RUS-SKY (Русское Небо)  


2. “И СЕ ЛЕТО НА КОНЦИ ЯВИСЯ...”

Первые христианские писатели решали вопрос о кончине мира под влиянием иудейского предания, по которому настоящий мир должен существовать лишь 6000 лет [ 1 ].

Такое мнение встречается у блаженного Ипполита [ 2 ] и у Лактанция (втор. пол. III — пер. четверть IV вв.) [ 3 ].

Преподобный Иоанн Дамаскин († 4 декабря ок. 777): “Глаголют же ся убо сего мира седмь век. Рекоше от небеснаго и земнаго сотворения. Даже и до общаго человеком скончания и востания” [ 4 ].

Соловецкая Палея XVII в.: “И постави Бог противу седми дней 6000 лет, а осмой тысящи несть конца, еще есть осмый день, сиречь век немерцая безконечный в един день той есть” [ 5 ].

Слово “о небесных силах, чего ради создан бысть человек”, приписываемое то Святителю Кириллу, епископу Туровскому († 28 апреля 1183), то преподобному Авраамию, чудотворцу Смоленскому († 21 августа, не позднее 1220): “Устави Бог рок на земли жития человеческаго 7000 лет, и еже что изберет в ту семь тысяч лет, то теми исполнен есть чин ангелов, отпадший с небеси”. (Таким образом, бытие человечества на земле связывается с целью восполнения ангелов до первоначального их числа) [ 6 ].

1492 ГОД

Святитель Киприан, митрополит Московский, всея России чудотворец († 16 сентября 1406) в послании к Высоцкому игумену Афанасию: “Ныне последнее время, и летам скончание приходит и конец веку; бес же весьма рыкает, хотя всех поглотить, по небрежению и лености нашей. Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась простота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились” [ 7 ].

“Послание от невидимого Отца Господа нашего Иисуса Христа”, входящее в состав Киприановского часослова (XIV в.): “А лета и времена и дни кончаются, а страшный суд готовится” [ 8 ].

Святитель Фотий, митрополит Киевский († 2 июля 1431): “Сей век маловременный преходит; грядет ночь, жития нашего престание, когда уже никто не может делать. Седьмая тысяча совершается; осьмая приходит и не преминет, и уже никак не пройдет. Блажен, кто уготовил себя к осьмой тысяче, будущей и безконечной, и сего ради молю вас: будем делать дела света, пока еще житие наше стоит” [ 9 ].

Агиограф Епифаний Премудрый, инок Троице-Сергиева монастыря (2-я пол. XIV — 1-я четв. XV в.) в “Житии Сергия Радонежского” писал, что такой светильник, как Преподобный, недаром воссиял в Русской земле на скончании седьмой тысячи лет. В “Слове о житии и учении” св. Стефана Пермского: “...не ции же, скудни суще умом, реша... издавна в Перми не было грамоты, и тако ижжившим им век свой без нея; ныне же в скончания лет, в последняя дни на исход числа седмыа тысящи, паче же мала ради времени, точию за 120 лет до скончаниа веку, грамота замышляти” [ 10 ].

Из этого последнего Жития, со слов исследователя эсхатологических сочинений В. Сахарова, узнаем, что “март считался тогда роковым месяцем, в который должна последовать кончина мира, потому что в марте месяце, как тогда думали по свидетельству писателя Жития и как говорят упомянутые сказания, создан был Адам, в марте евреи перешли через Чермное море, в марте было Благовещение, смерть Спасителя, вследствие этого в марте же должна последовать и кончина мира” [ 11 ].

Архиепископ Ростовский Феодосии, позже митрополит Московский (1461-1465) в грамоте 1455 г.: “...яко же ныне прилучится седмая тысяща последняго ста 63-го лета” [ 12 ].

Переписчик Тимофей Вениамин, оканчивая в конце 1489 г. рукопись, содержащую слово Афанасия Александрийского, написал: “писах к вечеру солнечнаго дне захода, седморичнаго реку века” [ 13 ].

Из пасхалии середины XV в. на 6965-6969 (1457-1461) гг.: “В лето 6967 (1459) круг солнцу 23, лун. 13. Индик. 7. Фемелиос. 26. В то лето будет рожество антихристово и будет в рождении его трус. Таков никакоже николиже не бывал. Прежде времени того окааннаго и лютаго и страшнаго. И будеть плачь велик тогда по всей земли вселеньской. И в ты дни зри круг солнцю и луне. И начнут быти знамения в них. И гибости звезд на небеси, а плачь на земли. Увы, увы будет нам грешным. Тогда горе беда велика в ты дни. И в лета сия. Зде страх, зде скорбь, зде беда велика. В распятии Христово сии круг быс<ть>. И се лето на конци явися. В няже чаем всемирное Твое пришествие, о Владыко. Умножишася безакония на земли. Пощади нас, о Владыко. Исполнь небо и земля славы Твоея. Пощади нас, Благословен грядый во имя Господне. Пощади нас. Блюдете убо известно и разумно, о братие. Кто хощет быти в то время. Бегаяи, бежи неверия” [ 14 ].

“Изложение пасхалии седмыя тысяща последнее сто”, принадлежавшее преп. Кириллу Белозерскому (запись под 1459 г.): “Зде страх, зде скръбь, зде беда велика: В распятии Христово сии круг бысть, и се лето на конци явися, в не же чаем всемирное Твое пришествие. О Владыко, умножися беззаконие на земли, пощади нас. О Владыко, исполънь небо и земля славы Твоея, пощади нас. Благословен гряды во имя Господне, пощади нас. Блюдете убо известно и разумне, о братье, кто хощет быти в то время: бегаа бежи невеж и невериа, Быша и при нас Измаилы зде и дозде и пакы” [ 15 ].

В пасхалии из рукописи середины XV в. под 7000 г.: “Конец седмые тысящи. Доселе уставиша святии отци наши. Держати пасхалию до лета седмотысящнаго. Неции же глаголют тогда будет второе пришествие Господне *. Глаголет же святый евангелист Марко, о дни том и часу никто же не весть...” [ 16 ]

В одной из греческих Пасхалий да 7000-м годом записано: “Увы, увы в конец веком доспевшим” [ 17 ].

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, чудотворец († 9 сентября 1515) в послании Нифонту, епископу Суздальскому: “...подобает всем, паче ныне, даже до смерти подвизатися. В последняя сия лета и во времена лютейша паче всех времен. О них же рече великий апостол Павел: “В последняя дни настанут времена люта, приидет прежде отступление и тогда явится сын погибельный”. Се ныне уже прииде отступление” [ 18 ].

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский († 3 декабря 1505) в послании архиепископу Иоасафу, Ростовскому: “...надобе о том подвиг велик держати, егда скончаются лета, а животом еще пробавит Бог мир. Ино то еретикомь, жидовскаа мудрьствущимь будеть дерзость, и христианству будет спона велика” [ 19 ].

Известно, что жидовствующие также разделяли мнение о кончине мира через 7000 лет. Не ожидали же его в 1492г. из-за разности в исчислении.

В том же послании святитель Геннадий писал: “...преидут три лета, кончается седмая тысяща. Ино и аз слыхал у Алексея (последователя ереси жидовствующих — Сост.), и мы деи тогды будемь надобны. Ино еретици себе надежно чинят, да и Шестокрил если учил того для, и обретох в немь ересь числа поставлены. От Адама, 200 и 70 и 6 девятнадесятиць, ныне идет шестаа девятнадесятица. По чему жидова лета чтут, ино то учинили на прелесть христианьскую. Хотять рещи. Лета христианьскаго летаписца скратишас<я>. А наша пребывают. А то хотят ту прельсть явити. Како изойдеть наша паскалиа... Ино те числа, что поставлены. 200. 70. 6 девятнадесятиць лет будет от Адама до сех мест 5000 и 200 и 28. И потому ино у них еще пришествиа Христова нет, ино то они ждуть антихриста, ино прелесть великаа” [ 20 ].

Заинтересовавшись, как считают время от сотворения мира латиняне и магометане, святитель узнал, что латинское летоисчисление на 8 лет впереди русского, а по татарскому счету до второго пришествия остается 102 года [ 21 ].

Свою пасхалию на 8-ю тысячу лет святитель Геннадий составил лишь после Пасхи рокового 1492 года [ 22 ].

В предисловии к другой пасхалии на 8-ю тысячу, составленной митрополитом Московским (1491-1494) Зосимой по совету “с архиепископы, и епископы, и архимандриты и всего освященънаго събора русскиа митрополиа”, говорилось: “смиренный Зосима, митрополит всея Руси, трудолюбно потщався написати пасхалию на осмую тысячу лет, в ней же чаем всемирнаго пришествия Христова” [ 23 ].

“...тяжела была, — писал С. П. Шевырев, — ночь на 25-е марта 1492 года. По истечении роковых трех лет господства антихристова (начавшегося по общераспространенному мнению в 1489 г. — Сост.), которое находили современники в учении жида Схарии и его последователей в Новгороде и Москве, робкие люди в эту ночь с трепетом ужаса ожидали всемирного звука трубы архангелов Михаила и Гавриила. Можно представить себе, с какою радостью проснулись эти люди в праздник Благовещения...” [ 24 ]

Русской Православной Церкви предстояло в какой-то мере повторить путь ранних христиан. По словам архимандрита Киприана (Керна, 1899 11.2.1960): “Христианству не суждено было замкнуться в некую эсхатологическую секту. Ожидание паруссии не могло длиться веками. Она должна была в сердцах христиан III в. претвориться в апокалиптические чаяния последнего часа истории. Надо было принять эту историю, войти в ее ритм и жить еще неопределенное время на этой планете. “Новое небо и новая земля, на которых живет правда”, становятся чаянием не сегодняшнего дня. “Да прейдет мир сей” (“Дидахэ”) — молятся пророки экстатики раннего христианства. Но их “маранафа” сменяется у Тертуллиана иной молитвой, “о замедлении конца” [ 25 ].

Святитель Феофан (1815-1894), Затворник Вышенский: “Предсказания уже сколько раз бывали, что вот-вот конец лета. И все невпопад. — Спаситель сказал, что никто не знает времени. Нечего потому гадать и смущаться гаданиями других. Что будет Второе Пришествие, то несомненно. И то несомненно, что оно будет внезапно, — при всех предзнаменованиях великих. Остается нам только ожидать непрестанно Господа, и готовиться к сретению, не гадая о времени” [ 26 ].


* В этой же рукописи под 6978 г. записано: “Начало царства антихристова. Ему же имя Гог...” — Сост.


Примечания:

  1. Невоструев К.И. Слово св. Ипполитта об антихристе. М. 1868. С. 243. Со ссылкой на: Buxtorfii loh Synagoga ludica. Ed tertia. Basiliae 1661. Р. 717-718.

  2. Невоструев К. Слово св. Ипполита об антихристе. С. 43-44 введения.

  3. Садова А. Древнеиспанский церковный писатель Лактанций. СПб. 1895. С. 176.

  4. Чтение в Обществе истории и древностей российских за 1877 г. Кн. IV. С. 102. Стб. 1 и 2.

  5. Сборник отделения русского языка и словесности. Т. XVII. С. 205. То же толкование и в “Шестодневе” из Сборника Соловецкой библиотеки (№ 868. Л. 21).

  6. Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула. 1879. С. 54.

  7. Там же. С. 55.

  8. Там же.

  9. Вадковский А.В. Исследование о поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси // “Православный собеседник”. 1875. Март. С. 313.

  10. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев. 1901. С. 429.

  11. Сахарова. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. С. 56-57.

  12. Шевырев. С. История русской словесности. Ч. 4. С. 83.

  13. Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания. С. 56.

  14. Славяно-русские рукописи Ундольского, описанные им самим с № 1 по 579, с приложением очерка собрания рукописей Ундольского (Викторова). СПб. 1870. Стр. 328-329.

  15. Труды отдела древнерусской литературы. Т. XXXVI. Л. 1981. С. 58.

  16. Горский А.В., Нввоструве К.И. Описание рукописей московской синодальной библиотеки. Отд. 2.43. М. 1863. С. 584.

  17. Древние русские пасхалии на осьмую тысячу лет от сотворения мира // “Православный собеседник”. 1860. Ч. 3. С. 334.

  18. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей. С. 430.

  19. Чтение в Обществе истории и древностей российских за 1889 г. Кн. III. С. 149.

  20. Там же. С. 147-148.

  21. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей. С. 432.

  22. Русская историческая библиотека. Т. VI. Стр. 800.

  23. Там же. Следует подчеркнуть, что и предисловие тоже было плодом соборного разума православных архиереев. Известно, что свят. Геннадий разослал эту пасхалию в Новгородской епархии вместе с пасхалией, составленной им самим {Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей. С. 432-433).

  24. Шевырев. С. История русской словесности. Ч. 4. С. 83.

  25. Архим. Киприан (Керн). Александрийское Богословие // “Вестник РХД”. № 164. 1992. С. 97.

  26. Собрание писем Святителя Феофана. Вып. 8. М. 1901. С. 62.

Назад | Содержание | Вперед


RUS-SKY (Русское Небо) Последние изменения: 01.10.07
© О П Р И Ч Н И Н А 2000 г.