RUS-SKY (Русское Небо)  


22. ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ

“ вот Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства” (Иез. 37, 21-22).

“Непременно соберу всего тебя, Иаков, непременно соединю остатки Израиля, совокуплю их воедино, как овец в Восоре, как стадо в овечьем загоне: зашумят они от многолюдства. Перед ними пойдет стенорушитель; они сокрушат преграды, войдут сквозь врата и выйдут ими; и царь их пойдет перед ними, а во главе их Господь” (Мих. 2,12-13).

Предсказание, найденное в древних греческих книгах лавры Саввы Освященного русским монахом Антонием Саваитом. построенное на пророчествах Св. Отцов из греческих текстов: “Последние времена еще не настали, и совершенно ошибочно считать что мы у порога ПРИШЕСТВИЯ “антихриста”, потому что еще предстоит один и ПОСЛЕДНИЙ расцвет Православия, на сей раз ВО ВСЕМ МИРЕ - во главе с РОССИЕЙ. Произойдет он После страшной войны, в которой погибнет не то 1/2, не то 2/3 человечества и которая будет остановлена ГОЛОСОМ С НЕБА. “И будет проповедано ЕВАНГЕЛИЕ во всем мире!”

  1. Ибо до сего времени проповедовалось не Христово Евангелие, а Евангелие, искаженное еретиками.*

  2. Будет период всемирного благоденствия — НО НЕ НАДОЛГО.

  3. В России в это время будет ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦАРЬ, которого ГОСПОДЬ явит русскому народу.

И после этого мир опять развратится и не будет уже способен к исправлению, ТОГДА ПОПУСТИТ ГОСПОДЬ ВОЦАРЕНИЕ антихриста” [ 1 ].

* Имеется в виду, разумеется, проповедь Евангелия в миру католиками, протестантами и разного рода сектантами. — Сост.

Архиепископ Серафим, Чикагский и Детройтский (1959): “Господь недавно во время моего первого богомолья в Палестину удостоил меня, грешного, познакомиться с некими новыми, доселе неизвестными пророчествами, которые бросают новый свет на судьбы России. Пророчества сии обнаружил случайно один ученый русский монах в старинных греческих рукописях, хранившихся в одном древнем греческом монастыре. Неизвестные Святые Отцы 8 и 9 веков, т. е. современники св. Иоанна Дамаскина, в таких, приблизительно, словах запечатлели сии пророчества: “После того, как богоизбранный еврейский народ, предав на муки и позорную смерть своего Мессию и Искупителя, потерял свое избранничество, последнее перешло к эллинам, ставшим вторым богоизбранным народом.

Могучий, пытливый ум древних греков, просветленный христианством, проник в самые глубины миропознания. Великие Восточные Отцы Церкви отточили христианские догматы и создали стройную систему христианского вероучения. В этом великая заслуга греческого народа. Однако построить гармоническую общественную и государственную жизнь на этом прочном христианском фундаменте у византийской государственности не хватает творческих сил и возможностей. Скипетр Православного Царства выпадает из слабеющих рук византийских императоров, не сумевших осуществить симфонию Церкви и государства.

Поэтому на смену одряхлевшему духовно избранному греческому народу Господь Промыслитель пошлет третий богоизбранный свой народ. Народ этот появится на Севере через сотню-другую лет (писались эти пророчества в Палестине за 150-200 лет до Крещения Руси), всем сердцем примет христианство, будет стараться жить по заповедям Христовым и искать, согласно указанию Христа Спасителя, прежде всего Царствия Божия и Правды Его. За эту ревность возлюбит сей народ Господь Бог и приложит ему все остальное — большие земельные просторы, богатство, государственное могущество и славу.

По немощи человеческой не раз будет впадать в большие грехи этот великий народ и за сие будет наказуем немалыми испытаниями. Лет через тысячу и этот богоизбранный народ поколеблется в вере и в стоянии за Правду Христову, возгордится своим земным могуществом и славою, перестанет пещись о взыскании Града грядущего и захочет рая не на небе, а на грешной земле.

Однако не весь тот народ пойдет по сему гибельному широкому пути, хотя и значительное его большинство, особенно ведущий его слой. И за это великое падение будет послано свыше на этот, презревший Божии пути, народ страшное огненное испытание. Реки крови прольются по его земле, брат будет убивать брата, голод не раз посетит эту землю и соберет свою страшную жатву, почти все храмы и другие святыни будут разрушены или осквернены, множество людей погибнет.

Часть этого народа, не желая мириться с беззаконием и неправдой, покинет родные пределы и рассеется, подобно еврейскому народу по всему миру (разве это не про нас, русских зарубежников, сказано?).

Все же не до конца прогневается Господь на свой третий избранный народ. Кровь тысяч мучеников будет вопиять к небу о помиловании. В самом народе начнется протрезвение и возврат к Богу. Минет, наконец, определенный Правосудным Судией срок очищающего испытания и вновь засияет ярким светом возрождения святое Православие в тех северных просторах.

Сей дивный свет Христов озарит оттуда и просветит все народы мира, чему поможет промыслительно посланная заранее в рассеяние часть этого народа, которая созиждет очаги Православия — храмы Божии, по всему миру.

Христианство тогда явит себя во всей своей небесной красоте и полноте. Большинство народов мира станет христианами. На некоторое время во всей подлунной воцарится благоденственное и мирное христианское житие...

А потом? Потом, когда наступит исполнение времен, начнется уже во всем мире полный упадок веры и прочее предсказанное в Св. Писании, появится антихрист и наступит, наконец, кончина мира”.

Изложены эти пророчества в разных рукописях и в разных вариантах, но, в основном, все они сходятся. Это основное я и постарался передать, как запомнил от рассказчика, может быть только более современным языком.

Напоминаю, что эти пророчества обретены в подлинных греческих рукописях 8 и 9-го веков, когда о Руси, как о государстве, и слышно ничего не было, а русскую равнину населяли разрозненные полудикие славянские племена и другие народности.

Что мне к этому прибавить? Верую, что эти пророчества относятся к нашему русскому народу и что он, таким образом, является третьим богоизбранным народом. Верую, что в этих удивительных пророчествах явлены грядущие судьбы русского народа, и все так и совершится, как в них предсказано тысячу лет тому назад” [ 2 ].

Иеросхимонах Аристоклий Афонский. * “Вдова писателя г-жа А. Родионова, — писал в 1941 г. И. К. Сурский, — сообщила мне выписку из письма ее покойного мужа, содержащего подробности этого предсказания. Привожу эту выписку целиком <...>:

* Матушка Варвара (Цветкова), подвизающаяся в Гефсиманской обители на Св. Земле, вспоминала: “Старец Божий иеросхимонах Аристоклий, афонец. Там он провел многие годы, был послан в Москву на Пантелеимоновское подворье на Полянке, где, по его молитвам, совершались дивные чудеса исцеления больных и, в особенности, несчастных одержимых. На Полянке батюшка принимал безконечных посетителей, жаждущих его духовных советов и руководства” [ 3 ]

“Из письма моего покойного мужа Ивана Александровича Родионова от 30 октября 1939 г. из Берлина:

“Не знаю, попадалось ли тебе предсказание афонского старца о. Аристоклия, сделанное им за 10 дней до своей смерти, именно 6 августа 1918 года.

Батюшка о. Аристоклий не указывал сроков, а только признаки спасения России. Вот они:

  1. Бог отнимет всех вождей, чтобы только на Него взирали русские люди.

  2. Все бросят Россию, откажутся от нее другие державы, предоставив ее себе самой, — это чтобы на помощь Господню уповали русские люди.

  3. Услышите, что в других странах начнутся безпорядки и подобные тому, что и в России, и о войне услышите и будут войны, — но ждите, пока вот немцы не возьмутся за оружие, ибо они избраны Божиим орудием наказания России, — но и оружием избавления тоже.

Вот когда услышите, что немцы берутся за оружие, — вот уже время близко”.

А дальше он сказал, что “Крест Христов засияет над всеми мирами и возвеличится наша Родина и будет как маяк во тьме для всех” [ 4 ].

Епископ Михаил (Грибановский, 1856-19.8.1898), Таврический: “России предстоит воспользоваться своим, уготовленным Самим Богом, положением в истории воинствующей Церкви на земле” [ 5 ].

Откровение Мефодия Патарского (IV или VII вв.). * Первый славянский перевод: ** “И потом яко пленено будет Царство Перско, востанут в ныи место сыновыи Агариини внуци на Греке еже Даниил пророк мышцю юга менит. Тыи воевати начнут во време седморичных лет и не будет продолжения летом к тому, яко приспе кончание мира. На кончину бо седмие тысуще разоритсе Царство Перско. Тогда изыдит племе и Измаилево от пустыне Етрива. Изшедше ис пустине сберутсе вси вкупе в Гавате велицем и ту се сбудет реченное пророком Иезекиилем <...> ...От племене Измайлове иже наричетсе дивый осел, понеже гневом и яростию пущен есть по всей земли на человекы и на скотыи и на звери и на лесыи и на овощия и на дебри и на всако древо творещее плод. И будет пришествые его казнь безмилостна и пойдут пред нимы 4 явизви и погыбель и пагуба, тля и опустошение. Рече бо Бог Израилю: “Видиши, не любе те вывожду на землю обещания, но грех дела живущих на ней”. Такожде и сыном Измаилевом не любе дает им силу да преимут землю христианьску, но грех дела безакония их тако им творит. Несть бо точна им при гресех во всех родех ни било ны быти что. Бо облачетсе мужи в любодеиц жен, рызии претикающих и аки жени красуютсе по стогнам града ходеще и по торжищем пред всеми и пременише вещное требование в чресневещное. Якоже рече святый апостол, такожде же и жены их акы мужи творет. Примеси бо се единой жене отец и сын и брат. Не знают бо се от множества сплетения. <...> Сего ради убо Бог предаст е в рукы безаконных поганиих, ибо в гресех и смрадех осквернены будут жены их от скверненых сынов Измайлов”.

* “Откровение”, — писал исследовавший его Л. А. Дмитриев, — “переводное византийское эсхатологическое сочинение неизвестного автора, датируемое одними исследователями IV в., другими — VII в. В средневековой рукописной традиции атрибутировалось епископу города Патар в Ликии (Малая Азия) Мефодию, жившему в III-IV вв. “Откровение” — краткий рассказ о истории мира от Адама до светопреставления, распределенный по тысячелетиям на семь периодов. Вторая половина “Откровения”, в которой повествуется о седьмом тысячелетии (в ней освещаются события, которые будут предшествовать кончине мира и происходить в последний период его существования, царство антихриста, Второе Пришествие Христа, Страшный суд), привлекала к себе наибольшее внимание средневековых читателей. Большое место как в исторической, так и в пророческой части “Откровения” занимает история борьбы израильтян (не этнических, разумеется — Сост.) с измаильтянами и рассказ о “нечистых” народах, заключенных Александром Македонским в неприступных горах. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий Царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром “нечистые” народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда Бог пошлет Своего Архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует Второе Пришествие Христа и Страшный суд” [ 6 ]. Об отношении к “Откровению” Русской Православной Церкви говорит факт использования его в официальных летописных сводах: дважды в “Повести временных лет” под 1096 г., в XIII в., во всех редакциях “Повести о битве на Калке”, во 2-й редакции Еллинского и Римского летописца, во 2-й редакции Хронографической Александрии и т. д.

** “На славянский язык “Откровение” переводилось дважды, оба раза в Болгарии, сербский перевод восходит к болгарскому оригиналу. В основу славянского перевода легла первая редакция греческого текста. Оба славянских перевода, не зависящие друг от друга, восходят к различным вариантам первой греческой редакции “Откровения”, но в основе их лежат более древние и близкие к авторскому тексту списки, чем дошедшие до нашего времени. На Руси славянский перевод “Откровения” стал известен очень рано — не позже начала XII в. На русской почве, как предполагает В. М. Истрин, в XV в., возникла оригинальная русская переработка “Откровения”, названная Истриным интерполированной редакцией. В основу этой переработки лег старый славянский перевод, дополненный из других источников — библейского повествования о Гедеоне, апокрифа о потопе, Сказания о царе Михаиле, сказаний об антихристе, из “Жития Андрея Юродивого” [ 7 ].

Второй славянский перевод: “Погублену же бывшу царству Перскому встанут абие сынове Измайловы и Агарене, писанием мышцу южную нарече их Даниил, и сопротиветсе царству греческому числом круга седморичного и седморично время, зане приближисе кончина и несть долготы летом ктому. В последний бо тисущницу сиречь в седмую искоренитсе Перское царство и потом изыдет семе Измаилево сущее в Етриве и исходеще соберутся в Гаваоне вкупе. <...> И будет пришествие их показание немилостивно. Предпоидут же пред ними на землю язвы 4 пагуба, губительство, тле и запустение. Глаголет бо Бог к Израилю Моисеом: “Не зане любит те Господь Бог, дает ти наследити землю сию, но за грехи живущих на ней”. Сице и сыновом Измаилевом не зане любит их Господь Бог даст им силу одержати вса земле христианскуа, но за безаконие их и грехы. Точна бо тем скорбь не бысть ниже имат быти во всех родех. Ибо облачахусе мужие в любодеивых жен и блудных ризы и яко жены сице украшах и стояху по друмовох и торгох градскых явственно, пременивше естественный образ в чрезьестественный, и якоже рече святый апостол такожде глаголе и жены тажде деют яже и мужие. Собираху бо се над единою женою отец вкупе и сын еще же и все сродство их, не ведоми бо беху блудницами. Темже премудрый апостол прежде времен многиих возопи, глаголюще: “сего ради предаде их Бог в искушения безчестия, ибо жены их преложише женский свой образ в мужскый, такожде же и мужие свое естество в женское и раждегошеся в похотех своих друг на друга, мужие в мужех бестудства деюще и возмездие достойное прельсти их в себе восприемлюще”. * Сего ради убо Бог предаст их в руце варваром, от нихже впадут в грех и осквернетсе жены их скверненными и наложат на них иго свое сынове Измаилиевы. <...>

По скорби же Измаилитстей гоними, оскорбляеми и не имеще надежду спасения или избавления из руку Измаилтен, проженут бо их и оскорбет хвалещесе о победах своих <...>, облачещеся и красещися якы жениси и похуливше рекут: “не имет избавления из руку нашею христиане”.

Тогда внезапу въстанет на них Царь елинскы сиречь греческы с яростию великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потребна. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их <...> И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. <...> И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром. И обновят грады и свободетсе священници от бед своих и почиют человецы во время оно от скорбей своих. Рече бо: “Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них пагуба”, якоже и Господь в евангелии глаголаше: “Якоже беху человецы во дни Ноевы ядуще и пиюще, женешесе и посягающе, сице будет и в последний дне...” [ 8 ]

Старец Глинской пустыни иеромонах Порфирий († 1868): “...Со временем падет вера в России. Блеск земной славы ослепит разум, слова истины будут в поношении, но за веру восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное” [ 9 ].

* Преп. Нил Афонский Мvроточивый (до недавних пор не переводившийся отрывок): “Около 1900 года, к середине 20 столетия, народ того времени начнет становиться неузнаваемым. Когда время будет приближаться к пришествию антихриста, разум людей помрачится от страстей плотских, и все более будет усиливаться нечестие и беззаконие. Мир тогда станет неузнаваемым, изменится облик людей и нельзя будет ясно различать мужчин от женщин, благодаря безстыдству в одежде и форме волос головы. Эти люди одичают и будут жестокими, подобно зверям, из-за соблазна антихриста. Не будет уважения к родителям и старшим, любовь исчезнет. Пастыри же христианские, епископы и священники, станут мужьями тщеславными, совершенно не различающими правого от левого. Тогда нравы и предания христиан и Церкви изменятся. Скромность и целомудрие исчезнут у людей и будут царить блуд и распущенность. Ложь и сребролюбие достигнут высшего предела, и горе накопляющим сокровища. Блуд, прелюбодеяние, мужеложество, тайные дела, кража и убийство станут господствовать в обществе” [ 10 ]. И еще одно, по словам архиепископа Аверкия, “весьма древнее пророчество”: “Настанет время, когда люди будут безумствовать, а кто не безумствует, тому будут говорить: ты безумствуешь, потому что ты не похож на нас” [ 11 ]. — Сост.

Архиепископ Феофан (в миру Василий Димитриевич Быстров, 1.1.1872-6.2.1940 во французском местечке Limmerais, на Луаре, близ города Amboise), Полтавский * (1930): “Вы спрашиваете меня о ближайшем будущем и о последних временах. Я не сам от себя говорю, а сообщаю откровение старцев. А они передавали мне следующее: пришествие антихриста приближается и оно очень близко. Время, отделяющее от него, надо считать годами и в крайнем случае несколькими десятилетиями. Но до пришествия антихриста Россия должна еще восстановиться, конечно, на короткое время. И в России должен быть Царь, предъизбранный Самим Господом. Он будет человеком пламенной веры, великого ума и железной воли. Так о нем открыто. Будем ожидать исполнения открытого.

Судя по многим признакам, оно приближается, если только по грехам нашим Господь Бог — не отменит и не изменит обещанного. По свидетельству Слова Божия и это бывает” [ 12 ].

Архиепископ Аверкий, Сиракузский и Троицкий (о пророчестве владыки Феофана, 1973): “Написанное здесь вполне, почти дословно отвечает тому, что мы лично слышали из уст самого Владыки Архиепископа Феофана еще в 1926 году в Болгарии, когда он проживал в здании Св.. Синода Болгарской Православной Церкви в Софии. С тех пор прошло уже несколько “десятков лет” и, следовательно, мы вплотную приблизились к исполнению предсказанного, если только наши грехи не изменили Божия определения” [ 13 ].

Схимонах Антоний (Чернов), душеприказчик и келейник владыки Феофана ** (1991): “В последние времена, рассказывал владыка, в России будет монархия. Это вызовет во всем мире враждебную реакцию. Враги поползут на Россию яко прузи (саранча — Сост.). “Разве это война? — вопрошал владыка Феофан. — Вот будет война, когда на Россию весь мир вооружится”. И действительно, антихрист представит Россию как врага мира, ибо она объявит себя Православной, когда Православие исчезнет (в др. странах — Сост.)” [ 14 ].

* Род. в семье священника, окончил СПб Духовную академию. Профессор-библеист, в 1909-1910 — ректор академии. Хиротонисан в 1909 г., занимал Таврическую, Астраханскую и Полтавскую кафедры. Духовник Царской Семьи. Именно по его совету ко Двору был приглашен Г. Е. Распутин. В 1920 г. эмигрировал в Югославию, член Архиерейского Собора. С 1925 г. жил в Болгарии, в 1931 г. отошел от церковных дел, переехал во Францию, где вел аскетическую и отшельническую жизнь [ 15 ]. “В нашем 20-м веке, — писал иеромонах Серафим (Роуз), — один православный архиерей особенно выделяется своим святоотеческим духом — это архиепископ Феофан Полтавский <...> и, наверно, главный создатель безкомпромиссной и традиционной святоотеческой идеологии в 20-м веке. Когда он был заместителем председателя Синода епископов Русской Церкви Заграницей (20-е годы), то он был известен, как наиболее полно воспринявший “ум Отцов” среди всех русских богословов того времени. В 30-х годах он удалился в затвор, последовав в этом Феофану Затворнику, и с тех пор, как это ни прискорбно, он был почти совсем забыт. К счастью, память о нем с величайшим благоговением сохранялась в среде его учеников, а один из главных последователей — ставший позднее архиепископом Аверкием Сиракузским и Троицким, — издал его биографию вместе с несколькими его проповедями. Из них ясно видно благоговение и почтение святителя Феофана Полтавского пред Святыми Отцами, его святоотеческая выучка и сверхъестественное смирение, заставлявшее его не говорить ни единого слова от себя лично, но лишь мысли и сами слова Св. Отцов” [ 16 ]. Владыка Аверкий, называвший архиепископа Феофана Полтавского “одним из главных идеологов нашей Русской Православной Церкви Заграницей”, писал о нем в 1974 году: “Тяжко переживал он бедствие, постигшее нашу Родину-Россию, ибо был пламенным отечестволюбцем, и верил в воскресение ее, хотя бы на короткое время, на апокалиптические “полчаса” [ 17 ].

** Ему же принадлежит следующая запись слов Архиепископа Феофана: “Владыку Феофана спрашивали: “Будет ли последний Русский Царь Романовым?” На что архиепископ от себя уже отвечал: “Он не будет Романовым, но по матери он будет из Романовых, он восстановит плодородие Сибири...” [ 18 ]

Схиархимандрит Лаврентий Черниговский: “Русские люди будут каяться в смертных грехах, что попустили жидовскому нечестию в России, не защитили помазанника Божия Царя, церкви Православные и монастыри, сонм мучеников и исповедников святых и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. И что много лет восхваляли и ублажали и ходили на поклонение разрушителя страны — советско-безбожного идола, а также и кумир Сталина, почитая его имя безсмертным”. Батюшка сказал, что когда Ленина бесы втащили в ад, тогда бесам было большое ликование, торжество в аде. И еще добавил, что когда Сталин в ад придет, то же самое будет. “Погибнет память их с шумом. Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее Царство. Окормлять его будет Царь Православный Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси. Евреи из России выедут встречать в Палестину антихриста, и в России не будет ни одного еврея. Гонения на Церковь Православную не будет. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней было страшное и ужасное предантихристово время. Просиял великий полк Мучеников и Исповедников, начиная с самого высшего духовного и гражданского чина митрополита и Царя, священника и монаха, младенца и даже грудного дитя и кончая мирским человеком. Все они умоляют Господа Бога Царя Сил, Царя Царствующих в Пресвятой Троице славимого Отца и Сына и Святаго Духа. Нужно твердо знать, что Россия — жребий Царицы Небесныя и Она о ней заботится и ходатайствует о ней сугубо. Весь сонм святых русских с Богородицей просят пощадить Россию. В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых). Русского Православного Царя будет бояться даже сам антихрист. При антихристе будет Россия самое мощное царство в мире. А другие все страны, кроме России и славянских земель будут под властию антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании. Россия кайся, прославляй, ликуя, Бога и пой Ему: Аллилуиа” [ 19 ].

“Известны пророчества, — пишет А.Тускарев (1993), — некоторых святых о восстановлении на Руси Православного Царства на малое время перед самым воцарением антихриста. Но, как указывают архим. Константин, иером. Серафим (Роуз), возможность эта не безусловна, а условна, т.е. может осуществиться лишь при наличии минимума духовно пригодного человеческого материала — людей, способных к покаянию, живой вере, подвигу. Для церковного сознания очевидно, что восстановление такого Царства возможно только чудесным действием Божиим. Никакие монархические партии, земские и национальные соборы, учредительные собрания и прочие потуги человеческие сами по себе системы зла преодолеть не смогут и такого Царства нам не создадут. Они лишь могут выдвинуть формально “легитимных” кандидатов, но в условиях контроля всех сфер жизни системой зла эти кандидаты неизбежно окажутся связанными с системой, и потому, фактически, лжецарями. Для церковного сознания неприемлема конституционная монархия “кирилловская”, на гвардейском мундире которой все еще торчит красный бант “февраля”, как красовался он на груди самого Вел. Кн. Кирилла, изменившего Государю в числе первых. Но не вызывает доверия и “народная монархия” Солоневича, лишенная духовного понимания нашего великодержавия <...>

Для последней брани с антихристом нужен муж, сочетающий в себе горячую веру равноапостольного Константина, непоколебимое мужество великого Феодосия, государственную мудрость и богословскую прозорливость благоверного Юстиниана, самоотвержение Царя-Мученика Николая. И “легитимность” такого Царя должны удостоверять не всенародно избрание и не ссылки на “закон о престолонаследии”, а муж “в силе и духе Илии”, — пророк Божий, который, как Самуил, укажет несомненно избранника Божия. Под предводительством такого Царя, как и авторитета церковного (“епископа внешних дел Церкви”) и стоящего над различными юрисдикциями, мог бы быть собран законный собор Русской Церкви, а затем и земский собор Русской земли. Подобно тому, как всегда бывало в истории Церкви, собор под председательством такого Царя очистил бы иерархию от отступников, объединил бы все здоровые силы из всех ныне разделенных ее юрисдикции. Этого не может сделать какой-либо посторонний для Русской Церкви авторитет, например, Константинопольский Патриарх или какой-нибудь Собор Восточных Патриархов. Сейчас очевидно, что это будет лжесобор из подобранных апостасийных членов, контролируемых системой зла. Свят. Игнатий (Брянчанинов) писал, что только духоносные мужи могут исправить что-либо в Церкви. Итак, если возставит нам Господь Своего пророка, который ясно возвестит нам волю Божию и укажет Его избранника, — будет у нас Царство Православное “на малое время последнее во еже оградити Церковь Свою”. Но этого мы должны желать, это гласно исповедовать и об этом молиться, предавая, разумеется, исполнение прошения на волю Божию” [ 20 ].

И.А. Ильин: “Это есть великая иллюзия, что “легче всего” возвести на Престол законного Государя. Ибо законного Государя надо заслужить сердцем, волею и делами. Мы не смеем забывать исторических уроков: народ, не заслуживший законного Государя, не сумеет иметь его, не сумеет служить ему верою и правдою и предаст его в критическую минуту. Монархия не самый легкий и общедоступный вид государственности, а самый трудный, ибо душевно самый глубокий строй, духовно требующий от народа монархического правосознания. Республика есть правовой механизм, а монархия есть правовой организм. И не знаем мы еще, будет ли русский народ после революции готов опять сложить в этот организм. Отдавать же законного Государя на растерзание антимонархически настроенной черни было бы сущим злодеянием перед Россией. Посему: да будет национальная диктатура, подготовляющая всенародное религиозно-национальное отрезвление!” [ 21 ] *

Архиепископ Аверкий, Сиракузский и Троицкий: “Самая идея монархии, в возвращении к которой, как исторической форме государственного управления России, многие справедливо видят спасение, свята и дорога нам не сама по себе, а лишь постольку, поскольку она имеет опору для себя в нашей Православной Вере и Церкви — поскольку Царь наш — Царь Православный, как и поется в нашем старом государственном гимне; поскольку он не формально и официально только, а и на самом деле является первым сыном и, вместе с тем, высоким Покровителем и Защитником Православной Веры и Церкви; поскольку он действительно — Помазанник Божий...” [ 22 ]

(1973): “Призрак Православной России с Православным Царем во главе, однако, до сих пор страшит врага Божия и врага человеческого спасения — диавола, который боится, как бы она не воскресла вновь, и он продолжает всячески клеветать на нее, стремясь как можно больше очернить все ее прошлое, в расчете, что найдутся люди, которые поверят клевете и воспрепятствуют восстановлению ее” [ 23 ].

* Разделявший воззрения И.А. Ильина, один из руководителей РОВСа (позже возглавивший Русский Национальный Союз участников войны генерал-дроздовец А.В.Туркул ( 1963) допускал “широкое понимании легитимизма, которое практиковалось в России триста лет и которое допускало, что Престол переходит не в силу твердого закона, а другим путями”. “Восстановление законной национальной преемственной власти” генерал рассматривал как “утверждение Наследственного Представителя Дома Романовых — в плане широкого понимания легитимизма” [ 24 ]

Архимандрит Константин (Зайцев): “Восстановление Российской монархии не есть проблема политическая. Парадоксально может это звучать, но в настоящее время реальным политиком может быть только тот, кто способен проникать в мистическую сущность вещей и событий. Только духовное возрождение России может вернуть ее миру. Поскольку в прошлом мы стали бы искать уроков, светлых знамений, духовных руководителей для создания нашего будущего, наша мысль должна обращаться не к политическим вождям, как бы велики ни были в прошлом их заслуги <...> Не поможет нам и уход в древнюю Москву <...> Есть только один вождь, способный нам вернуть Россию — тот, который положил ее начало, в облике Святой Руси утвердив Российское великодержавие: Владимир Святой! Россию надо “крестить”. Только наново крещенная Русь может снова стать Православным Царством. Возможно ли это новое рождение духовное? В этом — вопрос бытия России, как Исторической Личности, которая известна нам из истории и которая кончила свою внешнюю, государственно-организованную жизнь с падением Трона ее Царей. Другого пути восстановления Исторической России нет. И это — проблема не только наша, русская. Это и проблема мировая, вселенская. Ибо от того или иного решения ее зависит и судьба мира, точнее говоря, зависит вопрос о возрасте мира и о близости наступления Восьмого Дня” [ 25 ].

О происхождении последнего Царя высказываются противоречивые суждения. Одни утверждают, что будет он от Рода Романовых, другие обращают внимание на слова владыки Феофана Полтавского— “предъизбранный Самим Господом”.

Отец Павел Флоренский (1924): “Когда говорится о генеалогическом дереве, то пользуются образом гораздо более уместным в данном случае, чем обычно думают сами говорящие. Род действительно есть дерево, и он действительно ветвится, но не в высоту, т.е. в третье измерение, а во время, т.е. измерение четвертое. <...>

Род есть единый организм и имеет единый целостный образ. Он начинается во времени и кончается. У него есть свои расцветы и свои упадки. Каждое время его жизни ценно по-своему; однако род стремится к некоторому определенному, особенно полному выражению своей идеи, перед ним стоит заданная ему историческая задача, которую он призван решить. Эта задача должна быть окончательно выполнена особыми органами рода, можно сказать энтелехией рода, и породить их — ближайшая цель жизни всего рода. Это благоухающие цветы или вкусные плоды данного рода. Ими заканчивается какой-то цикл родовой жизни, они последние или какие-то предпоследние проявления рода. Будет ли от них потомство или нет — это вопрос уже не существенный, по крайней мере в жизни данного рода, ибо в лице этих своих цветов он уже выполнил свою задачу. Если потомство тут будет, то это может быть лишь развитием рода по инерции, и в ближайшем будущем, т.е. через три, четыре, и т.д. поколения (а что Значит три-четыре поколения в истории рода!) жизненной энергии рода суждено иссякнуть. В других случаях возможно, при притоке надлежащей крови, и рождение стойкого потомства. Но таковое чаще всего исходит от какой-либо из младших ветвей рода, с новой родовой идеей и новой исторической задачей. Но чем полнее и совершеннее выразился в известном представителе исторический смысл рода, тем менее оснований ждать дальнейшего роста родовой ветви, к который он принадлежит.

Нет никакого сомнения, жизнь рода определяется своим законом роста и проходит определенные возрасты. Но нет сомнений также и в свободе, принадлежащей роду, — свободе столь же превосходящей мощью своего творчества свободу отдельного представителя рода в среднем, как и полнота жизни рода в целом превосходит таковую же отдельных родичей в среднем. Кроме того, в какие-то сроки и в лице каких-то отдельных представителей рода это самоопределение его получает чрезвычайные возможности. Род стоит тогда у дверей собственной судьбы. Если вообще, в другие времена и в лице других его членов ему предоставлена некоторая безпечность и от него не требуется четких решений и прозрения в жизнь и задачу целого, то наоборот, в такие времена и в лице таких своих членов он приобретает возможность подтянуться, духовно напрячься и на этих поворотах сделать выбор, сказать либо да, либо нет высшему о нем решению. Так бывает и в жизни отдельного человека; но неизмеримо ответственнее эти узловые точки в жизни целого рода. И тут род волен сказать нет собственной идее и вырвать из себя источник жизни. Тогда после этого рокового нет себе самому, роду уже незачем существовать, и он гибнет тем или иным способом.

Жизненная задача всякого — познать и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого — познать собственное свое место в роде и собственную свою задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою— как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым самопознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае — за предмет пустого тщеславия, а в лучшем — за законный исторически заработанный повод к гордости” [ 26 ].

Нил Афонский Мvроточивый: “Но потом снова превратят расположение (благое) свое, обратятся ко злу, злою погибелию погибающих, так что не будут распознавать, что есть брат и что есть сестра, что отец с матерью и что мать с сыном ее, не будут признавать и брачного венца. Будут иметь только одну погибель, одно общее падение и погибель, как Содом и Гоморра (т. е. и пяти праведников не найдется)...

И ныне тьмы зол войдут в обычай. Поскольку же станут прививаться к людям злые дела, постольку будут находить на них и бедствия. Нынешний золотой будет ходить тогда как теперешняя фола (меньше полушки). Люди же, чем больше будут находить на них бедствий, тем больше будут возделывать зла (т.е. вместо того, чтобы каяться, будут безумно озлобляться на Бога и отвергать Закон).

Злодеяния же, которые будут творить люди, превзойдут злодеяния современных потопу людей. У всех разговор будет только о зле и намерения только злые, соизволение злое, сотоварищество только на зло, деяния у всех только злые, всеобщее злое хищение, всеобщее злое притеснение, всеобщее злое обособление, всеобщее злое разъединение. При всем этом будут думать, что делатель зла спасется. <...>

Многозаботливость будет помрачать чувства человека нечувственным ко спасению своему, чтобы он от множества плотских забот не мог ощущать спасения, т.е. люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения.

Ей, пребудет спасение и не отымется от мира — (т.е. возможность спастись и спасающиеся пребудут до конца мира). Ей, и тогда будет спасение. Но для кого оно будет? — для тех, которые не будут покоряться делам антитипа. Проявление же антитипа, т.е. проявление духа антихристова в миру есть сие: — забота мира сего, сокровиществование металлов земных, забота о сущих мира сего, — сии суть главизны зла, которые губят спасение человеческое и увлекают на путь погибели. Путь же погибели есть разрушение спасения, т.е. исчезновение в людях ревности о спасении и страха вечной муки.

...Отчаявшись так, как кто много задолжал, так отчаиваются и грешники о спасении своем. ...Сокровиществование злата есть именно антитип, говорим: антихрист. Ибо чувственно антихрист должен придти, а мысленно он уже в миру” [ 27 ].

“Откровение Мефодия Патарского”. Второй славянский перевод: “Тогда отверзутсе врата севернаа и изыдут силы языческыя, яже беху затворени внетрьуду, и подвижитсе вса земле от лица их и устрашат же се человеци и побегнут и ввергут себе в горы и в пещеры и в гробы и умрут мнози и не будет погребающаго их. Языци бо исходеще от севера снедет (1-я ред.: ясти начнут) плоти человеческые и пиют крови зверем якы воду и снедет нечистаа и змиа и скорпиа и вся морскаа и гнюсныа звере и гады ползающие по земли, скотскаа же мертвеца и извергы женскые и заколет младенце и дадет их матерем их и снедет их и растлет землю и осквернет <...> я. Никто же будет иже возможет стати сопротив им.

По седморичнем же времени, егда постигнут град Иопь, послет Господь Бог архистратига Своего (1-я ред.: пусти Господь Бог на ние единого от архистратиг Своих) и побиет их едином часом всех”.

“И возстанет в то время Михаил, * князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге” (Дан. 12,1)  [ 28 ].

“Житие Андрея Юродивого” (любимого слуги византийского вельможи; скифа, принявшего христианство. Эсхатологические пророчества Андрея Юродивого, тематически зависящие от пророчеств Даниила и “Откровения Мефодия Патарского”): “К кончине мирови уже приближившуся, да к тому украчена дела будуть и горша и лиха. В то время отворить Господь Бог врата сущая во Индолии, еже есть затворил Александр Макидоньский, и изидуть цареве 70 и два и с людми своими, нарицаеме нечистии языци, и разидутся по всем землям, плоть человечеську ядуще живу, а кровь пьюще и псы и мухи и жабы ядущи и всю скверну мира сего. Да горе вселение всей, куде же они поидуть! В тыи бо дни аще бы лзе, Господи, абы не было христиане! но виде <должно быть — веде>, яко будеть. Тогда дние ти померкнуть, плачющеся по вездеси <должно быть — воздуси>, плачющеся осквернения деля, еже тии мерзъци языщи сътворят; и солнце будеть яко кровь, видя мерзсъкая по земли ходяща; луна и вся дела <в подлиннике — стихии> померкнеть, поядять бо персть земную и олтаря горнецем хранилище сътворят, и честьныя сосуды осквернять; живуще во Асии да бежать во удолиа островная; плакати бо ся начнуть Асия по островех, а острови по Асии, уже бо начнуть не ходити людие в них, но начнут ся плакати днии 6 сот и 6 десят и 6. И тогда востанеть сатана антихрист от племени Данова...” [ 29 ]

+ + +

Из контекста “Жития Андрея Юродивого” и “Откровения Мефодия Патарского” ясно, что под “силами языческими” разумеется Китай (“северные ворота” являются таковыми по отношению к Малой Азии, где были записаны “Откровения”). **

Святитель Игнатий (Брянчанинов): “Чтоб пояснить себе это (“взгляд как бы из страны загробовой, как бы с того света” — Сост.) — подумайте о Китае, — потом взгляните на себя, посмотрите — какие отношения ума и сердца вашего к этой стране. Вы увидите в душе вашей только понятия темные, от одного сказания, — понятия, чуждые жизни, которую им дает взор на предметы, общение с ними, близкое сочувствие ко всему. Вы увидите, что сердце ваше к этой стране — также мертво, как бы к стране вовсе несуществующей или существующей только в баснях” [ 30 ].

Иеросхимонах Аристоклий Афонский (1918): “...Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго” [ 31 ].

Св. прав. Иоанн Кронштадтский: “... освобождение России придет с Востока” [ 32 ].

* О. Павел Флоренский: “Имя Архистратига Небесных Сил, первое из тварных имен духовного мира, Михаил, самой этимологией своей, указывает на высшую меру духовности, на особливую близость к Вечному: оно значит “Кто как Бог”, или “Тот, Кто как Бог”. Оно означает, следовательно, наивысшую ступень богоподобия. Это — имя молниевой быстроты и непреодолимой мощи, имя энергии Божией в ее осуществлении, в ее посланничестве. Это — мгновенный и ничем не преодолимый огонь, кому — спасение, а кому — гибель. Оно исполнено “ангельской крепости”. Оно подвижнее пламени, послушно высшему велению, и несокрушимее алмаза Небесных Сфер, которыми держится Вселенная” [ 33 ]. — Сост.

** Заинтересовавшихся “китайской” проблемой в разбираемом контексте отсылаем к последней ст. В. С. Соловьева “По поводу последних событий” (1900), цитировавшейся нами выше, и к приложению “Срединное царство” к кн. С. А. Нилуса "Близ есть, при дверех" (Сергиев Посад. 1917).

К.Н. Леонтьев (письмо из Оптиной 3.5.1890): “Народы, в т.ч. и славянские, “распустившиеся” в “ненавистной всеевропейской буржуазии” будут “пожраны китайским нашествием”. В примечании к этому месту Леонтьев уточняет: “Заметьте, что религия Конфуция есть почти чистая практическая мораль и не знает Личного Бога, а буддизм в Китае, тоже столь сильный, есть прямо религиозный атеизм. — Ну, разве не Гоги и магоги?” [ 34 ]

В.С.Соловьев (1.10.1894):

От вод малайских до Алтая
Вожди с восточных островов
У стен поникшего Китая
Собрали тьмы своих полков.

Как саранча, неисчислимы
И ненасытны, как она,
Нездешней силою хранимы,
Идут на север племена.

О Русь! забудь былую славу:
Орел двуглавый сокрушен,
И желтым детям на забаву
Даны клочки твоих знамен.

Смирится в трепете и страхе,
Кто мог завет любви забыть...
И Третий Рим лежит во прахе,
А уж четвертому не быть [ 35 ].

+ + +

Св. Андрей, архиеп. Кесарийский (V в.): “...Сатана, разрешенный от своего связания, как сказано, обольстит все народы и поднимет на брань Гога и Магога для опустошения вселенной. — Некоторые полагают, что Гог и Магог суть полунощные, отдаленные скифские народы, называемые нами Гуннами, самые многочисленные и воинственные из всех земных народов. Лишь Божественная десница удерживает их от овладения вселенной до освобождения дьявола. Иные же говорят, что Гог по переводу с еврейского означает собрание или собирающего, а Магог — возвышения или возвышенного, и что этими именами означается собрание народов или их превозношение. Мы знаем, что Иезекииль пророчествовал об этих народах, говоря: приидут в последние дни с большою силою и падут на земле Израильской, а оружие их, по причине множества, будет гореть семь лет (Иез. 39, 9). <...> Известно, что пришествие этих народов соответствует более всего последним временам, потому что в священных книгах нигде не упоминается о войнах иудеев со скифами, кроме войн с соседними народами, которые завидовали их внезапному обогащению. И еще потому, что о Гоге сказано, будто бы он готовится от древних времен и придет во времена последние, и, наконец, потому, что в этом Откровении, предсказывающем будущее, сказано, что Гог и Магог явятся при кончине мира” [ 36 ].

Архимандрит Никифор в “Библейской энциклопедии” (1891), поясняя одно их значений Гога, писал: “(Иез. 38, 39) название народа, поселившегося на земле Магога. По свидетельству Плиния (5, 25), именем Гога и Магога назывались цари ассирийские и соседних с Ассириею стран” [ 37 ]. И в др. месте:Магог (Быт. 10, 2; Отк. 20, 7) — слово неизвестного происхождения. В кн. Быт. (10, 2) говорится, что Магог был один из сыновей Иафета. Тоже самое повторяется в 1 кн. Парал. (1, 5). В других двух случаях это имя ставится в связи с Гогом, так что слово Гог представляется как бы именем царя над Магогом, народом или страною (Иез. 38, 2, 3; 29, 1-12). Из указанного свидетельства явствует, что слово Магог означает страну также как Рош, Мешех и Фувал, стоящие рядом с ним, что Гог во главе Магогского народа долженствует некогда придти с севера и вторгнуться в страну Израилеву и что этим нашествием должен осуществиться Божественный суд над Гогом, все воинства коего будет истреблено и погребено вместе с Гогом на месте, названном в память сего события долиною полчищ Гогова. В Отк. (20, 7) слова Гог и Магог представляются равносильными словами тех же цитат: народы, находящиеся на четырех углах земли, в которых, вероятно, также подразумеваются их князья и правители — Гог и Магог. В означенном месте пророчески описывается страшная брань между врагами и святыми Божиими, кончающаяся конечною гибелью первых. По Гезению, под словами Гог и Магог разумеются тот же самый северный народ, который древние Греки называли Скифами (ср. Иосиф. Древ. 1, 6). Гезений говорит, что Арабы называют их Vajuj и Majuj и передают о Гоге и Магоге много басен. Наиболее выдающиеся филологи утверждают, что в слове Магог слог ма означает страну Гога. Вероятнее же всего, что под сими словами разумеются все северные Скифские племена, от которых произошли позднейшие Славяне, Татары и т. п. Впрочем, из сего не следует заключать, что в действительности когда-либо существовал царь, называемый Гогом, или народ, называемый Магогом.

Несомненно одно, что в течение веков эти названия сделались символическими для всех северных народов” [ 38 ].

“Откровение Мефодия Патарского”: “И потом снидет греческый Царь и вселитсе в Иерусалим седморицу времени и пол. А на скончании десеть и пол времене явитсе сын погыбелныи * <...> Егда же явитсе сын погибелный, взыдет Царь Греческый горе на Голготу (1-я ред.: на Голгофу, идеже подружено бе Древо Креста), идеже есть верху Древо Крестное, на немже пригвоздисе Господь наш и волную нас ради претерпе смерть. И возмет Царь Греческый стему свою (1-я ред.: И снимет венец свой с главы своей, возложит на крест и воздвигнет руце свои на Небо) и возложит на верх Креста и воздежцет руце свои на Небо и предаст царство Богу и Отцу ** И взыдет крест (1-я ред.: с венцем на Небо) на Небо купно со стемою царевою, понеже Крест на немже повешен бысть Господь наш Иисус Христос за общее всех спасение...” [ 39 ]

* Не это ли прозревал иеромонах Нектарий († 1928) Оптинский, когда на вопрос: “будет ли Царь?” — отвечал: “Антихрист, антихрист, антихрист” (“Слышу, словно удары молотом в голове”) [ 40 ]?

** 1-й славянский перевод: “Егда взидет Крест на небо с венцем и абие ту предаст дух свой Царь Греческый. И тогда разидетсе всака власть и старейшиньство. Егда обличитсе сын пагубный рождаетсе от племе Данова” [ 41 ].


Примечания:

  1. Последние судьбы России и мира. Краткое обозрение пророчеств и предсказаний. С. 50-51.

  2. Архиеп. Серафим. Судьбы России. Чикаго. 1959. С. 24-30.

  3. “Православная Русь”. 1991. № 13. С. 10:

  4. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. II. Свято-Ильинское издание. Калифорния, 1980. С. 324-325. (Переиздание книги 1941 г.).

  5. Еп. Михаил (Грибановский). Над Евангелием. Цит. по: “Царь-колокол”. № 8. М. 1990. С. 23.

  6. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. Л. 1987. С. 283.

  7. Там же. С. 283-284.

  8. Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского... С. 92-94, 108-109, 112.

  9. “Русский инок”, 1912. № 14. С. 50.

  10. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Слова и речи. Т. III. С. 172.

  11. То же. Т. IV (1974-1975). Джорданвилль. 1976. С. 336.

  12. М. Концевич Е.Ю. Архиепископ Феофан Полтавский. Личные воспоминания // “Православная Русь”. Джорданвилль. 1974. № 24. С. 7-8.

  13. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III. С. 393.

  14. “Московский литератор”. 1991. № 19. С. 7.

  15. Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Б. м. и г. С. 199-200.

  16. Иеромонах Серафим (Роуз). Святые Отцы: верный путь Христианства // “Русский паломник”. Чико (Калифорния), 1991, № 3. С. 39.

  17. Цит. по кн.: Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. IV. С. 73.

  18. Болотин Л. Русь, грядущая навстречу Христу // “Сергиев Посад”. 1993. № 11. С. 7.

  19. Схиигумен Херувим (Дегтярь). Великий старец схиархимандрит Лаврентий (Проскура). С. 24-25.

  20. Православие, государство и предантихристова эпоха. “Свет Печерский”. Церковно-общественный орган. 1993. С. 15-16.

  21. “Слово”. 1991. №8. С. 83.

  22. “Стойте в истине!” Мысли, извлеченные из проповедей архиепископа Аверкия, Сиракузского и Троицкого. Б. м. и г. С.13.

  23. Архиеп. Аверкий (Таушев). Современность в свете Слова Божия. Т. III, С. 390.

  24. “Сигнал”. 1938. 15 апреля. С. 1, 4.

  25. Архим. Константин (Зайцев). Чудо Русской истории. С. 301-302.

  26. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М. 1993. С. 211-216.

  27. Посмертные вещания преподобного Нила Мvроточивого Афонского. С. 72, 79.

  28. Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского... С. 113, 99.

  29. Великие Минеи Четий. Октябрь. СПб. 1870. Стб. 218.

  30. Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. IV. С. 459.

  31. “Православная Русь”. 1969. № 2. С. 3.

  32. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. Т. II. С. 324.

  33. Священник Павел Флоренский. Имена. “Купина”. 1993. С. 258-259.

  34. Письмо А. А. Александрову.

  35. Соловьев В.С. “Неподвижно лишь солнце любви...” М. 1990. С. 89.

  36. Св. Андрей, архиеп. Кесарийский. Апокалипсис. 20:7.

  37. Архим. Никифор. Иллюстрированная полная популярная Библейская энциклопедия. С. 165.

  38. Там же. С. 445.

  39. Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского... С. 113, 99.

  40. Из дневника монахини Каширского женского монастыря Таисии (август 1918г.). Архив Оптиной пустыни.

  41. Истрин В.М. Откровение Мефодия Патарского... С. 99.

Назад | Содержание | Вперед


RUS-SKY (Русское Небо) Последние изменения: 01.10.07
© О П Р И Ч Н И Н А 2000 г.