Преподобный СЕРГИЙ (16 ноября)
Преподобный СИМЕОН (13 февраля)
Преподобный СИМЕОН (3 февраля)
Преподобный Сергий, Валаамский чудотворец, — основатель монастыря и монашества на острове Валааме. Сведения о нем очень скудны и разноречивы.
Древнее его житие, все монастырские летописи и книги погибли во время многочисленных войн и неприятельских нашествий, опустошавших Приладожский край вплоть до XVIII века включительно.
Валаамский монастырь расположен на одноименных островах, на огромном озере Ладоге, к северу от Петербурга, на финляндской границе. Монастырь этот существует с незапамятных времен, но он много раз разрушался до основания, а потом опять возобновлялся.
Согласно местному валаамскому преданию, сохраненному в рукописи, озаглавленной “Оповедь”, бывшей в распоряжении составителя книги “Валаамский монастырь” [
211 ], начало христианству на Валааме положено было еще святым апостолом Андреем, который, посетив Киев и Новгород, побывал на Валааме и водрузил здесь каменный крест.Позже, но все таки довольно близко по времени к апостолу Андрею, упоминается в “Оповеди” Сергий, “преподобный” по жизни, который был не из местных обитателей, а пришлый “с восточных стран”. Некоторые считают его греком, другие — новгородцем, даже — бывшим новгородским посадником.
Оставшись на Валааме, преподобный Сергий занялся строением бойниц для защиты от неприятелей, тесал камни правильных форм, чертил на них письмена и т.д.
“Оповедь” описывает его как “изобразителя”, то есть, умеющего делать изображения на дереве и камне. Будучи монахом и пресвитером, преподобный Сергий стоял во главе и гражданского управления острова.
Он обратил ко Христу местного властителя Мунга, язычника, назвав его при крещении Куартом. Достоверность этого сказания, однако, ничем не подтверждена.
Согласно другому преданию, монашество на Валааме было начато греческими иноками Сергием и Германом во времена святой равноапостольной княгини Ольги.
Более близка христианской душе житийная версия преподобного Сергия, которую приводит в своей исследовательской работе Преосвященный Арсений [
212 ], и согласно которой преподобный Сергий, вместе с Германом, положил основание Преображенской обители на Валааме в 1329 году.Валаамский архимандрит Макарий в своем прошении к царям Иоанну и Петру в 1696 году называет преподобных Сергия и Германа “великими и преславными чудотворцами”, говорит об их даре пророчества и о том, что они предсказали разорение их обители шведами в 1611 году.
Далее в том же прошении сказано: “Яже в житии их достоверно повествуется”, что показывает, что еще в ХVII веке житие их было известно. Известно также, что на Валааме был храм, освященный в их честь, где хранились их святые мощи, и что они неоднократно переносились в Новгород. В память последнего возвращения их из Новгорода и был установлен им праздник 11 сентября и была написана их икона.
Мощи их почивали под спудом. Общецерковное их почитание было установлено в 1819 году. К тому времени было уже известно великое множество чудес, совершенных у их святых останков. Чудеса эти продолжали в изобилии истекать и в новейшие времена не только в Приладожском крае, но и по всей России, и даже за границей, при молитвенном обращении к валаамским чудотворцам.
Валаамский монастырь привлекал к себе не менее богомольцев, чем Троице-Сергиева и Киево-Печерская Лавры, Соловецкий и Саровский монастыри и иные русские святыни.
Преподобный СЕРГИЙ
(16 ноября)
Преподобный Сергий Малопинежский, в миру Симеон, родился в 1493 году. Отец его, Маркиан Стефанович Неклюд, из рода митрополичьих десятильничьих детей боярских, жил в Великом Новгороде в тяжелую пору подчинения вольного
Дети боярские при древних епископах были их светскими чиновниками. Должность десятильника или десятинника была установлена в глубокой древности для сбора десятины, жертвуемой богатыми людьми в пользу Церкви. В последующее время епископы стали поручать десятильникам, кроме сбора податей, и надзор за жизнью и деятельностью духовенства, а также и разбор некоторых судных дел.
города державной воле великого князя Московского Иоанна Ш. Многим новгородцам не нравилось это подчинение. Видимо, родителям Сергия — тоже. Маркиан покинул родину ц удалился “в страну Студеного [
213 ] моря”. Местом своего жительства он избрал волость Малую Пинежу по реке Пинеге [ 214 ].Здесь Маркиан женился. А как скоро он был “навычен книжному учению и грамоте”, то это открыло ему путь в духовное звание, и он с достоинством служил священником в Сурском Погосте. Как сам Маркиан, так и его жена Аполлинария, вели жизнь добродетельную и в старости, по взаимному согласию, приняли иноческий постриг: Маркиан — с именем Матфея, Аполлинария — с именем Пелагии. Матфей скончался игуменом Воскресенского монастыря в городе Кевроле, а Пелагия — схимницей.
От этой благочестивой четы и родился Симеон. До тридцатилетнего возраста Симеона никаких сведений о его жизни нет. В этом же возрасте, известно, он был уже иереем Малопинежского Погоста при только что устроенных в честь Преображения Господня и во имя великомученика Георгия храмах.
Шестьдесят два года Симеон самоотверженно нес нелегкие обязанности приходского пастыря, обращал ко Христу “некрещенную чудь”, то есть, инородцев-финнов. Он “имел душу милостиву и чист помысл, сердце бодро, смирение и крепость молчаливую и любовь воистину нелицемерную”. При этом, подвижник-пастырь имел внушительную и благолепную внешность.
Добродетели и достоинства его привлекали к нему не только прихожан, из которых многие и родились при нем, и состарились, но и окрестных жителей. Слава о Симеоне, как о человеке добродетельном и редком пастыре, далеко распространилась за пределы его прихода.
Чувствуя приближение кончины, блаженный Симеон принял сначала монашество, а затем — схиму с именем Сергия от игумена Воскресенского монастыря Иринарха, прибывши в село из города Кевролы для сбора пожертвований на церковные нужды.
Преподобный Сергий почил 16 ноября 1585 года, будучи глубоким 92-летним старцем. Тело преподобного, по его завещанию, было погребено близ алтаря церкви Преображения Господня. “Памяти ради”, чтобы не забыть место погребения преподобного, поставили над его могилой “голбчик [
215 ] деревянный”, то есть, надгробный памятник в виде маленькой сени. Под эту сень вскоре стали стекаться немощные, потому что Господь прославил Своего угодника даром чудотворения.В 1651 году было установлено по воскресным дням еженедельное молебное пение над могилой преподобного Сергия. Поводом для этого послужило явление угодника Божия одной женщине по имени Феодосия. Феодосия пришла в Малопинежскую волость с Двины и ранее ничего не слышала о преподобном Сергии. Женщину эту постигла болезнь, во время которой в сонном видении ей явился преподобный. Обещая исцеление, он велел ей идти в часовню на его могилу и сказать клирикам Преображенской церкви, чтобы они совершали впредь во все воскресные дни молебное пение Всемилостивому Спасу “по обычаю в часовне над его гробом, и память его творили бы, докамест Бог восхощет, неотложно”
После видения больная тотчас выздоровела, поспешила к могиле преподобного и рассказала малопинежским клирикам обо всем, что с ней произошло. Тогда же было установлено ежевоскресное молебное пение в часовне преподобного. Примечательно, что когда однажды по каким-то причинам не совершили молебен, преподобный явился во сне одному из местных жителей и подтвердил, чтобы правило это соблюдалось “неотложно и неизменно”.
Новые чудотворения у гроба угодника Божия побудили жителей Малопинежья и церковные власти в 1655 году установить празднование памяти преподобного Сергия 16 ноября и написать “образ подобия его”.
Преподобный СИМЕОН
(13 февраля)
Преподобный Симеон, в миру Стефан Немана, был царем Сербским (1159-1195). Точнее — жупаном (князем). Он объединил большую часть сербских земель и доставил им политическую независимость. Во время своего правления он много потрудился, защищая свой народ от влияния латинства, арианства и других ересей.
Он устроил в своей стране множество монастырей и на берегу реки Студеницы соорудил во имя Пречистой Божией Матери великолепный храм. Он повелел выложить его внутри от основания до потолка мрамором и украсить золотом.
Всегда снабжая бедных всем необходимым, святой Симеон, наконец, все свое неисчислимое богатство раздал нищим. После этого, добровольно передав в управление сыну своему Стефану все бывшие под его властью земли, он оставил мир и последовал за сыном своим преподобным Саввой [
216 ], который незадолго перед этим принял монашество в одной из обителей Афонской горы [ 217 ]. Ему было в это время 80 лет.Прибыв на святую гору, преподобный, при содействии своего сына, возобновил здесь запущенный монастырь с церковью, называемый Хиландар, и стал подвизаться в нем. Научившись страху Божию и неуклонно исполняя правила иноческой жизни относительно молитвы и поста, святой Симеон достиг бесстрастия, смирил свой разум и, при содействии благодати Божией, стал великим подвижником.
Еще при его жизни в обитель начали стекаться из разных стран множество иноков, и многим из них он был наставником и руководителем на пути спасения.
Прожив там благочестно всю оставшуюся жизнь, преподобный Симеон в глубокой старости отошел ко Господу 13 февраля 1200 года. После его кончины Господь прославил его даром чудотворений. Тело его стало источать миро, и через него начали совершаться многие чудеса.
Сын его, преподобный Савва, перенес тело своего отца в Сербию и с честью положил его в церкви во имя Пресвятой Богородицы на реке Студенице, которую с такой любовью на свои средства соорудил сам святой Симеон.
До настоящего времени благочестивые христиане берут из раки, где покоятся мощи преподобного Симеона, миро, помазываются им при болезнях и получают исцеление.
Преподобный СИМЕОН
(3 февраля)
Преподобный Симеон Полоцкий (в миру Симеон Емельянович Ситнианович-Петровский) — знаменитый церковный деятель и писатель. Мирское имя его неизвестно. Симеоном он был наречен уже в монашестве, а название Полоцкий присвоено ему впоследствии в Москве, по месту его первоначальной службы.
Родился Симеон Полоцкий в 1629 году в Белоруссии (по мнению некоторых, в Полоцке). Учился в Киево-Могилянской Коллегии, потом принял монашество и стал дидаскалом братской школы в Полоцке.
При посещении этого города в 1656 году Алексеем Михайловичем Симеону Полоцкому удалось лично поднести царю приветственные “Метры” своего сочинения. Возможно это и повлияло на его дальнейшую судьбу. В 1664 году он переехал в Москву.
Царь поручил ему обучать молодых подьячих Тайного приказа, назначив местом обучения Спасский монастырь за Конным рядом.
Восточные патриархи, приехавшие в Россию по делу патриарха Никона, уполномочили его произнести перед царем речь о необходимости “взыскати премудрости”, то есть, усилить образовательный процесс в государстве.
По поручению Собора 1666 года Симеон Полоцкий составил опровержение челобитных Лазаря и Никиты.
В конце следующего года этот труд был напечатан и издан от имени царя и Собора под необычным заглавием “Жезл правления на правительство мысленного стада Православно-Российской Церкви, — утверждения во утверждение колеблющихся в вере, — наказания в наказание непокоривых овец, — казнения на поражение жестоковыйных и хищных волков, на стадо Христово нападающих”.
Книга является типичным образцом схоластической риторики. Богословская эрудиция, хорошая по тому времени обработка формы, утонченная аргументация — все это оказалось совершенно неубедительным для неискушенного ума московских “простецов”, мало оценивших внешние литературные достоинства трактата и не нашедших здесь ответа на свои “сумнительства”.
“Жезл...” не только не оказал никакого влияния, но высокомерное отношение Симеона Полоцкого к противникам, в связи с некоторыми резкими выражениями, весьма оскорбило челобитчиков и усилило их враждебность к церковным новшествам.
Хотя Собор отозвался о труде Симеона с высокой похвалой, признав “Жезл...” “из чистого серебра Божия слова, и от священных писаний и правильных винословий сооруженным”, однако в нем оказалось немало точек соприкосновения с западными богословскими мнениями, что и было впоследствии отмечено одним из противников Симеона, чудовским монахом Евфимием.
С 1667 года на Симеона Полоцкого были возложены обязанности по воспитанию царских детей, для которых он написал несколько сочинений: “Вертоград многоцветный” (сборник стихотворений, предназначенный служить “книгой для чтения”), “Житие и учение Христа Господа и Бога нашего”, “Книга кратких вопросов и ответов катехизических”.
В “Венце веры кафолическия” Симеон сгруппировал всю сумму знаний, какие дали ему школа и чтение, начиная с апокрифов и кончая астрологией. В основу “Венца” положен апостольский символ (вместо Никео-Цареградского), причем Симеон пользовался Библией по тексту Вульгаты, а при ссылках на церковные авторитеты охотнее всего цитирует западных писателей (блаженного Иеронима и Августина).
Несомненно, что в свое время “Венец” должен был привлекать внимание читателей занимательностью и новизной. Своим независимым положением при дворе Симеон воспользовался в целях возрождения давно угасшей в Москве живой церковной проповеди, взамен которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений.
Проповеди Симеона Полоцкого, числом более 200, представляют собой образец строгого выполнения гомилетических правил, в них не упущены из виду и чисто жизненные проблемы. Это было в тогдашнее время явлением невиданным и не осталось без благотворных результатов для церковной жизни.
Проповеди Симеона изданы уже после его смерти, в 1681-1683 годах, в двух сборниках: “Обед душевный” и “Вечеря душевная”. Стихотворные опыты Симеона Полоцкого не лишены поэтического таланта. Кроме стихотворного переложения Псалтири (изд. 1680 г.), Симеон написал множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в “Вертоград многоцветный”, а также две комедии для зарождавшегося тогда театра: “Комедия о Навуходоносоре царе...” и “Комедия притчи о Блудном сыне”.
Особенным успехом пользовалась последняя. Значение Симеона Полоцкого должно измеряться не количеством им написанного, а тем влиянием, которое оказала на московскую жизнь его кипучая деятельность.
Явившись в Москву проповедником идей, воспринятых в преобразованной Петром Могилой Киевской Коллегии, Симеон служил живым и активным отрицанием той косности и неподвижности, в которой застывала московская церковная жизнь.
Не ограничиваясь сферой житейских удобств, какие давало ему положение воспитателя царских детей, он не переставал словом и делом ратовать за распространение образования обогащая по мере сил московскую книжность сокровищами знания, почерпнутыми им в Киеве из западных источников. Конечно, это не могло не вызывать глухую вражду со стороны некоторых консервативных представителей власти.
Но высокое положение при дворе делало его неуязвимым. Он умер в 1680 году и похоронен в Заиконоспасском монастыре. После смерти были изданы его многочисленные труды. Симеон Полоцкий создал в Москве литературно-научную школу, представителем которой после его кончины стал его ученик Сильвестр Медведев.
Преподобный СТЕФАН
(15 декабря)
Преподобный Стефан Исповедник родился в Каппадокии Великой [
218 ] от христианских родителей. С детства он отличался благонравием, удаляясь обычных детских забав. В семь лет родители отдали его для обучения, и очень скоро он выделился примерным знанием Священного Писания.В 15 лет он удалился из родных мест и пришел в Царьград в надежде завершить свое образование.
Он продолжил учебу, и в философских науках достиг таких успехов, что его знаниям удивлялись даже учителя.
Услышав о Стефане, патриарх Цареградский Герман вызвал его к себе, и в течение нескольких лет он жил при патриархе и прислуживал в церкви. Затем, тайно, он покинул Царьград и пришел в монастырь, где принял иноческое пострижение. Подвизался в добродетелях, но в конце концов захотел безмолвной жизни, оставил монастырь и, найдя никому не известное уединенное место, прожил там довольно много времени в посте и молитве.
В 724 году в городе Суроже [
219 ] преставился епископ, и жители города пришли в Царьград к патриарху Герману с просьбой поставить им епископа. Во время выбора кандидатов среди просителей возникли несогласия: одни хотели одного, другие — другого. Но все сходились в том, что нужен был епископ, могущий искусно управлять Церковью, поскольку в их городе возникли и умножаются всевозможные ереси.Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, ему явился ангел и сказал:
— Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан. Его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.
— О, господин, — сказал патриарх, — как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?
Тогда ангел, взяв одного из служивших патриарху, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал ориентиры патриарху.
К святому же Стефану явился тот же ангел в белых одеждах и, взяв его за руку, сказал:
— Я — ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.
На другой день патриарх послал двух пресвитеров за святым Стефаном, и те с великой честью привели его в Царьград. Патриарх, посвятив его в архиепископа Сурожского, отпустил его на корабле в порученную ему епархию.
Прибыв в Сурож и вступив на архиепископский престол, святой Стефан с ревностью приступил к Евангельской проповеди. В течение пяти лет он просветил всех горожан Христовой верой и крестил даже окрестности.
В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и стал насаждать иконоборчество [
220 ], будучи обучен этому двумя евреями. Сначала он повелел помещать святые иконы на достаточной высоте, объясняя это таким образом:— Кто чист, пусть целует их.
Потом распорядился поднимать иконы на воздух, говоря, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал он против почитания икон. Святой патриарх Герман пытался увещевать его, беседуя на эту тему на основе священных книг, но усилия его были напрасны [
221 ]. Император от этих увещеваний еще более приходил в ярость и в конце концов начал просто изгонять иконы из храмов, хулить и бесчестить их.Затем он разослал специальные указы, требующие от христиан такого же отношения к иконам.
— Если кто будет мне противиться, — говорил он, — того я буду мучить различными муками и предам смерти.
В Царьграде тогда нередко можно было видеть мучимых христиан. Патриарха же Германа император послал в заточение а вместо него поставил своего единомышленника, Анастасия, родом сириянина.
В 730 году император и новый патриарх отправили своих послов в Сурож к архиепископу Стефану с повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан ответил послам:
— Да не будет сего. Не допущу я людей своих отступить от закона Христова. Не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха.
Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград. Облачившись в архиерейские одежды. святитель предстал перед императором. Царь спросил его:
— Кто ты? Святой ответил:
— Я — архиепископ Сурожский Стефан.
Царь сказал:
— Видишь ли собор сей, восседающий со мной в великой чести? Они пожгли и порубили иконы. И ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами.
Святой Стефан ответил:
— Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, за иконы и за Крест Господень, все готов претерпеть. — И продолжил. — Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование!
— А нашли ли вы имя царя того? — спросил царь.
— Имя его — Коноп, — ответил Стефан.
И сказал тогда царь:
— Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом. Тогда Стефан сказал:
— О, царь! Да не совершится сие в твое царствование! Если же ты совершишь сие, то будешь предтечей антихриста!
Услышав такое оскорбительное и устрашающее предупреждение, император начал избивать святого по лицу.
— Как смел ты, — возмущался он, — назвать меня предтечей антихриста?
Он повелел схватить Стефана за волосы и бороду, бить таскать по земле и затем ввергнул в темницу, где находились и другие святители, не пожелавшие следовать за нечестивым императором.
Через некоторое время всех их, восьмерых, вновь вызвали к царю. Держа в своих руках иконы Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому:
— Почему ты назвал меня предтечей антихриста?
Стефан ответил:
— Потому, что ты творишь дела его. Я уже сказал это и опять повторяю тебе то же.
Тогда царь плюнул на иконы, стал топтать их и предложил Стефану сделать то же самое. Святитель, прослезившись, сказал:
— Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою!
Услышав такие слова, царь отдал Стефана на избиение, затем его привязали к хвосту коня и так волокли по городу в темницу. Но вскоре по молитвам благочестивых верующих отнял Бог душу у нечестивого царя, и на императорский престол взошел его сын, Константин Копроним.
Супруга его, слыша о добродетелях, святости и чудесах святого Стефана, просила мужа отпустить его на кафедру. В то же время родился у царя сын, а святой Стефан был у него крестным отцом.
Наградив Стефана богатыми дарами, царь с великой почестью отпустил его к родной пастве. В продолжение многих лет он благоуспешно окормлял своих духовных детей в Сурожской епархии. Предвидя свою кончину, он поставил вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился 15 декабря [
222 ].
Тропарь, глас 4
Яко святитель со бесплотными единожитель быв, священномучениче Стефане. Восприем бо крест яко оружие и стае крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, не поклоняющихся пречистому образу Христа Бога нашего. И отсекл еси всяку ересь лукавых. Того ради прием мучения венец, избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни. И ныне молим тя, святе, да избавиши нас от всяких злых искушений и бед, и вечныя муки.
Святитель Стефан Пермский был сыном Устюжского причетника Симеона и Марии. Когда Марии было только три года, святой блаженный Прокопий Устюжский [
223 ] предсказал о рождении от нее великого святителя. По всей вероятности, годом рождения его можно считать 1340 год.С детства Стефан отличался необыкновенными способностями: через год после начала учения он стал канонархом и чтецом при церкви, где служил его отец.
Вместе с тем, зрела в нем жажда Богоугождения. Он рано поступил в Ростовский монастырь святого Григория Богослова и принял монашество от игумена Максима.
Епископом Ростовским Арсением [
224 ] был поставлен во диакона. Через несколько лет, по благословению Всероссийского митрополита Михаила, прозванного Митяем [ 225 ], он был рукоположен Коломенским епископом Герасимом во пресвитера Будучи в монастыре, в свободное от трудов по послушанию время, он занимался изучением Священного Писания и греческого языка. Здесь же зародилась в его сердце мысль о просвещении христианством язычников-зырян [ 226 ], живших в Пермской земле.Для этого он основательно изучил пермский, то есть, зырянский язык и перевел на него священные книги с греческого. Азбуку он составил сам, пользуясь денежными знаками зырян, которые вырезались на палочках.
Будучи послушным сыном Церкви, не начинающим ни одного важного дела без разрешения духовных властей, святой Стефан отправился в Москву. Управлявший тогда Московской митрополией епископ Герасим благословил его и дал ему необходимую церковную утварь, частицы святых мощей, антиминсы, святое миро и все необходимое для устройства церкви, а великий князь — охранные грамоты.
Проповедь христианства в зырянской земле продвигалась медленно. Язычники много раз пытались убить его, но их сдерживал страх навести на себя гнев московского князя, от которого у Стефана были эти охранные грамоты. Он же старался не пропустить ни одного собрания людей, чтобы не выступить перед ними с проповедью.
Со временем язычники сами стали приходить к нему для собеседований-прений о вере. Они не понимали его кротости, объясняли ее хитростью, и не знали, что с ним делать.
Однажды святой Стефан сжег чтимую ими кумирню, сел около нее и стал ждать, что будет дальше, творя про себя молитву.
Сбежались разъяренные язычники с топорами и хотели броситься на него, но внезапно, по таинственному действию Божественной силы, ярость их пресеклась, и они стали внимать его проповеди.
Юная Пермская Церковь росла. Первый храм на этой земле святой Стефан устроил близ устья реки Выми, впадающей в большую реку Вычегду, и посвятил Благовещению Пресвятой Богородицы. Впоследствии на этом месте была устроена обитель.
Благодать Божия коснулась языческих сердец и они толпами стали приходить к святому Стефану, прося у него крещения. Новые христиане уничтожили кумирни и идолов, которым язычники приносили в дар звериные шкуры, обвив их полотнами. Согласно языческой вере, тот, кто коснется этих даров, должен заболеть. Но святой Стефан безбоязненно уничтожал эти дары, а полотна отдавал своему служителю на онучи, для посрамления идолов. Народ изумлялся и радовался, что он не терпит при этом никакого вреда.
Старый чародей Памой стал упрекать народ за то, что он оставляет древнее верование и слушается молодого христианина. Народ справедливо отвечал ему: “Ступай, препирайся с ним, а не с нами”. Чародей предложил святому Стефану испытать огнем и водой, чья вера лучше. Проповедник ответил ему:
— Ты захотел то, что превышает смиренные мои силы, но я надеюсь на щедроты и милость Всесильного Бога, и да утвердится этим чудом в вере предстоящий народ, а ты да посрамишься со своими бесами, на которых надеешься.
Он приказал зажечь хижину и, помолясь, с воздетыми руками обратился к народу с просьбой о молитве. Затем сказал кудеснику:
— Пойдем вместе, взявшись за руки, как обещали. Но чародей испугался и не хотел идти. Стефан потащил его за одежду. Тот упирался, лег на землю, вопил. Народ с досады кричал ему, чтобы он шел в огонь, как сам придумал. Он так и не пошел.
Приступили к испытанию водой. На реке прорубили две проруби: в одну противники должны были войти, из другой выйти. Но кудесник ни за что не хотел идти под лед. Народ за такое его поведение требовал ему смерти, но святой Стефан спас его и велел ему лишь навсегда уйти из Пермской земли. Больше о нем никто ничего не слышал.
Вскоре Пермская Церковь умножилась настолько, что для верующих возникла нужда в особом епископе, тем более, что за дальностью расстояния очень неудобно было посылать ставленников во священство к московскому митрополиту. Далекая Пермь настолько же отстоит от Москвы, насколько Москва — от Царьграда.
После предварительного совещания с пасомыми преподобный Стефан отправился в Москву к великому князю Димитрию Иоанновичу и к митрополиту Пимену. Он сообщил им обо всем, что совершилось в последние годы в Пермской земле, и просил дать ей епископа.
Великий князь, митрополит с епископами и освященным Собором обсудили просьбу святого Стефана, нашли ее справедливой и решили его самого и поставить епископом Пермским. В 1383 году святой Стефан был рукоположен во епископа.
Возвратившись в свою новоучрежденную епархию, он доставил верующим великую радость. Продолжая свои труды, он дал основание просвещению Пермской земли, воздвиг много церквей и монастырей. При храмах он завел училища для будущих клириков и сам обучал их. Святитель особо заботился о бедных и несчастных. Он добился уменьшения податей и избавил свою паству от притеснения властей. Когда в Перми был голод, он ездил за хлебом и раздавал его населению даром.
Скончался святитель Стефан 26 апреля 1396 года, в Москве, во время поездки по церковным делам, и был погребен в Кремле, в церкви Спаса на Бору [
227 ].При его погребении присутствовали князья, бояре, митрополит со всеми духовными чинами и множество народа.
В конце своего творения “Плач земли Пермской” инок Епифаний в таких словах изображает горе паствы святителя Стефана:
“Если бы мы потеряли злато или серебро, то и другое обрели бы вместо потерянного, а лишившись тебя, мы такого не найдем!... Зачем отпускали мы тебя в Москву, где почил ты? Лучше бы было, если бы гроб твой находился в земле нашей, и перед очами нашими. Тогда великое было бы нам утешение сиротству нашему. Как к живому приходили бы мы к тебе и просили бы у тебя благословение... За что обидела нас Москва? Это ли ее правда? Она имеет у себя митрополитов и святителей, а у нас был один епископ, и того к себе взяла, и ныне мы не имеем даже гроба епископского. Один был у нас епископ, он же был нам и законодатель, и креститель, и апостол, и проповедник, и исповедник...”.
Тропарь, глас 4
Божественным желанием от юного возраста, Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взял если, и людей оляденевмая древле неверием сердца. Божественное семя в них сеяв, евангельски духовно породил еси. Темже преславшую твою память почитающе, молим тя: моли, Егоже проповедал еси, да спасет души наша.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[
211 ] Изданной самим монастырем в 1864 году.[
212 ] “Летопись церковных событий”, СПб., 1880.[
213 ] То есть, Белого.[
214 ] Пинега — река Вологодской и Архангельской губерний, правый пряток Северной Двины. Начало берет в Сольвычегодском уезде, где и расположена волость Малая Пинежа.[
215 ] Слово “голбчик” (голбец, голубец) обозначает деревянный памятник на кладбище. Он строился чаще всего в виде домика — деревянного сруба с кровлей на два ската и с крестом на ее середине, реже — в виде деревянного столбика с крышей или навесом. Над могилой преподобного Сергия был поставлен голбчик второго вида.[
216 ] Преподобный Савва был сначала иноком святой Афонской горы и подвизался в обители святого великомученика Пантелеймона, называемой Русы, а потом Константинопольским патриархом Мануилом был поставлен в архиепископы Сербии. Прославился святостью жизни и причислен Церковью к лику святых.[
217 ] Супруга его, благочестивая Анна, последовала примеру мужа, приняла монашество и поселилась в одном из женских монастырей.[
218 ] Каппадокия — восточная область Малой Азии. Кесария — главный город Каппадокии.[
219 ] Сурож или Сугдея — древний греческий город на южном берегу Крыма, ныне город Судак.[
220 ] Византийский император Лев царствовал с 717 по 741 годы. Против иконопочитания он особенно резко выступил в 726 году, что даже вызвало народное восстание.[
221 ] При этом патриарх Герман отказался подписывать любые распоряжения против иконопочитания, говоря, что не может вводить что-нибудь новое в делах веры без Вселенского Собора.[
222 ] Год смерти святого Стефана неизвестен. Считается, что он скончался около середины VII века. В некоторых источниках указывается 742 год.[
223 ] Память празднуется 8 июля.[
224 ] Епископ Арсений I, как считается, занимал Ростовскую кафедру с 1374 по 1380 годы.[
225 ] Митяй, любимый священник и духовник великого князя Димитрия Иоанновича, а затем архимандрит Московского Спасского монастыря, Управлял, без посвящения. Всероссийской митрополией после смерти святителя Алексия. Умер в 1379 году на пути в Константинополь, куда он отправился за посвящением в митрополиты.[
226 ] Пермяне или зыряне — народ финского или уральского класса турайского семейства. По большей части, они среднего роста, крепко и правильно сложены, черноволосые с серыми и темно-карими глазами. Смелость, остроумие, терпение, хитрость, любознательность и изобретательность — их неотъемлемые качества. Последняя проявилась, между прочим, в многочисленных способах ловли птиц, зверей и рыб.[
227 ] Впоследствии упразднен.