Святитель НИКИТА (31 января)

Преподобный НИКИТА (24 мая)

Блаженный НИКОЛАЙ (27 июля)

Святитель НИКИТА
(31 января)

Более других заслуживают уважения те воины, кто ведет борьбу с врагом не в общем строю, но поодиночке. Их Господь никогда не оставляет без благодатной помощи, но укрепляет их и делает непобедимыми.

Один из таких храбрых воинов Христовых был блаженный Никита. Он приобрел особенную известность после преподобного Исаакия затворника.

Сведения о его жизни сохранил преподобный Поликарп со слов святого Симона.

Преподобного Никона, в бытность его игуменом, один брат Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.

— Сын мой! Не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно, — ответил игумен. — Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божия по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.

Никита, тем не менее, настаивал:

— Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакию затворнику, который и доселе творит многие чудеса.

Игумен еще более убедительно пытался отвести Никиту от столь тяжелого пути:

— Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.

Однако Никита не слушал наставлений игумена. Он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. И он выполнил то, к чему стремился: заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя.

Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней диавола. Во время молитвенного пения он услышал голос, молившийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам в себе: если бы это был не ангел, то не молился бы со мной, и не было бы здесь благоухания Святого Духа.

Он начал еще прилежнее молиться, говоря:

— Господи! Явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя!

На это последовал голос:

— Не явлюсь я тебе, потому что ты юн, иначе ты возгордишься и можешь пасть.

Затворник продолжал слезно просить:

— Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям. Но я исполню все, что Ты повелишь.

Тогда диавол, получив власть над ним, сказал Никите:

— Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.

И тотчас предстал перед ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:

— С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.

Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже больше не молился, но стал ревностно читать книги. При этом он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души. Он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний.

Однажды Никита послал к князю Изяславу [ 182 ] с извещением: “Сегодня убит князь Глеб Святославич [ 183 ]. Пошли немедленно сына своего Святополка [ 184 ] на княжеский престол в Новгород”. Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней пришло известие об убиении князя Глеба.

С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, как о пророке, и вполне верили ему и князья, и бояре. На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, то и возвещал. Точно так же, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита “пророчествовал”, и все предсказанное им сбывалось.

При этом никто не мог сравниться с Никитой в знании книг Ветхого Завета, все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг он не хотел ни видеть, ни слышать, не говоря уже о том, чтобы почитать. О Новом Завете он вообще ни с кем не хотел беседовать. Именно это обстоятельство говорило о том, что с ним происходит что-то неладное, что он соблазнен диаволом.

Обеспокоенные этим, преподобные отцы пришли к затворнику: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исаия, бывший впоследствии епископом Ростовским, Матфей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, бывший епископом Тмутараканским, Нестор летописец, Григорий, составитель канонов, Феоктист, бывший епископом Черниговским, Онисифор прозорливец.

Все они, прославленные добродетелями, придя, вознесли молитвы Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его. Затем, выведя его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые совсем недавно знал наизусть. Теперь он не мог вспомнить ни одного слова из этих книг. И вообще ему пришлось учиться грамоте заново.

Постепенно, придя в сознание, он исповедал свой грех перед преподобными отцами и горько раскаивался в нем. Он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других во многих добродетелях. Господь, видя такие труды блаженного Никиты, принял его покаяние, и в 1096 году он был посвящен во епископа на Новгородскую кафедру.

Здесь он прославился благодатным даром чудотворения. Так, однажды во время бездождия святой помолился Богу и низвел дождь с неба. В другой раз он своими молитвами угас пожар города.

И многие другие чудеса по его молитвам были засвидетельствованы еще при его жизни.

После тринадцатилетнего благоуспешного управления епархией, святитель Никита скончался 30 января 1108 года. Он был с почетом погребен в приделе великой церкви святых Богоотец Иоакима и Анны. Тело блаженного оставалось сокровенным во гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем, в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, при митрополите Макарии и при архиепископе Новгородском Феодосии, его мощи были найдены нетленными.

Память блаженного Никиты почиталась с давних времен. Во всяком случае, есть свидетельства, что его почитали, как святого, уже в XIII веке. До революции 1917 года его святые останки почивали в Софийском Новгородском соборе.

 

Тропарь, глас 4

Насладився богомудре воздержания, и желание плоти твоея обуздав, на престоле святетельства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зорями чудес твоих, отче наш святителю Никита. И ныне моли Христа Бога, да спасет души наша.

Преподобный НИКИТА
(24 мая)

Преподобный Никита Столпник, Переяславский чудотворец, родился и получил воспитание в городе Переяславле Залесском [ 185 ].

С молодых лет он отличался жестоким и обидчивым характером, устраивал скандалы и причинял людям много зла. привлекая их к суду и производя грабежи. Подобные ему были и его друзья.

Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения вошел в церковь и услышал следующие слова пророка Исаии: “Тако глаголет Господь: измыйтеся и чисти будете. Отымите лукавства от душ ваших” [ 186 ] и пр.

От этих слов он пришел в ужас и, возвратившись домой, всю ночь провел без сна, размышляя о них. На другой день, по своей привычке, он отправился к своим друзьям, повеселился в их обществе и пригласил к себе на обед. После этого он пошел на рынок купить продуктов и, принеся их домой, велел жене приготовить обед.

Когда жена стала мыть мясо, то заметила, что из него необычно течет кровь, а потом, когда она положила его в горшок и стала варить, то увидела, что в горшке кровь пенится и выплывает на поверхность то человечья голова, то рука, то ступни ног.

Она пришла в ужас и рассказала об этом мужу. Когда он пришел и сам увидел то, о чем рассказала ему жена, его также охватил ужас. Придя в себя, он с глубоким сердечным сокрушением сказал:

— Увы мне! Много я согрешил.

После этих слов, молясь и заливаясь слезами, он вышел из дома, пошел в расположенный на значительном расстоянии монастырь, упал к ногам игумена и сказал:

— Отче, спаси погибающую душу.

Изумленный такой необыкновенной переменой настроения Никиты, игумен сказал ему:

— Испытай себя. Пробудь три дня у монастырских ворот, плачь и исповедуй грехи свои перед всеми, кто будет входить в монастырь и выходить из него.

Никита так и сделал.

Три дня он плакал и молился, исповедуя перед всеми свои грехи. После этого он увидел вблизи монастыря болотистое место, поросшее тростником, и множество летающих над ним мошек и комаров.

Он пришел на это место, снял с себя одежду и, войдя совершенно нагим в болото, сел в тростник и стал молиться.

По прошествии трех дней игумен послал инока посмотреть, что делает Никита. Инок пришел и, не найдя его у монастырских ворот, после недолгих поисков нашел его лежащим в тростнике. Мошки и комары огромным облаком кружились над ним.

Вернувшись в монастырь, инок рассказал об этом игумену. Тогда игумен вместе с братией монастыря пришел к Никите и, увидев его в таком положении, что и тела его нельзя было разглядеть (так обильно текла из него кровь), сказал ему:

— Сын мой! Что это ты делаешь с собой?

Никита ничего не объяснял игумену и лишь повторял:

— Отец! Спаси погибающую душу.

Игумен ввел его в монастырь, постриг в иноческий чин и поместил в тесную келию, где он стал пребывать в постоянных молитвах и посте, проводя без сна дни и ночи. Много искушений пришлось в это время перенести подвижнику. Спасала неустанная молитва великомученику Никите. О его подвигах не знал никто.

Затем Никита устроил себе близ церкви столп [ 187 ] и выкопал узкую тропинку под церковную стену, по которой и приходил в церковь на молитву.

За такие подвиги он получил от Бога дар чудотворения: многие, страдавшие различными недугами, приходя к нему, получали исцеление по его молитвам.

Благоверный князь Черниговский Михаил [ 188 ] заболел расслаблением тела. Услышав о святом Никите, он велел своим боярам свезти себя в город Переяславль к преподобному. Когда он был уже в пути, его встретил демон в образе монаха и представился иноком монастыря, где подвизался Никита. Князь спросил его о святом. Демон сказал, что тот — обманщик. Сильно опечалило это князя, но он продолжал путь.

Через некоторое время тот же демон, уже в другом образе снова встретил его и сказал, что напрасно он утруждает себя, совершая такой длинный путь. Но и это не изменило настроение князя. Когда же он подошел к монастырю, где пребывал преподобный, на достаточно близкое расстояние, он велел поставить себе шатер, чтобы снять дорожную усталость, а одного из своих бояр послал в монастырь известить преподобного о своем прибытии.

Прежний демон явился теперь уже посланнику в образе слепого на один глаз монаха, с лопатой в руке, и сообщил ему, что преподобный умер и что он уже похоронил его. Боярин чистой душой своей понял обман и именем святого Никиты оградил себя от бесовских козней. Демон сделался неподвижным.

Боярин пришел к столпу святого Никиты и сообщил ему о прибытии князя и о тяжелом его недуге. Святой послал ему свой жезл. Благоверный Михаил взял этот жезл в руку и встал на ноги совершенно здоровым, так что без посторонней помощи пришел пешком к столпу святого. Князь принял от него благословение и рассказал ему о всех демонских искушениях, случившихся с ним во время путешествия.

Преподобный Никита запретил демону именем Божиим делать зло людям и заставил его в течение трех часов стоять неподвижно у своего столпа.

Получив исцеление, благоверный князь Михаил усердно благодарил Бога и святого старца.

Кончина преподобного Никиты одновременно и трагична и поучительна. Однажды ночью к нему пришли некоторые из его родственников с просьбой о молитвенной помощи. Они увидели на теле святого тяжелые вериги, которые от длительного трения о тело отполировались и так блестели, что они подумали, будто они серебряные. Омраченные жаждой наживы, они разобрали крышу столпа и убили его. [ 189 ]

Перед утренним богослужением параекклесиарх [ 190 ] по обычаю пришел к столпу святого, чтобы получить от него благословение. Он увидел, что покров столпа разобран, пришел к игумену и сообщил ему об этом. Когда монахи пришли к столпу, то нашли тело святого еще теплым, причем, от него исходило необыкновенное благоухание.

Благоговейно сняв его из столпа, с каждением и пением псалмов, иноки торжественно похоронили его у церкви святого мученика Никиты, с правой стороны, вблизи алтаря. При этом, опять же, совершались многие исцеления.

Нечестивые убийцы в страхе убежали. На берегу Волги они развернули холстину, чтобы убедиться, какое сокровище они приобрели ценой крови праведника. Они легко убедились, что блестящие три креста и тяжелые вериги — железные и бросили их в реку у города Ярославля, близ монастыря святого апостола Петра.

В первую же ночь после этого инок этого монастыря [ 191 ] Симеон увидел недалеко от того места, где были брошены вещи преподобного Никиты, три ярко светящиеся столпа. Они поднимались от земли к небу и испускали лучи света. Он рассказал об этом архимандриту монастыря, а тот сообщил главе города.

Сопровождаемые множеством народа, они отправились к тому месту и нашли честные вериги преподобного, которые, подобно сухому дереву, чудесно плавали на поверхности воды. Благоговейно взяв их, с пением псалмов, их понесли в город. На пути они встретили хромого, который ползал по земле осенили его крестами, бывшими на веригах, и хромой тотчас встал на ноги совершенно здоровым.

Это — далеко не единственный случай чудесных исцелений от честных вериг преподобного. Через некоторое время преподобный Никита явился упомянутому иноку Симеону и сказал ему:

— Пусть сей честный знак моих подвигов в скором времени перенесен будет отсюда и положен на гробе моем.

С почестями вериги были перенесены из Ярославля в Переяславль и положены, как повелел преподобный, в его честном гробе.

 

Тропарь, глас 4

Православным смыслом юношская возжеления возненавидев, и доблественныя нравы восприим, врага победил еси, и во благоразумии Богу угодил еси. И свыше от Него прием дар чудес, бесы прогоняти, недуги исцеляти, Никито преславне, моли Христа Бога да спасет души наша.

Блаженный НИКОЛАЙ
(27 июля)

Блаженный Николай Кочанов, юродивый Христа ради [ 192 ], родился в Новгороде от почетных и богатых родителей, известных своим благочестием Максима и Иулиании. Его мать уже при жизни почиталась за праведницу [ 193 ].

Сами будучи благочестивы и добродетельны, родители Николая заботились, чтобы сын отличался теми же свойствами души, и потому все свое старание прилагали к тому, чтобы с ранних лет развить в нем любовь к Богу и всему святому, и презрение ко всему греховному. Их старания не остались бесплодными. Блаженный Николай еще в детском возрасте утешал их благочестивой, богоугодной жизнью.

“Весьма бо из млада, — говорится в исторических источниках о блаженном, — сердце его явися горящим к Богу. Всегда сей блаженный пребывал в помышлении о Боге”.

Он усердно посещал храм Божий, раздавал милостыню, “любил пост, коленное преклонение”. Он рано созрел духом. В то время, когда его сверстники нуждались в усиленном надзоре и руководстве родителей, он своей добродетельной жизнью и благочестием обращал на себя общее внимание. “Его стали и знатные, и незнатные ублажать и славить”. Но чтобы избежать славы человеческой, он принял на себя чрезвычайно тяжелый подвиг юродства Христа ради.

Блаженный Николай оставил ради Бога все: села, имение, множество рабов, покинул родительский дом с его великими богатствами и ходил по улицам Новгорода в ветхой одежде, босой, с непокрытой головой.

“Пребывая вне отеческого дома, он ничего не имел своего, а питался тем, что благоговейные люди давали ему”.

С удивительным терпением и мужеством переносил блаженный на открытом воздухе, в своем ветхом рубище, и трескучие морозы, и палящие лучи солнца, и вообще все стихийные невзгоды. Умерщвлял плоть, но более заботился о смирении духа, нередко представлялся простецом, смешным и даже безумным, делая неприличия и неистовства, чтобы казаться грешником, в сердце же будучи в постоянной молитве. В “Сказании” о блаженном Николае так описывается его жизнь на улицах Новгорода:

“Глаголюща тамо словеса неуместная, обаче некиим предстоящим весьма учительная и полезная. Являше иногда движения странная, обаче ни единому соблазн дающая, паче же многих вразумляющая. Являшеся иногда земным гонящ, в уме же бе имея помощь неимущих и нищенствующих, из них же многих спасе от великия нужды и греха. Себе же всегда бе желающ в сердце своем — точию небесных и Божиих” [ 194 ].

Очень немногие понимали истинное значение подвига блаженного Николая, но и от них он старался уклониться, избегая славы человеческой. Большинство же вообще не понимали его. Они презирали этого полунагого скитальца, смеялись над ним, иногда даже бранили и били.

Блаженный не только все это переносил молча и терпеливо, но покрывал любовью и втайне молился за тех, которые незаслуженно оскорбляли его. Более того, он даже радовался, что переносил столько вольного унижения, столько встречал и переносил незаслуженных страданий. Господь за такой трудный подвиг прославил блаженного необычайными благодатными дарами. Но из многих чудес, сотворенных святым Николаем, осталось письменное свидетельство только об одном.

Жил в Новгороде один богатый вельможа. Однажды он устроил пир, на который созвал многих именитых новгородцев.

Незадолго до этого он встретил на улице блаженного Николая. Глубоко уважая его за святую жизнь, вельможа смиренно пригласил блаженного на обед. Он пришел, но случи. лось так, что именно в тот момент хозяина не оказалось дома.

Слуги, не зная, что он также приглашен на обед, стали издеваться над ним. Одни толкали его, другие даже били иные насмехались и говорили в его адрес неприличные слова' Блаженный безропотно переносил все эти оскорбления и, выгнанный из дома, “поскакал” по улицам города, как обыкновенно делал.

Вельможа возвратился и настало время угощения. Он приказал слугам подать вино, мед и всякие напитки. Слуги пошли в погреб, к бочкам, но с изумлением обнаружили, что бочки совершенно пусты. В страхе сообщили они об этом вельможе. Тот проверил сам и убедился в правдивости слов слуг. Сложилась весьма щекотливая ситуация: гости ждут, вина нет.

Но тут вельможа вспомнил о блаженном Николае и спросил о нем рабов. Они признались, что поступили с блаженным весьма скверно.

Тогда хозяин послал наиболее благочестивых слуг с наказом разыскать блаженного и со всем смирением уговорить его почтить своим присутствием его обед.

Всегда незлобивый, блаженный опять пришел в дом вельможи. Хозяин с радостью встретил его на крыльце (“на всходе”), поклонился ему до земли, посадил вместе со знатными гостями и во всеуслышание попросил прощения за обиду, нанесенную ему его слугами.

Затем попросил блаженного благословить внести вино и напитки. Бочки тотчас оказались наполненными напитками, лучше прежних. Но говорить об этом блаженный запретил.

Одновременно с Николаем в Новгороде жил еще один юродивый, блаженный Феодор. Николай жил на Софийской стороне, а Феодор — на Торговой.

Создавая впечатление у горожан, что они непримиримые враги, блаженные постоянно стерегли друг друга на Волховском мосту, и когда кому-нибудь из них случалось переходить мост, то другой не допускал его на свою сторону.

Вполне понимая друг друга, блаженные Николай и Феодор этой мнимой борьбой обличали междоусобия современных им новгородцев, которые (распри) и совершались главным образом на Волховском мосту [ 195 ].

Однажды их видимая вражда вылилась в весьма чудесный случай. Один боярин пригласил Феодора к себе в дом. Но блаженный долго отказывался, поскольку боярин жил на Софийской стороне, как бы во владениях блаженного Николая. Но в конце концов он уступил настойчивым и усердным просьбам и решился посетить боярина.

Но лишь только он появился на “вражеской” стороне, как Николай оказался рядом и начал бить его, упрекая Феодора в том, что тот появился в чужой части города. Блаженный бросился бежать, Николай — за ним из улицы в улицу, затем по прибрежным огородам. Так они достигли Волхова. Блаженный Феодор бросился в воду и побежал по ней, как по суше.

Николай, чтобы не упустить противника без “отмщения”, схватил попавшийся ему под руку качан капусты и тоже кинулся в воду, и также побежал по ней, как по суху. На середине реки, где проходила “граница” между “владениями” двух блаженных, Николаю оставалось только бросить в “противника” этим качаном. Многие люди видели это чудо и прозвали блаженного Николая Кочановым.

Блаженный Николай преставился 27 июля 1392 года, вероятно, в старческом возрасте. Еще при жизни он выбрал место для своего упокоения, и благочестивые его почитатели в точности исполнили его завещание. Он был погребен на Софийской стороне, на краю кладбища Яковлевского собора, на проезжей дороге [ 196 ].

Память о подвигах блаженного Николая во славу Божию перешла в потомство. 162 года спустя после смерти блаженного, в 1554 году, архиепископ Новгородский Пимен, почитая блаженного, построил над могилой его храм во имя святой) великомученика Пантелеймона, празднуемого в день кончины блаженного, то есть, 27 июля.

Блаженный Николай на иконах изображается в двух, несколько различных видах. Так, на одной древней иконе он изображен в боярском платье, состоящем из пунцовой шубы и круглым лежачим воротником в виде малого капюшона. Лицо бледно, длинные волосы и борода с проседью, под верхней одеждой — хитон голубого цвета, в левой руке — сверток, на ногах — обувь.

На другой иконе блаженный изображен в одном голубом хитоне и босым, без свертка, лицо, борода и волосы такого же вида, как и на первой [ 197 ].

ПРИМЕЧАНИЯ:

[ 182 ] Изяслав Ярославич — великий князь Киевский (1024-1078).

[ 183 ] Глеб Святославич — князь Новгородский, старший сын великого князя Киевского Святослава, был убит финнами в 1078 году.

[ 184 ] Святополк II (Михаил) Изяславович, сын великого князя Киевского Изяслава, с 1078 года — князь Новгородский, с 1093 по 1114 годы — князь Киевский.

[ 185 ] Переяславль Залесский, уездный город Владимирской губернии, находился сперва на озере Клещино, близ верховьев притока реки Клязьмы (пермские пределы), а потом, около 1152 года, суздальским князем Юрием Долгоруким был перенесен на новое место, на пять верст южнее. Назван Залесским потому, что находился в дремучих лесах, отделявших сто от других городов.

[ 186 ] Исаия 1, 16.

[ 187 ] Столп, который устроил преподобный для своих подвигов, находился не поверх, а ниже поверхности земли. Это была столпообразная круглая яма или просто пещера, так что столпничество святого Никиты было, в сущности, затворничеством.

[ 188 ] Сын Всеволода, князя Черниговского. Исцеление историки относят к 1186 году. Дав богатый дар монастырю, князь возвратился в свой город в полном здравии.

[ 189 ] Преподобный Никита скончался 24 мая 1186 года.

[ 190 ] Параекклесиарх — пономарь, зажигающий в монастырях лампады перед иконами.

[ 191 ] Петропавловский Ярославский монастырь стоял на берегу Волги на том месте, где ныне находится Петропавловская церковь.

[ 192 ] Описание двух чудес и похвала блаженному Николаю находится в Рукописных сборниках Уварова (Царского) №№ 135 и 185 (см. “Русские святые” архиеп. Филарета Черниговского). В Прологе, также, как и в Четьи-Минеях, сказано лишь: “В той же день (27 июля) святого блаженного Николая, прозванного Кочанова, Христа ради юродивого, иже в великом Новгороде, но жития его нет. В минее июльской 1646 года, согласно архиепископу Филарету, помещена служба праведному Николаю, но служба эта — та самая, которая сочинена праведному Андрею. В нашей Минее ему службы нет.

[ 193 ] Равно, как и по смерти. В часовне, построенной на месте ее погребения, на древней деревянной раке (в 1852 году устроена позлащенная) была следующая старинная надпись: “Преставилась праведная Иулиания в лето 6892 (1384), при великом князе Московском Димитрии Иоанновиче Донском, при митрополите Московском Киприане, при архиепископе Новгородском Алексии и погребена на сем месте, где и ныне под спудом. Память праведной Иулиании совершается 21 декабря (день смерти).

[ 194 ] Жизнь и чудеса блаж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца. М., 1891, стр. 10-11.

[ 195 ] Распри между двумя сторонами Новгорода, Софийской и Торговой не редко кончались братоубийственным кровопролитием на Великом мосту. соединяющем обе стороны. Сюда обыкновенно спешили новгородские владыки, чтобы предупредить или прекратить битву.

[ 196 ] Примечательно, что хотя блаженный Николай умер спустя 9 лет после кончины своей матери, когда место погребения се еще не могло быть забыто, однако не пожелал упокоиться рядом с ней, возле самого Яковлевского собора, а завещал похоронить себя на краю кладбища, притом, на дороге, чтобы как можно более ног людских попирало его прах.

[ 197 ] Вообще, нужно заметить, что блаженный Николай нигде не изображается так, как обыкновенно пишутся Христа ради юродивые, то есть, нагим, едва прикрытым пеленами. Он изображается подобно святому Феодору, боярину Черниговскому, чудотворцу, или Алексию, человеку Божию.