Апостол ТИМОФЕЙ (4 и 22 января)
Апостол
ТИМОФЕЙ
(4 и 22 января)
Тимофей — апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла, родом из малоазийской провинции Ликаонии. Отец его был эллин, мать — еврейка, глубоко преданная вере отцов и с юных лет внушившая своему сыну любовь к изучению Священного Писания. Он был воспитан по правилам и обычаям иудейским.
К вере Христовой Тимофей был обращен, по-видимому самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз проходил с проповедью Евангелия ликаонские города. Получив о Тимофее похвальные отзывы со стороны братии Листры и Иконии и лично удостоверившись в его высоких нравственных качествах, апостол избрал его в проповедники Евангелия.
Мы видим Тимофея то сопровождающим апостола в его путешествиях, то помогающим ему в проповеднических трудах, то обходящим, по его поручению, со словом назидания и утешения разные христианские общины.
Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию. Когда Павел отправился из Филипп, Тимофей, для укрепления христиан в вере, остался на некоторое время там. Из Афин, по поручению апостола, он отправился в Фессалоники для воодушевления тамошних христиан, претерпевавших гонение от соотечественников.
В Коринфе он пробыл с апостолом Павлом около полутора лет. При нем апостол написал здесь оба послания к Фессалоникийцам. По возвращении апостола из Иерусалима в Эфес, туда прибыл к нему и Тимофей. Здесь он получил от Павла поручение отправиться в Македонию для сбора милостыни для бедных христиан. Между тем, в коринфской церкви произошли беспорядки. Для восстановления нормального течения церковных дел Павел отправил туда Тимофея.
Затем мы встречаем Тимофея вместе с апостолом Павлом в Македонии, куда последний прибыл из Эфеса, чтобы погасить мятеж, произведенный серебренником Димитрием (Деян. 20, 4). Из Македонии апостол отправился в Ахайю (Греция) и, по обещанию, посетил коринфскую церковь. За ним следовал и Тимофей, как видно из послания к Римлянам (Рим. 16, 21), написанного именно в это время.
Из Коринфа Павел отправился в Сирию и Палестину для передачи денежной помощи бедным палестинским христианам. В этом путешествии Тимофей сопровождал его до Филипп. Оттуда он отправился в Троаду и ожидал там апостола Павла.
Далее в истории жизни Тимофея оказывается значительный пробел. Он упоминается вновь уже при первых узах апостола Павла в Риме. О пребывании его в Риме с учителем говорится в посланиях к Филиппийцам и Филимону. Из послания к Евреям можно заключить, что Тимофей тоже был узником и получил свободу вместе с апостолом (Евр. 13, 23).
В Малой Азии апостол посвятил Тимофея во епископа Эфесской церкви, после чего написал ему из Македонии [
228 ] свое первое послание. Обязанности, возложенные на Тимофея, были сложны и нелегки. Он должен был рукополагать пресвитеров и диаконов, руководить пресвитерами, многие из которых были старше его по летам, распределять между ними вознаграждение, разбирать распри и жалобы, заведовать делами благотворения и женскими общежитиями.Ему приходилось умиротворять недовольных его главенством, да и самим апостолом Павлом, которого некоторые считали неспособным, по старости, к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами.
Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Эфесе появились самозванцы, выступавшие с новыми вероучениями и отвергавшие авторитет апостола Павла. В своем первом послании к Тимофею апостол Павел дает ему ряд наставлений, как действовать в столь затруднительных обстоятельствах. Будучи вторично в узах в Риме и предвидя свою близкую кончину, апостол Павел написал Тимофею второе послание, увещевая его “возгревать полученный им через рукоположение дар Божий” и предсказывая, какие еще тяжкие дни ожидают Церковь.
Указав на свое одиночество, так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным странам с проповедью, апостол просит Тимофея придти к нему возможно скорее.
Скончался Тимофей мученической смертью в царствование Домициана.
В Эфесе совершался праздник в честь Дианы, во время которого идолопоклонники, с идолами и дрекольем в руках. ходили по городским улицам и пели песни. Чтобы остановить это языческое торжество, сопровождаемое развратом, Тимофей со словом обличения и назидания вышел к народному собранию.
Разъяренная толпа бросилась на него с палками и забросала его камнями. Полагают, что Тимофей был Эфесским епископом 15 лет, поэтому мученическую кончину его можно отнести к 80 году. Мощи его почивают в Константинополе, куда они были перенесены в царствование Констанция.
Благоверный князь ТИМОФЕЙ
(20 мая)
Святой благоверный Тимофей (Довмонт), князь Псковский, принадлежал к Литовскому роду князей Налыцанских. В 1263 году, в результате государственного переворота, когда он убил великого князя Литовского Миндовга, он должен был со своими родными бежать с родины. Он нашел убежище в вольном тогда Пскове, где и принял крещение с именем Тимофей. В 1264 году псковичи избрали его своим князем.
Он окружил город высокой стеной, называемой “Довмонтовой”, которая простояла до XVI века, и успешно воевал с врагами своего города — немцами и литовцами. Перед боем он приходил в церковь, клал свой меч на престол, молился со слезами, принимал благословение своего духовного отца и его рукой надевал меч.
По утверждению жителей Пскова, это был тот самый меч с надписью “Honorum meum nebus davo”, что означает “Чести моей никому не отдам”, который впоследствии лежал на гробнице князя и своей величиной и тяжестью свидетельствовал о необычайных росте и силе святого князя. Псковичам князь часто говорил:
— Добрые мужи псковские! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод — тот брат.
Он был женат на княжне Марии Дмитриевне (в схиме Марфа), внучке святого великого князя Александра Невского, и заботился о ее отце, князе Димитрии Александровиче, изгнанном братом своим великим князем Андреем, до самой смерти своего тестя. Впоследствии, как удельный князь, был верен Андрею.
В 1268 году князь Тимофей участвовал вместе с другими русскими князьями в Раковорской битве с немцами, и правому крылу русского войска, над которым он начальствовал, русские обязаны победой.
В 1290 году он снова разбил 18-тысячное войско магистра ливонского ордена фон-Реденштейна. В память об этой победе при реке Мироновке он построил храм в честь святого Георгия Победоносца.
Даже в 1299 году, в последний год жизни, престарелый князь Тимофей сумел отстоять Псков от немцев при реке Великой.
Кончина святого князя была подобна “туче великой”, как пишет летописец.
Он был погребен в Троицком соборе. Его рано стали почитать святым, и уже в 1374 году ему была посвящена церковь в “Довмонтовой” стене, а в XV веке, после его явления с другими угодниками во время осады Пскова Стефаном Баторием (1581 г.), ему была написана служба.
Святой благоверный князь Тимофей отличался глубокой религиозностью, построил много храмов, в том числе женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, строго наблюдал за правосудием и посещал и утешал узников в темницах.
Святой князь Тимофей считается защитником Пскова, в трудные для него времена неоднократно являлся благочестивым людям и спасал город от врагов.
Святитель Тихон Задонский, в миру Тимофей Савельевич Соколов (или Соколовский), духовный писатель, родился в 1724 году в семье дьячка села Короцка около города Валдая в Новгородском крае.
Отец его вскоре по рождении сына умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший брат, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого.
— Мы научим Тиму читать, — говорил он, — и он будет где-нибудь пономарем.
Все же Тимофею часто за один кусок черного хлеба приходилось целый день работать у крестьян. Когда ему исполнилось 14 лет, как раз в этот год было постановлено детей духовенства этого возраста брать в солдаты. Но вскоре в Новгороде была открыта Семинария, и Тимофей в числе 200 юношей, при конкурсе 5 человек на место, поступил учиться. К учебе относился с полной ответственностью, и шаловливые его сверстники часто дразнили серьезного ученика, пели ему величание и кадили ему лаптями.
По окончании курса он был оставлен в Семинарии в качестве преподавателя и работал там до 30 лет. Время было определяться в семейном отношении. Его всегда влекло монашество и он был пострижен с именем Тихон. Вскоре он был назначен в сане архимандрита ректором Тверской Семинарии. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски, вместо общепринятого в то время латинского языка.
В 1758 году он принял схиму и состоял сначала архимандритом Желтикова монастыря, затем — Дрочского.
В 1761 году он был возведен во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Он вернулся в город, в котором прошла его юность. Среди встречавшего его духовенства были и бывшие его сверстники, и он шутливо напомнил им их детские шалости, связанные с многолетием и каждением.
В 1763 году он был назначен епископом Воронежским. Епархия была огромная — от Орла до Черного моря, но чрезвычайно запущенная. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно. Среди высшего класса было много вовсе неверующих.
Вступив на самостоятельную кафедру, молодой епископ в сочинении “О седми святых Таинствах” преподал священникам смысл совершаемых обрядов, а также истинное понятие об исповеди в сочинении “Прибавление к должности священнической о тайне святого покаяния”.
Он старался развить пастырей в духе истинно-христианского понимания, побудить их к живому общению с паствой и приказывал читать на литургии в праздничные или воскресные дни Толковое Евангелие или полезные слова из Пролога, сам говорил образцовые проповеди для церковнослужителей и приглашал для этой цели Ивана Васильевича Турбина из славяно-греко-латинской Академии.
Он регулярно объезжал огромную епархию. Он отменил телесное наказание священников, воздействуя на них добрым словом и примером. Он заводил сам и содействовал устройству школ в г. Острожске и Ельце, открыл в Воронеже, почти не имея никаких средств. Семинарию, заботился о ее процветании, составил “Инструкцию, что семинаристам должно наблюдать”. Для монастырей он составил 15 статей Устава. Дома святитель проводил ночи за письменным столом.
Все эти неустанные труды не могли не сказаться на его состоянии. Здоровье пошатнулось. Его влекли уединение и молитва, и в 1767 году он подал прошение об увольнении его на покой. Он поселился вначале в Толшевском, а затем — в Задонском Богородицком монастыре. Прежде всего он раздал все свое имущество, оставив себе лишь самое необходимое. Пенсию свою он также раздавал нуждающимся. Часто под видом простого монаха он выходил на базарную площадь и расспрашивал приезжих о их нуждах, а затем посылал им помощь. Он любил собирать к себе бедных детей, учить их молитвам и оделять их хлебом и мелкими деньгами.
Для уединенной молитвы он запирался в своей келии и оттуда до келейников доносились его молитвенные вздохи: “Господи Иисусе, помилуй мя!”. Его видели иногда осиянным благодатным светом. Однажды он сподобился явления Распятого Господа Иисуса Христа.
Дневной распорядок святителя был таков. Всегда бывал у ранней литургии, после нее писал. За обедом слушал чтение Ветхого Завета и творения Иоанна Златоуста, а после вечерни — Новый Завет.
Этот обычный древний порядок прерывался делами милосердия, приемом посетителей и работой в саду.
Любимым его занятием были литературные труды. Он написал множество духовных произведений: “Сокровище духовное, от мира собираемое”, “Истинное христианство”, “Письма келейные” и другие [
229 ]. Диктовал он обычно своим келейникам, прохаживаясь по комнате. Его творения до последнего времени остаются любимым чтением благочестивых русских людей.О благотворительности святителя уже при его жизни ходили легенды. Особенно любил он город Елец за благочестие его жителей и называл его Сионом. Он регулярно посылал туда своих друзей со щедрой помощью. Около Тулы он устроил богадельню и поручил ее заботам близкого ему священника.
Денежную помощь посылал он и в город Ливны. Не забывал и свою далекую северную родину. Особенно любил он помогать крестьянам. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся отпевал и погребал сам.
Когда Задонск разросся и стал большим городом, он, избегая шума и многолюдства, иногда уезжал в деревню к своим друзьям или просто в одно уединенное место, которое он любил, и где, впоследствии, возник Тихоновский монастырь.
К желающим принять монашеский постриг подходил с большим вниманием. Далеко не каждому давал он благословение. Чаще советовал им жить в миру по-христиански. Но если видел в кандидате истинную склонность к монашеской жизни, то такого уже не оставлял своей заботой.
Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 года в Петербурге; а в 1778 году — рождение будущего Императора Александра I, предсказал победу России и поражение Наполеона в войне 1812 года.
“Господь Бог во многих случаях его слушал”, — писал один из его келейников. Этого келейника святитель Тихон во время его опасной болезни исцелил словами: “Иди, и Бог тебя помилует”.
Дар чудотворения святителя проявлялся и после его кончины и даже с еще большей силой.
Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. Кроме близких друзей, отца Митрофана, Бехтеева, Судейкина и келейников он никого не принимал. А когда в монастыре временно разместили тюрьму, свои выходы святитель вовсе прекратил, хотя саму тюрьму, ради утешения заключенных, посещал тайно, ночью. За безвинно заключенных хлопотал перед властями лично.
За три года до смерти он услышал тихий голос: “Кончина твоя будет в день недельный”. После этого ему было сказано во сне: “Потрудись еще три года”. За год и три месяца до смерти его разбил паралич левой стороны, и он окончательно слег. А незадолго до кончины он увидел во сне, что поднимался по высокой лестнице, и много людей следовало за ним и поддерживало его.
Он понял, что эта лестница означает его путь в Царство Небесное, а люди — те, кто слушали его и будут его поминать.
В последние дни его жизни к нему стали приходить прощаться его близкие, но за два дня до кончины он прекратил прием. До последних минут он был в полной светлой памяти и постоянно творил молитву.
Скончался святитель Тихон 13 августа 1783 года в 6 часов 45 минут утра, 59 лет. День был воскресный. Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон III. В надгробном слове святитель Тихон сказал, как тяжела для него эта утрата, и что еще более тяжкой она будет для всех несчастных и обездоленных, которые находили помощь и утешение у почившего святителя.
Через несколько лет святитель Тихон явился во сне монаху Митрофану и сказал ему:
— Бог хочет меня прославить.
Нетленные мощи святителя были обретены в 1845 году, а 13 августа 1861 года он был причислен к лику святых. Задонские торжества прославления собрали к его раке бесчисленные толпы народа со всех концов России. Исцеления от его мощей бесчисленны. Святитель Тихон Задонский — один из наиболее почитаемых народом русских святых.
19 января 1865 года в селе Клин Псковской губернии у Ивана Белавина и его жены Анны родился сын Василий, которому суждено было стать первым после 217-летнего перерыва патриархом на Руси. Детские годы он провел в городе Торопце той же губернии, где отец его в одной из восемнадцати церквей, замечательных своим благолепием, был священником.
С девяти лет мальчик начал посещать Торопецкое духовное училище, где обучали катехизису. Священной истории, чтению по-русски и по-славянски, письму, арифметике, русской грамматике, латинскому и греческому языкам, церковному уставу и церковному пению.
Окончив в 1878 году училище, Василий Белавин покидает отчий дом, чтобы продолжить учебу в Псковской Духовной Семинарии. По воспоминаниям протоиерея Рождественского, учившегося вместе с будущим патриархом в семинарии, Василий Белавин был высокоросл, белокур, с ласковым и приветливым характером, товарищи его любили и дали шутливо-уважительное прозвище “Архиерей”. Василий отличался искренней религиозностью, постоянными успехами в науках и всегдашней готовностью помочь товарищам, особенно, в составлении и исправлении многочисленных сочинений.
Он закончил Семинарию в числе первых и в 1884 году поступил в Петербургскую Духовную Академию. В 1888 году, по окончании ее со степенью Кандидата Богословия, он вернулся в Псковскую Семинарию, где начал преподавать основное, догматическое и нравственное богословие, а также французский язык.
14 декабря 1891 года 26-летний Василий Белавин был пострижен в монашество с именем Тихона в честь святителя Тихона Задонского. В следующем году его переводят на должность инспектора Холмской Духовной Семинарии в город Люблин, затем он становится ректором Семинарии в Казани, затем — ректором в родной ему Холмской Семинарии.
19 октября 1897 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге состоялась хиротония его во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Осенью следующего года он перемещается на служение в Северную Америку.
Первыми принесли христианство на Аляску и Алеутские острова в 1793 году иноки Валаамской обители. После них святое дело продолжали преемники-пастыри, и более других — епископ Иннокентий (Вениаминов). В 1870 году по почину владыки Иннокентия была учреждена Алеутско-Аляскинская епархия с кафедрой в Сан-Франциско.
Окрепла же православная миссия в Америке лишь при предшественнике святителя Тихона — владыке Николае “иже бысть муж силен и словом и делом”.
Новая епархия представляла собой суровый дикий край еще недавно бывший частью Российской империи. На много верст друг от друга отстояли в этой ледяной пустыне глухие селения, добраться до которых уже было равнозначно тяжелому подвигу.
За время своего управления епархией владыка Тихон добился учреждения двух викариатств [
230 ], организовал несколько Братств, открыл Духовную Семинарию в Миннеаполисе, основал Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании и женский приют на Кодьяке, выстроил новый кафедральный Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке, куда и была перенесена архиерейская кафедра из Сан-Франциско. Число приходов при нем возросло с пятнадцати до семидесяти пяти. Все это лишь наиболее заметные внешние достижения владыки Тихона. Параллельно этому шла огромная духовная работа.В 1907 году владыку Тихона (к тому времени — архиепископа) переводят на Ярославскую кафедру, на которой он пребывал до января 1914 года, когда, согласно решению Священного Синода, он был назначен архиепископом Виленским и Литовским. Здесь он пробыл до революционного 1917 года На время мировой войны падает и присутствие владыки Тихона в Священном Синоде, где он снискал себе уважение высших иерархов Русской Церкви.
После отречения Императора Николая II от престола власть в России перешла к Временному Правительству. Из зада заседаний Синода торжественно был вынесен царский трон. В Обращении Синода от 9 марта высшие иерархи назвали свержение Самодержавия “волей Божией”.
На волне “демократических преобразований” 13 мая Синод принял постановление о восстановлении принципа выборности епископата — явления невиданного на Руси (если не считать “Новгородскую Республику”). В Москве было решено избрать преемника митрополиту Макарию, уволенному новым составом Синода на покой.
Из 800 членов Епархиального Съезда 481 человек отдали свои голоса за архиепископа Виленского и Литовского Тихона (Белавина), который и возглавил Московскую кафедру. В сентябре он был возведен в сан митрополита.
Новые условия церковной жизни, при которой Синод уже не обладал той властью, которую он имел во время Империи, настоятельно требовали соборного решения многих проблем. Нужен был Собор. Открытие Собора состоялось 16 августа (ст. ст.) 1917 года в Москве в храме Христа Спасителя.
Первым после более чем двухвекового перерыва патриархом на Московской и всея Руси кафедре стал владыка Тихон.
21 ноября (4 декабря), в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Кремля совершилось настолование (интронизация) митрополита Тихона.
Первые же месяцы управления Церковью стали для патриарха Тихона временем невиданных испытаний. Ежедневно, ежечасно к патриарху поступали сведения о разграблении церквей, расправах над священнослужителями. В январе 1918 года большевики издают известный Декрет об отделении Церкви от государства, которым Церковь вообще лишалась в стране всяких прав. Патриарх чутко реагирует на все попытки безбожной власти уничтожить Церковь. Он издает одно за другим послания с призывом к умиротворению, и в конце концов, с одобрения членов Собора, анафематствует советскую власть.
Внутри России после зверского убийства Царской Семьи остался только один символ противостояния безбожной власти — Патриарх. Большевики использовали каждую возможность, чтобы сломить его: ликвидация монастырей, вскрытие мощей, голод в Поволжье, изъятие церковных имуществ, суды в связи с сопротивлением изъятию ценностей, обновленческий раскол, подогреваемый властями...
Все это ложилось неимоверным грузом на плечи патриарха. И, наконец, в мае 1922 года — арест. Арест уже тогда когда он неоднократно заявил в своих посланиях о личной лояльности и недопустимости вовлечения Церкви в политическую борьбу. Начались бесконечные допросы, которые должны были увенчаться показательным процессом над всей Русской Православной Церковью.
Но и это не все. Именно в то время, когда весь мир с ужасом ожидал расстрела патриарха, часть духовенства, объединившаяся в организацию “Живая церковь”, решила подыграть большевикам, оболгать патриарха и с помощью подлога захватить высшее управление Церковью. Не без помощи властей они образовали так называемое Высшее Церковное Управление, которое в условиях расстроенной церковной жизни грозило вообще подорвать основы церковного вероучения и устройства. “Живцы” собирают сборище, названное ими Поместным Церковным Собором, на котором лишают патриарха Тихона сана и даже монашества. Перед лицом такой угрозы патриарх пишет в Верховный Суд покаянное заявление и обретает свободу. После выхода патриарха из заключения судьба обновленчества была решена: народ пошел за истинным пастырем.
Патриарх несказанно страдал от постоянной опеки карательных органов большевиков. Особенно его угнетали требования пойти на то или иное соглашательство с властями [
231 ], за каждое из которых ему обещали ослабить гонения на религию, помиловать некоторых приговоренных к расстрелу или брошенных на каторжные работы священнослужителей.Патриарх иногда шел на уступки, брал на себя грех компромисса, но, когда встречал недовольство своими решениями со стороны клира, возвращался на прежние позиции, винил в случившемся только себя.
Несколько раз на патриарха было совершено покушение. Во время одного из них был убит его келейник Яков Полозов.
В начале 1925 года у патриарха участились приступы “грудной жабы”, и его положили в частную лечебницу Бакуниных, рядом с Зачатьевским монастырем на Остоженке.
23 марта (5 апреля) Святейший совершил Божественную литургию в храме Вознесения у Никитских ворот. На следующий день, в понедельник, он не смог выехать из больницы, так как почувствовал себя плохо после лечения зубов, и послал свою мантию митрополиту Крутицкому Петру, дав ему поручение отслужить в этот день всенощную в храме на Тверской, а литургию во вторник — в Богоявленском храме в Елохове.
25 марта (7 апреля), в день Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) скончался. В этот день он прослушал всю праздничную службу, которую ему прочитал келейник, принял митрополита Крутицкого Петра, подписал так называемое “Предсмертное завещание”, сетовал навестившим прихожанам о своем недомогании, не позволившем совершить праздничное богослужение, обещал на днях выйти из лечебницы, и согласился для улучшения самочувствия сделать ему укол морфия.
К вечеру Святейший стал сильно волноваться и все спрашивал, который час. Последний раз спросил в 23 часа 45 минут, посмотрел на свои руки — они уже почернели — и вздохнул:
— Скоро наступит ночь, темная и длинная.
Отпевание святителя Тихона состоялось 12 апреля в Большом соборе Московского Донского монастыря сонмом около шестидесяти архиереев, в присутствии представителей дипломатического корпуса, при огромном стечении молящихся, заполнивших монастырь и все прилегающие улицы и площади. Погребен патриарх Тихон в старом (зимнем) монастырском храме в честь Донской иконы Божией Матери, у южной стены.
22 февраля 1992 года во время реставрационных работ были обретены святые останки святителя Тихона.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[
228 ] Приблизительно в 65 году по Рождестве Христовом.[
229 ] “Плоть и Дух”, “Проповеди краткие”, “Наставление монашествующим”, “Наставление христианское”, “Наставление обратившимся от суетного мира”...[
230 ] Аляскинское и Бруклинское.[
231 ] Например, закрыть Высшее Церковное Управление за границей, перевести Русскую Церковь на григорианский стиль летоисчисления, допустить к управлению церковными делами отдельных “живцов” и т.д.