Преподобный МАКСИМ (21 января, 13 августа)

Праведный МАКСИМ (16 января)

Преподобный МАРК (29 декабря)

Святитель МИТРОФАН (23 ноября)

Блаженный МИХАИЛ (11 января)

Благоверный князь МИХАИЛ (22 ноября)

Преподобный МАКСИМ
(21 января, 13 августа)

Святой Максим Исповедник, знаменитый деятель и церковный учитель, родился в 582 году в Константинополе. Это самый сильный после Оригена философский ум на христианском Востоке, глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников.

Он прославился в истории Церкви своей неустанной и энергичной борьбой против монофелитской ереси Константинопольского патриарха Сергия и императора Ираклия, поддерживаемой их преемниками, а также всей тогдашней иерархией на Востоке (за исключением Иерусалимского патриарха Софрония).

Максим Исповедник происходил от знатных родителей, получил превосходное образование и был секретарем императора Ираклия, но, когда тот издал благоприятный для новой ереси указ, удалился от двора, постригся в монахи в Хрисо, польском монастыре и вскоре был избран его игуменом.

Для борьбы с распространившимся монофелитством он ездил в Египет, северную Африку и долгое время провел в Риме [ 171 ]. После того, как папа святой Мартин за исповедание Православия был взят под стражу, увезен в Константинополь и замучен в ссылке, Максим Исповедник также подвергся гонению. Несколько раз его посылали в ссылку и опять возвращали в Константинополь. От увещаний и обольщений пере. ходили к угрозам, поруганию и побоям. Он был судим за государственную измену, подвергся вместе с двумя своими учениками урезанию языка и отсечению правой руки [ 172 ], затем был сослан в страну лазов (в Мингрелии, на Кавказе), где и скончался 13 августа 622 года в крепости Шемари.

В общем своем мировоззрении святой Максим Исповедник примыкал к идеям Дионисия Ареопагита, но с большим равновесием между мистическим и рациональным направлениями. Комментариями Максима Исповедника воспользовался впоследствии Иоанн Скот Эриугена, так что Максим Исповедник представляет собой посредствующее звено между греко-христианской теософией и средневековой философией Запада.

Главные сочинения Максима Исповедника: “Недоуменные вопросы к Фалассию о Священном Писании”, “Спор с Пирром”, “Главы о любви”, “Диалоги о Святой Троице”, “Мистагогия” и др. Лучшие из трудов преподобного Максима Исповедника — те, которые касаются проблем духовной жизни и духовного совершенствования.

 

Кондак, глас 8

Троицы рачителя и великого Максима, научающаясно вере божественней, еже славити Христа во дву естествах, волях же и действах суща, в песнех достойных вернии почтим, взывающе: радуйся проповедниче веры.

 

Праведный МАКСИМ
(16 января)

Праведный Максим был священником в городе Тотьме [ 173 ] в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иереи, в течение сорока пяти лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради, и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле.

Уже при жизни своей иерей Максим отличался благодатными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы.

Труженическая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, послужили основанием к составлению письменного сказания о нем, но сказание это сгорело во время пожара Воскресенской церкви в 1676 году.

Позднее было утрачено и составленное в 1680 году новое сказание. Между тем, чудеса у гроба праведника продолжались. В 1715 году священник Воскресенской церкви Иоанн Рохлецов с приходскими людьми обратились к архиепископу Велико-Устюжскому Иосифу [ 174 ] с просьбой разрешить им поставить гробницу над мощами святого Максима в Параскевовской церкви, построенной над ними, и положить на гробнице образ святого. Владыка дал свое разрешение и благословил служить молебны, как прочим угодникам Божиим.

В то время были еще памятны чудеса, совершившиеся у места погребения праведного Максима, и чудеса эти были изображены на клеймах, украшающих гробницу угодника Божия.

В 1680 году житель Тотьмы Борис Тимофеев Тарунин заболел лихорадкой и лежал полгода расслабленным. Когда он позвал на помощь праведного Максима, тотчас получил исцеление.

В 1691 году крестьянин Арефа Малевинский девять недель не вставал с постели от лихорадки. Когда же стал призывать на помощь святого Максима, болезнь его совсем прошла. Крестьянин Феодор Васильев Мамошов девять лет был нездоров и находился в расслаблении. Ночью, на 5 ноября 1703 года, он увидел во сне, будто старый человек в одной рубашке подошел к его постели и сказал ему:

— Феодор, перестань скорбеть.

И, взяв его за плечо, повел в церковь и велел приложиться к надгробию праведного Максима. Пробудившись, Феодор почувствовал себя настолько здоровым, что мог пешком отправиться к Воскресенской церкви для поклонения гробу святого целителя.

Анна Яковлева Татаурова, в 1705 году, в течение месяца была в исступлении ума. Ночью во сне явился ей праведный Максим и велел отслужить две панихиды над его гробом, обещая ей за то выздоровление. Пробудившись, больная пришла в сознание и стала просить, чтобы ее свезли к гробу праведного, где она, по совершении панихид, тотчас же почувствовала себя совершенно здоровой.

 

Тропарь, глас 4

Непорочным, священством Богови послужив, посреде мирского мятежа юродство избрал еси, взем бо крест последовал еси Христу, невозвратным помыслом и с любовию к Нему приближался, земная оставив, небесная восприял еси, блаженне Максиме отче наш. Моли Христа Бога сохранитися граду Тотьме невредиму и спастися думам нашим.

Преподобный МАРК
(29 декабря)

Мы не знаем, в какие годы жил преподобный Марк, знаем лишь, что при нем были перенесены из пещеры в Великую церковь мощи преподобного Феодосия [ 175 ]. По принятии монашеского чина, блаженный Марк поселился в пещере и жил в ней, занимаясь тем, что копал руками своими пещеры, и не только для молитвы [ 176 ], но и для погребения усопших братии. Вырытую землю он выносил на своих плечах.

Если кто-либо за его труды давал какую-либо вещь, он тут же отдавал ее бедным. Кроме того, под одеждой своей он носил вериги — железный пояс. Воду пил мерой, сколько мог вместить в себе его полый крест, и то лишь тогда, когда жажда чрезвычайно сильно томила его.

Со временем он получил такую силу чудотворения, что и мертвые слушались его, и это засвидетельствовано многократно.

Однажды, ослабев, он не успел докопать могилу, она оставалась тесной и недостаточно расширенной. Случилось же так, что в это время умер инок и не было места для погребения, кроме этой неоконченной могилы. Мертвого принесли в пещеру и с трудом смогли уложить в нее тело усопшего. Братия стали роптать на Марка: из-за тесноты они не могли как должно положить покойника и возлить на него елей. Пещерник же со смирением кланялся им и говорил:

— Простите меня, отцы, по немощи моей не докончил я могилу.

Но они еще сильнее укоряли его. Тогда Марк сказал покойнику:

— Брат, так как место тесно, то сам подвинься и, принявши елей, возлей на себя!

Усопший протянул руку и, немного приподнявшись, принял елей, возлил его себе крестообразно на лицо и грудь, и снова возвратил сосуд, а сам, на глазах у всех, оправил одежды и почил.

В другой раз случилось так, что один брат скончался после долгой болезни. Один из его друзей пошел посмотреть на место его погребения. И опять не было готовой могилы. Блаженный Марк сказал пришедшему:

— Пойди, скажи брату, чтобы он подождал до утра следующего дня, пока я выкопаю для него могилу, и тогда он отойдет в покой вечной жизни.

— Отче, — ответил пещернику брат, — я уже обтер губкой его мертвое тело. Кому же ты велишь мне сказать это?

— Ты видишь, что место еще не готово, — снова сказал ему Марк, — и я говорю тебе: пойди, скажи умершему: брат, побудь здесь еще этот день, пока я приготовлю для тебя могилу, и тогда возвещу тебе, и завтра ты отойдешь к желанному тобой Христу.

Брат повиновался и, придя в монастырь, застал всю братию совершающей обычное пение над умершим. Он сказал покойнику:

— Брат! Марк говорит, что могила еще не готова для тебя. Подожди поэтому здесь до завтра.

Едва он произнес эти слова к удивлению всех, как мертвый открыл глаза и душа его вернулась к нему.

И прожил он тот день и наступившую ночь, не говоря ни с кем ни слова, лишь взирая открытыми глазами. Наутро он предал дух свой и был погребен в пещере, приготовленной к этому времени святым Марком.

И много других, подобных этим, чудес совершал святой Марк впоследствии.

С кончиной преподобного Марка связано еще одно не менее чудесное событие. Жили в монастыре два родных брата, связанных узами духовной любви, Феофил и Иоанн. Они попросили Марка ископать им одну могилу, чтобы быть погребенными вместе. Но Феофил однажды отлучился из монастыря, а Иоанн в это время умер. Марк его похоронил. Когда же Феофил вернулся и увидел, что брат его, младший годами, был погребен в их общей могиле на верхнем месте, он пришел в негодование и стал роптать на Марка:

— Зачем ты положил брата на моем месте, ибо я старше его?

Смиренный пещерник поклонился ему и сказал:

— Прости меня, брат, я согрешил.

И обратившись к умершему, сказал:

— Брат, встань и уступи это место твоему старшему брату, сам же ляг на нижнем.

И тотчас, по слову блаженного, мертвый встал и лег на нижнем месте. Все, пришедшие с Феофилом, видели это чудо и пришли в сильный страх и ужас. Феофил же упал к ногам его, прося у него прощения. В назидание старшему брату Марк сказал:

— Надлежало тебе уже больше не выйти из пещеры, чтобы немедленно наследовать свое старшинство и сейчас же быть положенным здесь. Но так как ты еще не готов для исхода, то пойди позаботься о спасении твоей души и, спустя несколько дней, будешь принесен сюда.

Феофил вернулся в монастырь и предался неутешному плачу. Он раздал все свои вещи, оставив себе только рубашку и мантию. Каждый день он ожидал своего смертного часа. Так, в непрестанном плаче, посте и молитве, каждый день ожидая своей кончины, он провел несколько лет. Он в такой степени изнурил свою плоть, что можно было сосчитать все его кости, а от многих слез он лишился зрения.

Преподобный же Марк, предвидя час своей кончины, призвал Феофила и сказал ему:

— Прости мне, брат, что я причинил тебе такую тяжкую печаль, и моли Бога о мне, ибо вот я уже ухожу из сего мира. Если же буду иметь дерзновение, не забуду молить о тебе Господа, чтобы Он сподобил нас обоих узреть Его пресвятое Лицо, увидеть там друг друга и пребывать вместе с преподобными отцами нашими, Антонием и Феодосием Печерским.

Феофил же, зная силу молитвы преподобного, со слезами просил Марка или взять его с собой сразу или даровать ему зрение. Но преподобный не согласился сделать ни то, ни другое, объяснив ему. что отсутствие телесного зрения усиливает зрение духовное.

— Я предрек тебе смерть, желая полезного для души твоей, и желая привести в смирение твое плотское высокоумие, ибо сердца сокрушенна и смиренна (а не хвалящегося старшинством) Бог не уничижит [ 177 ]. Поэтому нет тебе нужды видеть сей кратковременный свет, но проси у Господа, чтобы узреть тебе славу Его в присносущном свете. И не желай смерти: она наступит, хотя бы и против твоего желания. Но да будет тебе сие знамением твоего отшествия: за три дня до твоей кончины исцелится твоя слепота, и ты зрячим отойдешь ко Господу и узришь там нескончаемый свет и неизреченную славу.

Высказав такое пророчество о кончине Феофила, преподобный Марк скончался. Чудотворные мощи его были положены в пещере, где он сам ископал себе могилу. Тут же были положены и железные вериги, и медный крест, из которого он пил воду.

Блаженный же Феофил усилил рыдания о грехах своих, и за несколько лет такого сокрушения он наполнил своими слезами целый сосуд. И однажды действительно вернулось к нему зрение. Он понял, что близка его кончина. Он усердно просил Бога, чтобы он принял его слезы покаяния и не подверг наказанию в будущей жизни. Неожиданно ангел Господень явился ему в образе юноши и сказал ему:

— Хорошо молишься ты, Феофил, но зачем превозносишься количеством собранных тобою слез? — И, показав ему свой сосуд, гораздо больший, исполненный благоухания как бы от многоценного мира, продолжал. — Вот слезы твои, которые ты излил от сердца в молитвах к Богу и отер рукой или полотенцем, или одеждой, или же которые упали из глаз твоих на землю. Я собрал их все в этот сосуд и сохранил по повелению Владыки и Творца моего. И ныне я послан возвестить тебе радость, дабы ты с веселием отошел к Сказавшему: блажении плачущий, яко тии утешатся [ 178 ].

Оставив преподобному этот сосуд, юноша стал невидим. Блаженный Феофил рассказал игумену о явлении ангела и о словах его, а также показал оба сосуда, наполненные слезами: один свой, а другой ангельский, издававший благоухание лучше всех ароматов земных, и просил по преставлении своем излить их на его тело. На третий день по прозрении он отошел ко Господу.

Он был похоронен в пещере рядом со своим братом Иоанном, которую ископал преподобный Марк и который чудесным образом смирил Феофила в его гордыне и наставил на путь покаяния.

Святитель МИТРОФАН
(23 ноября)

Святитель Митрофан, во святом крещении Михаил, происходил из духовной семьи. Родом он был из Владимирской области. Родился в 1627 (или 1623) году, был женат и имея сына Ивана.

Овдовев, в 1663 году он поступил в Злотников монастырь, Владимирской епархии, принял постриг с именем Митрофана, был возведен в иерейский сан и пробыл здесь до 1666 года. Затем он был настоятелем в Космо-Яхромском монастыре Владимирской епархии и Макарьево-Желтоводском монастыре — Костромской епархии. Его попечению поручались и другие обители.

2 апреля 1682 года он был по желанию царя Феодора Алексеевича рукоположен во епископа Воронежского. При вступлении Петра I на престол он был в Москве и принимал участие в противораскольничьем Соборе.

Воронежская епархия была только что учреждена и требовала благоустроения, заботливости и самоотверженного управления.

Все это святитель Митрофан ей дал. Он воздвиг в городе Благовещенский собор, где впоследствии и был погребен и при котором затем был устроен монастырь. Он устраивал монастыри, боролся с суевериями и расколом, заботился о благоустроении семейной жизни своих пасомых и был ревностным проповедником. При нем архиерейский дом был прибежищем всех больных, странников и обездоленных. Он непрестанно навещал больных и заключенных в тюрьмах.

Он был крайне прост в своей внешней жизни, живя летом на архиерейской даче, любил трудиться в поле и никогда не оставался без дела. Известно, что он носил власяницу. В завещании своем [ 179 ] он писал иереям: “Подавайте пример доброй жизни, учите людей и молитесь о них, укрепляя их Святыми Тайнами”.

Людям всех состояний он писал: “Для всякого человека таково правило мудрых людей: употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пей, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злато — спасен будеши”.

В те годы молодой царь Петр завел в Воронеже верфи для постройки адмиралтейства и флота.

Большая дружба соединяла его с престарелым епископом. Святитель объяснял в проповедях пастве необходимость петровских реформ, помогал ему неоднократно денежно, ободрил его после Невского поражения. Заботился о трудившихся на верфи рабочих, среди которых царило полное духовное одичание.

Он помогал иностранцам и учил народ милосердию к ним, но в то же время предупреждал против близкого общения с ними из-за порчи нравов, которую они приносили, хотя и понимал пользу и необходимость их знаний.

Только однажды, в 1700 году, произошло недоразумение между святителем Митрофаном и царем. Царь пригласил его во дворец. Святитель пришел туда пешком, но, увидя перед входом статуи языческих богов, отказался войти и возвратился домой.

Когда царь узнал об этом, он вспылил и стал грозить епископу, как ослушнику царской воли, смертью. “Мне бо еже жити, Христос, и еже умерети, приобретение”, — спокойно ответил посланцу святитель. В тот же день он приказал ударить в колокол ко всенощному бдению, чтобы достойно приготовиться к смерти.

Узнав об этом, царь приказал немедленно убрать статуи и послать успокоить святителя, который на другой же день пришел во дворец. Надо знать характер Петра Великого, чтобы понять то уважение к святителю Митрофану, которое проявилось в этом случае. В последний раз они виделись 2 февраля 1702 года.

Незадолго до кончины смертельно больной святитель 2 августа 1703 года принял схиму с именем Макария и, причастившись Святых Тайн, тихо скончался 23 ноября.

Узнав о болезни святителя, царь Петр запланировал поездку в Воронеж.

Прибыл он в самый день кончины, застал его отходящим в вечность.

Царь припал к его одру, целовал десницу святителя и оставался при нем неотлучно до самого последнего его вздоха. Он сам нес гроб с телом праведника до могилы, а потом сказал окружающим: “Не осталось у меня более такого святого старца”.

Мощи святителя Митрофана были обретены нетленными в 1717 году, а в 1832 году он был причислен к лику святых. Икону святителя написал архитектор Швецов, согласно бывшему ему явлению. Во время одного из своих явлений святитель Митрофан велел молиться об упокоении души Императора Петра Великого.

Блаженный МИХАИЛ
(11 января)

Во время утрени на Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня) в 1412 году служащий иеромонах Клопского монастыря [ 180 ], окадив церковь, пошел окадить и свою келию, которая находилась рядом. Он оставил ее запертой. К его изумлению, она оказалась открытой и в ней сидел у стола неизвестный инок и при свете свечи переписывал послания Апостольские.

После утрени настоятель со всей братией пошел в эту келию. На этот раз она оказалась запертой на ключ, но в окно они увидели, что тот же незнакомец сидит и пишет. Игумен вслух сотворил молитву. Незнакомец повторил ее, не трогаясь с места.

Взломали дверь и вошли. Незнакомец только повторял те вопросы, которые ему задавали. Тогда настоятель приказал окадить его фимиамом. Он крестился, но от каждения уклонялся. Держал себя с благоговением, но, видимо, юродствовал.

Во время Божественной литургии он вошел в церковь, принял благословение от игумена, прочитал Апостол и пел на клиросе. После трапезы игумен Феодосии, муж опытный в духовной жизни, сам водворил его в ту келию, в которой его нашли, и здесь он прожил всю свою оставшуюся жизнь в суровых подвигах и в строгом послушании. Спал он на полу, и лишь в воскресенье вкушал немного хлеба и воды, проводя остальные дни недели в строжайшем воздержании. Ни имени его, ни рода никто не знал.

В 1419 году в монастырь приехал на праздник Преображения Господня князь Константин Димитриевич, младший брат великого князя Московского Василия I. Перед тем он был в Новгороде наместником великого князя и народ его очень любил.

Во время трапезы таинственный пришелец читал житие дневного святого. Услышав его голос, князь всмотрелся в него и тихо сказал игумену:

— Берегите его! Это Михаил, сын Максимов, наш родственник.

— Отчего ты не скажешь твое имя? — спросил блаженного игумен после трапезы.

— Мое имя Михаил, — подтвердил блаженный. Князь Константин был изгнан братом из Москвы и сильно тосковал по этому поводу. Сочувствуя Константину, блаженный велел ему воздвигнуть в монастыре каменный собор. В день освящения его великий князь позвал брата в Москву и дал ему удел. Через несколько лет князь Константин стал иноком и скончался в ангельском чине.

В один год в местах подвига преподобного Михаила наступила засуха. Жители однажды увидели, что Михаил сидит на берегу Вережи и что-то пишет на песке.

— Что это значит? — спросил игумен.

— Помолимся, — сказал блаженный. И тотчас открылся источник чудотворной воды. После засухи наступил голод. В монастырь стекались множество неимущих. По совету блаженного, им раздали все запасы, но монастырские закрома в течение всего голодного времени не оскудевали.

Игумен монастыря ничего не делал без совета с блаженным. Однажды Михаил сказал ему с улыбкой:

— Гости хотят придти к нам.

Пошли посмотреть, и за храмом нашли трех незнакомых людей.

— Позови их в трапезную, — сказал Михаил. Позвали.

— За монастырем наши товарищи, — заметили гости. Позвали и их. Пришли тридцать вооруженных разбойников.

— Отчего вы не едите? — спросил Михаил. — Дурной замысел ваш, будьте уверены, не будет выполнен.

В это время двум из них стало дурно. Остальные перепугались, вскочили со своих мест и поспешно ушли из монастыря. Тем временем их товарищи пришли в себя. Младший из них тотчас попросил пострига, и блаженный посоветовал не отказывать ему. Новопостриженный инок тут же скончался. А другой разбойник, прощаясь с насельниками, обещал найти своих товарищей и направить их на путь добродетельной жизни.

Когда в Новгороде избрали на архиепископскую кафедру святителя Евфимия II, Москва, враждовавшая с Новгородом, возражала против его рукоположения. Но блаженный Михаил сказал ему:

— Смоленска достигнешь и там архиепископство приимешь.

И действительно, святителя Евфимия рукоположил в Смоленске митрополит Киевский Герасим.

Святитель Евфимий был близким другом блаженного Михаила. Однажды, когда святитель был в Клопове, блаженный стал звонить во все колокола. Его спросили, что это значит. Он ответил, что на Москве великая радость: у великого князя родился сын, который покорит Новгород, лишит его свободы и изменит все его обычаи. И что это наказание постигнет вольный город за постоянную вражду с Москвой и их непокорность великому князю.

В великом смущении слушали его бояре. Действительно, в это время родился будущий великий князь Иоанн Ш Васильевич, покоритель Новгорода.

Еще один поучительный случай из жизни блаженного. Приехал в Клопов князь Димитрий Шемяка, постоянно враждовавший против великого князя Василия II Васильевича, которого он в конце концов ослепил.

Он просил блаженного Михаила помолиться об успехе его дела. Блаженный ответил ему:

— Довольно бед натворил ты, если еще примешься за то же, со стыдом воротишься сюда, где гроб ждет тебя.

Шемяка не послушался и был вновь побежден. Не дошла еще эта весть до Новгорода, как блаженный сказал:

— Наши потеряли дорогу и бегут от врагов. Опять приехал Шемяка.

— Земля зовет тебя, князь, — сказал блаженный, погладив его по голове.

Вскоре после этого Димитрий Шемяка был отравлен своими боярами.

В 1452 году умер игумен Феодосии II, друг блаженного Михаила, также почитавший его. В тот же день блаженный исчез из монастыря. Исчез и монастырский прирученный олень. Но когда тело почившего выносили для погребения, вдруг все увидели: навстречу погребальному шествию идет блаженный Михаил, а в руках у него мох. За ним идет олень и тянется за мхом.

С тех пор блаженный оставил свое обычное место в церкви и слушал литургию, стоя у могилы игумена Феодосия. Когда его спросили, почему он не входит в церковь, он ответил:

— Здесь мое место, здесь я буду лежать,

Заболел он 5 декабря 1455 года и больше уже не вставал. Ясно было, что он угасает, но настроением своим он напоминал путника, возвращающегося домой.

10 января 1456 года он в последний раз был в церкви и причастился Святых Тайн. Потом ушел в свою келию, унося с собой кадило.

На другой день ему настоятель послал обед из трапезной. Но нашли его уже скончавшимся. Руки его были скрещены и вся келия наполнена благоуханием.

Архиепископ Новгородский Евфимий специально приехал его отпевать. Стечение народа было огромное. Но выкопать могилу было невозможно: земля слишком сильно промерзла. Лишь в том месте, которое указал блаженный для себя, она оказалась мягкой и рыхлой. Там его и похоронили.

По кончине своей блаженный Михаил явился на море новгородскому купцу, возвращавшемуся из “латинских стран”, и спас его от гибели. Также спас он и князя Белозерского во время бури на Ильменском озере. Спас и обитель свою от пожара.

Преподобный Михаил Клопский был тот самый юродивый, который еще до появления своего в Клопове предсказал на улице Новгорода святительство мальчику Иоанну, впоследствии архиепископу Ионе Новгородскому.

Благоверный князь МИХАИЛ
(22 ноября)

Святой благоверный князь-мученик Михаил Ярославич Тверской был сыном князя Ярослава Ярославича, брата святого Александра Невского, и родился в 1272 году, когда отец его уже умер. Воспитывала его мать, княгиня Ксения, принявшая впоследствии иноческое пострижение.

Образ жизни его в юности был почти монашеский: заветным его желанием было стать когда-нибудь иноком или мучеником. Последнее как раз сбылось.

В 1285 году он наследовал своему старшему брату, князю Святославу, и начал свое княжение с закладки в Твери Спасо-Преображенского собора. В 1294 году он женился на княжне Анне Дмитриевне Ростовской [ 181 ] и имел от нее четырех сыновей и дочь.

Князь Михаил был высокого роста и отличался красотой, силой и мужеством. Народ любил его.

В 1304 году настала его очередь, как старшего в роде, стать великим князем Владимирским. Но в это время великокняжеский престол зависел от произвола татарского хана, и князь Георгий Данилович Московский, сын младшего сына святого Александра Невского, женатый на сестре хана Узбека Кончаке-Агафьи, своими происками добился того, что великое княжение было предоставлено ему.

Михаил Ярославич готов был уступить, чтобы избежать пролития русской крови, но Московский князь вторгся в Тверскую землю с большим войском и стал ее опустошать.

В 40 верстах от Твери, при деревне Бортенево, великий князь Михаил разбил его, причем, взял множество пленных, среди которых была княгиня Агафья, посол хана Кавгадый и брат князя Георгия, Борис. Великий князь принял знатных пленников с почетом и готов был их отпустить, но, к несчастью, княгиня Агафья в Твери скоропостижно скончалась, и князь Георгий обвинил Тверского князя перед ханом в том, что тот ее отравил. Возвели на него и другие клеветы и напраслины, и хан Узбек вызвал великого князя Михаила в Орду на суд.

Близкие его и сыновья умоляли его не ездить туда самому, а послать одного из них, но великий князь отвечал им:

— Дети мои, знайте, что не вас зовет хан, а меня. И если я к нему не поеду, родина будет разорена и много христиан погибнет. Не лучше ли мне отдать жизнь мою за них?

Клевета князя Георгия и личного врага князя Михаила, свирепого Кавгадыя, кончилась тем, что хан выдал его им, и они велели его заковать, наложили на его шею тяжелую колоду и прогнали от него духовника его и приближенных.

В это время хан отправился со всем двором своим охотиться на Терек, и узника повлекли вслед за ним. Утешением ему было только то, что к нему допустили его 12-летнего сына Константина, жившего в Орде заложником, и духовенство. Целые дни проводил страдалец в чтении Псалтири.

Так как руки его были закованы, отрок держал перед ним книги, переворачивал страницы. Иногда Кавгадый приказывал выводить его в колоде на площадь и в присутствии любопытной и равнодушной толпы всячески издевался над ним.

Один раз князь, измученный этими пытками, хотел сесть и отдохнуть, но сын его предложил вернуться в палатку, чтобы избегнуть нескромного любопытства посторонних. Князь ответил ему: и аз бых поношение им: видеша мя, покиваша главами своими (Пс. 108, 25) и, встав, пошел в палатку. С этого дня слезы были непрестанно на его глазах.

Он предвидел свой близкий конец. Надзора за ним почти не было, бежать было возможно, но тогда пострадали бы приближенные, и он решил остаться. В ночь с 21 на 22 ноября ему было откровение о его близкой кончине. Он прослушал в последний раз Божественную литургию, исповедался и причастился Святых Христовых Тайн.

Обнял все духовенство и приближенных своих, потом велел позвать сына своего Константина, сделал ему последнее наставление, благословил его и отослал под покровительство ханши.

— Дайте мне Псалтирь, — попросил он, — сердце мое смущается.

Ему дали книгу и псалтирь открылась на словах: “Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя (Пс. 54, 5).

— Скажите мне, что значат эти слова? — спросил он находившихся рядом священников.

— Государь, пусть сердце твое не смущается, — ответили они. — Дальше в том же псалме сказано: Возверзи на Господа печаль твою и Той тя пропитает, не даст в век молвы праведнику (Пс. 54, 23).

Ободренный страдалец продолжал чтение. Вдруг в палатку вбежал отрок, бледный и взволнованный.

— Государь, — сказал он, — Георгий и Кавгадый едут с большой толпой к твоей палатке!

— Знаю, зачем едут: хотят убить меня, — кротко отвечал страстотерпец.

В это время Георгий и Кавгадый остановились и послали вперед убийц, а сами остались ждать. Убийцы сначала разогнали всех окружающих, а в это время святой князь, стоя неподвижно, молился в последний раз на земле.

Потом они набросились на него, как звери, схватили его за колоду и бросили о стену палатки с такой силой, что он упал, а стена проломилась. Князь все же встал, но они опять бросили его на землю, топтали ногами, осыпали ударами. Наконец, один из убийц вонзил ему в бок нож и, перевернув его несколько раз, вырезал ему сердце.

Это произошло 22 ноября 1318 года, между двумя и тремя часами по полудни. Палатка была ограблена, княжеские одежды со страдальца сорваны.

Те из его приближенных, кто успел уйти с князем Константином к ханше, были спасены, а остальные были избиты, ограблены и закованы в цепи. После этого убийцы пошли сказать Георгию и Кавгадыю, что приказание их исполнено. Они приблизились к палатке. Кавгадый казался смущенным и сказал Георгию:

— Не старший ли он тебе брат, не должен ли он быть тебе вместо отца? Зачем же тело его обнажено, на поругание всех? Отвези его в твою землю и погреби по обычаю вашему!

Тогда Георгий приказал прикрыть тело мученика плащом. Затем тело его повезли на телеге в Москву. Жители тех городов и деревень, через которые его провозили, хотели накрыть его драгоценными тканями и поставить на ночь в церковь.

Стража Георгия им в этом отказывала, но однажды на нее напал такой страх, что она вся разбежалась.

Великие знамения сопровождали святые мощи: над ними видели облако светлее солнечного света, радугу, огненный столп, таинственную толпу со свечами и кадилами — светозарные всадники летели по воздуху, охраняя их.

В Твери узнали об убиении святого князя лишь тогда, вернулся князь Георгий и привез с собой князя Константана и тверских бояр.

6 сентября 1320 года святые мощи князя-мученика были перевезены из Москвы в Тверь и положены с честью в Спасо-Преображенском соборе. Тление совершенно не коснулось их. Чудеса и исцеления начались тотчас, и в Твери великого князя Михаила сразу же стали почитать святым, но Церковью причислен к лику святых он был только в 1549 году.

Во время польско-литовского нашествия неприятели видели святого князя на коне; вооруженным, выезжавшим из города. Они узнали его по его изображению на святой иконе.

В 1655 году, после молебна благоверному князю, прекратился мор. В память об этом событии в Твери ежегодно совершался крестный ход.

Святые мощи благоверного князя-мученика до революции почивали в открытой раке.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[ 171 ] Между прочим, благодаря силе убеждения святого Максима Исповедника, после его публичного прения о вере с монофелитом Пирром, патриархом Константинопольским, последний отрекся от ереси, прибыл с преподобным Максимом в Рим и здесь в 645 году, в присутствии клира и папы Феодора, ревностного блюстителя Православия, передал пале акт отречения от ереси, после чего Феодор торжественно присоединил Пирра к Церкви. Таким образом, несправедливо утверждают раскольники, что Максим Исповедник, будто бы, восхитил себе святительское право в совершил чиноприятие патриарха Пирра, впавшего в ересь и затем покаявшимся.

[ 172 ] Чтобы он не мог ни словом, ни пером провозглашать христианские истины.

[ 173 ] Тотьма — уездный город Вологодской губернии, в 205 верстах к северо-востоку от Вологды, по почтовому тракту в Устюг. Расположен на левом берегу реки Сухоны.

[ 174 ] Иосиф управлял Устюжской епархией с 1700 по 1718 годы. Скончался в 1720 году.

[ 175 ] А перенесение мощей преподобного Феодосия было совершено в 1091 году.

[ 176 ] У иноков Печерского монастыря был обычаи удаляться в пещеры для уединенной молитвы. Для этого вырывали в стенах пещер углубление, вторые можно видеть и в наше время.

[ 177 ] Пс. 50, 19.

[ 178 ] Мф. 5, 4.

[ 179 ] Его завещание напечатано полностью в “Богословском Вестнике” (1897, февраль) и отдельно: Сергиев Посад, 1897. “Слово к пастырям” напечатано в “Церковных Ведомостях” за 1903 года, № 48.

[ 180 ] В трех верстах от Новгорода, на берегу реки Вережи.

[ 181 ] Память празднуется 2 октября.