Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
СЕРЕДИНЕ XVII века, т. е. почти столетие спустя после кончины святителя Макария, его имя было названо на Соборе 1667 года. Это было время, когда на Руси решались и обсуждались вопросы церковно-богослужебной практики, исправления богослужебных чинопоследований, приведение их в соответствие с греческой традицией. При этом были отменены специфические решения Стоглавого Собора, сохранившиеся у старообрядцев: двоеперстие, двоение аллилуйя и др. О митрополите Макарии на Соборе было сказано как о невежде 208. Таким образом, Стоглав и старообрядчество, не будучи хронологически связаны, начинают ассоциироваться друг с другом. Негативное отношение к Стоглавому Собору со стороны Собора 1667 года профессор Н. Ф. Каптерев объясняет сильным влиянием греков, участвовавших в нем 209. Между тем, задачи и принципы работы данных двух Соборов были совершенно различны. Стоглав решал вопросы на внутрицерковном уровне и ориентировался на древность в тех вопросах, по которым имелись разногласия. В XVII веке те же вопросы решались на межцерковном уровне и ориентировались на тогдашнюю практику греческой Церкви.
Весьма интересно было бы поставить вопрос об отношении патриарха Никона к митрополиту Макарию. Этих двух лиц разделяет около столетия, но многое в характере деятельности объединяет их. Московскому периоду у них предшествовало архиерейство в Великом Новгороде. Оба стремились к исправлению имеющихся церковных недостатков. Митрополит Макарий и патриарх Никон — выдающиеся книжники своего времени. Святейший патриарх, продолжая труды своего предшественника, обращается к первоисточникам, обогатив русский книжный фонд греческими рукописями. Патриарх Никон был большим почитателем святителя Филиппа и, несомненно, хорошо знал из его жития, что святой Филипп стремился во всем подражать митрополиту Макарию. Поэтому неудивительно, что позднее, полемизируя с «тишайшим» царем, он говорил, что у Иоанна Грозного все было хорошо до тех пор, пока он во всем слушал митрополита Макария. Описывая перенесение мощей праведного Иакова Боровичского, патриарх называет митрополита Макария «богопоставленным первопрестольником благорачительным» 210.
Митрополит Макарий и Патриарх Никон — это два последовательных этапа в Русской Церкви. И их судьбы оказались переплетенными: одновременно один был осужден, а другой обвинен в невежестве.
———
Примечания:
208 Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов, 2-е изд. М., 1893.— Л. 7 об.-8. Обратно
209 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад, 1912. Т. 2.— С. 375. Обратно
210 Рай мысленный: Сказание о Святей Горе Афонстей с присовокуплением Сказания о монастыре Иверском и о явлении мощей святаго Иакова Боровичского Чудотворца. СПб., 1886.— Л. 22 об. (Слав.). Обратно
———
Пo книге Архимандрита Макария (Веретенникова) СВЯТИТЕЛЬ МАКАРИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ (1482 — 1563), Москва, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, издательство «Отчий дом» 1996 г., по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II