Благоверный князь РОМАН (3 февраля)

Благоверный князь РОСТИСЛАВ (14 марта)

Благоверный князь РОМАН
(3 февраля)

Святой благоверный князь Роман Угличский родился 1 октября 1235 года в Угличе. Отец его, князь Владимир Константинович, был сыном князя Константина Всеволодовича и братом святого князя Василька Ростовского.

Князь Роман принимал участие в битве на реке Сити (1237 г.), но потом, чтобы спасти свой город Углич, он добровольно покорился татарам, а чтобы не идти на поклон к хану, оставил княжество, скитался с семейством по разным городам и умер изгнанником в 1249 году во Владимире.

Осиротелое семейство перенесло его тело в Углич.

В 1261 году, после кончины бездетного старшего брата Андрея, князем Угличским стал князь Роман.

Ни в личной жизни, ни в делах управления, князь ничего не делал без совета и благословения матери, княгини Фотинии. Тяжелое скитальческое детство наложило свой отпечаток на впечатлительную душу Романа. Он посвятил себя делам благотворительности, созидая храмы, больницы и странноприимницы.

Он также был основателем и города Романова. После кончины матери и жены, княгини Александры, он стал проводил” еще более уединенную жизнь в своем дворце.

Ежедневно видели его подолгу у родных гробниц. Внутренняя духовная жизнь его была глубоко сокровенна. Все князья чтили его, а подданные считали святым.

Скончался он в своем дворце в 1285 году и был погребен как и все княжеское семейство, в Угличском Преображенском соборе. В 1485 году были обретены его честные мощи, и от них стали истекать исцеления, которые особенно усилились после убиения святого царевича Димитрия (1591 г.).

К лику святых князь Роман был причислен в 1595 году, но описание его чудес имеется лишь с 1605 года (как и запись предыдущих чудес).

Святые мощи благоверного князя сгорели в Смутное время. Останки их собрали и поместили в раке в Преображенском соборе.

Благоверный князь РОСТИСЛАВ
(14 марта)

Святой благоверный великий князь Ростислав был третьим сыном святого Мстислава Великого [ 210 ], великого князя Киевского. В молодости он отличался своей доблестью, но только из послушания старшему брату, великому князю Изяславу II, принимал участие в невыносимых для него междоусобных войнах.

Когда он сам стал великим князем, то больше всего заботился о том, чтобы на земле Русской был мир и покой. Часто решал он дела из миролюбивых соображений против родных сыновей в пользу дальних родичей, и все князья чтили, любили и слушались его, потому что были уверены: он всегда судит по правде. И междоусобных войн не было при нем.

В Киеве народ принял его с великой радостью, а он приказал раздать бедным всю великокняжескую казну, себе же оставил только один крест.

В удел свой, Смоленск, он пригласил епископа и создал множество церквей.

В Киеве он каждую субботу приглашал к своему столу Печерского архимандрита преподобного Поликарпа и двенадцать старцев и беседовал с ними о душеспасительных вещах. Он сам жаждал иноческой жизни, но преподобный Поликарп отвечал ему:

— Вам, князьям, Бог велит управлять, творить суд и блюсти крестное целование.

В конце концов, видя непреклонное желание великого князя, он согласился:

— Да будет воля Божия.

И великий князь велел приготовить себе в Печерском монастыре келию. Тяжело заболев в Смоленске, он велел везти себя в Киев, чтобы быть погребенным в Феодоровском монастыре, созданном его отцом, но доехать не успел, по дороге скончался. Перед смертью он сказал своему духовнику:

— Ты ответишь перед Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре у того святого мужа. Я этого сильно желал, и да простит мне Господь, что я не исполнил обета моего.

Тело его привезли в Киев и погребли, согласно его завещанию, в Феодоровском монастыре.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[ 210 ] Память его совершается 15 апреля. Он был и великим князем, и прозванным Великим.