21. АНТИХРИСТ (“В СОКРОВЕННОЙ НЕИЗВЕСТНОСТИ”)
Антихрист — по попущению Божию (2 Фес. 2, 11) чрезвычайное орудие диавола, фальшивый двойник Спасителя— явится под маской Христа (отрицая Его), будет стремится занять место Христа, быть за Него принятым.
“...Откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога <...>, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих <...>” (2 Фес. 2, 3-4, 9-10).
Апостол Иоанн в Апокалипсисе, пишет протоиерей Григорий Дьяченко, представляет антихриста “под образом зверя, которому драконом дана будет сила его и престол его и великая власть, который отверзет уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе (Отк. 13; 2, 6). <...> Будучи же по своему, глубоко ниспавшему и всецело подчинившемуся сатане духу, одно с ним последним, антихрист, как представляют его ап. Павел и Иоанн подобно сатане, мало того, что сам будет открытым противником и хулителем Бога и всего священного, но поставит для себя задачею и всех совратить с пути истинного богопочтения, заставив их вместо Бога и всего божественного почитать себя самого за Бога, почему и “в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога” (2 Фес. 2, 4)” [ 1 ].
Св. Ипполит, епископ Римский: “В самом деле, во всем желает уподобиться обольститель Сыну Божию. Христос — лев, лев и антихрист. Христос — царь небесного и земного, царем же (но только) на земле будет и антихрист. Показан Спаситель, как агнец — и тот предстанет, как агнец, хотя внутри будет волком. Обрезан был Спаситель — и тот подобным же образом явится в обрезании. Послал Христос апостолов ко всем народам — и тот подобным же образом пошлет лжеапостолов. Собрал Христос рассеянных овец, — и тот подобным же образом соберет рассеянный народ еврейский. Дал Христос верующим в Него драгоценный и животворный крест — и тот подобным же образом даст знамение свое. Во образе человека явился Господь — и тот подобным образом придет во образе человека. Из среды евреев произошел Христос — и тот родится из среды иудеев. Показал Христос Свою собственную плоть, как храм, и восставил ее на третий день — и тот восстановит каменный храм в Иерусалиме. И эти обольстительные его ухищрения на основании того, что мы потом будем показывать, будут ясны для всех, которые будут слушать нас со вниманием” [ 2 ].
Святитель Игнатий (Брянчанинов): “Ведь и антихрист назовет себя Христом. Ведь и явление его должно признавать справедливым попущением Божиим; но самому лицу и его действиям цена своя” [ 3 ].
Архимандрит Нектарий (Моулатсиотис) из Греции: “Антихрист придет из Галилеи, как Христос” [ 4 ].
Значение слова "антихрист"
Буквально — “противохристос”, противник Христа. Предлог “анти” может означать “против”, “вместо”.
“Имя антихриста употребляется в Св. Писании в двояком смысле: а) в смысле общем, и означает всякого противника Христу, противодействующего распространению евангельского учения, низвращающего смысл его и отвергающего догматы христианские (2 Ин. 2, 22; 4, 3; 2 Ин. 7); б) в смысле особенном, и тогда означает собственно противника Христу, — лице, имеющее явиться пред кончиною мира, для противодействия христианству (2 Сол. 2, 3-12; 1 Ин. 2,18)” [ 5 ].
“В первом смысле антихристами могут быть названы цари, императоры и правители языческого мира с своими приспешниками, которые в первые времена христианства гнали, убивали, мучили верующих и употребляли все средства для подавления христианства в самом зародыше; * затем все еретики древнего и нового мира, извращающие и искажающие христианское учение, и все древнейшие и новейшие безбожники **. Все они могут быть названы антихристами и являются предтечами последнего страшного антихриста, который явится перед самым концом мира. О таких антихристах — предтечах последнего антихриста (в особенном смысле) еще апостол Павел предсказывал ефесским христианам: я знаю, — говорил он им, — что по отшествии моем войдут к вам лютые волки. не щадящие стада; и из вас самих явятся люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой (Деян. 20, 29-30). Святой апостол Иоанн прямо называл их антихристами. Дети... — говорил он, — и теперь появилось много антихристов... Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши... Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ии. 2, 18, 19, 22). Многие обольстители, — говорит он в другом месте, — вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист (2 Ин. 1. 7; 1 Ин. 4, 1, 3). Но все это лишь предтечи антихриста: антихрист еще не открывался в мире для окончательной брани против Церкви Христовой. Антихрист давно уже начал действовать, но только тайно, в лице своих предтеч, а не в собственном; дух антихристов давно уже действием диавола в лице лжепророков, еретиков начал свою страшную борьбу против Христа и Его святой Церкви” [ 6 ].
* Церковная традиция числит среди них Тиверия, Нерона, Домициана, Траяна, Адриана, Гелиогабала, Максимиана, Диоклетиана, Юлиана Отступника и мн. др. [ 7 ] В кн. “О последних временах по Откровению св. Иоанна Богослова (СПб. 1902. С. 39) говорится: “...У князя мира сего было семь главных сотрудников в созидании тайны беззакония: Нимврод, Фараон Египетский, Навуходоносор Вавилонский, Антиох Епифан IV Греческий, Нерон Римский, Доминициан Римский и Юлиан Римский. По Откровению Иоанна, в конце времен, будет еще восьмой, тоже Римский; имя его неизвестно, но число имени — 666. Некоторые считают в числе этих семи глав вместо Фараона — Сеннахирима, и вместо Юлиана — Декия”. По словам А.С. Шмакова, ссылавшегося на сведения аббата Леманна, на звание “мессии” в разное время претендовали: “Симон-волхв в Палестине в 34-37 годах по Р.Х.; Феуда в 45 году; Менандр — тогда же; Досифей — там же, 50-60 гг.; Бар-Кохба, там же в 135 году; Моисей на острове Крите в 434 году; Юлиан в Палестине в 530 году; один сириец — в царствование Льва Исаврянина в 721 году; Серений в Испании в 724 году; еще лже-мессия во Франции в 1137 году; еще в Персии в 1138 году; еще в Кордове в 1157 году; еще в Феце, еще в Аравии и еще на берегах Евфрата, — все трое в одном и том же 1167 году; еще раз мессия в Персии в 1174 году; Давид Алмассер в Моравии в 1176 году; опять лже-мессия там же в 1280 году; Давид эль-Давид в Персии в 1199 или 1200 году; Измаил София в Месопотамии в 1497 году; раввин Лембек в Австрии в 1500 году; снова лже-мессия в Испании в 1534 году; еще лже-мессия в Ост-Индии, в 1615 году; опять лже-мессия в Голландии в 1624 году и Цабафаи Тцеви в Турции в 1666 году. О ложных еврейских мессиях существует даже специальное научное исследование: “Schediasma historico-philologica de Judaeorum pseudo-messis”. Автор — Joannes a Lent” [ 8 ]. — Сост.
** Та же традиция называет Симона Волхва, Ария, Македония, Нестория, Савеллия, Аполлинария и др. [ 9 ] — Сост.
Л.А. Тихомиров (1907): “Антихрист всегда готов явиться, как только его пустят сами же люди. Настоящее время, например, имеет множество признаков конца века, и правы нравственно те, которые предупреждают нас: “Дети, последние времена”... Эти времена действительно последние, по, собственно, характеру, по напряжению силы зла и по ослаблению стремления людей к Богу. А “последние ли” эти времена по сроку, хронологически? Этого, мне кажется, нельзя знать. Думается, что если бы свободная воля людей воспрянула снова, хотя бы пораженная гнусным видом мерзости запустения, и устремилась бы снова к Богу, то антихрист, уже совсем готовый войти в наши двери, был бы снова отброшен в свою бездну <...> до более благоприятных условий. Итак, я думаю, что сроков не положено. Они зависят от нас, людей, от свободной наклонности к добру или злу, к Богу или сатане” [ 10 ].
Архиепископ Аверкий (Таушев), Троицкий и Сиракузский (1954): “Самого антихриста мы пока еще не видим, но дух его явно водворяется и начинает господствовать в мире. Многочисленные предтечи антихриста с громадной энергией подготовляют его приход, его торжество, его воцарение в человечестве. Для того, чтобы антихрист мог быть принятым в среде христианского человечества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она велась и ведется с самых апостольских времен, все с большей и большей напряженностью. Так, еще св. Апостол Иоанн Богослов писал в своем Первом Соборном Послании: “Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире” (4, 3); “Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына” (2, 22), и, наконец, “Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов” (2, 18). Ученый толкователь Свящ. Писания еп. Михаил отмечает, что в греческом подлиннике имя “антихрист” стоит с определенным указательным членом, совершенно отделяющим это имя как известного определенного лица, тогда как другие “антихристы” не стоят с определенным членом и, следовательно, как “многие”, отличаются от него. Эти “многие антихристы” суть только предтечи того антихриста, который явится перед вторым Пришествием Христовым и кончиною мира: они — как бы “прообразы” своего “Первообраза” — грядущего единоличного антихриста. Они — носители духа антихристова, и их задача — подготовить подходящую почву для прихода антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мир условия.
Эти “предтечи” антихриста и руководят тем мировым процессом, который св. Ап. Павел назвал “отступлением” (2 Сол. 2, 3). Сущность этого процесса заключается во все большем и большем отходе христианского человечества от подлинного, неповрежденного Евангельского учения и в подмене Евангельских заветов иными идеалами” [ 11 ].
Естество антихриста
Протоиерей Григорий Дьяченко (1902): “Антихрист же этот, как изображают его ап. Павел и Иоанн, отнюдь не будет одним только богопротивным духом или направлением общества, * что у ап. Павла обозначается еще в его время ставшею содееваться тайною беззакония (2 Фес. 2, 7), и от чего прямо отличается будущий антихрист, а, напротив, будет определенною (индивидуальною) личностию, что обозначено у ап. Павла определяющими его наименованиями в числе единственном и с определенным членом <...> (2 Фес. 2,3,4 и 8), а у ап. Иоанна символическим образом одного зверя (Отк. 13,1), — будет именно никем иным, как человеком <...> (1 Фес. 2, 3), похожим на всех предшествовавших ему из людей же антихристов (1 Ин. 2, 18)” [ 12 ].
Блаженный Феодорит: “...Человеком беззакония св. апостол (Павел — Сост.) нарек его (антихриста — Сост.), потому что по природе он человек, — а сыном погибели потому, что и сам погибнет, и для других послужит виною погибели” [ 13 ].
Преп. Иоанн Дамаскин († ок. 777); “Итак, не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, — да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны; ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем” [ 14 ].
* Старообрядцы, например, утверждали, что антихрист “будет нечто мысленное, отвлеченное (совокупность ересей), или даже сам диавол” [ 15 ]. — Сост.
Архиепископ Аверкий, Троицкий и Сиракузский: “...Антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся диавол, * как думали некоторые, а человек” [ 16 ].
* Антихрист будет истинный человек, хотя и с сатанинским безбожием и злобною гордостью — так считали св. Иустин, св. Ириней Лионский, св. Ипполит Римский, св. Иоанн Златоуст, св. Ефрем Сирии, а также Евсевий, Ориген и Тертуллиан.
Сыном или исчадием сатаны считали антихриста Лактанций, Гезихий Иерусалимский, а также Иероним.
Другие полагали, что сатана как бы поселится в человеке, и будет употреблять его орудием, действуя сам собою (св. Кирилл Иерусалимский и св. Иоанн Дамаскин).
Наконец, третьи думали, что антихрист сам сатана в образе человеческом. Так, блаженный Феодорит писал: “До пришествия Христова явится в мир облеченный в человеческое естество враг людей и противник Божий, демон, похититель Божия имени” (Кратк. излож. догм. Гл. 23).
Опровергая это мнение, св. Иоанн Златоуст писал: “Итак, кто же он? Сатана ли? Нет, а некоторый человек, принявший на себя все дела его” (Беседа на 2 Сол. 2, 3). — Сост.
“О рождении антихриста толкуют различно. Одни утверждают, что он родится от девы действием сатаны. — Сие мнение ложно. Что может быть сходного и общего между Светом и тьмою, между Христом и велиаром? И кто уподобится Господу? Другие говорят, что антихрист родится от женщины чрез смешение с диаволом. Но и это положение не достоверно! Каким образом диавол-дух может иметь естественные сношения с женщиной и как она зачнет от безплотного. Утверждают некоторые и то, что антихрист, по естеству, будет настоящий диавол, и что тело его будет только мнимое — кажущееся. Последователей сего мнения опровергает ап. Павел. Он ясно называет антихриста человеком греха, сыном погибели (2 Сол. 2, 3). По самому достоверному и более распространенному мнению, антихрист будет истинным человеком, родится же он от беззаконного супружества, от мнимой девицы — скверной жены, в противоположность Иисусу Христу, родившемуся от Пресвятой Девы Марии” [ 17 ].
Архимандрит Нектарий (Моулатсиотис) из Греции: “А кто будет антихрист? Сатана? Нет, он не может воплотиться, он не Бог. Господь вочеловечился, только он имеет такую силу. Сатана — существо тварное, и тварь не имеет такой силы. Но кто же тогда он? Это будет человек, чьи принципы в жизни будут, хотя и человеческими, но полностью отражением сатаны. Этот человек будет полностью подвластен сатане” [ 18 ].
Из колена Данова...
Схиархимандрит Лаврентий Черниговский († 1950): “Антихрист будет происходить от блудной девы * — еврейки двенадцатого колена блудодеяния” [ 19 ].
“Книга о вере”: “А тот антихрист человек будет, беззакония сын, и родится яко же глаголет Ипполит Римский от девицы нечистыя жидовки сущия, от колена Данова” [ 20 ].
Преп. Ефрем Сирии († ок. 373): “Действительно, от оскверненной девы родится его орудие, но сие не значит, что он воплотится: придет же всескверный, как тать, в таком образе, чтобы прельстить всех...” [ 21 ]
* “По некоторым версиям антихрист должен родиться от блудницы, принимаемой за девственницу..., от монахини, нарушившей обет (как будущее воплощение отступничества), или от кровосмесительной связи” [ 22 ] — Сост.
Св. Иоанн Дамаскин († ок. 777): “...Родится человек (антихрист— Сост.) от блудодеяния” [ 23 ].
Преп. Нил Мvроточивый Афонский (XVI в.): “От нечистой блудной девы родится антихрист. В сей деве совокупятся распутства, она будет сокровищница прелюбодейства. Всякое зло мира, всякая нечистота, всякое беззаконие воплотятся в ней, т. е. в зачатом ею от тайного блуда, совокупятся воедино во чреве нечистоты и с обнищанием мира оживотворятся. Когда обнищает мир от благодати Всесвятаго Духа, тогда сей оживотворится во чреве нечистоты от самой сквернейшей и злейшей мнимой девы, худшей всех когда-либо бывших. Зачнется от тайного противоестественного блуда плод, который будет вместилищем всякого зла, в противоположность тому, как Христос был совершенством всякой добродетели, а Пречистая Матерь Его была совершеннейшая в женах” [ 24 ].
Прот. Григорий Дьяченко (1902): “...Рождение его (антихриста — Сост.) произойдет чувственным образом. По учению Отцов и учителей Церкви, родится от жены блудницы, родом иудеянки, из колена Данова, и будет даже обрезан по обычаю иудейскому <...> В толковом Апостоле поясняется, что от колена Данова по плоти придет антихрист” [ 25 ].
“Можно допустить, — писал профессор богословия Беляев, — что природное и приобретенное зло, накопляясь постепенно в длинном ряде предков антихриста, передаваясь с каждым новым поколением, в самом антихристе достигнет такой степени силы, какую только сможет вместить, проявить и выдержать человеческая природа. В нем зло, живущее в человеческом роде, достигнет предельной вершины своего развития” [ 26 ].
Св. священномученик Ириней, епископ Лионский († 203): “Иеремия открыл не только внезапное пришествие, но и колено, из которого придет, говоря: от Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясется вся земля, и он придет и пожрет землю с тем, что наполняет ее, и город с его обитателями (Иер. 8, 16). И поэтому сие племя не считается в Апокалипсисе в числе спасаемых (7, 5-7)” [ 27 ].
Св. Ипполит, епископ Римский: “Тем фактом, что Господь Иисус Христос по плоти явился от Святой Чистой Девы и (для этого) Сам избрал колено Иудино и от него произошел, (Священное Писание) показало (Его) царское происхождение, согласно с мнением Иакова, который при благословениях взывал к своему сыну: “Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, мой сын, поднимаешься. Преклонившись лег он, как лев и как львенок. Кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и вождь от чресл Его, доколе не прийдет то, что назначено Ему, и Сам Он — чаяние языков”. Обрати внимание на слова Иакова, сказанные к Иуде и исполнившиеся на Господе. То же самое патриарх гласит и в приложении к антихристу. В самом деле, подобно тому, как он пророчествовал по отношению к Иуде, — подобно этому (он пророчествовал) также и в приложении к сыну своему Дану. Иуда был его четвертый сын; Дан также сын его, но седьмой. И что же он взывал о нем? “Да будет Дан змеем сидящим на дороге, кусающим пяту коня”. Змеем же кто был, как не обольститель от начала, о котором ведется речь в Бытии, который обольстил Еву и запнул Адама?
Конечно, сказанное следует подтвердить большим количеством (свидетельств), и мы в данном случае не откажемся (сделать это). Дело в том, что он имеет родиться из колена Данова и сделается враждующим, так как он есть тиран, царь, судия ужасный и диавол. А об этом именно пророк говорит: “Дан будет судить народ свой, как одно колено во Израиле”. Но кто-нибудь возразит, что это сказано в приложении к Самсону, который, родившись от колена Данова, двадцать лет судил народ свой. Конечно, отчасти это исполнилось на Самсоне, но всецело исполнится на антихристе. В самом деле и Иеремия так говорит: “Молодой лев — Дан и выскочит из Васана”. Но чтобы кто-нибудь ошибочно не подумал, что это изречение говорит о Спасителе, пусть обратит внимание вот на что. “Дан, говорит, молодой лев”, он прояснил предположение тем, что назвал колено Даново, из которого имеет родиться диавол. В самом деле, как Христос рождается от колена Иудина, так из колена Данова родится антихрист. И как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий, ради Его царской и славной природы был предвозвещен, как лев; подобно этому тем же самым образом Писание и диавола предуказало львом ради его тиранической и насильнической природы” [ 28 ].
Св. Андрей, архиепископ Кессарийский (V в.): “...Колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левино, издревле священническое, не входящее в число колен” [ 29 ].
В “Иллюстрированной полной популярной Библейской энциклопедии” (1891) читаем: “Дан (судия). Назван так потому, что Рахиль при рождении его сказала: “Судил мне Бог, и услышал голос мой и дал мне сына” (Быт. 30, 6). Пятый сын Иакова от Валлы, служанки Рахилиной, родоначальник колена Данова. Пророчество Иакова относительно Дана: “Дан будет судить народ свой... Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня” (49, 16-17), толкуется различно, но, вероятнее всего, оно указывает на хитрость его потомков, точно также как и другое предсказание о Дане: “Дан, молодой лев, который выбегает из Васана” (Втор. 33. 22) “с покатостей Ермона, где он скрывается, подстерегая себе добычу”, указывает на силу и воинственность потомков Дана. Действительно, мы знаем, что Самсон, происходивший из г. Цоры, колена Данова — самый известный между Данитянами по своей силе, отличался также и своею ловкостию и хитростию (Суд. 14-15). Быть может, тот же самый воинственный дух и хитрость служили отличительною чертою и всего колена Данова”.
“Даново колено (Исх. 31, 6) — имело свой удел между владениями колена Иудина и Ефремова с одной стороны и между владениями колена Вениаминова и морским берегом с другой. Мир и спокойствие не были уделом колена Данова (Суд. 1, 34-35), сынов Дановых часто безпокоили и теснили туземцы соседних с ними языческих стран. Удел Данитян несомненно был плодороден, хотя и изобиловал волнообразными равнинами и утесистыми холмами, но он был самым малым уделом в числе прочих (Нав. 19, 47; Суд. 19,1), и потому они озабочены были расширением своих владений. С этой целью посланные ими пять мужей нашли землю на северной границе, близ Беф-Рехова, которая называлась Лаис, или иначе Лас, с городом того же имени (Суд. 18, 7; Нав. 19, 47), и казалась во всех отношениях удобною для поселения и не трудною для завоевания (Суд. 18, 10). Свящ. историк передает нам хотя краткие, но интересные сведения о том, как они действовали, чтобы овладеть Лаисом. Народ Лаиса они побили мечом, а город сожгли (Суд. 17, 27). Впрочем, Данитяне вскоре возобновили город и назвали его “Даном, по имени отца своего Дана, сына Израилева” (ст.29)” [ 30 ].
Небезынтересные сведения о “колене Дановом” в связи с масонством сообщает известный современный его западный исследователь М.В. Назаров: “...Тогдашнее (нач. XX в. - Сост.) масонство в России отпочковалось, в основном, от того послушания во Франции, глава которого в 1904 г. объявил: “Мы не просто антиклерикальны, мы противники всех догм и всех религии. Действительная цель, которую все мы преследуем, — крушение всех догм и всех Церквей”. <...> Уже для своей родословной масоны словно нарочно выбрали из Ветхого Завета носителей гордыни и материализма: Каина, строителей Вавилонской башни, царя Соломона и строителя его храма Хирама (Адонирама). С последними двумя образами связаны главные ритуалы масонства.
Так, “Храм Соломона — исток развития всех других масонских символов, которые объединены воедино образом храма”, пишет масонский словарь. Отсюда, в частности, происходит и пятиконечная звезда (“печать Соломона”). Масоны называют саму свою деятельность “построением храма Соломона, подразумевая под ней храм человечества”; в этом аллегорический смысл термина “вольные каменщики”. “Особенный культ символики, связанной с Храмом Соломона, развит в американских ложах. <...> В некоторых к постоянному оформлению относится модель Храма”.
Но согласно святоотеческому учению, сформулированному задолго до появления современного масонства, в Храме воссядет Царем не кто иной, как антихрист — посланец сатаны, “человек греха, сын погибели” (2 Фес. 2, 3-4) <...>
Кроме того, уже из Ветхого Завета следует вывод, что антихрист произойдет из колена Данова — именно это колено связано в Библии с будущим носителем зла (Быт. 49, 17-18; Иер. 8, 16) и оно единственное, которое не названо в Апокалипсисе в числе спасенных колен Израилевых (Отк. 7, 4-8). И вот в масонстве главная фигура поклонения — Хирам — происходит именно из этого колена по матери: она была “из дочерей Дановых” (2 Пар. 2, 14), отмечает и указанный масонский словарь.
Причем, культ Хирама в масонстве доходит до того, что даже создано своего рода “антиевангелие” * об убийстве невинного Мастера завистниками; “анти” — потому что Христос после смерти воскресает, а от Хирама остается лишь разложившийся труп. В своих ритуалах масоны и мстят за его смерть; в ложах имеются искусно изготовленные макеты трупа .<...>
* Прокомментированный текст его под названием “Великая легенда об Адонираме” см. в кн.: Нилус С.А. “Близ есть, при дверех”. О том, чему не желают верить и что так близко. Сергиев Посад, 1917. С. 213-226. — Сост.
Совпадение целей масонства и еврейства имеет не только социально-политические причины, но и духовные. На этом уровне “заговор” продолжается, и теперь еще меньше его участников осознают конечную цель. Чтобы ее уточнить придется вернуться к значению Храма Соломона и колена Данова (из которого происходит Хирам), ибо в них совпадение судеб еврейства и масонства завершается на эсхатологическом уровне (учение о конце света).
Так, по святоотеческому учению, антихрист появится именно в еврейском народе — потому что евреи не приняли вселенского Мессию-Христа и все еще ждут своего национального земного Мессию-царя (это официально принятая трактовка Мессии в иудаизме). Этим и воспользуется антихрист: придет именно таким Царем Израильским, воссядет в Храме Соломона (2 Фес. 2, 3-4) и будет править средствами той материалистической идеологии, которую предлагал сатана Христу в пустыне (хлеб и зрелища). Впрочем, об этом предупредил и сам Христос: “Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5,48).
И указание на колено Даново, в котором появится антихрист, тоже “несомненно еврейского происхождения”; оно основано на многих еврейских источниках и “находится в связи с еврейским представлением о происхождении Мессии со стороны матери из этого колена”, — отмечает “Еврейская энциклопедия” (СПб. Т. II. С. 768; Т. VII. С. 6-9). (Еврейские ученые вычислили это колено в “фалашах”, которые <...> были вывезены из Эфиопии в Израиль в ходе операции “Моисей” * ...)
В этой теме антихриста и заключается драма человеческой истории, религиозной осью которой стала судьба еврейского народа: устами своих пророков он предсказал пришествие Мессии, но отверг Его, впав в материалистический соблазн (шовинизм — его разновидность). Этому соблазну, впрочем, есть вполне научное объяснение: евреи не признали неземных ценностей, предложенных Христом, поскольку в иудаизме не было понятия о безсмертии души; все ценности они видели лишь в земном мире (прообраз этого соблазна — в том самому “золотом тельце”, которому они стали поклоняться, уже имея заповеди Моисея)... Ведь и Христа они обрекли на распятие, отдав предпочтение “разбойнику” — не по злому умыслу, а опять-таки из земного соблазна, “не ведая, что творят”: им нужнее был революционер (разбойник) в борьбе против господства римлян...
Как можно видеть, злоупотребление свободой повторялось в Божием творении на всех уровнях, и в падшем ангеле (который, возгордившись, стал сатаной); и в богоизбранном, “осевом” народе истории (который истолковал свою избранность чисто националистически и, по словам о. Сергия Булгакова, “в со стоянии антихристианства и христианоборчества... представляет собой лабораторию всяких духовных пороков, отравляющих мир и в особенности христианское человечество”... В этой схеме масонство — зримая структура втянутости европейской цивилизации в этот соблазн вокруг еврейской “оси”. <...>” [ 31 ]
Первый шаг был сделан масонством шотландского устава. В 1991 г. Париже была создана специальная русская ложа “Александр Пушкин”, 28 апреля 1991 г. в Подмосковье в обстановке, как подчеркивается, “абсолютной секретности” и “тщательного отбора” была открыта первая масонская, ложа “Северная звезда”, воссозданная атеистическим “Великим Востоком Франции”.
В дни августовского путча 1991 г. открылась ложа “Новиков” (“Великая ложа Франции”), а также ложа “Гармония” (“Великая национальная ложа Франции”).
На очереди открытие атеистической ложи “Свободная Россия” (“Великий Восток Франции”), строительство масонской организации “Великий Восток России” [ 32 ].
В комментарии к Толковой Библии читаем: “Врагов своих колено Даново будет побеждать не столько в открытой борьбе (как Иудино, олицетворяемое в образе Льва), сколько тайными засадами и вообще хитростью, свойствами, отличающими в животном царстве змей: “Дан будет змеем ** и аспидом” [ 33 ] (Быт. 49,17).
* С ноября 1984 по январь 1985 г. из Эфиопии и Судана с помощью израильской разведки “моссад” было вывезено 18000 “черных эфиопских евреев — фалашей”, которых сефардийский главный раввин Овадия Иозеф “декретировал” как происходящих “несомненно из племени Дана” [ 34 ]. Примечательно, однако, что для всех непосвященных, внешних антихрист будет представлен, как будто бы происходящий из колена Давидова. — Сост.
** Св. Ипполит, еп. Римский: “Итак, какой же это змий, как не обольститель искони, о котором говорится еще в книге Бытия и который обольстил Еву и запнул Адама?” [ 35 ]— Сост.
Время рождения
В начале 80-х годов XIX столетия иезуит, писатель, скрывавшийся под псевдонимом доктор Батайль предпринял исследование современного демонизма, отчет о котором был опубликован в двухтомном труде, озаглавленном “Le diable au XIX siecle”. Автор лично проник в самые сокровенные капища демонопоклонников Китая, Индии, Америки, сам видел все, осмотрел, изучил, срисовал, списал, участвовал во всевозможных таинствах. Батайль говорит о культе диавола тоном, не допускающим сомнений. Центр демонопоклонников (люциферитов, палладистов) находится в США, в Чарльстоне. Здесь выстроен их главный храм, который представляется публике не как диавольское, а как просто масонское капище. У идолопоклонников есть свое подробно разработанное вероучение. По этому учению владыка мира (так пишет Батайль, утверждающий, что читал книги люциферистов) есть сам сатана Люцифер. Ему подчинены четыре главных демона: предводитель его воинств Баальзебуб, затем Астарот, его супруга Астарта и Молох. Эти главные члены имеют в своем распоряжении целый штаб генералов — 72 демона обоего пола. Эти генералы предводительствуют 6 666 легионами бесов, а каждый легион состоит из 6 666 рядовых бесов, так что общая численность воинства Люцифера выражается цифрой 44 435 633. Антихрист превратился для демонопоклонников в весьма важное действующее лицо. В их вероучении об антихристе приводится его земная генеалогия. Так, 29 сентября 1863 года родилась прабабка антихриста. По словам Батайля, это некая София Уэльдер, дочь одного важного масонского чина. Через 33 года 29 сентября 1896 года должна была родиться бабушка антихриста (т.е. дочь С. Уэльдер), а еще через 66 лет — 29 сентября 1962 года — сам антихрист. Ровно через 33 года после рождения антихрист явится в мир и начнет на земле войну с Богом в лице Христовой Церкви. 29 сентября 1996 года, согласно этому учению, антихрист одержит победу, и после битвы перенесется на небо. Через три года, 29 сентября 1999 года Люцифер победит Бога Адонаи, и настанет якобы давно желанное всею вселенною вечное блаженство. Таков будто вкратце символ веры идолопоклонников палладистов, как они себя называют, производя это название от слова “палладиум”, ибо в их обладании находится великая “святыня” (как у афинян палладий) — подлинное изваяние Бафомета.
Архиепископ Нафанаил (Львов † 26.10/8.11.1986): “Очень интересно <...> не так давно появившееся в парижской английской газете “Дейли Мейл” интервью ее корреспондентки Дженни Никольсон с главным раввином Израиля г. Герцогом и дальнейший ее репортаж по этому поводу.
Дженни Никольсон пишет: “Главный раввин г. Герцог живет в щеголеватом современном доме Иерусалима <...>
...Раввин зажег сигарету и предложил мне другую, начав говорить о древнем пророчестве. “Новое государство — Израиль, возвращение евреев в Палестину — все это предварительный шаг к приходу мессии, — сказал он. — Пришествие мессии будет событием не узкоеврейского масштаба, но будет значительным для всего мира”.
“Но ведь пророчество говорит, что мессия будет из дома Давидова, а как много народа может претендовать на происхождение из Дома Давидова?” — спросила Дженни Никольсон. Герцог улыбнулся и сбросил пепел сигареты с полы своей одежды: “И я недавно был приглашен на крестины (очевидно, обрезание) одного ребенка, отец которого является претендентом на престол Давида, отца своего”.
Согласно известию, напечатанному в издающейся на английском языке израильской газете “Палестин Пост”, тысячи граждан Израиля могут доказать свое происхождение из Дома Давидова. Самым заметным претендентом является молодой зубной врач из Польши Самуэль Сольник.
Сольник царственно поднял свою некоронованную голову, когда я пришла к нему. Он расправил свои усы и сказал: “Традиция в крови еврейского народа. Мы связываем звенья с тем моментом прошлого, когда мы остановились. Почему же не восстановить у нас монархию?” Впрочем, он добавил, что время еще не приспело: “Прежде всего у нас еще нет Иерусалима (репортаж публиковался до занятия Иерусалима — Сост.). А царь Израилев должен царствовать в своей столице”.
Д-р Сольник служит зубным врачом в лагере египетских военнопленных, но субботы проводит дома в Нафанайи, на севере от Тель-Авива. Нет никакой разницы между этим и другими подобными семействами среднего класса, кроме того, что в школе старшего сына г-на Сольника зовут Мелек, что значит царь. Кроме того, ни у одного зубного врача в мире нет такой специальной литературы, как у г-на Сольника, и он охотно показывает свою переписку с авторитетными лицами, доказывающую его официальное право на претензию происходить из Дома Давидова.
Все еврейские ученые согласны, что каждый, кто докажет свое происхождение от Абраванеля, является потомком Дома Давидова. Наш Сольник методически доказывает восхождение своей линии к Самуилу Абраванелю, который в 1391 году “пришел в Севилью и служил сборщиком податей”.
“Но в таком случае это вы должны носить звание “Мелека”?” — “Нет, — отвечает Сольник с царственной позой, — я отрекаюсь от всех своих прав в пользу моего сына. Все свои претензии я заявляю от имени сына”. Его сын носит имя Еммануила согласно пророчеству Исаии: и нарекут имя ему Еммануил.
Еммануил, хорошенький бледный ребенок пяти с половиной лет, играет со своим младшим братом, старающимся стянуть золотую корону Давида, которую его брат носит на золотой цепочке на шее. Сольник говорит: “Шансы на пришествие Царства Израильского очень велики, и это может наступить скоро. Быть может, мы будем иметь большую монархическую партию”. (“The Continental Daily Mail”. № 16071-1949)
Конечно, все это еще не серьезно. В кандидатуре г. Сольника на престол Царя Израилева Еммануила значителен комический элемент. Это только пробный шар. Но проблема уже поставлена и включена в порядок дня, стоит на очереди в нашей современной жизни” [ 36 ].
Архиепископ Аверкий, Троицкий и Сиракузский (1973). “...В последние годы упорно циркулирует слух, что будущий антихрист уже родился и надлежащим образом воспитывается, с тем, чтобы выступить открыто в 90-х годах этого столетия. Удивительно, что в этом вполне сходятся предсказания христианские, иудейские и даже американской ясновидящей, издавшей об этом целых 2 книги” [ 37 ].
Речь идет о “весьма популярной пророчице в Америке” Джин Диксон * Протоиерей Русской Православной Церкви Заграницей Валерий Лукьянов писал (1975): “Все внимание Джин Диксон сосредоточено на видении, которого она сподобилась 12-го сентября 1967 года. Она видела, как на востоке явился сверкающий крест Христов, как по всей земле водворилась тишина, как все люди почувствовали, что свет Христов просветил наконец всю вселенную, что и было засвидетельствовано голосом Самого Господа Иисуса Христа: “Ныне вы все Мои ученики!” По ее словам, должно это случиться в 1999 году <...>
Ее предсказания преимущественно политического характера и касаются они большей частью политических деятелей. Так, она предсказала затмение восточного побережья США в 1965 году, гибель трех астронавтов и появление советских ракет в 1967 году, расовые и студенческие безпорядки, политические планы президента Джонсона, убийства президента Кеннеди, Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди. На будущее она предсказывает полную советизацию всех стран мира, концентрированно советских ракет на Карпатах, мировую воину в 1999 году. Она говорит, что произойдет столкновение кометы с нашей планетой в середине 80-х годов. Столкновение произойдет посреди океана и принесет ужаснейшие бедствия. Она предсказывает политический заход Англии и Франции и восход Японии и Китая. Средневосточный кризис закончится после землетрясения в Иерусалиме. Израильтяне уверуют во Христа. В США впервые женщина станет президентом. Экуменическое движение не будет иметь успеха, в Католической Церкви произойдет грандиозный раскол. Кардиналы будут править церковью, один папа будет ранен, один будет убит. В России кончится гнет атеизма и откроются храмы по всей стране.
В книге (“Мy Life and Prophecies” - Сост.) подробно описана эпоха апостасии и приводятся выдержки из Священного Писания о пришествии антихриста. Диксон утверждает, что ей открыто о рождении антихриста - именно 5 февраля 1962 года. Выйдет он на сатанинскую “проповедь” в 1992 году” [ 38 ].
+ + +
“Будущий антихрист родился ранней весной 1962 г. где-то в Сирии или в Ираке. Это событие держится в великой тайне. Оно отмечалось евреями во всем мире великим торжеством. Воцарится же он, когда ему исполнится 30 лет. Время истекает” [ 39 ].
* Преп. Амвросий Оптинский (1876): “...Покойный м.<итрополит> Филарет дал одной особе жизнеописание г-жи Шанталь. И мы нередко даем некоторым французскую книгу Николя (Auguste Nicolas), указывая в ней полезные места, а не всю книгу одобряя” [ 40 ].
Архимандрит Нектарий (Моулатсиотис) из Греции: “Многие утверждают, что антихрист должен был родиться в 1964 г. (или 3-5 февраля 1962 г.), когда наблюдался парад планет, так как парад планет был в 6 году до Р.Х., за 2 года до рождения Господа нашего Иисуса Христа. Может, это и так, а может, и нет. Но события, происходящие в наши дни, говорят о серьезном” [ 41 ].
“Еврейская газета” (Москва, 1993) перепечатала нашумевшую статью из израильской газеты “Едиот ахронот” “Грядет царь-мессия”: “Да будет жив наш господин, наставник и правитель, царь-мессия во веки веков!” - такими словами отметят в ближайшее воскресение в пять часов дня по нью-йоркскому времени сотни тысяч хабадников - любавических хасидов - провозглашение ребе Менахема-Мендла Шнеерсона долгожданным “помазанником божьим, мессией”, избавителем еврейского народа и всего человечества.
Эта фраза, несмотря на ее кажущуюся невинность, символизирует на сегодняшний день чреватую расколом полемику, раздирающую одно из самых крупных хасидских движений в мире и, пожалуй, - самое активное. За ней стоит борьба двух лагерей, по-разному интерпретирующих волю больного ребе. Оба лагеря согласны в том, что почитаемый ими любавический ребе вот уже 43 года пребывает “в силе мессии” (бе-хезкат ha-машиах). Смысл этого выражения в том, что он наделен потенциальной возможностью стать мессией.
Однако один лагерь считает, что надо ждать до тех пор, когда его назначит мессией сам “всевышний”, в то время как их оппоненты настаивают на необходимости воздействовать на “всевышнего” торжественным провозглашением любавического ребе мессией и тем самым ускорить наступление мессианской эпохи.
Спор достиг такого накала, что в течение прошлой недели американские раввины-хабадники собирались для его решения ежевечерне. По мнению многих, полемики и вызванной ею бури удалось бы избежать, если бы ребе пребывал в добром здравии. Между тем вследствие пережитого им год назад инсульта Менахем-Мендл Шнеерсон не в состоянии ясно выразить свое мнение, и во время своих публичных появлений (несколько раз в неделю) перед хасидами он только смотрит на них со своего инвалидного кресла и молчит.
Его секретари — раввины Йегуда Крынский и Лейб Гронер — почти уверены, что ребе, будь он в состоянии, сделал бы все для того, чтобы охладить пыл “мессианцев”. Это не голословное мнение: до своей болезни ребе очень сердился, когда хасиды распевали при нем слова, с которых начинается эта статья, приказывал им молчать и постоянно подчеркивал, что единственный путь ускорить приход мессии — это выполнять заповеди иудаизма.
После того, как ребе заболел, влияние так называемых “мессианцев” в ХАБАДе безпримерно возросло. В последние месяцы любавические хасиды поют “Да будет жив наш господин” по любому случаю и без случая, а микромагнитофоны с записью сообщения о скором пришествии мессии расходятся как свежие булочки.
Пресс-секретарь израильского отделения ХАБАДа, раввин Менахем Брод Кфар-ХАБАДа не в восторге от шумихи, поднятой “мессианцами”.
— Не понимаю, зачем понадобилось делать это сенсационное заявление о провозглашении ребе мессией, — говорит он.
— Ведь еще десять месяцев назад раввины ХАБАДа постановили, что он “пребывает в силе мессии”, поскольку отвечает всем признакам мессии: потомок царя Давида, авторитетный знаток иудаизма (талмид-хахам), великий праведник, отдающий свои силы сплочению “народа Израиля” вокруг торы и заботящийся о благополучии евреев, где бы они ни находились.
По словам Менахема Брода, в ближайшее воскресенье руководители ХАБАДа соберутся для того, чтобы отметить дату кончины предыдущего любавического ребе, и как обычно, произнесут слова: “Да будет жив наш господин...”
Это делается для укрепления нашего духа, а не для провозглашения ребе мессией.
Но если мессия уже живет среди нас, разве мы не должны были это почувствовать?
Когда Моше-рабейну явился евреям в Египте и разговаривал с ними, — отвечает Брод, — сначала тоже ничего особенного не происходило. Это было начало процесса, а то, куда ведет этот процесс, понимали лишь немногие.
Значит, в ближайшее время нас ожидают великие потрясения, вроде воскресения из мертвых?
Воскресение из мертвых не входит в признаки мессианской эры. Обратите внимание, что в тринадцати постулатах веры, сформулированных Рамбамом, о пришествии мессии говорится в двенадцатом постулате, а о воскресении мертвых - в тринадцатом. О том, сколько времени должно пройти до воскресения из мертвых, мы ничего не знаем, и желательно не строить догадки и не заниматься спекуляциями на эту тему.
Менахем Брод объясняет, что с приходом мессии человечество достигнет мира и гармонии, и Израиль станет светочем для всех народов.
Как известно, мессия должен прийти в Иерусалим. Что будет тогда с правительством? Что скажут арабы, когда начнется строительство третьего храма”?
Ясно, что мессия будет руководить государством. С другой стороны, ясно и то, что он не будет подписывать чеки в министерстве финансов. Он установит порядок власти. Не исключено, что он оставит институты демократии в их сегодняшнем виде. А когда арабы убедятся в том, что мессия действительно пришел, они сами помогут нам снести мечеть Эль-Акса и построить на ее месте “храм” [ 42 ].
Член кнессета Шломо Бенизри заявил: “Мы с радостью примем всякого, кто может доказать, что он — мессия и способен принести избавление еврейскому народу. Но в этих вопросах требуется предельная осторожность. Люди, называвшие себя мессией в прошлом, приводили к огромным несчастьям”.
А престарелый иерусалимский раввин Ицхак Кадури, считающийся одним из авторитетов в области каббалы, высказался следующим образом; “Согласно еврейской вере мессия может прийти в любой день. Но возвестит о его приходе только пророк Элиягу” [ 43 ].
Из письма соотечественника Юрия Егорова (Монперей, 4 апреля 1991 г., Великий Четверток): “Имени <...> рассказчика я <...> не помню. До революции, он закончил Духовную Академию и потом преподавал в ней древнееврейский язык, который знал в совершенстве. В эмиграции он жил, кажется, в Канаде, и чтобы не забыть этот язык, регулярно слушал передачи еврейского радио. Весной 1960 года, в марте или апреле, он услышал: “Наш машиах (мессия) родился!” Эту новость <...> старик сообщил своему другу, о. архимандриту Амвросию (Коновалову), в письме, которое я читал. Интересное совпадение: в это самое время, весной 1960 г., начала плакать икона Божией Матери в одной благочестивой греческой семье в Нью-Йорке. *
Добавлю лично от себя. Я ходил прикладываться к плачущей иконе в греческую церковь и, грешным делом, позволял себе несколько сомневаться: а не подделка ли это? Ведь, как написано, “лукави суть греци изначала”. Но вот, летом 1960 г., когда я находился в женском монастыре “Новое Дивеево”, привезли туда плачущую Икону и оставили там на ночь. Монахини очень хотели, на память о посещении, взять немного слез на ватку и сохранить у себя. Икона была под стеклом, поэтому открыли с задней стороны и вынули икону из рамы. Икона была — литография, бумажная, а за ней был лишь один тонкий лист картона, больше ничего. Никакая подделка тут была абсолютно невозможна, а слезы обильно текли, к тому времени уже несколько месяцев” [ 44 ].
* “Весть о необычайном явлении, — писал в 1960 г. прот. Михаил Помазанский (7.11.1888 — 22.10/4.11.1988), — слезах из очей на иконе Богоматери в доме одной молодой греческой православной семьи недалеко от Нью-Йорка, на Лонг-Айленде — в марте 1960 года облетела даже часть американской прессы. Когда икона в торжественной обстановке препровождалась в греческий соборный храм, над автомобилем, где была икона в пути, вились непрерывно три голубя, оставившие процессию только тогда, когда икона была внесена в храм. Через месяц такое же истечение слез открылось на другой иконе Божией Матери, в той же местности, а затем и на третьей, поставленной на месте увезенной в храм второй иконы. Тройственность явления присуща знамениям, даваемым свыше, как говорит опыт Церкви. Слезы Богоматери! Явление, приводящее в трепет и благоговение” [ 45 ]. — Сост.
Известны еще несколько плачущих икон в США.
7 мая 1985 г. в Новосаровском монастыре Христа Спасителя (близ селения Бланко, штат Техас) “икона Божией Матери начала источать слезы. Когда известие об этом событии распространилось, число паломников в монастырь стало увеличиваться. В некоторые дни приезжало свыше тысячи паломников не только православных, но и римо-католиков, представителей других верований, обращавшихся к Матери Божией. Братия проповедовали о том, что Матерь Божия призывает всех к покаянию, посту, непрестанной молитве, провождению христианской жизни в чаянии судного дня. По милости Божией, через эту проповедь многие обратились и были крещены; также многие оглашенные были наставлены в православном вероучении” [ 46 ].
“В октябре 1990 г. икона св. Ирины Хризоволантской, принадлежащая посвященному ей греческому православному храму в Нью-Йорке, начала источать слезы. С тех пор множество паломников и посылающие письма с просьбой помолиться о них перед иконой, получили чудесные исцеления от разных болезней” [ 47 ].
(1992): “В церкви св. Иуды в г. Барбертон, штат Огайо, начала источать слезы икона Покрова Пресвятой Богородицы. Отмечены также случаи исцеления молившихся перед иконой” [ 48 ].
“Чудотворная икона Божией Матери “ВРАТАРНИЦА” в Монреале: Известная нам часть истории происхождения этой чудотворной иконы берет начало с прибытия на Афон, осенью 1982 года, тридцатилетнего православного чилийца Хозе Муньоса. Вместе с одним южноамериканским другом он садится на корабль, идущий в Капсокаливию, на юге полуострова, и оттуда идет пешком на поиски скита св. Даниила. *
* Даниил (1603 г.), иконописец критской школы, расписал монастырь Дионисиу.
Будучи профессором истории искусства при Монреальском университете и, главным образом, иконописцем — учеником Николая Шелихова, Хозе Муньос особенно интересовался этим скитом иконописцев, точное расположение которого ему не было известно. В результате, после восьмичасового перехода по крутым тропинкам, они так и не нашли скита. В конце концов усталость принудила их приостановиться на одном из холмов. Вдруг они заметили внизу небольшой скит и решили спуститься туда передохнуть.
Монахи этого Рождественского скита очень любезно их встретили, поднесли им на террасе традиционное угощение, затем повели их посетить их собственную мастерскую, так как и здесь тоже это было одним из главных родов деятельности, которую они выполняли по очень строгим уставам, при посте и молитвах в продолжении писания каждой иконы. Войдя, Хозе Муньос заметил икону Божией Матери, которая потрясла его необъяснимым образом, так, что его сердце затрепетало, почувствовав остро некое присутствие.
Он попросил монахов продать ему икону, но они ответили, что это монастырская икона, одна из первых написанных здесь (отцом Хризостомом, вероятно, в 1981 г.), и что они никогда ее не продадут. Затем, видя его настойчивость, они добавили, что они смогут ему прислать в Канаду, если он того пожелает, список с иконы.
Однако Хозе чувствовал столь могучее влечение именно к этой иконе, которая была перед его глазами, что он продолжал настаивать и до такой степени, что утомил своего друга Рауля, служившего ему переводчиком, но, тем не менее, не преодолел хотя и любезный, но твердый отказ монахов. С этой стороны не оставалось больше никакой надежды.
Ночью, во время службы, когда монахи воспели “Достойно”, Хозе пал на колени, повергнулся ниц и молился с жаром Божией Матери: он сделал все возможное, докучал игумену, предлагал деньги, и все тщетно; но было необходимо, чтобы она пришла с ним в Америку, где так нуждались в ней. После молитвы, Хозе ощутил мир, как если бы Божия Матерь уверила его в Своем прибытии.
После Литургии и завтрака они готовились уезжать, сесть на корабль и уже начали спускаться к берегу, как вдруг показался отец Климент, игумен этой братии в пятнадцать душ, несший завернутую икону; “Пресвятая Приснодева, — сказал он, — уедет с вами”, он еще раз отказался принять деньги от Хозе. Тогда оба друга поспешили уехать, боясь, что он может передумать и взять обратно икону.
На корабле, который вез его в Дафни, Хозе почувствовал внутренний голос, повелевавший ему идти в Иверскую обитель, чтобы приложить свою икону к слывущей чудотворной иконе Божией Матери “Вратарнице”, с которой была списана икона Хозе. Итак, они отправились в Иверон и там ждали три часа, пока монах не открыл им храм над монастырскими вратами, в котором пребывает святая икона. Тогда же Хозе получил особое дозволение на соприкосновение обеих икон. После этого они уехали.
Хозе Муньос покинул Святую Гору, пробыл неделю у своей матери в Испании и прибыл в начале ноября в Монреаль. Дома он поместил икону в своей комнате между образом новомученицы Великой Княгини Елизаветы и частицами мощей святых Киево-Печерской Лавры, полученными от Владыки Леонтия Чилийского. Каждую ночь Хозе читал перед иконой акафист Божией Матери. 24-го ноября (т.е. на св. Феодора Студита — Сост.), около трех часов утра, Хозе проснулся и почувствовал сильный запах роз. Весьма удивленный, он сперва посмотрел не разбил ли кто в доме какой-нибудь флакон с духами, потом он подумал, что это исходило от мощей, но заметил на иконе нечто, что он принял за лампадное масло и приписал это небрежности занимавшегося лампадами. Вытирая икону, он заметил с изумлением, что благоухание исходит от нее. Он смотрел в недоумении и наконец понял, что происходит нечто чрезвычайное.
Немного спустя прибыл отец Ириней, побудивший принести образ в церковь, где он поставил его на престол. Во время литургии тонкие струи мvра снова истекли из рук Богомладенца. Потрясенный этим знамением, Хозе подождал две недели прежде чем понести икону в резиденцию преосвященного Виталия, нынешнего митрополита. Владыка принял икону, тщательно высушил всю поверхность и прошел, для благословения, по всем комнатам дома, насчитывающего три этажа. Когда он возвратился в домовую церковь, икона была покрыта мvром. Владыка упал перед иконой, удостоверяя в чуде. Он взял “Вратарницу” в собор, где с тех пор икона и пребывает в праздничные или воскресные дни, когда она не странствует.
Икона не прекращает источать мvро, за исключением страстной недели 1983-го, когда мvро и благоухание прекратились от вторника до субботы. Количество мvра разнится, так, в 1982-м году, в продолжение Собора в Мансонвилле (Квебек) и поставлении епископа Иннокентия Аргентинского или, недавно, при возведении нового митрополита в Нью-Йорке, мvро истекало потоками.
Помощь Пресвятой Богородицы через эту св. икону тем более важна, что ее хранитель, Хозе Муньос, носит ее по Америке и по всему миру, навещая храмы, приходы и монастыри. Уже многочисленны чудеса, бывшие от святой иконы: исцеления парализованного юноши, человека, страдавшего тяжкой болезнью ободочной кишки, и женщины от чахотки и многих других. Но как писал Александр Солженицын, кроме исцеления тела, чудотворная икона источает и исцеление душ, побуждая людей всюду, куда она прибывает, оплакивать свои грехи, исповедываться, приобщаться, усмиряться, обретать надежду и единство Церкви.
Достаточно двух, замечательных в этом отношении примеров, чтобы выделить это глубокое влияние иконы: одна женщина, потерявшая сына в автомобильной катастрофе в Лос-Анжелесе, намеревалась использовать предписанные ей успокоительные средства, чтобы лишить себя жизни. Но кто-то вдруг известил ее о прибытии иконы. Она отправилась в церковь и была так потрясена, увидав икону, что тотчас пошла покаяться в своем ужасном намерении. В одном из приходов, в Соединенных Штатах, прихожане ссорились и спорили в прискорбной обстановке: прибытие иконы склонило к всеобщему примирению и умиротворению. Во время пребывания св. иконы в Леснянском монастыре в Провемоне имело место исцеление одной жительницы департамента Эр, пять лет страдавшей в колене и принужденной пользоваться костылем.
Часто, при иконе, людям не хочется уходить из храма. Она оживляет в них пыл веры и жар молитвы, нередко охлажденных или ослабевших в современном нам мире. Ныне верующие прибывают издалека почтить ее, получить ватку с мvром и изображения иконы. Многочисленные свидетельства приводят случаи горячих молений возвращающихся в Советский Союз или в Польшу. Эта икона составляет предмет почитания не только православных, но и иноверцев. В частности, многие католики в Монреале глубоко почувствовали это новое проявление Божия милосердия. Эта икона является особым покровительством наказанием, явным для всех, относительно нашей Церкви, данным точно через год после прославления новомучеников. Это также мощное утешение в эти столь трудные времена, в которые мы вступаем.
РАДУЙСЯ, БЛАГАЯ ВРАТАРНИЦЕ, ДВЕРИ РАЙСКИЯ ВЕРНЫМ ОТВЕРЗАЮЩАЯ!” [ 49 ]
Из интервью с хранителем мироточивой иконы Иосифом Муньосом, взятым иереем Павлом Ивашевичем в Монреале 11/24 ноября 1992 г.:
В прошлом году в августе икона впервые начала плакать, какое объяснение вы могли бы дать этому?
Когда я был в Аргентине, в провинции Миссионес, во время августовского переворота в России, я находился в местечке, где трудно было достать газеты, и куда новости очень медленно доходят, и мы не знали ничего о том, что происходило в России в тот день, но заметили, что у Божией Матери появилась слеза (икона никогда не плакала раньше), которая просто держалась и сначала не падала. Мы старались понять, что происходит, почему Божия Матерь плачет, и когда сели в самолет, то по дороге обратно в Буэнос-Айрес получили газеты и узнали о перевороте в России. И мы поняли, что из-за этого Божия Матерь начала плакать, но это очень трудно объяснить. <...> Наверное, эта икона явилась в нашей Зарубежной Церкви не потому, что Господь особенно доволен нами, но из-за крови Новомучеников Российских.
Значит, это чудо особенно связано с Российскими Новомучениками?
Да, икона 10 лет тому назад, до того как из нее стало истекать мvро, висела у меня рядом с частицами мощей Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. И мvро начало истекать почти точно через год после прославления Новомучеников. <...> Еще 10 лет тому назад многие священники начали посылать ватки и фотографии иконы в Россию, и многие из них говорили: “Если мvро войдет в сердце русского человека, коммунизм разрушится, ибо благоухание, которое нам дает Божия Матерь, уничтожит смрад коммунизма”. <...> ...К сожалению, очень часто мне кажется, что, когда говорим о покаянии русского народа, мы разделяем верующих в Зарубежье от тех, которые живут в России, как будто покаяние требуется только от них, как будто у нас все хорошо и, к сожалению, таким образом мы теряем с ними духовное единение. К сожалению, у многих существует неправильное понятие о том, почему в Зарубежной Церкви явилась эта икона. Они считают, что икона явилась, чтобы показать Московской Патриархии, что Господь здесь с нами. Думаю, что никто из людей не заслуживает такого божественного явления, как мvроточивая икона, но ради крови Новомучеников, прославленных Зарубежной Церковью, явил Бог это чудо. <...> Одна очень благочестивая девушка дала такое объяснение этого чуда, что как мvроносицы помазали тело Спасителя до Его Воскресения, так и Божия Матерь теперь помазывает русский народ до воскресения России.
Когда мы говорим о воскресении России, мы представляем ее в будущем как могучую державу, похожую на Россию в период Царствования Александра III. Но в таком случае, мы не думаем прежде всего о Царстве Небесном, а помним о славе на этой земле; так и иудеи ждали не Христа, но земного царя.
Да, Россия была великая Империя, самая большая, могучая, она дала миру несравненную ни с чем красоту, которую Византия не смогла дать. У нее симфония между Церковью и государством была настоящей, и поэтому ее разрушили. Думаю что Господь допустил страдания при коммунизме отчасти для того, чтобы русские не погибли в ужасном материализме. Россия должна воскреснуть сильной духовно, потому что нет ни одного уголка в России, который остался бы не омытый кровью мучеников. Кровь мучеников — семя христианства. Эти семена дадут всходы, Россия воскреснет и своим светом будет освещать весь мир, потому что нет ни одного народа, который так пострадал за Христа, как русский. Ни инквизиция, ни Гитлер со своими ужасами не могут сравниться с коммунистами. Когда Россия воскреснет, она действительно заслужит звание Святой Руси, Дома Пресвятой Богородицы.
Когда мы говорим о воскресении России, мы говорим также о последних временах. Мы уже живем в апокалиптические времена. Несколько лет тому назад мы, например, свободно говорили: да хранит тебя Господь и Его Пречистая Матерь. Теперь за это тебя могут посчитать больным человеком, как будто вера — какая-то душевная болезнь.
<...> Меня также критикуют за то, что я не хочу участвовать в телевизионных передачах с иконой, а ведь телевизор - это диавольская вещь, которая меняет христианскую культуру на наших глазах.
Не о телевидении ли говорил преп. Нил Мvроточивый, подвизавшийся на Святой горе, в своих пророчествах?
Да, он говорил о том, что диавол сделает свою коробку, и его поклонники будут поклоняться ему вокруг нее, и что рога диавола будут на крышах всех домов. Многие большие американские телевизионные компании мне предлагали невероятное количество денег за 15 минут передачи. Но мне кажется, что участвовать в таких передачах — это было бы то же самое, что продать Христа, предать Божию Матерь. <...>
Не думаете ли вы, что когда-нибудь сможете поехать с мvроточивой иконой в Россию?
Да, я думаю, что, когда придет время, икона поедет в Россию. Я желаю этого, но я нахожусь под волей Божией, в послушании Собора епископов Русской Православной Церкви Заграницей <...> Икона туда поедет, когда Господь позволит, а не когда мы хотим, ведь мы всегда молимся, да будет воля Твоя” [ 50 ].
Схимонахиня Макария (Артемьева, † 1993); “Я каждый день читаю молитвы иконе Божией Матери Иверской... Она Москву защищает... И Господа Бога молю: “Пускай не взгляну я на высоту церковную, но пусть Он сохранит Москву” [ 51 ].
Место рождения
Архиепископ Андрей Кесарийский считал, что антихрист выйдет “из мрачных и глубинных стран земли, в которые изгнан диавол” [ 52 ].
Святой Димитрий Ростовский, — писал неизвестный священник Русской Православной Церкви “в самые трагические” годы XX в., — высказывает мнение, что антихрист произойдет в чувственном Вавилоне Персидском, * который находится у реки Евфрат. Там же царствовал и строил знаменитую Вавилонскую башню царь Нимврод, первый по времени мучитель в Поднебесной, откуда, — он говорит, —должен быть и последний мучитель. Большинство из Святых Отцов считает, что антихрист должен произойти из стран Востока, в частности, из тех, где поселится еврейское колено Даново, так как антихрист должен быть из того колена: или из Ирана (Персия), или из Ирака (Месопотамия), ** или из ближайших к ним мест” [ 53 ].
* На Вавилон Персидский указывали Иероним и св. Андреи Критский. Св. Андрей Кессарийский: “Вавилон великий, мати любодеицам и мерзостям земным” [ 54 ]. “Местом рождения антихриста, — говорится в энциклопедии “Мифы народов мира”, — считали Вавилонию, ибо Даново колено, по преданию, ушло именно туда; кроме того, Вавилон был популярным библейским символом мятежа против Бога” [ 55 ]. В Новом Завете Вавилон представляется, как прообраз антихриста, тайны беззакония, сына погибели, страшного превозношения в Церкви Божией и носит название Вавилона великого (2 Сол. 2, 3-10; Отк. 17 и 18). — Сост.
** 31.12.1990 г. сотрудник газеты “Красная звезда” капитан С. Сидоров, обозревая зарубежную прессу в связи с назначенным американцами на 15 января (празднование памяти преп. Серафима Саровского; на “летнего Серафима”, как известно, началась 1 мир. война) открытием военных действий против Ирака, писал: “...Пророчества Библии о грядущем конце света, к сожалению, последовательно сбываются. Как и предсказывало Писание, апокалиптическая битва Армагеддон, в результате которой погибнет каждый третий живущий на земле, должна начаться на территории нынешнего Ирака — в долине реки Евфрат. (Там, между прочим, находится крупный завод по производству боеприпасов для иракской армии, построенный не без нашего участия). В том, что так оно и будет, уверено немалое число известнейших евангелистов и проповедников”. У архиепископа Аверкия читаем: “И собра их на место, нарицаемое еврейски Армагеддон — это слово означает “рассечение” или “убийство”. “В том, полагаем, месте, — говорит св. Андрей, — собранные и предводимые диаволом народы будут избиты, ибо он утешается кровью человеческою”. Название взято из долины Магеддо, на которой пал царь Иосия в сражениии с фараоном Нехао (2 Пар. 35, 22)” [ 56 ]
В книге “Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса”, изданной в 1904 г. под благодатным руководством Св. прав. Иоанна Кронштадтского содержится предсказание: “...Есть историческое таинственное указание на перенесение политической и торговой тяжести в конце всемирной истории опять туда же, где началось оно столпотворением вавилонским. Св. пророк Захария, пророчествовавший о последних временах, возвещает это аллегорическим перенесением хлебной меры в Сеннаар; это и есть будущее перенесение центра торговли на берег Персидского залива.
Пророк видит ефу (хлебная мера), в которую погрузилась женщина (нечестие). Он видит далее как бы вместо одной — две женщины и ветер был в крыльях их, и крылья у них, как крылья аиста, и подняли они ее и понесли ее между землею и небом, чтобы устроить для нее дом в стране Сеннааре, и когда будет все приготовлено, то она (ефа) поставится там на своей основе (Зах. 56 5-11). Что же это значит? Весьма возможно, что союзные между собою по единоплеменности страны (если судить по нынешнему периоду всемирной истории), Британия и Соединенные Штаты, или Британия и Германия, благодаря обширному развитию своего торгового мореплавания пожелают иметь великий торговый центр и вольный город на берегу Персидского залива при впадении Евфрата и Тигра. И вот весьма вероятно, что этому-то торговому центру с открытыми дверями для всемирной торговли и придется играть последнюю заключительную роль в политической истории, ибо он сделается столицей всемирного еврейского нечестия. Здесь-то вероятно, родится сын погибели, представитель власти и тирании князя мира сего, т.е. большого красного дракона. В настоящем периоде всемирной истории виднеются как бы подготовления к этим грядущим событиям, т. е. к восстановлению всемирного железного царства, подобного древней Римской державе при Юлиане Отступнике. О таком всемирном владычестве уже и ныне мечтает и старается Британия, начинают мечтать и стараться Германия и даже Соединенные Штаты. Кому из этих трех в конце концов придется играть первенствующую и погибельную роль - покажет время...” [ 57 ]
Уроки и примеры христианской веры. Составил прот. Григорий Дьяченко. СПб. 1902. С. 379.
Творения Святого Ипполита, епископа Римского, Вып. II. Казань. 1899. С. 68.
ЧОИДР. Кн. II. N2 26.
Архим. Нектарий (Моулатсиотис). Когда будет Второе Пришествие Иисуса Христа. С. 20.
О последних событиях, имеющих свершиться в конце мира. Составил И.П..... 3-е изд. Сергиев Посад. 1905. С. 13.
Учение Священного Писания и Отцов Православной Церкви об антихристе. Тверь. 1991. (С издания 1902 г.).
Знамения пришествия антихриста по учению Священного Писания и толкованиям Святых Отцев и учителей Церкви. Изд. 5-е. М. 1912. С. 10.
Шмаков А.С. Международное тайное правительство. М. 1912. С. 458.
Знамения пришествия антихриста по учению Священного Писания и толкованиям Святых Отцев и учителей Церкви. С. 10.
Тихомиров Л. А. Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира. С. 104.
Архиеп. Аверкий. Современность в свете Слова Божия. Т. I. С. 72-73.
Уроки и примеры христианской веры. С. 379.
Там же. С. 382.
Учение Священного Писания и Отцов Православной Церкви об антихристе. С. 27.
Уроки и примеры христианской веры. С. 382.
Архиепископ Аверкий (Таушев). Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбор текста. С. 49.
“Знамения пришествия антихриста...” С. 27.
Архим. Нектарий (Моулатсиотис), Когда будет Второе Пришествие Иисуса Христа. С. 21.
Старец схиархимандрит Лаврентий (Проскура). 1868-1950. С. 77.
Уроки и примеры христианской веры. С. 382.
Учение Священного Писания и Отцов Православной Церкви об антихристе. С. 17.
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. I. М. 1980. С. 86.
Прот. Борис Молчанов. Антихрист. С. 4,
Посмертные вещания преподобного Нила Мvроточивого Афонского. С. 80-81.
Уроки и примеры христианской веры. С. 382-383.
Беляев, проф. О безбожии и антихристе. Т. I. С. 193.
Учение Священного Писания и Отцов Православной Церкви об антихристе. С. 15.
Творения Святого Ипполита, епископа Римского. Вып. II. С. 66-68.
Св. Андрей, архиеп. Кессарийский. Апокалипсис. СПб. б.г. 7:8.
Архим. Никифор. Иллюстрированная'' полная Библейская энциклопедия. С. 186.
Назаров М.В. Мисссионеры с рю Пюто... В связи с активизацией масонства в России // “Вестник Германской епархии Русской Зарубежной Церкви”. Мюнхен. 1992. № 2-3.
ТАСС 9.9.1991; “Ехргем”. Рапе. 17.1.1992; “Правда”. 1992, 31 января, 7, 13 мая.
Толковая Библия. Под ред. А.П. Лопухина. Т. I. СПб. 1904. С. 266.
Островский В., Хой К. Я был агентом “моссад”. М. 1992. С. 247-249.
Творения Святого Ипполита, епископа Римского. С. 16.
Архиеп. Нафанаил (Львов). Беседы о Священном Писании и о вере и Церкви. Т. 2. Комитет Русской Православной молодежи заграницей. Нью-Йорк. 1991. С. 165-167.
Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 412-413.
Прот. Валерий Лукьянов. Джин Диксон // “Православная Русь”. Джорданвилль. 1975. № 15. С. 5.
“Преподобный” Мун и антихрист // “Нива”. Ричмонд (США). 1985. № 7-9. С. 3.
Собрание писем блаженныя памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. I. С. 24.
Архим. Нектарий (Моулатсиотис). Когда будет Второе Пришествие Иисуса Христа. С. 24.
“Еврейская газета”. 1993. (Со ссылкой на израильскую газету “Едиот ахронот”).
То же.
Архив составителя.
Прост. М.Помазанский. О Вере. Апологетические заметки. Джорданвилль. 1960. С. 3.
“Православная Русь”. 1992. № 2. С. 14.
Там же. 1991. №21. С. 16.
Там же. 1993. №2. С. 16.
Чудотворная икона Божией Матери “Вратарница” в Монреале. Б.м. и г. С.1-3
Благодать Божия к нам является. Беседа с Иосифом Муньесом, хранителем мvроточивой Иверской иконы // “Православная Русь”. 1993. № 1. С. 7-9.
“Московский журнал”. 1993. № 10. С. 14.
Учение Священного Писания и Отцов Православной Церкви об антихристе. С. 28.
Страшный суд Христов. С. 13.
Архиеп. Аверкий. Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбор текста. С. 59.
Мифы народов мира. Т. I. М. 1980. С. 86.
Архиеп. Аверкий. Апокалипсис. С. 57.
Цит. по: Таинственное указание // “Земщина”, 1991. № 1.
Назад | Содержание | Вперед
Последние изменения: 01.10.07
© О П Р И Ч Н И Н А 2000
г.