Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.  

 

850-летию Москвы посвящается

 

Святитель Пётр


СВЯТИТЕЛЬ Пётр родился в Волынской земле от православных и благочестивых родителей Феодора и Евпраксии в последней половине XIII столетия. Прежде рождения Петра было родителям его замечательное знамение о нём. В одну ночь, на рассвете дня, под воскресенье, матери его представилось в сонном видении, что она держит на руках необыкновенного агнца; между рог его отделялось дерево, на котором листья перемешивались с цветами и плодами, а сквозь ветви прекрасного дерева горело множество свечей, разливавших благоухание. Этот сон предвещал
, что имеющий от неё родиться младенец будет впоследствии великим украшением Православной церкви. Когда родился Пётр, его семи лет отдали родители учиться грамоте. Сначала он не радовал их своими успехами. Его безуспешность в начале была не без особого промышления Божия. Богу угодно было, чтобы будущий светильник Русской церкви лучше свыше, чем от людей, получил книжную премудрость. Однажды ему во сне предстал муж, облечённый в святительские одежды. Явившийся говорил ему: «Чадо, открой уста свои». Когда отрок открыл, он правою рукою коснулся его языка и, осенив крестом, наполнил его гортань сладостию. Св. Пётр, пробудившись, никого пред собою не видал, только в сердце ощущал веселие и радость. После бывшего сновидения у него открылось понятие: что учитель ему ни преподавал, он скоро усвоял, и, обучившись чтению, в короткое время изучил Божественное писание.

       Слово Божие, падая на добрую землю, приносит сторичный плод. Св. Пётр воспринимал его не одним умом, но и сердцем. Оно расположило его в самом цвете лет к уединённой жизни, где, при свете Божественного светильника, всё доброе просиявает разноцветными лучами Божией благодати. Св. Пётр двенадцати лет удалился в монастырь. Здесь, постригшись, начал вести строгую жизнь: носил на монастырскую кухню воду, мыл для братии власяницы. Первый становился на клирос и последний уходил; в церкви стоял со страхом, внимательно слушал чтение; никогда не позволял себе прислоняться к стене. Всей братии и своему наставнику по монашеству оказывал во всём беспрекословное повиновение. Его поведение не могло не обратить внимания настоятеля. По желанию его он был посвящён в диакона, потом в пресвитера; но и в сем сане он продолжал служить братии с полным усердием и смирением в сердце. Свободные часы от монастырских работ он проводил в чтении слова Божия и писаний отеческих; особенно любимым его занятием было писание икон. В этом занятии он весь проникался богомыслием.

       Возрастая от силы в силу, Св. Пётр принял благословение от настоятеля избрать для подвигов более строгих уединённое место. Он поселился на реке Рате, построил здесь церковь во имя Спасителя нашего Иисуса Христа. Недолго Св. Пётр благоухал своими добродетелями в уединении; в короткое время собралось к нему не малое число братии. Он поставил для них келлии. Живя с братиею, Св. Пётр подавал ей пример высокого добронравия и незлобия; считал себя пред нею последним. Зная по опыту, как тяжёл подвиг истинного иночества, он поучал свою братию тихо и кротко. Любил раздавать милостыню, никого в нужде не отпускал, не оказав помощи. Если не имел чего другого, то раздавал требующим иконы, отдавал даже свою власяницу. Слух о его высокой добродетельной жизни всюду стал распространяться; все питали к нему уважение и любили слушать его отеческие наставления.

       Когда он жил в устроенной им обители, прибыл в Волынь митрополит Максим для обозрения своей паствы. К нему Св. Пётр отправился вместе с братиею принять благословение и вместе поднести ему написанную им икону Божией Матери *). Митрополит Максим благословил его и братию, а икону принял с великою честью. Сей Святитель недолго правил митрополией; через несколько времени он умер. Некто игумен Геронтий, желая заступить его место, взял после него архиерейское облачение с принадлежащею утварью и ещё икону, поднесённую ему Св. Петром. С захваченным чужим достоянием он, с согласия светских властей города Владимира и некоторых духовных лиц, отправился в Константинополь для посвящения на митрополию. Такой своевольный поступок Геронтия никому не понравился. Галицкий князь Юрий Львович захотел епархию в Волыни обратить в митрополию. Он начал упрашивать Св. Петра ехать в Царьград с грамотою от него к Патриарху, содержание грамоты не хотел открывать ему. Св. Пётр, после усиленной просьбы, согласился и, с полной преданностью воле Божией, собрался в путь. Князь тайно в своём послании к Патриарху просил поставить Петра в митрополиты.

       Св. Пётр благополучно достиг Царьграда. Между тем, когда Геронтий сел на корабль, поднялась сильная буря. Он принуждён был остановиться на несколько времени. На пути был ему сон, который ещё более заставил его понять, что он напрасно замыслил получить самовольно митрополию. Божия Матерь, явившись ему в том виде, как Она изображена была на иконе, писанной Св. Петром, говорила ему: «Старец, напрасно ты трудишься; святительского сана ты не получишь, этого удостоится тот, который написал Мою икону, игумен Ратский Пётр, служитель Сына Моего и Бога; он мирно упасёт стадо, за которое пролил кровь Сын Мой, Христос Господь; богоугодно поживёт и в глубокой старости отойдёт ко Господу». Этот сон сильно встревожил Геронтия. Проснувшись, он с ужасом поведал его своим спутникам.

       В то время Патриархом Константинопольским был Афанасий, муж высокой жизни. Приход будущего Святителя Русской церкви, просиявшего добродетельною жизнью, ознаменовался особенным проявлением благодати Божией к нему. Когда Св. Пётр вошёл к Патриарху в храмину, она наполнилась благоуханием. Патриарх ясно в этом увидал знамение благоволения Божия к прибывшему игумену; он с радостью его встретил. Прочитав грамоту, поднесённую ему Св. Петром от Галицкого Князя о поставлении его в митрополиты, созвал собор. На нём Св. Пётр единодушно всеми признан был достойным святительского сана. Таким образом, бывшее предзнаменование его матери, когда он был в её утробе, совершенно исполнилось. Во время посвящения лице его просияло особенною светлостью. «Слышал я,— говорит Св. Киприан,— от некоторых в Царьграде, за истину мне поведавших, что во время посвящения, лице Петра просветилось как бы лучами солнечными, так что изумились все служившие с Патриархом, и Первосвятитель, ещё более уверовав в святость человека Божия, пророчески сказал всему собору, что воистину, повелением Божиим пришёл к нам дивный муж сей, и что по благодати Св. Духа хорошо упасёт вверенное ему стадо. Его посвящение составило для всех великое торжество».

       Спустя несколько дней после рукоположения Св. Петра, прибыл в Царьград и Геронтий. Он невольно рассказал сон, бывший ему дорогою. Патриарх, обличив его, что он дерзнул без избрания священного собора домогаться святительского сана, отобрал у него архиерейское облачение и пастырский жезл с иконою Петра, а всё сие вместе с его свитою передал законному Святителю. Отпуская новопосвящённого митрополита в Россию, он напутствовал его такими наставлениями: «Внимай, чадо и брат о Христе возлюбленный, какие подвиги ты предпринял; вот поручил тебе Христос Бог великий корабль Свой наставлять и править, чтобы привести его к пристанищу спасения; не обленись и не унывай, и да не отяготишься бременем забот, ради величия и пространства земли Русской. Ты сделался преемником Апостольского служения, Христос поставил тебя делателем Своего винограда; итак, будь подражателем Апостолам, будь истинным учеником Спаса, чтобы и ты с дерзновением мог воззвать к Господу во второе Его пришествие: се аз и дети, яже ми дал еси».

       Давая такие наставления святителю Петру в продолжение нескольких дней, Патриарх, наконец, со славою и честию отпустил его из Константинополя в Россию. Всё это было в 1308 году.

       По возвращении в отечество святитель Пётр сначала жил в Киеве, но в следующем 1309 году он переехал во Владимир (на Клязьме), где предшественником его Максимом поставлена была кафедра всероссийского митрополита. При самом вступлении на митрополию он встретил много огорчений; его дотоле не знали князья северные, потому нашлись недовольные его поставлением. Первым действием святительской власти Петра Митрополита было посвящение во Владимире Архиепископа Давида Великому Новгороду. Вскоре он должен был отправиться в Брянск умиротворять князей. В то время удельный князь сего города Василий был изгнан своим дядей Святославом, но, испросив помощь хана, вёл с собою татар против родственника своего. Кроткий Святитель убеждал Святослава поделиться княжением с племянником или совсем отступиться от своих притязаний, чтобы избежать междоусобного кровопролития. Святослав не повиновался, потерял сражение и жизнь. Татары ворвались в город, и Св. Пётр принуждён был искать себе безопасности в церкви.

       Около того же времени тверской епископ Андрей, по зависти, стал распускать на Святителя Петра разного рода клеветы. Не удовольствовавшись этим, он тайно отправил к Константинопольскому Патриарху Афанасию послание, в котором возводил на него тяжкие вины. Патриарх с изумлением прочитал послание тверского епископа; ему показались сомнительны его слова. У него составилось высокое понятие о Святителе Петре; впрочем, он послал от себя в Россию одного из своих клириков по этому доносу, требуя от Русского митрополита оправдания. Св. Пётр смиренно принял постигшее его искушение, уповая на Бога, защитника. С прибытием доверенного от Патриарха собрался собор в городе Переяславле-Залесском. На сём соборе были ростовский епископ Симеон и тверской Андрей, преподобный Прохор, игумен печёрский, князья, бояре, игумны и священники. Великий князь Михаил Тверской не принимал участия в этом суде. Когда прочитан был посланный к Патриарху донос, произошло между присутствовавшими сильное волнение. Чтобы укротить его, невинный Святитель, подобно Св. Григорию Богослову, сказал: «Я не лучше пророка Ионы. Если ради меня такое волнение, то извергните меня из среды себя». Но преступная клевета епископа Андрея явно открылась пред всеми. Истина восторжествовала. Все обратились против Андрея с укоризною. Один Св. Пётр принял его под свою защиту и изрёк ему: «Мир тебе, чадо. Не ты виновен в сём, но древний завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдися лжи, а прошедшее да простит тебе Бог». Святитель Пётр, простив своего клеветника и преподав всем пастырское благословение, распустил собор.

       Подобно Афанасию Великому, просиявши своею правотою на соборе, созванном против него, он начал прилагать труды к трудам для блага своей паствы. Между тем, Св. Петру готовился новый тяжкий труд; в 1312 году умер хан Тохтаху, под игом которого находилась Русская земля, и на престол взошёл Узбек, принявший магометанство. К новому хану надлежало явиться вместе с Великим князем и Митрополиту. Путь предстоял далёкий и трудный. Бог благословил сиё путешествие Святителя полным успехом, к радости церкви, и Св. Пётр, принятый ханом с великими почестями, получил от Узбека подтверждение прежних прав своего духовенства. Ярлык хана был следующий: «Никто да не обидит на Руси церковь соборную Петра Митрополита, архимандритов, игумнов, попов: земли их свободны от всякия дани и пошлины, ибо всё то есть Божие, и люди сии молитвою своею блюдут нас; да будут они подсудны одному Петру Митрополиту, согласно с древними их законами: да пребывает Митрополит в тихом и кротком житии, да правым сердцем и без печали молит за нас и за детей наших. Кто возьмёт что-нибудь у духовных, заплатит втрое; кто дерзнёт порицать веру Русскую, кто обидит церковь, монастырь, часовню, да умрёт».

       Св. Пётр, устроив внешние дела церкви, тем с большею ревностью заботился о внутреннем благоденствии. Он обозревал епархии, не стесняясь болезнью телесною и старостью лет, поучал вверенное ему стадо словом и примером, везде являя себя отцом сирот, вдовиц и убогих. Святитель в особенности старался напомнить духовенству о его великой обязанности учить народ словами и добрыми делами. Так поучает он игумнов, попов и диаконов **): «Знайте, дети, в какое достоинство вы призваны Богом. Апостол Павел пишет: кийждо в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает (1 Кор. 7, 20). Вы, дети, называетесь стражами церкви, пастырями словесных овец, за которых Христос пролил свою спасительную кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наёмниками, которые млеко ядят и волною одеваются, а об овцах не пекутся. Не входящие дверьми во двор овчий также не суть пастыри, но татие и разбойницы (Иоан. 10, 1). Но вы, дети, таким не последуйте; подражайте же истинному пастырю Христу, как Сам Он сказал в Евангелии Своём: Аз есмь пастырь добрый, и душу Мою полагаю за овцы, и проч. (ст. 11, 15). Будьте же, дети, образцом для своего стада, по слову Спасителя, как Он говорил Своим Апостолам: вы есте свет мира, вы есте соль земли. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мат. 5, 13.14.16). Прежде всего вам должно просветиться сими добродетелями: кротостью и смирением, также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется: ибо горе человеку тому, сказал Спаситель, имже соблазн приходит (Мат. 18, 7). Оградившись страхом Божиим, отсеките, дети, от сердец ваших всякую страсть, пагубную для души: гнев, ярость, ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство. Ибо сказано: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших (Ефес. 5, 29). И Спаситель сказал: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Мат. 12, 37). Будьте, дети, в дому Божием, как маслина плодовитая, и приносите плоды духовные, святость. Упражняйтесь, дети, в чтении св. книг и в учении день и ночь, по слову Пророка: в законе Господни поучится день и нощь и проч. (Псал. 1, 2). Вы — люди святые, царское священие, язык свят (1 Петр. 2, 9). Да почивает на вас Дух Святый, как пишет Василий Великий Кесарийский в божественной литургии: свят бо есть Господь и во святых почиваяй. Нужно, чтобы дела ваши соответствовали имени вашего священства: вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20). Облекитесь, дети, как избранные Божии, в оружие света, т.е. в благочестие. Если таким образом сами вы, дети, будете творить добрые дела пред Богом, тогда в состоянии будете научить и своих детей духовных. Посему, Бога ради, всеми силами потщитесь, дети, проводить жизнь в страхе Божием, чтоб упасти себя и стадо своё и избавиться вечной муки. Писанием и неписанием понуждаю вас, дети, на дела благие: потому что и должен всегда напоминать вам и писать о том, что душеполезно и спасительно. Вместе и сам прошу, преподобные: помолитесь о моём недостоинстве и о моей худости, по слову писания: молитесь друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16): да сподобит Бог всех нас без вреда освободиться от сей суетной жизни и получить вечное блаженство и неизречённую радость Христа Бога нашего, молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы. Наконец, будем славить безначального Отца и Единородного Сына Его, Христа Бога нашего, и пречистого, преблагого и животворящего Духа: ибо так верными славится пресвятое имя Божие, и Тою Божественною силою мы избавляемся от врагов видимых и невидимых в сем веке и в будущем, во веки. Аминь».

       Стараясь через духовенство утвердить в своей пастве правоверие и добрую нравственность, св. Пётр не оставлял без внимания противников истины. Появился в это время еретик Сеит, обращённый в христианство из магометан. Он начал проповедовать учение, противное православной церкви. Между прочим, восставал против иночества, которое казалось ему недоступным для человека, излишним и вредным. Многие монахи, увлечённые его лжеучением, оставляли монастыри и вступали в супружество. Святитель Пётр обличил Сеита в заблуждении, предал его за упорство отлучению от церкви, и он вскоре зле погиб.

       Кроткий и любвеобильный Архипастырь с болезнию сердца видел, как споры за великое княжение между князьями Тверским и Московским терзали Россию, как Волынь, его отечество, была опустошена и покорена Литовцами, и самый Киев, первопрестольный город Православия, перешёл в руки язычника Гедимина (1321). Но если ничего нельзя сказать, какие меры предпринял св. Пётр к облегчению бедствий России в то время, то, по крайней мере, он положил прочное основание её мира и величия в будущем, когда перенёс с собою будущей столице России благословение Божие.

       Заслуги свои отечеству и церкви Святитель Пётр увенчал делом, чрезвычайно важным и знаменитым в истории России. Он перенёс святительскую кафедру из Владимира в Москву и чрез то положил прочное основание её возвышению над прочими княжествами. С усилением Москвы усиливалась Россия, которая, наконец, свергнула с себя постыдное иго и явилась в грозном величии в ряду европейских держав.

       В своей пастырской заботливости обозревая паству от юга к северу, он прибыл в Москву. В это время княжил здесь Иоанн Данилович, внук св. Александра Невского. Сей князь отличался благочестием. Он был милостив, любил посещать церкви Божии и слушать в них святое писание. Святитель Пётр за его благочестие очень его полюбил, а вместе с тем и Москву. Он начал более в ней жить, чем в другом городе. С 1325 г. св. Пётр уже постоянно жил в Москве. Видя доброе расположение Князя Иоанна Даниловича к Церкви Божией, он стал советовать ему поставить каменную церковь во имя Успения Божией Матери. «Если послушаешь меня, сын мой,— говорил он князю,— то и сам прославишься с родом твоим, паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами Русскими, и Святители поживут в нём, и взыдут руки его на плещи его, и прославится Бог в нём». В залог исполнения пророчества Святитель вручил князю Иоанну Даниловичу свой крест и благословил его потомство на важное предприятие. Предсказание Святителя впоследствии исполнилось. Москва сделалась столицею земли Русской; вся жизнь России в ней сосредоточилась. Любимый Св. Петром князь был признан от хана Великим Князем. Митрополит Феогност и его преемники не искали другого города для своего престола, кроме Москвы. При содействии Московских Святителей возрастала и усиливалась единодержавная власть Великого Князя Московского в потомстве Иоанновом, доколе, наконец, не облеклась порфирою царскою. Не раз Москва отражала от себя полчища врагов. В нетленных святых останках Святителей Бог дивно прославился. С любовью и радостью принял Князь совет блаженного своего учителя и с искренним усердием стал приготовлять материал для сооружения соборного храма в Москве. В августе 1326 г. храм был заложен; быстро воздвигались стены его. Святитель Пётр сам заботился, чтобы воздвигаемый храм скорее был окончен.

       Наконец, настал предел его многотрудной жизни. Провидев свой исход, он сделал себе своими руками гроб близ жертвенника. За несколько времени до кончины св. Петра князь Иоанн видел сон: будто он ехал на коне, близ реки Неглинной. Внезапно ему представилась высокая гора, а на вершине её снег. Но вдруг снег растаял и исчез: вскоре исчезла и гора. Рассказывая о сём сновидении Святителю, князь услышал от него такое объяснение: «Гора высокая — это ты, Князь, а снег — это я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни. Но как и самая гора, на которую ты долго смотрел, сделалась невидимою пред тобою, так и тебе предлежит, после моего отшествия, богоугодно царствовав и воспитав около себя благородные чада, преставиться от мира сего. Когда услышишь ты о некоем старце, к тебе пришедшем, тогда и ты уразумей о совершении доброго твоего жительства и близком отшествии к Богу». Великий князь с великим умилением внимал прозорливой речи пастыря. Эти слова Святителя Петра исполнились через шестнадцать лет, когда соборный храм Успения был окончен постройкою и освящён. В одно время ночью, когда Иоанн спокойно спал на одре своём, внезапно сама собою расторглась цепь от дверей его опочивальни, и послышался голос: «Се старец пришёл уже», но не было видно никого, кто бы произнёс слова сии; быть может, это был сам Святитель Пётр, предварявший его о времени смерти.

       Спустя четыре месяца с половиною после сего Святитель преставился (21 дек., 1326 г.).

       Пред самою кончиною Святителю Петру вторично было свыше откровение о скором его преставлении. Сердце Святителя исполнилось радостью. Он поспешил в церковь, отслужил божественную литургию; вознёс последнюю молитву о православных царях, князьях, о своём возлюбленном по духу, благоверном князе Иоанне Даниловиче и о всех благочестивых христианах земли Русской, помянул усопших в вере, в последний раз приобщился Св. Таин. Пришедши из церкви, призывает причт церковный, для наставления, как было у него заведено. Последние минуты своей жизни старается ознаменовать обильною милостынею, которую он любил подавать всегда. Изнемогая телом и желая заочно проститься с Князем, которого в это время не было в Москве, он приглашает старейшину города Протасия. «Чадо,— говорит ему,— вот, я отхожу из сей жизни; оставляю моему возлюбленному сыну, Князю Иоанну и семени его милость и благословение до века. Сколько сын мой меня успокоил, воздаст ему Господь Бог сторицею в мире сем, и живот вечный наследует он; да не оскудеют от семени его обладающие местом сим, и не упразднится память его, и Господь исполнит его влагалища за то злато, которое завещал на совершение церковного строения». Наказав передать сие князю, он вручает Протасию деньги на погребение. Преподав всем присутствовавшим благословение, он начал петь вечерню и, когда ещё молитва была в его устах, душа его отошла ко Господу. Святитель Пётр перешёл в блаженную жизнь 21 декабря 1326 года, не дождавшись полного окончания постройки соборного храма.

       Князь, услыхав о преставлении Святителя, сильно опечалился; по получении известия он тотчас поспешил в Москву. Над останками своего духовного отца пролил с народом слёзы. Честное тело Святителя возложили на одр и, по обычаю, понесли в церковь. В то время некто, втеснившись в народ, сопровождавший останки Святителя, по своему неверию, поносил его в мыслях, рассуждая в себе: «Что он за человек, что ему, мертвецу, воздают такую честь; чем он заслужил, чтоб его провожал князь и народ». Когда он это помыслил, вдруг с ужасом видит: усопший Святитель сидит на одре и на обе стороны благословляет народ, пока одр не был принесён ко гробу. Этот человек, уверившись в святости угодника Божия с такою поразительностью, поведал своё видение народу. Святые мощи Святителя Петра положены были в гроб, им самим устроенный. Вскоре после его кончины верующие начали получать при его гробе исцеления от различных недугов. Спустя двадцать дней после преставления Святителя один юноша, до того страдавший расслаблением в руках, что они у него вовсе были недвижимы, притёк с верою к его гробу, стал молить его со слезами об исцелении; руки у него тотчас укрепились и стали здоровы. В другой раз при гробе Святителя получили исцеление сгорбленный и глухой. Однажды слепой прозрел при его гробе.

       Митрополит Киприан, в бытность свою в Константинополе, подвергся нестерпимой боли, так что отчаявался быть живым. Когда он вздохнул с крепкою верою к Святителю Петру об исцелении, болезнь тотчас оставила его. «Веруйте мне,— заключает Св. Киприан своё сказание о чудесном исцелении его от болезни молитвами Святителя Петра,— веруйте, что с того часа перестала нестерпимая болезнь, и через несколько дней вышел я из царствующего града и, поспешением Божиим и Его угодника, пришёл в первопрестольный град Москву, и поклонился чудотворному гробу». Многие исцеления подаёт Святитель приходящим к нему с верою. Посему вскоре после преставления Святителя Петра его преемник Митрополит Феогност, с разрешения Константинопольского Патриарха и всего освящённого собора, торжественно причислил его к лику святых и установил праздновать его память. Каким высоким почётом пользовался Святитель и после смерти, это видно из того, что удельные и служилые князья при гробе его целовали крест в верности Великому князю Московскому. При гробнице св. Петра были избираемы и нарекаемы русские святители.

       При нашествии Тохтамыша, татары раскрыли гробницу св. Петра, думая найти в ней сокровища. С того времени мощи его почивают открыто, но после нашествия ляхов, похитивших драгоценную серебряную раку, положены под спудом и оставались в этом положении до 1812 года. Тогда Наполеон расторгнул гробницу Святителя, вероятно, с таким же умыслом, как и Тохтамыш. С дозволения св. Синода, Московский Архиепископ Августин торжественно открыл нетленные мощи и обносил их вокруг Успенского собора при освящении его 30 августа 1813 года (Памятн. Москов. древ. стр. 6—7). Память св. Петра празднуется 21 декабря в день преставления, 24 августа в память перенесения мощей в новопостроенный Успенский собор в 1471 году, и 5 октября совокупно с свят. Алексием, Ионою и Филиппом.

       Церковь, торжествуя память Святителя Петра, воспевает: «Ликуй светло благославнейший граде Москва, имеяй в себе Архиерея Петра яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща. Той бо немощи врачует, и недуги, яко тму прогонит от вопиющих ему: радуйся, иерарше Бога вышняго, тобою сия пастве твоей соделовающаго».

       Престольный град Москва, вместе с нетленными и чудотворными мощами первого своего Святителя хранит в себе его панагию, пастырский жезл и некоторые иконы, писанные его рукою (храмовая икона Успенского собора Успения Божией Матери и Петровская икона Богоматери в алтаре над жертвенником).

——————

 

Примечания:

*) Эта самая икона, именуемая Петровскою, находится в Успенском соборе, в приделе первоверховных апостолов. Другая икона Успения Божией Матери, писанная Св. Петром, стоит в иконостасе Успенского Собора, подле местного чудотворного образа Всемилостивого Спаса.
Обратно в текст

**) Прибавления к Твор. Св. Отцев. Ч. II, 1844 г., стр. 85.
Обратно

 


По книге СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ГРАДА МОСКВЫ, издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Москва, 1996 г., репринт изданий: «Жизнеописания первосвятителей и чудотворцев всероссийских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа», сост. А. Невский, М., 1894 г. и «Великий печальник за Родину Патриарх Гермоген», П. Россиев, М., 1912 г.

На заглавную страницу