17. ГОД 1992-Й
В истории Православной Руси слишком памятен “год антихристова числа” — 1666-й. Не за горами и его перевертыш — 1999-й. Но и у 1992 года было какое-то свое особое предназначение, быть может, и не столь благоприятное для земных упований православных.
Едва ли не впервые этот год появляется у преподобного Нила Мvроточивого (XVI в.). Вот его пророчество на 1992 год: “Какое сделается тогда хищение! Какое мужестрастие, прелюбодейство, кровосмешение, распутство будет тогда! До какого упадка снизойдут тогда люди, до какого растления блудом! Тогда будет смущение с великим любопрением (т.е. революции и борьба партий), будут непрестанно препираться и не обрящут ни начала, ни конца (Примечание переводчиков: “Т.е. не добьются никакого толку”)” [ 1 ].
Иеромонах Петроний, Румынский скит Продром, Святая Гора Афон (1989): “О годе 1992 писали и пишут постоянно, ибо, как известно, в этом году должно произойти объединение 12-ти стран Общего Рынка в экономический и политический союз... К этому мы добавим и тот факт, что о годе 1992 в мире распространяются мрачные пророчества некоторых святых мужей, иерархов и преподобных: святого иерарха Нифонта Константинопольского, преподобного Нила Афонита, преподобного Косьмы Этолоса, Саввы из Колимноса, Каллиника из монастыря Черника и других, живших в прошедшее время” [ 2 ].
Святой Каллиник (1797-1860), основатель монастыря Черника близ Бухареста (1832): “...в одну из ночей вернулся он в келлию свою после утренней службы и, по обычаю, сел на свой стульчик, ибо таков был обычай у преподобного — отдыхать, сидя на стульчике, и никогда не лежать на кровати — и вдруг он оказался телом своим на острове св. Георгия, стоящим на ногах, — и это было не во сне, а наяву. Справа от него был святитель Николай, покровитель монастыря Черника, а слева — св. Великомученик Георгий. И стал св. Георгий выговаривать Каллинику, почему до сих пор он не начал строительство монастыря, хотя получил для этой цели деньги от архиерея.
Охваченный страхом и трепетом, игумен Каллиник отвечал:
— Простите меня, Божий святые, но я, прочитав некоторые предсказания о будущем, был уверен, что в 1848 году будет конец мира.
Тогда святые сказали ему:
— Смотри на восток!
И поднял преподобный глаза на восток и больше не увидел неба, но только великий Божественный свет. И, устрашившись, пал на землю, как мертвый. Но святые немедленно подняли его с земли и сказали ему:
— Смотри теперь на восток и познаешь тайну Провидения! И был он укреплен благодатию Божией. И увидел св. Каллиник на небе Святую Троицу такой, какой Она изображается на святых иконах, а под Ней большой светящийся пергамент, на котором было написано большими буквами: 7500 лет от Адама.
Тогда святые, которые поддерживали его под руки, сказали ему:
— Видишь, не 1848-й год конец мира, но конец мира будет тогда, когда исполнится 7500 лет от Адама. Итак, — добавили святые, — немедленно начни строить большой монастырь в форме крепости, каким он сохранился и в наши дни.
Таково видение св. Каллиника из Черники. Как мы видим, здесь речь идет о годе 7500-м от Адама, который соответствует году 1992.
Откровение святого Каллиника не может быть поставлено под сомнение в силу великой святости этого преподобного. И это наполняет нас тревогой” [ 3 ].
Из беседы с одним из духовников Троице-Сергиевой Лавры (1991):
— Отче,... что Вы думаете о наших временах? Куда мы идем и чем это должно кончиться?
— Грядет воцарение Царства Антихристова... и все признаки этого уже налицо: государственный хаос, забастовки, нехватка продовольствия при небывалом урожае, отравление природы; в стране рвутся к власти новые силы. Затем, если Господь допустит новую власть, пройдет около 3,5 лет пока она начнет показывать свое истинное лицо, а до тех пор будет эйфория свободы, помощь властей Церкви и содействие духовному возрождению России... Далее могут наступить новые великие испытания для Церкви и для народа, которых не видела еще наша история.
— Отче, но ведь были уже предсказания о пришествии Антихриста перед агрессией поляков в 1610-1612 гг., перед войной с Наполеоном в 1812 г. и пророчество св. прав. отца нашего Иоанна Кронштадтского о трагедии 1917 г., а воцарение Антихристово так и не состоялось. Может, и на этот раз все обойдется?
— Тогда и не могло оно воцариться, т.к. крепка еще была вера православная у народа! А сегодня народ глух, слеп и немощен, оторван тремя поколениями от святоотеческого духовного наследия...” [ 4 ]
Схимонах Антоний (Чернов) из Великобритании (1991): “...Вот мы уже и достигли того времени, когда имеем не только право, но и обязанность сказать, что мы живем в последние времена. Ибо уже в 1962 году президентом и создателем государства Израиль Бен Гурионом официально было объявлено, что родился “Машиах” (Мессия), которого “ждет все человечество”. При иудейском обрезании ему было наречено имя “Еммануил”, “по писаниям”, и что родной отец назвал его “Мелехом” (Царем сионской крови). “По пророчествам” этот “Еммануил” или “Мелех” объединит все человечество в одной религии... И кто не примет его религию будет уничтожен. Ясно, что эта “религия” будет без Господа Иисуса Христа, и те, кто останутся верными Христу, будут подлежать уничтожению.
Этот лжемессия, видимо, начнет свою деятельность в международной Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. * Он быстро завоюет восторженные симпатии всего мира благодаря своей “человеколюбивой” деятельности. А став “единым царем” над единым человечеством, он станет “Зверем”, “человеком греха”, “сыном погибели” (2 Фес. 2, 3; 2, 7-12).
* Западный религиозный философ Бенджамин Крим так представляет себе приход Антихриста: “Всемирный учитель объявит себя публично в назначенный день. Не думайте, что он придет как духовный наставник или религиозный руководитель. Он явится как мессия нашего времени; будет выступать по телевидению, и люди всех наций и племен будут иметь возможность видеть и слышать его — каждый на своем языке... Он будет признан всеми нациями и народами, потому что будет способен разрешить все проблемы общества и вывести человечество из мирового кризиса. Он будет человеком современных идей, заинтересованным в практическом разрешении проблем экономического и социального порядка. Каждая религия мира признает его своим избавителем. Для евреев он будет Мессией, для “христиан” — Христом, для буддистов — Буддой... Его целью будет ввести человечество в новую эру социально-экономического строя” [ 5 ]. Еще в 1950 г. Джеймс Варбург заявил: “Нравится вам это или нет, но мы будем иметь мировое правительство — или с общего согласия, или путем применения силы” [ 6 ]. 15.1.1988 г. ближайший советник М. Горбачева Г.Шахназаров выступил в “Правде” со статьей “Мировое сообщество управляемо”, в которой, в частности, отмечал: “В будущем все чаще проглядывает не очередная державная гегемония, а “мировой концерт”, исполняющий без дирижера мелодию мира и сотрудничества”. Три года спустя, на сей раз в “Известиях” (12.5.1991) и уже в качестве президента советской ассоциации политологов Г. Шахназаров продолжал развивать те же идеи: “Что бы ни говорили сторонники национальных государств и как бы ни насмешничали они над “глобалистами”, космополитами и прочей “интернационалистической публикой”, только смелые упрямцы могут не видеть, что уже началось формирование нового миропорядка, основанного на совместном и согласованном регулировании всеми нациями мирового развития”. Не отстает и М. Горбачев. Вот начало небольшой заметки в “Известиях” (9.5.1992): “Михаил Горбачев, выступая в Вестминстерском колледже в Фултоне, где 46 лет назад Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь о “железном занавесе”, призвал к созданию “всемирного правительства”, усилив ООН и изменив структуру этой организации. По его словам, в новой эпохе это позволит влиять на события и обезпечить продолжительный и устойчивый мир”. (Полностью речь см. в “Независимой газете”. 27.5.1992. С. 5). — Сост.
Подготовка уже завершена. Все начнется с удаления денег, ныне действующих во всем мире, и замены их “электронными деньгами” *. Единственным документом будет электронная печать на лбу или на правой руке. Уже построен гигантский компьютер в Бельгии, в котором хранятся сведения о каждом человеке в мире. И этот компьютер так и назван — “Зверь”. ** Число “666” уже введено в жизнь... *** Иными словами, все подготовлено к принятию антихриста и вот он уже объявлен. Пришествие его, если Господь не помилует человечество, намечено “тайной беззакония” на 1992 год, когда ему будет 30 лет.
* В Библейском справочнике методистского теолога Адама Кларка (1798) сказано: “Число зверя будет состоять из 18 чисел 6+6+6”. На основании именно этой системы чисел создана международная кредитная карточка, первые три цифры которой (международный код) — 666. Из западных публикаций известно, что карточки эти, уже приготовленные, будут выдаваться “одним центральным учреждением”, штаб-квартира которого расположена в Брюсселе [ 7 ]. Известный экономист д-р Патрик Фискет заявил, что, по его мнению, лишь один шаг отделяет нас от супердиктатора, который возглавит экономику Земли: “Этот шаг — введение новых кредитных карточек, которые уже готовы. Они будут использованы 2 млрд. человек. Карточки будут рекламироваться как самые лучшие и полезные. Каждый должен иметь ее. Поскольку это связано с антихристом, я не желаю ее. И если мне пришлют такую карточку, я отправлю ее обратно” [ 8 ]. — Сост.
** Всемирный контроль можно осуществить лишь зарегистрировав каждого человека при помощи компьютера. Президент отдела статистического анализа Общего рынка в Брюсселе Г. Эльдеман заявил в феврале 1975 г., что уже разработан план компьютерной системы, которая выведет мир из создавшегося хаоса. В начале 1974 г. доктор Эльдеман официально открыл “ЗВЕРЯ” — гигантский компьютер, занимающий три этажа в 13-этажном здании, построенном в виде креста. Таким образом “имя” компьютера сходится со зверем, о котором пишет ап. Иоанн в Откровении. Интересно, что число международного компьютерного кода 666 — совпадает с числом зверя в Откровении [ 9 ]. Д-р Эльдеман заявил, что с помощью трех 6-разрядных чисел можно каждому человеку в мире дать свой личный номер. Заявление завершилось фразой, что эта система может стать средством к достижению мира на Земле [ 10 ] — Сост.
*** Число 666 сегодня можно встретить на карточках австралийского банка и американских “Селектив Сервис”, на некоторых изделиях фирмы “Армстронг”, на обуви, выпущенной в странах Общего рынка, на форме Государственного налогового отделения (IRS) и значках работников в отделе алкоголя, табака и огнестрельного оружия (США). Эти цифры несут на себе центральные компьютеры “Сирс”, “Белка”, “Джей-си-Пенни” и др., документы американской секретной службы безопасности при президенте Картере, танки фирмы “Крайслер”, построенные в годы правления того же президента, этикетки китайских сорочек, проездные карточки для безкассового проезда в автобусе Греции. На последних — как ни разверни — видны три соединные шестерки (как и на украинских купонах). В Бруклине (Нью-Йорк) существует банк, куда можно войти только владельцу карточки с числом “666”. С “666” начинаются номера новых кредитных карточек США, а также номера автомобилей, выданных арабам в Иерусалиме. Недавно в Париже была воздвигнута стеклянная пирамида (символ масонства), состоящая из 666 стеклянных элементов, что символизирует победу “Зверя” (“Элементы”. М. 1992. № 2. С. 11). Небезынтересно, что обозначенное знаками еврейского алфавита греческое слово “ЗВЕРЬ” [ 11 ] в своей сумме составляет 666. — Сост.
Америка готовится встречать его. И даже Понтификальная Комиссия при Ватикане приглашает всех католиков “встречать” мессию вместе с иудеями. Я не успел спросить, слышно ли обо всем этом в Москве?” [ 12 ]
Епископ Григорий (Граббе) Русской Православной Церкви Заграницей (1992): “...В Ватикане в 1985 году вопросы о взаимоотношениях с иудеями из Секретариата по сношениям с нехристианами были перенесены в особую “Комиссию по объединению христиан”, возглавленную кардиналом Виллебрандсом.
Французский журналист Жан Меридан в консервативной газете “Презант” в 1986 году опубликовал содержание постановлений понтификальной комиссии и, в частности, особенно значительный ее пункт №12. Содержание его было кратко высказано в заглавии статьи: “Рим призывает католиков вместе с иудеями подготовлять пришествие мессии” [ 13 ].
Выступая в Римской синагоге, папа назвал иудеев-талмудистов “нашими старшими братьями” [ 14 ]. А католический лионский кардинал Декорте, награжденный масонским орденом “Бнай Брит”, в одной из недавних речей заявил, что “с падением коммунизма сотрудничество между иудеями и христианами в восточных странах должно содействовать пришествию мессии” [ 15 ]. * Таким образом, подтверждается предположение архимандрита Константина (Зайцева) об “объединении всех носителей апостасийного начала, от католицизма до коммунизма, на предмет встречи антихриста” [ 16 ].
Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский (1972): “Последнее предсказание адвентистов относит пришествие Христа (по сути антихриста — Сост.) к 1995 году. ** и это предсказание совпадает с последними предсказаниями раввинов, имеется указание на пришествие антихриста в это время и у св. Нила Афонского” [ 17 ].
* Ср. со словами В.Соловьева (январь 1898): “...С Вами, мой превосходный друг, моя откровенность безгранична, и я скажу Вам, что убежден, что выход в свет моего библейского труда должен предшествовать соединению Церквей сначала между собой, а потом с синагогой, и пришествию антихриста” [ 18 ].
** Если предполагать воцарение антихриста в 1995 г., то выход его на проповедь падает на 1992 год (1995 г. минус 3,5 года). — Сост.
В журнале Центра духовной абсорбции Израиля “Возвращение” (1991. № 1. Август-сентябрь. С. 31-34) раввин Западной стены Иерусалимского храма (стены плача) рав Меир-Иегуда Гец “пророчествует”: “Еще совсем немного времени осталось. Мы ждали почти две тысячи лет. Подождите еще немного и готовьтесь”. И действительно, “недавно закончилась работа по прорытию подземного тоннеля, обнажающего всю Западную стену” Иерусалимского храма. И далее: “Рав Гец готов назвать вещи своими именами: машиах (мессия) стучится в дверь”. “Наши мудрецы, — говорит он, — подробно перечислили все изменения, которые произойдут в мире перед приходом машиаха. Сегодня все предсказанное ими уже сбылось”.
В “Имперском вестнике” (Нью-Йорк, 1992. № 18. С.17-18) читаем: “Все больше говорится о приходе еврейского мессии — или по православным понятиям — антихриста. Телевизия показывает прыгающих евреев, приветствующих в экстазе скорый приход их мессии... Евреи разбиваются на секты, которые выставляют разных мессий — девяностолетних старцев... что не вполне соответствует ни еврейским ни нашим предсказаниям. Чтобы иллюстрировать еврейский экстаз по поводу прихода мессии, мы приводим нижеследующие ссылки: “Алеф” № 409, декабрь 1991 (Тебет 5752).
В интервью с А.Бовиным (в то время намеченным послом от СССР в Израиль) приведено его замечание:
“Давайте, для примера, начнем с ситуации в нашей стране. Судите сами. Поколение людей 60-х годов, наиболее яркими представителями которого среди политиков стали такие люди, как Горбачев, Яковлев, Шеварднадзе, Ельцин, имело задачу — разрушить Россию как тюрьму народов. Эта задача выполнена. Однако у “шестидесятников” уже нет внутренних сил для созидательной деятельности. Нужна новая генерация молодых политиков, свободных от стереотипов прошлого. Только такая генерация способна в своем потенциале на создание нового общества”.
Комментарий Александра Евгеньевича Бовина интересно сопоставить с выдержками из “Джюиш Пресс” от 24 января 1992 года: — На стр. 27, в статье “Мир готов к мессии, говорит равин Мэнаше Клэйн” указано что равин Клэйн рассказал на приеме удивительный анекдот: “Когда-то, кто-то жаловался на тяжелые экономические и политические условия жизни в России известному раввину XIX столетия... Хаиму Халберстам... он ответил: “К сожалению не могу вам теперь помочь. Но к приходу мессии Россия распадется на много частей и тогда прийдет мессия”... Теперь, заявил раввин Клэйн... мы видим как Россия развалилась на много частей и теперь мессия скоро прийдет”. Там же сообщается, что все раввины Шабад-Любавитчер работали приготовляя приход мессии. Например, раввин Миллер послал свою дочь Менуха Рашель в Святую Землю, чтобы подготовить приход мессии”.
Архимандрит Нектарий (Моулатсиотис) из Греции: “Одно из самых значимых знамений времени — восстановление храма евреев — храма Соломона. Красивый храм, куда Иисус Христос приходил во время еврейских праздников Ветхого Завета, был разрушен Титом в 70 г. н.э., как предсказывал Христос, не оставив камня на камне. И этот храм будет восстановлен. Сейчас на его развалинах стоит Дворец * Омара, построенный мусульманами. Этот дворец будет разрушен. <...> Это может казаться детской сказкой, но это правда, правда наших дней. Если быть конкретным, в датской газете “Зов полночи” сказано: “Израиль заказал в США 60 000 тонн самого дорогого камня оникса... который был добыт в городе Бентфорде и отправлен в Израиль для восстановления храма Соломона”. “Голос Америки” во время одной из своих передач также заявил, что “миллионы долларов собраны в Соединенных Штатах и доставлены в Израиль для построения храма Соломона, проекты которого подготовлены ** и будут переданы мессии, который скоро придет”.
<...> Св. апостол Павел говорит, что антихрист придет и воссядет в Божием храме (2 Фее. 2, 3-4). Св. апостол писал эти строки, когда Соломонов храм еще стоял перед его глазами. Но сегодня этого храма нет, поэтому он должен быть воссоздан, чтобы антихрист мог воссесть там. Дворец Омара, стоящий на месте храма Соломона, должен уйти, на его место вернется храм Соломона. Евреи много раз пытались взорвать дворец с помощью бомб. Последняя попытка, 17 месяцев назад, была снова безуспешной. На стене мы видим закрытые восточные ворота, в которые входил Господь в неделю Ваий” [ 19 ].
* Не дворец, а мечеть Омара “Харам-эш-Шериф”, постройка которой была начата в 691 г. завоевателем Иерусалима халифом Омаром. — Сост.
** Вспомним в связи с этим уменьшенную копию храма Соломона, воздвигнутую под Москвой под видом дворца бракосочетаний г. Фрязино [ 20 ]. “И архи-фундаменталист Карл Марк-Инт, — писал иеросхимонах Серафим (Роуз), — собирается построить копию иерусалимского храма в натуральную величину во Флориде (рядом с Диснейлендом!), уверенный, что настало время, когда иудеи построят тот “храм, в который сам Господь вернется, как он обещал” [ 21 ]. — Сост.
Не забудем, однако, чем завершались подобные самочинные * попытки. Так, император Юлиан Отступник (361-363), посвященный Максимом Эфесским в тайны каббалы, открыто отрекшийся от Христа, “позволил евреям восстановить разрушенный римлянами Иерусалимский храм и даже выделил им на постройку часть средств из государственных податей. Святитель Кирилл <архиепископ Иерусалимский> предсказывал, что слова Спасителя о разорении самых камней храма (Лк. 21, 6) несомненно исполнятся, и богохульный замысел Юлиана потерпит крах. ** Однажды ночью случилось такое сильное землетрясение, что даже уцелевшие основания древнего Соломонова храма сдвинулись с места, а вновь возведенные пали и рассыпались в прах. Когда иудеи все-таки снова начали постройку, с неба пал огонь и истребил рабочие орудия. Великий ужас объял всех. На следующую ночь на одеждах иудеев появилось знамение креста, которое они ничем не могли уничтожить” [ 22 ]. ***
Схимонах Антоний (Чернов) из Великобритании (1991): “Еврейский мессия войдет в Иерусалим через Золотые ворота. Уже заложен был в позапрошлом году камень в основание храма Соломона. Уже приготовлены жертвенные животные. Дважды главный раввин Израиля объявлял, что “Машиах” рожден. Для него приготовлено руководящее место в ООН. Верхушка католической Церкви — папа и кардиналы (курия) — уже приготовляются, чтобы изменить Христу. События в католической Церкви затрагивают и нас” [ 23 ].
С. А. Нилус (1911): “На месте древнего Соломонова храма, на священной горе Мориа, уже стоит “мерзость запустения”, — мечеть Омара, посвященная “богу” лже-пророка Магомета — “Звезде утренней”, шести- и пятиконечной звезде Люцифера-Денницы, “богу”, лукаво и боязливо укрывшему себя единобожием Корана. Но приблизится час, когда мечеть Омара должна будет уступить место конечной “мерзости запустения” — восстановленному якобы Соломонову храму, посвященному не единобожию Магомета, не Адонаи — Богу Ветхозаветного Израиля, Богу Моисея, Патриархов и Пророков Мессии Истинного, а дракону-змию древнему, мрачному богу еврейства талмуд-торы, шулхан-аруха, каббалы и чернокнижия волхвов, магов и чародеев, уготовавших путь апокалипсическому зверю. И зверя этого мы уже предвидим и ожидаем...” [ 24 ]
* Яркий пример последствия самочиния почерпаем в Житии блаженного Елезвоя, царя Ефиопского (†24.10. ок. 553-555), который “жил в то время, когда Аравией управлял гонитель христиан Дунаан. Благочестивый Елезвой не мог равнодушно видеть, как уничтожают верующих во Христа, и объявил Дунаану войну. Но поход его был неудачен. Желая узнать причину поражения, Елезвой, по указанию свыше, обратился к некоему затворнику, и тот открыл царю, что он поступил неправедно, решив отомстить Дунаану, ибо Бог говорит: “Мне отмщение, Я воздам! (Евр. 10, 30). Затворник посоветовал блаженному Елезвою посвятить Богу последние дни жизни, чтобы избежать гнева Божия за самовольную месть и победить Дунаана. Святой Елезвой дал обет Господу и, отправившись с войском на врага, победил его, взял в плен и казнил. После победы святой оставил царство, затворился в монастырской келлии и 15 лет провел в строгом воздержании и подвигах” [ 25 ].
** См. его письмо к Константину Младшему. — Сост.
*** Описание этого чуда встречаем мы не только у христианских писателей (Сократа Схоластика, Феодорита и Сазомена), но и у языческого историка А.Марцелина (приближенного Юлиана Отступника) и даже у талмудиста рабби Гедалиа [ 26 ].
Юрий Егоров (США, 1992): “Пророчества говорят, что перед антихристом и концом света <...> будет построен третий храм в Иерусалиме. Кажется все готово для этого: обучаются священники, даже некоторые христиане в США собирают деньги на постройку; по слухам, и весь материал уже заготовлен. Но на Храмовой горе — две мечети. И вот когда их как-либо уберут — взорвут ли, или разберут и перевезут — это будет означать — уже совсем близко, при дверех. Кстати, еще в 1941-1942 годах прот. Сергий Булгаков писал: “Обладание Святым градом, согласно пророчествам, лежит на путях его” (Израиля — в понимании, разумеется, о. Сергия — Сост.) (“Вестник РХД”. № 158. С. 168)” [ 27 ].
По сообщениям зарубежной печати “в связи с грядущим возобновлением левитского служения в новом храме в Иерусалиме предполагается созвать синедрион. Раввин М. Шнирсон (Шнеерсон? — Сост.) предсказывает, что имеющая произойти до конца этого <1992> года “катастрофическая конфронтация” приведет к пришествию мессии (“The Voice of Orthodoxy”)” [ 28 ].
“Единственный авторитет, который воспримет весь мир — это еврея, говорящего во имя Торы” (Тора — Пятикнижие Моисеево) — раввин Фридмен (из окружения раввина Шнирсона). “The New York Times Magazine” [ 29 ].
В статье иеромонаха Филадельфа, Николая Булгакова и Алексея Яковлева-Козырева, написанной “по соборному благословению православных старцев и иереев” (27.1.1992), говорится: Летом 1991 г. “в одном из старинных храмов Вологды на образе Нерукотворного Спаса стали видны две слезных струи, истекавших из очей Спасителя. А 18 августа в Грузии, недалеко от Тбилиси, в обители преподобного Антония Марткопского начала слезоточить старинная икона Богоматери русского письма (предположительно Казанская). Явления плачущих икон свидетельствуют о близости огненных испытаний. На следующий день, как мы помним, Россия была поставлена перед серьезнейшей опасностью. Августовский “путч” нужен был далеко не только самим “путчистам”. Некоторые силы хотели бы видеть в эти взрывоопасные дни как можно больше пролитой крови <...> Но Россия помолилась. В те августовские дни прошел никому не зримый единый молитвенный вздох по всей Руси, по всем ее вновь открытым монастырям и храмам <...> И Россия в те дни постилась. Это были дни строгого поста, посвященного Успению Божией Матери. И помощь пришла немедля. В день Толгской иконы Божией Матери совершилось чудо. Беда отступила. <...> 22 ноября в Смоленске в Успенском Соборе (приделе Одигитрии) начала слезоточить Казанская икона Богоматери. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сделал об этом доклад на заседании Священного Синода. О каких предстоящих скорбях предупреждают нас эти слезы на лике Всепречистой Девы? От чего Она хочет нас снова кротко и любовно уберечь?” [ 30 ]
Из журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви № 141 от 26 декабря 1991 г.: “22 ноября, в день празднования иконы Божией Матери “Скоропослушницы”, богослужение совершалось в Одигитриевском приделе Свято-Успенского собора (в Смоленске — Сост.). Во время запричастного стиха священник Иоанн Божелко с диаконом Алексием Сологубовым, совершавшие Божественную литургию, обнаружили на иконе Божией Матери “Казанской”, стоящей на Горнем месте, слезу, истекавшую из правого глаза. Истечение слезы продолжалось до начала вечернего богослужения” [ 31 ].
Сентябрь 1992 г.: “В уфимском храме Рождества Богородицы явилось чудо — начала мvроточить икона Христа Спасителя. Мvро — благовонное масло — струится с рук Христа, со страниц Евангелия, изображенного на иконе, пишет газета “Советская Башкирия”. <...> В Уфе иконы мvроточили последний раз незадолго до октябрьской революции, сообщает газета. Но тогда масло сочилось из глаз Христа, как бы предрекая будущие кровавые потрясения” [ 32 ].
Посмертные вещания преподобного Нила Мvроточивого Афонского. С. 72.
“Православная Русь”. 1989. 28 ноября.
Там же.
“Град-Китеж”. 1991. № 1. С. 1.
“Наш современник”. 1991. № 6. С. 128-129.
“Вече”. № 42. Мюнхен. 1991. С. 55.
“Наш современник”. 1991. № 6. С. 129.
Архим. Нектарий (Моулатсиотис). Когда будет Второе Пришествие Иисуса Христа. Пер. с англ. Рукопись из собрания Афонского подворья Пантелеимонова монастыря в Москве. С. 22-23.
“Наш современник”. 1991. № 6. С. 129.
Архим. Нектарий (Моулатсиотис). Когда будет Второе Пришествие Иисуса Христа. С. 23-24.
“Наш современник”. 1991. № 6. С. 129.
“Московский литератор”. 1991. № 19.
“Православная Русь”. 1992. № 19.
“Вопросы философии”. 1992. № 5. С. 73.
“Православная Русь”. 1992. 15/28 марта. С. 16.
Архип. Константин (Зайцев). Чудо русской истории. С. 153.
Прот. Митрофан Зноско-Боровский. Православие, римо-католичество, протестантизм и сектантство. Лекции по сравнительному богословию, читанные в Свято-Троицкой духовной семинарии. Джорданвилль. 1972. С. 108.
Письма Владимира Сергеевича Соловьева. Т. IV. СПб. 1923. С. 227.
Архим. Нектарий (Моулатсиотис). Когда будет Второе Пришествие Иисуса Христа. С. 17-18.
“Молодая гвардия”. 1990. № 12. С. 116-117.
Иеромонах Серафим (Роуз). Святое Православие XX век. Донской монастырь. 1992. С. 238.
Настольная книга священнослужителя. Т. 3. М. 1979. С. 84.
“Московский литератор”. 1991. № 19 С. 7.
Нилус С.А. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле. Сергиев Посад. 1911. С. 192.
Настольная книга священнослужителя. Т. 2. М. 1978. С. 216.
Бренье Ф. Евреи и талмуд. Пер. с французского графа Д.М.Граббе. Париж. 1928. С. 51.
Неопубликованная статья из архива составителя.
“Православная Русь”. 1992. 15/28 марта. С. 16.
Там же.
“Русский вестник”. 1992. № 6. С. 8.
“Московский Церковный вестник”. 1992. №1, С. 2.
“Правда”. 1992. 16 сентября. С. 1.
Назад | Содержание | Вперед
Последние изменения: 01.10.07
© О П Р И Ч Н И Н А 2000
г.