Мученик ВАЛЕРИЙ (7 ноября)

Преподобный ВАРНАВА (11 июня)

Мученик ВАСИЛИЙ (1 января)

Благоверный князь ВАСИЛИЙ (4 марта)

Митрополит ВЕНИАМИН (31 июня)

Мученик ВИКТОР (11 ноября)

Преподобный ВИТАЛИЙ (22 апреля)

Митрополит ВЛАДИМИР (25 января / 7 февраля)

Благоверный князь ВЛАДИМИР (4 октября)

 

Мученик ВАЛЕРИЙ
(7 ноября)

Святой мученик Валерий [ 54 ] Мелитинский [ 55 ] пострадал при императоре Диоклетиане [ 56 ] вместе с другими тридцатью двумя мучениками.

Императоры были усердными поклонниками идолов и гонителями христиан. Когда до их слуха дошло, что жители областей Армении и Каппадокии, вопреки императорским указам, отказываются поклониться идолам, они послали двух лукавых и преданных язычеству воинов истребить там всех христиан.

Посланники в точности исполнили волю императоров и казнили найденных христиан, в том числе и святого Валерия, через усечение главы.

Память другого мученика Валерия, из числа 40 севастийских мучеников, отмечается 9 марта.

Преподобный ВАРНАВА
(11 июня)

Преподобный Варнава был приходским священником в городе Великом Устюге, в пределах Вологодских.

По велению Божию он удалился в пустынные ветлужские леса, где провел 28 лет в подвигах поста и молитвы.

Поселился он на высоком холме на берегу реки Ветлуги. Питался травой и, редко, хлебом. Дикие звери не вредили жившему по воле Божией праведнику. Множество людей посещали его ради наставлений и руководства. Посетил его и преподобный Макарий Унженский. Он скончался в 1445 году.

После его кончины ученики его создали на месте его пустыннической келии Свято-Троицкий Варнавин монастырь, вокруг которого впоследствии вырос городок Варнавин.

Святые мощи преподобного Варнавы покоятся под спудом в городском (прежде — монастырском) соборе во имя святого апостола Варнавы.

Мученик ВАСИЛИЙ
(1 января)

Святой мученик Василий принадлежал к знатным гражданам Анкиры. [ 57 ]

В царствование императора Юлиана Отступника, [ 58 ] за исповедание и проповедь христианской веры, он был схвачен и приведен к правителю (игемону) Сатурнину. На вопрос игемона, верует ли он во Христа, Василий громким голосом воскликнул:

— Нет иного Бога, кроме Него!

Так святой без малейшего страха засвидетельствовал о своей вере во Христа, за что и был подвергнут жестокой пытке: он был повешен на дереве и тело его немилосердно строгали железными орудиями.

Затем дерзновенный исповедник Христов отослан был в Константинополь и там снова подвергся такому же тяжкому испытанию. После этого мучители стали вытягивать тело страстотерпца с такой силой, что кости его вышли из суставов. При этом, с воина Христова срезали кожу в виде ремней и кололи тело его раскаленными железными спицами.

Святой Василий мужественно претерпел все эти мучения, будучи подкрепляем Божественной силой. Наконец, мучители ввергли его в раскаленную печь. Сохраненный силой Божией невредимым от огня, Василий был отведен из Константинополя в Кесарию [ 59 ]1 и здесь осужден на растерзание зверями. С горячей молитвой ожидал святой Василий мученического венца. Он был растерзан львицей. [ 60 ]

Некоторые из сродников и друзей святого страстотерпца тщательно собрали священные его останки, умастили их благовониями и, обвив пеленами, предали честному погребению. Впоследствии при гробнице святого мученика Василия был сооружен храм.

Благоверный князь ВАСИЛИЙ
(4 марта)

Святой благоверный князь-мученик Василий (или, как его называют в летописи, Василько) был старшим сыном великого князя Константина Всеволодовича Владимирского и внуком князя Всеволода Юрьевича “Большое Гнездо”.

“Бе же сей Василько лицом красен, очима светел и грозен взором, и паче меры храбор, сердцем же легок”, — говорит о нем летопись.

Он родился в 1209 году. Отец его был просвещеннейшим князем своего времени. Он собрал огромную греческую и славянскую библиотеку и специально заказывал переводы с греческого полезных книг.

Душа его выразилась в его предсмертном завещании детям: “Любезные дети, — писал он в этом завещании, — живите в любви между собой. Бога бойтесь всей душой, заповеди Его соблюдайте во всем. Живите, как я жил: нищих и убогих не презирайте, не уклоняйтесь от Церкви, чтите и иноческий чин, внимайте учению книжному, будьте в любви между собой, и Бог мира да будет с вами. Слушайтесь старших — они учат вас добру, вы еще молоды. Вижу, дети мои, что приблизился конец мой. Поручаю вас Богу, Пресвятой Богородице и брату моему Георгию, который вам будет вместо меня”.

Еще при жизни он дал своим сыновьям уделы: Васильку — Ростов, Всеволоду — Ярославль и Владимиру — Углич.

Великий князь Георгий Всеволодович свято исполнил предсмертную волю своего брата и всю жизнь заботился о его осиротелых детях. В 1224 году он был послан против татар на помощь южным князьям. Но весть о поражении русских на реке Калке позволила князю Васильке возвратиться обратно, так как татары не стали преследовать побежденных и ушли в степь.

В 1237 году князь Василий принимал участие в битве на реке Сити, где дядя его, великий князь Георгий, и брат Всеволод сложили головы, а сам он был взят в плен. Татары предложили ему перейти к ним на службу, но, получив от него решительный отказ, в 1238 году убили его, после жестоких мучений, в Шеринском лесу, в 25 верстах от города Кашина Тверской губернии.

Свидетельницей его мученической кончины была одна женщина, скрывавшаяся в лесу. Она и се муж известили епископа Ростовского Кирилла и вдову святого князя, княгиню Марию Михайловну [ 61 ].

Ростовцы с благоговением погребли тело своего князя. Он оставил двух сыновей: Бориса, князя Ростовского, прозванного “Печальником (то есть, заступником перед татарами) Земли Русской”, ради которой он почти всю свою жизнь прожил в Орде, и Глеба, князя Белоезерского, основателя Каменного монастыря на Кубинском озере.

Митрополит ВЕНИАМИН
(31 июня)

Священномученик митрополит Петроградский Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1873 году в с. Нименский Погост Каргопольского уезда Олонецкой губернии в семье священника.

В 1893 году он поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию, через два года пострижен в мантию и рукоположен во иеродиакона. В следующем году рукоположен во иеромонаха.

В 1897 году он окончил Петербургскую Духовную Академию со степенью Кандидата Богословия и назначен преподавателем Священного Писания в Рижской Духовной Семинарии. Через год переведен в должность инспектора Петербургской Семинарии, а в 1902 году стал ректором Петербургской Духовной Академии.

24 января 1910 года был хиротонисан во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. 7 июня 1917 года был избран Петроградским епархиальным архиереем с титулом “архиепископ Петроградский и Ладожский”, затем переименован в “архиепископа Петроградского и Гдовского”.

Более двадцати лет до этого владыка Вениамин учил и проповедовал в церкви на окраине Санкт-Петербурга. Петроградцы были глубоко привязаны к нему за его доброту, доступность и неизменно-сердечное и отзывчивое отношение к своей пастве, к нуждам ее членов. Уже будучи митрополитом, он охотно отправлялся по просьбам совершать требы в самые отдаленные и бедные закоулки Петрограда.

Рабочий, мастеровой люд часто приглашал его для совершения крещения, и он радостно приходил в бедные кварталы, спускался в подвалы, в простой рясе, без всяких внешних признаков своего высокого сана. Приемная его всегда была переполнена, главным образом, простыми людьми.

Проповеди его были просты, без всяких замысловатых ораторских приемов, без нарочитой торжественности. Но именно эта незамысловатость и огромная искренность проповедей митрополита делала их доступными для самых широких слоев населения, которое во множестве наполняло церковь, когда предполагалось служение митрополита.

Даже среди иноверцев и инородцев митрополит пользовался глубокой симпатией. В этой части населения он имел немало близких друзей, которые, несмотря на разницу верований, преклонялись перед чистотой и кротостью его светлой души и шли к нему в тяжелую минуту за советом и духовным утешением.

На Петроградскую кафедру он был избран подавляющим большинством голосов, вопреки воле Временного правительства и значительной части петроградского духовенства. В августе 1917 года возведен в сан митрополита. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Когда в 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей, якобы “для спасения голодающих Поволжья”, митрополит Вениамин принял участие в переговорах между Правлением Общества приходских советов в Петрограде и Петроградским Советом.

Зная характер митрополита, нетрудно было предугадать, как он отнесется к проблеме голодающих Поволжья. В этом вопросе для него не существовало колебаний. Самое главное — спасение гибнущих братьев. Если можно, хотя бы немногих, хотя бы единую душу живую исторгнуть из объятий голодной смерти. Все жертвы для этого оправданы.

Митрополит был большим любителем церковного благолепия. Для него, как и для простого верующего, священные предметы были окружены мистическим нимбом.

Но он отбрасывал эти настроения и чувствования, в его глазах совершенно незначительные в сравнении с задачей спасения людей. В этом отношении он шел дальше патриарха Тихона, и не видел никаких препятствий к сдаче даже священных сосудов.

Но, наряду с этим, ему, несомненно, претил насильственный, принудительный, из-под палки, под давлением страха и угроз характер помощи голодающим в форме изъятия церковных ценностей.

Он представил комиссии по изъятию церковных ценностей заявление, в котором указал, что Церковь готова пожертвовать для спасения голодающих всем своим достоянием, включая и Священные сосуды, но церковные представители должны участвовать в работе комиссии Помгола и знать судьбу этих ценностей.

Разумеется, большевикам не с руки было иметь в качестве союзника ненавистную им Церковь. Вскоре власти объявили, что церковные ценности будут изъяты в формальном порядке, как принадлежащие государству. 24 марта в петроградской газете “Правда” появилось письмо двенадцати священников, в том числе и печально известных В. Красницкого и А. Введенского, в котором они обвиняли церковное руководство Петрограда в контрреволюционности.

После такого провокационного шага будущих обновленцев, 29 мая 1922 года митрополит Вениамин был арестован. Естественно, по обвинению в “сопротивлении изъятию церковных ценностей”. Он был заключен в тюрьму на Шпалерной улице в Петрограде.

Кроме митрополита к делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей были привлечены еще восемьдесят шесть человек. На суде митрополит Вениамин выступил с речью, в которой, между прочим, содержались и такие слова:

“Я, конечно, отвергаю все предъявленные мне обвинения и еще раз торжественно заявляю (ведь, быть может, я говорю в последний раз в своей жизни), что политика мне совершенно чужда, я старался по мере сил быть только пастырем душ человеческих. И теперь, стоя перед судом, я спокойно дожидаюсь его приговора, каков бы он ни был, хорошо помня слова апостола:

“Только бы не пострадал кто из вас, как убийца или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь” (1 Пет. 4,15-16).

5 июля митрополит осужден Петроградским губернским Ревтрибуналом по статьям 62 и 119 за организацию преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с Советской властью. Приговорен к расстрелу с конфискацией имущества.

В ночь под 13 августа — расстрелян на ст. Пороховые Ириновской железной дороги вместе с архимандритом Сергием (Шейным) и святыми мучениками Иоанном Ковшаровым и Юрием Новицким.

За несколько дней до расстрела святой митрополит Вениамин писал в письме одному из петроградских благочинных:

“Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступать этот Рубикон и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, он и других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец... Я радостен и покоен, как всегда. Христос — наша Жизнь, Свет и Покой. С Ним всегда и везде хорошо”.

Митрополит Вениамин прославлен и причтен к лику святых и на родине, и за рубежом. Дни памяти его: 31 июля/13 августа — день мученической кончины, и первое воскресенье после 25 января/7 февраля — Собор Новомучеников и Исповедников Российских.

Мученик ВИКТОР
(11 ноября)

В царствование Римского императора Антонина [ 62 ], под начальством воеводы Севастиана служил один воин, родом из Италии, по имени Виктор.

Этот Виктор веровал во Христа и открыто перед всеми исповедовал свою веру. Когда вскоре было воздвигнуто гонение на христиан, воевода призвал Виктора к себе и сказал ему:

— К нам пришел царский указ, повелевающий принуждать вас, христиан, к жертвоприношению нашим богам, а не повинующихся предавать тяжким мучениям. Посему и ты, Виктор, принеси жертву богам, дабы не подвергнуться мучениям и не погубить своей души.

Святой Виктор отвечал воеводе:

— Я не послушаю безбожного повеления смертного царя и не исполню его воли, ибо я раб бессмертного Царя, Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, Царство Которого бесконечно, и исполняющие волю Которого будут жить вечной жизнью, а вашего смертного царя и царство временно, и исполняющие его нечестивую волю погибнут во веки.

На это воевода сказал Виктору:

— Ты воин нашего царя, исполни его повеление и принеси жертву.

— Нет, — ответил Виктор, — я теперь уже воин не вашего земного царя, но Небесного. Если же я и был временно воином под властью вашего царя, то я все-таки не переставал служить моему Царю, и теперь не оставлю Его и вашим идолам не принесу жертвы. Делай со мной, что пожелаешь. Мое тело в твоих руках, и ты имеешь над ним власть, над душой же моей имеет власть только Бог мой.

Тогда воевода стал уговаривать Виктора:

— Ты сам, — говорил он, — устраиваешь себе бедствие, не исполняя царского повеления. Советую тебе принести жертву богам, дабы избавиться от мучений, которые ожидают тебя.

— Я этого и желаю, — отвечал с твердостью святой Виктор, — чтобы претерпеть мучения за моего Господа и сильно радуюсь, что сподоблюсь страдать за имя Его.

Тогда воевода приказал сломать ему пальцы и вывернуть их из суставов. Потом мучитель повелел разжечь печь и бросить в нее святого Виктора. В этой печи мученик пробыл три дня, но остался живым и невредимым. А мучитель, не ожидая, что святой Виктор останется живым, повелел на третий день отворить печь, взять из нее прах мученика и высыпать его в реку. Но когда отворили печь, святой вышел оттуда, прославляя Бога за то, что огонь не коснулся его и не повредил ему.

Видя свою неудачу, воевода призвал одного чародея и приказал ему умертвить святого Виктора отравой. Чародей сварил мясо со смертоносным ядом и дал есть святому.

Святой сказал:

— Хотя мне и не подобает брать от вас нечистое мясо и есть, однако я съем его, дабы вы уразумели, что ваш смертоносный яд ничего не может сделать против силы Жизнодавца Господа моего.

Помолившись, мученик съел отравленное мясо и нисколько не пострадал.

Чародей, видя, что святой остался невредимым от съеденной отравы, приготовил другое мясо с сильнейшим ядом и сказал святому:

— Если ты съешь это мясо и останешься жив, то я оставлю свое волшебство и чародейство и уверую в твоего Бога.

Святой Виктор и это мясо, отравленное сильнейшим ядом, съел, но остался невредимым. Тогда чародей громким голосом воскликнул:

— Ты победил силу моего волшебства, Виктор, и мою душу, уже давно погибшую, избавил от ада, ибо я уверовал в проповедуемого тобой Господа Иисуса Христа.

После этого чародей пошел в свой дом, собрал все свои волшебные книги и талисманы, сжег их и сделался истинным христианином.

Воевода, видя, что ничто не может повредить святому, пришел в сильную ярость и приказал вытягивать из тела мученика жилы. После этого повелел бросить мученика в кипящее масло.

А святой в это время говорил:

— Мне так же приятно это кипящее масло, как жаждущему холодная вода.

Такая твердость святого Виктора привела мучителя в еще большую ярость, и он повелел повесить святого на дереве и палить его тело свечами. А чтобы еще больше увеличить тяжесть мучений, смешали пепел с уксусом и вливали эту смесь в уста мученика.

— Уксус этот и смертоносный яд ваш для меня все равно, что мед и медовые соты, — говорил страдалец.

Тогда мучитель в ярости велел выколоть мученику глаза. Затем, повесив святого вниз головой, воины ушли и оставили его висеть в таком положении в течение трех дней. На четвертый день, думая, что мученик уже умер, воины пришли посмотреть на него, но, найдя его живым, пришли в ужас и ослепли, и каждый из них начал искать себе проводника.

Святой мученик смилостивился над ними, усердно помолился Богу и сказал им:

— Во имя Господа моего Иисуса Христа прозрите! И они тотчас прозрели, и, придя к воеводе, рассказали ему обо всем происшедшем.

Но воевода еще сильнее разгневался и повелел воинам содрать кожу со святого Виктора. Когда это нечестивое повеление приводили в исполнение, то одна женщина, по имени Стефанида, пришедшая посмотреть на мучения святого, христианка по вере, супруга одного из воинов, увидела два прекрасных венца, спускающихся с неба. Один из этих венцов спускался на голову святого мученика Виктора, а другой — на ее голову.

Увидя это, Стефанида во всеуслышание прославила мученика Виктора. Воевода призвал ее и после непродолжительных расспросов удостоверился, что она тоже христианка.

Тогда мучитель повелел наклонить к земле вершины двух находившихся там финиковых пальм и привязать к ним святую, чтобы разорвать ее. Одну ее ногу привязали к вершине одной пальмы, другую — к другой и отпустили их. Пальмы, поднявшись, разорвали мученицу надвое.

После этого и святому Виктору воевода повелел отсечь голову мечом. Услышав об этом повелении, святой Виктор возблагодарил Бога. Перед самым усечением он предсказал о смерти своих мучителей в таких словах:

— Через двенадцать дней вы умрете, а воевода ваш через двадцать четыре дня будет взят в плен неприятелем.

Предсказав это, святой помолился и преклонил свою голову под меч. По усечении главы святого Виктора, из тела его вытекло молоко с кровью, и многие из неверующих, видя такое чудо, уверовали во Христа. Еще больше людей уверовали, когда увидели исполнение пророчества мученика: как он и предсказывал, его мучители погибли внезапно, а воевода был взят в плен неприятелем.

Святой Виктор пострадал 11 ноября в городе Дамаске.

Преподобный ВИТАЛИЙ
(22 апреля)

В один из дней, когда александрийский патриарший престол занимал патриарх Иоанн Милостивый [ 63 ], из монастыря преподобного Сирида в Александрию пришел инок по имени Виталий. Этот почтенный старец шестидесяти лет от роду избрал себе такой подвиг или род жизни, который для людей, видящих в человеке только внешнее, казался нечистым и греховным.

Желая тайно обращать к покаянию грешников и людей нечестивых, он сам в расхожем мнении людей казался грешником и нечестивцем.

Он составил себе список всех блудниц, живших в Александрии и о каждой из них особо усердно молился Богу, чтобы Он отклонил их от их греховной жизни. Каждый день старец с раннего утра нанимался на работу и за свой от рассвета до заката рабочий день получал двенадцать медных монет.

На одну монету он покупал себе бобов и после заката съедал их. Это после целодневного труда, во время которого он строго постился! Затем, придя в публичный дом, остальные деньги отдавал какой-либо блуднице, говоря:

— Умоляю тебя, за эти деньги всю эту ночь соблюсти себя в чистоте, не совершая ни с кем греха.

После этого он затворялся с ней в ее комнате. Она спала на своей постели, а старец, став в углу, всю ночь пребывал в молитве за нее, без сна, тихо читая псалмы Давида. Наутро, уходя от нее, он умолял ее никому не рассказывать о том, что произошло.

Так поступал он долгое время, во все дни трудясь в посте, а ночью посещая блудниц и пребывая у них без сна в молитвах. Каждую ночь он ходил к другой, пока, обойдя всех, снова не начинал с первой.

Некоторые из блудниц, пристыженные таким подвигом Виталия, сами вставали на молитву вместе с ним. Святой убеждал таких покаяться, описывая им Страшный Суд и судьбы в вечной жизни праведников и грешников. Он утешал и воодушевлял их бесконечным милосердием Божиим и надеждой на прощение.

И многие из них оставляли свою прежнюю греховную жизнь и выходили замуж, вступали в законный брак. Некоторые же, желая совершенной чистоты, поступали в женские монастыри и там, в посте и молитве, в слезах и трудах проводили свою жизнь.

Другие в миру проживали без мужа в чистоте, питаясь плодами трудов рук своих.

Иногда кое-кто из блудниц не выдерживал просьбы преподобного о молчании относительно его миссии в публичном доме, и тогда открывалась его непорочная жизнь, но, по молитвам святого, такие обычно наказывались одержимостью, видя которую, другие женщины приходили в страх и не дерзали что-либо открывать людям о святости жизни преподобного Виталия.

Народ же весьма своеобразно толковал наказание болтливых женщин:

— Видишь, — говорили они им, — как воздает тебе Бог за то, что ты сначала говорила, что этот монах входит к вам не для блуда: вот, ясно открывается, что он блудник.

И многие соблазнялись о нем, и укоряли его:

— Ступай, окаянный, тебя ожидают блудницы, — и часто плевали ему в лицо.

Святой же, претерпевая поношение с кротостью, радовался, слыша брань и обличения от людей, духом утешаясь тому, что люди считают его грешником. Иногда он даже говорил таким людям:

— Разве я не имею тела, как и все люди? Разве Бог монахов создал бесплотными? Поистине и монахи такие же люди. Некоторые советовали ему:

— Отец, возьми себе одну из блудниц в жены и сними монашескую рясу, чтобы не хулилось через тебя монашество. Он же, как бы сердясь, отвечал им:

— Не желаю вас слушать. Что хорошего мне взять себе жену и заботиться о ней, о детях, о доме и все дни проводить в заботах и трудах? Зачем вы осуждаете меня? Ведь вам придется отвечать за меня пред Богом. Заботьтесь каждый о себе, а меня оставьте. Есть один Судия всех. Бог, Который и воздаст каждому по делам его.

Так преподобный Виталий утаивал свою истинную жизнь и свою добродетель от людей.

Некоторые из клириков оклеветали его перед патриархом Александрийским Иоанном Милостивым, говоря, что один старец соблазняет весь город, каждую ночь посещая дома блудниц. Но святейший патриарх не поверил клеветникам, так как у него уже был опыт, когда они ввели его в заблуждение и оклеветали одного невинного целомудренного и святого инока, оказавшегося евнухом [ 64 ], и он, поверив им, предал праведного побоям. Помня тот случай, патриарх сказал им:

— Перестаньте осуждать, а особенно не осуждайте иноков. Разве вы не знаете, что произошло на Первом Вселенском Соборе [ 65 ], когда блаженной памяти императору Константину Великому [ 66 ] некоторые из епископов и клириков отдали написанные друг на друга доносы о грехах? Император повелел принести зажженную свечу, сжег их писания, даже не прочитав их, и при этом сказал: “Если бы я своими собственными глазами увидел епископа или инока, совершающих грех, то покрыл бы такового своей одеждой, дабы никто не увидал его согрешающим”.

Преподобный же Виталий тем временем продолжал заботиться о спасении грешных душ, и никто не знал о его глубокой добродетельной жизни до самой его кончины.

Однажды, когда преподобный на рассвете выходил из дома блудниц, его встретил один юноша-блудник, который как раз шел к блудницам. Увидев Виталия, юноша сильно ударил его по щеке и сказал:

— Окаянный и нечестивый, доколе ты не покаешься и не отстанешь от своей нечистой жизни, чтобы еще более не было поругано тобою имя Христово?

Святой ответил:

— Поверь мне, человек, что за меня, смиренного, получишь и ты удар по щеке, такой, что сбежится вся Александрия на твой крик.

Спустя некоторое время преподобный Виталий заключился в своей малой и тесной келии, которую он построил около ворот, называемых “Солнечными”, и там с миром отошел ко Господу. Никто в городе не знал об этом.

А к юноше, ударившему преподобного старца, явился бес в виде страшного черного эфиопа и, сильно ударив его по щеке, сказал:

— Прими удар, который прислал тебе монах Виталий. И в этот момент юношу охватило беснование. Упав на землю, он валялся по ней в исступлении, так что изо рта его шла пена. При этом, он рвал на себе одежду и кричал так громко, что жители всей Александрии сбежались посмотреть на происходящее. По прошествии нескольких часов, немного придя в себя, юноша поспешил к келии Виталия. Народ — за ним. По дороге юноша не переставал взывать:

— Помилуй меня, раб Божий, что я согрешил против тебя, сильно оскорбив тебя ударом по щеке. Теперь я, по твоему предсказанию, получил достойное возмездие.

Когда юноша приблизился к келии старца, бес опять свалил его на землю. Придя в себя, он начал рассказывать народу, как он ударил по щеке старца и как тот предсказал ему, что он получит возмездие за это. Затем постучали в дверь келии старца, но не получили никакого ответа. Когда же сломали дверь, то увидали его стоящим посреди келии на коленях, как бы молящимся, хотя душа его уже отошла ко Господу. В руке своей он держал хартию, на которой было написано:

“Мужи александрийские! Не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия”.

В эти минуты сюда пришла одна бесноватая женщина, которая ранее пыталась рассказать людям о святой жизни Виталия, о чем говорилось выше. Она пришла, извещенная о кончине преподобного ангелом, прикоснулась к честным его останкам и тотчас получила исцеление. Точно так же начали получать исцеления многие слепые и хромые. Достаточно было прикоснуться к телу святого.

Услышав о преставлении преподобного, все те женщины, которых он своими увещаниями обратил к раскаянию в своих грехах, с зажженными свечами и лампадами стеклись к его гробу, плача и скорбя о своем отце и учителе.

При этом они вслух рассказывали о добродетели старца, который не прикоснулся ни к одной из них даже своей рукой, который приходил к ним не за греховными утехами, а чтобы спасти их.

Народ, услышав их рассказ, разгневался на них и говорил:

— Зачем же вы скрывали от нас святость жизни сего честного старца, ибо мы, находясь в неведении, много грешили против него, осуждая и укоряя его?

Женщины отвечали на укоры народа так:

— Мы боялись, потому что сей старец с великими клятвами запрещал нам кому-либо рассказывать об его жизни, и лишь только одна из наших подруг начала рассказывать его тайну людям, то пришла в бешенство. Посему каждая из нас, боясь такого наказания, молчала.

Народ весьма дивился рабу Божию, так смиренно утаившему святость своей жизни от людей. Они укоряли друг друга, стыдясь того, что осуждали такого угодника и причиняли ему обиды и оскорбления.

Когда обо всем происшедшем дошла весть до патриарха Иоанна Милостивого, он со всем своим клиром пришел к келии старца и, увидав вышеупомянутое письмо, в котором старец увещевал не осуждать его, а также совершающиеся чудеса, сказал тем клирикам, которые доносили ему клеветы на преподобного:

— Видите, если бы я поверил вашим словам и оскорбил бы невинного святого старца, то и я получил бы удары по лицу, подобно тому, как получил их оклеветавший его юноша. Но я, смиренный, благодарю Бога за то, что не послушал ваших доносов и тем избег греха и отмщения.

Клеветники были посрамлены и пристыжены. После этого патриарх, взяв честные останки преподобного Виталия, пронес их через весь город и в присутствии всех покаявшихся во грехах женщин, плакавших и рыдавших, с честью предал их погребению.

Тот же юноша, который оскорбил святого Виталия, впоследствии отрекся от мира и сделался монахом. И многие из жителей Александрии, наученные добродетельной жизнью Виталия и его завещанием, положили себе за правило никогда никого не осуждать.

Митрополит ВЛАДИМИР
(25 января / 7 февраля)

Священномученик митрополит Киевский Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился 1 января 1848 года в с. Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника.

Окончил Тамбовскую Духовную Семинарию, затем, в 1874 году, — Киевскую Духовную Академию со степенью Кандидата Богословия. В Тамбовской Семинарии преподавал Священное Писание, литургику, пастырское богословие, немецкий язык. В январе 1882 года рукоположен во священника к Покровской соборной церкви в г. Козлове Тамбовской губернии, в следующем году стал настоятелем Троицкого храма в этом же городе и благочинным городских церквей.

После смерти жены и малолетнего ребенка, в 1886 году пострижен в мантию и сразу же возведен в архимандрита. Назначен настоятелем Троицкого монастыря в Козловском уезде. Вскоре переведен на место настоятеля Новгородского Антониева монастыря.

В июне 1888 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Короткое время занимал Самарскую кафедру. С октября 1892 года — архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии.

С 21 февраля 1898 года — митрополит Московский и Коломенский, с ноября 1912 года — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В 1915 году удостоен степени Доктора Богословия.

На личной аудиенции у императора Николая П изложил свое мнение о пагубном влиянии Г. Распутина.

За открытое неприятие деятельности Распутина 23 ноября 1915 года был удален на кафедру митрополита Киевского и Галицкого.

Первенствующий Член Священного Синода. Член Предсоборного Совета. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Почетный Председатель Собора до 21 ноября — дня на столования (интронизации) патриарха Тихона. Возглавлял чин интронизации святейшего патриарха Тихона.

25 января/7 февраля — мученически скончался. Зверски убит в Киеве. Погребен в Киево-Печерской Лавре.

...Уже первые послереволюционные месяцы были отмечены на Украине церковными нестроениями. Состоявшийся в 1917 году в Киеве епархиальный съезд клира и мирян призвал к созданию “независимой” Украинской Церкви.

Выступая против неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.

В адрес святителя Владимира раздавались оскорбления и угрозы. Оппозиционные настроения овладели частью украинских клириков и даже лаврской братии. С установлением власти большевиков в Киеве стали совершаться невиданные дотоле грабежи и насилия, сопровождавшиеся осквернением монастырей и храмов, святынь Киево-Печерской Лавры.

25 января/7 февраля 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели его за стены Лавры. Он был в рясе, с панагией на груди и в белом клобуке. Его келейник Филипп передавал, что митрополит был спокоен — словно шел на служение литургии.

Святитель попросил дать ему время помолиться, воздел руки верх и сказал: “Господи! Приими дух мой с миром”. Потом благословил своих убийц и еще не успел опустить руки, как послышались выстрелы. На теле священномученика было обнаружено, помимо этого, множество колотых ран.

Тело мученически скончавшегося святого митрополита оставалось на месте убийства до утра следующего дня. Утром лаврский архимандрит отправился к месту убиения и отслужил там краткую литию. Тело святого митрополита Владимира было перенесено в Михайловскую церковь. В тот же день и в последующие дни служились заупокойные литургии и панихиды в храмах Киево-Печерской Лавры и г. Киева.

Митрополит Владимир был погребен в Крестовоздвиженской церкви Ближних пещер — месте упокоения Киевских митрополитов. На месте убиения святого Владимира тайными почитателями его был поставлен крест и по временам служились панихиды.

Благоверный князь ВЛАДИМИР
(4 октября)

Святой благоверный князь Владимир Новгородский был старшим сыном великого князя Ярослава Мудрого и его супруги Ирины, в девичестве — принцессы Индигерды Шведской, а в иночестве — Анны, и родился в 1020 году.

Он отличался отвагой и мужеством в воинских делах, принимал участие во многих походах, но, вместе с тем, был и равноапостольным поборником истинного благочестия. В 1045 году он основал в Новгороде церковь во имя святой Софии, Премудрости Божией, ставшей соборным храмом и средоточием духовной жизни Новгорода. Новгородцы говорили:

— Новгород там, где святая София. Умрем, прольем кровь за святую Софию!

Храм был закончен в 1052 году, и в том же году скончался его основатель. Владимир был положен в нем рядом со своей матерью, скончавшейся в 1050 году. В 1439 году они были причислены к лику святых после явления, бывшего святителю Евфимию II, архиепископу Новгородскому. До недавних времен нетленные мощи благоверного князя Владимира я его матери почивали в открытой раке.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[ 54 ] Уалерий — бодрый, лат.

[ 55 ] Мелитнна — город в Армении, ныне Малатия.

[ 56 ] Диоклетиан — Кай-Аврелий-Валерий, римский император. Родился в Далмации, был простым солдатом, затем выдвинулся и был избран императором в 284 году. В первые годы правления проявил себя справедливым и добрым, но под влиянием одного из своих соправителей, Галерия, возобновил жестокое гонение на христиан, издав 4 эдикта, запрещавшие христианам богослужения, иметь храмы, приказывавшие сжигать святые христианские книги и заставлявшие христиан приносить жертву богам под угрозой лишения должности и жизни. Умер в 313 году.

[ 57 ] Анкира, главный город малоазийской провинции — Галатии (ныне — Ангора).

[ 58 ] Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 год.

[ 59 ] Здесь разумеется Кесария Каппадокийская.

[ 60 ] Святой мученик Василий скончался около 362 года.

[ 61 ] Дочь святого мученика князя Михаила черниговского.

[ 62 ] Антонин — Римский император, более известный под именем Марка Аврелия Философа, царствовал со 161 по 180 годы.

[ 63 ] Святой Иоанн II Милостивый патриаршествовал с 609 по 620 годы. Память его совершается 12 ноября.

[ 64 ] То есть, скопцом.

[ 65 ] Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в г. Никее по поводу лжеучения пресвитера Ария, нечестиво признававшего Сына Божия творением Бога Отца.

[ 66 ] Император Константин Великий царствовал с 324 по 337 годы.