RUS-SKY (Русское Небо)  


19. “ПЕРЕД КОНЦОМ БУДЕТ РАСЦВЕТ”

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: “Не бойтесь и не страшитесь, братие, пусть крамольники-сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога “не коснит, и погибель их не дремлет” (2 Петр. 2, 3). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отмстит за нас праведно. “У Меня отмщение, Я воздам”, говорит Господь (Евр. 10, 30). Не будем поэтому предаваться унынию, видя все ныне происходящее в мире!” [ 1 ]

“Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крепкая своей верою в Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский” [ 2 ].

Старец Варнава Гефсиманский: “Но когда уже невмоготу станет терпеть, то тогда наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет” [ 3 ].

Протоиерей о. Алексий Мечев (1860-1923), настоятель храма св. Николая в Кленниках (на Маросейке), московский “старец в миру”: за два месяца до смерти к нему пришел незнакомый “господин, сославшийся на рекомендацию своей тетки, хорошо известной о. Алексию, и просил принять его. О. Алексий был болен сердечною болезнью и лежал в постели, но тем не менее принял его. Господин этот собирался законным образом с семейством выехать из Москвы на свою родину, отошедшую в пределы другого государства, и пришел просить у о. Алексия благословения на этот шаг. О. Алексий охотно благословил его и совершенно неожиданно сказал ему резко: “Вы не воображайте, что ваше дело спасать Россию, — это совсем не ваше дело. Когда придет время, то Бог пошлет нужных людей, которые это дело сделают и уничтожат большевиков так, как буря ломает мачтовый лес” [ 4 ].

Объяснен и смысл служения “народов сих” “царю Вавилонскому” в течение 70 лет (Иер. 25, 11). Более 30 лет назад епископ Канадский Виталий (позже — митрополит Русской Православной Церкви Заграницей), объезжавший свои приходы, встретил необыкновенного старика, поведавшего о сказанных ему Господом в тонком сне словах:

Вот, Я возвеличу Православие в земле Русской и оттуда оно воссияет на весь свет.

— Господи, — дерзнул я возразить Говорившему мне, — как же это будет, когда там коммуна.

— Коммуна исчезнет и развеется, как прах от ветра.

— Но зачем же она существует сейчас, если она должна исчезнуть? — вопросил я.

— Для того, чтобы сделать в России один народ, с одним сердцем и одной душой, и, очистив его огнем, * Я сделаю его Моим народом, вторым Израилем.

* Св. прав. Иоанн Кронштадтский писал: “Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото, в горниле. Душа, закосневшая во грехах всякого рода, не легко поддается чистке и врачеванию, но с большим принуждением и терпкостью и только чрез долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога, Коего была чужда, научившись всяким грехам плотским. Вот цель бед и скорбей, посылаемых нам Богом в этой жизни. Они нужны, как отдельным лицам, так и целому народу, погрязшему в нечестии и пороках. Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушения и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле” [ 5 ]. — Сост.

Но тут я посмел возразить:

— Господи, но как же это может быть, когда столько лет там люди не слышат слова Божия, у них нет даже книг, и они ничего не знают о Боге?

— Вот и хорошо, что они ничего не знают; потому что, когда услышат слово Божие, тогда всем сердцем своим, всею душой своей примут его. А здесь многие из вас ходят в церковь, но каждый верит по-своему и в гордости своей не принимает чистой Православной веры. Горе им, ибо готовят себя на сожжение. Вот Я простру десницу Свою и Православие из России воссияет на весь свет, и настанет такое время, когда дети там будут носить на плечах своих камни для постройки храмов. Рука Моя крепка и нет такой силы ни на небе, ни на земле, которая бы противостала ей.

— Вот смотри, — прозвучал голос, и я вдруг увидел как бы всю Россию, все ее границы, освященные и огражденные большими светящимися дубовыми крестами” [ 6 ].

Преподобный Серафим Саровский: “Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского” [ 7 ].

“У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие — сих врата адовы не одолеют” [ 8 ].

С.А. Нилус, отвечая на вопрос, что говорил преп. Серафим о будущем России, рассказывал в Киеве в “первые годы революции”: “Никто не ведает судеб Божиих <...>, хотя великому прозорливцу и многое было открыто. Скажу только, что о переживаемом нами страшном времени не раз говорил он близким людям и горько плакал при этом, но говорил также, что по времени Господь даст еще известный срок, около 15 лет, России на покаяние и что при освобождении нашей родины какую-то положительную роль сыграет Польша. Если после этого Россия все же не покается, то гнев Божий изольется на нее в еще больших размерах. И это несомненно так <...>, если Россия не услышит этого призыва и не возродится духовно, именно духовно, так как политически, возможно, она и не будет играть ведущей роли, то мир будет еще спасен, ибо без Православной России на земле воцарится царство тьмы, а с ним и неизбежная эсхатологическая гибель человеческая” [ 9 ].

Проф. богословия И. М. Андреев (1953): “Предсказав радостное всенародное торжество 1903 года, великий старец (преп. Серафим — Сост.) приоткрыл и последующие события. Он утверждал, что вскоре после радостного торжества наступит длительное лихолетье, когда вся Россия зальется кровью и народ русский претерпит величайшие страдания, а затем многие русские люди будут рассеяны по всему миру. Но все это послужит в конце концов к великой радости России и к великому торжеству Православия во всем мире. (Мне лично удалось в 1926 году видеть в Дивееве эти предсказания, записанные современниками преп. Серафима, а затем перепечатанные на машинке). Почти все эти предсказания исполнились. Нельзя не верить, что и последние слова — о великой радости России и о торжестве Православия во всем мире — сбудутся” [ 10 ].

Знак будущего возрождения России многие усмотрели во втором обретении мощей преп. Серафима Саровского в Дивееве 30 июля — 1 августа 1991 г. В те дни в Дивееве можно было видеть казаков в полной форме своей охотой идущих по Серафимовской канавке и вычитывающих по 150 “Богородиц” (“Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста “Богородиц” прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!”). Паломницы с Западной Украины и Молдавии. Словно перед свершившимся ныне распадом Господь, как в 1903 г., еще раз попрощался с собравшейся напоследок Большой Россией.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: “Россия мятется, страдает и мучится от кровавой внутренней борьбы, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, безначалия и крайнего упадка нравов. Судьба печальная, наводящая на мрачные думы. Но всеблагое Провидение не оставит России и в этом печальном и гибельном состоянии. Оно праведно наказует и ведет к возрождению. Судьбы Божии праведные совершаются над Россией...” [ 11 ]

Вячеслав Иванов (11.11.1917 г.):

Знаю, Господи, — будет над Русью чудо:
Узрят все, да не скажут, пришло откуда.
И никто сего чуда не чает ныне.
И последи не сведает о причине.

Но делом единым милости Господней
Исхищена будет Русь из преисподней,
Гонители, мучители постыдятся;
Верные силе Божией удивятся,

Как восстанет дивно Русь во славе новой
И в державе новой, невестой Христовой.
И вселенной земля наша тем послужит;
А сатана изгнан вон, горько востужит,

Что одолеть не силен ее твердыни,
Божии не горазд разорить святыни,
Но своею же победился победой.
Кто верит вести, слово другим поведай [ 12 ].

Иеромонах Анатолий Младший (Потапов, † 30 июля 1922) Оптинский (февраль 1917): “...явлено будет великое чудо Божие, да... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся и воссоздастся корабль (Россия — Сост.) в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо” [ 13 ].

Иеромонах Нектарий (Тихонов, † 29 апреля 1928) Оптинский (1920): “Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом богата, и в Оптиной будет еще 7 светильников, 7 столпов” [ 14 ]. *

(Начало 1920-х гг.): “Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог ее помилует. <...> А у нас такие праведники есть” [ 15 ].

Схимонах Антоний (Чернов, род. 1909) из Великобритании (1991): “Русское государство будет меньшим, чем Империя” [ 16 ].

* Как известно, кроме прославленного уже преп. Амвросия Оптинского, составлены и изданы жития иеромонаха Никона (Беляева, † 25 июня 1931), иеромонаха Нектария (Тихонова). Особым почитанием в Оптиной пользуются великие старцы: иеросхимонах Лев (Наголкин, † 11 октября 1841) и иеросхимонах Макарий (Иванов, † 7 сентября 1860); первый скитоначальник схиархимандрит Моисей (Путилов, † 16 июня 1868). Последним Оптинским старцам предстоит разгадать некую тайну, о которой поведал о. Василию Шустину летом 1910 г. схиархимандрит Варсонофий (Плиханков, † 1 апреля 1913): “Тут он мне показал ряд деревьев — кедров, посаженных под какими-то углами. Эти деревья, говорил он, посажены старцем Макарием в виде клинообразного письма. На этом клочке земли написана, при помощи деревьев, великая тайна, которую прочтет последний старец скита” [ 17 ].

Иеросхимонах Серафим (Василий Муравьев, 1865-3.4.1949) Вырицкий, последний (перед закрытием) духовник Александро-Невской Лавры (1939):

Пройдет гроза над русскою землею
Народу русскому Господь грехи простит.
И крест Святой Божественной красою
Над храмом Божьим вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Открыты будут вновь обители святые
И вера в Бога всех соединит [ 18 ]. *

“Наступит такое время, когда будет в России необычайный расцвет. Откроются многие храмы и монастыри, даже иностранцы будут к нам приезжать креститься. Но это ненадолго, лет на 15, потом придет антихрист” [ 19 ].

* Другой вариант: “Пройдет гроза над Русскою Землею. Народу русскому Господь грехи простит, и Крест Святой Божественной красою на Божьих храмах снова заблестит. Открыты будут вновь обители повсюду, и. вера в Бога всех соединит, и колокольный звон всю нашу Русь Святую от сна греховного к спасенью пробудит. Утихнут грозные невзгоды, своих врагов Россия победит, и имя Русского, Великого народа, как гром по всей вселенной прогремит” [ 20 ].

Чтобы вполне уразуметь возможность исполнения пророчеств в наши дни, приведем слова из беседы святителя Игнатия Брянчанинова “О причине отступления человеков от Бога”, писавшего о ВЕТХОМ ИЗРАИЛЕ, * “исполнившем меру своих беззаконий богоубийством”: “Все народы смотрят на иудеев с недоверчивостью; положение их безпрестанно колеблется соответственно разнообразным взглядам на них разных правительств, часто подвергались они тяжким гонениям, нередко гибли многими тысячами. Страна их поражена гневом Божиим. <...>

Несколько раз оставляли израильтяне Бога и уклонялись в идолопоклонство. За эти временные уклонения они подвергались временным наказаниям, из которых продолжительнейшим был семидесятилетний плен их в Вавилоне. ** Отвергши Мессию, совершивши богоубийство, они окончательно разрушили завет с Богом. За ужасное преступление они несут ужасную казнь. Они несут казнь в течение двух тысячелетий и упорно пребывают в непримиримой вражде к Богочеловеку. Этою враждою поддерживается и печатлеется их отвержение. <...>

* Некоторые (прот. Борис Кирьянов) считают, что упоминание св. ап. Павлом в Послании к колоссянам (3,11) трех поименованных народов — иудеев, эллинов и скифов — свидетельствует о том, что русские — третий избранный народ.

** Израиль — священное имя народа Союза-Завета. Не смешивать с названием современного государства, в котором, в противовес ветхозаветному иудейству, господствует талмудический иудаизм. — Сост.

Поведение иудеев относительно Искупителя, принадлежа этому народу, несомненно принадлежит и всему человечеству (так сказал Господь, явившись великому Пахомию) <...>

Отчего бы могло произойти такое невероятное ослепление, такое непонятное омрачение, такое чуждое смысла упорство и ожесточение? — Отвечаем: от безнравственной жизни. <...> Господь удостоверял иудеев о Себе сильным, неотразимым словом: они отвечали хулами. Он приводил неоспоримые доказательства Божества Своего: они в ответ брались за камни, чтоб убить Его. Он убеждал их оставить искание славы от человеков, при котором невозможно служение Богу: фарисеи в ответ насмехались над Господом; для грехолюбивых сердец их показалось уже странным и диким учение о добродетели. <...>

Причиною отречения иудеев от Спасителя была их безнравственная жизнь, и частная, и общественная, представлявшая собою постоянное нарушение и попрание закона Божия <...>

Отступление нового Израиля * от Спасителя к концу времен, примет обширное развитие, как предвозвестил Апостол: “Отступление придет прежде, а потом, как последствие и плод отступления, откроется человек беззакония, сын погибели” (2 Сол. 2, 3), который дерзнет назвать себя обетованным Мессиею, потребует себе божеского поклонения, и получит его от приготовивших себя к принятию антихриста явным и тайным отступлением от Христа” [ 21 ].

* “И вся земля будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет” (Иер. 25,11). Сказанное обычно относят и к судьбе России, предавшейся богоборческой власти и попустившей цареубийству. — Сост.

Иеросхимонах Алексий (Соловьев, 1846 — 22.9.1928), старец Зосимовой пустыни, * видя как на выборах Патриарха Тихона (5 ноября 1917) люди плакали, громко воскликнул: “Кто это тут говорит, что пропала Россия? Что погибла? Нет, нет, она не пропала, не погибла и не погибнет, — не пропадет, но надо, значит, через великие испытания очиститься от греха Русскому народу, надо молиться, каяться горячо. Но Россия не пропадет и не погибла она” [ 22 ].

* Новым Израилем (со времен Христа — Церковь. Евр. 8, 8) свершается Израиль ветхий. Не обречен ли он в какой-то мере на отступничество самим своим богоданным именем: Израилем, как известно, был назван Иаков, боровшийся с Богом в лице ангела Божия (Быт. 32,28; Ос. 12,4)? — Сост.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России: “Все чаще и чаще раздаются голоса... что “только чудо может спасти Россию”. Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией, того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Св. Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверствие жителей...” [ 23 ]

“Грех, тяготеющий над нами, — сокровенный корень нашей болезни... Грех растлил нашу землю, расслабил духовную и телесную мощь русских людей... Грех помрачил наш народный разум... Грех разжег пламень страстей, вражду и злобу... Нераскаянный грех вызвал сатану из бездны...

Отложите житейские заботы и попечения и спешите в Божии храмы, чтобы восплакать перед Господом о грехах своих... Пусть каждый из вас попытается очистить свою совесть перед духовным отцом и укрепиться приобщением Животворящего Тела и Крови Христовых. Да отмоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния и да процветет снова плодами духа...” [ 24 ]

Епископ Иоанн (Максимович † 2.7.1966) Шанхайский так разумел “апокалиптическую миссию русского народа за рубежом” (1938): “Наказывая, Господь одновременно и указывает русскому народу путь ко спасению, сделав его проповедником Православия по всей вселенной. Русское рассеяние ознакомило с Православием все концы мира, ибо русская беженская масса, в значительной части, безсознательно является проповедницей Православия.

Русским за рубежом дано по всей вселенной светить светом Православия, дабы другие народы, видя добрые дела их, прославили Отца нашего, Иже есть на небесах, и тем снискали себе спасение... Зарубежье должно обратиться на путь покаяния и, измолив себе прощение, возродившись духовно, сделаться способным возродить и страдающую нашу Родину” [ 25 ].

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: “Судьбы Божии праведные совершаются над Россией, как они совершались в предшествовавшие века ее существования, — при древних Великих Князьях и Царях наших. Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, премудро, метко кладет на свою наковальню всех подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим небесным Отцем, Которого ты безмерно прогневала!” [ 26 ]

“Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом и тогда Бог примирится с нами” [ 27 ].

(8.9.1906): “Обратись к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных — обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели! Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоцененное жизненное сокровище — Веру Православную с Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дщерей, мнящих себя образованными, но истинное образование, то есть по образу Божию, без Церкви быть не может” [ 28 ].

(6.5.1907): “Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глиняные горшки (сосуды скудельные — Пс. 2), если не обратятся и не покаятся, а Церковь останется непоколебимою до скончания века, и Монарх России, если пребудет верен Церкви Православной, утвердится на Престоле России до скончания века” [ 29 ].

“Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной вере своей и к Святой Церкви — матери своей — и будешь победоносна и славна, как и в старое верующее время. Полно надеяться на свой кичливый, омраченный разум. Борись со всяким злом данным тебе от Бога оружием святой Веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью и верностью твоих сынов!” [ 30 ]

Архиепископ Иоанн (Шаховской), Сан-Францисский (11.8.1981): “Предвестие о падении православной России прозвучало над страною в падении Царя-Колокола... Образ этого великого колокола, ставшего безгласным и расколотым, остается в Кремле до наших дней перед глазами всего русского народа. Царь-Колокол лежит на земле, как притча, как зов к покаянию. Но русские люди привыкли более гордиться своим Царем-Колоколом, чем уразумевать значение его падения. Этот лежащий во прахе Царь-Колокол Кремля остается до наших дней символом недостигнутой цели русского народа, недостроенности “Дома Пресвятыя Богородицы”. И рядом с этим образом падения стоит образ Ивана Великого, Пророка и Предтечи Господня, этот “глас вопиющего в пустыне”. И в самом своем молчании он зовет русский народ — и все народы — к покаянию” [ 31 ].

Н. Устрялов, философ: “Если Россия выйдет из него (кризиса) страною безмузыкальной цивилизации только, если она утратит в нем своего Бога, свою душу живу — это будет не чем иным, как особою лишь формой ее исторической смерти, которой так боялся Леонтьев” [ 32 ].

Милость Господня может быть явлена, если все пойдет по схеме событий: ГРЕХ — ПЛЕНЕНИЕ —  ПОКАЯНИЕ — ОСВОБОЖДЕНИЕ. Судя по происходящему сейчас, нас может ожидать и другой вариант: ГРЕХ — ПЛЕНЕНИЕ — НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОКАЯНИЕ — БОЖИЯ КАРА — ГИБЕЛЬ БОЛЬШИНСТВА И СПАСЕНИЕ “МАЛОГО СТАДА” [ 33 ].

Иеромонах Нектарий Оптинский (1924): “Во дни Ноя Господь в течение ста лет говорил, что будет потоп, но ему не верили, не каялись, и из множества людей нашелся один праведник с семейством. Так будет и в пришествии Сына Человеческого” [ 34 ].

“Во дни Ноя было так, — поток приближался. Ной о нем знал и говорил людям, а те не верили. Он нанял рабочих строить ковчег, и они, строя, не верили и потому получали лишь плату, но не спаслись. Те дни — прообраз наших дней. Ковчег — Церковь. Только те, что будут в ней, спасутся” [ 35 ]. *

* С 1916 г. в затворе. Избранный на Поместный собор 1917-1918 гг., тянул жребий при выборе Патриарха. С 1923 г. — в Сергиевом Посаде. Церковное предание давно фактически канонизировало старца.

Игумения Руфина (Кокорева, 1872 —15.8.1937): “Если все мы, изгнанники земли родной, с воплем крепким припадем к Чудотворному Образу Царицы Небесной и едиными устами и единым сердцем возопием к Ней: “Матерь Божия, спаси землю Русскую!”, то неужели же Она не услышит нас? Нет, возлюбленные! Она услышит, Она умолит Возлюбленного Сына Своего преклонить праведный гнев Свой на милость, если только... покаемся и дадим обещание направить жизнь свою по заповедям Божиим!” [ 36 ]

Иеросхимонах Михаил (Питкевич, 24.7.1877-15.4.1962), Младший, последний великий старец Валаамский (1957): “Там (в Америке — Сост.) — капище сатаны, центр сатанистов. Это (говорил он о России — Сост.) земля мучеников, земля исповедников, полита их кровью, очищается как золото в огне” [ 37 ]. *

Петр Мар (1970): “От бывших теперь в Советском Союзе туристов я слышал, что в простом народе тайком ходит сказание о пророчестве св. Серафима, что большевицкое иго окончится через “десять седмин”, т.е. через 70 лет после 1917 года, или в 1987 году...” [ 38 ]

Архиепископ Троицкий и Сиракузский Аверкий: “...Как учит Св. Церковь, время появления антихриста зависит, в сущности, от нас самих. Если будет у нас истинное покаяние, исправление жизни и обращение к Богу, оно будет отсрочено Богом. И Россия наша может еще воскреснуть и возродиться к новой жизни, но опять-таки, если будет такое покаяние у русского народа, хотя бы на апокалиптические полчаса, ибо надо же исполниться тому, что предречено в Писании” [ 39 ].

* В другое время старец, говорил: “Ной звал всех людей, а пришли одни скоты” [ 40 ]. И еще: “...Теперь совершенно необоснованно считают, что эпоха, пережитая родом человеческим в предпотопное время, была безотрадной, дикой и невежественной. На самом деле культура тогда была весьма высокой. Люди многое что умели делать, предельно остроумное по замыслу и благолепное по виду. Только на это рукотворное достояние они тратили все силы тела и души. Все способности своей первобытной молодой природы они сосредоточили лишь в одном направлении — всемерном удовлетворении телесных нужд. Беда их в том, что они “стали плотью”. Вот Господь и решил исправить эту их однобокость. Он через Ноя объявил о потопе, и Ной сто лет звал людей к исправлению, проповедовал покаяние пред лицем гнева Божия, а в доказательство правых слов строил ковчег. И что же вы думаете? Людям того времени, привыкшим к изящной форме своей цивилизации, было очень странно видеть, как выживший из ума старикашка сколачивает в век великолепной культуры какой-то несуразный ящик громадных размеров да еще проповедует от имени Бога о грядущем потопе...” [ 41 ]

И еще: каждый из нас должен дать себе ясный отчет в том, что Покров Божией Матери над Россией может быть отъят по нашей греховности в любую минуту. В этом смысле во многом замечателен рассказ владыки Аверкия: “В Болгарии еще в 30-х годах нынешнего столетия произошел следующий замечательный случай. Умер 14-летний мальчик. Когда его отпевали, он вдруг поднялся из гроба и начал безутешно плакать. Перепугавшиеся вначале родные стали затем его успокаивать, и когда это, после долгих стараний, им, наконец, удалось, они стали спрашивать его о причине такого безутешного плача, и он рассказал им следующее: “Когда я умер, то сразу же попал в те места, где мучаются грешники. Какие у них были страшные лица, — я не могу этого забыть, а мук их я не в состоянии описать! Это так ужасно, что человек не может всего этого вообразить! Потом повели меня в райские обители, и я увидел Пречистую Матерь Божию, как Она молилась за грешников и за весь мир. Лицо Ее, блиставшее дивной красотой, было измученное, слезы градом катились по нему. Увидя меня, Она сказала: “Ты не останешься здесь, — ты вернешься на землю к людям. Скажи им, что они замучили Меня грехами своими: Я не в силах больше молиться за них, Я изнемогаю... Пускай они пожалеют меня!” Событие это произвело потрясающее впечатление по всей Болгарии. И не удивительно. Ведь если этот грешный мир еще существует, то это потому, что над ним распростерт омофор Пречистой. <...> И в тот день, когда отнят будет чудесный омофор, “земля и все дела на ней сгорят” (2 Пет. 3,10) это и будет страшный день кончины мира, Второго Пришествия Христова и Страшного Суда — “день гнева Божия” (Отк. 6,17)[ 42 ].

Протоиерей Владислав Свешников (1993): “Именно возрождение (России — Сост.), потому что весь отходящий век народ наш находился в обмирании, близком к смерти, и речь не могла идти о простом печении. Лечение нужно больному, возрождение — мертвому. Понимающие дело ищут условий именно возрождения, а не лечения. Припарки — больному; а давно мертвому — голос Имеющего силу воскрешать: “Лазаре, гряди вон”. Итак, Россию может возродить только всесильное слово Божие <...> Чудо Божие, которого мы ждем, относится к разряду “обыкновенных чудес”. Оно не будет сопровождаться громами и молниями. Просто помимо демонических усилий нынешних верхушечных деятелей все начнет помаленьку двигаться к добру, и всем будет ясно, что именно помимо усилий, и задача только в том, чтобы осторожно и бережно содействовать промыслительным движениям. Мы ждем такое чудо — и потому чудо возможно. Не потому, что для него необходимы какие-то предварительные условия. Чудо — всегда знак особой милости Бога Всемогущего. Промысл Божий преодолевает законы естества, когда действие законов преграждает дорогу милости. Но Промысл совершает чудо, когда есть готовность его принять, и нет места пренебрежению, а сердца раскрыты к вере и благодарности. Если нет — то “не совершил тут Иисус чудес по неверствию их” (Мф. 13,58), — то есть по оскорбительной неготовности принять. <...>

Мы очень надеемся, но и с тревогой вглядываемся: где люди нового ведущего слоя? Их пока не видно, но, потенциально, хоть и в малом числе, они, пока не востребованные, скрываются до времени в глубине народа. Лишь бы, когда придет время Божия посещения, те, кто пока еще смиренно не вышел на поприще общественного служения, были бы отмечены Богом, обнаружены народом, выведены на это поприще и не посмели бы отказаться. Они не только не будут рваться к власти, но наоборот — чрезвычайно неохотно соглашаться на нее. Потому они будут обладать подлинной независимостью, и у них будут развязаны руки для честного, открытого и решительного действия. Люди нового слоя едва ли выйдут с разработанными детально кабинетными программами, потому что будут смиренными делателями чуда, и их главной задачей будет — внимательно наблюдать за действительностью, творимой Богом; чтобы не перечить Божиему деланию” [ 43 ].


Примечания:

  1. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 180.

  2. “Православная Русь”. 1991. № 9.

  3. Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. С. 14.

  4. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. 1. С. 196.

  5. “Душеполезное чтение”. 1904. Ч. 3. С. 193.

  6. “Православное обозрение” (Канадский филиал братства прел. Иова Почаевского). 1959. № 28 (сентябрь).

  7. “Прибавление к Почаевскому Листку”. 1907. № 5.

  8. “Душеполезное чтение”. 1904. Ч. 3. С. 253.

  9. Тимофиевич А. Преподобный Серафим Саровский. (К пятидесятилетию прославления). 1903-1953. Издание Успенского женского монастыря “Новое Дивеево”. 1953. С. 70.

  10. “Православный путь”. Джорданвилль. 1953. С. 8.

  11. Новые грозные слова. С. 42.

  12. “Наш современник”. 1991. № 12. С. 169.

  13. “Православная Русь”. 1970. № 1. С. 9.

  14. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. С. 538.

  15. Павлович Н.А. Рассказы о старце Нектарии Оптинском, Рукопись. Б. м. и г. (Архив Оптикой пустыни). “Литературная учеба”. 1992. Кн. 4. С. 16.

  16. “Московский литератор”. 1991. № 19. С. 7.

  17. Прот. Василий Шустин. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. С. 28.

  18. Новиков А.Н. Праведная и подвижническая жизнь Серафима Вырицкого (1865-1949) // “Санкт-Петербургские епархиальные ведомости”. 1990. № 1-2. С. 33.

  19. Там же. С. 35.

  20. К.В.П. О будущем России // “Царь-колокол”. № 2. М. 1990. С. 8-9.

  21. Свят. Игнатий (Брянчанинов). О кончине мира. М. 1991. С. 20-22, 27-28.

  22. “Православная Русь”. 1970. № 1. С. 9.

  23. “Новый мир”. 1992. № 6. С.237.

  24. “Томские Епархиальные ведомости”. 1919. № 10.

  25. Иеромонах Серафим (Роуз). Будущее России и конец мира. С. 21.

  26. Новые грозные слова. С. 42.

  27. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 164.

  28. То же. Т. IV. С. 238.

  29. Новые грозные слова. С. 38.

  30. Архиеп. Аверкий. Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 238.

  31. “Вестник РХД”. № 159. Париж-Ныо-Йорк-Москва. 1990. С. 239.

  32. Устрялов Н. Под знаком революции. Харбин. 1925. С. 303.

  33. Подробнее см. в ст.: Тростников В.И. Старая сказка и новая действительность // “Вече”. № 37. Мюнхен, 1990.

  34. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. С. 523.

  35. Павлович Н.А. Записи об отце Нектарии // Митрополит Вениамин (Фвдчвнков). Божьи люди. Машинопись. Б. м. и г. (Архив Оптикой пустыни). “Литературная учеба”. 1992. Кн. 4. С. 7.

  36. Монахиня Таисия. Русское Православное женское монашество ХУ1И-Х1Х веков. Джорданвилль. 1985. С. 277.

  37. Монахиня Мария (Стахович). Иеросхимонах Михаил. Последний Великий старец Валаамский // “Русский паломник”. № 8. Чико (Калифорния). 1993. С. 129.

  38. “Православная Русь”. 1970. № 1. С. 12.

  39. Архиеп. Аверкий {Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 126.

  40. Павлович Н.А. Записки об отце Нектарии. “Литературная учеба”. 1992. Кн. 4. С. 8.

  41. Владыка Стефан (Никитин). Машинопись. Б. м. и г. (Архив Оптикой пустыни). “Литературная учеба”. 1992. Кн. 4. С. 7.

  42. Архиеп. Аверкий (Таушвв). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 428.

  43. Прот. Владислав Свешников. Новый ведущий слой // “Православная беседа”. 1993. № 4. С. 27-28.

Назад | Содержание | Вперед


RUS-SKY (Русское Небо) Последние изменения: 01.10.07
© О П Р И Ч Н И Н А 2000 г.