Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

 

Святительство
в Великом Новгороде
 

В ТРЕТЬЮ неделю Великого Поста, 4 марта 1526 года, была совершена хиротония владыки Макария в архиепископа Великого Новгорода и Пскова, на старейшую архиерейскую кафедру Московской Митрополии. Когда святитель Макарий отправлялся к месту своего архипастырского служения, то великий князь Василий III вручил ему «казну» Новгородских святителей, взятую Иоанном III в 1478 году.

       Новгородские владыки конца XV — начала XVI века были сведены с престола, кроме того, к 1526 году Новгородская кафедра вдовствовала около 17 лет. Поэтому можно говорить о расстройстве церковных дел в Великом Новгороде, известном своими богатейшими традициями. Однако в лице нового иерарха новгородская паства удостоилась лицезреть мудрого архипастыря, талантливого организатора и устроителя.

       Источники свидетельствуют, что одним из первых начинаний деятельного Владыки в Великом Новгороде явилось его миссионерское служение. Летопись сообщает о том, как в Москву прибыли «поморцы и лоплене с моря окияна ис Кандолжьской губе, усть Невы рекы, из дикой Лопи... и просили антиминса и священников церковь свящати и просветити их Святым Крещением» 5. Поскольку в Новгороде к тому времени был уже архиепископ, то великий князь направил прибывших просителей к новому Владыке. Их желание приобщиться к Православию было исполнено Святителем. Он направил священников, которые «многих лоплян крестища во имя Отца и Сына и в нашу Православную веру христианскую» 6. Через пять лет архиепископ Макарий еще посылал по просьбе лоплян духовенство с миссионерскими целями на север.

       Изучив таким образом духовное состояние на северных окраинах своей епархии, новгородский владыка принимает более активные меры по распространению христианства. 25 марта 1534 года, в праздник Благовещения, он пишет грамоту в Вотскую пятину, в которой «благой вестью» звучит мысль о необходимости уничтожения языческих традиций и насаждения Православия. Он служит водосвятный молебен в Софийском соборе, повелевая кропить святой водой языческие требища. Эту миссию Святитель возложил на священника церкви Рождества Илью, который, исполняя благословение, прошел тысячи километров. Его имя упоминается в житии преподобного Трифона Печенгского. Илья совершил святое крещение тех, кого Преподобный приготовил к принятию христианства, а также освятил там Троицкий храм. Летопись отмечает, что приход священника Илии предчувствовали дети. Успешность проповеди объясняется в летописи «священныя ради воды кропления, за молитв пресвященнаго архиепископа Макария» 7. Христианское просвещение лопи и ижорцев носило мирный характер и было затем продолжено преемником владыки Макария по Новгородской кафедре архиепископом Феодосием.

       Другим важным начинанием святителя Макария явилась монастырская реформа, т. е. введение общежительного устава. Перед этим он обращается к великому князю с посланием, прося государя о поддержке и призывая его показать ревность о новгородских обителях. Затем Святитель созывает игуменов монастырей и говорит им о необходимости введения общежительного устава. В основном, все игумены откликнулись на призыв своего Владыки. По замечанию летописца, после этого в обителях стало расти число иноков. Общежительный устав вызвал появление монастырских должностей, таких как келари и т. д. После этого в монастырях заметно активизировалась строительная деятельность, стали возводить трапезные. Было прекращено совместное проживание монахов и монахинь, для женских обителей было назначено белое духовенство для совершения богослужения. Сохранилась грамота архиепископа Макария, данная игумену новгородского Духовского монастыря Тихону. В грамоте предписывается неукоснительное совершение богослужения в обители, поминовение вкладчиков, братия должна иметь игумена Тихона своим духовником, являя послушание ему. По мнению Н. Лебедева, «возможно, что такие же грамоты посланы были и в другие монастыри» 8.

       Долгое отсутствие архипастыря в Новгороде сказалось на главной святыне города: Софийский собор пообветшал. Летопись под 1528 годом сообщает о капитальных работах в нем, предпринятых святителем Макарием. Были изготовлены новые царские врата «с мудрыми подзоры», новая катапетасма «от различных тафт». Над царскими вратами был устроен хрустальный крест, увеличилось число икон в иконостасе. Архиепископ Макарий «самую чюдную икону святу Софию выше воздвиг, и цареградцкие иконы Всемилостивый Спас Господь наш Исус Христос» 9. Летописец дважды подчеркивает, что все иконы Святитель «повеле по чину поставити».

       Увеличение числа икон в Софийском иконостасе носило не только количественный характер, но имело прежде всего богословскую особенность, так как был добавлен праотеческий ряд икон. Появившийся в московской Руси высокий иконостас получил таким образом в Великом Новгороде свое последующее развитие. Летописное сообщение о благоукрашении Софийского интерьера очень пространно и обстоятельно. Это первое историческое известие, где так подробно описан иконостас. Летописец вкладывает в уста благочестивых новгородцев, посетителей соборного храма, слова из псалма пророка Давида: «Господи, освяти любящая благолепие дому Твоего» 10. Как отмечает один исследователь, «раскрытие классической формы иконостаса, завершившееся в начале XVI века, происходило на Руси, главным образом, в эпоху наибольшего расцвета ее святости, иконописания и литургического творчества» 11.

       Несколько лет спустя для Софийского собора был изготовлен «амбон велми чюден и всякие лепоты исполнен». Последнее сообщение об интерьерных работах в Софийском соборе относится к 1537 году. В этом году иконостасные образы были обложены по благословению Святителя серебром, были изготовлены позолоченные подсвечники «велми лепо и чюдно видети».

       Наряду с интерьером соборного храма новгородская святыня украшается и снаружи. Ко времени прибытия в Великий Новгород святителя Макария над входом в Софийский собор было обветшавшее изображение Христа Вседержителя. Вместо него Владыка повелел написать «Живоначальную Троицу, а доле святую Софию Премудрость Божию, нерукотворенныи образ Господа нашего Исус Христа, и два архангила по сторонам, на поклонение всем православным християном» 12. С этого времени символ и святыня Великого Новгорода становится открытым для поклонения новгородцев.

       К усилиям Святителя по украшению Софийского собора следует отнести и отливку большого колокола, о звучании которого в летописи говорится «яко страшной трубе гласящи». Его отливка была посвящена рождению сына князя Василия III, будущего царя — Иоанна Грозного. Если с именем князя Иоанна III, покорителя Новгорода, связывалось удаление вечевого колокола, то с именем его внука (тоже Иоанна Васильевича) связывалась предпринятая по инициативе святителя Макария отливка богослужебного колокола, созывавшего новгородцев на богослужение в кафедральный собор.

       При святителе Макарии были перенесены в притвор Васильевские врата Софийского собора, хотя письменные источники о том и молчат. При этом на пластинах створок были добавлены некоторые иконографические сюжеты Евангельской истории. Эти изображения, по мнению М. В. Щепкиной, примыкают к миниатюрам макарьевских лицевых рукописей 13. Таким образом, время святительства архиепископа Макария характеризуется возобновлением благолепия новгородской святыни — кафедрального Софийского собора.

       Одновременно идет интенсивное обновление и других обветшавших храмов, а также строительство новых. Как пишет один исследователь, «в продолжение 10 лет (1526-1536) в одном Новгороде было построено 27 церквей (18 каменных и 9 деревянных), из них 10 освящал сам архиепископ» 14. Имеются в литературе и другие, более полные сведения — «свыше 34-х» храмов 15.

       Самым первым храмом, который освящал святитель Макарий, является церковь апостола Филиппа на Нутной улице на Торговой стороне. Храм был воздвигнут на одном основании с церковью святителя Николая и представляет собой особый тип сдвоенного храма 16. Поводом для обновления храмов в Великом Новгороде иногда являлся ущерб от случавшихся пожаров. А в случае всенародных бедствий возводились обетные храмы. Летопись называет имена лиц, строивших храмы в Новгороде. Это «московские гости» Дмитрий Сырков, Богдан Семенович Корюков, Василий Тараканов.

       Одновременно строятся храмы в новгородских обителях. Наиболее интересным монастырским храмом, построенным в то время, является церковь святителя Григория, просветителя Армении, в Спасо-Хутынском монастыре, освященная в 1535 году. Этот не сохранившийся до наших дней храм являлся памятником русской шатровой архитектуры XVI века. Его строил тверской мастер Ермола. «Вероятнее всего, — считает историк архитектуры Н. Н. Воронин, — что Макарий был непосредственным заказчиком данной постройки и руководителем ее зодчих» 17.

       В большинстве случаев освящение новгородских храмов приходится на осенние месяцы, преимущественно на октябрь, а закладка — на летние месяцы. Некоторые храмы торжественно освящает сам Святитель, другие же освящаются по его благословению. Для храмов отливаются также колокола. Самый известный колокольный мастер в то время в новгородской епархии — священник псковской церкви Похвалы Пресвятой Богородицы Михаил Андреев и его братья Онуфрий с Максимом, а также другие члены этой даровитой семьи 18.

       В новгородской владычной мастерской изготавливаются также предметы церковной утвари для храмов. По справедливому замечанию исследователей, «владычная мастерская серебряного дела достигла при архиепископе Макарии определенного расцвета. Софийские и посадские мастера в большом количестве изготовляли самые различные изделия, крупные и мелкие» 19. Об этом также говорит советский историк А. А. Зимин: «Трудно сказать, в какой степени процветанию Новгорода в это время способствовала деятельность Макария, а в какой общий экономический подъем страны. Но, во всяком случае, факт остается непреложным: во второй половине 20-х — начале 30-х годов новгородские летописи почти не сообщают о каких-либо стихийных бедствиях ни в городе, ни в пятинах, зато много пишут о городском строительстве» 20. В последнее время выявлены источники поступления различных металлов, необходимых при строительстве храмов и производстве церковной утвари. Они поступали в обмен на поставку воска в Ревель, нынешний Таллинн.

       Почти 16-летнее пребывание святителя Макария в Великом Новгороде было наполнено многогранной деятельностью, архипастырским попечением. По поводу различных событий, а также бедствий он устраивает крестные ходы, совершает богослужения. Во время одного такого богослужения владыки Макария в Спасо-Хутынском монастыре исцелился внук племянника Новгородского архиепископа Геннадия (+ 1505; память 4 декабря).

       При архиепископе Макарии в Великий Новгород дважды приносились чудотворные иконы для молитвенного поклонения. Летопись сообщает под 1530 годом о принесении для поклонения образа Богоматери Умиление «ис Пустой Ржовы» 21. В другой раз в Новгород приносили из-под Каргополя образ святителя Николая и мучениц Варвары и Параскевы. Приходящие к сей чудотворной иконе в Софийский собор новгородцы получали исцеления. На месте явления чудотворного образа по благословению Святителя был построен храм, куда возвратили этот образ, а для Новгорода была сделана копия с него. Для поклонения в Великий Новгород приносились также резные изображения святителя Николая и мученицы Параскевы. Первоначально во Пскове, где «такие иконы на рези не бывали», они вызвали недоумение, но Святитель, бывший ранее в Лужецком монастыре и знавший резной Можайский образ святителя Николая, благословил поклонение им.

       Говоря о различных начинаниях святителя Макария, летопись отмечает, что он постоянно обращал к новгородцам свое учительное архипастырское слово, что свидетельствует о живой проповеди на Руси в то время.

       Святитель Макарий прилагал много усилий для блага Великого Новгорода. «Хотя украсити» свой град, он пошел навстречу одному умельцу-псковитянину, который обещал построить водяную мельницу на реке Волхов. К сожалению, это творение оказалось недолговечным. Как патриот владыка совершает молебны во время внутренних нестроений и внешней опасности для Руси.

       Оказание милости падшим и содействие этому было неотъемлемым служением русской иерархии. К архиепископу Макарию нередко обращались за помощью лица, впавшие в царскую немилость, то есть опальные. По сообщению летописи, «много печалования» выразил государю Святитель, когда был в Москве в 1535 году. Некоторые опальные обращались к владыке Макарию с просьбами в письменной форме, то есть писали послания. Сохранилось три таких послания, причем одно было прислано даже из-за рубежа, где проситель оказался из-за гнева своего господина. Эти грамоты в последующее время могли использоваться в качестве образцов при написании подобных посланий. Грамоты, адресованные святителю Макарию, по стилю и содержанию приближаются к творению знаменитого Даниила Заточника, автора XIII века. Три сохранившиеся просительные грамоты, обращенные к одному лицу, Новгородскому архиепископу Макарию, — это немало; они свидетельствуют о деятельном и успешном его печаловании пред властями за тех, кто попал в беду, кого постигла опала.

       Святитель Макарий бывал с крестными ходами в пригородных новгородских монастырях, но, кроме того, он совершал поездки и по епархии. Через полгода после своего прибытия на кафедру он едет в Тихвинский монастырь на праздник Рождества Христова, куда прибыл на богомолье великий князь Василий III. Если Новгородская кафедра до святителя Макария вдовствовала около 17 лет, то перерыв между последним архиерейским посещением Пскова и первым визитом туда владыки Макария еще более значителен — 22 года. За это время произошло включение Пскова в административно-государственную структуру Московской Руси в 1510 году. Вскоре после своего прибытия в Великий Новгород архиепископ Макарий ездил во Псков, простирая свое архипастырское попечение о врученной Богом пастве этого славного града. При встрече был торжественно совершен Чин, внегда хощет святитель внити в некоторый град, а затем было совершено богослужение в Троицком Соборе. В 1535 году во Пскове был построен владычный дом. Через год состоялся новый приезд Владыки во Псков.

       А годом ранее он ездил в Москву, отбыв в самый праздник Рождества Христова. Срочность святительской поездки была вызвана «земскими делами», смысл которых летопись не раскрывает. В Москве в то время были и другие архиереи. Некоторые подробности о поездке мы узнаем из Жития преподобного Иосифа Волоцкого. Во время поездки в состав владычной свиты входил иеромонах домовой владычной церкви Исаия, который отличался недоброжелательностью к преподобному Иосифу Волоцкому. В дороге он заболел, а в Москве ему было видение Богоматери с Преподобным. Об этом было сообщено архиепископу Макарию. По его благословению заболевший иеромонах был направлен в Волоколамскую обитель, где он вскоре в раскаянии скончался. В 1539 году в Москве архиепископ Макарий участвует в избрании нового предстоятеля Русской Церкви — митрополита Иоасафа (1539-1542; + 1555; память 27 июля).

       Поездки святителя Макария приходились обычно на зимнее время, они носили служебный характер. Но не всегда Святитель ездил в Москву. Так, в 1536 году он не был на поставлении Смоленского епископа Саввы, о чем известил митрополита Даниила, выразив грамотою свое согласие на его поставление. Летописец, описывая кончину Василия III, отмечает присутствие при его погребении митрополита и двух епископов, «а иные же владыки быша тогда во своих областях, поневоле не поспеша» 22.

       В 1528 году по благословению архиепископа Макария была написана «Великая книга келейного правила и путного» 23, которая сохранилась до наших дней в двух разновременных переплетах. Ее содержание охватывает полный круг Богослужения. Она, несомненно, бралась святителем в дорогу, являясь и поныне свидетелем его усиленных молитв во время «путного шествия».

       Характерная черта древнерусского человека — его любовь к Церкви, к храмам, монастырям. Любовью русского человека созидалась церковная красота. Русские люди жертвовали Церкви книги, церковную утварь, недвижимое имущество, давая «в вечный поминок на память своей души по своих родителей». Давал вклады и святитель Макарий. Первые известные его вклады датируются новгородским периодом. В 1532 году он послал 50 рублей в Лужецкую обитель при ее настоятеле архимандрите Кирилле. Уникален вклад Святителя в обитель своего пострижения — Боровское богослужебное Евангелие. Над его изготовлением трудились мастера десяти специальностей. Сюда он давал и другие вклады. В это же время он дал в кафедральный Софийский собор Пролог, структура которого легла в основу создаваемых Четьих-Миней. В 1534 году в обитель преподобного Сергия он послал 50 рублей. А незадолго до интронизации была пожертвована книга Никона Черногорца в Соловки. Давал вклады святитель Макарий и в обитель преподобного Александра Свирского, в Псково-Печерский монастырь.

       Известны имена некоторых лиц, которые окружали владыку Макария в Новгороде. В домовом храме Рождества Христова служили иеромонах Илья, Исаия. К клирикам Софийского собора следует отнести священника Агафона, составителя Пасхалии. Среди писцов известен инок Аркадий, постриженник Пафнутиево-Боровского монастыря.

       Изучение актового материала дает нам имена владычных дьяков. Это Васьян Александрович Воробьев, Семен Александрович, Ординец Петров. Боярские дети «Васюк Палицин и Ивашка Ошманаев» сопровождали иеромонаха Илью в миссионерском путешествии по северным пределам епархии.

       Новгородский период святителя Макария был насыщен большими культурными начинаниями. Новгородская кафедра поддерживает литературные связи с Волоколамским монастырем. И можно сказать, что связующим звеном был инок Досифей Топорков, племянник преподобного Иосифа. Будучи в Великом Новгороде, он по благословению архиепископа Макария занимался редактированием текста Синайского Патерика. Как говорится в сделанной им в конце приписке, работа была начата в 1528 году, а завершена в 1529 году. В этом послесловии инок отмечал: «И ныне убо и в нашей земли таковая (подвижники. — а. М.) много бывают, но нашим небрежением презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы, и тоих же слышавше, нехуже писанных зде» 24. Инок Досифей составил позднее Волоколамский Патерик. Исследователями отмечается литературное единство предисловий к обоим патерикам, Синайскому и Волоколамскому.

       Сотрудничество волоколамского инока Досифея с архиепископом Макарием на книжном поприще — весьма значительный фактор. Работа над Синайским Патериком является самым ранним известием о литературной деятельности Святителя. Более того, стремление инока Досифея записать сведения об отечественных подвижниках характерно также для последующей деятельности святителя Макария, но приобретает макарьевский размах, внеся достойный вклад в собирание и развитие русской агиографической письменности. При составлении Великих Четьих Миней Синайский Патерик в редакции инока Досифея вошел в состав июньского тома под тридцатым числом.

       Под 1536 годом в Новгородской летописи сообщается о переводческой работе по благословению святителя Макария. Дмитрий Герасимов перевел Толковую Псалтирь епископа Брунона Вюрцбургского (лат.: Гербиполенского), святительствовавшего во времена неразделенной Церкви: 1034-1045 гг. 25 Ранее Д. Герасимов принимал активное участие в создании Геннадиевской Библии, а позднее трудился при переводе Толковой Псалтири преподобным Максимом Греком (+ 1556; память 21 января). Можно сказать, что переводческий интерес Д. Герасимова был направлен на работу с псалтырными текстами. Он явился связующим звеном между архиепископом Геннадием и святителем Макарием. Достигнув глубокой старости, он завершает перевод Псалтири по святительскому благословению, начатый им ранее. Новый перевод содержит не только толкования на псалмы, но также сведения о переводчиках Библии, авторах псалмов, толкования библейских песен, молитвы Господней, Символа веры и т. д. Протоиерей А. Горский и К. Невоструев отмечают, что переводчик в тексте псалмов держался преимущественно славянского текста. Кроме того, к псалтырному переводу был присовокуплен еще перевод из «Этимологиариума» епископа Исидора Севильского (+ 636). Этот небольшой отрывок содержит хронологическую канву всемирной истории.

       Западные исследователи отмечают катехизический характер труда епископа Брунона. Учебную цель, очевидно, преследовал и святитель Макарий, благословив перевод его Псалтири. Самый ранний список Псалтири имеется в Софийской Четьи Минеи 26. Другие списки встречаются в монастырских библиотеках: Волоколамской, Соловецкой, Троице-Сергиевой. А это еще раз наглядно показывает просветительный характер деятельности монастырей на Руси.

       Летопись сообщает еще об одном литературном начинании святителя Макария под 1537 годом: написание жития преподобному Михаилу Клопскому (+ 1456, память 11 января). Его автором является прибывший в Великий Новгород В. М. Тучков (+ 1548). Житие писалось во время мятежа князя Андрея Старицкого. Преподобный Михаил жил во времена Василия II Темного и способствовал умиротворению смуты в великокняжеском доме. Поэтому написание жития по благословению святителя Макария является молитвенным обращением к святому о умирении Отечества. Житие преподобного Михаила Клопского в Тучковской редакции отвечает требованиям агиографических канонов и читательским вкусам благочестивых новгородцев.

       Однако составлением только новой редакции жития преподобному Михаилу Клопскому вопрос не ограничился. В то же время ему была написана служба, автором которой был миссионер-иеромонах Илья. Об этом говорится в акростихе службы. Ф. Спасский так характеризует творение новгородского автора: «Канон Илии имеет содержанием житие святого, из которого он приводит многие факты. Наряду с этим, упоминаются и события государственной жизни и истории Новгорода. Тропари канона не соразмерны ирмосам. Характерно, но необычно для русских и греческих позднейших канонов то, что каждая песнь канона имеет троичны, подобные канонам Андрея Критского и Октоиха» 27. Последнее вполне понятно, так как Клопская обитель, где подвизался Преподобный, была Троицкой.

       Одновременное создание жития и службы преподобному Михаилу Клопскому позволяет говорить о состоявшейся его канонизации при святителе Макарии в пределах Новгородской епархии. Последовавшее позднее прославление преподобного Михаила Клопского на Соборе в 1547 году подтвердило уже состоявшееся его местное почитание в Великом Новгороде.

       С именем автора службы преподобному Михаилу Клопскому связано написание еще одного памятника древнерусской духовной письменности — жития болгарского святого, мученика Георгия нового (+ 1515; память 26 мая). Источником при написании жития послужил устный рассказ двух афонских монахов, о которых читаем в самом житии: «Приидоша в Великый Новъград от Святыя Горы Афоньскыя от монастыря святаго Георгия великомученика Христова, иже от Капподокия, глаголемаго Протия, два мниха: един прозвитер саном, именем Митрофан, а другы Прохор» 28. Эти иноки нашли теплый прием у новгородского владыки, при этом они рассказали ему о страданиях в Софии юноши Георгия от турок. Святитель благословил написать его житие. В послесловии говорится: «А писал смиренны мних и прозвитер Ильа церкви преподобнаго и богоноснаго отца Еуфимия и живет в дому архиепископа Великаго Нова града» 29. Страдания православного юноши Георгия от мусульман были близки русскому человеку, вынесшему всю тяжесть монголо-татарского ига. Созданное житие получило большое распространение в русской рукописной традиции, о чем свидетельствуют его многочисленные списки. Житие мученика Георгия явилось также памятником общности славянских народов. В этом житии дается также характеристика деятельности святителя Макария. Он сравнивается с пчелой, собирающей отовсюду мед, так и он везде ищет сведения о подвижниках, «иже в постех просиавших древних святых и мучениа, иже за Христа кровь пролиявших, иже и не пред многими леты бывших» 30.

       В древней Церкви Александрийский Предстоятель ежегодно рассылал пасхальные послания. Своего рода русской Александрией был Великий Новгород, поскольку здесь вопросы разработки Пасхалии имели целую традицию. В XII веке пасхальными расчетами занимался Кирик Новгородец. Архиепископ Геннадий в составленной им Пасхалии ссылается на «Альфу» владыки Василия Калики (+ 1352). При святителе Макарии в этой области трудился священник Софийского собора Агафон. Этот труд явился исполнением обета исцелившегося священника, когда он был в Москве.

       Новгородский период жизни святителя Макария обилием подробностей контрастирует с предшествующим. И это, прежде всего, благодаря летописи. «Местные летописные записи продолжали вести в Новгороде и в те годы, когда Новгород оставался без «владыки». Но с приездом Макария литературная, в частности, летописная работа развернулась благодаря направлению его интересов и вкусов. Судя по палеографическим показаниям и хронологической последовательности текста известной рукописи из собрания Н. К. Никольского, существовал сокращенный Новгородский летописец 1528 г. А не ранее 1539 г. был составлен сохранившийся в двух редакциях Новгородский летописный свод, который, как явствует из содержания, представляет владычный свод Макария» 31.

       Первый, кто ввел в историческую науку этот памятник, описав его, был замечательный исследователь русских летописей А. А. Шахматов. Летописный свод 1539 года назван так, поскольку повествование в нем заканчивается этим годом. А. Н. Насонов говорит, что составителями владычного летописного свода могли быть братья Александр и Иван Квашнины 32. По мнению же С. Н. Азбелева, составителем первой редакции свода был священник Мефодий, служивший в Пятницком храме на Торговой стороне в Новгороде 33. Летописный свод донес до нас живой образ деятельного архипастыря Русской Церкви первой половины XVI века — Новгородского архиепископа Макария.

       Святитель Макарий известен своим собиранием духовных сокровищ. Плодом этих его усилий явилась первая редакция Четьих Миней, данная в 1541 году в Софийский собор. Во вкладной записи он сообщает, что они собирались 12 лет. Таким образом, работа над их собранием была начата в 1529 году. К этому времени инок Досифей закончил работу по исправлению текста Синайского Патерика. Новгородский писатель, инок Зиновий Отенский писал дьяку Я. Шишкину: «Государь, живешь ис божественна мужа и велика Святителя и Божия книги на всяк час чтутца ту...» 34. Это очень важное свидетельство о кипучей и плодотворной деятельности при создании Четьих Миней.

       Среди произведений, внесенных в Минеи и современных им, можно назвать житие преподобного Пафнутия Боровского и др. Среди писцов Миней известен, например, инок Боровского монастыря Аркадий и другие.

       Святитель Макарий, будучи Новгородским владыкой, продолжал традиции своих предшественников. Архиепископ Геннадий собрал полный свод Библейских книг, архиепископ же Макарий предпринял попытку собрать воедино все духовные книги. Еще ранее своими культурными начинаниями прославились святитель Евфимий (+ 1458; память 11 марта) и Иона (+ 1470; память 5 ноября). Архиепископ Иона в службе прославляется за почитание святых, за храмостроительную деятельность. Об этом же говорится в его житии: «Излиха бо Божиим угодником тепл беяше Иона» 35. Автор канона святителю Ионе вспоминает о его предшественнике: «Блаженнаго Евфимия престол наследовал еси, священно Ионо, яко подражатель добродетелей его был еси» 36. «Соводворение в незаходимом свете» святых святителей Евфимия и Ионы отмечается в службе не случайно. В 1439 году владыка Евфимий совершал канонизацию Новгородских святителей. При нем ведутся летописные работы. «В деятельности Евфимия можно видеть предварение (в новгородском масштабе) того, что в XVI в. было осуществлено (уже в общерусском масштабе) митрополитом Макарием» 37. Говоря о книжной деятельности святителя Макария, следует отметить, что он был продолжателем трудов Новгородского архиепископа Геннадия. Имея в виду начало работ по созданию житий русским святым, необходимо назвать такие имена Новгородских владык Евфимия и Ионы, как мудрых предшественников святителя Макария. Хронологически он не был их преемником, но по характеру своей деятельности явился наследником и продолжателем их церковных начинаний.

       Архипастырское служение святителя Макария в Великом Новгороде, древнейшей архиерейской кафедре, известной своими богатыми духовными традициями, послужило раскрытию его богатых дарований и подготовило к дальнейшему служению в первопрестольной Москве, как главы Русской Церкви.

———

Примечания:

       5  Полное собрание русских летописей. — Л.; М., 1929. Т. 4. Ч. 1. Новгородская четвертая летопись. — Вып. 3. — С. 542. Обратно

       6  Там же. — С. 542. Обратно

       7  Там же. — С. 566. Обратно

       8  Лебедев Н. Макарий, митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1877. — С. 44. Обратно

       9  Полное собрание русских летописей. Л.; М., 1929. Т. 4. Ч. 1. Новгородская четвертая летопись. — Вып. 3. — С. 545. Обратно

       10  Там же. — С. 546. Обратно

       11  Успенский Л. А. Вопрос иконостаса // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. 1963. № 44. — С. 253. Обратно

       12  Полное собрание русских летописей. — Л.; М., 1929. Т. 4. Ч. 1. Новгородская четвертая летопись. — Вып. 3. — С. 546. Обратно

       13  См.: Лазарев В. Н. Васильевские врата 1336 года // Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. — М., 1970. — С. 190. Обратно

       14  Заусцинский К. Макарий митрополит всея России // Журнал Министерства народного просвещения. 1881. № 10. — С. 227. Обратно

       15  Тихомиров П., прот. Кафедра Новгородских святителей... Новгород, 1895. Т. 1-2. Вып. 1. — С. 126. Обратно

       16  Кузьмина Н. Н. Памятник архитектуры XVI в. — церкви Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице в Новгороде — История и культура древнерусского города. М., Изд. МГУ. 1989. — С. 154-155. Обратно

       17  Воронин Н. Н. Хутынский столп 1535 г. (К проблеме шатровой архитектуры) // Советская археология. 1946. Т. 8. — С. 304. Обратно

       18  Богусевич В. А. Псковские литейщики ХVI-ХVII вв. // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1934. № 9-10. — С. 157-161. Обратно

       19  Бочаров Г. Н., Горина Н. П. Об одной группе новгородских изделий конца XV и XVI века // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., 1977. — С. 304. Обратно

       20  Зимин А. А. Россия на пороге нового времени. (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. — С. 317-318. Обратно

       21  Полное собрание русских летописей. Л.; М.. 1929. Т. 4. Ч. 1. Новгородская четвертая летопись. Вып. 3. — С. 548. Обратно

       22  Там же. — С. 564. Обратно

       23  РНБ. F 1. 147/1-2. Книга келейного и путного правила. XVI в. Обратно

       24  Леонид, архим. (Кавелин). Систематическое описание славяно-российских рукописей собрание гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. — С. 278. Обратно

       25  Полное собрание русских летописей. Л.; М., 1929. Т. 4. Ч. 1. Новгородская четвертая летопись. Вып. 3. — С. 573. Обратно

       26  РГАДА. Ф. 201. Собр. кн. М. Оболенского, № 161: Софийская Великая Макарьевская Четья Минея. XVI в. — Л. 200-317. Обратно

       27  Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество: По современным минеям. Париж, 1951. — С. 199. Обратно

       28  Калиганов И. Появата на житието на Георги Нови в старата руска литература // Език и литература. 1975. № 3. — С. 46. Обратно

       29  Памятники литературы Древней Руси / Под ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева. М., 1986. Вторая половина XVI века. — С. 109. Обратно

       30  Там же. — С. 530, 532; Лебедев Н. Макарий, митрополит Всероссийский (1482-1563). М., 1877. — С. 80. Обратно

       31  Насонов А. Н. История русского летописания XI — начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969. — С. 467. Обратно

       32  Там же. — С. 357; Насонов А. Н. Материалы и исследования по истории русского летописания - Проблемы источниковедения. М., 1958. Т. 6. — С. 273. Обратно

       33  Азбелев С. Н. Две редакции Новгородской летописи Дубровского // Новгородский исторический сборник. Новгород, 1959. Вып. 9. — С. 224-226. Обратно

       34  Клибанов А.; Корецкий В. Послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л, 1961. Т. 17. — С. 220. Обратно

       35  Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Н. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1862 г. Вып. 4. — С. 33; Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского // Журнал Министерства народного просвещения. 1893. № 5. — С. 93. Обратно

       36  Минея: Месяц Ноябрь. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1980. Ч. 1. — С. 243. Обратно

       37  Вернадский В. Новгород и Новгородская земля в XV веке. М., 1961. — С. 243. Обратно

———

Содержание


       Пo книге Архимандрита Макария (Веретенникова) СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ (1482 — 1563), Москва, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, издательство «Отчий дом» 1996 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

На заглавную страницу