — спросил священник.
— Настоятель Андреевского собора в Кронштадте. Он поехал туда утром к ранней обедне. Там сторож позвал его от имени отца настоятеля в алтарь.
— Сослужи со мной, отец Ражден, — ласково приветствовал его отец Иоанн.
Первая неожиданность: имя “Ражден” грузинское, в России неизвестное. После литургии отец Иоанн повел его в Дом Трудолюбия. Там обступили его люди и поговорить не удалось. Когда они оттуда выходили, отцу Иоанну в ноги бросился какой-то человек, по-видимому, купец, со словами:
— Спасибо тебе, отец родной, выздоровела дочь моя, профессора диву дались, — и сует ему конверт:
— Вот вам, батюшка, на добрые дела. Отец Иоанн тут же передал отцу Раждену конверт со словами:
— Это, я думаю, отцу Раждену сейчас нужнее, чем мне. — Батюшка, — воскликнул купец, — что вы делаете, ведь там 500 рублей на добрые дела!
Отец Иоанн строго посмотрел на него и твердо ответил:
— Ну да, на добрые дела. Почему ты думаешь, что они даны не на доброе дело?
Отец Ражден был поражен провидением отца Иоанна. И таких случаев невозможно перечесть.
Исповедовать отдельно всех желавших у него отец Иоанн возможности не имел. Их бывало до 2000 человек, и для них устраивалась общая исповедь. Все говорили свои грехи громко как бы желая, чтобы он их слышал. Слезы покаяния и умиления были у всех на глазах. Нередко плакал и он сам. Потом он поднимал епитрахиль и читал общую для всех разрешительную молитву.
Великий прозорливец святой Иоанн грозно пророчествовал незадолго до своей кончины о будущих судьбах России. В то время большая часть русской интеллигенции отходила от веры и Православной Церкви, стараясь увлечь за собой и весь русский народ.
— Кайтесь, кайтесь, — взывал он с амвона, — приближается ужасное время, столь опасное, что вы и представить себе не можете.
Он говорил, что если не будет покаяния. Господь отнимет у России Царя и попустит ей столь жестоких правителей, которые всю землю Русскую зальют кровью.
Он говорил, что хранитель России после Бога есть Царь, а враги наши без него постараются уничтожить и самое имя России.
За три года до кончины отец Иоанн тяжело заболел, но не лечился, а только пил воду несколько раз в день из источника преподобного Серафима. За несколько дней до кончины он велел надписать и послать конверты с деньгами на имена тех телеграфистов, почтальонов и сторожей, которые ему служили, и сказал:
— А то еще и совсем не получат.
Последнюю литургию он служил 9 декабря почти шепотом. Паства сочувствовала, видела, что батюшка умирает, покидает ее. Поднялся плач. Сидя в кресле на амвоне, батюшка прощался с каждым, благословляя их, заповедал молиться и любить Бога.
17 декабря он простудился и сильно ослабел. На следующий день он лежал с закрытыми глазами. Но вдруг спросил:
— Которое сегодня число?
— Восемнадцатое, батюшка, — ответили ему.
— Восемнадцатое, значит еще два дня, — сказал он.
Присутствовавшие не поняли, что он указывает на день своей кончины. Девятнадцатого он причастился и в этот же день благословил, по просьбе игумений Иоанновского монастыря, матери Ангелины, освятить в монастыре усыпальницу храма во имя святого пророка Илии и царицы Феодоры, родителей отца Иоанна.
Последний вздох — и великий праведник скончался. В полуоткрытых глазах у него показались слезы. Это произошло 20 декабря 1908 года в 7 часов 40 минут утра, на 80 году его жизни.
От Государя Императора была получена телеграмма:
“Скорблю и оплакиваю кончину отца Иоанна со всеми почитавшими его”.
После панихиды гроб перенесли в Андреевский собор, где его приняло духовенство во главе с епископом Гдовским Кириллом [
149 ], которому батюшка завещал проводить его в последний путь.21 декабря народ хлынул из Петербурга. Войска еле сдерживали толпу. Не только улицы, но крыши, деревья были усеяны народом.
В соборе, после литургии, начались непрерывные панихиды, а за ними, до 11 часов вечера, парастас. Народ непрерывно шел прощаться со своим пастырем.
Погребальное шествие двинулось в Ораниенбаум и шло вслед за колесницей три часа при перезвоне колоколов. В Ораниенбауме гроб поставили в траурный вагон. На Балтийском вокзале собрались крестные ходы изо всех столичных церквей и все духовенство в белых облачениях.
Шествие двинулось к Иоанновскому монастырю на Карповке. Шедший за гробом народ образовал несколько хоров. Пели “Святый Боже” и “Вечную память”. Но плач народа заглушал пение. По повелению Государя Императора шествие прошло мимо Зимнего Дворца, где на балконе стояла Императорская Семья с придворными. При входе в монастырь стояла матушка Ангелина с сестрами. На руках духовенства и сестер, певших канон “Помощник и Покровитель”, гроб внесли в монастырский собор.
В 12 часов ночи закончился парастас, и народ начали пропускать для прощания. Всю ночь у гроба читали Евангелие. Далеко не все успели проститься.
В 9.30 утра начался благовест к поздней литургии. Первым прибыл епископ Гдовский Кирилл. В 12 часов началось отпевание, на которое вышло 60 священников и 20 диаконов. Присутствовало огромное количество богомольцев.
23 декабря в 2 часа 15 минут гроб с останками батюшки Иоанна был опущен в гробницу в нижнем храме-усыпальнице святых пророка Илии и царицы Феодоры. К лику святых праведный Иоанн Кронштадтский был причислен Русской Зарубежной Церковью 19 октября 1964 года.
Священномученик ИОСИФ
(11 мая)
Когда казаки Степана Разина, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы архиепископ вышел к ним. Он велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все Духовенство.
Сам он облачился и в сопровождении духовенства пошел в казачий круг. Казаки сказали:
— Почему ты не пришел с крестом? Мы тоже христиане, а ты приходишь, будто мы еретики!
Его обвинили в сношениях с казаками, отошедшими от Разина, но он отвечал, что это ложь. Они потребовали, чтобы он разоблачился. Он же понял, что его ждет, и сказал протодиакону с полным спокойствием:
— Отчего ты не разоблачаешь меня? Уже пришел час моей кончины.
И когда его разоблачили, казаки взяли его, повели на пытку и бросили на раскаленные угли. Ряса его загорелась. Казаки сорвали ее и стали его пытать. Архиепископ же молчал и молился.
Потом его повели на крышу собора (на скат) и поставили на край и столкнули. Он упал и разбился. Когда он был уже на земле, раздался страшный шум и стук, и великий страх напал на всех, и долгое время, минут 20, разбойники стояли, понурив головы, не смея взглянуть один на другого.
Когда сбежалось в слезах духовенство, казаки разогнали его. Через час все же отдали им тело священномученика. Священники перенесли его в собор, омыли раны и облачили в святительские одежды. Все было сделано по уставу и церковным правилам.
В 6 часов начался погребальный звон, а в 10 часов святитель уже был погребен внутри собора. С кончиной святителя связано чудо, засвидетельствованное в исторических документах. Отставной стрелец Иван Глухой показал, что у него была больна нога.
В ночь, когда архиепископа сбросили с крыши, он почувствовал, что его тянут за ногу. Он встал и увидел, что на крыше собора горят три большие свечи, а посередине — огромное пламя с искрами поднимается к небу. Он в эту ночь вставал девять раз и всякий раз видел это чудо. К утру же нога его исцелилась. И многие другие люди видели в эту ночь то же чудо.
Святитель Кирилл был сыном богатых родителей, родился я получил воспитание в городе Турове [
150 ]. Не любя богатства и мирской славы, он с особенным усердием занимался изучением божественных книг и в совершенстве изучил Священное Писание.Когда наступило время, он пришел в Туровский Борисо-Глебский монастырь [
151 ]. Приняв иноческое пострижение, он стал служить Богу, постом и бодрствованием изнуряя свое тело. В это время он многим принес пользу тем, что учил и примером своим поощрял монахов пребывать в повиновении и послушании игумену, почитать его и во всем слушаться его.Он говорил, что тот монах, который не имеет послушания своему игумену согласно данному обету, не может спастись. Стремясь затем к более совершенным подвигам, блаженный Кирилл заключил себя в столпе, где некоторое время и пребывал, подвизаясь в посте и молитве. В этом же монастыре он принял схиму и составил много благочестивых сочинений, чем приобрел известность во всей окрестной стране. Многие иноки и миряне пользовались его духовными трудами.
По усердной просьбе князя [
152 ] и граждан города митрополит возвел его в епископский сан и поставил епископом города Турова [ 153 ].Подвизался в управлении Церковью Божией. Он, на основании Священного Писания, обличил ересь Феодорца [
154 ] и предал его проклятию [ 155 ]. Много посланий, основанных на словах Евангелия и пророческих книг, он написал и князю Андрею Боголюбскому. Он посылал ему также поучения, составленные им на Господские праздники, и многие другие душеполезные свои сочинения.Блаженный Кирилл распространял свои труды среди своей паствы. Плодами его церковной литературной деятельно. ста до сих пор пользуются православные русские люди.
Его творения, поражающие своей духовной красотой и силой, показывают его знакомство с греческим языком и святоотеческой литературой. Они составляли излюбленное чтение наших предков и были широко известны в других славянских странах. Особенно любил их великий князь Андрей Боголюбский.
До нас дошли его 24 молитвы, покаянный канон и 9 проповедей, посвященных главнейшим праздникам и сказанных в храме перед народом, 3 статьи, изложенные в форме посланий или наставлений о монашеской жизни. Древнее житие называет его “русским Златоустом, златословесным учителем, светлым учением Богоразумия своего просветившим русские концы”. Вот несколько отрывков из его творений.
Из “Слова на Пасху”:
“Видев Воскресение Христово, поклонимся Ему и воскликнем: Ты еси Бог наш и разве Тебе иного не знаем. Человече видимый и Бог разумеваемый!
Вся земля да поклонится Тебе, помилуй нас. Господи, верующих в Тя. Тебе молимся: очисти грехи наши, отпусти долги душ наших... Вчера с разбойником мы распинали Тебя, а ныне совоскресли с Тобою. Вчера с Лонгином взывали; воистину Божий Сын Ты еси, а ныне со ангелы говорим: воистину, Христос воскресе! Вчера с Никодимом с креста снимали Тебя, ныне с Магдалиною видим Тебя воскресшаго...”.
Из слова “В неделю Мироносиц”:
“Иосиф, приступив к снятию со Креста пречистаго Тела, взывает: Солнце незаходимое, Христе, Творче всех и Господи тварей! Как я прикоснусь пречистому телу Твоему, когда Тебя не прикасаются сами силы небесныя, со страхом служащия Тебе? Какими плащаницами обвию Тебя, Покрывающаго землю мглою и небо облаками? Или какое благовоние возлию на Твое святое тело, когда цари персидские, принесшие Тебе дары с благовониями, поклонялись Тебе, как Богу, прообразуя Твое за весь мир умерщвление...”?
Из “Слова на Вознесение”:
“...Братие, приидите, возрадуемся Господу, вознесшемуся на небеса, поклонимся Сидящему одесную Отца, помолимся приявшему всякую власть на небеси и на земли, принесем веру Царствующему со Отцем, не явимся пред Ним тщи в день праздника, да приимем Божию благодать, ибо ныне Христос всем раздает Свои дары: Отцу дает принесенную Им в жертву плоть, апостолам посылает Святаго Духа, души святой покров вводит в Небесное Царство, угодникам Своим разделяет обители горнего града, праведникам отверзает рай, страдавших за Него мучеников венчает, святителям дает душеполезным прошения, благоверным князьям нашим посылает здравие телесное и душевное и одоление на враги... Приидем и мы, братие, во святую церковь. Возвеличим Христа, Бога нашего, вознесем Имя Его вкупе, да ниспошлет и нам Своего Пресвятаго Духа”.
За год до кончины он вернулся на покой в свою обитель и в 1183 году окончил свою жизнь в прежних строгих иноческих подвигах.
В стиле самого святителя Кирилла неизвестный почитатель его и всем православным предлагает прославить его такими словами:
“Радуйся, славный святитель и учитель, больше всех других стяжавший себе славу второго Златоуста в России. Радуйся ты, который своим блестящим словом наставил все страны земли русской в духовной мудрости”.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[
113 ] В стране Заиорданской, в восточной половине Палестины.[
114 ] Город Фесвит или Фесва находился в восточной частя Галаадской страны, простиравшейся от горы Ермона до реки Арнона, на восток от Иордана, близ Галаадских гор.[
115 ] Ваал считался у ханансйских народов главным богом. Под именем Ваала они обоготворяли солнце, как источник плодотворной силы в природе.[
116 ] 3 Цар., гл. 17-19 и 4 Цар., гл. 1-2.[
117 ] Этот город был третьей столицей царства Израильского. Первой столицей был Сихем, в колене Ефремовом, второй — Ферс, в колене Манассиином, третьей — Самарня, опять в Ефремовом колене.[
118 ] Слова “Жив Господь Бог твой, жива душа твоя” — равносильны нашей клятве “клянусь Богом”. Древние евреи, желая заверить в истинности своих слов, употребляли обыкновенно именно эти слова в качестве самой сильной клятвы.[
119 ] Зная человеколюбие Господа, Илия, по великой своей ревности о Нем, осмелился просить Бога повелеть ему, Илии, наказать законопреступников. И получил просимое.[
120 ] Как и прежде, вследствие грехопадения одного Давида страдало все царство. Побуждаемый гордостью, Давид хотел сосчитать свой народ. За такой грех Господь послал на его царство моровую язву, от которой в три дня умерло 70000 человек[
121 ] В Сирии, близ Дамаска.[
122 ] Вороны в сравнении с другими птицами обладают особенным свойством. Они очень прожорливы и не имеют никакого чувства жалости даже к своим птенцам. Лишь только ворон выведет птенцов, он покидает их в гнезде, улетая в другое место и обрекая птенцов на смерть от голода. Но природа так устроена, что в рот птенцов залетают мухи, которыми они и питаются. И всякий раз, когда вороны приносили ему пищу — утром хлеб, вечером мясо — совесть Илии, этот внутренний голос Божий в человеке, должна была взывать к его сердцу, к его милосердию по отношению к наказанным им людям.[
123 ] Город Сарепта находился на запада Финикии, на берегу Средиземного моря, близ Сидона.[
124 ] Гора Кармил находится на северо-запада Самарин, близ Средиземного моря. Илия избрал эту гору для собрания потому, что она была главным местом служения Ваалу в Израильском царстве.[
125 ] Наравне с Ваалом почиталась Астарта или Ашера. Она была богиней неба (Иер. 7, 18), луны и богиней счастья, любви, плодородия, войны и охоты. Изображалась с женской головой, украшенной лунным серпом или двумя рогами. Служение Ваалу совершалось на высотах, а Астарте — в долинах, в зеленых дубравах (рощах). Дубравами в честь Астарты всегда были окружены капища Ваала, построенные на холмах и горах, и в них, у подножия холмов, ставились жертвенники Астарты. Жрецы Астарты имели название “дубравные”. Ваал, кроме своего значения, как бога солнца, в Разных местах назывался различными именами. Так, у филистимлян он назывался Ваал-Зевул, бог мух, потому что филистимляне, жившие на низком берегу моря и страдавшие от множества мух и других насекомых, молились ему об избавлении от них. Он считался также целителем недугов и прорицателем. Ваал-Вериф — бог клятв, договоров, союзов. Ваал-Фегор — бог войны. Израильтяне легко увлекались служением идолам, потому что служение истинному Богу требует добродетелей, молитвы, сокрушения о грехах, постов, а служение идолам сопровождалось плясками, пиршествами, пьянством и другими чувственными наслаждениями.[
126 ] У евреев был обычай спать в самую жаркую пору дня, с 10 или 11 часов дня до 3 по полудни.[
127 ] Ниспадение огня с неба означало, что Бог милостиво принимает приносимую Ему жертву.[
128 ] Евреи во время молитвы падали лицом ниц на землю. Этим они выражали сознание своего падения перед Богом и ничтожества своего перед величием Божиим, а также свое сокрушение о грехах.[
129 ] Поток Киссон протекал близ горы Кармила, на север от нее. Впадал в Средиземное море, которое называлось “Великим”.[
130 ] По закону Моисееву должно было подвергать смертной казни явственных идолопоклонников, а особенно тех, кто увлекал других к идолопоклонничеству (Второзак., гл. 13).[
131 ] Город Вирсавия находился на юге Иудеи.[
132 ] Гора Хорив находятся в юго-западной части Аравийского полуострова, на север от Чермного (Красного) моря, близ горы Синая, несколько на северо-запад от нее.[
133 ] Из этого видно, что через помазание царей и пророков сообщается им Дух Светой, Который недосягаемо возвышает их перед прочими людьми и делает их представителями и орудиями власти Божией над людьми.[
134 ] Закон Моисеев категорически запрещал продавать наследственные владения (Числ. 36, 7).[
135 ] Имение казненных за преступления против царя поступало в пользу Царя.[
136 ] Для выражения скорби в древности раздирали на себе одежды, то есть, надрывали их спереди, на груди, посылали голову пеплом или землей, надевали на себя вретище, то есть, жесткую, из войлочной материя, без рукавов, одежду, которая походила на мешок, постились, не жалели своего тела, не чистили и не меняли одежд, снимали с себя всякие украшения, даже башмаки и сандалии (дощечки, прикрепляемые к подошвам ремнями), и ходили босые, стригли волосы на голове и бороду. В глубокой горести садились или ложились на землю в пыль и пепел, закутывали лицо, низ носа, в знак того, что не хотят говорить, и даже закрывали все лицо и голову.[
137 ] Во время воины с царем Сирийским Венададом.[
138 ] 4 Цар., гл. 9.[
139 ] 14 июня.[
140 ] Сынами пророческими у израильтян назывались ученики пророков. Они составляли из себя школы или общества, воспитывавшиеся под непосредственным руководством пророков. Ученики пророческие занимались молитвой, назидательными беседами, благочестивыми песнопениями и музыкой, и возвышались иногда до божественного вдохновения. “Пророчествовать”, по Священному Писанию, не всегда означает “предсказывать будущее”. Это слово иногда означает “вести под влиянием Духа Божия вдохновенные речи, говорить назидательные проповеди, толковать слово Божие, слагать молитвы и песнопения Богу, произносить и петь их под звуки музыки” (1 Кор. 14, 3-6). Все это и было целью и задачей пророческих школ. Такие школы были в Раме, Вефиле, Иерихоне, Галгале и в других городах.[
141 ] Пророк Елиссей видел, что даже пророк Илия, обладавший великим нравственным духом и пророческим даром, не мог обратить к истинному Богу закоснелых нечестивцев царства Израилева. Потому, ревнуя о славе Божией и сознавая свою немощь, он и просил себе вдвойне пророческого и чудодейственного духа, который был у Илии.[
142 ] Апок.11, 3-12.[
143 ] До принятия христианства он носил языческое имя Нежило.[
144 ] Город Вильна был основан в XII, а по другим известиям — даже в Х веке. Но исторически известным он становится только в начале XIV века (ок. 1323 г.), как столица великого князя Литовского и Русского Гедимина. В настоящее время — столица Литвы.[
145 ] Поклонение огню, вообще распространенное в древности, имело место и в языческой Литве. Оно состояло, собственно, в поклонении богу огня, грома и молнии — Перуну, в честь которого в Вильне был выстроен” 1285 году довольно обширный храм.[
146 ] Ольгерд, князь литовский, правил с 1341 по 1377 годы. Незадолго До вступления на княжение Ольгерд принял христианство, но сделал это из житейских расчетов, желая завладеть княжеством Витебским, принадлежавшим русской княжне Марии Ярославне, на которой Ольгерд и женился с этой целью. Когда умерла его супруга-христианка (это произошло 1346 году), Ольгерд оставил христианство и снова стал язычником.[
147 ] Это произошло 14 января.[
148 ] Случилось это 24 апреля.[
149 ] Впоследствии священномученик-исповедник митрополит Казанский[
150 ] Город Туров, ныне местечко Минской губернии Мозырского уезда, находился на реке Припяти, на половике расстояния между нынешними городами Мозырем и Пинском. По свидетельству летописи, он был основан варягом Туром, который в правление Ольги или Святослава пришел из-за моря вместе с другим варягом Рогволдом, основавшим княжество Полоцкое.[
151 ] Борисо-Глебский монастырь находился близ Турова. Этот монастырь упоминается в житии блаженного Мартина (28 июня).[
152 ] Здесь имеется в виду князь Ярослав Георгиевич или Ярославич, живший в Турове с 1146 года.[
153 ] Год вступления блаженного Кирилла на кафедру неизвестен. Он был пятым епископом на этой кафедре.[
154 ] Под именем Феодорца здесь разумеется любимец князя Андрея Боголюбского Феодор, сначала суздальский игумен, а затем епископ Ростовский, совершивший разные злодейства и около 1169 года казненный. В Новгородской летописи он назван “белым клобучком” за самовольное ношение белого клобука вместо черного.[
155 ] Святитель Кирилл присутствовал на Соборе 1169 года, на котором Феодорец был судим и осужден, как еретик и злодей, и вместе с другими епископами участвовал в его осуждении.