Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
ОСЛЕ Крещения Руси у нас появляются Четьи Минеи. До нашего времени сохранились некоторые их древнейшие списки: Супрасльский сборник XI века, Успенский сборник ХII-ХIII веков. Отдельные тома Минейного круга сохранились от последующих веков. Первый известный систематический опыт работы над житийным материалом относится к началу XVI века. «После смерти Нила Сорского (7 мая 1508 г.) в Кирилло-Белозерском монастыре переписали созданное им грандиозное собрание житий — годовой комплект Четьих Миней» 115.
Работу над собиранием всех «чтомых» книг на Руси святитель Макарий начал еще в Новгороде в 1529 году, продолжив тем самым труды архиепископа Геннадия. К этому времени инок Досифей завершил работу над Синайским Патериком. Созданные Святителем Минеи сохранились в трех списках. Самый ранний именуется Софийским, т. к. был положен в Софийском соборе в Новгороде в 1541 году. От него дошли до нас 8 книг. Полностью сохранился Успенский комплект, данный в кафедральный собор Русской Митрополии. Минеи, подаренные Иоанну Грозному, получили именование Царского списка, от которого сохранилось 10 книг.
В Успенской вкладной записи митрополит Макарий описывает содержание Миней и затем говорит об их создании: «А писал есмь сия святыя великия книги в Великом Новегороде, како есми тамо был архиепископом, а писал есми и собирал и в едино место их совокуплял дванадесять лет многим имением и многими различными писари, не щадя сребра и всяких почастей» 116.
За основу Миней был взят Пролог, в котором, по наблюдению А. Н. Казакевича, имелось большое число «сказаний болгарских, новгородских и общерусских» 117. Проложный материал был пополнен митрополитом Макарием минейными житиями, гомилетическим наследием, творениями Отцов Церкви и систематизирован соответственно днями Православного Месяцеслова. Каждый последующий список вбирал в себя большее число текстов. В последнее время были предприняты усилия найти черновые варианты Великих Четьих Миней 118, что вводит нас в сложный мир древнерусской книжности того времени.
Созданные большими усилиями Макарьевские Минеи представляют «двенадцать громадных томов форматом в большой лист, в отдельных — более тысячи пятисот листов, в общей сложности более 27 000 страниц убористого текста в два столбца — таков примерный объем Великих Миней Четьих» 119. Великие Макарьевские Четьи Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся в результате перевода на заре существования славянской письменности, первые оригинальные русские произведения и последующие памятники. Самый древний русский памятник в Минеях — это Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона (XI в.), далее — труды епископа Туровского Кирилла, «Паломник» игумена Даниила, агиографические труды афонского иеромонаха Пахомия Серба (XV в.), послания Всероссийских митрополитов и т. д. Данные памятники брались в первую очередь в книгохранилище Софийского собора, известного своими богатыми книжными традицими. Наряду с этим, в Минеях помещены памятники духовной литературы, современные Минеям. Это житие преподобного Пафнутия Боровского (+ 1477; имеется уже в Софийском списке), Синайский Патерик, текст которого правил инок Досифей, перевод Псалтири епископа Брунона Вюрцбургского, житие преподобного Александра Свирского.
Очень обширен гомилетический материал Четьих Миней — 2596 поучений 120. Как отмечает исследователь, «слова и поучения по большей части помещались Макарием под известным числом не случайно, а с известной системой, в известной органической связи с лицами и событиями, воспоминаемыми в это число» 121. Эти поучения «могут иметь значение» и для истории, «и для современного проповедника-гомилета» 122.
Великие Макарьевские Четьи Минеи отражают борьбу Церкви с ересями, борьбу Руси с татарским игом. Материалы христианской космологии освящены в «Шестодневах» святителей Иоанна Экзарха, Георгия Писиды и других произведениях христианских авторов.
Авторами житий и поучений в Минеях являются восточные авторы-богословы, отцы Восточной Церкви, а также западные, южнославянские и русские. «Обилие текстов макарьевского собрания показывало, что Москва, которую часто именовали Русским царством, есть центр христианского мира» 123. При работе с текстами, как установила В. П. Адрианова-Перетц, изучившая рукописную традицию на Руси жития Алексия Человека Божия, использовались греческие тексты, а также древние славянские переводы 124. Поскольку Успенские Минеи имеют поздний переплет, то неизвестны имена их писцов. Поля Царских Миней сохранили имена более пятидесяти писцов.
Академик А. С. Орлов отнес Макарьевские Четьи Минеи, как и Стоглав, Соборы 1547, 1549 годов, Лицевой летописный свод, Степенную книгу — к числу обобщающих культурных мероприятий. «Четьи Минеи являются актом церковно-государственной важности. Мотивы их появления одинаковы с мотивами созыва Стоглавого Собора и Соборов для канонизации, — именно обновить и возвеличить Русскую Церковь» 125.
Макарьевские Четьи Минеи оказали влияние на последующие четьи сборники на Руси. Почерковая традиция Макарьевских Миней нашла свое отражение в Минеях Чудова монастыря, созданных в конце XVI века 126. В конце 20-х годов XVII века иеромонах Троице-Сергиева монастыря Герман Тулупов создает комплект Миней, получивший его имя. У них и у Макарьевских Миней имеются общие протографы 127. В Троицкие Минеи священника Иоанна Милютина макарьевское наследие проникло прежде всего через Степенную книгу 128. Неоднократные ссылки на Макарьевские Четьи Минеи встречаем на полях Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского (+ 1799; память 28 октября).
Великие Макарьевские Четьи Минеи — это удивительное и уникальное явление в русской духовной и культурной жизни. Это компендиум нашей древней церковной литературы. Макарьевская Минея — это яркий этап в истории русской Четьи Минеи, она вобрала в себя всю полноту духовной литературы. Последующие Минеи — это сокращение агиографического материала. Сохранившие на своих страницах памятники предшествовавшего времени. Великие Макарьевские Четьи Минеи использовались, публиковались и изучались в последующее время, тем самым отражая тысячелетнюю традицию русской духовной письменности.
Макарьевская эпоха, внесшая богатейший вклад в древнерусскую книжность, нашла отражение не только в агиографической письменности, но также и в исторической. Замечательным трудом по русской истории, созданным по благословению Митрополита-просветителя, явилась «Книга Степенная царского родословия». Она создавалась во время расцвета исторической мысли, когда возникли Никоновская летопись, Летописец начала царства, Воскресенская летопись, Хронограф и пр. «На основе этой традиции Макарий создал целостную концепцию Русской истории» 129.
Степенная книга синтезировала достижения русской исторической мысли предшествующего времени: летописей и Хронографа. У первых был взят фактический материал, у второго — методология. Степенная книга излагает русскую историю «по степеням», т. е., прежде всего, по княжениям русских государей. Ее также отличает церковный характер, в ней приводятся имена всероссийских митрополитов, а также освещена деятельность наиболее прославленных святителей. Жизнеописания Степенной книги носят агиографический характер. Составленная в последние годы жизни митрополита Макария, т. е. после утверждения Константинопольским Патриархом царского венчания Иоанна Грозного, Степенная книга прославляет русских государей.
Составителем Степенной книги является митрополит Афанасий, в то время еще инок Чудова монастыря. В последнее время было выявлено участие в работе над Степенной книгой плодовитого древнерусского писателя-агиографа священника Василия, в иночестве Варлаама 130. Некоторые жития в составе Степенной книги имеют указания на то, что они написаны по благословению митрополита Макария, например, житие святителя Московского Алексия 131. Высокая степень рубрикации текста должна была обеспечить быстрое нахождение необходимого материала. Повествование памятника разбито на степени или грани, имеющие специальные заголовки, после чего следует текст, разделенный на главы. Некоторые главы имеют еще свои подзаголовки.
На основе генеалогического материала о русских князьях в Степенной книге показан непрерывный и последовательный ход развития русской истории и государственности. В Степенной книге показано, что род московских князей восходит к киевским родоначальникам державы Русской. Середина XVI века, согласно повествованию Степенной книги, является расцветом русской государственности, чему посвящена последняя 17 степень.
Ее материалы повествуют преимущественно о победах русского оружия, об увеличении пределов государства в середине XVI века. Одновременно в Книге указываются различные случаи милости Божией: чудотворения от иконы великомученицы Варвары 132, откровение блаженному Василию о пожаре в 1547 году и др.
Поскольку царствование первого царя ко времени составления Степенной книги не завершилось, то и ее повествование не является законченным. В конце имеется сообщение «О освящении церкви Покрова Пречистыя Богородицы» 133, в честь казанского взятия.
Академик Д. С. Лихачев характеризует Степенную книгу как «путеводитель по современной Руси — святой и державной, но путеводитель, который сам является достопримечательностью и святыней. Степенная книга — это как бы икона «Всех святых» Московского государства, икона, в которой временному придан вневременный смысл» 134. Степенная книга была распространена в древнерусской письменности, являясь любимым чтением для народа. Ее текст использовали составители Лицевого летописного свода. Материалы Степенной книги нашли отражение в Четьих Минеях священника Иоанна Милютина 135. Таким образом, богословско-историческое наследние митрополита Макария простирает свое влияние в русской письменности и на последующее время.
Составление Великих Четьих Миней, Степенной книги — результат умелой организации митрополитом Макарием труда древнерусских авторов, переписчиков. Как отмечает В. О. Ключевский, «именем митрополита Макария можно обозначить целую эпоху в истории древнерусской агиобиографии. На это дает право уже одно количество литературных памятников, появившихся в его время под близким или отдаленным влиянием, от него исходившим» 136. Об этом же говорит и историк Русской Церкви Е. Е. Голубинский 137. Подобное явление характерно и для русской гимнографии. Ф. Спасский справедливо замечает о деятельности Святителя, что богослужебные тексты могут служить «памятниками напряженного литературного творчества богатой эпохи знаменитейшего владыки Макария» 138.
Митрополит Макарий сумел собрать и организовать лучшие умы и писательские дарования для осуществления важных задач. Среди писателей того времени следует назвать игумена Новгородского Антониева монастыря Маркелла Безбородого. Ф. Спасский, кроме известной службы святителю Никите Новгородскому, атрибутирует ему службу преподобному Никите Столпнику Переяславскому и святым Варлааму и Иоасафу Индийским 139. Сложность атрибуции канонов объясняется тем, что песнотворец убирал из акростиха гласные буквы, и оставалась неудобочитаемая его часть из согласных звуков. Есть предположение, что игумен Маркелл, как и святитель Макарий, был постриженником обители преподобного Пафнутия Боровского 140, а в таком случае можно говорить об их личных, духовных и литературных связях. Ф. Спасский пишет: «Учитель Новгородской школы знаменного пения, распевший Псалтирь, надо полагать, известен был митрополиту Макарию, бывшему до того на Новгородской кафедре. Написав свой канон, «вельми изящен», Маркелл едет в Москву к знакомому Первосвятителю со своими произведениями».
Очевидно, очень близок к Митрополиту был псковский священник Василий, в иночестве Варлаам. По святительскому благословению он писал службы и жития псковским и новгородским святым: святителям Никите и Нифонту, преподобным Евфросину Псковскому и Савве Крыпецкому, благоверным Всеволоду Псковскому, Исидору Юрьевскому, житие княгини Ольги для Степенной книги 141, службу болгарскому мученику Георгию Новому 142. Василий-Варлаам был мыслителем-богословом. Апофеозом исторического развития Руси, по его мнению, является переживаемый им исторический момент. Он осознает благодатность прославления митрополитом Макарием руских святых и говорит: «И от сего времени церкви Божии не вдовствуют памятьми святых во всей Русской земли, якоже некое светило сияет на свещнице Русская земля Православием, и верою правою, и учением, божественных Апостол писанием во всей вселенной, якоже вторый Великий Рим и Царствующий град. Тамо бо вера Православная испроказися махмятовою прелестию от безбожных турок, зде же в Рустей земли паче просия Святых отец наших учением» 143.
Не менее известен агиограф суздальских святых — инок Спасо-Евфимиевского монастыря Григорий. Он написал службу и житие преподобным Евфимию Суздальскому, Косьме Яхромскому, святителям Иоанну и Феодору, а также службу с похвальным словом всем Русским чудотворцам. «По-видимому, суздальские князья Шуйские, близкие к митрополиту Макарию, и отыскали Григория для составления «Службы всем святым». Этому мог способствовать и епископ Суздальский Афанасий Палецкий, в мире князь Палецкий, свойственник Ивана IV по жене его брата Георгия Васильевича Иульянии» 144. Ф. Спасский считает, что служба новым чудотворцам инока Григория явилась «протографом всех более поздних редакций вплоть до «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим», составленной на Соборе 1917-1918» 145.
Подобно иноку Григорию, в Новгородском Отенском монастыре трудился инок Зиновий. Выявление и изучение его наследия значительно расширило хронологические рамки его творчества. Как показал Ф. Спасский на основании открытого акростиха, ему принадлежит служба святителю Ионе Новгородскому 146. Он писал публицистические послания 147, а также агиографические произведения — это похвальные слова Новгородским святителям Никите и Ионе 148, а также недавно опубликованное Похвальное слово святителю Ипатию Гангрскому 149.
Однако инок Зиновий более известен как богослов-полемист за свое обличение ереси Ф. Косого. Его главный труд носит название «Истины показание к вопросившим о новом учении» и был написан в 1566 году. Архиепископ Филарет (Гумилевский) так характеризует этот труд новгородского богослова: «Сочинение его «Истины показания» изумляет основательностью рассуждения и глубоким знанием Священного Писания. Зиновий опровергает каждый пункт учения Феодосиева с честью для себя и для святой истины» 150. Ф. Калугин относит к перу инока Зиновия еще один полемический труд — «Послание многословное», изданное А. Поповым 151. В последнее время ученые склоняются к мнению, что инок Зиновий не является его автором.
Необычайно широк творческий диапазон священника кремлевского собора Спаса-на-Бору Ермолая, впоследствии инока Еразма. Его главный труд — это Книга о святой Троице 152. Как считает Ю. Яворский, именно это сочинение было написано автором по благословению митрополита Макария 153. Книга заканчивается молитвой ко Святой Троице. Положительно раскрывая Троичность христианского Бога, автор при этом ведет полемику с еретиками. Перу священника Ермолая также принадлежат тропари различным святым, Пасхалия, жития благоверным Петру и Февронии Муромским, святителю Рязанскому Василию и публицистические произведения.
Труды древнерусских авторов следует рассматривать в контексте деятельности митрополита Макария. Основными чертами этого процесса было создание агиографических и гимнографических произведений русским святым, а также обличение ереси. Историческое направление ознаменовано осмыслением исторического процесса, созданием Степенной книги.
Эпоха митрополита Макария внесла принципиально новое явление в развитие древнерусской книжности — начало тиражирования церковных книг печатным способом. Летописное свидетельство более позднего времени так сообщает о начале книгопечатания на Руси: «Вложи ему (т. е. царю — а. М.) Бог благую мысль во ум его царски, во еже бы ему что изряднее в Росиистеи земли сотворити и вечная память по себе учинити: произвести бы ему повелети от писменных книг печатныя книги... И тогда убо пастырьскии жезл держащу над всею Россиею Макарию митрополиту всея Руси, возвещает же царь таковую мысль свою своему отцу богомольцу и святителю Макарию» 154. Об этом же говорится и в послесловии Апостола 1564 года.
При этом отмечается, что причиной начала книгопечатания послужила возросшая нужда в книгах для казанских церквей. Из источников известно, что для Казанской епархии богослужебные книги собирали в Новгороде и в других монастырях 155. Побудительной причиной начала книгопечатания являются также встречающиеся описки в рукописных книгах. О необходимости тщательной правки переписанных рукописей говорилось еще на Стоглавом Соборе 1551 года. Из этого не следует, что к XVI веку накопилось в рукописях много ошибок, но в XVI веке в обществе повысилась требовательность к книжной продукции.
Датой начала книгопечатания является 1553 год. Первоначально были напечатаны три книги Евангелия, две Триоди и Псалтири. Поскольку эти издания не имеют выходных данных, то их традиционно называют «безвыходными» или «анонимными». Листы с пробными оттисками из анонимных изданий встречаются в рукописях Синодального собрания, что свидетельствует о тесной связи митрополита Макария с первоначальной типографией 156.
Первая печатная книга с послесловием, т. е. выходными данными, вышла уже после кончины Святителя 1 марта 1564 года. Вышедший в 1565 году двумя изданиями Часослов был напечатан, как говорится в послесловии, «по благословению митрополита Макария». Это позволяет предполагать существование целой программы, разработанной Святителем Макарием, по изданию церковно-учебной литературы просветительного характера.
Первопечатником, издавшим названные книги, являлся диакон Николо-Гостунского собора Иоанн Федоров. Будучи кремлевским клириком, он был в ведении митрополита. Логичнее всего, что им он и был рукоположен в священный сан.
Начало церковного книгопечатания на Руси способствовало укреплению Православия на Руси, свидетельствовало о большом духовном подъеме русского общества в середине XVI века.
Важен вопрос письменного наследия митрополита Макария. Его поучения и различные грамоты рассеяны во множестве изданий и рукописей. Современники, как правило, дают высокую оценку гомилетическим дарованиям Святителя. Один из современников так характеризует митрополита Макария «...ереем неленостным великий учителю» 157. Но несравненно больше восторженных отзывов сохранилось о Святителе времени новгородского периода и содержится в летописном своде 1539 года.
Суждения же исследователей о нем противоречивы. Наряду с положительными оценками или сдержанными, имеются и негативные. Несомненно, плоды организаторских усилий Первосвятителя в науке известны более, чем письменное наследие самого Митрополита, сохранившееся на сегодняшний день. Но оно не только малоизвестно, но еще менее изучено.
Грамоты и послания святителя Макария известны начиная с новгородского периода. Самая ранняя грамота адресована великому князю Василию III в связи с реформой монашеской жизни в Новгородских обителях. Тема государя и монашества характерна для наследия митрополита Макария. Еще чаще он обращался позднее к Иоанну Грозному. Он понимал, что это единственный в мире православный царь. Святитель писал, обращаясь к нему: «В концех всея вселенныя восиявшему, наипаче во царех пресвятиишему» 158. Его он поздравляет с царским венчанием в Успенском соборе 16 января 1547 года 159, а позднее — с бракосочетанием 160. Правомочность совершенного на Руси царского венчания митрополит Макарий доказывал в посланиях Виленским епископам Павлу, а затем и Валериану, содействуя признанию царского титула в соседнем Литовском государстве.
Будучи патриотом своего Отечества, митрополит Макарий шлет послания, укрепляющие царское мужество во время казанского похода. За основу посланий взято известное послание Ростовского архиепископа Вассиана князю Иоанну III во время Угорского стояния 1480 года 161. Возвратившегося с казанской победой царя глава Церкви торжественно встречает и поздравляет радостной речью.
Письменное наследие митрополита Макария, с юного возраста вступившего на монашескую стезю подвигов, свидетельствует о его заботах о монашеском устроении. Памятником этих его усилий является грамота, данная игумену Новгородского Духова монастыря Тихону 162. Первая грамота Святителя московского периода — также уставная грамота, данная игумену Песношского монастыря Трифону (1542-1544). Святительские заботы о монашестве в Великом Новгороде, по замечанию летописца, принесли свои положительные плоды: стало расти число иноков в обителях. К святителю Макарию обращались подвижники за благословением на начало строительства монастыря. Между тем, насельники этих обителей были современники покорения Казани, современники духовного подъема. Это были современники и молитвенники о судьбах нашего Отечества, по молитвам которых Господь являл Свою милость русскому народу.
Митрополит Макарий постоянно посылал послания новгородским архиепископам Феодосию, Серапиону, Пимену. В 1557 году, во время тяжелых погодных условий, он посылает в Великий Новгород богомольную грамоту и святую воду, заповедуя творить усиленные молитвы и кропить все святой водой 163.
Конечно, митрополит Макарий писал не только в Великий Новгород. Из послания Иоанна Грозного первому Казанскому святителю Гурию узнаем, что Святитель посылал послания и в Казань.
В. Жмакин еще в прошлом веке опубликовал два поучения Святителя: «Против разговаривающих в церкви» и «О глаголющих и смеющихся в церкви». Первое поучение почти дословно совпадает с 16 главой Стоглавого Собора. В них Святитель выступает против неблагоговейного поведения в храмах. Его мысль проста и убедительна: если мы с трепетом предстоим земному царю, то тем более должны иметь благоговение к Небесному Царю. Эти поучения митрополит Макарий мог произнести после царского венчания 1547 года и до 1551 года, времени Стоглава.
Завершает письменное наследие митрополита Макария его духовная грамота, написанная им перед своей блаженной кончиной. Как и первая подобная грамота — митрополита Киприана (+ 1406; память 16 сентября), она была внесена в состав летописи. «В словах завещателей народ видел как бы волю небесную, выражение нравственной зрелости и духовной мудрости» 164. Внесение прощальных грамот в летопись свидетельствует также о почитании лиц, их написавших.
Письменное наследие митрополита Макария содержит много цитат из Священного Писания, которое он, несомненно, хорошо знал. Наряду с этим, автор цитирует богослужебные тексты, ссылается на канонические правила, Церковный устав, Патерик и т. д. Сохранившееся до нас наследие святителя Макария многообразно в жанровом отношении. Поздравительные речи к Грозному царю носят торжественный характер, архипастырские послания имеют учительные или обличительные особенности. Письменное наследие митрополита Макария отражает историческое своеобразие того времени, деятельности самого Первосвятителя и одновременно дает представление о нем как об авторе. Семидесятилетний старец-митрополит вещал в Кремлевском Успенском соборе и на площади Москвы, взывая в грамотах к архиереям и другим лицам, и его слышала при этом вся святая Русь и наша отечественная история. Канонизация митрополита Макария дает основание рассматривать его труды как святоотеческие творения, полезные для исторического и назидательного чтения. По слову псалмопевца: «Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду» (Пс. 36, 30).
Чрезвычайно важный вопрос — о библиотеке митрополита Макария. Но в данном случае мы встречаемся с удивительным парадоксом в нашей исторической науке. О библиотеке царя Иоанна Грозного, о которой как о реально существующем ныне факте ничего сказать нельзя, имеется солидная библиография. Между тем, о библиотеке его современника и замечательнейшего книжника Древней Руси митрополита Макария говорится очень мало.
Описание рукописей Синодального собрания, выполненное Т. Н. Протасьевой, позволяет выявить некоторое количество таких книг. Признаком принадлежности рукописи к собранию митрополита Макария является соответствующая надпись с указанием «библиотечного» номера. Например: «По списку 29», Римский Патерик XVI века. В конце рукописи имеется запись: «Аз Феодор Феодоров сию книгу Ивану Данилову книжнику продал и руку приложил» 165. Иван Данилов приобретал книги для святителя Макария.
Рукописей из митрополичьей библиотеки по Описанию известно пять. Последняя — «По списку 77». Таким образом, личная библиотека главы Русской Церкви середины XVI века включала около ста книг. Продолжение поисков в этом направлении, несомненно, принесет успехи. Вопрос реконструкции и изучения макарьевской библиотеки все более актуален в контексте исследований, посвященных книжным собраниям других иерархов.
Встает вопрос, где трудились сподвижники митрополита Макария, которых исследователи справедливо называют школой 166 или академией 167 и которые сыграли громадную роль в жизни русского общества середины XVI века. Со всей очевидностью можно утверждать, что это был кремлевский Чудов монастырь. Традиционно представление, что из Новгорода в Москву со святителем Макарием перебрались различные мастера. Интересно отметить, что в Чудовом монастыре встречаются следы пребывания новгородцев в середине XVI века 168. В Чудовом монастыре концентрировались лучшие интеллектуальные силы того времени. Здесь принял постриг царский духовник, протопоп Благовещенского собора Иаков, затем его преемник, будущий митрополит Афанасий. Почерковая традиция Макарьевских Четьих Миней сохраняется здесь еще в конце XVI века.
———
Примечания:
115 Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского // Памятники культуры. Новые открытия: Ежегодник 1974. М., 1975.— С. 37. Обратно
116 Протасьева Г. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). М., 1970. Ч. 1.— С. 175. Обратно
117 Казакевич А. Н. Произведения старинной болгарской литературы в Четьях-Минеях митрополита Макария (к изучению Новгородского наследия в ВМЧ) // Русско-балканские культурные связи в эпоху средневековья. София, 1982.— С. 159. Обратно
118 Дробленкова Н. Ф. Ранний вариант декабрьской Великой Минеи Четьи // Культурное наследие Древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. М., 1976.— С. 390; Бобров А. Г. О Новосибирском списке Сказания Афродитиана: (К вопросу о формировании Великих Миней Четьих митрополита Макария) // Рукописная традиция ХVI-ХIХ вв. на востоке России. Новосибирск, 1983.— С. 119; Дыбо В. А., Кучкин В. А. Болгарский текст в русской Минее XVI в. // Byzantinobulgarica. София, 1966. Т. 2.— С. 279-301. Обратно
119 Гаврюшин Н. К. Первая русская энциклопедия // Памятники науки и техники. 1982-1983. М., 1984.— С. 120. Обратно
120 Гребенетский А. Слова и поучения в Великих Четьих-Минеях митрополита Макария // Богословские труды. М., 1992. Сб. 31.— С. 186. Обратно
121 Там же.— С. 185. Обратно
122 Там же.— С. 241. Обратно
123 Miller D.B. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii and the origins of Rassian national consciousness // Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Berlin; Wiesbaden, 1979. Bd. 26.— S. 270. Обратно
124 Адрианова В. П. Житие Алексия человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Пг., 1917.— С. 99-107; Лихачев Д. С. Текстология: На материале русской литературы Х-ХVIII веков, 2-е изд. Л., 1983.— С. 428-430. Обратно
125 Муравьев И. Митрополит Макарий как составитель Великих Четьих Миней: (К 400-летию составления Великих Четьих Миней) // ЖМП. 1953. № 5.— С. 51. Обратно
126 Костюхина Л. М. Книжное письмо в России XVII в. М., 1974.— С. 28. Обратно
127 Алексеев В. Н. Троицкий книгописец Герман Тулупов // Сибирское собрание М. Н. Тихомирова и проблемы археографии: Сб. науч. ст. Новосибирск, 1981.— С. 128-130. Обратно
128 Красин Д. Четьи-Минеи священника Иоанна Милютина // Моск. унив. изв. 1870. № 8.— С. 775, 777. Обратно
129 Miller D. B. The Velikie Minei Chetii and the Stepennaia Kniga of Metropolitan Makarii and the origins of Rassian national consciousness // Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Berlin; Wiesbaden, 1979. Bd. 26.— S. 315. Обратно
130 Неберкутина Е. В. Методика атрибуции публицистических и исторических произведений русского средневековья середины XVI в.: (Степенная Книга. Вопросы авторства): Дис. канд. ист. наук. М., 1988.— С. 155, 159. (Машинопись). Обратно
131 Полное собрание русских летописей. СПб.; М., 1913. Т. 21: Книга степенная царского родословия. Ч. 2.— С. 369. Обратно
132 Там же.— С. 630-631. Обратно
133 Там же.— С. 674. Обратно
134 Лихачев Д. С. Избранные работы: в 3-х т. Л., 1987. Т. 1. Развитие русской литературы Х-ХVII веков. Поэтика древнерусской литературы.— С. 568. Обратно
135 Васенко П. Г. «Книга Степенная царского родословия» и ее значение в древнерусской исторической письменности. СПб., 1904. Ч. 1.— С. 231. Обратно
136 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.— С. 221. Обратно
137 См.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Период второй, Московский. М., 1911. Т. 2. 2-я половина.— С. 181. Обратно
138 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество Макариевско-го периода // Православная мысль. Париж. 1951. Вып. 8.— С. 130. Обратно
139 Спасский Ф. Г. Поэт XVI века, игумен Маркелл Безбородый // Православная мысль. Париж. 1948., Вып. 6.— С. 162. Обратно
140 Веретенников Н., диак. Московские Соборы 1547 и 1549 годов // Журнал Московской Патриархии. 1979. № 12.— С. 75-76. Прим. 35. Обратно
141 Неберкутина Е. В. Методика атрибуции публицистических и исторических произведений русского средневековья середины XVI в.: (Степенная книга. Вопросы авторства): Дис. канд. ист. наук. М., 1988.— С. 155. (Машинопись). Обратно
142 Колшанов И. И. О предполагаемом автографе Василия-Варлаама // Старобългаристика. 1983. Т. 7. № 3.— С. 79-91. Обратно
143 Даниил, игум. (Доровских). Духовный писатель XVI века Василий-Варлаам и его литературное наследие: Канд. дис. / Моск. Духовная Академия. Загорск, 1988.— С. 161-162. (Машинопись). Обратно
144 Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская литература ХIV-ХVI веков. Спецкурс по древнерусской литературе. Владимир, 1975. Вып. 1.— С. 102. Обратно
145 Спасский Н. Первая служба всем святым и ее автор // Журнал Московской Патриархии. 1949. № 8.— С. 54. Обратно
146 Спасский Ф. Г. Акростихи и надписания канонов русских Миней // Православная мысль: Труды православного богословского ин-та в Париже. Париж, 1949. Вып. 7.— С. 116. Обратно
147 Клибанов А.; Корецкий В. Послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1961. Т. 17.— С. 201-224; Корецкий В. Н. Новые послания Зиновия Отенского // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1970. Т. 25.: Памятники русской литературы Х-ХVII вв.— С. 119-134. Обратно
148 Калугин Ф. Гомилетические труды инока Зиновия Отенского // Журнал Министерства народного просвещения. 1893. № 2.— С. 261-291; № 5.— С. 89-109. Обратно
149 Корецкий В. Н. Вновь найденное противоеретическое произведение Зиновия Отенского // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; 1965. Т. 21. Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы.— С. 166-182; Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. М., 1990.— С. 285-299. (Ротапринт). Обратно
150 Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Обзор русской духовной литературы, 3-е изд. СПб., 1884. Кн. 1.— С. 158. Обратно
151 Послание многословное инока Зиновия по рукописи XVI века // Труд А. Попова. М.; 1880. Обратно
152 Попов А. Библиографические материалы. VIII: Книга Еразма о Святой Троице // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1880. Кн. 4.— С. 1-124. Обратно
153 Яворский Ю. А. К вопросу о литературной деятельности Ермолая-Еразма писателя ХVI-го века // Slavia. 1930-1031. R. 9. S. № 1.— С. 70. Обратно
154 Русское историческое повествование ХVI-ХVII веков / Сост. Ю. А. Лабынцев. М., 1984.— С. 99-100. (Сокровища древнерусской литературы); Протасьева Т. Н, Щепкина М. А. Сказание о начале Московского книгопечатания: Тексты и переводы // У историков книгопечатания: Сб. М., 1959.— С. 199-200. Обратно
155 Полное собрание русских летописей. СПб.; М., 1841. Т. 3: Новгородские летописи.— С. 158; Сапунов Б. В. К истории русской книги XVI века // Tруды Государственного Эрмитажа. Л., 1959. Т. 3: Русская культура и искусство.— С. 5. Обратно
156 Протасьева Т. Н. Первые издания московской печати в собрании Государственного Исторического музея. Под ред. М. Н. Тихомирова. М., 1955.— С. 22. Обратно
157 Шляпкин И. А. Ермолай прегрешный, новый писатель эпохи Грозного // Сергею Федоровичу Платонову ученики, друзья и почитатели: Сб. СПб., 1911.— С. 567. Обратно
158 Полное собрание русских летописей. СПб.; М., 1903. Т. 19: История о Казанском ханстве.— Стр. 427. Обратно
159 Барсов Е. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами с историческим очерком чинов венчания на царство в связи с развитием идеи царя на Руси // Чтения в Обществе истории древностей Российских. 1883. Кн. 1. Материалы исторические.— С. 82. Обратно
160 Новиков Н. И. Древняя Российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1788. Ч. 14.— С. 231. Обратно
161 Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1951. Т. 8.— С. 182-183. Обратно
162 Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией). СПб., 1841. Т. 1.— С. 531. Обратно
163 Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб.; 1846. Т. 1.— С. 368-369. Обратно
164 Русское проповедничество, исторический его обзор и взгляд на современное его направление. СПб., 1871.— С. 274-276. Обратно
165 Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. Н. Невоструева). М., 1970. Ч. 1.— С. 38. Обратно
166 Зимин А. А. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958.— С. 71-91. Обратно
167 Будовниц Н. У. Русская публицистика XVI века. М., Л., 1947.— С. 188-207. Обратно
168 Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980.— С. 74-79; Строев П. М. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. СПб., 1891.— С. 103. Обратно
———
Пo книге Архимандрита Макария (Веретенникова) СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ (1482 — 1563), Москва, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, издательство «Отчий дом» 1996 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II