|
|
Текст в старой орфографии.
|
14 АПРѢЛЬ «Смерть
и жизнь — во власти языка, и любящiе
его вкусятъ отъ плодовъ его». (Пр.
Сол. 18, 21). Ап. Iаковъ указываетъ намъ на страшное влiянiе и силу языка человѣческаго, этого малаго члена, дѣйствiя котораго такъ велики и неизмѣримы! Онъ насъ предостерегаетъ отъ опасныхъ послѣдствiй злобнаго языка, воспламеняющаго и отравляющаго все вокругъ себя; а въ выше указанной притчѣ сказано, что и жизнь и смерть какъ-бы во владѣнiи слова человѣческаго! Создавая человѣка по образу и подобiю Своему, вдыхая въ него безсмертный духъ жизни, Богъ возвысилъ его надъ безсловесной тварью, одаривъ его умомъ и сердцемъ, для выраженiя которыхъ данъ ему Господомъ языкъ — орудiе слова. Такимъ образомъ, слово есть выраженiе души человѣческой, — данное ей для прославленiя Творца, для служенiя правдѣ Божiей! Между тѣмъ, языкъ, въ жизни человѣческой, служитъ часто, почти постоянно, злобѣ, лжи, клеветѣ, богохульству; языкъ наноситъ раны, сѣетъ вражду, убиваетъ хуже остраго меча, отравляетъ вѣрнѣе самаго смертоноснаго яда. Языкъ дѣйствуетъ какъ скрытый врагъ, изъ-за угла, невидимо, трудно отъ него остеречься, трудно предотвратить нанесенный имъ ударъ; часто трудно, даже невозможно, найти источникъ злого, неумолимо-жестокаго слова и прослѣдить и угадать, откуда оно? Сколько зла, сколько страданiй, сколько убiйствъ, хуже тѣлесной смерти, были совершены языкомъ, сколько злого сѣмени имъ посѣяно! Всего этого невозможно измѣрить, смертоносные плоды эти какъ будто уходятъ въ вѣчность. Особенно безпощадно и ужасно, по своимъ послѣдствiямъ, слово невѣрiя, слово безнравственное, нечистое, отражающееся въ молодой воспрiимчивой душѣ ребенка или юноши! Такое слово убиваетъ самое дорогое, самое прекрасное въ жизни, заглушаетъ доброе Божiе сѣмя въ зачаткѣ, уничтожаетъ расцвѣтающiй цвѣтокъ, затемняетъ ясную утреннюю зорю молодой души! Часто, въ порывѣ злобы и раздраженiя, подъ влiянiемъ сомнѣнiя и личнаго разочарованiя, мы, необдуманно, безъ злого намѣренiя, скажемъ, въ присутствiи ребенка, слово выражающее состоянiе нашей души. — Мы пройдемъ мимо и забудемъ про это, а впечатлительная, молодая душа запомнитъ, приметъ въ себя это безбожное, злое, холодное слово и незамѣтно, отравится его ядомъ. Какъ-то особенно больно подумать, что это зло развивается и растетъ между людьми, носящими имя Христово и называющими другъ друга братiями. И не только злымъ словомъ, но и холоднымъ, молчаливымъ выслушиванiемъ злыхъ рѣчей мы грѣшимъ другъ противъ друга. Дѣйствительно, какъ сказано Соломономъ, смерть во власти языка, и Божiя заповѣдь «не убей», прежде всего, глубже всего относится къ нашему языку! О, если бы мы могли побѣдить силу этого грѣха, обуздать свое слово или, что еще лучше, измѣнить свое сердце, — тогда языкъ нашъ сдѣлался бы орудiемъ жизни, силой животворящей любви! Изъ сладкаго источника не потечетъ горькая вода, — изъ того сердца, гдѣ обитаетъ Богъ, не вырвется ни одно злое слово; польется одна хвала Богу, одно только выраженiе любви къ ближнему. Словомъ искренней похвалы будемъ ободрять и поощрять другъ друга, словомъ ласки радовать, словомъ сочувствiя смягчать страданiя, словомъ вѣры воспламенять сердца, словомъ благословенiя и молитвы освѣщать всю жизнь кругомъ себя и въ себѣ! Господи! измѣни наше сердце, перероди его и сдѣлай его источникомъ любви и добра, и языкъ нашъ сдѣлай орудiемъ славы Божiей и правды вѣчной! |