[13]
Глава 28
Русская полиция и масоны. - Засоренность государственного
аппарата масонами. - Дело Биттар-Монена. - Зарубежная
командировка Б.К. Алексеева. - Доклад Царю. - Подготовка
совещания по борьбе с масонами. - Убийство П.А. Столыпина.
Существует достаточно оснований связывать гибель П.А. Столыпина с
подпольной работой масонских лож, к деятельности которых русский
премьер-министр проявлял пристальное внимание в последние годы своей жизни.
В Особом отделе Департамента полиции масонская тематика была
выделена в специальное делопроизводство под общим названием "Переписка
о последователях различных сект и религиозных учений, деятельность
коих носит противоправительственный характер. О масонах".
Характер сведений, содержащихся в этих документах, свидетельствует
о серьезной, хотя и не систематической работе, проводимой сотрудниками
Департамента полиции. Материалы о масонстве собирались как
агентурным путем (в том числе в заграничных командировках) и посредством
наружного наблюдения, так и с применением аналитических
методов изучения редкой масонской литературы и документов (в том
числе полученных агентурно).
Русские органы государственной безопасности регулярно информировали
руководство страны о преступной деятельности масонов, о заговорщическом
характере их организации, о неразрывной связи масонов с деятелями
революционного движения. Специалисты по борьбе с
масонской конспирацией совершенно справедливо отмечали недостаточность
только полицейских мер противодействия масонам. По их
мнению, с масонами можно покончить только всем миром, создав для
их существования невыносимые условия, постоянно разоблачая их преступления.
Рекомендации по этой борьбе, сделанные в 1912 году бывшим руководителем зарубежной
агентуры Л. Ратаевым, не потеряли актуальности и по сей день:
"Ввиду разносторонней деятельности масонства одной полицейской
борьбы с ним недостаточно. Полицейские меры сводятся к недозволению масонских
лож и к охранению от их влияния церкви, школы и армии. Но необходимо,
чтобы оно встретило противодействие в самом
обществе, на которое оно стремится влиять в смысле создания общественного
мнения, дабы в этом же созданном мнении находить себе поддержку и
на него опираться. Всюду, где ощущается масонское влияние,
борьба против него ведется общественными силами.
Это вовсе не так трудно и сложно, как кажется с первого взгляда.
Прежде всего надо знать главарей, а они, к счастью, все известны, а так
как они всегда держатся шайкою, то по ним не затруднительно выяснить
и остальных. Разоблаченный масон уже теряет половину своей силы, ибо
всякий знает, с кем имеет дело. Зная их тактику, надо всеми мерами противодействовать
успеху деятельности созидаемых ими обществ, разъяснить в печати их
истинный характер, дабы туда не удалось вовлечь вполне благонамеренных
лиц по неведению. А главное, надо бить масонов исходящими от них же
документами, дабы показать их обществу такими,
каковы они есть, а не такими, какими они желают казаться".[1]
Однако борьба русской полиции против преступных посягательств
масонских лож в начале XX века парализовалась из-за засоренности
масонскими конспираторами самого Министерства внутренних дел и
других правительственных учреждений России. Государственные чиновники, состоящие
в масонских ложах (включая самых высокопоставленных, таких, как
В.Ф. Джунковский, С.Д. Урусов, А.А. Мосолов), призванные отстаивать интересы
Русского государства, выступали как агенты влияния и даже мелкие доносчики
в пользу мировых мондиалистских структур.
Эти чиновники тормозили проведение антимасонских мероприятий.
Многие сведения, получаемые полицией агентурно, сразу же становились
известны "вольным каменщикам". Русские патриоты, стремившиеся
помочь полиции в раскрытии масонских интриг, неоднократно
убеждались, что переданная ими информация быстро становилась известна
масонам. Как отмечал по этому поводу 10 октября 1908 года
глава "Союза Русского Народа" А.И. Дубровин, "Департаменту полиции
он больше никаких сведений по масонству давать не будет, что сообщения
его, переданные конфиденциально... были известны в масонских
группах на следующий же день".[2]
В секретных анналах русской полиции фиксируется множество фактов
тайной деятельности масонов. Так, в апреле 1904 года полиция перехватывает
письмо из Нью-Йорка от масона Гофмана, члена еврейской ложи
"Бнай Брит", к некоему Виктору Померанцеву, в котором он
расписывает "выгоды" для России в возможности заключить заем у
Ротшильда при условии дарования льгот евреям.
В январе 1906 года министр иностранных дел препроводил в Департамент
полиции сведения от берлинского посла графа Остен-Сакена со
списком членов лож ритуала "Ольд-Фелловс", среди которых имеется
ложа "Астрея" N 2 в Иноврацлаве, в составе которой значатся русские
и польские имена и фамилии.
В январе 1906 года перехвачено письмо члена Владимирского окружного
суда Казначеева в Москву по предложению неизвестного лица основать
ложу с просьбой зачислить его в таковую.
В феврале 1906 года поступает также полученное агентурным путем
письмо министра иностранных дел с препровождением письма посла в
Риме статс-секретаря Муравьева о ложе "Разум", посылавшей братский
привет новым русским масонским ложам в С.- Петербург и Москву.
В марте 1907 года начальник С.-Петербургского Охранного отделения
сообщил Департаменту полиции, что установленное за бывшим
членом Государственной Думы масоном Кедриным наблюдение не дало результатов,
и просил о прекращении этого наблюдения. Однако
вскоре наблюдение было продолжено и получены результаты.
В том же месяце 1907 года варшавский губернатор сообщил Департаменту
полиции, что представитель нью-йоркской ложи масонов, проживающий
в России, некто Городынский, просил разрешения читать
лекцию о масонстве, в чем ему было отказано.
Русская полиция терпеливо наблюдает за масонами. Наружное наблюдение
над некоторыми из них раскрывает широкую сеть их связей.
Масон П.М. Казначеев (кличка "Дряхлый") и его сын, тоже масон,
Д.П. Казначеев (кличка "Бодрый") рыскают по Москве. Полиция отмечает
их встречи с масонским семейным кланом Арсеньевых, прежде
всего со старым масоном (с середины XIX века) В.С. Арсеньевым.
Полицейские власти по своим каналам фиксируют прибытие в Россию
масонских эмиссаров "Великого Востока Франции" Гастона Буле
и Бертрана Сеншоля.
2 апреля 1908 года Министерство иностранных дел препроводило в
Департамент полиции копию с телеграммы российского посла в Париже,
представленной Государю Императору, о принадлежности к масонству
гласного С.- Петербургской Городской Думы Кедрина и князя Бебутова,
имевших в Париже сношения с главарями масонства, с указанием
на вред этого тайного общества и стремление расширить свою
пропаганду в пределах России.
20 апреля 1908 года по этому поводу был разослан циркуляр начальникам
районных Охранных отделений о принятии беззамедлительных
мер к выяснению распространения в России масонства.
26 мая 1908 года Министерство иностранных дел по приказанию Его
Императорского Величества Государя Императора препроводило председателю
Совета Министров П.А. Столыпину сведения императорского посла в
Париже об ожидаемом приезде в Россию двух видных главарей французского
масонства Лаффера и Вадекара для основания в Париже масонской ложи.[3]
По-видимому, это приказание Государя дало толчок к усилению деятельности
по сбору сведений о масонах.
Русская разведка сумела проникнуть в самые сокровенные тайны
масонских лож, внедрив туда своего агента. В 1908 году по распоряжению
руководителя зарубежной агентуры А.М. Гартинга в масонство записался
тайный сотрудник русской полиции Биттар-Монен, сумевший
продержаться в этом преступном сообществе около 5 лет. Однако в
1911-1912 годах с помощью изменника русского народа масона
В.Л. Бурцева работавший на Россию Биттар-Монен был раскрыт. В
масонских ложах начался беспрецедентный процесс, ставивший своей
целью ошельмовать русское правительство. Главную ударную силу в
нем представлял тот же Бурцев и члены масонской ложи "Студенческой",
составленной из русских евреев. Как отмечалось в секретном отчете русской разведки:
<Дело это длилось около полутора лет; в течение этого времени Биттар-Монен,
не говоря уже о нападках и инсинуациях, коими он подвергался в
Бурцевских статьях, пережил много трудных минут, когда на
публичных заседаниях масонских ложи "Жюстис" и Совета ордена дело
доходило чуть не до кулаков и всяких угроз по его адресу со стороны
переполнявших зал евреев и социалистов
Таких заседаний было много, длились они каждый раз по несколько
часов и нужна была исключительная энергия и верность своему служебному
долгу, чтобы выдерживать их до конца>.[4]
В 1908 подполковник корпуса жандармов Г.Г. Мец завершил исследование
"О существе и целях Всемирного общества фран-масонов". По
его результатам подполковник составил обширную записку и передал
ее директору Департамента полиции М.И. Трусевичу. Прочитав записку,
директор Департамента наложил резолюцию: "Прошу С.Е. Виссарионова
обработать записку в более краткую форму (но достаточно
полно) для доклада Его Величеству". Однако вскоре после этого решения
М.И. Трусевич был смещен с должности директора Департамента
полиции, а подполковник Мец откомандирован в распоряжение Дворцового
коменданта. В результате записка для Государя подготовлена не была.
В августе 1909 года Государь, пожелав ознакомиться с масонским
вопросом, повелел представить Ему записку о масонстве во время пребывания
Его в Крыму. Подполковник Мец подготовил новый вариант
записки и вместе с приложениями передал ее Дворцовому коменданту,
у которого она хранилась вплоть до весны 1910 года.[5]
Распространение масонства в России сильно тревожило Николая II,
мыслями об этом он поделился с П.А. Столыпиным. По приказанию
последнего Департамент полиции усиливает деятельность по сбору сведений,
относящихся к масонству.[6] Во Францию командируется коллежский асессор
Б.К. Алексеев, которому удалось войти в контакт с руководителями
Антимасонской лиги, и в частности с аббатом Турмантеном. Алексеев
собрал ценный материал, позволивший сделать выводы, во-первых,
что "пропаганда масонства в России не только исходит
из Франции, но составляет даже одну из немалых забот руководительного
центра французского масонства", и во-вторых, о тесной зависимости
французского масонства от иудейства.[7]
Сводка докладов Алексеева была представлена Столыпину, "который,
ознакомившись с предполагаемым планом совместной с Антимасонской
лигой борьбы с и потребной для этого суммой денег, выразил
желание, чтобы проект этот в принципе получил непосредственную
санкцию Его Императорского Величества, лично интересующегося масонским вопросом".[8]
В декабре 1910 года товарищ министра внутренних дел генерал Курлов
представил на имя Царя доклад, в котором указывал на неотложную
необходимость полного освещения масонского вопроса в России.
Доклад этот, по словам дворцового коменданта Дедюлина, "сильно заинтересовал
Его Величество, причем Государь несколько раз говорил,
что по этому вопросу необходимо назначить отдельную аудиенцию".[9]
Департамент полиции начинает готовиться к предстоящей аудиенции
по масонскому вопросу. Кроме материалов Меца и Алексеева, используются
сведения большого специалиста по этому вопросу, бывшего заведующего
заграничной агентурой Ратаева. Последний в марте
1911 года подготовил записку о масонстве, в которой отмечал "серьезное
противогосударственное значение возрождения масонства в России
и необходимость специальной борьбы с ним".
Предстоящая аудиенция (совещание) по масонскому вопросу для
обсуждения программы борьбы с преступной организацией намечалась
Столыпиным после киевских торжеств или по возвращении Царя из
Крыма осенью 1911 года.[10]
В середине 1911 товарищ министра внутренних дел П.Г. Курлов в
порядке подготовки предстоящего совещания представил в "высшие
сферы" докладную о деятельности масонов, которая вызвала большое
беспокойство в кругах вольных каменщиков. Судя по всему, Председатель
Совета Министров и он же министр внутренних дел П.А. Столыпин
осознал серьезную угрозу для Русского государства со стороны масонских
лож и собирался принять решительные меры против них.
События, последовавшие за этим, позволяют сделать самые разные
предположения о тайных силах, стоявших за спиной лиц, осуществивших
убийство Столыпина в начале сентября 1911 года.
После Февральской революции 1917 года в документах Департамента
полиции было найдено донесение агента Б.К. Алексеева из Парижа,
полученное после убийства П.А. Столыпина, в котором он пишет:
<Покушение на жизнь г. Председателя Совета Министров находится в
некоторой связи с планами масонских руководителей. Обрывочные
сведения об этом сводятся, приблизительно, к следующему:
"Мало рассчитывая на то, что масонству удастся склонить премьер-министра
в свою пользу, масоны... начали смотреть на г. Председателя
Совета Министров как на лицо, могущее служить им препятствием...
для прочного укоренения в России... Это последнее убеждение на Верховном
Совете Ордена (в Париже)... побудило руководителей масонства прийти
к заключению, что г. Председатель Совета Министров является
для Союза... в настоящее время, - когда масонство собирается нажать
в России все свои пружины, - лицом вредным для целей масонства.
Такое решение Верховного Совета было известно в Париже еще
несколько месяцев тому назад... Говорят, что тайные руководители масонства,
недовольные политикой г. Председателя Совета Министров,
воспользовались тесными отношениями, установившимися между Великим
Востоком Франции и русскими революционными комитетами и
подтолкнули исполнение того.плана, который у них только был в зародыше.
Говорят также, что чисто "техническая" сторона преступления
и кое-какие детали обстановки, при которой возможно было совершить
покушение, были подготовлены через масонов>.[11]
Среда, в которой было подготовлено и осуществлено убийство Столыпина,
представляла собой типичный революционно-масонский альянс убийц и
террористов, сложившийся еще в 1905-1906 годах. Суть
его состояла в том, что либерально-масонские круги предлагали террористам
деньги и другую помощь для убийства русских государственных деятелей.
От масонского подполья этой "работой" руководили такие деятели,
как Б. Савинков, М. Маргулиес, Н. Авксентьев и им подобные государственные
преступники. Как сообщал еще в 1905 году
агент Е. Азеф начальнику зарубежной агентуры Л.А. Ратаеву:
<К Гоцу (руководителю партии эсеров-террористов. - О.П.) сюда
приехал некий Афанасьев, в Петер. живет на одной из Рождественских,
сотрудничает в газете "Наши Дни", близкий знакомый петербурского
присяжного поверенного (масона. - О.П.) Маргулиеса, с предложением, чтобы
партия с.-р. оказала нравственное содействие образовавшемуся
в Петербурге кружку (человек 15-18) крупной интеллигенции в
террористических предприятиях, направленных против Его Величества
и еще некоторых лиц (не названы). Афанасьев сам член этого кружка.
Кружок состоит из литераторов, адвокатов и других лиц инт. профессий
(это так называемое левое крыло либералов из "Освобождения").
Кружок обладает деньгами, Афанасьев говорил - 20000 рублей, и
людьми для выступления. Афанасьев просил только, чтобы с.-р. оказали
нравственное содействие, т.е. проповедывали эти акты>.[12]
Таким образом, масонские ложи участвовали в финансировании и
подготовке целого ряда террористических актов. Безусловно, знали они
и о подготовке убийства Столыпина, ибо еще в 1910 году в Петербурге
во время свидания с эсером Е. Лазаревым будущий убийца Столыпина
Д. Богров заявил: "Я еврей, и позвольте вам напомнить, что мы и
до сих пор живем под господством черносотенных вождей... Вы знаете,
что властным руководителем идущей теперь дикой реакции является
Столыпин. Я прихожу к вам и говорю, что я решил устранить его..."
Это было осуществлено им 1 сентября 1911 года в Киеве. Убийство
Столыпина привело к отставке его ближайших сотрудников по Министерству
внутренних дел, и прежде всего П.Г. Курлова. Выработка
программы борьбы с масонством была отложена на неопределенный
срок, а фактически так и не была осуществлена.
Убийство Столыпина произошло в Киевском театре в присутствии Царя,
безусловно, с целью запугать Его. Когда Столыпин стал терять сознание,
он из последних сил повернулся к царской ложе и перекрестил ее.
Столыпин сильно страдал, но, по словам очевидца, сказал: "Передайте
Государю, что я рад умереть за Него".[13] Царь два раза посещал умирающего
в больнице. Столыпин, почувствовав приближение смерти,
выразил желание быть похороненым в Киеве. Местом его успокоения
стала Киево-Печерская Лавра.
На следствии убийца Столыпина Богров объявил себя эсером. Он
сказал, что в театре у него возникла мысль убить и Царя, но от этого
его удержала боязнь еврейского погрома. Сам Богров рассматривал
свое преступление как акт мести еврейского народа Русской власти,
якобы "ущемляющей права евреев". Поспешная казнь еврейского бандита
помешала в полной мере раскрыть все его связи. Остался неизвестным
целый ряд лиц, с которыми он контактировал в последние полгода.
Чтобы замести следы, масонские конспираторы, и в частности
А.И. Гучков, распускали слухи, что убийство Столыпина было совершено
по приказу Царя, полученному Курловым, за что он сделал последнего сенатором.[14]
Глава 29
Григорий Распутин. - Антирусский миф. - Отношения с царской
семьей. - Добротолюбие. - Бессребренность. - Излечение
Наследника. - Советы Царю.
Думаем, что мы не будем далеки от истины, писала в 1914 году русская
патриотическая газета "Московские ведомости", если скажем, что
Распутин - "газетная легенда" и Распутин - настоящий человек из
плоти и крови - мало что имеют общего между собой. Распутина создала
наша печать, его репутацию раздули и взмылили до того, что издали
она могла казаться чем-то необычайным. Распутин стал каким-то
гигантским призраком, набрасывающим на все свою тень.
Зачем это понадобилось? - спрашивали "Московские ведомости" и
отвечали: "Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать,
обесславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели
заклеймить Россию..." Как справедливо отмечал царский врач
Е.С. Боткин: "Если бы не было Распутина, противники царской семьи
и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой,
не будь Вырубовой - из меня, из кого хочешь".[1]
Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на
самом деле предназначались не ему, а Царю, символизирующему собой
Родину и Русское государство. Нащупав самое тонкое, самое нежное,
самое интимное место в жизни царской семьи, враги Царя и России
стали с методической старательностью и изощренностью бить по нему,
как в свое время они били по Иоанну Кронштадтскому, находившемуся в
дружеских отношениях с Александром III.
Царь и Царица не были религиозными фанатиками, их религиозность
носима органичный, традиционный характер. Православие для
них было ядром существования, идеалом - кристальная вера русских
Царей эпохи первых Романовых, вера, неразрывно сплетенная с другими
идеалами Святой Руси, народными традициями и обычаями,
Конец XIX - начало XX века характеризовались глубоким духовным
кризисом вследствие отказа от российских духовных ценностей,
традиций и идеалов, перехода значительной части образованного общества
на основы существования по западной шкале координат. Царь, по
своему положению являвшийся верховным хранителем народных основ,
традиций и идеалов, ощущал трагический исход этого кризиса и
очень нуждался в людях, которые были близки ему духовно. В этом, на
наш взгляд, заключалась главная причина сближения царской четы и
Григория Распутина. Тяга Царя и Царицы к Распутину носила глубоко
духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции
Святой Руси, умудренного духовным опытом, духовно настроенного,
способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем
настоящего русского крестьянина - представителя самого многочисленного
сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного
понимания полезности, своей крестьянской интуицией твердо
знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.
"Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин действительно из народа", -
говорила Царица, а Царь считал, что Григорий - "хороший, простой,
религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной
тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на
душе делается легко и спокойно". Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и беседах.
Царь с Царицей уважительно называли Распутина "наш Друг" или
"Григорий", а Распутин их - "Папой и Мамой", вкладывая в это понятие
"отец и мать народа". Беседовали друг с другом только на "ты".
В жизни царской семьи, по мнению Вырубовой, Распутин играл такую
же роль, как святой Иоанн Кронштадтский, "Они так же верили
ему, как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили и, когда у
них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к
нему с просьбой помолиться" (из протокола допроса А.А. Вырубовой).
До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Распутина.
Из Тобольска они писали Анне Вырубовой, что Россия страдает за
его убийство. Никто не мог поколебать их доверие, хотя все враждебные
газетные статьи им приносили и все старались им доказать, что
он дурной человек. Не следует думать, что Царь и Царица были наивными,
обманутыми людьми. По обязанности своего положения они неоднократно
устраивали негласные проверки достоверности полученной
информации и каждый раз убеждались, что это клевета. Более того,
царская семья знала, с каким глубоким уважением к Распутину относились многие почтенные люди.
Известный исследователь русских религиозных движений
В.Д. Бонч-Бруевич считал Григория Распутина одной из самых ярких
личностей своей эпохи. Передавая свои впечатления от встреч с Распутиным,
ученый, в частности, рассказывал: <Много мне приходилось видеть
восторженных людей из народной среды, - ищущих чего-то, метущихся,
"взыскующих града", куда-то стремящихся, что-то строящих
и разрушающих, но Г.Е. Распутин какой-то другой, на них непохожий.
Не имея никакой политической точки зрения, он что-то стремится сделать. Для кого?..
- Для народушка жить нужно, о нем помыслить...- любит говорить
он>.
Святой Иоанн Кронштадтский верил в Григория Распутина, считая
его выдающимся странником и молитвенником, т.е. человеком, чья молитва
Богу всегда угодна.
Множество людей приходили к Распутину с просьбой помолиться за
их дела, присылали телеграммы и письма. В архивах сохранилось немало
телеграмм, содержащих эту просьбу. Но больше всего ценился
прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что
в личной встрече он просто очаровывал людей своей какой-то особой
уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто
добротой. Многие старики из его родного села Покровского в Тюменской
области говорили, что главное в нем - доброта: "Он был добрый
и хороший человек, зло о людях не говорил". Это подтверждают показания
министра внутренних дел Протопопова: "...зло не говорил про
людей, это мне нравилось...", а также впечатление других людей, встречавшихся
с ним. Граф С.Ю. Витте сказал о Распутине: "Поистине, нет
ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой
это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный
и добрый человек, всегда желающий творить добро..."
Письма Царицы супругу наполнены глубочайшей верой в Григория Распутина.
"Слушай нашего Друга, верь ему, его сердцу дороги интересы России и твои.
Бог недаром его нам послал, только мы должны обращать
больше внимания на его слова - они не говорятся на ветер. Как важно для
нас иметь не только его молитвы, но и советы!"
"Ах, милый, я так горячо молю Бога, чтобы он просветил тебя, что
в нем наше спасение: не будь Его здесь, не знаю, что было бы с нами.
Он спасает нас своими молитвами, мудрыми советами, Он - наша опора и помощь".
И наконец, незадолго до убийства Григория, 5 декабря 1916 года:
"Милый, верь мне, тебе следует слушаться советов нашего Друга. Он
так горячо, денно и нощно, молится за тебя. Он охранял тебя там, где
ты был, только Он, - как я в том глубоко убеждена... Страна, где Божий
человек помогает Государю, никогда не погибает. Это верно -
только нужно слушаться, доверять и спрашивать совета, - не думать,
что Он чего-нибудь не знает, Бог все ему открывает. Вот почему люди,
которые не постигают его души, так восхищаются Его умом, способным
все понять. И когда он благословляет какое-нибудь начинание, оно удается,
и если Он рекомендует людей, то можно быть уверенным, что они
хорошие люди. Если же они впоследствии меняются, то это уже не Его
вина, - но Он меньше ошибается в людях, нежели мы, - у Него жизненный
опыт, благословенный Богом".
Мы не имеем морального права комментировать эти слова, ибо еще
так мало знаем мир высших чувств, которыми жила царская семья.
Спасение России по пути следования народным традициям, основам и
идеалам было отвергнуто большинством образованного общества. Мозг
нации был болен недугом чужебесия, при котором отечественные ценности
представлялись мракобесием и реакцией.
Царь и Царица часто обращаются к Распутину за помощью и молитвой.
Вот довольно характерная строчка из письма Царицы Царю: "Я
просила Аню телеграфировать нашему Другу, что дело обстоит очень
серьезно и что мы просим его помолиться".
"Наш Друг благословляет твою поездку", - нередко пишет Царица Царю.
Дело доходит до того, что Царица видит особые свойства в вещах,
принадлежащих Распутину, рассматривает их как своего рода святыни.
"Благословляю и целую, мой дорогой, не забудь причесаться маленькой
гребенкой", - говорила Царица супругу в особо ответственные периоды.
Гребенка эта была подарена Царю Распутиным. Или в другом месте:
"Не забудь перед заседанием министров подержать в руке образок
и несколько раз расчесать волосы Его гребнем".
Всегда, приезжая по первому зову царской семьи, Григорий денег от
них для себя лично не принимал, за исключением сотни рублей, которые
они ему посылали на дорогу (а позднее они оплачивали его квартиру).
Хотя иногда он брал у них деньги для передачи на разные благотворительные
нужды, в частности, от них он получил 5 тыс. рублей
на строительство церкви в селе Покровском.
Как отмечается многими современниками, Распутин по природе был
человек широкого размаха, двери его дома всегда были открыты; там
всегда толпились многочисленные посетители. Если кто-то голодный
приходил и просил есть, его не спрашивали об имени, кормили тем, что
было у самих хозяев. "Распутин постоянно получал деньги от просителей
за удовлетворение их ходатайств, широко раздавал эти деньги нуждающимся
и вообще лицам бедных классов..." - позднее писал член
следственной комиссии Временного правительства Руднев. Когда требовалась
большая сумма, он писал записку тому или иному богатому
человеку с просьбой выделить деньги нуждавшимся. Сам Распутин денег почти
не имел, если они появлялись, он их сразу раздавал. После
его смерти семья осталась без гроша.
Удивительно трогательные взаимоотношения складываются у Распутина
с царскими детьми. Когда Распутин бывает во дворце, он беседует
с ними и наставляет их. Они пишут ему письма и поздравительные
открытки, просят его помолиться об успехе в учебе. "Дорогой, мой
маленький! - пишет Григорий царевичу Алексею в ноябре 1913 года. -
Посмотри-ка на Боженьку, какие у него раночки. Он одно время терпел,
а потом так стал силен и всемогущ - так и ты, дорогой, так и ты
будешь весел и будем вместе жить и погостить. Скоро увидимся". Перед
войной готовилась поездка царевича Алексея вместе с Распутиным
в Верхотурский монастырь к мощам Симеона Верхотурского.
По желанию царской семьи Распутину специальным Указом дается
другая фамилия - Новых. Это слово было одно из первых слов, которое
произнес Наследник Алексей, когда начал говорить. По легенде,
увидев Григория, младенец закричал: "Новый! Новый!" Отсюда и эта фамилия.
Для царской семьи Григорий стал олицетворением надежд и молитв.
Встречи эти были не часты, но так как проводились негласно и даже
тайно, то рассматривались придворными как события огромной важности,
о которых на следующий день становилось известно всему Петербургу.
Григория проводили, как правило, боковым выходом, по маленькой лесенке
и принимали не в приемной, а в кабинете Царицы. При
встрече Григорий целовался со всеми членами царской семьи, а затем
уж вели неторопливые беседы. Распутин рассказывал о жизни и нуждах
сибирских крестьян, о святых местах, где ему приходилось бывать.
Слушали его очень внимательно, никогда не перебивали. Царь с Царицей
делились с ним своими заботами и тревогами и прежде, конечно,
постоянной тревогой за жизнь сына и Наследника, больного неизлечимой
болезнью. Как правило, и он, если не был болен, сидел здесь же и слушал.
Как бы это ни объясняли, но Григорий Распутин был единственный
человек, способный помочь Наследнику в его болезни. Как он это делал,
наверно, навсегда останется тайной. Но факт есть факт, страшная
болезнь несворачиваемости крови, перед которой были бессильны лучшие
доктора, отступала при вмешательстве Григория. Тому есть множество
свидетельств, даже со стороны лиц, ненавидевших его. Так,
дворцовый комендант В.Н. Воейков писал в своих воспоминаниях "С
Царем и без Царя": "С первого же раза, когда Распутин появился у постели
больного Наследника, облегчение последовало немедленно. Всем
приближенным царской семьи хорошо известен случай в Спаде, когда
доктора не находили способа помочь сильно страдавшему и стонавшему
от болей Алексею Николаевичу. Как только по совету А.А. Вырубовой
была послана телеграмма Распутину и был получен на нее ответ.
боли стали утихать, температура стала падать и в скором времени Наследник поправился".
Безусловно, Царь прислушивался к советам Григория. Из царской
переписки видно, что Царь с вниманием выслушивал предложения
Распутина и нередко принимал их. Особенно это касалось кандидатур
на посты руководителей Святейшего Синода и передвижение епископов
в различные епархии, хотя на последнем этапе своей жизни Григорий
принимает участие и в подборе кандидатур на посты министров и
губернаторов. Во всех случаях он высказывал только свое мнение. Влияние
его на Царя было чисто духовным. А Царь ждал от Григория высших
духовных откровений, как бы санкций Божественной власти.
Только не надо считать Николая II послушным исполнителем указов
Распутина. То, что он советовался с Григорием, вовсе не означало
что он принимал все его советы. При решении абсолютного большинства
вопросов Николай не ставил в известность ни Распутина, ни даже
Царицу. О многих его решениях они узнавали уже из газет или других
источников. В одном из писем к своей супруге Николай достаточно твердо
и даже жестко говорит: "Только прошу тебя не вмешивать
нашего Друга. Ответственность несу я и потому желаю быть свободным в своем выборе".