Святитель ПАВЕЛ (4 ноября)

Преподобный ПАВЕЛ (10 января)

Святитель ПЕТР (25 ноября)

Митрополит ПЕТР (21 декабря)

Святитель ПАВЕЛ
(4 ноября)

Святитель Павел Тобольский, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 году в городе Самборе в Червонной Руси. Он учился в местном училище, в Киево-Братской Академии и, по окончании ее, был в ней преподавателем.

Он отличался кротким, но, вместе с тем, твердым характером и был очень настойчив в труде. Он очень любил богослужение и церковное пение. В 28 лет он принял монашество и сопровождал настоятеля Лавры в Петербург в качестве эконома.

Затем он был проповедником Московской Славяно-Греко-Латинской Академии и в течение 15 лет — архимандритом Новгородского Юрьева монастыря.

В 1758 году архимандрит Павел был возведен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Приехав на свою кафедру в самый канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, он уже на другой день служил в городском соборе литургию.

Новый митрополит прежде всего обратил внимание на Семинарию: оказалось, что в ней не преподавали богословие. Он ввел его и сам непосредственно следил за его преподаванием. Из Киева он вызвал трех ученых монахов-преподавателей. Церкви в епархии, по большей части деревянные, чаще горели, и святитель воздвиг около 20 каменных храмов и открыл много новых приходов. Строгий в управлении, он был сострадателен к бедным, сиротам, вдовицам.

При нем в 1764 году были открыты нетленные мощи святителя Иннокентия Иркутского [ 198 ]. Но в том же году были отобраны у монастырей земли и назначено им казенное содержание, весьма недостаточное для того, чтобы вести просвещение инородцев, которым они занимались.

Святитель Павел заявил об этом в своем весьма резком докладе Святейшему Синоду. Вследствие этого состоялось заседание Синода, и митрополита Павла вызвали в Москву. Есть предание, что накануне святитель Павел явился во сне председателю митрополиту Димитрию Сеченову и сказал ему на латинском языке следующее:

“Некогда отцы наши, и в числе их некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства, и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями. И я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими поистине устами, но устами отцов моих, проклинаю тебя, предателя церковных имуществ и предрекаю тебе неожиданную смерть”.

Ни в Петербург, ни в Москву святитель Павел не поехал, несмотря ни на какие указы, так что было даже предписано выслать его из Тобольска. Но еще этот указ не был получен, как он приехал в Москву и подал прошение об увольнении его на покой с отбытием в Киево-Печерскую Лавру.

Синод осудил его на лишение сана. Императрица этого не утвердила и требовала его к себе. Он поехал в Петербург, но к ней не явился, говоря:

— Я никуда не поеду, а только в Синод, которому обязан послушанием

Ему предложили вернуться к управлению Тобольской епархией, но он не согласился на это.

— Я лишен епархии, — говорил он, — по приговору Синода и потому не могу возвратиться в нее. Пусть отошлют меня в Киево-Печерскую Лавру, в которой я дал обет послушания настоятелю.

Ему в этом не препятствовали. В Лавру Императрица прислала ему 10 тысяч рублей. Он их не принял. Эти деньги оставляли в его келии, но он их выбрасывал, говоря, что это огонь. Тогда эти деньги были переданы настоятелю Лавры, как бы от митрополита Павла. Настоятель уговаривал святителя принять этот дар.

— А что ты устроишь, отче, на сей огнь? — спросил его митрополит.

— Да вот, хотя бы через огнь церковные главы вызолотить.

— Се добре, — сказал тогда святитель. И деньги пошли на позолоту глав Великой Лаврской церкви.

Два года святитель провел в Лавре спокойно, в строгих иноческих подвигах, окруженный всеобщим уважением, как бесстрашный борец за права Церкви, и, невзирая на свою болезненность, служил, как в Лавре, так и в городе.

4 ноября 1770 года он после долгой болезни скончался. Тело его было поставлено в простом деревянном гробе в склепе под Великой Лаврской церковью и, по-видимому, не было погребено. Со временем даже забыли, кто именно здесь покоится.

В 1827 году митрополит Киевский Евгений (Болоховитинов) велел перенести тела погребенных в склепе архиереев в новый склеп. Когда дошли до неизвестного архиерея, митрополит решил осмотреть этот гроб, но сделать не успел. В ближайшую же ночь ему представилось во сне, что буря колеблет его дом. Он проснулся и услышал, что кто-то твердыми мерными шагами идет к нему.

Двери спальной отворились, и к нему вошел, стуча посохом и сияя светом, величественный и грозный архиерей в полном облачении.

Митрополит встал и хотел поклониться ему, но не мог, Пришелец сказал ему по-малоросски:

— Чи ты даси нам почивати, чи ни? Не даси нам почивати, не дам тоби и я николы почивати!

Когда утром открыли крышку гроба, митрополит Евгений увидел спящего во полном нетлении того самого архиерея, который явился ему ночью, в том же самом облачении. Митрополит стал со слезами благоговейно класть поклоны, целовать его руки...

Наконец, выяснилось, что это и есть митрополит Тобольский Павел, погребенный там 57 лет назад. У него были русые волосы и борода. Он лежал с закрытыми, несколько впавшими глазами. Руки были сложены на груди. Митрополит Евгений отслужил по нем панихиду и велел оставить гроб на прежнем месте.

К лику святых святитель Тобольский Павел был причислен Всероссийским Собором 1917-1918 гг. Судьба мощей его после взрыва Великой Лаврской церкви в 1942 году оказалась неизвестна.

Преподобный ПАВЕЛ
(10 января)

Преподобный Павел Комельский родился в 1317 году в Москве и по рождению принадлежал к благородной и благочестивой семье. Молодые годы он проводил под руководством богобоязненных родителей, крепко державшихся в жизни обычаев и порядков, освященных православной Церковью.

С детства он отличался кротостью и смирением. Шумные детские игры, резвый смех, сладкие кушанья никогда не были ему привлекательны. Постоянное посещение церковных служб и внимательное слушание церковных молитвословии рано приучили Павла к сосредоточенности. Пост, бдение, молитва с отроческих лет вошли в его жизненные привычки и наклонности.

Юный подвижник был очень милосерд и подавал обильную милостыню нищим.

Когда Павел достиг двадцати двух лет, родители настаивали, чтобы он вступил в брак. Но природные наклонности, благочестивые упражнения и глубокие размышления влекли его на иной путь. И вот, тайно от родителей Павел уходит в обитель Рождества Христова на Прилуке [ 199 ] и принимает иноческое пострижение.

Новопостриженный инок предается усиленному посту и труду. Хлеб, соль и вода служили ему для питания тела. Бдение, молитва и неослабное соблюдение правил иноческой жизни питали его дух. Свободное от церковной молитвы время он отдавал на исполнение монастырских послушаний, служа братии, как слуга.

Приступая к высшим подвигам, преподобный пожелал иметь себе опытного наставника на пути добродетели. В то время сиял своими чудесами преподобный Сергий Радонежский, и Павел, слыша о великом подвижнике, отправился в обитель Живоначальной Троицы. Преподобный принял его с любовью. Прилежно испытав пришельца, преподобный убедился, что он исполнен страха Божия и имеет великое стремление совершенствоваться в добродетелях, а потому и взял его под свое духовное руководство.

Преподобный Павел отказался от своей воли и отдал всего себя в волю наставника, полагая в этом первую обязанность инока. В обители преподобного Сергия Павел с полным усердием нес послушания по кухне и хлебопекарне. С усердием и благоговением посещал подвижник храм Божий, с неослабным вниманием выслушивал слова церковных молитв и песнопений. Воздерживался от праздных разговоров, от излишества в пище. По смирению своему считал себя последним из братии. Своими подвигами преподобный Павел достиг дара умиления и обильного источника слез.

Так прожил преподобный в Радонежской обители немало времени и заслужил себе от братии общее почтение и славу. Но честь и слава от людей не привлекали к себе подвижника. Он стал просить у преподобного благословения на уединение и, получив разрешение, провел в отходной или уединенной келии, пятнадцать лет.

Здесь труды телесные и непрестанная молитва наполняли все его время. Беседы с людьми он заменил, и с великой пользой для себя, углублением в духовную литературу. Напоенный же священными словами Писания, преподобный безмолвник возрастил в себе благодатный дар слова. Слово его было растворено божественной солью. И братия устремилась за поучением к отшельнику, прерывая подвиги его уединения. Возрастала молва о проникновенных поучениях блаженного, но он находил, что для него самого полезнее бежать от братии. Он помнил слова, обращенные от Бога к великому Арсению: “Бежи, молчи, безмолвствуй, и в сем корень несогрешения. Бегай от людей и спасешься”.

Размышляя об этих словах и полагая, что общение с людьми принесет ему смущение и оторвет от богомыслия, преподобный Павел упросил своего наставника благословить его на пустынножительство.

Преподобный Сергий, зная духовную зрелость Павла, благословил его на отшествие в пустыню и, отпуская с молитвой, вручил ему непобедимое оружие — крест Господень. Этот медный крест до последнего времени хранился на гробе преподобного Павла в устроенной им обители.

Выйдя из Троице-Сергиева монастыря, преподобный Павел направился на север, за Волгу, в лесную пустыню, и переходил с одного места на другое. Жил некоторое время в уединенной келии недалеко от Успенского Аврамиева монастыря [ 200 ] потом подвизался вблизи Городецкого Феодоровского монастыря [ 201 ]. Жил и в других уединенных местах. Потом ушел он в отдаленный Комельский лес и остановился на речке Гразовице, избрав себе для жительства дупло липы, в котором -довел три года в полном уединении, в подвигах молитвы и поста, в созерцании, освобождавшем ум преподобного от пристрастия ко всему земному.

Но Господу было угодно, чтобы преподобный Павел послужил спасению других, наставляя их и своим словом и примером подвижнической жизни. Преподобный оставляет дупло липы и еще раз меняет место подвигов, переходит к речке Нурме в том же Комельском лесу, где впоследствии он основал свою обитель. Здесь преподобный Павел построил себе малую хижину и выкопал колодец.

На новом месте он предался обычным своим подвигам поста и молитвы. Подвижник был уже престарелый возрастом: к тому времени он прожил около 70 лет. Но немощи старости не ослабили его ревности. Наоборот, молитвы и славословие Бога становились еще продолжительнее, пост суровее прежнего. Пять дней в неделю пребывал преподобный совсем без пищи и только в субботу и воскресенье принимал немного хлеба и воды. Блаженная жизнь его была подобна жизни первого человека до грехопадения. И действительно, птицы и звери, даже хищные, мирно паслись возле жилища праведника, утешая его незлобием.

К нему приходили заяц вместе с лисицей и принимали пищу из рук святого старца. Вились птицы. Являлся медведь и смирно ждал себе пищи. Правда, здесь испытал преподобный и сильные искушения от врага человеческого рода, но укрепившись ранее в добродетели, он победил все искушения и досаждения демонов. Еще менее могли вредить ему злые люди, пытавшиеся овладеть имуществом в хижине преподобного, который сам тяготился земными вещами.

О подвигах отшельника узнали в окрестности. Стали приходить к нему в уединение ради поучения, ибо слову его дана была премудрость, разум и утешение. И слышавшие наставления, и видевшие жизнь преподобного почитали его уже не как человека, а как ангела Божия. Многие просили его разрешения поселиться с ним в пустыне и пользоваться его руководительством на пути спасения. Преподобный долго отказывал им, называя себя недостойным быть учителем, но уступил настойчивым просьбам и стал принимать братию и устанавливать правила общей жизни.

Однако, он действовал не как старейшина или начальник, но как самый последний из братии — тихо и кротко. Он не послаблял нисколько требований иноческого устава, но умел заставить сподвижников выполнять его добровольно и охотно. Своей кротостью, долготерпением в обхождении, своим примером и попечением о каждом преподобный Павел объединял всю братию. Его поучения были исполнены удивительной простоты, мягкости и ясности.

Собравшееся возле преподобного Павла братство не имело сначала своей церкви. Построение церкви и с ней образование монастыря сопровождалось особыми знамениями. Как-то ночью, на молитве, преподобный слышал звон на том месте, где впоследствии будет устроен его монастырь. И это повторялось не раз и не два, а многократно, причем, звон в праздники отличался от звона в будни. Преподобный долго считал слышимый им звон за мечтание. Но вот случилось, что он услышал звон в пасхальную светоносную ночь, звон сильный.

Он открыл оконце своей кельи и увидел свет, сияющий на месте, где ныне стоит церковь Живоначальной Троицы.

Слышание звона и видение света исполнили сердце его великой радостью и убедили, что благоволение Божие к месту этому несомнительно и что здесь прославится имя Божие. Он поведал обо всем братии.

Взяв одного из них, Павел отправился в Москву испросить благословения у митрополита Фотия [ 202 ] на построение церкви во имя Живоначальной Троицы. Митрополит сперва не только не исполнил просьбу преподобного, но и обошелся с ним сурово, говорил немилостиво и отказал ему в просьбе построить церковь и открыть монастырь, вероятно, принимая подвижника за тех людей, которые строили монастыри не по искреннему влечению к монашеству, а ради телесного покоя, чтобы получать доходы и управлять братией в сане игумена.

Уверенный в правоте своего прошения, Павел скромно заметил, что храм будет устроен, если то угодно Богу, и удалился. В следующую ночь владыка Фотий по особому внушению уразумел, что несправедливо был суров к человеку Божию и немедленно послал за ним. Не без труда нашли преподобного в одном из московских монастырей и привели к митрополиту, Фотий встретил его с честью в дверях своего дома и стал подробно обо всем расспрашивать, испросил прощение за вчерашний прием.

Павел поведал владыке откровенно, в чем нуждался. И речи преподобного, и кроткий нрав его расположили к нему святителя.

Он не только дал просителю благословение на построение церкви и монастыря, но и вошел в это дело личным участием, преподал Павлу наставления, вручил ему богатую милостыню и, между прочим, даже свою одежду. Эту одежду смиренный отшельник едва согласился принять.

Отклонил от себя преподобный и честь священства, так что поставлен был на эту степень его ученик Алексий.

По возвращении Павла из Москвы на место его обитания, храм во имя Живоначальной Троицы и при нем монастырь были воздвигнуты. К этому приложили свое усердие и вся братия, число которых все возрастало и возрастало. Обращаясь к новому виду жития, от отшельнического к общежительному, преподобный Павел сразу указал для своей обители и правила, выработанные на основе древних преданий святых отцов.

Всем вместе и каждому отдельно он неустанно повторял наиболее важные из этих правил: в келиях ничего не иметь и своим не называть, но все иметь общее, серебро и подобные не необходимые ценности держать в монастырской казне, откуда и брать по мере действительной нужды, по правилам Великого Василия и прочих святых отцов.

Кто одержим жаждой, должен идти в трапезу и там утолять жажду. Хлеба и ничего съестного в келиях не держать, ни воды, разве для мытья рук. В келиях братии должны быть только иконы и книги. Одно попечение должно быть у каждого — превосходить других смирением, нестяжательностью и любовью.

В церковь приходить каждый должен, не опаздывая, стоять тихо, не разговаривая друг с другом. Также и в трапезе должно быть общее молчание. Преподобный усиленно настаивал на безмолвии: лучше с высоты упасть, чем повредить себе языком. И за общими монастырскими работами не должно быть празднословия: работая, каждый да хранит свое любомудрие молитвой.

Кто знает рукоделие, пусть трудится и заработанное отнесет в казну, ибо надлежит братии не только кормиться трудами рук своих, но показывать любовь и к нищим. В утешение ослабевающим преподобный говорил, что от монастырской казны каждый получит и одежду, и обувь, и пищу, и что не следует иметь ничего своего, чтобы не сделаться рабами того, что называем своим.

Пусть никто не принимается за дело по своей воле, но да слушает во всем волю и желания отцов искусных. В праздности же никому отнюдь не оставаться: праздность бывает виной многих зол, в то время, как, наоборот, безмолвие есть мать многим добродетелям. А потому никто в праздности да не заходит к брату своему, но да пребывает за трудом и в безмолвии. Настоятельно запрещал преподобный приносить в монастырь алкогольные напитки:

“Пьянство, — говорил он, — всем злым делам корень. Не имейте пития пьянственного, да не прогневаете Бога. Предавая погибели свои души и многих соблазняя, навлечете на себя пьянством проклятие и горе”.

Желая поддержать строгость общежития, преподобный Павел заповедал изгонять из монастыря нарушителей установленных правил, “да прочая братия страх имут”. Впрочем, при жизни преподобного трудно было и представить себе появление таковых нарушителей, ибо все почитали наставника своего, как ангела Божия.

Устроение душ братии началось задолго до построения монастыря, и как только храм был готов и начались уставные службы, монастырь оказался духовно уже благоустроенным.

По устроении монастыря, поручив игумену управление, сам преподобный пребывал в отходной келии своей в безмолвии и молитве. Но это не значит, что он совершенно отделил себя от остального мира. Никто из приходящих не был лишен его утешения и назидания. На общую молитву с братией преподобный приходил два раза в неделю: по субботам и воскресным дням. Тогда он присутствовал и за общей трапезой. но вкушал только немного воды, хлеба и овощей. Ни рыбы, ни масла, ни молока он не ел никогда. Вся жизнь его была пост и воздержание.

И при такой суровой жизни он сохранил до конца своей жизни нрав мягкий, был светел лицом и весел душой. Доступен он был для каждого и днем, и ночью, всех встречал приветливо и отпускал с полезным наставлением. Приходил ли к нему одержимый страстью, получал врачевство; искал ли его беседы отягченный скорбью, находил у него утешение. Молитва, богомыслие и углубление в святоотеческие писания принесли ему дар проникновения, духовной прозорливости Он постигал и невысказанные, тайные помыслы собеседников и исцелял их благодатным своим словом.

Когда же преподобный оставался один, он углублялся в молитву или со славословием на устах занимался трудом внешним. При его престарелом возрасте братия почитали труды обременительными для него и просили, чтобы он дольше оставался в покое. Преподобный же не соглашался с ними и указывал самой братии в непрестанном труде искать врачевства от злых помыслов, искушающих монаха, предающегося праздности. Речи его о борьбе с злыми помыслами через молитву и труд были исполнены глубокой назидательности и настойчиво повторялись перед монастырской братией.

Все же, когда преподобный Павел достиг глубокой старости, тело его стало изнемогать. Бодрый духом, он терпеливо переносил свою болезнь, но уже безмолвствовал совершенно, в молитве и созерцании очищая ум свой, чистым сердцем созерцая славу Господню.

В день Богоявления, перед Божественной литургией, окруженный братией, преподобный глубоко вздохнул и прослезился. Братия приступили к нему с расспросами. Преподобный молчал, а потом, уступая просьбам, промолвил:

— В этот день и час нечестивые татары взяли город Кострому, предали его огню и мечу, а многих жителей увели в плен.

Потом все это и подтвердилось: город действительно был взят 6 января 1429 года татарами.

Несколько дней спустя, чувствуя приближение своей кончины, преподобный Павел созвал к себе всю братию и обратился к ней с последним наставлением: он призвал во свидетели Бога, что главное его желание — не разорять введенного общежития, а потом повторил то, что говорил им неоднократно прежде. Братия стояли вокруг отходящего праведника и плакали.

В самый час своего отхода преподобный сподобился причащения Святых Тайн. Благословив братию и перекрестившись, он, с молитвой на устах, предал душу свою Господу.

Преподобный скончался 112 лет от рождения 10 января 1429 года. 22-х лет он принял иноческое пострижение и жил по разным пустыням около 50 лет, а в Комельском лесу — около 40 лет. Итак, девяносто лет своей жизни он посвятил деннонощным иноческим трудам. Братия похоронили тело его возле храма Живоначальной Троицы с великой честью и благоговением.

По преставлении преподобного наставником братии остался ученик его Алексий, достойный называться игуменом по добродетельной жизни своей и обычаям, ревнивый поборник заветов своего наставника. От мощей преподобного Павла излились впоследствии многие чудеса.

Во время игуменства Илариона [ 203 ] воры задумали разграбить монастырь, льстясь более всего на церковные сосуды. Пришли ночью к монастырским воротам, надеясь легко проникнуть внутрь обители. Но совершенно неожиданно разверзается перед ними глубокая пропасть, а из нее поднимается пламя. Объятые страхом, воры бежали прочь. На другую ночь они встретили кругом монастыря множество людей: одни упражнялись в стрельбе, другие — в метании копий, третьи — в борьбе. В удивлении, откуда явилось здесь столько людей, воры опять отошли назад, не причинив зла обители.

На третью ночь они нашли весь монастырь освещенным, как бы стоящим в огне. До утра они простояли в раздумье о значении виденного. А как только рассвело, пошли к игумену и принесли ему покаяние.

В 1538 году на Вологодский край напали татары. Проникли они и в Комельский лес и начали жечь монастыри. Услышали об этом иноки Павловой обители, и большая часть их разбежалась.

В монастыре осталось всего десять дряхлых старцев, которые или не могли уже бежать, или же не хотели оставить святого места. Сошлись они в одной келии и всю ночь провели в молитве и слезах. Один из старцев, Ефрем, задремал от утомления и увидел во сне преподобного Павла. Преподобный подошел к старцу, взял его за руку и сказал:

— Брат Ефрем! Вас ждет тяжкая скорбь от нечестивых варваров: тебя изрубят и еще двух с тобой, один поболеет и выздоровеет. Не скорби: эта смерть будет в жизнь вечную, а монастырь ваш хотя будет сожжен и ограблен, но выстроится еще лучше и станет богат.

Ефрем пересказал слова чудотворца своим братиям. Все это точно исполнилось по предсказанию преподобного. Около полудня, когда старцы пели часы в трапезе, подъехали к монастырю конные татары. Объятые ужасом, старцы начали возлагать на себя схимы и прощаться. Одного старца, вышедшего из трапезы, татары раздели, изранили и умертвили, отрубив ему голову. Двое скрылись в трапезной — один под печью, другой — в трубе, а один инок прошел незамеченным среди врагов и спасся.

Несколько старцев бросились в церковь и начали молиться. Татары побежали за ними, сорвали с несчастных схимы и одежды, избили их, изранили и, оставив еле живыми, бросились грабить келии. Старец Ефрем был изранен и через 10 дней скончался. Скончался и другой старец, Митрофан, но келейник Ефрема, Мина, сверх всякой надежды, выздоровел после продолжительной болезни. Татары изрубили и изранили также и мирян, монастырских слуг, встретившихся им близ монастыря.

Как и предсказывал преподобный Павел, монастырь возродился в еще большей славе и великолепии. В 1546 году над гробом преподобного была поставлена каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Другую церковь воздвигли во имя самого преподобного Павла. Кстати, при рытье траншей были обретены мощи шестерых подвижников, на которых ризы сохранились нетленными.

Это были, вероятно, мощи учеников преподобного Павла. Местное празднование преподобному Павлу началось неизвестно в какое время. На Московском Соборе 1547 года было постановлено праздновать ему повсеместно. Святые мощи угодника Божия почивают под спудом. В 1878 году над ними была поставлена массивная серебряная рака, но 26 августа 1909 года в соборе, где почивают мощи преподобного, возник пожар и рака полностью расплавилась. Мощи, лежащие под спудом, не пострадали.

К великому сожалению, погибли безвозвратно медный крест, которым преподобный Сергий благословил своего ученика на пустынные подвиги, и остатки липы, в дупле которой он подвизался. Из вещественных памятников, связанных с именем преподобного Павла, остался только колодец, ископанный его руками.

 

Тропарь, глас 1

Божественною любовию от юности распаляем, Павле преподобие, вся яже в мире красная возненавидев, Христа Единого возлюбил еси. И сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, со зверьми жити, весь Христу: отонудуже и Всевидящее Око твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогати тя, темже вопием ти: моли непрестанно о всех нас, честную память твою присно в песнех почитающих.

Святитель ПЕТР
(25 ноября)

Святой Петр, архиепископ Александрийский, был воспитан блаженным Феоной, архиепископом этого же города, и поставлен на его место после его смерти. Петр был сначала начальником александрийского огласительного училища. На этой должности он старался ослабить рационалистическое направление, господствовавшее в нем со времени Оригена, и установить направление строго церковное. В своих лекции он опровергал аллегории Оригена и его учение о предсуществовании душ. Он боролся также против антитринитариев и доказывал Божество Иисуса Христа.

Кроме того, это было время, когда Римскими императорами Диоклетианом и Максимианом были воздвигнуты жестокие гонения на христиан.

Мучениками Христовыми были переполнены тогда все темницы, и кровь их омывала улицы, города и окрестные поля. Вот в такое время святитель Петр своим учением и непреодолимой твердостью духа поддерживал малодушных и боязливых, многих удержал от отступления и падения, и большое количество верующих привел к мученическому венцу.

Изгнанный с кафедры, находясь в Тире, Финикии и Палестине, святой Петр поддерживал свою паству посланиями, Возвратившись снова в Александрию, Петр помогает заключенным в темнице, которых насчитывалось в те дни около семисот человек, причем, среди них было много клириков. Все они были умерщвлены после различных мучений.

Рядом с физическими гонениями в Александрии возникла опасность не менее серьезная: нечестивый Арий, еретик, начал распространять свои взгляды, извращать учение Церкви о Личности Иисуса Христа. Святитель Петр наставлял его всей силой своего убеждения и авторитета, но, как скоро. Арий не внимал голосу архипастыря, ему пришлось отсечь больной член от Церкви через отлучение.

Число же верующих во Христа в Александрии, несмотря ни на какие пытки, не только не уменьшалось, но даже возрастало. Люди не жалели ни своих имений, ни своей жизни, приходили к святителю и принимали крещение.

Император Максимиан, владевший восточными странами, узнав о том, что многие через наставления святого Петра по-прежнему обращаются в христианство, послал трибуна с воинами взять святого и связанного привести к нему [ 204 ].

Посланные нашли святого в храме со множеством верующих, совершающим Божественную службу в память всех святых.

Его заковали в тяжелые оковы. Среди народа в связи с чтим возникло большое волнение, многие плакали. Собралась вся Александрия, готовая пострадать за своего учителя. Ругали императора, трибуна и воинов. Трибун, видя сильное волнение и возмущение народа и стремясь выполнить волю царя, приказал скрыть святителя в темнице близ храма, а сам написал правителю обо всем случившемся.

Император, прочитав письмо, сильно разгневался и приказал отсечь непокорному святителю голову, а также казнить всех сопротивляющихся и защищающих своего пастыря. Трибун получил приказ императора и попытался исполнить его волю, вывести святителя для казни из тюрьмы, но толпа народа, которая день и ночь находилась у темницы, не позволила ему сделать это. Там было множество мужей, жен, старых и юных, иноков и инокинь, которые, будучи привязаны к архиерею Божию истинной любовью, не отходили от темницы. Воинов, пытавшимся вывести святителя, они единодушно умоляли:

— Сначала нас всех избейте, если имеете приказание от вашего царя, а потом уж возьмете и отца нашего. Не отступим от нашего пастыря и не допустим, чтобы пострадал учитель и врач душ наших.

Трибун, видя множество народа, слыша такие слова и не желая учинять такое безмерное кровопролитие, решился тайно обезглавить святителя Петра.

А в это время Арий, узнав, что архиепископ, отлучивший его от святой Церкви, сидит в оковах, в темнице и должен быть казнен за Христа, явился к нему с льстивым и лицемерным покаянием, надеясь после святителя занять его место на Александрийской кафедре.

Он даже умудрился подбить двух пресвитеров, Ахиллу и Александра, чтобы они просили Петра о его прощении. Но Господь явился святителю ночью, открыл ему все лукавство еретика и повелел не принимать его в Церковь. Ахилла и Александр явились в темницу и, припав к ногам святителя, просили его простить Ария и разрешить его от клятвы. Блаженный Петр, плача и вздыхая, ответил им:

— Возлюбленные, не знаете, о ком просите. Просите о том, кто терзает Церковь Христову. Вы знаете, что я люблю своих овец и не желал бы, чтобы какая-нибудь из них погибла... Только Ария я отвергаю, ибо он Самим Богом отвержен, и от святой Церкви отлучен не столько моим судом, сколько Божиим, так как он не перед человеком, но перед Богом согрешил, хуля Тайну Святой Троицы... Бесстыдный еретик своей хулой осмеливается делать разделение между Отцом и Сыном, и Святым Духом. Как можно ему простить, когда на него все созданное гневается за своего Создателя? Итак, да будет проклят Арий и в нынешнем веке, и в будущем!

После таких слов Ахилла и Александр уже не осмеливались быть ходатаями за еретика. А блаженный Петр, отведя их в сторону, продолжил:

— Я — человек грешный, но знаю, что Господь Бог призывает меня к мученическому венцу, и прежде, чем умру, объявляю вам, столпам Церкви, тайну Божию, которую открыл мне Господь в эту ночь. Ты, честной Ахилла, после меня взойдешь на архиепископский престол, а после тебя — достойный пресвитер Александр.

Что же касается Ария, то не думайте, что я несправедлив к нему и жесток по отношению к согрешающим, ибо грех, соделанный по немощи, хотя был бы и наибольшим, меньше злобы Ария... Как вы можете заставить меня снизойти к вашей просьбе и простить Ария? Если я и проклял его, то не сам, а по соизволению Христа Бога моего. Который явился мне в эту ночь...

Все эти слова пресвитеры передали народу. А святой Петр, видя, что народ пылает ревностью любви к нему и не позволяет царским слугам исполнить императорское приказание, и боясь, что произойдет большое кровопролитие вследствие столкновения народа и воинов, к тому же, и сам желая скорее отойти ко Господу, решил тайно отдать себя в руки мучителей. Он послал одного из приставленных к нему рабов к трибуну со словами:

— Если желаешь сделать угодное царю Максимиану, то тайно приходи ночью к темнице и, пробив стену, возьмешь меня и исполнишь повеление царя.

Трибун воспользовался этим предложением. Наступила ночь, народ во множестве толпился у дверей темницы, не пропуская в нее никого. Трибун явился с воинами и пробил стену с задней стороны. Никто из христиан не увидел это. Святой Петр, осенив себя крестным знамением, сказал:

— Лучше одному человеку умереть, нежели всем людям погибнуть, — и вышел из темницы через пробоину в стене.

Трибун с воинами удивились мужеству святого, шедшего на верную смерть, и, взяв его, привели на то место, где святой апостол Марк принял мученическую кончину, и там отсекли честную главу святителя Петра. Это произошло в 311 году.

Близ гроба святого Марка в ту ночь находилась одна девица-затворница. Во время молитвы она услышала голос с неба:

— Петр — начало апостолов, Петр — конец Александрийских мучеников.

С наступлением утра люди, узнав о том, что их пастырь был тайно усечен при гробе святого Марка, взяли его тело и внесли в храм для молитвы о его упокоении. Его посадили на Горнем месте [ 205 ], приложили его главу к туловищу.

— Моли о нас, святой угодник Божий, — восклицал при этом народ.

Известный церковный историк Евсевий Кесарийский, современник святителя Петра, называет его “священным украшением епископов и по святости, и по упражнению в священных глагола”). Из его паствы целые сонмы верующих увенчались мученическим венцом. Слабость некоторых, не выносивших жестоких мучений, побудила его в 306 году разослать правила покаяния, которые с древних времен были приняты в состав правил Вселенской Церкви. Они дышат христианской любовью и выработаны на основе Священного Писания. В этом же году он созвал Собор в Александрии против Мелетия, епископа Ликопольского, который отказывал кающимся падшим в принятии их обратно в Церковь, в то время, как сам был повинен в поклонении идолам.

При этом, святитель Петр более всего заботился о том, чтобы возвратить падших в недра Церкви, разделяя падших на категории, обращая внимание на обстоятельства падения, призывая всех к покаянию и объявляя только одно преступление непростительным — нераскаянность.

Кроме того, известно его сочинение о Пасхе и в извлечениях — книга “О Божестве”, прекрасные места из которой, относящиеся к вопросу воплощения Сына Божия, были читаны на III (Ефесском) и IV (Халкидонском) Вселенских Соборах, сочинение “О пришествии Спасителя” и некоторые другие, философско-богословские произведения. До нас дошел еще один его труд — “О покаянии”.

Митрополит ПЕТР
(21 декабря)

Святитель Петр, митрополит Всероссийский, родился около 1260 года в знатной боярской семье на Волыни. Перед его рождением мать его увидела во сне, что она держит на руках агнца, а между рогами его растет дерево, покрытое цветами плодами и горящими свечами.

Семи лет от роду ребенок начал учиться грамоте, но вначале безуспешно, пока, наконец, во сне неизвестный не коснулся его уст. После этого сна учение стало даваться ему легко и успешно.

По окончании книжного обучения, будучи 12-летним мальчиком, он поступил в монастырь, где обучился искусству иконописания в такой степени, что летопись назвала его “иконником чудным”. В духовной жизни он руководствовался “Лествицей” преподобного Иоанна и особенно усердствовал в смирении и послушании.

Начало его иноческого пути было очень трудным: он исполнял тяжелые работы на кухне, обрабатывал землю, мыл братские власяницы.

После длительного испытания старец благословил ему поселиться в безмолвии на берегу реки Рати, где он и основал свой собственный Преображенский монастырь. В сане игумена он прославился своей жизнью и стал известен всей стране.

Монастырь этот однажды посетил митрополит Максим, и игумен Петр преподнес ему в дар икону Богоматери своего письма, именуемую Петровской, хранившуюся до революции в Успенском Кремлевском соборе в Москве. Сохранились и Другие иконы его письма.

После кончины митрополита Всероссийского Максима в 1308 году тогдашний великий князь Михаил Ярославич Тверской [ 206 ] отправил к патриарху Цареградскому в качестве нового кандидата на Всероссийский престол игумена Геронтия, я князь Галичский Юрий Львович, недовольный перенесением кафедры из Киева во Владимир, — игумена Петра — для поставления его в отдельные митрополиты Галицкие. Игумен Петр прибыл первым, а игумена Геронтия задержала буря. Одновременно Геронтию явилась Богородица и сказала, что митрополитом Российским должен быть Петр. То же самое было открыто и патриарху Афанасию.

Патриарх Афанасий поставил в митрополиты Петра, при. чем, не для Галиции только, а митрополитом. Киевским и всея Руси. Он полагал, видимо, что митрополит, выдвинутый Галицким князем, даже пребывая во Владимире [ 207 ], будет иметь достаточно попечения и о Галиче.

На обратном пути Петр посетил Галицкого князя Юрия в Киеве и в следующем году прибыл во Владимир. В это время здесь шла борьба за великокняжеское достоинство между Михаилом Тверским и Юрием Московским. Митрополит Петр принял сторону Юрия. Естественно, между князем Михаилом Тверским и митрополитом возникла вражда, и дело чуть не дошло до низложения митрополита.

Князь Михаил отправил с Тверским епископом Андреем в Константинополь жалобу. Патриарх немедленно прислал в Россию своего представителя для соборного расследования дела.

В 1311 году в Переяславле Залесском состоялся Собор. Присутствовали два епископа: обвинитель Андрей Тверской и Симеон Ростовский, лучшие из игуменов и монахов, множество священников. Из светских лиц было “довольно” князей и “множество” вельмож. Сам великий князь Михаил не присутствовал (он был в это время в Орде). Собор закончился полным оправданием митрополита Петра, и он приступил к управлению Церковью.

Однако его отношения с князем так и не нормализовались до самой смерти Михаила.

Митрополит Петр, ревностный архипастырь, постоянно совершал поездки по России с целью учения и исправления недостатков. В его житии говорится, что он был пастырь очень учительный.

Сохранились два поучения святителя к пастве, касающиеся семейной жизни. Одно из них — поучительное послание к священникам и мирянам, которым он устанавливал, что вдовые священники, если они желают сохранить священство, шли бы в монастыри, а если хотят оставаться в миру, то “не пели бы”, т.е. слагали с себя священство.

В 1313 году святитель предпринял поездку в Орду и произвел на хана сильное благоприятное впечатление свой мудростью. Он был отпущен с большой честью. В выданном ему ярлыке, сохранившемся до нашего времени, расширялись прежние права митрополитов. Ему предоставлялось право судить принадлежащих ему людей по всем, даже уголовным, преступлениям, без изъятия: “и в разбои, и в поличном, и в татьбе, и во всяких делах”.

Митрополит пресек намерения латинян и немцев иметь в Орде католического епископа. Правда, при митрополите Петре появляется независимый от Владимира митрополит литовский и тем самым нарушается единство Русской Церкви.

В конце правления митрополита Петра, в 1324 году, состоялось определение Константинопольского патриаршего Собора, согласно которому Киевская митрополия должна была отчислять Константинопольской патриархии часть денежных средств (“константинопольский выход”).

Больше всего огорчали святителя раздоры между князьями. Он всячески старался умиротворить их. Однажды с этой Целью он даже специально предпринял поездку в Брянск, где чуть не был убит.

Тяжелее всего для митрополита была распря великого князя Михаила Ярославича Тверского с племянником его князем Георгием Даниловичем Московским, по проискам которого у великого князя был отнят его титул, а сам он был убит в Орде.

Неоценимым для судеб России было фактическое перенесение митрополитом Петром кафедры из Владимира в Москву [ 208 ]. Он предвидел, что, несмотря на междоусобицы, объединить Русь может только Москва. Он довольно часто приезжал сюда, в этот небольшой и незначительный тогда еще городок и завещал похоронить себя здесь.

Московский князь Георгий Данилович постоянно отлучался и на это время поручал правление своему брату князю Иоанну, прозванному в народе за его нищелюбие Калитой [ 209 ]. С этим князем митрополит очень сблизился, часто беседовал с ним о церковных делах, о будущем Москвы и предсказал ему грядущее величие города.

В августе 1326 года в Москве был заложен Успенский собор, где у основания жертвенника святитель приготовил себе каменный гроб, но скончался он 21 декабря 1326 года во время вечернего богослужения, до окончания постройки. Князя в это время не было в городе. Когда он вернулся, тело почившего было перенесено в Успенский собор и погребено при громадном стечении народа.

Перед смертью он раздал свое имение нищим, священникам и монахам. Чудеса при его мощах начали совершаться с минуты его погребения. Через год, в 1327 году, Успенский собор был закончен и освящен.

Новый митрополит Феогност был во всем верен памяти и заветам почившего святителя. Он остался жить в Москве, часто молясь у его гроба, и сам был свидетелем многих чудес. Обо всем этом он донес Цареградскому патриарху и получил повеление причислить новоявленного чудотворца к лику святых.

Спустя 13 лет после кончины святитель Петр был причислен к лику святых.

Святые мощи митрополита Петра трижды обретались нетленными: в 1382 году, во время нашествия хана Тохтамыша, когда гроб его обгорел, в 1477 году, когда обрушились стены добора, и в 1479 году, когда Успенский собор был вновь воздвигнут в настоящем виде итальянским зодчим Аристотелем Фиоравенти.

Житие святителя Петра было написано Преосвященным Прохором, епископом Ростовским, рукоположенным самим святителем, а также святым митрополитом Киприаном.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[ 198 ] Прославленного в 1805 году. Память его отмечается 27 ноября.

[ 199 ] Христорождественский монастырь на Прилуке, на левом берегу Волги неизвестно кем и когда основан. Давно упразднен. На его месте ныне село Прилуки Ярославской губернии Мышкинского уезда, в 52 верстах от уездного города.

[ 200 ] Успенский монастырь был основан в XIV веке преподобным Аврамием Чухломским (память его 20 июля). Упразднен в 1764 году. На его месте теперь погост Заозерский-Аврамиев или Новый монастырь Костромской губернии Галичского уезда, в 7 верстах (водным путем) к северо-западу от Галина, на северном берегу Галичского озера.

[ 201 ] Монастырь этот основан в 1164 году великим князем Георгием Всеволодовичем. Феодоровским называется от чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. В 1263 году здесь скончался святой благоверный князь Александр Невский (в иночестве Алексий; память его 23 ноября и 30 августа). Монастырь существует и доныне при с. Городце Балахнинского уезда Нижегородской губернии, на левом берегу Волги, в 18 верстах к северо-западу от г. Балахны.

[ 202 ] Святой митрополит Фотий управлял Русской Церковью с 1408 по 1431 годы. Память его отмечается 2 июля. Следовательно, монастырь Павла Обнорского возник не ранее 1408 года.

[ 203 ] Игумен Иларион управлял Павло-Обнорской обителью в начале XVI века.

[ 204 ] Население Рима с древнейших времен делилось на несколько частей, которые назывались трибами. Начальникам или старейшинам триб и усвоено было название трибунов. Со временем это название стало прилагаться ко многим государственным должностным лицам, преимущественно — к воинским начальникам, вроде наших полковников. В данном случае имеется в виду один из таких начальников.

[ 205 ] Дело в том, что святитель Петр при жизни никогда во время богослужения в положенное время не садился на Горнем месте и даже не восходил на его ступени, а только у его подножия. Это смущало некоторых иноков и мирян, они просили его исполнять положенное по чину, по тому однажды после Божественной литургии митрополит объяснил свое поведение таким образом:

— Знаете ли вы, почему я не сажусь на моем Горнем месте и не восхожу на ступени его? Потому, что, когда приближаюсь к престолу, вижу на нем небесный свет и как бы некоторую Божественную Силу, на век пребывающую. Ужас обнимает меня, и я не дерзаю сидеть там, считая себя недостойным этого, но сажусь при подножии, и то со страхом. Говорю вам для того, чтобы вы более не принуждали меня.

[ 206 ] Выдвижение кандидата в митрополиты Тверским князем объясняется тем, что это было время ожесточенной борьбы за первенство между тверским и московским князьями. Решался вопрос, какому из этих городов стать кристаллизатором будущей великой Руси.

[ 207 ] Киев в это время лежал в развалинах и митрополит Петр, подобно своему предшественнику, избрал для кафедры город Владимир.

[ 208 ] После захвата монголами в 1238 году Москва долгое время оставалась без удельного князя. Александр Невский (1252-1263) посадил в ней своего младшего сына, князя Даниила, потомки которого и остались в ней постоянно.

[ 209 ] Калита — кожаный мешок для денег.